Звуковые дорожки упражнения для детей. Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука. Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения. Введение

Методическое логопедическое пособие

«Команда звуков и звуковые дорожки»

для работы с дошкольниками

Кошелева Виктория Николаевна

учитель-логопед

МКДОУ детский сад «Рябинка»

п.Куминский ХМАО-Югра

Логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи.

Разработка пособия «Команда звуков и звуковые дорожки» опирается на научные факты и имеет большую практическую значимость в логопедической работе с дошкольниками.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи :

    Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Формировать правильное звукопроизношение звука в изолированной позиции.

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

    Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука.

    Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

    Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в слогах.

    Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в словах.

    Формирование фонематического восприятия – определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Методическое пособие включает в себя:

    Объемные фигуры, соответствующие звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».


    Три комплекта дидактических карт с изображением картинок, соответствующих звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», самолет – звук «Л», машина – звук «Р». На каждой карте первого комплекта от картинки на синем фоне проходят дорожки синего цвета.

    На каждой карте второго комплекта от картинки на зеленом фоне проходят дорожки зеленого цвета.

    На каждой карте третьего комплекта картинка находится на вершине лесенки, по которой ребенок производит отрывистые движения.






    Комплект карточек с гласными звуками и буквами: А, О, У, И, Ы, Э.


    Комплект фишек с изображением гласных звуков.

    Демонстрационная карта «Гласные звуки и буквы»

    Картотека предметных картинок на «трудные» звуки, подобранные по лексическим темам: Одежда, Животные, Игрушки, Посуда, Мебель, Транспорт. Карточки распределены по группам с учетом позиции звука в слогах: в открытом слоге, закрытом слоге, со стечением согласных.

    Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах

    «Звуковые дома» (синий, зеленый и красный)

Для проведения фонематического анализа

    «Звуковой паровозик с вагончиком» для определения места звука в слове

Порядок работы с пособием

    При постановке звука, ребенка знакомим с объемными фигурами, обозначающими символы звуков. Ребенок имитирует звук и от правильного звукоподражания переходит к правильному звукопроизношению: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Все дорожки и лесенки вырезаны из цветного картона и наклеены на листы белого картона, поэтому имеют рельефную поверхность. Это имеет важное значение для формирования тактильных ощущений. Линии дорожек волнообразные, прямоугольные и зигзагообразные, что дает разнообразие при движении пальцев рук. Дорожки зеленого цвета выполнены из бархатной бумаги, благодаря этому возникает ощущение мягкости при автоматизации мягких согласных.

    При работе с картой, где картинка на синем фоне и с синими дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация твердых согласных звуков.

Например: «Л-л-л»

    При работе с картой, где картинка на зеленом фоне и с зелеными дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация мягких согласных звуков.

Например: «Ль-ль-ль»

    Для автоматизации звуков в слогах используются карточки с изображением гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Логопед показывает большую карточку с изображением гласного звука, а ребенок произносит согласный твердый (мягкий) звук и соединяет его гласным, проводя пальцем по дорожке. Проводится автоматизация звука в слогах и формируется навык слияния согласного и гласного звука.

Например: «ЛА» или

    Для автоматизации звуков в слогах используются фишки с изображением гласных звуков. В конце каждой дорожки кладется фишка. Ребенок проводит пальцем по дорожке и произносит сначала согласный твердый или мягкий звук с переходом в гласный звук. Формируется навык слияния согласного и гласного звука. Можно автоматизировать звук в открытых и закрытых слогах: производить движение пальцем по дорожкам в разных направлениях.

Слог: ЛА Слог: ЛИ

    Для автоматизации согласных звуков в изолировано используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальцами по лесенкам. Происходит автоматизация звука в изолированной позиции.

Звук: Л

    Для автоматизации согласных звуков слогах используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Для автоматизации звука в открытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся справа внизу лесенки. Для автоматизации звука в закрытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся слева внизу лесенки. Ребенок отрывистыми движениями проводит пальцем по ступенькам и одновременно произносит слоги.

Открытый слог: ЛА

Закрытый слог: АЛ

    Для автоматизации звуков в словах используются карты с синими и зелеными дорожками и с лесенками. Символы звуков нарисованы на подвижных дверцах, под которые можно положить картинки.


Л ампа,л андыш,пил а,мол оток

    Для дифференциации звуков в слогах

Слог: ЛЫ Слог: ЛИ

    Для дифференциации звуков в словах



Звук Л: Л ыжи, сл он, дятел


Звук Ль: Л ебедь,самол ет,качел и

Методическое пособие очень универсально и многообразно в использовании как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, есть возможность придумать много различных игр и заданий. Объемные фигуры с символами звуков выполнены таким образом, что внутрь их можно положить предметные картинки, а на логопедических картах картинки изображены на подвижных «дверцах», за которые можно положить предметные картинки.

Не ограничено использование предметных картинок в организации дидактических игр :

    на развитие лексико-грамматических категорий («Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи, сколько?», «Подбери признаки», «Что для чего?» и др.);


    формирование фонематического слуха и восприятия («Есть ли в слове данный звук?», «Где спрятался звук?», «Раздели, кому что?», «Назови слог и продолжи слово» и др.);


Автоматизация «Р» в словах Определение места звука в слове

    закрепление и обогащение словаря («Опиши предмет», «Составь рассказ» и др.)


Очень важна психологическая направленность: ребенок за время периода коррекционной работы очень привыкает к «персонажам», обозначающим звуки, и на каждом последующем занятии встречается с ними с большим удовольствием.

Буквами. Оборудование: методическое пособие (12 а), список... . Ознакомление дошкольника со звучащим сло­ вом. - М., 1991. Филичева Т.Е., Чевелева НЛ. Логопедическая работа в специ...

  • Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения. Введение

    Документ

    ... Пособие для логопеда. В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников ... методические ... работы в специальных группах Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы ...

  • Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Организация коррекционных занятий

    Тематический план

    ... для дошкольников , но и для ... команд ... логопедических занятиях. Рассмотрим те формы работы ... звуки , шумы, локализовывать источники звуков , определять направление звуковой ... методические пособия , наглядный материал и др.); - быть личностно готовым к работе ... дорожка ...

  • Учебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец

    Учебно-методическое пособие

    Внимание хочется уделить трем методическим пособиям : В "Сборнике речевого материала для логопедических занятий с до­школьниками...

  • Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука [л]

    Головинцова Оксана Викторовна, учитель – логопед
    Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»

    Краткое описание. Материал данной статьи будет полезен учителям-логопедам, родителям, воспитателям, участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи. Возможно использование речевых игр в работе с детьми от 3 лет. Использование иллюстраций облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Задания корректируются в зависимости от этапа автоматизации звука в речи ребенка.
    Цель использования пособия. Уточнение артикуляционного уклада [л]. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в словах, слогах, предложениях. Совершенствование фонематического восприятия [л]. Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах.
    Правила использования. Последовательность автоматизации возможно изменять в зависимости от этапа работы со звуком, от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Речевой материал применяется в групповых и индивидуальных формах работы.

    1.Игра «Вертолет учится летать»

    Цель: автоматизация [л] изолированно.
    Вертолет в небе летит,
    И моторчик наш гудит: л-л-л-л-л...
    Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем непрерывно произносит: л-л-л-л-л..

    2.Игра «Вертолет в небе»

    Цель: автоматизация [л] изолированно или в слогах.
    Вертолет в небе летит,
    И моторчик наш гудит: л, л, л, л, л...
    Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
    Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем отрывисто произносит: л, л, л...


    3.Игра «Клоун Тима»

    Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных).
    Клоун с грустными глазами,
    На арене выступал.
    Веселил людей словами,
    Тем что падал - развлекал.
    Клоун был в душе поэтом,
    Он стихи читать мечтал.
    Только зал не знал об этом,
    И весёлых шуток ждал.
    (Марковцев Ю.)
    Чтобы рассказывать стихи, нужно научиться их читать. Поможем клоуну?
    Если ребенок начинает дорожку от клоуна, то произносит прямые слоги: ла, ло, лу. Если ребенок начинает проходить дорожку от гласных, то произносит: ал, ол, ул.

    4.Игра «Кот Манул»

    Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных), словах.
    Мышата весело живут
    Ловко сало крадут.
    Кот Манул зевнул, заснул –
    Кота мышонок обманул.
    Какие слова со звуком [л] встретились в этом стихотворении?
    Поможем мышатам попробовать сало?
    Ребенок начинает дорожку от кота: ла, ло, лу, лы. Можно предложить ребенку повторять слова со звуком [л] из стихотворения, при условии сохранности остальных звуков в слове. Заучивание стихотворения стимулирует автоматизацию звука [л].


    5.Игра «Мила - помощница»

    Цель: автоматизация [л] в слогах, словах, чистоговорках, стихах.
    Мила маме помогала,
    Хоть мала, а помогала.
    Песни пела, песни пела.
    Ала, ола, ула, эла.
    1)Взрослый предлагает спеть песенку Милы, одновременно ребенок двигает указательным пальцем по дорожке. Если ребенок находится на этапе автоматизации [л] в предложениях, то можно заучить стихотворение.
    2)Поиграем с Милой в мяч? Мила ловко ловит мяч. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к мячу.
    3)Поиграем с Милой в пирамидку? В пирамидку поиграла - ала, ола, ула, ала. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к пирамидке.


    6.Игра «Лёва и Бараш»

    Цель: дифференциация [р] - [л] в слогах, словах.
    Весело, весело, весело гулять
    На полянке, на полянке благодать!
    Заигралась, закружилась детвора
    А ведь домой идти уже пора.
    Будем Леве и Барашу помогать,
    Нужно им дорожку показать.
    (Головинцова О.)
    Взрослый предлагает ребенку помочь Леве и Барашу вернуться домой, но с одним условием: нужно четко и правильно произносить слоги (слова).
    1) Ра-ла...., ро-ло... , ру-лу... , ры-лы... , ал-ар..., ол –ор.., ул-ур..., ил-ир...
    2) Рак-лак, лучи-ручьи, столы-топоры, получать –выручать.

    Ирина Семёнчева

    В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников в рамках реализации годовой задачи. Я приняла в нем участие со своим пособием . Его идею я нашла в интернете, но немного видоизменила.

    Известно, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики, а связь пальцевой моторики и речевой функции уже научно подтверждена, поэтому я решила обычные логопедические звуковые дорожки превратить в тактильно-звуковые дорожки .

    Мое пособие - это картинки с дорожками из различного сенсорного материала. Сами картинки были предварительно заламинированы для прочности и долговечности, а в качестве сенсорного материала я выбрала то, что было под рукой – это горох и различная швейная фурнитура.

    Большая часть картинного материала взята из пособий Комаровой Л . А «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» и Гальской Н. В. «Автоматизация звуков в игре. Звоночек» .

    Мое пособие предназначено , в большей степени, для индивидуальной работы или работы с парой детей над трудными звуками.

    Задачи :

    Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов

    Формировать тактильные ощущения пальцев рук

    Упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков

    Закреплять поставленные логопедом звуки

    Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в слогах (открытых и закрытых)

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звуков в слогах

    Развивать сосредоточенность, усидчивость и концентрацию внимания

    Основой для эффективной организации любой дидактической игры является мотивация ребенка. Мотивация способствует активизации ребенка в образовательной деятельности.

    При работе с данным пособием акцент как раз и делается на игровую мотивацию по типу «Помоги игрушке / герою» , когда ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы различных игрушек / героев.

    1-й вариант игры «Звук заблудился»

    По инструкции ребенок, чтобы помочь какому-либо герою, должен провести пальчиком по дорожке , тем самым пролететь вместе с комариком, пробежать вместе с мальчиком, проехать на автомобиле и т. д., проговаривая, протягивая при этом необходимый «трудный» звук.

    Разнообразить дидактическую работу можно , добавляя условия :

    Пройди по дорожке указательным пальчиком сначала правой руки, потом левой руки

    Проследи глазами дорожку

    Проведи пальчиком по дорожке , закрыв глаза

    Шагай по дорожке , чередуя указательный и средний палец (указательный и безымянный палец; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец и т. д.) то правой, то левой руки

    Произноси звук длинно или коротко

    2-й вариант игры «Звук поет»

    Для автоматизации звуков в слогах в начало или конец дорожки необходимо добавить карточку с буквами, обозначающими гласные звуки.


    Эти упражнения способствуют установлению у детей звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций, так как ребенок проживает понятие «звук» на тактильном чувстве через мелкую моторику рук.

    Публикации по теме:

    Предлагаемый практический материал –«звуковые дорожки» - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией.

    Всем известный педагог Мария Монтессори считала самостоятельность и активность ребенка - это ключ к его развитию, она разработала множество.

    Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

    Мастер-класс «Лабиринт для пальчика» или «Запутанные дорожки»Лабиринт для детей дошкольного возраста – это игра, которая представляет собой.

    Цель: Развивать временные представления у дошкольников: элементарные представления о неделе, о значении понятий прошедшего, будущего и настоящего.

    Мягкая игрушка "Солнышко" сшита из ткани, внутри- синтепон. Лучики прикрепляются на липучки. На каждый лучик нашит прозрачный карман.

    Пособие используется как на итоговых занятиях, так и в повседневной работе. На итоговых утренниках каждый ребенок берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку, логопед прикрепляет последний лучик со словом "Молодцы!"

    При работе со звуками, звукопроизношением в кармашки вставляются картинки с изучаемым звуком, лучики раздаются детям. Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и прикрепляет свой лучик к солнышку.

    При изучении темы "Предлоги" в кармашки вставляются соответствующие картики с предлогами (С коробки, НА коробку, В коробке и т.д.).

    Варианты работы: дети придумывают предложение со своим предлогом-лучиком, ищут в тексте предложения с определенным предлогом и т.д. Наглядно представленное таким образом изображение предлогов способствует их лучшему запоминанию и изучению.

    Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

    При работе с детьми, у которых тяжелые нарушения речи (алалия, безречевые дети) большое внимание уделяется работе над ритмико-мелодико-интонационной основой языка , работе над слоговой структурой слова (по А.К. Марковой). Это долгая и кропотливая работа, разнообразить которую логопеду помогает пособие "Поезд".
    Оборудование: фетр с пришитыми поездами и дорожками для выкладывания ритмичных рядов, символы ритмов (по пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н.), шарики марблс, предметные картинки разной слоговой структуры.

    Задания : 1) С опорой на картинки-символы "Зая" и "Коза" отхлопать "замочками" соответствующий ритм (две четверти с первым ударным, две четверти со вторым ударным); 2) Выложить дорожки на каждый ритм-большая капелька указывает ударность слога, маленькая безударность. Придумать слова на каждый ритм (бусы, туча,дети, лужа; рука, лиса, лицо, коты ).

    Задания : 1) Отхлопать "замочками" соответствующий ритм с опорой на картинки-символы ""Собака", "Курица" (три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным). 2) Выложить с помощь марблс ритмические дорожки: маленькая капелька-большая-маленькая (ритм со вторым ударным слогом), большая капелька-маленькая, маленькая (ритм с первым ударным слогом). Придумать слова заданной слоговой структурой (лютики, бусина, жадина, радуга; кабина, бананы, качели. ворота ).
    Дополнительно для детей младшего школьного возрста - назвать цвета капелек, цвета паровозика, дорожек, цветочков. Можно придумать историю про паровозики, которые трудятся, чтобы дети научились правильно говорить слова разной слоговой структуры.


    Задание: 1) Отхлопать "замочками" ритм, указанный на картинке-символе "Какаду"(три слога с третим ударным). 2) Выложить соответствующую дорожку: две маленькие капельки, третья- большая. Подобрать картинки или придумать слова к этому ритму(сапоги, голова, решето, молоко).

    Задание : 1) Логопед выкладывает ритмический ряд на первой дорожке паровозика (без картинки-символа) и просит ребенка "замочками" отхлопать соответствующие ритмы: трехсложные слова с первым и со вторым ударным слогом. 2) Из стопки картинок ребенок выбирает те, которые подходят к этой слоговой структуре (например, радуга, машина).
    Аналогичная работа проводится со второй дорожкой и с ритмом "Кит".
    Начальный этап работы над ритмом (задания для самых маленьких или для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями)- выкладывание определенной ритмической последовательности: рыбка-бусина-рыбка-бусина. Логопед выкладывает первый ряд, ребенок самостоятельно второй. Дополнительное задание : посчитать рыбок (развитие навыка согласования существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, одна синяя бусина, две синие бусины (или усложнить: одна голубая рыбка, две голубые рыбки), также можно отработать понятие лево-право (сначала рыбки плывую слева-направо, затем-наоборот). С детьми младшего дошкольного возраста поговорить о том, где живут рыбки, чем питаются и т.д.

    Фрагмент занятия по слоговой структуре слова с обучающейся 2 класса Кариной К.

    Пособия для формирования предметной деятельности (сенсорное развитие)
    ("Замочки", "Посади бабочку на свою дорожку")

    У большинства детей с интеллектуальными нарушениями, имеющими нарушения речи очень долгое время не формируется зрительный гнозис, к школьному возрасту дети не различают цвета их оттенки, не копируют элементы букв.

    Оборудование : фетр, молнии цветов спектра.

    Задания: найти нужный цвет, открыть-закрыть нужный замочек (отработка глагольной лексики, развитие мелкой моторики пальцев рук).

    При автоматизации звуков можно добавить следующее задание: открой (закрой) замочек, в названии цвета которого есть звук, например, р (красный, оранжевый) или звук ж (желтый, оранжевый). Можно попросить ребенка открыть (закрыть) четвертый (второй, пятый...) замочек снизу (сверху), назвать цвет, сказать, что в природе бывает такого же цвета.

    Оборудование: фетр, лента Велкро разных цветов, пришитая полосами, вырезанные из нее бабочки.

    Задание: посади бабочку на свою дорожку (развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук).

    Дополнительное задание: посадить нужное количество бабочек на дорожку, посчитать бабочек (согласование имен существительных с числительными: одна синяя бабочка, две синие бабочки и т.д).

    Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности

    Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

    Задание: Дидактическая игра "Кто как передвигается?"

    Логопед просит выложить тех, кто летает, в первый ряд (птица, бабочка, пчела, стрекоза ), тех, кто ползает, во второй ряд (улитка,червяк, ящерица, черепаха), тех, кто прыгает, на третий ряд (обезьяна, заяц, белка, лягушка ). Далее проводится соответствующая семантическая работа. Глагольная лексика отрабатывается на разных упражнениях на каждом занятии с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поскольку глагол необходим для построения фразы, предложения.

    Если проводится занятие по звукопроизношению, то квадраты заполняются предметами, в названии которых есть нужный звук.

    Данное пособие также часто используется на развитие внимания, мышления при таких играх, как, "Найди пару" (все квадратики заполняются, например, бабочками, две из которых одинаковые и их нужно найти), "Четвертый лишний" и др.

    Многофункциональный логопедический коврик (для развития предметной деятельности, работы над семантикой)

    Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

    Задания и упражнения :

    2. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? (рыбка, девочка в красном платье, божья коровка ) , Что? ( паровоз, вишня, машина, мак, мухомор, клубника, яблоко ).

    3. Назови транспорт (паровоз, машина - какой это транспорт, водный, наземный?), ягоды (вишня, клубника ), фрукты (яблоко ).Что можно приготовить из яблок, фруктов?

    4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: мак, яблоко, клубника (порядок слов меняется трижды). Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его "умным пальчиком", затем произносит слово (на последующих этапах находит только взглядом предметы и называет их).

    5. Угадай предмет на ощупь (ребенок закрывает глаза, логопед при необходимости направляет руку ребенка на предмет).
    6. Составить предложение с данным предметом (если школьник- записать предложение в тетрадь). Провести анализ предложения (сколько слов, назови первое, последнее и т.д.).

    7. Назвать предмет, который находится справа от мака, выше клубники, слева от мухомора.

    8. Вспомнить, с предметами какого цвета работали? Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть красного цвета.
    9. Назвать предметы красного цвета в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
    Аналогичную работу можно проводить при изучении остальных цветов .
    При работе над звукопроизношением, слоговым составом слова и другими логопедическими задачами, упражнения подбираются в соответствии с темой и целями конкретного занятия.

    Логопедические коврики для автоматизации поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи)

    При работе над звукопроизношением, несмотря на то, что постановку звуков (вызывание), рекомендуется выполнять в слогах (как в онтогенезе), крайне мало задерживаясь на этапе автоматизации звука изолированно, часто приходится иметь дело с детьми, с которыми необходима именно изолированная отработка звуков. Особенно, если у детей тяжелые речевые нарушения. В логопедической литературе не так много пособий на отработку изолированного произношения звуков.


    Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, декоративные пуговицы- символы звуков (паровозик [ч], собака, мотоцикл [р], пчела [ж], сердитая кошка, лопнувший шарик [ш], кораблик [л]

    Цель: отработка изолированного произношения вызванных (поставленных) звуков [ч,р,ж,ш,л]

    Задания и упражнения:

    Помоги большому паровозику доехать до маленького паровозика. Проведи "умным пальчиком" по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч.

    Аналогично орабатываются другие звуки. Произносить нужный звук, можно и идя обратно, например, от шарика, который лопнул и издает звук ш-ш-ш- к кошке.

    Произносить звук можно в двух вариантах: длинно, коротко.

    Дополнительно можно придумать истории про "героев": про сердитую кошку, про большую пчелу, которая летела к маленькой божьей коровке и т.д. С детьми, которые не различают цвета, поработать с цветом дорожек, цветом предметов.

    Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, на каждой дорожке 6 цветочков (по количеству гласных звуков первого ряда)
    Цель: отработка произношения вызванных (поставленных) звуков в слогах, словах.

    Задания и упражнения:

    Ребенок самостоятельно выбирает дорожку, по которой он пойдет. Логопед спрашивает: кто к кому сегодня пойдет в гости? В зависимотсти от того, какой звук отрабатывается, ребенок шагает пальчиками по цветочкам выбранной дорожки, произнося, например: РА-РЫ-РО-РУ-РЭ (если мягкий вариант произношения есть, то он тоже отрабатывается РИ, если нет, то ребенок шагает только по пяти цветочкам). Также отрабатывается произношение в обратных слогах.

    При отработке произношения звука в словах , ребенок называет слово и нажимает на цветочек (можно одним указательным пальчиком, можно всеми пяти пальчиками по очереди). Как вариант усложнения задания: логопед называет несколько слов (в зависимости от возможностей ребенка и возраста), ребенок повторяет слова, нажимая на цветочки по порядку, слева-направо, затем логопед просит назвать, какое слово было на третьем, втором цветочке. Можно попросить ребенка придумать шесть слов(или три-четыре, а остальные логопед поможет) и тогда, например, Мишка попадет в свой домик.



    Фрагмент занятия "автоматизация звука р изолированно и в слогах"

    (с использованием символов Фомичевой М.Ф), Артур Л.. 3 класс.

    Автоматизация звуков [с ], [с"]

    Оборудование : фетр,декоративные пуговицы.

    Список : свинья, слон, соска, носорог, часы, самолет, коляска, велосипед, следы, снеговик, собака, ананас, доска, краски, сумка, глобус, апельсин, осьминог, сердце, смайлик.

    Задания и упражнения:

    1. Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с"] в словах.

    2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Найди слова заданного ритма (например, двусложное слово со вторым ударным: следы ).

    3. Назови слова, в которых звук [с ] находится в начале слова, в середине, в конце слова.

    4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

    6. Игра "Четвертый лишний". Назвать в каждом ряду лишний предмет:

    первый ряд- соска, так как не животное;

    второй ряд- часы, т.к. не транспорт;

    третий ряд- ананас, т.к. звук [с ], находится в конце слова, а не в начале;

    четвертый ряд- сумка, т.к. доска, краски, глобус- школьные принадлежности;

    пятый ряд- смайлик, т.к. в остальных словах звук [с"].

    7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от сумки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

    8. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

    9. Назови транспорт, школьные принадлежности, животных, фрукты.

    10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета глобус, сумка и пр. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т.д.

    11. "Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости логопед помогает, задает наводящие вопросы.

    12. Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Анализ предложений.

    13. Работа над семантикой: объяснить смысл предложенных логопедом слов. Например, если занятие проводится в зимнее время, логопед спрашивает: Кто (что) такой снеговик? Когда его делают? Из каких частей его делают? Он круглый или квадратный? Что с ним происходит весной? Почему? и т.д.

    Автоматизация звука [Ч]


    Оборудование: фетр, декоративные пуговицы.

    Список: овечка , девочки. учебник, черепаха, мяч голубой, чайник, чашка. часы, ключик, мяч черный, мяч красный, пчела, летучая мышь, червяк, мяч желтый, бабочки.

    Задания и упражнения:

    1. Назови картинки, нажимая "умным пальчиком" на кажlый предмет. Чётко произноси звук [ч] в словах.

    2. При нарушении слоговой структуры- отхлопать замочками слова (о-веч-ка, де-воч-ки, у-чеб-ник). Назвать длинные слова, короткие (бабочка, мяч).

    3. В словах чайник, часы, учебник назвать только гласные звуки.

    4. Узнай слово по гласным звукам: логопед произносит только гласные звуки в слове, например, А,Ы (при этом можно выделить голосом ударный звук), ребенок угадывает слово и произносит его: часы.

    5. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок- заканчивает, например, чай-....(ник), клю-...(чик).

    6. Если у ребенка нет нарушений слоговой структуры слова, то можно поиграть в игры "Перевёртыши" и "Добавлялки".

    "Перевёртыши". Логопед меняет слоги местами, а дети называют слово правильно, например, ла-пче (пчела), ка-чаш (чашка).

    "Добавлялки". Логопед добавляет один лишний слог, ребенок должен назвать слово правильно, например: пчемала (пчела).

    7. Назвать предметы, в названии которых звук [ч] стоит в начале, середине, конце слова.

    9. Внимательно посмотреть ("сфотографировать") предметы во втором ряду и назвать их по памяти (школьники могут записать слова в тетрадь).

    10. Назвать предметы, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

    11. Придумать предложение с одним из слов, записать в тетрадь, проанализировать его.

    12. Для детей с дисграфией (либо в целях профилактики дисграфии) составить схему слов с последующей записью в тетрадь: чайник, чашка, часы.

    13. Узнать предмет на ощупь.

    Автоматизация звука [Р]

    Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

    Список : роза, шар,жираф, верблюд, подарок, краб, бобёр, рыба, рак, ракушки, грабли, торт, мороженое, виноград, кукуруза, арбуз, морковь, паровоз, карандаш, ролики, мухомор, ромашка, помидор, груша, мартышка, сердце. крокодил, корабль.

    Задания и упражнения:

    1. Задания могут быть аналогичными тем, которые используются при работе с логопедическими ковриками на другие звуки.

    2. Выучить чистоговорки, скороговорки, стихотворения, показать предмет, о котором идет речь:

    а) ар-ар-ар- красивый красный шар

    ор-ор-ор- в огороде помидор

    ор-ор-ор-в лесу мухомор

    б)поговорить с ребенком в начале, кто такие бобры, раки, крабы, где они живут, чем питаются.

    Все бобры добры до своих бобрят.

    У бобра- не нора,

    Не берлога, не дыра!

    Он-работник, он-творец!

    У бобра в реке- дворец!

    Жили-были раки, раки-забияки.
    Жили раки шумно, затевали драки.

    Хвастал храбрый краб два дня:

    "Краба нет храбрей меня!"

    На горе Арарат

    Рвёт Варвара виноград.

    С утра до вечера играл,

    Потом в кровать ракетку взял!

    После росы розы выросли!

    Во мраке раки шумят в драке.

    На рынке Кирилл грабли купил.

    3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза- красные розы, большой шар- большие шары, высокий жираф- высокие жирафы, горбатый верблюд- горбатые верблюды, оранжевая ракетка- оранжевые ракетки, интересный подарок- интересные подарки и т.д.
    Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).

    4. Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....

    Если логопед обращается к мальчику, то спрашивает: "Про какие предметы можно сказать "мой": мой корабль, мой торт, мой виноград, мой крокодил...

    Логопед спрашивает у всех детей, присутствующих на занятии, про какие предметы можно сказать "мои"? (мои ролики, мои грабли).

    5. Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

    6. Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

    П од плотными листками,
    Жёлтые камни,
    Упругие, гладкие,
    На вкус сладкие! (кукуруза)

    7. Посчитать предметы с помощью цифр , которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой -1, перед рядом с крабом-2, перед рядом с тортом- 5, перед рядом с паровозом- 7, перед рядом с грушей-9 (цифры меняются на каждом занятии).

    Счет по рядам: например, одна роза, один шар, один жираф, один верблюд, одна ракетка, один подарок.
    Счет по столбикам: например, одна роза, два краба, пять тортов, семь паровозов, девять груш.
    Счет предметов по порядку на карточках (прямом и обратном): одна роза, две розы, пять роз, семь роз, девять роз и наоборот.

    8. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
    9. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
    10.Звукослоговой анализ слов с последующей записью в тетрадь: роза, шар, рыба, рак, грабли, торт, кукуруза, карандаш, ролики, груша, мартышка, ракушка.
    11. Составление предложений с полным анализом.
    12. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

    Автоматизация звука [Р] с помощью звуковых полянок

    Оборудование: листы, игрушки (собачки, тигр, машинка, мотоцикл)

    Лист №1. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении (без опорных звуков т, д).

    Игра" Поможем собачкам собрать все косточки".
    Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к "косточке" , собачка рычит [р-р-р], возле косточки - отдыхает. Упражнение выполняется на длинный звук рррр-рррр и короткие звуки: р-р-р.

    Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

    Лист № 2. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении и в обратных слогах (разные дорожки- прямые, с остановками).

    Игра" В гости" (или вариант "В гости с песенкой").

    Ребенок выбирает, кто из персонажей (собака, тигр) пойдет в гости.

    При изолированном произношении, передвигая игрушки по фигурным линиям, ребенок произносит изолированный звук в зависимости от фигуры на листе (коротко, отрывисто, с остановками или длинно, без остановок).

    При произнесении звуков [р,р"] в обратных слогах, "идя в гости" , поём песенки:

    ар-ор-ур (первая дорожка)- арь-орь-урь

    ыр-ер-ир-юр-ер-яр (вторая дорожка)- ырь-ерь-ирь-юрь-ерь-ярь

    ер-яр (третья дорожка)- ерь-ярь

    ер-ёр-ир-юр-ур (шестая дорожка)- ерь-ёрь-ирь-юрь-урь

    Если ребенку сложно произнести и запомнить разные слоги, можно петь одну-две песенки. Следить за правильным произношением звуков.

    На первоначальном этапе постановке звука [р] можно использовать упражнение "Мотор". Ребенок произносит звукосочетания тр, др (т, д -выступают как звуки-"помощники"). В этом случае этот лист используется с игрушками машинками и мотоциклом. Ребенок "едет" в гости по дорожкам-линиям, выполняя упражнение "Мотор": длинно ТР-Р-Р-Р; коротко: ТР-ТР-ТР-ТР.

    Лист №3. Автоматизация в обратных слогах.

    Игра "Прятки". В будке "спит" какая-то собачка. Если логопед занимается вдвоем с ребенком,то игрушка-собачка может быть у него, если это подгрупповое занятие, то игрушка "спрятана" у другого ребенка.
    На полянку в гости к собачке, которая "спит", пришла другая собачка, которая ходит ее будит, зовет, произнося слоги или слова, например:
    АР,ОР,УР,ЭР,ЫР; ЯР, ЁР, ЮР, ЕР, ИР или мягкие варианты звука [р] (каждая пара слогов повторяется ребенком отраженно вслед за логопедом, если звукопроизношение четкое, правильное, собачка в будке "просыпается", и игрушка отдается ребенку.
    Слова для "Повторялок" в начале берутся со звуком в конце слова, затем в ударном слоге в середине слова, далее- в обратном безударном:
    Базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, двор, мотор, забор, помидор, мухомор, топор, шнур, бобёр, актер. ковер, боксёр, монтер; карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, корм; арбуз, артист, барсук, карман, картон, ветер, сахар и т.д.
    Все незнакомые слова нужно обязательно объяснить ребенку.
    Если отрабатываем мягкий вариант произнесения звука [р" ], то слова сначала берем с ударением на слоге ( ряд, моря, наряд, коряга, порядок ), затем без ударения на слоге(буря, рябина, жарят, варят ), затем со стечением согласных (крик, гриб, грелка, крем и т.д.).