Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения. Конспект занятия по развитию речи на тему "транспорт"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

На тему: «Транспорт»

Цели

Образовательные:

Обобщить знания по теме «Транспорт»,

Формировать умение от существительных образовывать прилагательные,

Совершенствовать звуковую культуру речи,

Развивающие:

Развивать логическое мышление, речь,

Моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать дисциплинированность, чувство ответственности за происходящее, дружелюбие.

Активизация словаря:

Самолёт, вертолёт, автомобиль, лодка, велосипед и др., по земле, на воде, в воздухе и др., маленький, металлический, резиновый и др., сигнал, светофор, пешеход, водитель, пешеходный переход, транспорт и др.

Материал:

Сюжетные картинки на тему «Транспорт», по 2 индивидуальные карточки для обведения и штриховки (кораблик, машина, самолёт; «Светофоры», макет участка дороги и атрибуты для него (мелкие машинки, игрушки, светофоры) .

Предварительная работа:

Проведение бесед о правилах дорожного движения, дорожных знаках, светофорах.

ХОД НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Послушайте загадки и отгадайте их:

Что это за птица: песен не поёт,

Гнезда не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт.)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Наш российский … (Вертолёт.)

По воде поплыла

И нас с собой взяла. (Лодка.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед.)

Воспитатель показывает картинку к каждой отгадке.

2. Дидактические игры и упражнения.

1) «Покажи и назови».

Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет их составные части, назначение. Затем раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением одного вида транспорта и объясняет правила игры.

Воспитатель: Я буду рассказывать о машине, пароходе или самолёте. Если этот транспорт есть на вашей картинке, поднимите её и назовите.

2) «Продолжи предложения».

Поезд идёт по рельсам, а автобус по (земле) .

Трамвай большой, а велосипед (маленький) .

Самолёт летит по небу, а пароход плывёт по (воде) .

Автобус идёт, а самолёт (летит) .

3) «Какой, какие? ».

Дверца из металла; она (какая) - металлическая.

Колёса из резины; они (какие) - …

Вёсла из дерева; они (какие) - …

4) «Что мы слышим, то и повторим».

Воспитатель: От транспорта на улицах шумно. Давайте вспомним и произнесём те звуки, которые мы слышим:

Шины автомобиля шуршат по дороге: Ш - Ш - Ш.

Машина застряла в канаве и буксует: ДЗЗЗ - ДЗЗЗ, ДЖЖЖ - ДЖЖЖ.

Лётчик заводит мотор самолёта: Р - Р - Р - Р - Р.

Полетел самолёт: У -У -У.

Заводят мотоцикл, и он всё громче и быстрее трещит: Д- Д - Д, Д-Д -Д.

Дети начинают произносить вначале медленно, а затем с ускорением.

Проезжает мимо поезд: ЧУХ - ЧУХ - ЧУХ - ЧУХ.

Фиэкультминутка «Лётчик и самолёты».

По команде воспитателя «заводятся моторы» - дети произносят на выдохе «р - р - р - р», держат «руль» и взлетают «ж - ж - ж - ж». руки расставлены как крылья и поворачиваются на виражах - «у - у - у - у», «самолёты» кружатся и садятся на посадку - «ух - ух - ух» (дети приседают) .

5) «Обведи и раскрась».

Дети на индивидуальном листке обводят кораблик (самолёт, машину или др.) и раскрашивают его.

6) «Раскрась светофоры».

Дети по образцу воспитателя закрашивают у каждого светофора одно окошко жёлтым, красным или зелёным цветом.

3. Беседа «Сигналы светофора».

Воспитатель: Где движутся машины? (По дороге.)

Какие машины вы видели?

Для чего машины останавливаются? (Чтобы люди перешли через дорогу.)

Когда останавливаются машины? (Когда водители видят красный сигнал светофора.)

Какого цвета сигналы светофора? (Жёлтый, красный, зелёный.)

На какой сигнал светофора люди могут перейти дорогу?

Что означают остальные сигналы светофора?

Воспитатель демонстрирует сюжетные картинки.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Какой транспорт вы знаете?

Где он может передвигаться?

В какие игры мы играли? Что раскрашивали?

Какие сигналы есть у светофора?

Организация: МБДОУ «Детский сад №260»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте.

2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций.

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.

Оборудование и материалы:

Мольберт, плакаты с разным видом транспорта, игровое поле, картинки с изображением транспорта, магниты, картинки с изображением транспорта разрезанные на четыре части, кубики зеленого, белого и синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями.

Психогимнастика «Ладошки».

2. Создание мотивации к занятию

Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).

Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте). Мы будем учиться составлять предложения о транспорте.

3. Постановка проблемной ситуации

Для чего нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое)

Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).

Значит, транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)

Какой транспорт летает? Как он называется? Какой транспорт ездит? Как он называется? Какой транспорт плывет? Как он называется? Транспорт, который перевозит людей как называется? А транспорт, который перевозит груз как называется?

4. Открытие нового. Составление предложений. Игры и задания.

Игра «Виды транспорта» (на игровое поле с помощью магнитов прикрепляются изображения транспорта)

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт (самолет летит в небе; корабль плывет в море; поезд несется по рельсам; машина едет по шоссе)

Хорошо. Вы правильно разместили транспорт, и составили красивые предложения.

Игра «Так бывает или нет». В Детский сад пришло письмо от Незнайки. Незнайка просит помощи: «Помогите разобраться, так бывает или нет! »

Самолетом управляет машинист

Пароходом управляет капитан

Автобусом управляет пилот

Машиной управляет водитель

Вертолетом управляет шофер

Упражнение «Насос».

Я вам предлагаю прокатиться на машине (встаем в круг). Ребята, посмотрите, у наших машин спущены колеса, а давайте, мы их накачаем. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.

Физминутка.

«Мы – шоферы»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы-шоферы хоть куда!

Игра «Собери целое». Мы с вами оказались в ремонтной мастерской. Сколько здесь поломанного транспорта! Хотите отремонтировать? (Дети собирают разрезанные картинки из 4 частей, затем составляют предложение о том, что они делали: «Я отремонтировал автобус» Автобус нужен людям? Для чего? «Автобус перевозит людей»).

Транспорт мы починили, давайте встанем в круг и порисуем. Но рисовать будем на спине и пальчиками.

Массаж спины :

Нарисуйте колеса, кабину, крылья, весло, шасси, иллюминатор, сиденье

Что мы сейчас рисовали? (Части транспорта)

*колеса, кабина, сиденье. Части чего? (Автобуса)

*крылья, шасси, иллюминатор. Части чего? (Самолета)

*весло? (Лодка)

Игра «Белый, зеленый, синий» .

А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цвет – наземный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.

(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).

Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)

5. Рефлексия

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Вам понравилось играть со мной?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите красную ладошку, а если грустное – синею.

Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.

Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.

Валентина Кололейкина
Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)

Цель занятия : Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта .

Программное содержание : Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам .

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность , мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Словарная работа : шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт , воздушный транспорт , водный транспорт .

Активизация словаря : развивать речь детей словами-названиями транспортных средств , профессий людей, управляющих этими транспортными средствами .

Оборудование : картинки с изображением разнообразных транспортных средств , оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта .

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать :

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, - Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь - Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Воспитатель : А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт )

Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова) . Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.

I остановка «Для чего нужен транспорт

Воспитатель : Зачем нужен транспорт ?

Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.

Воспитатель : На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты : пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.

Воспитатель : Каким бывает транспорт ?

Дети. Наземным, воздушным, водным.

Воспитатель : Почему транспорт называют наземным ?

Дети. Потому что передвигается по земле.

Воспитатель : Назовите наземный транспорт .

Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…

Воспитатель : Наземный транспорт будем обозначать значком-дорога.

Воспитатель : Почему транспорт называют воздушным ?

Дети. Перемещается по воздуху.

Воспитатель : Назовите воздушный траноспорт .

Дети. Вертолёт, ракета, самолёт…

Воспитатель : Воздушный транспорт будем обозначать значком –облако.

Воспитатель : Почему транспорт называют водным ?

Дети. Перемещается по воде.

Воспитатель : Назовите его?

Дети. Корабль, пароход, лодка…

Воспитатель : Будем обозначать значком- волна.

(раскладываю обручи)

Игра «Земля, воздух, вода»

Воспитатель : Вы все спрашивали у меня, что за медальки у вас на груди. Пора открыть секрет. Эти медальки помогут сыграть в одну игру. Посмотрите друг на друга,соберитесь в группы по своим медалькам и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Дать название командам-земля-воздух-вода.

Слушайте правила игры.

Возьмитесь все за руки. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта , только одну, разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее и правильно выполнит задание. Приготовились? Гости помогают считать 1-2-3 начали.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт »

Воспитатель : А теперь, давайте подойдём к своим столам и выполним следующее задание. Но прежде чем его начать давайте разомнём свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Воспитатель :Сколько пальцев сжали в кулачок? (10)

Значит сколько транспорта назвали ?

II остановка «Наземный транспорт » .

Какой вы знаете наземный транспорт ? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик :) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Почему этот транспорт называется наземный ? (потому что он идёт по земле) .

Какие марки автомобилей вы знаете?

Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Игра «Что лишнее?» с карточками

Воспитатель : Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.

1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.

III остановка «Воздушный транспорт » .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт :) .

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) .

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) .

Игра «Летает - не летает» .

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья» , а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

IV остановка «Водный транспорт » .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход :) .

Кто управляет кораблём? (капитан) .

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) .

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан :) .

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи :

Машина и велосипед

Машина и самолет

Машина и ролики

Машина и зонтик

Машина и кастрюля

Чем отличаются :

Машина и автобус

Машина и сумка

Машина и тележка и т. д.

Физминутка.

Налили бензину, сели на машину,

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот . На реке пароход.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит : у-у-у.

5 остановка : «Распутай бусы» . - Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. - Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт . Мы эти бусы должны распутать. - Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт .). - Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт . - Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта . - А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт ) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт ) - Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

Расходятся по командам.

Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков - представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство , которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает - план – опору (схема будущего рассказа-описания) :

К какому виду транспорта будет относиться ? А может оно будет

комбинированное?

Для чего будет предназначено : для перевозки людей, грузов…;

Оно будет большим или маленьким;

Части транспорта (особенности) ;

На чем будет ездить?

автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)

катеромобиль – водная команда (функции катера и автомобиля – для путешествий)

автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой) .

Команды рассказывают о своем транспорте .

Игра : «Светофор» .

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра :

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Заключительная часть. Выдача детям водительских удостоверений

Как живём?

Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

Как плывём?

Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)

Как бежим?

Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)

Утром спим?

Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)

В даль глядим?

Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)

Как грозим?

Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)

Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух) .

Игра " Дом для машины " Построить гараж для машины. Оценивается скорость, правильность конструкции, соответствие размеру.

Задания капитанам. Упражнение на скорость и правильность сбора по деталям разных видов транспорта (большие разрезные картинки автобуса и самолета)

Игра "Автосалон". Выставка машин, которые дети принесли из дома. Команды рассказывают о своих машинах по предложенному плану.

Как называется транспортное средство

Отличия внешнего вида

Какие действия можно совершать с помощью этого вида транспорта .

Воспитатель : - О чём мы сегодня говорили?

Какое задание показалось самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд, был самым активным на зянятии, себя не называть?

Какие молодцы! Отлично поработали! Можно и сюрприз от паровозика посмотреть (фото на память и раскраски) .

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ТРАНСПОРТ".


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

ПРИЗНАКИ: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, просёлочные дороги, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

ДЕЙСТВИЯ: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:
Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:
Автобус – едет, перевозит людей, поворачивает, тормозит..
Корабль – плывет, отплывает, причаливает…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:
Старый - …
Новый - …
Грузовой - …
Быстроходный - …

ОПИСЫВАТЬ ТРАНСПОРТ ПО ПЛАНУ:
Название
Из чего состоит (что сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади, внутри)?
Для чего предназначена?
Какие действия выполняет?
Сравнивать два вида транспорта.
Что общего и какие различия (по плану описания).




ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗУЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.













ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ:

1. Какой бывает транспорт?
а) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?
2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?
3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).
4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).
5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).
6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).
7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).
8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).
9. Покажи и назови части корабля? самолета?
10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).
11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?
12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).
13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?
14. Какой транспорт есть у тебя дома?
15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?
16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?
17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ЗАГАДКИ.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Программные задачи:

1. Образовательные:

2. Речевые:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ №17 г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ

Конспект ОД по развитию речи

в старшей группе по теме: «Транспорт»

Выполнила: воспитатель Исмагилова М.С.

2016г.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный:макет ракеты, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Спецтранспорт»

Ход занятия

1.Вводная часть.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся:

Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Небо! Здравствуй, Земля! Здравствуйте, все мои друзья!
2. Воспитатель: Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Воспитатель: Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Воспитатель: Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".

Воспитатель: А какие виды транспорта знаете?

Дети: (ответы)

Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] – [л] – [л] .
Гудит пароход: произнесение звука
[ы] – [ы] – [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука
[ш] – [ш] – [ш] .
Насос: произнесение звука
[с] – [с] – [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "
ша – шу – ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "
би – би – би ".
Гудит поезд: произнесение на одном выдохе "
ту – ту - ту ".
-Молодцы!

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель: (показывает детям макет ракеты)

Вот, на этой ракете мы совершим путешествие.

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель показывает картину с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету (картина с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Кто управляет подводной лодкой (подводник). Какой должен быть подводник? (решительный, смелый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Сейчас садитесь, мы поиграем в игру: «У меня есть один-много»

У меня есть автобус.

А у меня есть много автобусов.

У меня есть трамвай.

– А у меня есть много трамваев. И т.д.

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

А теперь, дети, на ваших столах лежат картинки с изображением транспорта. Вы должны назвать то, что нарисовано на вашей картинке только по слогам.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА -РА -РА - возвращаться нам пора» Полетели! (слайд на компьютере)

А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?

Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".

Чему научились?
Д. Мы научились составлять рассказы по схеме.
- Вам понравилось занятие?
Д. Да.
- Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!