Почему ребенок перестал писать в горшок. Главный стимул просится на горшок − когда стоит решительно отказаться от памперсов? Основные причины, почему ребёнок перестал ходить на горшок

Вы так гордились его и своими успехами. И тут – на тебе! Снова стал писать на ковер…

Что могло послужить причиной?

— Стресс (переезд в новую квартиру, адаптация к детскому саду, рождение брата или сестры, ссоры родителей…).

— Интеллектуальный скачок. Так называемые «откаты» в физиологических процессах иногда сопровождают интеллектуальные скачки. Ребенок как бы возвращается на предыдущую стадию развития, потому что не справляется со всеми процессами сразу.

— Определенный разлад в отношениях в семье, злость на родителей.

— Ребенок был приучен писать по команде «пс-пс-пс».

Что делать?

Во всех приведенных случаях не нужно давить на ребенка, акцентировать проблему. Это только усугубит ситуацию. Постарайтесь определить, что стало причиной «отката», и с пониманием отнестись к малышу. Вы можете поговорить с ребенком о том, что его беспокоит. Если вам удалось выяснить, что тревожит кроху – попробуйте нарисовать или слепить ситуацию. Это поможет ребенку символически контролировать то, что происходит. Постепенно начинайте предлагать горшок снова, но не делайте этого слишком активно. Угощения и сувениры, подаренные за «поход на горшок», возможно, и ускорят процесс, но вы тем самым проигнорируете то, что происходит на самом деле.

Если несмотря на все ваши усилия, проблема сохраняется – обратитесь к детскому или семейному психотерапевту.

Каждое, пусть даже и небольшое достижение чада не только не остаётся незамеченным, но ещё и становится целым событием. Жизнь ребёнка, особенно в маленьком возрасте, полна неожиданностей, и одним из таких примеров является ситуация, когда ребёнок перестал ходить на горшок. Понять, что произошло, и как помочь ребёнку и себе, опишет эта статья.

Причины

Причин тому, что ребёнок ходил на горшок, а теперь перестал проситься, может быть множество. Здесь мы опишем лишь самые распространённые из них.

  • Основной причиной является так называемый кризисный возраст. У маленьких детей, как и у взрослых, он тоже бывает, такие периоды наступают в 2, 3 и 4 года. В каждом из этих периодов у ребёнка начинается резкое развитие нервной системы. Он быстро растет в психологическом плане, начинает понимать некоторые вещи и мыслить по-другому. О том, чем этот возраст обусловлен, ходит множество теорий, но вывод всегда остаётся один – кризисный этап наступает практически у каждого ребёнка, и надо его правильно пережить.


  • Стрессовая ситуация. Если в старшем возрасте детей будет привлекать что-то новое, то будучи маленькими, они эмоционально воспринимают любую смену обстановки, переезд, пополнение в семье или же, наоборот, уход кого-нибудь из членов семьи, появление домашнего питомца и даже приобретение новой техники. Из всех вышеперечисленных факторов наиболее стрессовыми являются конфликты родителей и переезды.


  • Помимо ссор между родителями, на ребёнка могут влиять и его собственные конфликты с ними. Непростые взаимоотношения между маленькими детьми и их родителями являются отдельной темой. Маленький ребёнок может и злиться на своих родителей, может и ревновать , и требовать внимания, что косвенно будет являться причиной того, что он поменял свои привычки.


  • Одной из основных причин может стать и прорезывание зубов. Помимо того, что ребёнок перестаёт ходить на горшок, он может сильно болеть.
  • Скачки развития. Для детей характерны интеллектуальные скачки как в сторону развития, так и «назад». Ничего страшного в последнем нет, ребёнок со временем научится справляться со всеми трудностями и обязанностями, к выполнению которых он привыкнет. Причиной таких перепадов может быть и сильный испуг или травмирующая ситуация.
  • Ребёнок просто не хочет ничего делать. Он знает, что мама или другой член семьи все исправят, достаточно лишь позвать их.
  • Детский сад. Бывает такое, что после начала посещения детского сада у ребёнка формируется стойкое неприязненное отношение к горшку. Причиной может стать неправильное отношение воспитателей, и вызванные в связи с этим ассоциации.


Что делать?

Начнем с того, что традиционный подход критики к ребёнку является неправильным и недейственным.

Не стоит превращать каждый поход в туалет в акт наказания.

Конечно же, лучше всего выяснить проблему того, почему горшок вновь стал неугодным, и начать приручение заново. Предлагать горшок надо ненавязчиво, но регулярно. Некоторые педиатры и детские психологи рекомендуют лепить из пластилина вырабатываемые ребёнком отходы и класть их в горшок. Важно делать это вместе с ребёнком, и однажды он сам вновь попросится на горшок.


Использовать технику «вознаграждения» за поход на горшок рекомендуется только в редких случаях. В основном такая стратегия только усугубляет проблему и может принести больше трудностей. Мало того что ребенок станет капризным и беспокойным, он еще и будет требовать сладости и игрушки за каждый поход на горшок.

Другим действенным способом является совместное переодевание. С 2 лет ребёнок уже прекрасно понимает обращённые к нему слова, поэтому следует разговаривать с ним, объяснять, как некомфортно ходить в мокрой одежде, помочь ему переодеться. Важно не делать все самостоятельно, а вместе с ребёнком. Вероятность того, что это сработает с первого раза, довольно низкая, поэтому здесь важна регулярность и терпение. Огромную роль в этом процессе играет и то, что малышу со временем надоест отвлекаться от игр на долгое время, необходимое на смену одежды.


Проще говоря, именно боязнь некомфортного состояния, а не наказания или родителей должна стать мотивацией для ребёнка. Малыш осознает, что если он будет сидеть в мокрой одежде, то замерзнет.

Такой подход может повлиять на привычки уже относительно большого ребенка старше 3 лет, для деток младше понять это будет сложнее. При этом важно содержать ребёнка в достойных условиях и теплом помещении, чтобы избежать последующих проблем со здоровьем, причиной которых может стать мокрая одежда.


  • Помочь в этом деле могут и ровесники малыша, на их примере он тоже может начать пользоваться горшком.
  • Лишь в крайних случаях стоит обращаться к специалистам в области детской психологии. Как правило, ситуация требует вмешательства, если имеется ещё и ряд других серьезных проблем в поведении ребёнка. Чаще всего рекомендуется решать эту проблему в домашних привычных условиях.
  • Дополнительным мотиватором для карапуза может стать одобрение и положительные эмоции родителей, которые они будут демонстрировать после каждого успешного похода на горшок.
  • Если ребенок приступил к пользованию горшком после перерыва, и что-то сделал не так, ни в коем случае не повышайте голос и не заставляйте его убирать. Такое отношение может привести к неприязни малыша как к вам, так и к горшку.


Помните, что если ребёнок отказался от горшка, то это значит, что он находится под действием стрессовой ситуации. Только вы, как родитель, сможете организовать правильный, планомерный и действенный подход к проблеме своего ребёнка.

О том, что делать родителям, если ребенок перестал ходить на горшок, смотрите в следующем видео.

Сразу хочу сказать, что эта статья в первую очередь будет интересна для мам, у которых непослушные детки в плане приучения к горшку - детки, которые все понимают, но делают «свои дела» в штаны или если ваш ребенок перестал проситься на горшок.

Также советую прочесть статью как приучить ребенка к горшку и энурез у детей .

Результаты опроса проведенного на этом блоге показали, что большинство детей приучаются к горшку раньше полутора года . Но ведь достаточно много детей, которые и в 2-2,5 и даже до 3-х лет все еще никак не хотят проситься на горшок.

Причины почему ребенок не просится на горшок

Что является причиной этому? Наверняка, отсутствие чувства дискомфорта, или дискомфорт малыш чувствует, но знает, что мама сейчас все быстро исправит.

Также, совсем не редкость случаи, когда ребенок уже начал просится на горшок, а потом перестал и растерянная мама не знает, как дальше быть. Наказывать ребенка в таких случаях психологи не советуют, говорят, что лучше переждать и молча менять ребенку одежду - скоро он все сам поймет. Это, конечно же, может быть выходом, если вы видите, что малыш действительно начинает все осознавать и скоро все будет как прежде.

Как исправить ситуацию?

Что делать, если капризы ребенка относительно горшка затянулись?

  • Дать понять, как неприятно писать штанишки . Дополнительно объяснить малышу, когда он очередной раз будет мокрый, как нехорошо, что колготки и трусики намокли, все нужно переодевать…
  • Прекрасное средство в таких случаях - самостоятельное переодевание мокрой одежды. Если ребенок еще не в состоянии сам переодеться - вы ему немножко помогите, но пусть сам, до конца участвует в процедуре снимания мокрой и натягивания сухой одежды.
  • По возможности лучше всего отказаться от памперсов .

Мои наблюдения

Главный стимул в приучении малыша к горшку - чувство дискомфорта, а не наказания. Чем раньше мама отказывается от одноразовых подгузников, тем быстрее ребенок приучается к горшку , тем меньше потом у ребенка капризов, он воспринимает это как должное.

Советую молодым мамам не ждать когда ребенок сам поймет, что на горшок нужно проситься, поскольку, этого может и не произойти. Уже после года, а то и раньше старайтесь, как можно реже одевать малышу памперс, лучше - высаживайте на горшок, или берите на прогулку сменные колготки. В год ребенок гораздо проще приучается к горшку, чем в возрасте около 2-х лет, когда появляются капризы, и желание делать все по-своему.

Напоследок, хочу рассказать один прекрасный, и, по-моему, правильный способ приучить малыша проситься на горшок, прочитала я его в книге, которая называется «Непослушные детки, или как научиться понимать своего ребенка» Кравцовой А.М.

Хитрость состоит в том, что бы в определенный момент перестать одевать ребенку подгузник, пусть он некоторое время пописает в штанишки. В то время, когда малыш обмочился, объяснять ему, что вот ты сделал «пис-пис» и поэтому мокрый. Ругать ребенка, конечно же, не нужно, просто поменять одежду. Спустя некоторое время ребенок, еще до того как сделает «пис-пис» начнет проситься на горшок. Вот так все просто. Единственное «но», думаю, такое приучение лучше осуществлять в теплое время года.

Доктор Комаровский: как приучить ребенка к горшку

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 7 минут

А А

Последнее обновление статьи: 21.04.2019

Вы так гордились своим чадом и радовались его успехам. Вот он уже совсем взрослый, и аккуратно ходит справлять нужду в нужное место. Но однажды, по непонятным причинам, вдруг ваш ребёнок перестал проситься на горшок. Сначала может показаться, что это случайность. Но если ситуация начинает повторяться, приходится признать, что перед вами проблема.

Происходить все может самым разным образом. Некоторые дети начинают прятаться, демонстрируя потом только мокрые штанишки. Другие малыши могут демонстративно посидеть на горшке, ничего не сделав, а потом решать свои «вопросы» тихонько в стороне.

Часто на уговоры и любые попытки взрослых исправить ситуацию возникают истерики и неадекватное поведение со стороны ребенка. Многих молодых родителей такая проблема может поставить в тупик, из которого тяжело найти выход. На самом же деле, все не так страшно и ситуацию можно легко исправить, если разобраться в причинах такого поведения ребёнка.

Основные причины, почему ребёнок перестал ходить на горшок

Вот уже казалось, все самые большие проблемы решены. Ваше чадо исправно делает свои дела на горшок, одежда карапуза остаётся сухой, а родители не перестают радоваться его успехам. Но потом вдруг что-то случается, и вы опять сталкиваетесь с проблемой горшка. Случайностей не бывает, и, скорее всего, вы, как и многие родители, столкнулись с одной из нижеперечисленных причин:

  1. Пережитый стресс. Ребёнок мог очень сильно чего-либо испугаться, или же в доме напряжённая обстановка, постоянные конфликты между близкими людьми. Маленькие дети очень чутко реагируют на стрессовые ситуации, и это зачастую становится причиной того, что они забывают приобретённые навыки, в том числе и умение ходить на горшок.
  2. Малыш начал бояться горшка. Такая причина чаще возникает у деток, которые уже посещают детский сад. Дома они могут достаточно длительное время исправно ходить на горшок, а с началом посещения детских дошкольных учреждений резко отказываются от своих привычек. Связанно это с тем, что незнакомая обстановка, непривычный горшок могут вызывать у детей чувство резкого отторжения. Не стоит забывать при этом о периоде адаптации к новым людям и обстоятельствам. Дома же резкое неприятие горшка могут вызвать неприятные ощущения холода или непонятные звуки, которые малыш слышит, сидя на нём.
  3. Кризис 2 -3 лет. Наши дети развиваются не только физически, но и психологически. В возрасте двух - трёх лет ребёнок резко меняется в своём поведении и многие молодые родители не могут понять истинных причин такого поведения. На самом же деле происходит созревание и развитие нервной системы, у ребёнка начинает формироваться восприятие себя как личности. Это может сопровождаться бунтом и непослушанием, отказом делать привычные вещи.
  4. Проблемы со здоровьем. Плохое самочувствие может сопровождаться отказом ходить по нужде на горшок, поскольку такие навыки требуют от малыша некоторых усилий. Больной ребёнок очень часто просто не в состоянии справиться с такими нагрузками.
  5. Физически неприятные ощущения при сидении на горшке. Нужно внимательно проследить за тем, как ваш малыш сидит на детском сидении. Возможно, ему просто неудобно, поскольку горшок стал мал для него.
  6. Слишком рано начали приучать своё чадо ходить на горшок. Иногда мамы так спешат развивать и обучать своё чадо, что могут вызвать у него обратный эффект. Ранее приучение к горшку – это рефлекс. Рефлексам свойственно со временем угасать.

Пока ребёнок не будет готов психологически к освоению процесса, длительного и устойчивого результата от ваших стараний можно не ждать. Объективно оценивайте возможности вашего крохи и обучайте навыкам соответственно возрасту малыша.

Итак, проанализировав ситуацию и разобравшись с причинами «мокрых штанишек», можно переходить к исправлению ситуации.

Что делать для восстановления приобретённых навыков

Главное, что нужно понять родителям, – это то, что вашему малышу и так непросто в сложившейся ситуации. Поэтому стоит запастись терпением и ещё раз терпением. Все горести скоро пройдут, а вы без лишних стрессов сможете помочь вашему чаду пережить неприятности. Криками, упрёками или высмеиванием можно сделать только хуже, и исправить ситуацию потом будет намного сложнее.

  • Первое, что вы можете сделать, – это просто заменить горшок. Причём желательно, чтобы малыш участвовал в его выборе. Красивый, интересный и удобный горшок может пробудить у ребёнка желание ходить на него.
  • Если дома проблемы или конфликтные ситуации, то взрослым стоит оградить своё чадо от них. Для ребенка необходимо создать тёплую и комфортную атмосферу. Это прекрасно поспособствует развитию и закреплению новых навыков.
  • Если ребёнок бойкотирует горшок в связи с началом посещения садика, то устранить такую проблему сможет только время. Запаситесь терпением и мягко ненавязчиво продолжайте предлагать ему сходить на горшок. Адаптационный период скоро пройдёт, и вы не заметите, как все нормализуется.
  • Можно попробовать высаживать малыша каждые двадцать – тридцать минут. Иногда детям надоедает то, что их постоянно отрывают от игр, и они самостоятельно начинают ходить на горшок. Как правило, такая хитрость срабатывает с детьми старше трёх лет. Карапузы поменьше могут и истерики закатывать.
  • Начинать процесс приучения к горшку можно с полуторагодичного возраста. Формирование необходимых навыков в этом возрасте занимает намного меньше времени. Если же ребёнок в течение длительного периода игнорирует все ваши попытки, тогда есть смысл обратиться к специалистам. Проблемы могут иметь более глубокие корни, и справиться с ними поможет профессиональный психолог.
  • Если ваше чадо пышет здоровьем, активно растёт и развивается, а вас смущает только отказ ходить на горшок, то переживать по такому поводу не стоит. Иногда дети делают маленькие шаги назад, чтобы потом удивить вас огромным скачком вперёд.

Здравствуйте, уважаемая Ирина Юрьевна! У меня такая проблема - моему сыну 2.6 года, он перестал проситься на горшок. Надо сказать, что ребенок очень активный и практически не сидит на месте. Приучала его с 1 и 3 месяцев, через месяц он начал ходить на горшочек и сразу стал проситься по-большому и по-маленькому. В течение месяца все шло успешно, но однако, его не все могли понять кроме меня, что он хочет или просто не слышали (он говорил "а-а"), в связи с чем какать он постепенно перестал проситься, писать просился через раз, а со временем и вообще стал делать свои дела только в штаны молча. Подставляла ему горшок, он туда только писал (какали мы исключительно только в штаны). Писали то писали в горшок, а вот сам никак говорить не хотел, иногда правда показывал, что сделал мимо и нес тряпку вытирать)). Далее в 2.2 годика ребенка все-таки с горем пополам начал проситься какать, писать - не писал в штаны, терпел, пока не поставят, до последнего. Просился около недели, затем опять стал ходить под себя и сообщать уже когда накакал - словом - Убери. Кстати, ночью ребенок спит без памперсов, не писается с полутора лет (ночью начинает ворочаться, ставлю ему баночку, пописает и спит дальше). Потом в 2.4 года снова начал проситься уже и по-большому и по-маленькому (даже когда мы ехали в машине или были где-то вне дома) и так было около 3 недель. Даже стали на унитаз ходить со стульчиком, ему оч нравилось. И тут снова сюрприз нас поджидал - последние недели 2-3 ребенок перестал проситься на горшок - ни писать, ни какать, причем раньше, когда его спрашивали, - хочешь писать или какать, и он в действительности хотел, он всегда отвечал - да. А сейчас как ни спросишь - все время почти говорит - нет. А после этого ответа подставляю сыну горшок, и он удачно писает целую лужицу)). Говорит "хочу какать/писать" уже после того, как это сделает. Уже что только ни делали - и объясняли, как надо, папа показывал, друзья постарше за компанию писали и заманивали конфетками, машинками, и ругали, и все равно все по-своему. Он вроде бы поймет и сам все расскажет, что и как надо - писать в горшочек, а в штаны нельзя ни какать, ни писать, а потом сделает, скажет уже после и может ухмыляться. Вот и возник у меня вопрос - почему так. Подскажите, пожалуйста, почему так происходит, что ребенок уже фактически прекрасно просит посадить его какать или поставить писать, а потом через какое-то время снова начинает ходить в штаны, причем это происходит уже не первый раз. Я просто не могу понять, в чем дело, смотрю на него, и мне кажется, как будто он забывает, что ли, что до этого он делал все это на горшочке или унитазе, его как будто подменяют, хотя ребенок очень умный, быстро все схватывает, рассказывает стишки и пытается петь песни. Может быть, он просто как-то пытается привлечь внимание наше (муж очень часто уезжает по работе, сын по нему скучает, по его приезду никуда его не отпускает, ходит за ним хвостом, а я почти все время занята домашними делами и плюс я работаю на дому), потому что я заметила, что ребенок и просится и более послушен, например, когда у меня появляется время - я с ним провожу целый день именно возле него - играя, занимаясь и просто выполняя его все просьбы и капризы. Создается впечатление, что ребенок то ли протестует, что ему, по его мнению, уделяют мало внимания, или просто вредничает.
Спасибо заранее большое за ответ.
С уважением.

Анна, Бишкек, 28 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Анна.

Регресс в приучении к горшку возможен, и это нормально. Чаще всего причиной является стресс, например, какие-то изменения в распорядке семьи или в окружении ребенка, такие как переезд, переселение в другую комнату, новая группа в детском саду, новая няня и т.п. Подобные стрессы это также нормально, невозможно и неправильно пытаться освободить ребенка от естественного течения жизни и перемен. Важно не реагировать слишком эмоционально, переживая это как неудачу (регресс в приучении к горшку). Неважно, что поощрение сейчас не работает, продолжайте в любом случае ребенка чем-то поощрять и говорить ему об этом (молодец, умница, у тебя получилось и т.п.) Горшок должен восприниматься ребенком как одобряемый и положительный объект, хождение на горшок - как то поведение, которое поощряется взрослыми и приносит бонусы. Также выделите определенное время, когда Вы обязательно играете с ребенком. Пусть это будут полчаса в день, но они должны быть каждый день. У ребенка должно быть ЕГО время с родителем. В остальном Вы все делаете верно, и такие откаты нормальны для возраста до трех лет. Наберитесь терпения. Все будет хорошо.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.