Когда наступает сочельник рождественский. Что делать в сочельник перед рождеством — обычаи и приметы

«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!»
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда, как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места! Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!»
Валентин Берестов

Из столетия в столетие люди старались создать себе картину о том, каков их Бог. Из столетия в столетие вырастали порой грандиозные, глубоко волнующие душу образы Бога, каким мыслил Его человек. В этих образах воплощалось всё самое высокое, самое заветное и дивное, о чем мечтает человеческая душа. И этого Бога великого, всемогущего, торжествующего Бога, человек мог и помыслить и придумать. Но того Бога, Который явился нам в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог бы; этот Бог — не мечта, а трагическая реальность; Бога обнищавшего, Бога гонимого, Бога, опозоренного перед лицом всех людей; Бога, от Которого некоторым стыдно, потому что в Нем, по слову пророка Исаии, нет, будто, «красоты и величия», такого Бога человек не придумал бы себе; такой Бог мог только явиться, только Себя открыть людям. И этого Бога мы сейчас встречаем в этой таинственной, трепетной, прозрачной зимней ночи. Бог непостижимый в Своем величии, Бог, сияние Которого слепит очи, рождается среди людей от Девы, от юной хрупкой отроковицы, которая так сумела поверить, так уйти, так углубиться в тайну неба, что Слово Божие стало реальностью земли… Бог рождается, становится человеком для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти. Всё горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы всё это понести, Он становится одним из нас. Его рождение в Вифлеемской пещере — начало Его крестного пути; бессмертный — входит в область смерти и отдаётся во власть смерти; Он, Который стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтоб этот мир вернулся к радости своей; Он, Который есть любовь, ставшая плотью, будет встречен сначала холодной безразличностью, затем нарастающим отчуждением, ненавистью; будет отвержен, изгнан, убит…

Вот, какой Бог нам открывается, и такого Бога, поистине, человек придумать не мог, ибо такого Бога он себе и не мог пожелать, потому что Господь не только Сам Себя таким являет, но Он требует от каждого из нас, чтоб мы именно такими, как Он, стали через любовь. (Митрополит Антоний Сурожский)

И вот поэтому 6 января - в Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста , — мы особенно готовим себя к этой встрече со Христом. Конечно же, положа руку на сердце, признаемся себе, что не совсем хорошо провели мы этот пост, и вовсе не подготовили свое сердце к этой встрече. Но у нас есть еще этот день — день уже полный загадочного явления Спасителя. День, когда мы можем отказаться от веселья, прийти в храм — упасть на колени к святому вертепу со своей тихой молитвой. Это день, когда должно умолкнуть все вокруг в ожидании прихода Младенца Христа.

Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста. И этот день особо выделяется из всех дней подготовки к празднику. Из других двунадесятых праздников навечерие (сочельник) имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднества, в канун праздника, 6 января, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений.

Само название (Сочельник ) происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» - вареные зерна риса или пшеницы).

Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. И эта традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Ужин в сочельник — особое событие Рождества . За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.

Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем постные блюда (не разрешаеся вкущать рыбу). В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена.

Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья — неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Трапеза должна быть безалкогольной. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог .



А еще в Рождественскую ночь на подоконник ставили большую свечу. Огонек в окошке свидетельствует о том, что в этом доме ждут Рождения Младенца Христа и Его Пречистую Матерь.

С наступающим Рождеством Христовым
брат и сестра моя!


Слово в Рождественский сочельник

Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно.

Сегодня сочельник в Православной Церкви. Завтра Рождество. Тот, кто меня слушает, может быть, услышит это уже после того как сочельник пройдёт, и Рождество пройдёт. Но ничего, пусть вернётся назад, к этому моменту, который всегда в себе можно воскресить в своей памяти, в своём сердце и в своём переживании. Итак, вернёмся в момент дня сочельника, дня Рождества Христова.

Рождество Христово — это начало нашего спасения. Благовещение — даже больше чем начало, оно называется главизной нашего спасения по-славянски, то есть, оно как бывозглавляет наше спасение, потому что с этого момента начинается новая вечность для нас. И вот так означает, что всё меняется, рождается Христос на этой земле, и мы рождаемся с ним вместе в новую жизнь. Христос-младенец оказывается в вертепе, в яслях в рождественскую ночь, но одновременно с этим мы можем сказать, что происходит удивительная тайна, таинственное рождение Христа-Спасителя младенцем в нашем сердце. И наше сердце превращается в ясли, наше сердце превращается в пещеру, в вертеп. И наше сердце таинственным образом оказывается в соединении, в сочетании, во внутреннем слиянии с богомладенцем, который рождается в нашем сердце и в нашей душе.

Это не просто символ, не просто сравнение, не просто аллегория — это глубже, это таинственное сочетание на деле. Мы действительно можем ощутить в себе величайшую тайну рождения в себе самих младенца Христа-Спасителя.

Неслучайно получилось так, что Он становится, как все мы, как каждый из нас, младенцем, потому что именно младенец, который развивается, постепенно растёт и превращается во взрослого человека и становится тем, кто Он есть по самому своему заданию — в данном случае Тем, кто пришёл спасти этот мир от ужасов страсти и смерти. И постепенно он становится на путь Того, кто понесёт крест и уже несёт крест на Голгофу, и там распинается, и там страдает, и там умирает за нас, за меня, за каждого из нас.

Я в своём сердце это переживаю, я это чувствую, я это, могу сказать, испытываю в себе самом, потому что это настолько глубоко в жизни человеческой, что нужно только как бы кнопочку нажать — и уже это как бы появляется, совершенно как в телевизоре или в записи, которую я делаю сейчас, потому что это глубочайшая тайна, но она тайна именно потому, что она есть реальность, реальность того, что начинается новая жизнь в человеке, во Христе Иисусе. Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно. И в этом рождении я чувствую уже воскресение и новую жизнь, и победу, и радость, и счастье, и что самое удивительное — это сочетание всего во единстве по образу и подобию Божественной Троицы. Наступает вечная, святая, священная, богоначертанная, троическая жизнь.

По аудиопроповеди Епископа Василия (Родзянко),
опубликованной на сайте «Предание.ру»

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НАВЕЧЕРИЯ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю…». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.

В навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа. Рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.. Служится это последование при открытых царских вратах на середине храма, где на аналое полагается Евангелие, пред началом часов износимое священником из алтаря. Уже в этих внешних особенностях совершения часов заключается глубокий смысл, обращающий души и сердца молящихся к духовному содержанию праздника. Открытые царские врата знаменуют открывшееся нам в Рождестве Христовом небо, изнесение Евангелия на средину храма — сошествие Христа Спасителя на землю. Наконец, каждение фимиамом пред Евангелием напоминает о ливане и смирне, принесенных Христу волхвами.

На рождественской вечерне не поется тропарь празднику. Но после отпуста утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца — поют тропарь и кондак празднику: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь».

Казалось бы, с этого момента и наступает праздник Рождества Христова. Однако на самом деле это не так. После славления по Уставу положена трапеза, носящая постный характер, на ней не разрешается даже вкушение рыбы. Это то самое сочиво. Его легко можно приготовить самостоятельно, либо дома вкусить простой постной еды (без рыбы).

Тропарь и кондак должны имеют заставить нас внутренне встрепенуться. Праздник еще не наступил, но вот-вот наступит. Этот трепет удивленной души уносит с собой христианин из храма в свою домашнюю церковь.

После возгласа священника слышится чтение покаянных псалмов великого повечерия еще раз свидетельствуя о том, что цель, к которой ведет нас Святая Церковь, состоит в том, чтобы мы встретили Христа, приняли Его в свое сердце и поклонились Ему. Только с пробуждением в наших душах покаянной веры можем мы надеяться, что вместе с волхвами и пастырями благовременно достигнем Божественного явления Христа, Сына Божия.

Заканчивается эта часть великим славословием, начинающимся словами ангельской песни «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Таким образом, душа, пройдя чрез переживания ветхозаветных праведников, находит в своем сердце слова ангельского славословия, которые непосредственно приводят ее к прославлению Родившегося Христа. И как бы в ответ на это раскрываются царские двери и в предшествии свещеносцев священнослужители выходят в притвор храма при пении торжественной и ликующей стихиры: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и пророцы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы».

Предварение праздника до его наступления имеет место во время великого повечерия: трижды отверзаются царские врата; трижды чтение ветхозаветных псалмов прерывается торжественным праздничным пением. Сначала поются стихи «С нами Бог», а затем, после чтения первого и второго Трисвятого, — тропарь и кондак празднику. Эти песнопения являются предварением праздничной радости.

Вечер накануне Рождества, то есть рождественское Навечерие, зовется у русского народа - Святвечером. Христиане в этот день держат строгий пост до вечерней звезды, употребляя вечером в пищу сочиво - размоченные водой хлебные зерна, потому и день этот носит название сочельника. Многих интересует, что можно делать в вечер перед Рождеством и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день?

Что делают в вечер перед Рождеством

Чаще всего о появлении звезды веселыми криками возвещает детвора. Ведь с давних времен именно дети весь вечер (да что там вечер, весь день) проводили, воздев глаза к небу в ожидании чуда. Нередко, ожидая появления звезды, на улицу выходят семьями, и стар и млад. Ну, а если днем погода пасмурная, и восход Вифлеемской звезды нельзя увидеть, люди просто дожидаются темноты и с ее наступлением торжественно молятся и садятся за стол.

Обычаю не вкушать пищи до первой звезды подчинялись на Руси все православные. Широко известен случай, произошедший с фельдмаршалом Суворовым на ужине с императрицей Екатериной II как раз во время Рождественского сочельника.

Почти у каждого великого человека есть завистники и недоброжелатели. Были они и у Александра Васильевича Суворова. Недоброжелатели эти были весьма высокопоставленными особами, приближенными к императрице. Поэтому нет ничего удивительного, что, несмотря на все заслуги Суворова перед отечеством, императрица медлила с пожалованием ему звезды - ордена Андрея Первозванного.

Когда в тот рождественский вечер все сели за стол и радостно принялись за еду, один Суворов ничего не ел. Разумеется, такое странное поведение не могло не насторожить императрицу, и естественно, она поинтересовалась причиной. На что великий полководец ей ответил просто и со смыслом:

Звезды не вижу, Ваше Величество. Императрица усмехнулась, сняла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав:

Ваша звезда взошла, фельдмаршал.

Вот такая история имела место быть под Рождество...

Сегодня сценарий традиционной встречи Рождественского сочельника почти утерян. Хотя известно, как отмечали праздник наши предки. Канун Рождества встречали скромно. До начала трапезы перед иконами зажигали лампаду и свечи, и все домочадцы, во главе с хозяином дома, читали молитву. Только затем садились за стол и ели в торжественном молчании. Этот ужин назывался - вечеря. А блюда на столе были следующие. Обязательно - сочиво, иначе, кутья, традиционное ритуальное кушанье - рассыпчатая каша, приготовленная либо из риса, либо из пшеницы, либо из ячменя. О сочиве-кутье стоит рассказать подробнее: уж очень велика была роль этой каши!

Что едят в Рождественский сочельник

Кутья считалась хранительницей здоровья. Первоначально сочивом называлось молочко из семян или зерен, а вслед такое же название получила и каша. Варилось сочиво по разным поводам, и радостным, и печальным, и состав сочива заметно отличался. В рождественский сочельник всегда подавали к столу постную кутью: либо кашу, сваренную без всяких добавок, либо размоченные в воде зерна.

Постную кутью, к слову, варили во время рождественского и крещенского сочельников. Ели такую кутью совсем по чуть-чуть, по щепотке. Зерна, из которых варилась кутья, а значит, и сама она, олицетворяли для наших предков непрерывность жизни, неразрывную связь поколений. Также, в виду наличия в ней множества зерен, кутья являлась символом семейного благополучия.

Вот как готовилась ритуальная каша. Самый старший в доме мужчина приносил вечером в дом свежую воду, а самая старшая женщина заносила зерно и ссыпала его в ступу. Пока зерно обрабатывалось - освобождалось от шелухи, всем домочадцам необходимо было желать друг другу здоровья. Только после этого ставили варить-томить кашу в протопленную печку. Когда каша была готова, то подмечали, если кутья уродилась, то и «день уродился, и год в гору попятился». А вот неудавшаяся кутья, по верованиям наших предков, сулила семье плохой год, ведь «без кутьи в избе зябко, неладно».

Еще одним подходящим для кануна праздника блюдом считались сочни. Сочнями назывались: лепешки, поджаренные на конопляном масле; пресная постная сдоба с открытой начинкой (например, шаньги или ватрушки) или без начинки. От названия и пошло название праздника - Сочельник или Сочевник. Правда, в некоторых российских землях название дню дано было не от сочней, а от сочива, кутьи, поэтому второе его наименование - Кутейник.

Кроме постной кутьи и сочней еще одним непременным блюдом сочельника считались различные взвары - густые компоты из сушеных груш или яблок, а также других плодов и ягод, сваренных в горшке на меду или вываренных в сахарном сиропе. Варили и кисели. Пекли в сочельник и блины. Начинали печь с утра и затем одаривали ими детей, поющих колядки. Вообще, накрывая к сочельнику стол, нужно придерживаться следующих рекомендаций. Блюда должны быть: постными (в их рецептуре отсутствует мясо, молоко или сметана), используется лишь растительное масло; на столе не должно быть ничего горячего.

В ночь сочельника считалось грехом не впустить в дом случайного гостя или попросившегося на постой путника - православные христиане не хотели уподобляться древним жителям Вифлеема, в доме которых не нашли приюта Дева Мария и Иосиф Обручник. Путника не только пускали на постой, но и обязательно приглашали к столу. Также, несмотря на сугубо семейный характер вечера, нередко к столу приглашались и одинокие соседи.

После ужина еду не убирали, так как считалось, что к столу придут умершие предки, тоже поесть и порадоваться великому празднику. Какую-то часть кушаний тем же вечером разносили беднякам. Обычно это поручали детям. Не забывали в этот вечер и про животных: хозяин поздравлял с Рождеством всю домашнюю животину и выносил угощение для бездомных животных - миска с едой ставилась на крыльцо или за ворота.

В обрядах различаются кутья «бедная» (постная) и «богатая» (жирная, скоромная). «Бедная» кутья готовится в Рождественский сочельник, а «богатая» - в Новогодие и в день «Бабьих каш». Иногда «богатую» кутью готовят и на Крещение.

Приметы на Рождественский сочельник

Но не только стол готовили к Рождеству и Рождественскому сочельнику. Все в доме убирали, скребли, отмывали до блеска, светлый праздник встречали сияющей чистотой. Все работы стремились закончить как можно раньше, чтобы еще по светлому успеть помыться в бане.

Особое внимание уделяли праздничной одежде. Считалось, праздник Рождества Христова лучше встречать в новой одежде. Хотя, если ничего нового не было, обходились просто лучшим своим платьем, обязательно чистым и светлым. Темное, и уж тем более черное, на Рождество запрещалось надевать категорически: нельзя «приходить на пир в печальной одежде».

После того как праздничные приготовления были позади, наступало время рассказать детям историю Иисуса Христа, Марии, Иосифа, волшебной звезды и трех магов-волхвов, принесших младенцу дары. В этот особый вечер великая и величественная история казалась всем еще более чудесной.

Сочельники бывают два раза в год - накануне Рождества Христова и в канун Крещения, которое отмечается 19 января. По этому случаю совершаются торжественные богослужения. По церковным уставам, каждый верующий обязан посетить храм во время сочельника.

По Церковной традиции с 6 на 7 января празднуют Рождество Христово. Среди православных вечер 6 января называется Святым Вечером или Сочельником. До этого дня Христиане придерживаются строгого поста, поэтому основное блюдо состоит из пшеничных зерен. В народе это блюдо называют сочельником. Многие задаются вопросом, что можно делать в сочельник перед Рождеством, какие существуют обычаи и приметы.

Как правило, во времена наших дедов, о появлении Вифлеемской звезды первыми узнавали дети, именно они в ожидании чуда находились весь вечер на улице и ждали когда же она появиться. Если на улице была пасмурная погода, и звезду было сложно заметить, люди дожидались темноты, и только после этого, всей семьей садились за праздничный стол. Безусловно, перед началом трапезы все молились Господу, благодарили его за пищу, и просили о благосостоянии и крепком здоровье.

Что делать в сочельник запрещено?

В Святвечер запрещается готовить, стирать, убирать в доме, шить, резать, колоть дрова, одним словом заниматься тяжелой физической работой. Особенно в этот праздник нельзя выметать из углов мусор и выбрасывать его. Почему? В древние времена считалось, что в праздничный вечер приходят души усопших родственников, все они собираются в углах. После Крещения все они возвращались на небеса. Поэтому любую работу по дому нужно делать заранее, чтобы праздник был светлым и беззаботным.

Обычаи сочельника

Одной из самых популярных традиций являются колядки. Люди семьями переодевались с интересные костюмы и разыгрывали различные спектакли на тему Рождества. Мужчины надевали наизнанку кожухи и шубы, различные маски зверей и пели рождественские песни «колядки». Бытует мнение, что в Рождественскую ночь царят две силы: добра и зла.

Сила добра зазывала людей прославлять Рождение Христа, угощать детей вкусностями и слушать колядки. А вот сила зла тянула людей на гадания, а ведьм на шабаши. Рождественская ночь считается магической. Многие уверены, что если в праздник увидеть падающую звезду, можно смело загадывать желание, ведь оно обязательно сбудется. Также одной из традиций было соблюдение праздничного меню. На стол ставили двенадцать постных блюд, которые нужно было кушать, только после окончания вечерней службы. И только 7 января разрешалось, есть не постную пищу.

Погодные приметы в сочельник

Если в Святой Вечер сильно метет – ожидайте раннюю весну.
Если утром 7 января на деревьях густой иней – к богатому урожаю.
6 января тепло – готовьтесь к холодной весне.
7 января выпал сильный снег – вас порадует щедрый урожай.

И напоследок отметим, что традиции и приметы Сочельника формировались веками, и даже если вы в них не верите и никогда не соблюдали – вы обязаны их уважать.

Возможно вам также понравится:

Что нужно говорить, когда ставишь свечку за упокой в храме? Что нужно говорить при входе в церковь и что нужно делать?

Самая сильная православная молитва для похудения

Молитва Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Лучшая молитва от пьянства и алкоголизма

Лучшая молитва от порчи и сглаза