Что такое колядки и когда колядовать. История возникновения колядок

В январе у нас праздников много: Новый год, Рождество, старый новый год.
В эти дни народ веселится, ходят в гости друг к другу, желают счастья, здоровья и достатка, накрывают богатый стол и приглашают родных к гости. Кроме праздничных застолий, на Рождество принято колядовать, ходить по дворам, петь колядки с пожеланиями здоровья и счастья.

Что такое колядки, как правильно колядовать, какие костюмы надевают на колядование?

Традиция колядовать родилась еще во времена язычества, когда наши предки поклонялись богине плодородия Коляде и отмечали день зимнего солнцестояния, когда дни становились длиннее, а ночи короче. Люди пели песни, посвященные этому событию, чтобы урожай был хорошим, а в доме был достаток.

С рождением христианства два праздника переплелись и практически являются одним целым. На Рождество взрослые и дети наряжаются, ходят к родным, знакомым, разучивают колядки, щедровки, желают всем благополучия и счастья. Колядки — это традиционные обрядовые песни, которые чаще имеют религиозный характер, прославляют рождение Иисуса Христа . Словами колядок стали благодарить Бога за все хорошее, что произошло в старом году, восхваляли щедрость и гостеприимство хозяев.

Как правильно колядовать

По традиции, по селу, деревне ходят ряженые: парни, девушки, переодетые в костюмы, и колядуют. Зрелище это очень яркое и интересное.

Во-первых, для колядования нужно собраться группой, не менее трех человек. Во главе компании ряженых идет »звездарь», который несет на палке большую восьмиконечную звезду — символ рождения Иисуса Христа. Звезда — это главный атрибут Рождества . Ее можно вырезать их картона или сделать из проволоки, украсить блестками, битыми игрушками. Звездарь — это главное лицо. Он должен очень хорошо знать колядки и петь их.

Следующий идет ‘‘звонарь», который несет колокольчик. Он звонит, тем самым сообщая хозяевам, что идут колядники.

И замыкает шествие ‘‘мехоноша’‘ . У него есть мешок, куда хозяева кладут разные сладости, калачи, бублики. Мешок должен быть ярким, сшитым из прочной ткани. Украсить его можно звездами, месяцем, солнцем.

Прежде чем начать колядовать, ряженые должны спросить у хозяина разрешения колядовать. Конечно, в этой просьбе никто не отказывает, но для приличия все равно требуется спросить разрешения. Если хозяин дал добро, ряженые благодарят его, желают гостеприимным хозяевам здоровья, счастья, благосостояния и начинают петь колядки.

Колядки на Рождество для детей
Детей совсем несложно научить колядовать. Они могут запомнить небольшие колядки. Разучивая с детьми колядки и щедровки, мы их приобщаем к традициям славянской культуре. Малыши очень быстро воспринимают на слух слова колядок. Несколько повторений и они их знают наизусть. Тем более, зная, что потом им дадут сладости, дети учат колядки быстро.

***

Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком.
——————

Христос Спаситель
В полночь родился,
В вертепе бедном
Он поселился.

Христос Владыка,
В твой день рождения,
Подай всем людям,
Мир просвещения!
—————-

А я маленький, да удаленький,
Во вторник родился,
В среду учился
Книги читать,
Христа величать!
Вас поздравлять!
Будьте здоровы.
С Рождеством Христовым!
———————-
Нынче ангел к нам спустился,
И пропел: »Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!

В наше время дети ходят с колядками, чтобы повеселиться и получить угощение.
Детей можно нарядить в яркие одежды. Например, скоморохом: в яркую рубаху, шаровары, шапку на голову с бубенчиками, подпоясать поясом рубаху. Если ваши дети идут колядовать, позаботьтесь, чтобы они были тепло одеты, не забудьте дать им варежки, чтобы они не замерзли. Зима все же на улице!

Часто принято посевать пол зерном, чтобы в домах был достаток. »Cею, сею, посеваю, с Новым годом или Рождеством поздравляю!»
Разучивая с детьми колядки, мы помогаем им развивать память, творческие способности, дети узнают об обрядах и традициях Рождества.

Короткие колядки для детей на Рождество

Дайте сладкого медка,
Да кусочек пирога,
Я станцую и спою.
И колядки пропою!
——————
Помогаю маме я.
Колядую до утра.
Пожалейте деточку,
Дайте мне конфеточку!
—————-

Вы детей не прогоняйте.
А вкуснее угощайте!
Дайте сушек и баранок,
И какой-нибудь подарок!
———————
Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом!
—————-
Дети заходят по домам
угощений дайте нам!
Пожелаем вам удачу,
И здоровьице впридачу
—————-
Пришли ряженые,
Все накрашенные.
Будем вас развлекать,
Настроение поднимать!
—————-
Дайте нам монетки,
Детям по конфетке,
Не приносим людям зла.
Нам отказывать нельзя!
——————
Идет коза рогатая.
Колядками богатая.
Чем наполнен сундучок
Положите к нам в мешок!
—————
Мехоношей я зовусь,
И морозов не боюсь!
К вам иду на огонек,
И несу большой мешок!
——————
Динь-динь, динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
—————-
Матушка-зима пришла.
Отворяйте ворота!
пришли святки!
Пришли колядки!
Коляда-моляда!
Колядки с пожеланиями
С Рождеством святым вас, люди!
мир да лад у вас пусть будет
Чтобы горя вы не знали,
И в богатстве проживали!
———————
Ангел с неба к вам спустился
И сказал: »Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
——————
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай Бог тому, кто в этом дому,
Всем людям добра желаем.
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья,
Маслица коровьего.

Костюмы для колядования
Чтобы правильно колядовать, недостаточно только выучить слова песен. Еще нужно нарядиться, подобрать костюмы для колядования детям.

Можно нарядить детей в народном стиле.

Одежда должна быть яркой, нарядной. Можно поискать в сундуке бабушкином что-то подходящее и сшить ребенку костюм. Девочке можно подобрать яркий платок, красивую яркую и пышную юбку, лучше длинную, сделать венок, украсить его разноцветными лентами.

Мальчикам тоже можно надеть рубаху в народном стиле, украшенную вышивкой, широкие шаровары. Всю компанию можно нарядить и отправить колядовать по селу.

Маски.

Маски всегда были важным элементом рождественского костюма. Раньше их шили из плотной ткани, кожи. Сейчас можно купить готовую маску или попробовать самому сделать. Какие маски чаще надевают на рождество: маска козы, оленя, собаки, лошади.

Коза.

Типичный персонаж коляды. Можно надеть тулуп или дубленку, вывернутую наизнанку, надеть маску козы, на голову вязаную шапочку, к которой можно прикрепить рожки.

Медведь.

Тоже участник праздничных гуляний на Рождество и старый новый год. Костюм можно взять напрокат. А можно тоже надеть бабушкину шубу старую, дедушкину шапку-ушанку, разрисовать лицо, нарисовать нос. Просто! И костюм медведя готов!

Взрослые не смогут устоять перед наряженными детьми, распевающими звонкими детскими голосами песни. Щедро их угостят сладостями, дадут монетки. Ведь дети принесут столько радости, настроение очень поднимут и родным, и соседям.

Разучивайте с детками колядки на Рождество, поздравляйте родных с праздником.

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор. -


Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).



Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).


У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.



Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.



И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).


Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.



Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла.


Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала. бересты.


Переодевание (превращение) чудище лесное - козла, волка. медведя - подчеркивало дух праздника. Чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.



Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.



Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.



Вот одна из колядок, которые поют под окнами:


На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,


Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:


Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок


По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.


Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.




Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима - это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки - собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.



Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.



В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу - потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.


В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей - то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.


Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» (от древнеславянского слова «язык», означавшего «народ»).


Эту презрительную обзывалку некогда единой у всех "варварских" европейских народов религии друидов/волхвов придумали христианские церковники. Смысл слова "языческий" можно перевести на современный язык как "простонародный", "плебейский".


И ныне РПЦ старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией


БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.



В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления, (про календарь будет отдельный пост).



Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.



«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.



Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла.


Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки>?


Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел.


Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.



……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.


У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.



Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..


Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…



В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.


Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках


После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.




Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой.


Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.


Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.


И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

7 января мы будем отмечать . В народе на этот праздник было принято колядовать. Давайте вместе узнаем, что такое колядки на Рождество.

Колядки на Рождество

Колядки — это хвалебные песни в честь бога Коляды. Давным давно, когда наши с вами предки были ещё язычниками, они верили в разных богов, среди которых был Коляда. Считалось, что он сын Даждьбога — божества Солнца. В древние славяне верили, что старое солнце меняется на молодое. Тогда и праздновали день рождения Коляды, для которого сочинили специальные песни. Они и получили потом название колядок. Люди, которые наряжались в костюмы животных, ходили по домам и пели эти песни, назывались колядующие. За исполнение колядок хозяева одаривали их едой или деньгами, чтобы задобрить, иначе колядующие могли устроить какую-нибудь пакость.

После распространения христианской религии обряд колядования стал приурочен к Рождеству.

Рождественские колядки


Рождественские колядки — это песни в честь рождения Иисуса Христа. Современные колядующие также ходят ряженые по домам, только теперь они поют колядки в честь Бога, поздравляют хозяев с этим праздником, желают им здоровья, благополучия и богатого урожая. Взамен, как и раньше, получают подарки: деньги или еду.

Считается, чем щедрее будут хозяева дома, тем успешнее будет для них год.

Колядовать начинают с появлением на небе первой звезды: она символизирует собой Вифлеемскую, которая указала на место рождения Иисуса Христа древним волхвам. Собирается компания, все одевают костюмы и маски животных, впереди идущий несёт на шесте восьмиконечную звезду — символ Рождества. Есть также должность звонаря — тот, кто звонит в колокольчик и таким образом предупреждает о приближении колядующих. Постучав в дом и поздоровавшись с хозяевами, колядующие спрашивают разрешения, и только потом начинают петь рождественские колядки. За это получают подарки, которые складываются в специальный мешок. Носит его мехоноша.

Тексты рождественских колядок могут быть как готовыми, взятыми из книг, или собственного сочинения. Главное, рифма, простой мотив и звонкий голос. Часто поют такую рождественскую колядку:

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай Бог тому, кто в этом дому,
Всем людям добра желаем.
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья,
Маслица коровьего.

Есть и детские рождественские колядки , например:

Бом-бом-бом,
В ворота мы ваши бьем!
Мы пришли вам счастье дать,
Будем здесь колядовать!
Поскорее к нам идите,
Угощения несите!
Ждем печенья, ждем конфет,
Желаем счастья на сто лет!

Можно просто включить запись рождественских колядок, например, на телефоне, и подпевать. Главное позитивный настрой и желание повеселиться. Колядовать ходят с Рождества до Крещения (с 6 по 19 января).

Зима богата на снег, праздники, различные забавы и древние традиции. Новый год - самый любимый народный праздник, а Рождество - самый светлый и добрый день для всех верующих христиан.

Но в славянской традиции есть еще один, к сожалению, многими забытый праздник - Коляда. Его истоки уходят в глубокую древность, что делает его двойне интересней. Давайте узнаем, что это за праздник, и откуда пришел обычай колядовать на Рождество.

Языческие корни и христианские традиции

Наши предки жили по законам природы, поэтому она и определяла все праздники. Главную роль играл культ Солнца, так как именно от него зависел урожай. Так, очень важными считались дни зимнего (21 декабря) и летнего (21 июня) солнцестояния, а также весеннего равноденствия (20 марта). Праздник Коляды связан именно с зимним солнцестоянием.

У наших предков, которые жили на территории современной Украины (Галиция, Закарпатье), существовала легенда , посвященная этому дню. Считалось, что Коротун (змей — сказочный персонаж в украинском фольклоре) пожирает Солнце. Но добрая богиня Коляда спасает человечество, произведя на свет новое солнце под именем Божич. Люди хотят защитить новорожденного от злого Корутуна, и для этого они переодеваются в страшные костюмы , громко кричат и поют песни. А после ходят по дворам, извещая о рождении нового Солнца. Эти песни и были названы колядками .

С принятием христианства церковь начала жестко бороться с языческими обычаями, в частности и с праздником Коляды. Колядование церковь называла «сатанинскими, дьявольскими играми» и всячески пыталась его запретить. Однако сделать это так и не удалось. Тогда была предложена альтернатива: церковные служители и просто верующие люди ходили по домам и прославляли Иисуса Христа. Так появились церковные колядки.

Однако многим это было непонятно, поэтому церковных колядовщиков часто не принимали в дом, либо не одаривали как следует. Например, в Словакии прилежные хозяйки сразу после ухода ксёндза, который приходил с «церковной колядой», спешили вытереть написанный церковным служителем крест на двери.

Считалось, что если этого не сделать, то куры поздно начнут нестись весной. А в Полесье колядовщиков-христославов вовсе не пускали в дом, потому что в таком случае урожай проса может быть очень бедным. А вот колядовщиков, которые ходили «по древнему обычаю» всегда принимали очень радушно и щедро одаривали гостинцами.

Была перенесена и дата исполнения «новых» колядок. Если «по старому обычаю» колядовали в день зимнего солнцестояния, то церковные колядки пели вечером перед Рождеством (у католиков - 24-го декабря, у православных - 6-го января).

О чем «поют» колядки

Колядка - это песня, которая исполняется во время ритуальных обходов домов, за что исполнители обычно получают вознаграждение.

Аграрные

Аграрные колядки прославляли солнце, звезды, природу, желали хозяевам счастливого нового года и богатого урожая, здоровья всем членам семьи, а молодым девушкам - обеспеченных женихов. Наиболее древними считаются те колядки, которые прославляли воинскую славу, победу в подвигах и т.д.

Разнообразие текстов колядок просто поражало. Обычно одна группа разучивала около 80 песен. Мелодия и рифма были очень просты, благодаря чему к группе мог присоединиться каждый желающий человек, который готов был освоить такой объем информации.

Вот несколько примеров аграрных колядок:

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом.
Куда коза рогом -
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!

А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и бытьем,
И богатством…

Иногда в песнях выпрашивали гостинцы и даже «угрожали», если хозяева поскупятся:

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.

Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

Церковные

В церковных колядках извещали о рождении Иисуса Христа и прославляли его. В текстах песен также часто упоминается имя Девы Марии, образы волхвов, ангела и пастуха. Это обычай имеет нечто общее с вертепом, о котором мы рассказывали в статье .

Как правило, колядовщики-христославы носили с собой восьмиконечную звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, которая и привела волхвов к маленькому Спасителю. Вот несколько примеров рождественских колядок:

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились -
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны - Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье -
Днесь Христово Рождество!

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо, чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.

Со временем церковные и аграрные колядки тесно переплелись между собой, и в текстах уже можно было услышать как хвалу новорожденному Иисусу, так и пожелания здоровья и благополучия хозяевам.

Как проходил колядный обряд

Колядные обряды начинались после заката солнца в день зимнего солнцестояния и продолжались до рассвета. Считалось, что именно в это время на улицу выходит нечистая сила, которую необходимо отпугнуть. Плохим знаком было, если утреннее солнце застанет колядовщиков в пути.

Кроме того, были колядные обряды, которые начинались ранним утром. В них принимали участие дети и взрослые, которые не одевались в костюмы нечистой силы. Также имело значение то, как колядовщики обходили село. Так, было принято начинать обход с востока и идти на запад.

В горных селах колядный обряд начинался с домов, которые были расположены в низине, и заканчивался у дворов на самой верхушке горы. Таким способом колядовщики подражали весеннему пробуждению природы.

Участники

Обычно в колядном обряде участвовали женские, мужские группы, а также дети. Самыми распространенными были мужские колядные группы , которые по большей части состояли из молодых неженатых парней. У каждого из колядовщиков была своя роль:


Стоит отметить, что в колядовщики брали не всех. Так, не принято было принимать в группу людей с физическими изъянами (хромых, одноглазых и т. д.), с психическими расстройствами, а также тех, в доме которых недавно кто-то умер.

Одежды

Существовали различия и в нарядах. Было два типа колядных групп : ряженые и неряженые.

Первые надевали вывернутые наизнанку шкуры животных, мастерили страшные маски . Такие костюмы имели символический смысл, так как подобным способом люди изображали духов своих предков, которые пришли защитить живых от нечистой силы.

Представители второй группы (немаскированные) одевались в праздничные одежды, украшенные специальными букетиками , которые назвались «колядными китками», а на голову поверх шапки надевали праздничные венки из веток хвойных деревьев и бумажных цветов .

Процедура обряда

Как уже говорилось, подготовка к колядованию начиналась заранее: за несколько месяцев участники разучивали колядки и готовили костюмы.

В день колядования все участники вечером собирались в одном доме, откуда и начинали обход всех жителей села. Подходя к дому, колядовщики окликали хозяина и спрашивали его разрешения начать колядный обряд; иногда это происходило в песенной форме. После этого было два варианта развития. В первом колядовщики исполняли одну колядку, получали угощение, благодарили хозяев и шли к следующему дому. Во втором варианте их приглашали в дом, где они пели колядки для каждого члена семьи; иногда садили за стол или все вместе устраивали веселье (песни, танцы). В конце колядовщиков одаривали, и те шли дальше. Обойдя все дома, участники колядного обряда собирались и делили дары или все вместе трапезничали.

В качестве подарков выступали съестные продукты (колбасы, сало, мясо), реже - монеты и мотки пряжи. Основным и обязательным элементом одаривания был хлеб - его специально готовили к празднику Коляды. Посредством даров хозяева благодарили колядовщиков за проведение ритуального обряда и за «пророческие» пожелания здоровья, счастья и богатого урожая.

Если же хозяева ничего не предлагали колядовщикам, то последние были вправе в шуточной форме проклясть их и пожелать плохого урожая. Поэтому такой вариант являлся редкостью, так как люди в те времена верили в силы природы и действие различных заговоров и ритуалов.

Колядование в наши дни

К сожалению, на сегодняшний день традиция колядования стала большой редкостью, особенно в России. Это связано с сильным влиянием церкви, которая ожесточенно боролась с языческими обычаями. Однако в Беларуси и западных областях Украины колядный обряд сохранился, и многие люди продолжают эту древнюю традицию.

Сейчас принято колядовать вечером перед Рождеством (24-го декабря или 6-го января), так как языческий праздник Коляды в его первичном виде церкви, все же, удалось вытеснить.

Колядки - это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка - рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки - рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки – колядуют все!

Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, - ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» - это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда - Курская область, Виноградие - Архангельская область и Русский Север, Таусень - Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, - но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января - дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, - все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» - специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп - театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп - это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел - исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки - это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.