Почему у амазонок одна грудь. Об одногрудых моих и не только…. Амазонки - плод воображения греков

Девчонки, у меня потерялся пост из-за переезда сайта на другой сервак, и я думала, что все пропало, но каким-то чудом на компе в закладках сохранилась копия интернет-страницы) поэтому дублирую пост. Те, кто оставлял комменты к данному посту, пожалуйста – продублируйте, т.к. на почту пришли оповещения, но прочитать комменты я так и не смогла. Итак…

Я хочу поговорить о нас, об одногрудых и многогрудых женщинах, которых веками воспевали поэты. И я совсем не ерничаю, а говорю совершенно серьезно. Еще Цветаева писала про одногрудых следующее:

Грудь женская! Души застывший вздох, -
Суть женская! Волна, всегда врасплох
Застигнутая - и всегда врасплох
Вас застигающая - видит Бог!

Презренных и презрительных утех
Игралище. - Грудь женская! - Доспех
Уступчивый! - Я думаю о тех…
Об одногрудых тех, - подругах тех!..

Конечно же, Марина Ивановна пишет об амазонках, которые в погоне за спортивными рекордами и нормами ГТО выжигали себе одну грудь. Воинственный непокоренный образ так и застыл в веках, болезненно упираясь одним соском прямо в глазное яблоко некоторым мужчинам. А мне образ амазонки всегда нравился: сильная, уверенная женщина…ну и что, что с одной грудью – стрелять в мясо проще.

Гончары изображали амазонок на рисунках ваз, а скульпторы – в виде мраморных статуй.


Для храма Артемиды в городе Эфесе великий скульптор Фидий создал статуи прекрасных одногрудых героинь


Вот что говорит об амазонках Иван Ефремов в "Таис Афинской": "Истинные амазонки, посвященные Артемис девушки Термодонта, жившие за тысячу лет до нас, всегда сражались нагими и ездили на лошадях без потников. Настоящих амазонок вы можете видеть на старых клазоменскнх вазах и кратерах. Это крепкие, даже очень плотные нагие девушки, верхом на сильных лошадях, в сопровождении бородатых конюхов и собак. Ионийские и карийские женщины, привыкшие к свободе, не могли смириться с грубыми дорийскими завоевателями. Самые смелые, сильные, юные уходили на север, к Эвксинскому Понту, где образовали полис Темискиры. Это не народность, а священные девы Артемис, потом Гекаты. Невежественные историки и художники спутали их со скифскими женщинами, которые также прекрасные воительницы и наездницы. Поэтому очень часто амазонок изображают одетыми с ног до головы, в скифской одежде или каппадокийками с их короткими эксомидами."


Ассиметрия груди также часто встречалась и встречается по сей день после прижигания груди. Нанесение подобных увечий - традиционная практика родом из Камеруна. Во время этой насильственной процедуры девочкам, достигшим 10-летнего возраста, расплющивают грудь раскаленными предметами, чтобы скрыть начало пубертатного периода. Считается, что тем самым родители ограждают своих детей от нежелательного мужского внимания, беременности и изнасилования путем задержки развития признаков, сигнализирующих, что девочка превращается в женщину.

Специалистами были проведены исследования, доказавшие, что прижигание груди камнями может вызывать серьезные проблемы со здоровьем. Девушки, прошедшие через этот обряд, страдают не только от сильных ожогов, но и от различных деформаций груди, не говоря о психологических проблемах.


А во времена инквизиции, нас, мои одногрудые, с радостью бы сожгли на костре. Причем для инквизиторов не имело значения одна у вас грудь или десять. И это вовсе не метафора про грудь - некоторые женщины рождаются с четырьмя, шестью и более молочными железами! "Лишние" соски (и даже развитые груди) могут быть расположены на животе, в паховой области, на бедрах и... на спине! Это называется полимастия. Самое большое количество молочных желез зафиксировано медиками в 1998 году в штате Оклахома - женщина, пришедшая на роды в городской госпиталь, имела 10 хорошо развитых молочных желез!


Но самым загадочным считалось наличие трех молочных желез… или двух обычных и лишнего соска. Это классический пример полимастии, который исправляется сегодня пластическими хирургами на раз-два. Но тогда люди не искали простых объяснений данному явлению. Во времена инквизиции считалось, что женщина через дополнительный сосок выкармливает демонов и иную нечисть, которая дарует ей колдовские силы. Соответственно таких женщин без вариантов бросали в костер или в воду с камнем на шее. А вот в Индии к таким женщинам относились почтительно.

Предание гласит, что Минакши - женщина, которой суждено было стать женой бога Шивы, - родилась с тремя грудями. Согласно божественному предсказанию, одна из них должна была исчезнуть в тот миг, когда женщина встретит своего суженого. Будучи принцессой, Минакши участвовала в битвах и однажды увидела на поле боя Шиву. В тот миг ее третья грудь исчезла. Поэтому в Индии девушки, которые рождались с третьим соском или лишней молочной железой, считалось, имели божественное начало.


Древние китайцы же называли грудь "судьбой". И по сей день они очень негативно относятся к женщинам, изменяющим форму своей груди, полагая, что они меняют и начертанный для них на небесных скрижалях жизненный путь.

А я вот вам что скажу, дорогие неомаговки, китайцы может что-то и знают о философии, но им не доводилось жить с одной или тремя сиськами в славянской стране. Поэтому ищите божественное и неземное внутри себя, а форму можно вылепить по желанию: благо, сегодня не боги горшки обжигают, а люди.

На вопрос Почему у амазонок была отрезана одна грудь??? заданный автором Невролог лучший ответ это Катя, расскажи учительнице об амазонках подробно, ведь тот факт, что у них отрезана или не отрезана одна грудь, не самый интересный! Амазонки - привет женщинам из прошлого, озаренного культом Женщины, Матери.. .
Дочерьми Ареса (бога войны в Древней Греции) и Гармонии (!!) считались женщины-амазонки, жившие по легенде племенами у реки Фермодонт в городе Фемискира в Малой Азии, а также в Крыму и предгории Кавказа, у Меотиды, (так греки называли Азовское море) .

Превосходные воины и наездницы, они отличались бесстрашием. И, конечно, неотразимым очарованием (во всяком случае, эти качества отчаянно приписывались им историками). Так или иначе, маленькие женские племена умудрялись наводить стихийный ужас на воинственные города-мегаполисы, а потому так и остались неразоблачённой тайной.
Участвовавшие в битвах с амазонками солдаты рассказывали, что женщины эти бесстрашны, и нельзя обратить их в бегство, а победить можно, лишь перебив до последней. Они отлично владеют оружием и правая грудь у них выжжена, ЯКОБЫ, для того, чтобы удобнее было натягивать тетиву.
Собственно говоря, отсюда и пошло название “амазонка”, что в переводе означает “безгрудая”. Хотя у отдельных древнегреческих авторов находим опровержение тому, мол, мужчины все это придумали сами, из зависти. У других же читаем: ”Девушкам прижигали груди, чтобы они не мешали во время битвы. ” (Диодор Сицилийский)
Так появились настенные фрески и росписи на вазах, изображающие одногрудых женщин с оружием. Однако известнейшие мастера, такие, как Поликлет и Кресилай не посмели отступить в своих произведениях от эллинских канонов красоты, ибо мало, что почиталось там так же свято, и их амазонки изображены с обычной женской грудью.
Греки приписали им, как покровительницу, Артемиду. Да и кто ещё мог взять женщин под крылышко, как не целомудренная богиня охоты, день-деньской проводящая в седле. Поэтому в каждом изображении амазонки, дошедшем до наших дней, присутствует её образ.
У Ефремова в “Таис Афинской” опровергается и версия о безгрудости амазонок и о их кривоногости, якобы обязательной для тех, кто с рождения сидит в седле. В романе описывается особая манера амазонок ездить верхом: используя шкуру вместо седла, с заведенными назад голенями. Таким образом, пятками наездница упиралась в круп лошади. Сама же лошадь управлялась коленями, что, соответственно, требовало хорошего развития развития бедренных мышц. Один удар такой коленкой – и, пожалуйста, вот вам открытый перелом, а может и что-нибудь похуже.
Александр Македонский был покорен искусством Таис выполнять танец амазонок! Образ царицы амазонок прекрасен... Но лучше роман прочитать, там все подробно... .
____
Очень жаль, что учитель спрашивает юных девочек о том, почему была отрезана грудь у амазонок... .
Девочкам бы рассказывать о том, насколько совершенны физически были амазонки, тренированны и умелы... .

Большинство художников рисует фэнтезийных
«женщин с мечом» абсолютно одинаково, изображая их мускулистыми, полуголыми и
стоящими в самых откровенных позах. Впрочем, именно так большинство из нас и
представляет себе амазонок. Мы все прекрасно знаем, кто они такие - но лишь в
общих чертах и без подробностей. А между тем, в легендах об амазонках есть масса
малоизвестных и увлекательных деталей.

Понятие «амазонка» теоретически могло
образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию
греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это
словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».
Весьма
распространен слух, будто слово «амазонки» образовано от греческого «a mazos» с
отрицательной частицей «а», то есть «без груди». Считается, что амазонки
отрезали себе правую грудь, или даже выжигали ее, чтобы можно было стрелять из
лука более свободно. На самом деле, это миф.
В античной живописи амазонки
всегда изображались с парой грудей; иногда одна из них была закрыта
одеждой.
Франц фон Штук. Раненная амазонка



Для древних греков амазонки были не менее
реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен
содержат немало сведений об амазонках - разумеется, большей частью вымышленных.
В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта
Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы
Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен
был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг.


Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица
амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного
моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в
Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали
военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно
легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне - турецкий
Измир), Синоп и Пафос.
В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами»
(те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами
мужчин)




Все легенды сходятся во мнении, что общество
амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» - нацией, где властвуют женщины и где
нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в
году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков
ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных
от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем -
убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом
появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин.
Исходя из
всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки - выдумка
художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их
классическом понимании должны были иметь типично восточную
внешность.
Плакат 1914 года. Российская империя изображена в образе
женщины-богатырки, попирающей змея с двумя головами, символизирующими Германию и
Австро-Венгрию



Амазонки фигурируют во множестве откровенно
«мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией,
нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом,
укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал
ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам
вероломного правителя не суждено было сбыться.
Геракл и амазонки




Амазонки приняли также участие в троянской
войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте
Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой,
Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с
жизнью - так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная
ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл,
который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.
Ахилл убивает
Пенфесилию. Рисунок на вазе




Военная мощь государства амазонок была так
велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда
правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в
качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты. Впрочем, Антиопа
через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием
возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне
возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние
амазонок и афинян сошло на нет.
Битва жителей Афин с амазонками породила
отдельный жанр древнегреческого искусства - так называемую «амазономахию», то
есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на
терракоте, резьба по мрамору)
Скульптор Скопас, барельеф
"Амазономахия"




В ранних образцах греческой живописи амазонки
носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней
Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко
подпоясанными (для облегчения бега - то есть копирующими стиль богини охоты
Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою
они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.




Самые поздние изображения амазонок показывают
их одетыми на персидский манер - в облегающие шаровары и высокий заостренный
головной убор, «кидарис».


Главным оружием амазонок считался «сагарис» -
скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или
«лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3
тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.
Помимо боевого
топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья -
типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими - ударную силу их армии
составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских
племенах.


Учитывая предполагаемую «родину» амазонок -
донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения
выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно
сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял,
что сарматы - это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени этим все и
ограничивалось: ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим
необычность степных варваров в глазах греков.
На карте 1770 года
"Амазония" помещена севернее земель сарматов




Однако в конце 20 - начале 21 веков ситуация
изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные
женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали
могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но
факт - рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у
одной из усопших торчал наконечник стрелы.
Эти находки доказали, что в
северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по
крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе
играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины
закрытого типа, о которых рассказывали греки.
Жестокость по отношению к
мужчинам также наверняка была преувеличена - для людей с разным типом культур
характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом
отличается от их собственной.


Как это ни странно, воинственные женщины
пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах. К примеру,
царь Чандрагупта Маурья (322-328 годы до н. э.), впервые объединивший часть
Индии в централизованное государство, имел очень необычную охрану - греческую
женщину-великаншу.
В Европе женщины из кельтских и германских племен часто
сражались бок о бок со своими мужьями. Римский историк Корнелий Тацит говорит о
том, что в войске Будикеи, легендарной королевы племени иценов, поднявшей
Британию на восстание против римлян в 60 году до нашей эры, было больше женщин,
чем мужчин.
Статуя Будикеи около Вестминстерского аббатства,
Лондон




В скандинавских странах существовал интересный
обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки
оружие и стать skjaldmo - «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает
историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским
именем Хьервард.
Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера
Арбо, 19 век




Датский историк Саксон Грамматик писал, что в
битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда
Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось
около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а
мечи - длинными.
Бленда - героиня шведского фольклора, поднявшая женщин на
защиту своих деревень. Рисунок 1830 года







Хусепе Рибера. «Дуэль
женщин»



В фэнтези-литературе 20 века амазонки
постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно изображаются
красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных сообществах.
Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того, чтобы впоследствии
стать их союзницами в некоем общем деле.
Зена - королева воинов и самая
популярная телевизионная амазонка



Процесс «смягчения» образа амазонок вполне
логичен - ведь если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в
себе женщин создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что
Правосудие - это женщина с мечом.

Http://vsiaco.org.ua/post201278786/

АМАЗОНКИ /серия ВОИНЫ МИРА/

Про амазонок, я думаю, знают все. Даже «Повесть временных лет» уделила им внимание: «Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают». После прочтения таких строк, вера в возможное существование амазонок должна поубавиться.

А после прочтения сообщения Гиппократа, сообщавшего, что амазонки не вступали в брак, пока не убивали трех врагов, отрезали правую грудь, которая им мешала стрелять из лука, а также, что они калечили детей мужского пола, чтобы не иметь соперников, когда те подрастут, то отношение к существованию в древности амазонок и вовсе станет скептичным.

Тем не менее, я верю в их существование и постараюсь это обосновать, тем более, что история этих легендарных воительниц имеет самое прямое отношение к событиям, рассматриваемым на страницах этой книги.


Битва греков с амазонками, барельеф на саркофаге


Самую большую информацию о них оставил Геродот в своей «Истории». «Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок „эорпата“, что по-эллински означает мужеубийцы; „эор“ ведь значит муж, а „пата“ - убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.

Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.

В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.


Амазонка в скифском костюме, рисунок на древнегреческой вазе


После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда, наконец, они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: „У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами, и других у нас не будет“. На это амазонки ответили так: „Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе“.

Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: „Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но, так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны, и будем жить за рекой Танаисом“

Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.

Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай…».

Про амазонок писал и Диодор Сицилийский, сообщавший, что они жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и, чтобы избежать грехопадения, бросился в реку и погиб. Он же описывает историю времен Александра Македонского. К последнему явилась царица Фалестра в сопровождении трехсот амазонок: «Я прибыла, чтобы иметь от тебя ребенка. Из всех мужчин ты совершил наиболее великие подвиги, и нет выше меня женщины по силе и храбрости». О встрече Александра Македонского с амазонками можно прочесть и у Плутарха. Тот же Плутарх, рассказывая о походе Помпея на Кавказ, упоминает о битве с албанцами на реке Абант (нынешняя Алазани), где с гор на помощь соседям спустились амазонки.




Визит Фалестры к Александру, с рисунка концаXVII века


Они же упоминаются и Низами Гянджеви в «Искандер-наме», который локализовал их в стране Берда на реке Кура. Страбон уточнял, что живут амазонки в Малой Азии и на Кавказе. Он же приводил следующий факт: река Мермадалий (или Мермода) разделяет амазонок и жителей Кавказа. А река эта впадает в Меотиду (Азовское море).

Про амазонок писали также другие древние авторы и сообщали многочисленные легенды.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Из греческого амазос (безгрудые), возможно, и пошла легенда о том, что амазонки отрезали себе одну грудь. Некоторые историки считают, что такое название привилось из-за того, что грудь у этих женщин из-за сильных физических нагрузок была неразвитой, плоской. Но это не более чем легенда, памятники античного искусства говорят об обратном: на рельефах и вазах можно видеть прекрасных женщин-амазонок без намеков на одногрудость.

Что же касается известий древних авторов, что своих родившихся сыновей амазонки калечили, а то и просто убивали, то опять же историки с этим не соглашаются, считая, что родившихся мальчиков амазонки отдавали в соседние племена. Насчет неразвитой груди сказать ничего не могу, но вот представить сам процесс передачи новорожденных мальчиков матерьми в другие племена я не могу, тем более поверить в то, что матери их калечили и убивали. Не может быть таких матерей (по крайней мере, в столь массовом масштабе).

Здесь причина, скорее всего, в том, что так называемые древние авторы, а на самом деле раннесредневековые «историки», фантазировавшие на исторические темы (но на основе каких-то скупых, но реальных фактов), просто домыслили причины того, почему некоторые племена состояли из одних женщин. В самом деле, что подумали бы вы сами, когда узнали о существовании таких племен? Вполне естественно, вы могли решить, что от новорожденных мальчиков эти амазонки избавлялись тем или иным путем. Но действительность была не менее страшной: все мужское население этих племен, включая даже маленьких мальчиков, было просто уничтожено. Женщины остались одни, им пришлось освоить мужские обязанности, чтобы выжить. Но что дальше? Без мужчин у племени нет будущего. Жить, чтобы просто жить, а затем состариться и умереть? Или умереть, отомстив? Многие амазонки выбрали второй вариант.

Поэтому, наверно, не случайно у Вергилия в поэме «Энеида» войском вольсков в их борьбе против Рима предводительствует воительница Камилла. Рим, конечно же, надо считать городом, где правили захватчики.

Ни один из «древних» авторов вживую амазонок не видел, сообщая про них с чужих слов, жили-де давно, либо где-то далеко, чем и объясняется фантастичность их рассказов. И действительно: согласно АВ, древние греки на поверку выходят раннесредневековыми авторами, большинство из которых амазонок застать уже не могли: амазонки просто быстро вымерли, в течение одного-двух, может, трех поколений. Зато традиционная история критику здесь не выдерживает: считается, что амазонки перестали существовать в период Великого переселения народов: в IV–VII веках нашей эры, т. е. они «пережили» всех древних авторов. Вот мы и имеем нестыковки: амазонки были ровесницами древних авторов, а те писали о них почему-то небылицы.

Амазонки… Нельзя исключать семитские корни в этом слове. В иврите «зона» означает женщину-блудницу. Захватчики, убивая мужчин и кастрируя мальчиков, женщин при этом насиловали, ритуально насиловали в храмах Кибелы. Как они могли называть этих обесчещенных женщин, какой дать им эпитет? «Зона», женщина-блудница, обесчещенная женщина. Амазонки, кстати, у греков назывались дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, что также можно связать с их культовым приношением богине Кибеле.

Академик Н. Я. Марр считал, что слово «амазонка» означает «женская конница». А русский поэт XVIII века Василий Тредиаковский уверял, будто слово «амазонки» и вовсе древнеславянского происхождения, и звучало оно как «омужёнки», то есть омуженные, мужеподобные женщины.

От древних греков известно про амазонок, что они первоначально жили в Малой Азии на реке Фермодонт. Отсюда они совершали успешные походы на север и на юг, покоряя соседние страны и народы. Приняли они участие и в Троянской войне на стороне Трои. Амазонки отличались от своих соседей наличием железного оружия и единственной для этой части света боевой конницей. Квинтус Смирнеус сообщал: «Безжалостные Амазонки приходили на своих боевых конях. Они нападали победоносно. Греки проигрывали, измученные и жалобные в смертельном бою».

Но насколько реальны все эти сообщения? Почему железное оружие и боевая конница оказались только у женщин-воинов? Трудно, конечно, поверить в это. То ли все выдумали «древние» греки, то ли в основе этих сообщений действительно лежали какие-то реальные события. Я склонен думать, что речь про военно-техническое превосходство первоначально шла о древних семитах, столь стремительно и безоговорочно завоевавших значительную часть Ойкумены (под Ойкуменой я понимаю «Ойкумену» по Гекатею Милетскому, включавшему в это понятие значительную часть Европы, Северную Африку, Малую и Переднюю Азию и Индию).

Железный век сменил век бронзовый, по традиционной хронологии, в начале первого тысячелетия до н. э. То есть это произошло примерно во времена основания Рима (а Рим по легенде основан потомками троянца Энея), или чуть раньше. Северное Причерноморье было одной из первых областей, где в киммерийское время (около IX в. до н. э.) совершался переход от бронзы к железу Для альтернативной версии исторические даты смещаются ко второй половине I тысячелетия н. э., ко времени семитского нашествия. Время появления мифического Энея на земле древней Италии - конец VII - начало VIII века.

Отсюда возникает предположение (только предположение), что век железа настал благодаря знаниям семитов, то есть в конце VII века н. э. Если это так, то не стоит ломать голову, почему и как древние семиты оказались столь сильными, что смогли завоевать значительную часть Ойкумены. В этой связи вспоминается древнегреческий миф про Ахилла, у которого были необычные доспехи. Железные? В мире бронзы железное оружие давало большое преимущество одной из враждующих сторон и, конечно, казалось необычным. А железо было в руках у семитов. Возможно, не случайны сведения, что именно филистимляне захватили в свои руки торговлю железом и имели своеобразную монополию на изготовление железного оружия.

Раннесредневековые (т. е. «древние» по ТВ) авторы перенесли легенды о сильных завоевателях на амазонок, их жертв.

Где же жили амазонки? На Дону, в Причерноморье, на берегах Каспия. Даже в Иране на побережье Каспийского моря археологи нашли могилы, принадлежащие женщинам-воинам. А на окраине Ростова-на-Дону при раскопках древнего некрополя найдено захоронение женщины-воина, рядом с которой лежал полутораметровый меч. Чисто женские поселения были даже на островах Средиземного моря. Во многих местах, как видите, захватчики-семиты уничтожали мужчин.

Но, даже потеряв мужчин - воинов и охотников, женщины причерноморских степей не сдались, проявив чудеса смелости и отваги. Их жизнь остается примером и до наших дней, заслуживая самого высокого уважения. Возможно, поэтому многие хотели бы соотнести этих героических женщин со своим народом. Парадоксально, но даже появились утверждения, что амазонки были… семитками, точнее, еврейками. Александр Кобринский в работе «От каменного до железного» (с сайта http://1alex.5u.com/index.html) так и пишет: «Поскольку по традициям самой глубокой древности национальность у евреев определялась по линии материнской, вениаминовки соблюдали чистоту крови самым жестоким образом. Они убивали родившихся мальчиков, предусматривая тот очевидный момент, что те при возмужании могут привести в „чистокровное“ женское царство невест из нееврейских народов». Вениаминовки в его тексте - это женщины одного из двенадцати еврейских колен, колена Вениамина, чьи мужчины, по Ветхому Завету, были почти полностью уничтожены объединенным еврейским войском за их содомический разврат.


| |

Большинство художников рисует фэнтезийных «женщин с мечом» абсолютно одинаково, изображая их мускулистыми, полуголыми и стоящими в самых откровенных позах. Впрочем, именно так большинство из нас и представляет себе амазонок. Мы все прекрасно знаем, кто они такие - но лишь в общих чертах и без подробностей. А между тем, в легендах об амазонках есть масса малоизвестных и увлекательных деталей.

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая». .


Весьма распространен слух, будто слово «амазонки» образовано от греческого «a mazos» с отрицательной частицей «а», то есть «без груди». Считается, что амазонки отрезали себе правую грудь, или даже выжигали ее, чтобы можно было стрелять из лука более свободно. На самом деле, это миф.

В античной живописи амазонки всегда изображались с парой грудей; иногда одна из них была закрыта одеждой.



Франц фон Штук. Раненная амазонка


Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках - разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг.


Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне - турецкий Измир), Синоп и Пафос.



В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин)


Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» - нацией, где властвуют женщины и где нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем - убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки - выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично восточную внешность.

Плакат 1914 года. Российская империя изображена в образе женщины-богатырки, попирающей змея с двумя головами, символизирующими Германию и Австро-Венгрию


Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам вероломного правителя не суждено было сбыться.



Геракл и амазонки


Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью - так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.



Ахилл убивает Пенфесилию. Рисунок на вазе


Военная мощь государства амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты). Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет.

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства - так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору)



Скульптор Скопас, барельеф «Амазономахия»

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) - то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.


Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер - в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Главным оружием амазонок считался «сагарис» - скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья - типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими - ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.

Учитывая предполагаемую «родину» амазонок - донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы - это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени этим все и ограничивалось: ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.



На карте 1770 года «Амазония» помещена севернее земель сарматов


Однако в конце 20 - начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт - рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки.

Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена - для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах. К примеру, царь Чандрагупта Маурья (322-328 годы до н. э.), впервые объединивший часть Индии в централизованное государство, имел очень необычную охрану - греческую женщину-великаншу.

В Европе женщины из кельтских и германских племен часто сражались бок о бок со своими мужьями. Римский историк Корнелий Тацит говорит о том, что в войске Будикеи, легендарной королевы племени иценов, поднявшей Британию на восстание против римлян в 60 году до нашей эры, было больше женщин, чем мужчин.



Статуя Будикеи около Вестминстерского аббатства, Лондон


В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo - «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.



Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера Арбо, 19 век


Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а мечи - длинными.



Бленда – героиня шведского фольклора, поднявшая женщин на защиту своих деревень. Рисунок 1830 года




Хусепе Рибера. «Дуэль женщин»


В фэнтези-литературе 20 века амазонки постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно изображаются красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных сообществах. Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того, чтобы впоследствии стать их союзницами в некоем общем деле.


Процесс «смягчения» образа амазонок вполне логичен - ведь если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в себе женщин создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что Правосудие - это женщина с мечом.