Почитание родителей. О почитании родителей. Почтение к Богу начинается с почтения к родителям

Исход 20 дает нам десять заповедей, которые Бог дал людям Израиля. Пятая из них (Исход 20:12) – о родителях:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

«Это обычная Божия заповедь, написанная Его собственной рукой и переданная людям Моисеем; она содержит моральное наставление и является вечной обязанностью; ее смысл заключается не только в почитании, которое дети должны иметь по отношению к родителям, а также в послушании, которое они им показывают; a также необходимо почитать их имуществом, пищей, одеждой и снабжать всем необходимым для жизни, когда у них возникает нужда в этом; это справедливая услуга, воздаяние за всю заботу, затраты и беды, которые они испытали, воспитывая детей своих для мира.» (John Gill"s Exposition of the Entire Bible, Dr. John Gill 1690-1771)

Почитание родителей включает в себя глубокое уважение, почтительность и помощь. Это значит, что ты – вместе с ними, ты заботишься о них. В отличие от других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой заповеди Он их дает. Господь говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе .» Но на этом Он не останавливается. Второзаконие 5:16 вещает ту же заповедь, но с добавлением дополнительного обещания:

Второзаконие 5:16
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои [обещание 1] и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. [обещание 2]»

Павел повторяет эту же заповедь в Послании к Ефесянам 6:2-3:

«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием (обещанием)». Первая Божия заповедь с обещанием – это заповедь о почитании родителей! И какое это обещание! Ты будешь долголетен на земле и будет тебе благо! Ты хочешь жить долго на земле? Хочешь ли ты блага? Это все для тебя: почитай родителей своих, и оно обязательно случится.

Как и в случае с иными заповедями, здесь Бог говорит о том, что произойдет, если кто-то не будет соблюдать этот Его наказ. В Евангелии от Марка 7 Иисус соединил саму заповедь и описание того, что может произойти, если не будешь ее соблюдать:

Евангелие от Марка 7:10
«Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.»

Слово «злословящий» здесь – это глагол «какологео» в греческом тексте, который значит «говорить зло». Тот, кто говорит зло о своем отце или матери, умрет смертью.

Чтобы найти пример не почитания родителей, давайте продолжим чтение вышеприведенного отрывка из Евангелия от Марка:

Евангелие от Марка 7:11-13
«А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.»

Слово «корван» – еврейское, оно значит «дар, данный Господу». Это слово, к примеру, встречается в книге Левит 1:2, где говорится:

Левит 1:2
«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву [корван] Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого.»

Слово «жертву» здесь – в еврейском тексте слово «корван» – его использует Бог, говоря о тех евреях, кто не почитает своих родителей. По существу, эти евреи говорят своим родителям: «Всё, чем я могу помочь тебе - моё имущество, мои доходы – это корван, то есть, все это посвящено Господу, и я не могу дать это тебе». Это обет, который они использовали, чтобы не отдавать ничего своим родителям. Они давали обет, посвящая все Господу, и поэтому могли заявлять, что у них нет ничего, чтобы обеспечить поддержку родителям и, следовательно, они не обязаны это делать. Как объясняет Barnes:

«Если кто-то однажды посвятил все свое имущество Богу (это и есть «корван», или дар Господу), – оно уже не может быть предназначено для поддержки родителям. Если бы его родитель был беден и в нужде, и если бы он обратился к сыну за помощью, сын ответил бы в гневе: «То имущество, которое ты просишь и благодаря которому я могу быть тебе полезен, уже посвящено Богу, – это «корван» – я отдал Богу все.» Евреи считали, что собственность нельзя забрать назад, и сын не обязан помогать ею своему родителю. Он сделал более важную вещь, отдав ее Богу. Сын был свободен. От него больше не требовалось, чтобы он делал что-нибудь для своих родителей. Таким образом, в один момент он мог освободить себя от обязательства чтить и повиноваться своему отцу и матери. (Albert Barnes’ Notes on the Bible, Albert Barnes (1798-1870))

Наш Господь Иисус Христос порицал отговорку «корваном» – даром Богу, – используемую, чтобы не помогать родителям.

Подытожим: Бог заповедовал нам почитать наших родителей всем. Заповедь почитания – это первая заповедь с обетованием, и обетование действительно великое: долголетие и благо на земле! Многие люди не желали бы ничего большего! Итак, у нас есть обещание. Но это не аксиома! Оно оговорено определенными условиями, и будет даровано тем, кто почитает своих родителей. Заповедь почитания родителей настолько важна, что те, кто говорит зло против своих родителей, смертью должны умереть. Да, мы все сейчас живем в век благодати, но вот – заповедь Божия и Его обещание и еще – приглашение для нас:

Послание к Ефесянам 6:2-3
«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

О дна из десяти заповедей требует, чтобы мы почитали отца и мать, и содержит обетование долгой и благополучной жизни (Исх. 20:12). Слово “почитай” означает “выказывай уважение, цени”. Нетрудно исполнять эту заповедь, если родители показывают образец благочестивой жизни. Но как уважать тех родителей, которые, кажется, никак этого уважения не заслуживают?

Многие родители ведут себя безответственно. Они тратят много денег и влезают в ужасные долги. Они не думают о будущем и потом оказываются в такой ситуации, когда у них нет денег даже на предметы первой необходимости. Многие отцы пристращаются к алкоголю, наркотикам, азартным играм. Многие матери слишком расточительны. Нередко отец или мать уходит из семьи и живет с другим человеком, которого вы не уважаете и не любите. Возможно, родители проявляли к вам (и вашим братьями или сестрам) жестокость, когда вы были еще ребенком, и никогда в этом не раскаивались.

Все перечисленное ставит, кажется, непреодолимые препятствия к тому, чтобы почитать своих родителей. Однако, если мы христиане, то должны при любых обстоятельствах выполнять “заповедь о родителях”. Вместе с тем, нужно избегать ошибочных представлений об этом повелении.

Не молчите, когда ваши родители ведут себя деструктивно. Почитать родителей – не значит смиренно принимать их неправильный образ жизни. Если вы действительно кого-то почитаете, значит, цените этого человека и желаете ему наилучшего. А если желаете наилучшего, то не будете молчать, видя, что он двигается в неправильном направлении. Если вы будете с любовью указывать родителям на их ошибки, то этим заложите фундамент для правильных и долгосрочных отношений с ними. Только в этом случае у вас будет шанс привести их к положительным изменениям.

Указывая на ошибки, будьте уважительны и сдержаны . Почтение к родителям не означает, что мы не должны вступать с ними в конфликт. Мы обязаны говорить им истину. Но не нужно, например, набрасываться на них с гневными упреками, изливая накопившуюся за многие годы боль. Хотя трудно сдерживать эмоции, следует контролировать себя. Важно выбрать правильный тон и подходящее время. Лучше всего поговорить наедине, а не в присутствии других. Ваша цель – не просто высказаться, но убедить родителей, что вы хотите наладить с ними отношения, и что для этого им нужно понять, какие именно их слова или поступки эти отношения разрушают. Не пытайтесь угрожать, манипулировать, указывать, что им делать. Просто объясните им, что вы чувствуете, как на вас отражается их плохое поведение, и к чему все это может привести.

Подписывайтесь:

Делайте все, что возможно с вашей стороны. Вы имеете полное право не позволять родителям оскорблять вас и членов вашей семьи, не давать им денег для неправильного их использования, не впускать их в дом в состоянии наркотического воздействия или алкогольного опьянения. Вы также имеете полное право попросить родителей уйти, если они нарушают установленные в вашей семье границы, правила, неуважительно относятся к методам воспитания ваших детей и т.д. С другой стороны, есть ряд вещей, которые вы можете и должны делать: посещайте родителей (даже если ваш дом для них временно закрыт) – используйте для этого праздники, каждый удобный случай; если не даете денег, помогайте продуктами и вещами первой необходимости; делайте им добро, не позволяя разрушительно влиять на вашу семью.

Итак, почитание родителей не требует от нас смиренного молчания в ответ на их разрушительное поведение, потворствования их грехам. Почитать родителей – не значит разрешать им вытирать о нас ноги, позволять им вести себя, как им вздумается, у нас дома. Речь идет лишь о том, чтобы проявлять к ним уважение даже в момент конфликта и искренне желать им добра. Нередко именно конструктивный конфликт может принести им в конечном итоге благо и создать фундамент для правильных и долгосрочных отношений с вами.

Многие, наверное, слышали, что одна из Десяти Заповедей касается почтения к родителям. Но мало кто из нас ясно видит причины, по которым это почтение стоило бы проявлять. Кому больше нужно уважение к родителям: им или мне? Какая связь между отношением к старшему поколению и твоим личным успехом в жизни? И вообще, как эти старые как мир принципы могут повлиять на мою жизнь сегодня?

Давайте обо всём по порядку. Пятая заповедь (заметьте, находится в середине Закона Божьего) начинается словами: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20:12). Почитание родителей часто проявляется в послушании, но между ними не стоит знак равенства. Если родители просят сделать что-то бесчестное или то, что противоречит вашей совести, вы вправе отказаться, но опять-таки почтительно. Вы можете сказать: «Я уважаю твоё мнение и верю, что ты мне желаешь только блага, но обманывать всё-таки не стану».

Кто-то скажет: «Но вы не знаете моих родителей! Они точно не заслужили почтительного отношения!» Да, это сложно - проявить уважение к тем, кто его не заслужил, но старшее поколение мы уважаем просто по праву их возраста и статуса, а не за какие-то особые заслуги. И, что самое главное, это в наших интересах! Почему?

Во-первых, потому что здесь срабатывает закон бумеранга: что бы ты ни делал, оно к тебе обязательно вернётся. Мы тоже будем родителями. И мы тоже будем совершать ошибки, и нам, наверное, будет хотеться тёплого понимания вместо ледяного осуждения. Здесь есть хорошая новость для всех молодых людей: будущее в наших руках! Но оно будет не таким, каким мы просто хотели его видеть, а таким, каким мы формируем его своими делами. Своим отношением к родителям сегодня мы можем «заказать», как будут относиться к нам наши дети.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. “Почитай отца твоего и мать” - это первая заповедь с обетованием: “Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”» (Ефесянам 6:1–3).

Кроме закона бумеранга есть ещё и фактор учёбы. Родители - первые люди в нашей жизни, это наша первая школа. Они первые, с кем мы выстраиваем отношения, и это никогда не бывает очень просто. Но если нам удалось это с ними, то этот опыт мы потом переносим и на построение наших собственных семей (кстати, поэтому мудрые девушки всегда смотрят на то, как их ухажёр относится к своей матери, они знают, что точно так же он будет относиться и к ним!).

Но здесь есть один подвох. Наверное, вы ловили себя на мысли, что никогда не будете поступать со своими детьми так, как родители поступают с вами? Будьте осторожнее с такими мыслями, особенно если это сопровождается агрессией и осуждением в адрес родителей. Не зря на Руси говорили, что яблоко от яблони недалеко падает. Психологи говорят о «семейных сценариях», от которых не так легко избавиться. И в итоге мы становимся похожи на тех, кого осуждаем. Поэтому единственный способ пойти по другой траектории - это простить ваших близких. Прощение - это единственные ножницы, которые разрывают этот порочный круг.

Михаил Волгин

Э то заповедь Божья. Заповедь с обещанием, с благословением, которое к ней прилагается. Это заповедь с оттенком особой важности и чести. Заповедь, имеющая отношение ко всей жизни человека, от начала до конца. Она применима и дома, и в церкви, и на работе. Эта заповедь – основа стабильного общества. А общество, тем не менее, игнорирует эту больше других. Правильнее было бы назвать эту заповедь «забытой». В списке десяти главных заповедей она пятая: почитай отца своего и мать.

Сегодня я начинаю небольшую серию статей об этой заповеди, особое внимание уделю самому малоизученному аспекту ее исполнения: что это значит для взрослых людей? Нам легко понять, как эту заповедь должны применять дети, когда мы учим их почитать и слушаться маму и папу. Но прекращается ли действие этой заповеди, когда дети выросли, обрели новую семью и съехали от своих родителей? Прекращается ли действие заповеди, когда родители умирают или когда оказывается, что они не заслуживают нашего уважения? Применима эта заповедь к тем, кого бросили или над кем совершали насилие? Меняются ли правила соблюдения этой заповеди для повзрослевших и ставших независимыми? Для кого-нибудь наши вопросы окажутся важными и практичными: «Каковы мои обязательства перед родителями? Должен ли я поддерживать своих родителей финансово? Должен ли я подчиняться им, если я уже взрослый человек?» Все эти вопросы следует задать, если есть желание почтить Бога и Его заповедь.

Не буду скрывать, на эту серию статей я возлагаю большие надежды. Я хочу, чтобы в основе ответов на вопросы была Библия, как основной источник истины, единственный стандарт, имеющий право требовать от нас подчинения и взывать к нашей совести. Я также хочу, чтобы эта серия была практичной, отвечала на реальные вопросы из реальной жизни. Чтобы она подходила для ситуаций из разных культур, чтобы люди разных происхождений и географических точек могли все это применить для себя. Чтобы истина оставалась истиной для молодых и старых, родителей и находящихся под родительской заботой, для тех, кто зависит от кого-нибудь, и тех, от кого зависят другие, для тех, кому принадлежит крыша, под которой живут все остальные, и для тех, кому она не принадлежит.

Главным нашим отправным отрывком будет Второзаконие 5:16: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» . От этого стиха мы будем отталкиваться, когда прочитаем и другие отрывки по теме: в Исходе, где рассказывается об ужасных последствиях неисполнения Божьих заповедей, в Притчах, где мы восхищаемся Божьим обещаниями благословений для тех, кто серьезно относится к Божьему закону. И, конечно, мы прочитаем отрывки из Нового завета, где Сам Иисус учил и показывал пример почитания родителей. Мы прочитаем послания апостола Павла, где он говорит о применении древних заповедей (а иногда и об их неприменимости) в жизни современных верующих.

Я надеюсь, что вы присоединитесь ко мне в этом исследовании заповеди, нами почти забытой.

Три причины узнать и подчиниться это заповеди

Начнем мы разговор с причин, заставляющих нас знать и исполнять пятую заповедь.

Мы все дети. Это основы биологии: каждый человек на земле был рожден от двух других людей. Некоторым из нас повезло знать и уважать обоих родителей. Кто-то в своей жизни знал только одного родителя, кто-то вырос в приемной семье. Некоторые выросли в детском доме. Некоторые потеряли родителей еще в детстве. Тем не менее, пятая заповедь ко всем нам непосредственно относится по причине того, что МЫ ВСЕ ДЕТИ. Нет человека вне зоны действия пятой заповеди, потому что нет человека, у которого не было бы родителей.

Конечно, мы также знаем, что Божьи заповеди следует воспринимать и буквально, и принципиально. Применение заповеди выходит за рамки отношения детей к родителям, распространяясь на другие ситуации взаимодействия начальствующих и подчиненных. Правильный порядок семейного управления, церковного управления, гражданского управления зависит от этой заповеди. В какой-то мере эта заповедь универсальна. Мы все дети, мы все подвластны кому-то, поэтому нам всем нужно слушать внимательно.

К заповеди прилагается обещание. Вторая причина – к этой заповеди прилагается обещание. Исполняющий заповедь поступает мудро, ибо сможет наслаждаться обещанными благословениями. Соответственно, глупо и безрассудно было бы отказаться от исполнения данной заповеди и потерять возможность получить обещанное. Когда Павел обращается к детям в Ефесе, он напоминает им о Божьих обещаниях за послушание: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1-3). Бог обещает долголетие и хорошую жизнь тем, кто соблюдает эту заповедь. Ему приятно, когда мы послушны, поэтому Он изливает на нас Свои благословения (Кол. 3:20). О природе этих благословений мы поговорим очень скоро.

Бог отводит этой заповеди особое место. Есть еще и третья причина понимать и исполнять пятую заповедь: Бог отводит этой заповеди особое место. Верующие люди давно уже поделили десять заповедей на две группы, две таблицы. В первой описываются наши обязательства перед Богом, во второй – наши обязательства перед другими людьми. Пятая же заповедь каким-то образом попадает в обе группы, напоминая нам о том, что родители играют уникальную роль в жизни людей. Наши родители являются божественными представителями, чтобы чтя и подчиняясь родителям мы таким образом чтили и подчинялись Самому Богу. Нет подчинения и любви к Богу без подчинения и любви к родителям. Если мы убираем пятую заповедь, мы разрушаем все десять, впадая в серьезное, опасное непослушание.

Мы все – дети, нам нужно стремиться к Божьим благословениям и уделять особое внимание особой Божьей заповеди. И именно поэтому мы больше не можем игнорировать эту забытую заповедь.

Подписывайтесь:

Слово предостережения

Перед тем, как завершить эту первую статью из цикла, я бы хотел предупредить. Внутри каждого человека есть скрытый механизм, который срабатывает каждый раз, когда мы слышим какую-нибудь заповедь: мы немедленно начинаем искать исключение из правила. «Но вы не знаете моих родителей». «Но я не знаю моих родителей». «Но мои родители от меня отказались». «Мои родители били меня» . Об исключениях мы тоже поговорим, мы увидим, что «почитание родителей» принимает разные формы и адаптируется к различным ситуациям. Но прежде чем говорить об исключениях, требуется усвоить сами принципы. Мы обсудим, как поступать в ситуациях, когда родители проявляли насилие к детям, когда взаимоотношения были особенно трудны. Мы не будем оправдывать то, что не имеет оправдания. Но перед началом разговора нам нужно понять и принять, что в пятой заповеди нет никаких условий «если». Мы должны почитать наших родителей. Всех, без исключения.

Заключение

Разрешите мне закончить эту статью анонсом того, что последует далее. В следующий раз мы поговорим о том, что почитание и послушание – это простейшие способы исполнять пятую заповедь. Затем мы обсудим роль культуры (например, культуры честь/стыд или виновность/невиновность) в понимании и подчинении заповеди. Мы поразмышляем о роли родителя в «достойности почитания» и разберем случаи насилия, пренебрежения или отказа от детей, когда почитание кажется трудным, а подчинение было бы грехом. И в самом конце мы поговорим о практических способах почтить Бога через почитание наших родителей.

Исполнить заповеди может только взрослый человек, и не просто взрослый по возрасту, а духовно зрелый. Если человек инфантилен, никаких заповедей он исполнить не может.

Мы можем наблюдать, как люди застревают на той или иной стадии отношений с родителями. Например, можно услышать от взрослого мужчины, что его мама — лучшая женщина в его жизни. Отношение к родителям как к святым, лучшим на свете, действительно, похоже на идеализацию. Слабости и недостатки есть у каждого из нас, идеализируя своих родителей, человек становится слепым и невольно повторяет их ошибки. Легко ли сыну или дочери, для которого лучше папы и мамы никого нет, найти себе пару? Зачастую такие люди всю жизнь остаются с родителями, не найдя спутника жизни. Здоровая критичность в общении для взрослых людей необходима.

Родители — не идеальны, но и монстрами они, как правило, не являются. Тем не менее, значительная часть людей застревает именно в подростковом периоде. Узнавая в себе папу или маму, человек начинает с собой бороться. Люди тратят существенные усилия не на то, чтобы найти свой путь, а на то, чтобы «не повторить путь родителей». Это ни к чему хорошему не приводит.

Но бывают ситуации, когда в детстве ребенку очень сложно идеализировать своих родителей, когда их поведение не только не дает повода для идеализации, но и вызывает у ребенка страх и тревогу.

Тогда идеализация, мечта о хорошем родителе будет жить в сердце у человека. Это опасно. Потому что с этой мечтой об идеальном родителе сложно не только принять реального родителя, но и зачастую — невозможно построить нормальные супружеские отношения, потому что в них будет воспроизводиться детско-родительская модель. Выбирая супруга, такой человек либо ищет родителя, либо «усыновляет» партнера.

Казалось бы, человек, у которого в сердце живет некий идеальный родитель, должен сам быть родителем. И, как минимум, неплохим. Но это, к сожалению, не так. Такие люди, как правило, либо предъявляют своему родительству завышенные требования, изо всех сил воплощая идеал в жизнь, либо вовсе отказываются от воспитания детей, перепоручая их кому-то, становясь«матерями-ехиднами»по принципу: «зачем пытаться, если идеального родителя из меня все равно не получится?»

Как же должно выглядеть отношение взрослого человека к своим родителям? В идеале оно должно состоять из 4-х компонентов: признания, принятия, уважения и благодарности. Заметьте, здесь нет ни подчинения, ни принятия родительских ценностей, ни соглашения. Для того, чтобы исполнить пятую заповедь, не нужно подчиняться родителям, не нужно спрашивать у них разрешения, не нужно согласовывать свои действия и свои свободные выборы с их волей. Все это не входит в почитание родителей.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех непочитания — непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них мы приняли самый большой подарок - нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией - преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.

Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.

Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить.

Почитание — это радость

Но не стоит думать, что выполнение пятой заповеди — это некое особое искусство или не очень приятная обязанность. Но на самом деле, почитать родителей — это огромное счастье. Быть взрослым ребенком взрослых родителей — очень приятное ощущение. Пока наши мама и папа живы, у нас в жизни совсем другая мера ответственности, это они находятся на переднем краю, на передовой жизни. Когда наши родители уйдут, это место придется занять нам.

Протоиерей Андрей Лоргус