Когда ребенка надо приучать есть самостоятельно комаровский. Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой: советы специалиста. Пошаговая методика обучения, игры для развития умения пользоваться ложкой, в каком возрасте лучше начать учить пользоваться ложкой, важные знания о развитии мелкой моторики детей.

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой?

Дорогие читатели «Родной тропинки»! Эту статью я писала по просьбам мам — участниц моих курсов и читательниц моего сайта. В ней я ответила на многие ваши вопросы.

Хорошо развитая речь ребенка и развитие его мышления, умственное развитие малыша очень тесно связаны с развитием действий ребенка с предметами. Вы узнаете из статьи:

  • Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой? Как связаны речь малыша, его мышление и умение ребенка действовать с предметами?
  • Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой?
  • Раздел 4. Последовательность и правила обучения ребенка использованию ложки: это важно знать.
  • Раздел 5. Как подготовить руку ребенка? Игры — занятия для развития мелкой моторики и правильного захвата предметов.
  • Раздел 6. Что может Ваш малыш.

Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой?

Зачем учить пользоваться ложкой маленького ребенка? Это первый вопрос, на который нам с вами, дорогие читатели этой статьи, нужно ответить. Ведь, действительно, нам — взрослым, гораздо проще, да и быстрее – накормить ребенка самим, чем учить его пользоваться ложкой. Да и чище намного будет, намного меньше проблем с уборкой! Может быть не нужно спешить?

Давайте разберемся.

Развитие движений пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие мозга ребенка. Это настоящая «умная гимнастика» для любого малыша. Овладение ложкой – это овладение так называемыми «орудийными действиями», которые способствуют не только развитию самостоятельности ребенка, но и его умственному развитию. Ребенку нужно скоординировать свои действия, правильно взять ложку рукой, под нужным углом наклона донести пищу в ложке до рта. Но и это не всё! Нужно дальше в правильном направлении наклонить ложку чтобы пища попала ему в рот, а не мимо рта. Это очень большой не только физический, но и умственный труд для малыша! Такая задача сродни задаче взрослого научиться с нуля фигурному катанию – придется учиться координировать свои движения, находить равновесие, осваивать рисунок движений. И в этом труде малышу очень нужна наша помощь.

Просто дать ложку и надеяться, что ребенок с удовольствием начнет ей кушать – это ложная надежда. У малыша будет не получаться, он будет расстраиваться и расстраивать вас. И поэтому нам очень важно понять, как помочь ребенку овладеть этим орудийным действием, как пошагово помочь ему овладеть этим непростым для него умением. Ведь даже если самую сложную задачу разделить на маленькие простые шаги — то она станет легкой! Как это сделать — ниже в статье.

А сначала давайте разберемся с тем, а что такое орудийное действие и почему такие действия очень важны для развития детей 1-2 лет.

Пользование ложкой – это орудийное действие ребенк а (т.е. действие с инструментом — помощником ребенка), в котором есть определенный «рисунок». Постепенно рисунок этого действия отрабатывается до автоматизма, и мы уже о нем на задумываемся. Но на начальных этапах умение есть ложкой даётся не просто, и нам очень важно знать, как помогать малышу и в освоении орудийного действия с ложкой, и во всех других случаях его овладения подобными действиями.

Что такое «орудие»? Это предмет, с помощью которого выполняются те действия, которые без него выполнять не удобно, невозможно или не принято. Таким предметом можно:

  • придвинуть к себе игрушку, протолкнуть сюрприз из трубы наружу (в этом случае орудием является палочка),
  • выловить рыбку из тазика (орудие- сачок),
  • забить втулочку в обучающей игрушке (орудие – детский деревянный молоточек),
  • размазать масло по кусочку хлеба (орудие – детский пластмассовый безопасный нож или палочка),
  • пересыпать песок в ведерко (орудие – совочек).

Действия с орудиями – предметами (и с ложкой в том числе, т.к. ложка – это «орудие» действий человека) направлены на развитие мышления ребенка, его мозга! И подготавливают развитие речевого мышления. А также подготавливают появление у ребенка изобразительной деятельности, совершенствуют действия кисти ребенка, его ручную умелость. Действия с орудиями расширяют возможности мышления малыша при выполнении им практических задач в жизни, приучают добиваться цели. Например, такой целью для ребенка может быть достать из таза с водой цветные шарики с помощью орудия – большой ложки – черпачка. Для этого надо научиться пользоваться этой ложкой, правильно держать ее в руке, нести ложку с правильным наклоном.

Орудийными действиями малыш интенсивно овладевает именно в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), и умение есть ложкой — в числе таких очень важных для развития малыша орудийных умений. Если игры — занятия с другими «орудиями» нам нужно специально организовывать и планировать, то еда ложкой — это естественный ежедневно повторяющийся процесс, в котором мы решаем те же развивающие задачи в быту по ходу обычной жизни малыша.

Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой

Итак, мы видим, что обычная еда ложкой – это очень полезное для развития ребенка занятие. Когда же стоит начать малыша обучать использованию ложки? Здесь очень важно внимательно наблюдать за малышом, чтобы попасть в его личный пик интереса к данному процессу!

Обычно в возрасте после года (примерно в возрасте 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев) во время кормления малыш начинает брать у Вас ложку и пытаться сам есть. Или пытаться как-то ей манипулировать. Или жестом просит дать ему ложку. Очень важно «поймать» этот момент и использовать его. Это означает, что малышу уже пора учиться есть ложкой. У ребенка есть такое желание, и нам важно его подхватить! Если же Вы в это время заберете ложку у ребенка и не дадите ему самостоятельно есть, то малыш уже вскоре перестанет просить у Вас ложку. Момент будет пропущен. Если же сразу же после просьб ребенка дать ему действовать ложкой Вы начнете учить малыша пользоваться ложкой (как это сделать — я описала ниже), то это будет самый лучший период, когда обучение пройдет максимально легко для Вас и для ребенка.

Именно возраст 1-2 лет является самым лучшим периодом для развития навыков самообслуживания малыша и приучения его к умению пользоваться чашкой, ложкой, к опрятности и порядку. Малыш в это время сам с удовольствием помогает взрослым и рвется попробовать всё сам! Этот порыв, это стремление важно нам использовать во благо развития ребенка. В возрасте 3 лет и позже это сделать гораздо сложнее, у малыша будут уже другие интересы. А в 3 года в ответ на нашу просьбу начать «кушать самому, так как ты уже стал большой» ребенок может начать капризничать и откажется от ложки. И процесс пойдет намного труднее чем на втором году жизни.

Раздел 3. Как захватывает ложку малыш 1-2 лет: правильный и неправильный захват. Почему ребенка нельзя заставлять держать ложку как взрослый?

3. 1. О правильном и неправильном захвате ложки ребенком 1-2 лет

Еда ложкой в первые годы жизни ребенка отличается от того, как держит ложку взрослый.

ПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Правильный для ребенка захват ложки – это захват в кулачок. Но правильный – захват. При этом ребенок держит ее за середину черенка (т.е за середину ручки ложки), обхватывая сверху пальчиками. Важно: четыре пальчика находятся сверху черенка, а один пальчик – большой пальчик – держит ложку с другой стороны, снизу. Это правильный «детский» захват ложки для самых маленьких детей, при нем большой пальчик обособлен от других пальчиков руки.

НЕПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Если ребенок держит ложку неправильно – т.е. все его пять пальчиков находятся сверху черенка ложки – то ему трудно ей пользоваться, он не снимает пищу губами с ложки (как это должно быть), а всасывает ее.

3.2. Что важно знать о развитии руки ребенка в первые годы его жизни, или Ода большому пальчику малыша!

Почему не стоит ждать, когда малыш начнет держать ложку по-взрослому (т.е. до 3 лет), а полезнее ее дать на втором году жизни, когда малыш может держать ее только в кулачке?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами нужно знать особенности развития руки ребенка. Давайте с вами вспомним, как растет малыш и как изменяются действия его руки. Это важно для подготовки ручки малыша и его пальчиков к процессу самостоятельной еды ложкой. Итак, совершим небольшое путешествие во времени и вернемся назад к первым месяцам жизни малыша.

Первые месяцы жизни. Первая задача, которую решает любой младенец в первые месяцы своей жизни – это протягивать ручки к предмету и брать их в руки, задачка трудная. Сначала ребенок берет предмет «ладонным захватом» — он накладывает на предмет все свои пальчики и прижимает его к ладошке. Движения пальчиков при этом еще не скоординированы и не подстраиваются под форму предметов. Разные предметы он берет примерно одинаково.

Конец первого года жизни. К 6-9 месяцам малыши начинают хватать предмет пальчиками. При этом детки учатся разным движениям руки при захвате предметов в зависимости от их размера и формы, они по-разному захватывают плоский и объемный предмет. Пальчики начинают участвовать в движении захвата предмета.

С этого возраста постепенно происходит еще одно важное изменение в развитии моторики ребенка. Если ранее младенец захватывал предмет всей ладошкой ближе к мизинцу, то постепенно точка захвата предмета смещается к большому пальцу. И чем старше ребенок и чем лучше развита его ручка – тем активнее работает большой палец руки в захвате и удерживании всех предметов.

Второй год жизни, или ода большому пальчику. Какую роль в пользовании ложкой играет большой пальчик руки и почему ему выделена здесь отдельная глава? Потому что большой палец играет роль особую, важную и незаменимую роль в овладении ребенком ложкой, и не только в этом!

Примерно к 1 году 3 месяцам большой палец начинает играть особую роль в захвате предметов –захват предметов ребенком кардинально меняется! Малыш захватывает ручку предмета так, что четыре пальчика находятся с одной стороны, а большой палец обособлен от них и удерживает ручку (крышку, колечко) с другой стороны. У каждого ребенка это происходит в свой срок, и зависит это и от индивидуальных его особенностей, и от его игрового опыта — была ли у малыша возможность развивать пальчики на первом году его жизни, держал ли он в ручках предметы разной фактуры, разной формы, учился ли он захватывать погремушки с разной формой ручки, помогали ли ему близкие взрослые в его развитии.

Интересное совпадение, которое задумала сама Матушка Природа для естественного развития ребенка! Именно в этом возрасте, когда большой пальчик обособляется от других пальчиков руки ребенка, малыш и начинает просить у мамы ложку! Малыш как бы просит нас дать ему возможность потренироваться в нужном для него умении, просит нас помочь ему развивать его пальчики и его ручки! Также в этом возрасте он по-другому начинает держать мячик: малыш удерживает в руках мячик, обхватив его ладонями и большими пальцами, которые отделены от других пальчиков руки.

Кушая ложкой, малыш помогает себе освоить этот новый для него захват предметов и развивать ловкость своих пальчиков! И это нужно ему именно в этот момент, а не через год и не через два года. Именно поэтому позже малыши и отказываются от ложки, а в этот момент хватают ее у взрослых и хотят ей действовать! Это соответствует их природе! Именно поэтому так важно не пропустить данный момент.

3.3. Почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальчиками как взрослый и почему его рано этому учить?

Умение брать предметы тремя пальчиками – большим, указательным и средним – это следующий этап развития малыша. Малыш растет и чем он старше, тем активнее работает его большой пальчик. И наконец малыш становится способным держать предмет не в кулачке, а 3 пальчиками! Но это не может произойти сразу, ребенку нужно время. Тонкие движения пальцев могут быть сформированы к 2, 5- 3 годам.

Вот почему маленький ребенок в 1-2 года держит ложку в кулачке, не может сам зашнуровать ботинки. И это совершенно нормально!

Развитие мелкой моторики в играх- шнуровках, играх с вкладышами, пирамидками, матрешками, в играх с пуговками – кнопками – застежками помогает развить движения пальчиков и перейти от держания ложки в кулачке к удержанию ложки пальчиками «по-взрослому». Развитие пальчиков происходит не только в играх (а на них сейчас делается акцент), а прежде всего в бытовых процессах – в помощи в одевании – раздевании, в пользовании расческой, салфеткой, ложкой, чашкой. И если на игры нам нужно уделять особое внимание, то бытовые процессы происходят ежедневно. И ежедневно по ходу обычных домашних дел и режимных моментов мы можем помогать пальчикам ребенка стать умелыми.

Итак, теперь мы знаем, зачем учить малыша пользоваться ложкой и почему это лучше делать на втором году жизни ребенка. И дальше мы с вами обсудим, а как лучше это сделать? А я дам пошаговые инструкции, которые помогут Вам сделать процесс обучения для ребенка мягким и естественным.

Раздел 4. Последовательность и правила обучения малыша действиям с ложкой: это важно знать

Расскажу сначала об основных правилах, которые помогут избежать типичных ошибок и сильно облегчат процесс обучения самостоятельной еде с помощью ложки. А после правил я дам несколько игр, которые развивают ручку ребенка и рекомендации по выбору посуды для малыша, который только учится есть ложкой. Итак, правила для облегчения обучения малыша 1-2 лет действиям с ложкой!

Правило 1 . Правило «твердое – жидкое»

Это незыблемое правило гласит: сначала учим малыша есть ложкой густую (твердую) пищу, и только потом – жидкую (суп). Почему? Потому что жидкую пищу трудно удержать в ложке и не пролить.

Твердую/густую пищу пытаться есть ложкой ребенок может уже после года и до полутора лет. И к полутора годам прекрасно справляется с этой задачей. А жидкую пищу малыш учится есть ложкой после 1 года 6 месяцев, т.к. это труднее.

Если Вашему малышу уже больше 2 лет, и он никогда не ел ложкой сам, то с чего начинать процесс обучения? Конечно же, с простого. Вернемся к пропущенному этапу и дадим сначала ему есть густую пищу ложкой (а супом будем кормить сами). А когда эта задача начнет у него хорошо получаться – то будем учить есть жидкую пищу ложкой.

Итак, начинаем учить пользоваться ложкой не с супа, а с густой пищи – то есть с густой каши, пюре, овощей, тушеных блюд.

Правило 2. Правило «двух ложек»

Малышу во время обучения пользования ложкой (обычно это второй год жизни ребенка) очень трудно есть ложкой! Поэтому мы даем в ручки малышу ложечку, сами берем другую ложку и садимся справа от ребенка. И начинаем действовать по очереди: ложку ребенок, ложку – мы.

Едим в две ложки! Но очень важно при этом не забирать у малыша его ложку (даже если он еще больше проливает, чем ест), дать ему возможность ей «орудовать». Иначе малыш откажется от ложки и будет требовать чтобы Вы его кормили – ведь так легче. Если малыш устал — то оставляем у него в ручке ложечку и докармливаем его сами. Но ложку не отбираем — пусть ее держит как хочет.

Это правило действует и для более старших деток, если ранее Вы не давали им в руку ложку и кормили их сами. Начинаем обучение с «двух ложек».

Правило 3. Правило «семейной трапезы», или показ — образец

Малыши любят подражать. Поэтому очень важно чтобы малыш ел вместе со всей семьей и видел, как едят его братья, сестры, взрослые. Малыш ест с семьей, но на своем стульчике, на своем месте. Если малыш что-то нечаянно пролил – то просто уберите за ним, не ругая, а показывая и рассказывая, почему нужно учиться кушать аккуратно, что сейчас придется помыть пол или вытереть стол.

В процессе семейной трапезы можно не только научить есть ложкой, но и объяснять ребенку простейшие причинно – следственные связи: «Видишь, из тарелки бабушки пар идет. Суп горячий. Нужно подождать». Можно знакомить с разными предметами посуды, называя их.

Правило 4. Правило «вместе»

Пользование ложкой имеет определенный «рисунок» движения руки. Этот рисунок очень сложный. Чтобы малыш его понял и научился ему, ребенку нужна Ваша помощь. И самый простой способ помочь ребенку — это способ действия «рука в руке». Давайте пошагово рассмотрим, как это делается.

Шаг 1

Возьмите руку малыша в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка малыша находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку малыша. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой малыша в миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для левши), наполните ее едой, донесите до рта. Ведите руку ребенка ласково, бережно, аккуратно, чтобы ем было приятно.

Именно Ваша рука не позволит малышу сделать ошибку – она поведет ложку до рта в горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать «рисунок» движения малышу. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того, что у него всё уже получается!

Когда ложка окажется у рта ребенка, подайте ему знак о том, что пора снять пищу с ложки губами. Для этого вытяните губы вперед трубочкой, как будто вы что-то втягиваете в себя. Попросите скушать. Малыш, подражая вам, снимет с ложки пищу. Дайте ему на это время, похвалите малыша за то, что он ест ложкой! Не торопите ребенка.

Повторите еще 4 раза, после этого докормите ребенка. Большее количество движений ложкой за один раз будет, скорее всего, слишком сложным для малыша. Тише едешь –дальше будешь, не будем спешить! Так потихоньку начинаем приучать малыша кушать ложкой.

ИНТЕРЕСНЫЙ ИГРОВОЙ ПРИЕМ: покажите малышу, что ложка должна лететь по воздуху как самолет, не переворачиваясь – вот как! И попросите его сделать самолетик! Скажите рифмовку:

Ложка – ложка – самолет!
Залетает Лене (имя Вашего ребенка) в рот!
Уууууууууу!

Этот игровой прием позволяет малышу уловить рисунок действия – как правильно нести ложку от тарелки ко рту.

Шаг 2

Когда малыш уже неплохо будет вести ложку по ее «маршруту», почувствует ритм и рисунок движения руки с ложкой, можно ослабить свою руку. Вы начинаете действия вместе, а потом аккуратно убираете свою руку, и закончит движение малыш сам. С этого шага мы будем постепенно давать всё больше и больше самостоятельности ребенку.

В какой последовательности лучше усложнять задание:

  • Сначала малыш сам делает самое простое – съесть пищу и вынуть ложку изо рта. То есть все движения от начала мы делаем вместе приемом «рука в руке», а этот заключительный этап малыш делает сам! При этом мы его хвалим, что он кушает ложкой! (хотя пока это и не совсем так, ведь почти всё он делает вместе с нами:)).
  • Далее мы убираем свою руку, когда ложка будет примерно посередине пути от тарелки ко рту (т.е. уже направление задано). Ребенок сам проходит «полмаршрута» ложки и съедает пищу. Первую же половину маршрута мы делаем вместе с ним «рука в руке»!
  • Далее мы еще уменьшаем наше участие в этом процессе. Мы вместе «рука в руке» ведем ложку к тарелки и зачерпываем еду, а дальше ребенок ведет ложку сам!
  • Остается самое сложное – именно поэтому мы постоянно делали это вместе. А самое сложное – это зачерпнуть, а не съесть! Причем зачерпнуть нужное количество пищи так, чтобы ее было и не мало, и не слишком много. Если малыш зачерпывает слишком много – то теряет пищу из ложки «по дороге». Поэтому этот этап мы проходим так: делаем вместе «рука в руке», но при этом ослабляем свою руку. И держим ручку малыша всё менее крепко пока он не научится сам зачерпывать ложкой еду, не проливая ее. Здесь нужно направлять не кисть малыша, а его запястье

Эти шаги рассчитаны не на день, а на недели или даже месяцы.Конечно же, некоторым малышам потребуется меньше времени на его освоение. А для кого-то потребуются все шаги в медленном темпе и большое терпение мамы. Но в любом случае при такой пошаговой помощи ребенку намного легче овладеть ложкой, чем когда ему просто ее дают и требуют из нее есть!

Шаг 3

Малыш частично уже научился кушать ложкой сам. Но часто забывает или ошибается. Покажите ему в очень замедленном темпе, как Вы зачерпываете пюре или суп ложкой, как несете ее ко рту, как наклоняете, как снимаете губами пищу. Нужен именно очень медленный показ того момента, который не получается у малыша. Потом ребенок пробует действовать сам, но с Вашей словесной помощью: «возьми немножко каши, чуть – чуть» и т.д. Прием «рука в руке» уже не нужен, нужно только напоминание и медленный показ, если что-то не получается.

Шаг 4

Когда Вы заметите, что малыш может сам горизонтально нести ложку до рта и снимать с нее пищу губами, то это значит, что обучение «технике» завершено успешно! Дальше дело за практикой. Но поскольку малыш очень сильно устает есть ложкой, то даже на этом шаге Вы докармливаете ребенка, не отбирая у него его ложку! При этом на этапе докармливания ребенок «орудует» своей ложкой как получается.

Если Вы видите, что Вашему малышу слишком трудно пользоваться ложкой, то нужно дополнительно подготовить его пальчики с помощью специальных игр для развития мелкой моторики. Их примеры и идеи для таких игр я описала в следующем разделе.

Раздел 5. Как подготовить ручку ребенка к обучению пользованию ложкой:

идеи игровых занятий

Еда ложкой – это своеобразная гимнастика мозга для малыша. В этом простом бытовом процессе прекрасно развиваются пальчики ребенка и сенсомоторная координация. Ведь нужно не только правильно взять ложку, но еще и нести ее под нужным углом (чтобы не пролить еду) и еще и поднести ее ко рту под нужным углом чтобы пища попала в рот, а не мимо! Это сложно для малыша. Но этот процесс можно облегчить, если дать возможность ребенку хорошо развить свои ручки.

5. 1. Первый этап. Подготовительный. Игры с детьми первого года жизни

Задача: Формируем правильный захват плоских предметов и содействуем обособлению большого пальчика руки ребенка.

На первом году жизни давайте ребенку игрушки, которые развивают его пальчики:

— вкладывайте в ладошки шнуры, тесемки, ленты, кусочки ткани разной толщины и фактуры для ощупывания их ребенком,

— привязывайте к шнурам разные игрушки. Малыш дергает за шнур, и игрушка звенит. Можно привязывать к тесемочкам мелкие игрушки и прятать затем игрушки в коробки так, чтобы из нее выглядывал только кусочек ленточки. Ребенок тянет за ленточку и коробка открывается, а в ней- игрушка!

— давайте ребенку игрушки, которые требуют активной работы пальчиков и меняют свой вид при манипулировании ими – крутятся, звучат, их детали можно перекатывать, сжимать, снимать и надевать, перемещать.

В конце первого года жизни (9-12 месяцев) подберите для малыша игрушки, которые развивают большой пальчик руки. Помните важное значение этого пальчика в правильном захвате черенка ложки, о котором говорилось в начале статьи? Сначала все пять пальчиков действуют как «одна команда близнецов» — совершенно одинаково. Так малыш и захватывает предметы – все пальчики держит сверху ручки предмета. Потом большой пальчик должен отделиться от других пальчиков и начать играть свою отдельную важную роль.

Такое положение большого пальчика формируется, когда малыш:

  • захватывает плоские предметы, например, колечки пирамидок или разбирает и собирает цветные мисочки — вкладыши
  • снимает кольца со стержня,
  • ловит и толкает мячик,
  • разъединяет части дидактической игрушки (например, вытаскивает деревянные грибки из отверстий в панели, вынимает деревянные цветные втулки из столика – панели),
  • снимает плоские крышки с разных банок и коробок, находя внутри них сюрпризы – мелкие игрушки,
  • снимает цветные деревянные шарики со шнура,
  • вкладывает и выкладывает предметы из коробки или из ведерка с крышкой.

5. 2. Второй этап. Игры с ложкой и черпачком для развития мелкой моторики ребенка 1-2 лет

В 1- 2 года можно провести с ребенком специальные обучающие игры, которые помогут ему научиться пользоваться ложкой и развивают мелкую моторику.

В этих играх тренируются такие элементы действия, как: зачерпывание, правильный захват ложки, опускание ложки в тарелку (другую емкость), удерживание содержимого в ложке при ее передвижении. Причем в игре эти действия повторяются много раз и интересны для ребенка, что очень помогает ему быстрее научиться пользоваться ложкой. Поиграем вместе!

Игра- занятие 1. Поймай шары

Вам игрового упражнения Вам понадобятся:

  • большая ложка – «черпачок» (диаметр 4-5 см, ручка длиной примерно 20-25 см),
  • таз с водой,
  • цветные плавающие в воде шарики (размер примерно 3 см) или другие мелкие элементы и игрушки (рыбки и т.д.),
  • ведерко для складывания выловленных шариков.

Налейте в таз воды (таз должен быть наполнен водой наполовину, чтобы она не расплескивалась). Погрузите в нее плавающие шарики. Положите рядом черпачок. Покажите малышу, как с помощью черпачка вылавливать шарики из воды и дайте ему самому попробовать действовать игрушки ложкой- черпачком и собирать их в ведерко.

Перед тем, как дать задание ребенку, попробуйте сами выловить игрушки в воде черпачком. Нужно подобрать размер ложки — черпачка и игрушек так, чтобы их легко можно было взять в ложку и перенести в ведерко.

Игра — занятие 2. Перекладывание шаров

Вам понадобятся:

  • поднос (поднос нужен чтобы то, что просыпал ребенок не падало на пол, а оставалось на подносе),
  • две миски (стоят на подносе),
  • набор разноцветных шаров (или других мелких ярких элементов),
  • большая глубокая ложка.

До того, как предлагать ребенку игру, попробуйте сами с помощью этой ложки перекладывать шары. Подберите ложку так, чтобы это было удобно делать!

Покажите малышу, как можно переложить шары из одной миски (правой) в другую (в левую). Скажите: «Аня! Посмотри! Вот полная миска! Как много шариков! Красивые, яркие! А вот пустая миска. Давай переложим шарики в пустую миску. Зачерпни шарики. Переложи в пустую миску». Возможно, Ваш малыш переложит только один шарик. Или так заинтересуется, что переложит несколько или почти все — это очень зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В любом случае данное занятие делается только по желанию малыша! Если ребенку требуется помощь – то оказываем эту помощь пошагово приемом «рука в руке» (см. правило «вместе»).

Аналогично можно перекладывать из одной миски в другую крупные бусины или орехи, шишечки и другие элементы.

Игра – занятие 3. Просеивание

Вам понадобятся:

  • манка,
  • фасоль (или горох, чечевица),
  • большая деревянная ложка,
  • сито,
  • тазики или большие миски.

Заранее перемешайте манку с фасолью. И покажите ребенку смесь. Возьмите сито. Возьмите большую ложку. Наберите полную ложку смеси, высыпьте ее в сито с помощью ложки, положите ложку на место на поднос. Потрясите сито. Покажите ребенку результат: манка будет в тазике, а фасоль останется в сите. Уберите фасоль из сита в баночку

Фасоли должно быть немного, и можно попросить ребенка помочь Вам переложить ее в банке– это полезно для развития пинцетного захвата мелких предметов.

Дайте возможность ребенку самому просеивать смесь.

Игра – занятие 4. Пересыпание круп

Вам понадобятся:

  • крупа,
  • поднос,
  • совок,
  • щетка (пластмассовые совок на короткой ручке и щетка обычно продаются в наборах для уборки),
  • емкости.

Покажите малышу, как можно пересыпать крупу с помощью большой ложки: зачерпните движением ложки крупу в миске справа налево, поднесите ложку с крупой к емкости (Это может быть ведерко, которое стоит на подносе. Это важно!). Движением «на себя» высыпьте крупу в емкость (например, в ведерко). Послушайте звук падающей крупы. Дайте возможность ребенку повторить ваши движения.

Если малышу интересно пересыпать – то пересыпаем, пока крупа не закончится. Последнюю порцию высыпаем уже без ложки, наклонив миску над ведерком.

Если пересыпание сделано аккуратно – то на подносе почти не будет крупы. Если на подносе крупа есть – то просто берем щетку и совок и собираем крупу с подноса на совок. Наводим порядок. Предлагаем и малышу попробовать собирать крупу щеткой на поднос.

Игра – занятие 5. Мишка за столом

Вам понадобятся:

  • игрушечная кастрюля,
  • тарелка,
  • ложка,
  • игрушка – мишка.

В гости к малышу приходит игрушка, например, мишка. Мишка знакомится с ребенком, рассказывает о себе. Малыш ему показывает свой дом. Мишка говорит малышу, что проголодался и очень хочет поесть. Прочитайте малышу стихотворение З. Александровой

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.

Возьмите с ребенком игрушечную кастрюлю, зачерпните ложкой из нее кашу. Завяжите нагрудник мишке, помойте ему лапки:).

Дальше мишка садится за стол. Но он не умеет есть кашу и никогда не видел ложки! Малыш показывает мишке, как правильно держать ложку. Мишка путается и у него ничего не получается. Он то берет ложку наоборот (черпачком вверх, а ручкой вниз, и не может набрать на ручку кашки), то переворачивает ее вверх дном и не может зачерпнуть кашу, то наклоняет ложку и роняет кашу. Вы вместе с малышом учите мишку, исправляете его ошибки. Малыш показывает образец мишке – как надо держать ложку и ей кушать. Мишка пробует кушать ложкой и у него начинает получаться. Мишка благодарит за еду и предлагает ребенку поиграть с ним (проводится любая любимая ребенком короткая игра, например, подвижная игра или игра под музыку).

Раздел 6. Какая посуда нужна ребенку чтобы ему было проще научиться пользоваться ложкой

Очень часто неудачи ребенка в использовании ложкой связаны с тем, что посуда неправильно подобрана. Конечно, когда малыш научится есть ложкой — он сможет кушать из любой посуды. Но на первом этапе обучения нам нужно помочь малышу. Как же правильно подобрать посуду для ребенка 1-2 лет?

Посуда должна быть с широким дном – максимально широким, чтобы она была устойчивой. Это относится и к тарелке, и к чашке. Сейчас есть посуда с «прилипающим к столу», «присасывающимся» дном. Она очень хороша для начала обучения ребенка самостоятельной еде.

Тарелка должна быть глубокой, а наполнять ее пищей нужно не полностью. Достаточно наполнить до половины или до ободка, не больше. Это нужно чтобы малыш случайно не пролил или не просыпал еду на стол. Для второго блюда тарелка также должна быть не мелкая, а глубокая с высокими краями.

Чашка должна быть с прямыми стенками чтобы ее удобно было захватывать малышу.

Ложка должна быть десертной, т.е. достаточной глубины. Слишком плоская ложка не подойдет. Также не подойдет и ложка со слишком короткой ручкой – ручка должна быть достаточно длинной, ведь малыш держит ложку в кулачке. Сейчас выпускают замечательные детские глубокие ложечки с удобными ручками.

Лучше всего использовать пластиковую подставку или непромокаемую прочную салфетку под посуду, чтобы разлитый суп или кашу можно было быстро и легко убрать и навести порядок.

Стол должен быть не скользким. Важно проследить, чтобы тарелка или мисочка не скользили по нему. Если столик скользкий и посуда свободно перемещается по нему, ребенок не сможет научиться есть ложкой – это будет слишком сложно для него. Тарелка будет постоянно «убегать» — скользить по столу. Тогда имеет смысл приобрести резиновый фактурный коврик, который уменьшает скольжение по столу, и ставить посуду на коврик, положенный на стол. Или можно положить на стол влажное полотенце или влажную салфетку, и поставить тарелку на такую подставку. Она уменьшит скольжение посуды.

Во время еды на ребенка одевают нагрудник или завязывают салфетку чтобы неудачное движение малыша не привело к пятнам на одежде и не расстроило его.

На столе может быть отдельная хлебница, откуда малыш сам возьмет кусочек хлеба и салфетница, откуда малыш может сам вытащить бумажную салфетку.

Очень важно: для сохранения правильной осанки важно, чтобы малыш при еде имел опору под ногами. Это обеспечивают детские стульчики и креслица для кормления.

Раздел 7. Что может малыш в 1-2 года

В этом разделе я приведу фрагменты примерных норм развития ребенка как из российских источников, так и из зарубежных источников. Естественно, что малыш всё это будет уметь только в том случае, если его научили этому взрослому. Данные нормы — это не требования к малышу, а сигналы для нас — взрослых — что он уже может сделать сам и какие новые задачи мы можем ставить перед малышом.

7.1. Малыш от года до полутора лет может научиться и уметь

Согласно российским программам развития ребенка:

  • Малыш в возрасте полутора лет может самостоятельно есть ложкой густую/ твердую пищу. При этом он держит ложку в кулачке, зажимая ее четырьмя пальчиками с одной стороны и одним (большим) пальчиком с другой стороны в центре ручки (черенка ложки). К полутора годам малыш уже хорошо ест густую пищу ложкой, пытается сам ложкой есть жидкую пищу (суп). Но пока у него не очень хорошо получается есть суп и другую жидкую пищу.
  • Пить из чашки: малыш уверенно берет ее со стола двумя руками, поднимает, фиксируя ее наклон, подносит к губам, пьет и ставит на стол.
  • Замечает непорядок в одежде, если пролил еду на нагрудник, на рукава и выражает отрицательное отношение к этому неудобству. Он чувствует, что нужно вытереть лицо, рот салфеткой, если он их запачкал.

Примечание: дети с некоторыми нарушениями речи часто не чувствуют кожи лица и не чувствуют то, что она загрязнилась.Такие детки могут ходить «чумазые» именно по этой причине. Это не их вина, и это не проявление неаккуратности, а это их проблема. Тогда нужно показать ребенку что после обеда нужно посмотреть на себя в зеркало, и если лицо запачкалось –то вытереть его салфеткой.

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001) ребенок этого возраста может:

  • Самостоятельно есть любую пищу (с 12 месяцев – учится есть ложкой густую пищу, с 16-18 месяцев учится есть ложкой жидкую пищу)
  • Пить из чашки, которую держит двумя руками
  • Пользуется салфеткой с помощью взрослого

7.2. Малыш от полутора до двух лет может научиться и уметь:

Согласно российским программам воспитания детей раннего возраста:

  • Самостоятельно есть ложкой любую пищу (и первые блюда, и вторые),
  • Пользоваться салфеткой во время еды по напоминанию мамы.
  • Брать из хлебницы кусочек хлеба.
  • Стараться быть аккуратным и опрятным (если на это обращается внимание в семье и ребенка приучают к аккуратности).
  • Знать назначение предметов посуды: большая ложка – для супа, а маленькая ложечка для компота.
  • К 2 годам может научиться есть аккуратно без нагрудника.

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети могут:

С 1 года 8 месяцев до 2 лет:

  • Пить через соломинку.
  • Может развернуть конфету, завернутую в фантик, очистить сам банан.

  • Держать чашку одной рукой, пить из чашки, не проливая содержимого.
  • Есть ложкой, ничего не роняя.
  • Пользоваться салфеткой, если малыша попросить вытереть рот.

Согласно «Руководства по раннему обучению» (Портредж, США) ребенок к 2 годам:

  • Сам ест ложкой обычную пищу.
  • Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

Согласно Программе ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» (Институт общегуманитарных исследований):

Ребенок от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев:

  • Пьет сам из чашки, ничего не проливая.
  • Ест ложкой, ничего не теряя.

Как мы видим, любая программа уделяет этому умению внимание в данном возрасте детей и ставит его на одно из важных мест. И это не случайно. Это не требование к ребенку, это сигнал для нас – взрослых – что пришло время помочь малышу овладеть умением кушать ложкой. И ему нужна в этом наша поддержка.

7.3. Малыш с 2 лет до трех лет может научиться и уметь:

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети в этом возрасте могут:

  • Есть ложкой без потерь пищи (неважно, как держит ложку),
  • Нанизывать на вилку еду.
  • Сам взять стакан, налить в него воду из кувшина/графина и выпить.
  • К 3 годам малыш пьет из чашки, держа ее одной рукой

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001):

  • Есть не размолотую пищу, аккуратно есть ложкой и вилкой самостоятельно без помощи взрослого.
  • Пить жидкость через соломинку.
  • Самостоятельно пользоваться салфеткой, говорить «спасибо».

В этом возрасте малыш уже может научиться есть опрятно, держать ложку в ведущей руке (для правшей – в правой, для левшей – в левой), знает правило о том, что перед едой мы моем руки. Также он уже знаком с вилкой и знает, что она предназначена для второго блюда (детская вилка должна быть не острой, а с закругленными зубцами).

Малыш 2-3 лет уже может не только есть ложкой, но и активно помогать Вам на кухне. А в детских садах, работающих по методике Марии Монтессори, детки этого возраста готовят сами (!) кулинарные блюда. Ранний возраст – это сензитивный период приучения малыша к порядку, время, когда он с удовольствием помогает взрослым и при этом чувствует себя большим и самостоятельным.

Что еще может Ваш малыш на третьем году жизни: развивающие задания для развития мелкой моторики и сенсомоторной координации в ходе обычных дел на кухне:

  • По Вашей просьбе поставить на стол чашки, тарелки, блюдца, салфетницу, хлебницу, разложить ложки, вилки.
  • Положить хлеб в хлебницу и разложить его красиво в хлебнице.
  • Положить вымытые Вами фрукты в вазу.
  • Принести Вам для приготовления еды одну морковь, много ягод и выполнить другие простейшие математические поручения (дай длинную морковку – эта короткая, а где у нас длинная? Вот она! Посмотри, какая длинная – проводим пальчиком вдоль морковки: дли-и-инная!)
  • Разрезать варёные овощи на кусочки (как получится) безопасным пластиковым ножом. Это может быть вареная картошка или морковь. При этом взрослый беседует с малышом, называя овощ, цвет, вкус, форму, мягкость – твердость, вспоминая, что еще делают из этого овоща и где он растет (на дереве в саду или в земле в огороде). Взрослый может показать малышу, что вареные овощи можно нарезать колечками или кубиками.
  • Переложить из одной большой миски (или кастрюли) в другую ложкой крупу, зеленый горошек.
  • Раскатывать из теста колбаски, делать лепешки, фигурки.
  • Прилеплять печенью в форме зверушек (зайки, рыбки) глазки из изюма,
  • Пальчиком вдавливать в тесто, приготовленное для кекса изюминки.
  • С помощью палочки или вилки украшать печенье перед его выпечкой (разрежьте песочное тесто на квадратики и дайте возможность ребенку «тычком» с помощью палочки или вилки его украсить узором. Вилка или палочка держатся вертикально, ребенок «тыкает» ими в печенье, «рисуя» на нем узор).
  • Положить вымытые и высушенные ложки в ящичек для ложек, не перепутав с ящичком для вилок. Разложить большие ложки в один ящичек, а маленький чайные – в другой.
  • Придумывать фигурки из нарезанных вами овощей на тарелке.
  • Помочь положить в кастрюлю нарезанные Вами овощи или фрукты и угадать, что это за продукты и какое блюдо из них получится.
  • На детской безопасной терке (такие терки для малышей продаются в специализированных отделах детской кулинарии) потереть вареные (важно – не сырые, а именно вареные) овощи для салата.

Помогая Вам, малыш занят полезным делом, он развивается в этом деле, он активен, он чувствует себя умелым – что очень важно для формирования личности ребенка! При этом идет полноценное развитие ребенка- развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики, умения классифицировать предметы, уточнение и обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, внимания, памяти и т.д.

Буду рада, если советы из этой статьи помогут Вам научить Вашего малыша пользоваться ложкой! Если у Вас были подобные проблемы и Вы их решили — буду благодарна за комментарии из Вашего опыта.

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Умение самостоятельно принимать пищу – важный этап развития малыша. Пользоваться бутылочкой дети начинают довольно быстро, но чтобы освоить работу ложкой им требуется приложить немало усилий.

Педиатры и детские психологи рекомендуют начинать обучение ребенка в возрасте до года, примерно с десяти месяцев. Если малыш в более раннем возрасте проявляет интерес к столовым приборам, поощряйте его – давайте подержать ложечку в руках, поковыряться в еде. Но не используйте ложечку как игрушку вне обеденного стола – малыш должен выстроить четкую логическую связь между ложкой и едой.

И наоборот, ребенок может отказываться брать ложку в руки даже в возрасте старше года, предпочитая кормление из рук мамы. Заинтересуйте малыша , удобной детской ложечкой ярких цветов. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, даже если ему предстоит идти в детский садик, где такое умение входит в число требований к ребенку.

Чтобы научить малыша новому навыку создайте благоприятную атмосферу. Психологическое давление и раздражение родителей дети сильно чувствуют и капризничают, противостоят попыткам обучения. Дети в полтора-два года, которые отказываются есть ложкой дома, быстро осваивают этот навык в садике, копируя сверстников.

Если кушать самостоятельно малыш стал пробовать до года, то в полтора года он вполне уверенно справляется с задачей, аккуратно орудуя ложкой и детской вилкой.

Подготовка

Распространенная ошибка родителей – чрезмерная опека детей в возрасте около года или нежелание тратить время и силы на дополнительную уборку после каждого самостоятельного приема пищи малышом. Не бойтесь дать ребенку больше самостоятельности, не подавляйте его инициативу в области освоения столовых приборов.

Родителям стоит подготовиться к новому этапу в жизни ребенка:

  • купите подходящую посуду;
  • проследите, чтобы вблизи места за столом, где сидит малыш, не было предметов, которые трудно очистить от следов пищи;
  • при необходимости застилайте или завешивайте бумажными полотенцами скатерть, обои;
  • надевайте на ребенка головной убор и слюнявчик;
  • в теплое время года сажайте малыша за стол в одних трусиках, а потом ополаскивайте под душем;
  • запаситесь терпением.

Проще научить малыша в возрасте около года действовать ложечкой, если у него есть навык игры в песочнице. Работа совочком при пересыпании песка в ведерко или формочки тренирует подходящие движения, развивает координацию.

Полезна и совместная с мамой игра «в гости». Посадите кукол и мягкие игрушки за столик (или перевернутую коробку подходящего размера), расставьте посудку. Пусть малыш «кормит» ложечкой игрушечный «гостей», подражая действиям мамы.

Покупаем посуду

Позаботьтесь о подходящей посуде для малыша. Рекомендуется использовать тарелку на присоске – ее карапуз не опрокинет неловким движением. Лучше, если на дне тарелки будет привлекательная картинка. Дети охотнее станут кушать, если перед ними поставить цель «поздороваться с зайчиком» или «улыбнуться солнышку».

Столовыми приборами служат небольшая ложечка и специальная детская вилка с широкими тупыми зубчиками. Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке малыша.

При выборе ложечки обратите внимание на форму и особенности материала:

  • Металлическая чайная ложечка. Классический, максимально доступный вариант. Если прибор выполнен из серебра, это еще и полезно для здоровья малыша, так как этот металл обеззараживает пищу.
  • Пластиковая одноразовая ложечка. Она очень легкая, и ребенку будет сложнее координировать свои движения, когда в руки попадет металлический столовый прибор. Обязательно убедитесь, что у ложки нет острых выступов пластмассы.
  • Резиновая ложечка для прикорма. Ребенку неудобно ей самостоятельно есть.
  • Анатомическая ложечка для малышей. Если научить ребенка кушать таким прибором, ему сложнее будет привыкнуть правильно держать нормальную ложку.

Правильная обстановка

Не приучайте малыша есть перед телевизором под просмотр мультиков. Важно, чтобы дети во время приема пищи были сосредоточены на процессе. Спокойная обстановка, окружение взрослых родных людей помогут малышу быстрее научиться правильно держать столовые приборы и самостоятельно кушать.

При каждом приеме пищи усаживайте ребенка на его стульчике на кухне за общим столом или устанавливайте детский столик рядом со своим. Малыш должен видеть, как правильно действовать ложкой, брать пример с окружающих.

Чтобы упростить уборку и иметь возможность в любой момент умыть заляпанного малыша, некоторые родители ставят пластиковый детский стульчик со столиком в ванну и сажают раздетого ребенка. Так не стоит делать, это мешает воспитать в малыше серьезное отношение к трапезе и научить аккуратности.

Основные правила обучения

Приготовьте блюдо, которое входит в число любимых у ребенка. Учтите, что для освоения ложечки подойдет еда с однородной структурой, которую легко зачерпнуть – каша, пюре из овощей, детский творожок. Если малыш хочет попробовать «поработать» вилкой, предложите ему кусочки вареных овощей. Некоторые дети быстрее осваивают манипуляции с вилкой, благодаря тому, что второй рукой можно придержать кусочек и благополучно отправить в рот.

Накладывайте еду в детскую тарелку небольшими порциями, иначе она остынет и станет невкусной. Да и меньше пищи попадет на стол, на пол и на самого ребенка. По мере необходимости доложите еды в тарелку.

Первым делом покажите, как правильно держать ложку. Дети норовят зажать столовый прибор в кулаке, поэтому следует аккуратно их поправлять, чтобы научить. Вложите столовый прибор в ручку ребенка и вместе с ним осторожно наберите немножко кашки и поднесите ее ко рту карапуза.

Научить проще всего на наглядном примере. Поставьте себе тарелку с той же кашкой, сядьте рядом. Отодвиньте тарелку дальше от края, чтобы ребенку было лучше видно, как вы действуете ложечкой. Обязательно комментируйте свои действия и поощряйте попытки малыша самостоятельно есть.

Ребенок должен ощущать вашу поддержку. Дайте ему понять, что всегда готовы помочь, если он не справляется или устал кушать самостоятельно. Не оставляйте малыша один на один с тарелкой, в таких случаях дети быстро начинают скучать и капризничать или баловаться. Наберитесь терпения и сидите рядышком, поправляя карапуза, если он неправильно держит столовый прибор.

Обязательно хвалите малыша за то, что он научился правильно держать ложку и аккуратно подносить пищу ко рту. Не ругайте за неудачи, перепачканные руки и одежду – это неизбежно в процессе обучения есть столовыми приборами.

Еда должна аппетитно выглядеть – кашку можно украсить кусочками фруктов, выложить на ее поверхности рисунок. Овощи красиво разложите на тарелочке. Можно придумать какую-нибудь историю о полезных витаминах, которые попадают на тарелочку, с тарелочки на ложечку, а с ложечки – в животик малыша.

Самостоятельно есть супчик малышу можно доверить только после того, как вы убедитесь, что он уверенно справляется с пюре и кашами. На первых порах ему будет сложно аккуратно справляться с жидкой пищей, но этот навык вырабатывается достаточно быстро. Кстати с рецептами приготовления пюре вы можете ознакомиться по ссылке .

Обязательно предупредите всех членов семьи, что теперь малыш будет есть сам. Объясните, что излишняя опека вредна ребенку старше года, ему нужно предоставить возможность кушать самому. Но если вы заметили, что малыш устал работать ложкой или вилкой, докормите его.

Целый ряд методик воспитания предусматривает предоставление полной свободы ребенку при освоении новых навыков. Дайте малышу в возрасте около года столовые приборы, но не заставляйте ими есть. Объясните и покажите, как правильно держать ложечку и вилку, но не требуйте их использовать – пусть он ест как ему удобнее, в том числе руками. Придет время – и он сам захочет быть «как взрослый» и быстро освоит столовые приборы.

Собираясь научить малыша есть ложкой, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Сразу настройтесь на то, что в процессе трапезы ваша кухня потеряет идеальный вид, частички пищи попадут на обои и занавески. Не стоит нервничать по этому поводу и срывать раздражение на малыше – правильное развитие ребенка и его душевное равновесие важнее хлопот со стиркой и косметическим ремонтом.

Быстрее научить малыша кушать столовыми приборами помогут регулярные трапезы за столом всей семьей. При этом не стоит заменять общение с родными и близкими просмотром телепередач.

Малыш, который сам с аппетитом кушает ложкой, – умилительное зрелище для родителей, ведь они гордятся первыми признаками самостоятельности ребёнка. Когда стоит ждать такой картины за семейным столом? И надо ли ждать, если можно помочь своему чаду быстрее освоиться с таким простым для нас, но для него непривычным предметом, как ложка?

Когда малыш готов пользоваться ложкой?

По современным схемам прикорм для здорового ребёнка вводится не раньше 6 месяцев. Большинство детей к этому возрасту начинают проявлять интерес к еде и столовым приборам, особенно если присутствуют при семейных трапезах и видят взрослых, принимающих пищу. Сначала мама кормит малыша с ложки и даёт ему мягкие кусочки еды (например, банан). Важные критерии того, что маленький человек готов самостоятельно принимать пищу – способность сидеть без поддержки и появление первых зубов. Обычно дети тянутся к тем предметам, которые используются в быту, поэтому 9–12 месяцев – подходящее время, чтобы не спеша учить малыша самому держать ложку в руке. Тогда к 1,5 годам он будет вполне способен кушать ложкой, а к 2 годам освоит вилку и основные правила поведения за столом дома и в гостях.

Как научить ребёнка есть ложкой: правила для мамы

  1. Главное – терпение и любовь. Рекорды в материнстве не нужны. Рано или поздно у вас обязательно получится приучить ребёнка кушать ложкой, но лучше, если вы будете делать это легко и ласково, с верой в способности своего любознательного и упорного малыша.
  2. Вложите в ручку ребёнка ложку и помогайте доносить её до рта. Скоро юный исследователь или исследовательница захочет повторить ваши движения самостоятельно.
  3. Первое время давайте ребёнку ложку в руки, когда подаёте ему кашу, пюре, творог – еду, не сваливающуюся с ложки по пути ко рту.
  4. Запаситесь второй ложкой на случай, если маленький едок не успел наесться, но устал нести ложку и попадать ей точно в цель, и помогите своему малышу.
  5. Не беда, что сразу получаться будет не всё. Запаситесь терпением не только для процесса обучения, но и для последующей уборки.
  6. Некоторые родители кормят детей под сказку или мультфильмы. Это эффективный способ поместить еду в организм ребёнка, однако учиться пользоваться приборами ему будет некогда, поглощение пищи станет механическим. Поэтому лучше не гнаться за количеством съеденного и сделать приём пищи самостоятельным осознанным процессо
  7. Развитие ребёнка и обучение его новым навыкам часто идут в ритме «два шага вперёд, один – назад». Во время болезни, прорезывания зубов или в моменты усталости, переутомления, стресса малыш может нуждаться в особенной заботе и участии. Не страшно, если иногда мама или папа покормит ребёнка из ложечки, это не повредит развитию умения есть самому.

Что если ложка стала игрушкой?

Стоит ли ограничивать игры ребёнка с едой? С одной стороны, да – ведь еда предназначена для того, чтобы ей питаться, и летящий на пол кусок – повод закончить трапезу. С другой стороны, дети познают предметы окружающего мира и свойства субстанций самыми разными способами. Игры за столом, размазывание пюре, стучание ложкой, надевание тарелки на голову – необходимый этап развития ребёнка до 3 лет, пресекать их на корню нет необходимости.

Полезная мебель и аксессуары

Чтобы научить ребёнка кушать самостоятельно было проще, родители могут воспользоваться такими помощниками в быту:

Теперь ваш малыш умеет есть ложкой! При освоении такого важного умения происходит развитие мелкой моторики рук и пальцев, навыков координации движений. Значит, это не только удобно для родителей, но и полезно для ребёнка.

Младенец, даже находясь на грудном вскармливании, в четыре или пять месяцев уже начинает пробовать всевозможные прикормы – кашки, соки, пюре из овощей и фруктов. Так он постепенно знакомится с новыми для себя блюдами, а заодно, с сопутствующей посудой, столовыми приборами. Интерес его к этим предметам постоянно возрастает, и в какой-то момент он уже сам пытается взять ложку. Не всегда родители реагируют на это адекватно, а зря, если таково желание малыша, возможно, пора узнать, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Трудно определять какие-то возрастные границы, когда каждый ребёнок уникален по своей физиологии и психическому развитию. Хотя врачи всё же рекомендуют приучать малыша есть ложкой примерно в 10-11 месяцев. Наверное, в это время он наиболее готов к тому, чтобы кушать самостоятельно, так как знает названия столовых принадлежностей и понимает их назначение. Считается, что к году, максимум, полтора, карапуз уже должен уверенно орудовать ложкой, умиляя своих родных.

Мамы частенько противятся, когда дитя в 9-10 месяцев начинает брать в ручки этот столовый предмет. Нередко это вызвано страхом за здоровье крохи или простым нежеланием убираться после его «творческих порывов», но в том-то и заключается ошибка.

Нельзя запрещать то, что уже само просится наружу – готовность малыша к переменам. Учить его пользоваться ложкой надо хотя бы потому, что самостоятельность, вообще, замечательная вещь, а, кроме того, большинству деток в ближайшем будущем грозит определение в детский садик, где этот навык будет более чем актуален.

А насчёт следов каши по всей кухне можно сказать одно – родителям придётся терпеть и регулярно убирать это безобразие, пока малыш не научится делать всё правильно. Между прочим, это зависит от папы и мамы.

Итак, овладение применением ложки – процесс чисто индивидуальный, и нет ничего плохого в том, если ребёнок освоит эту науку раньше своих сверстников. Отказывать малышу в удовольствии повозиться ложкой в собственной тарелке никак нельзя, даже если он после этого заглянет и в тарелки родителей. Обучение началось, и препятствовать этому глупо.

Как выбирать первую ложку для ребёнка

Первая ложка в жизни малыша должна быть подобрана тщательно и отвечать интересам ребёнка.

Важно, чтобы предмет соответствовал главным требованиям:

  1. Ложка должна быть безопасной по своей форме и материалам, покупать её можно только в специализированных торговых точках, предназначенных для детей;
  2. Прибор должен быть ложкой и ничем другим, а также иметь широкий черпак;
  3. Рукоять ложки не должна скользить в ручке ребёнка – лучше пусть она будет короткой и достаточно объёмной.

Для младенцев ассортимент этих столовых изделий предусматривает специфические формы ложек, оснащение их специальными держателями, чтобы еда не оказывалась на столе или полу. Здесь следует опять же придерживаться безопасности таких усовершенствований.

Имеет значение и материал, из которого изготовлено изделие:

  • Резиновые ложки вводятся для прикорма младенца, они обладают достаточной мягкостью, чтобы не повредить его нежный ротик, но для того, чтобы держать их в ручках ребёнку потребуется определённый навык. Из-за этого неудобства их редко применяют для самостоятельного использования ребёнком.
  • Обыкновенная чайная ложка удобна и вполне подходит для малыша по причине своей компактности и объёма. Но она предназначена для более взрослых детей.
  • Серебряная ложка хороша тем, что помогает дезинфицировать пищу. Во всём остальном она мало чем отличается от обычной чайной ложки, и больше подходит в качестве подарка.
  • Специальный анатомический столовый прибор выпускается специально для грудничков. Ребёнку удобно его брать, держать, захватывать им пищу. Но если дитя привыкнет к такому изделию, ему будет трудно управляться обыкновенной ложкой в дальнейшем.
  • Наиболее подходящей для первых шагов в освоении самостоятельной еды является ложка из пищевого пластика, которая, к тому же, отличается термоустойчивостью. Во-первых, она лёгкая, во-вторых, экологичная и безопасная. Такие ложки, как правило, яркие, красивые и привлекают внимание малышей, стимулируя их желание к освоению нового для себя дела.

Остаётся только понять, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Если делать всё правильно, то такое явление, как испачканная кухня и измазанное детское личико, продлится недолго.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Процесс обучения ребёнка непростому для него делу – кушать ложкой обязательно должен сопровождаться личным примером родителей и других домочадцев. Очень важно показывать, как делать это правильно. То, что просто для взрослых, для малыша представляет преодоление многих трудностей, поэтому не надо его торопить.

Процесс приучения к ложке начинается следующим образом:

  • Маме предстоит приготовиться – накрыть стол, а около детского стула, где будет находиться карапуз, постелить клеёнку, также можно поступить и с полом;
  • Тарелку лучше прикрепить к столешнице с помощью присоски или липучки;
  • Усадив малыша, можно закрыть его волосы чепцом, и надеть на него непромокаемый фартучек и слюнявчик;
  • Мать может попробовать его кашку или пюре приготовленной ложкой, а затем отдать её ребёнку;
  • Если дитя никак не может удержать ручку прибора, следует ему помочь, слегка зажав его ладошку с ложкой в своей руке;
  • При успешном начале, когда сын или дочь справляются с новым делом и доносят ложку до рта, можно отпустить их руку – пусть учатся самостоятельности с первых же шагов;
  • В первый раз ребёнок может быстро устать, держа ложку, тогда задача мамы убедить его положить ложку рядом и покормить малыша.

Обязательно надо похвалить кроху – ведь для него это настоящий труд. Неудивительно, если малыш испачкается, и это вполне естественно для первого, второго и даже третьего раза. Ругать за это ребёнка бессмысленно – он только начал своё обучение, а вот отбить охоту всё делать самому вполне можно.

10 правил как научить ребенка есть ложкой: видео

Научить ребёнка есть ложкой совсем не трудно, но родителям понадобится немало терпения и постоянного внимания к своему чаду. Придётся наблюдать за всеми действиями малыша, помогать подсказками. Когда ребёнок научится удерживать свой первый столовый предмет, отец и мать должны предупредить остальных членов семьи, чтобы они не кормили ребёнка сами.

Постепенно карапуз научится обходиться без чьей либо помощи, и тогда процесс освоения пойдёт быстрее, а чтобы он не затягивался на долгие недели, родителям можно применить некоторые советы:

  • Не надо требовать от малютки, чтобы он ел сам, если у ребёнка недомогание или плохое настроение;
  • Нельзя кричать на малыша, если что-то не получается – сами с этого начинали;
  • Желательно приучать его к определённому режиму питания, лучше это делать в одно и то же время;
  • Не стоит раздражаться, если малыш иногда будет есть руками – возможно у него устала ручка;
  • Тренировать ребёнка, как держать столовый прибор, можно вовремя игры, дома и даже на улице, например, в песочнице;
  • Чтобы хотелось кушать ложкой, маме предстоит на первых порах предлагать малышу наиболее привлекательные и вкусные блюда, кроме того, важно, чтобы они не были слишком жидкими;
  • Накладывать на тарелку нужно небольшие порции – так дитя не успеет потерять к еде интерес;
  • На всякий случай надо иметь в доме и детскую, закруглённую вилочку с редкими тупыми зубьями – возможно, ребёнок заинтересуется именно ей, а не ложкой, но тогда и подаваемая еда должна состоять из небольших кусочков.

Когда родителя хотят как можно скорее привить малышу желание к самостоятельному употреблению пищи, им нужно понимать, что такие «уроки» должны быть регулярными. Конечно, это не касается тех случаев, когда у него температура или прорезываются первые зубки.

Кроме того, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, нужно также приучать его к аккуратной еде. Именно в эти первые дни начинает закладываться отношение ребёнка к правильному поведению во время совместных трапез. Он должен понимать, что перед едой необходимо помыть руки, играть с ложкой и чашкой нельзя, потому, что они предназначены для другого дела. Хорошо, если малыш научится есть в спокойной, размеренной обстановке в кругу семьи, а не перед телевизором.

Такое простое, но необходимое обучение самостоятельному приёму пищи не требует от родителей каких-то сверхъестественных усилий. Но они должны осознавать, что во время этого важного процесса ребёнку от них нужно не только внимание, но и доверие. Малыш не должен чувствовать себя скованно, а если слегка снизить строгий контроль и дать ему больше свободы, он и сам справится с поставленной задачей.

Оказалась полезной статья «как научить ребенка есть ложкой самостоятельно?»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять

Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно. В некоторых случаях родители не испытывают с этим трудностей. Но иногда дети наотрез отказываются приучаться к самостоятельности за столом.

В данной статье мы постараемся максимально полно ответить на вопросы, касающиеся того, как научить ребенка есть и пить самостоятельно.

Для чего необходимо приучать ребенка кушать самостоятельно

Для взрослых этот процесс вполне естественный, и трудностей не вызывает абсолютно. Но для малыша, познающего новый для него мир, это одна из наиболее сложных задач. Многие молодые мамочки удивляются, почему малыш должен уметь кушать самостоятельно. Не лучше ли подождать более сознательного возраста?

Лучше если у ребенка будет собственный набор специальной детской посуды.

Нет, не стоит откладывать обучение этой процедуре. И на то имеются следующие причины:

  • При регулярном пользовании ложкой лучше развивается мелкая моторика пальцев;
  • Употребляя пищу без посторонней помощи, ребенок приучается к самостоятельности;
  • Если у него будет свой набор посуды, то он с малых лет будет приучаться к ответственности за свою собственность;
  • Потребление пищи самостоятельно – это естественный процесс, как в физиологическом, так и психологическом смысле. И без него обойтись нельзя.

Относительно возраста, с которого необходимо приучать малыша к самостоятельному приему пищи, мнения неоднозначные. Для некоторых детей норма в 1,5 года смело орудовать вилкой, а для других – это непосильная задача.

Чтобы не упустить благоприятный для приучения ребенка к самостоятельному приему пищи период, важно тщательно следить за ним. Заинтересованность взрослой едой, выдергивание из рук мамы или папы столовых приборов и использование их, подражая взрослым – именно это яркие признаки наступления такого периода. Чаще всего происходит это в 9-10 месяцев, но может и раньше.

Не следует делать ошибок, полагая, что для малыша будет лучше, если вы накормите его. Сделать его самостоятельным в дальнейшем вам будет в разы сложнее. Конечно, в этом случае будет сэкономлено время, пол и стол на кухне будут чистыми. Но подумайте, стоят ли такие маленькие победы дальнейших проблем!

С чего нужно начинать при обучении ребенка к самостоятельности за столом

Абсолютных догм, которым нужно следовать неукоснительно в процессе приучения ребенка к самостоятельности за столом, просто не существует. Простейшей причиной является то, что каждый малыш – это индивидуальность.

Но все же следует придерживаться общих принципов обучения, позволяющих добиться успехов:

  1. Решение о приучении ребенка к самостоятельности должно быть принято всей семьей. Часто возникают ситуации, когда все старания мамы идут насмарку из-за сердобольности бабушки, которая кормит малыша с ложечки;
  2. Приступать к кормлению стоит в определенное время, что будет способствовать выработке режима питания;
  3. Закреплять успехи по самостоятельному питанию нужно ежедневно;
  4. При недомоганиях у крохи, например, при прорезывании зубов , стоит отложить эту процедуру на другое время;
  5. Приучение к ложке, вилке и кружке должно быть последовательным;
  6. Обязательно подавайте свой личный пример;
  7. Трапезы по возможности должны быть совместными. Ведь младший член семьи старается повторять все за взрослыми;
  8. Осваивание столовых приборов малышом будут более успешными, когда он голоден;
  9. Процесс обучения должен быть похож на игру, чтобы ребенок не утомлялся;
  10. Начинать приучение к самостоятельности следует с любимых блюд крохи;
  11. Если в процессе обучения ребенок устает, а на тарелке осталась еда, то докормите его сами. В дальнейшем доза самостоятельно съеденной пищи будет увеличиваться;
  12. Обязательно хвалите малыша даже за малейшее достижение. Ведь он очень сильно старался!
  13. Будьте готовы к нарушению чистоты на кухне, никогда не ругайтесь за это;
  14. Если он наотрез отказывается от приема пищи самостоятельно, то не настаивайте на этом. Лучше отложите занятия на потом. В противном случае у ребенка сложится негативное отношение к еде;
  15. Для обучения приобретите специальную детскую посуду и по возможности мебель.

Как научить ребенка есть без посторонней помощи

Чтобы добиться этого, у родителей должен быть очень хорошо развит навык переговорщиков. Ведь тут придется не только показать свой личный пример, но еще и донести до ребенка, как это делается правильно.

1) Что такое прорезыватель для зубов и как его правильно использовать? Этому вопросу мы посвятили целую статью.
2) Как стоит воспитывать в малыше положительные качества .

Приучаем к самостоятельному пользованию ложкой

Начинать нужно в «четыре руки». В начале кормления давайте малышу в руку ложку, а второй просто кормите его. При этом неважно, что он делает своей ложкой. Главное, чтобы она вызывала у него интерес. Позднее, когда движения малыша становятся более целенаправленными, необходимо учить малыша попадать в цель – ротик.

Первым делом нужно научить малыша пользоваться ложкой, а потом уже переходить к другим столовым предметам.

Ребенок в таком возрасте еще плохо ориентируется в строении своего тела. Поэтому вместо рта он может попадать в подбородок, нос и даже уши. К тому же вы столкнетесь с еще одной проблемой, связанной с отсутствием координации движений.

Всем мамам знакома ситуация, когда ложка ко рту поднесена, а тот еще не открыт. В этом случае нужно немного подождать. Также нужно учитывать, что ребенку длину ложки еще трудно учитывать. Поэтому обязательно покажите, как это делается, на своем примере. А потом помогите ему повторить ваши движения.

При обучении навыкам самостоятельного приема пищи лучше использовать густую еду – картофельное пюре или кашу. Суп у крохи просто будет расплескиваться из ложки.

Со временем карапуз уже начнет сам орудовать ложкой. Но для оттачивания мастерства потребуется время. Поэтому будьте готовы, что и научившись орудовать ложкой, он может пролить суп или уронить макароны на пол.

Учим ребенка самостоятельному пользованию вилкой

Принцип обучения тут такой же самый, как и с ложкой. Вы на собственном примере должны показывать, как держать вилку, накалывать еду на нее. Это исключит ранения малыша в процессе приема пищи. Повторяйте всю процедуру вместе с ребенком, ведите его руку, объясняя попутно каждый этап.

Обучение пользованию вилкой осуществляют чаще всего после того, как ребенок уже уверенно пользуется ложкой. Но тут все зависит от желаний самого ребенка. Иногда дети сначала приучаются именно к вилке.

1) Рассмотрим основные детские фобии и методы, которые помогут их побороть.
2) Как определить размер обуви ребенка перед ее покупкой узнайте из этой статьи .

Учимся самостоятельно держать кружку

Некоторые дети сходу начинают пить из стаканов, пародируя своих родителей. При этом они могут некоторую часть жидкости пролить на себя, но в данной ситуации это не главное, ведь ребенок сделал первый шаг к самостоятельности. Для обучения малыша азам самостоятельного употребления жидкостей лучше приобрести специальные чашки-непроливайки.

При обучении ребенка следует прислушиваться к следующим рекомендациям:

  • Следует начинать уже с того периода, когда новорожденный начинает интересоваться предметами. Начинается это примерно в пять-шесть месяцев. Просто дайте ребенку непроливайку для знакомства;
  • Если он проявляет активный интерес к этому предмету, покажите ему, как пить из чашки, делая небольшие глотки. У вас обязательно должна быть своя чашка;
  • При обучении малыша пользованию чашкой-непроливайкой налейте в нее напитка не более одной трети. Придерживая ее за дно, дайте ребенку глотнуть и прочувствовать вкус. Если он заинтересовался процессом, то можно продолжать. В противном случае лучше немного подождать;
  • В процессе кормления у ребенка обязательно должна быть под рукой его чашка-непроливайка с жидкостью внутри;
  • Недопитый напиток не нужно переливать в бутылочку. Просто помогите ему допить его.

Со временем красивый предмет будет привлекать малыша. Он будет уже сам пользоваться поильником, в который еще и налито вкусное питье!

Приучение ребенка к самостоятельному приему пищи – это один из наиболее важных этапов его развития и воспитания. В дальнейшем ваши труды позволят малышу быстрее пройти другие этапы взросления. Кроме того, ребенок будет осознавать, что он уже полноценный член семьи.