Требования к женской одежде. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека Функциональные требования к одежде

Характеристика промышленных требований к одежде

Технико-экономические требования к одежде определяют степень технического совершенства конструкции, методы проектирования и технологии одежды с учетом затрат на ее производство и эксплуатацию.

Эти требования могут быть охарактеризованы тремя классами показателей:

  • · стандартизации и унификации;
  • · технологичности конструкции;
  • · экономичности конструкции.

Требования стандартизации и унификации конструкции одежды определяют степень конструктивной и технологической преемственности моделей. Для оценки уровня конструктивной преемственности используют единичные показатели (коэффициенты) применяемости (унификации) и повторяемости, а уровня технологической преемственности - показатели, определяющие применение унифицированной технологии и типовых технологических процессов на предприятии.

Требования технологичности определяют степень прогрессивности конструкции и технологии, степень механизации и автоматизации, трудоемкости и материалоемкости изделия. Производственная технологичность конструкции изделия проявляется в сокращении затрат на конструкторскую (КПП) и технологическую (ТПП) подготовку производства и процессы изготовления; эксплуатационная - в сокращении затрат на обслуживание и ремонт изделия.

Требования экономичности характеризуют материальные затраты на конструкторскую и технологическую подготовку производства и промышленное изготовление одежды, а также потребительские расходы на ее эксплуатацию.

Требования к ткани для женской одежды

Ассортимент материалов для легкой одежды представляют ткани, трикотажные полотна и нетканые материалы из хлопка, шерсти, льна, искусственных и синтетических волокон и нитей их различных сочетаний.

К плательным тканям предъявляют требования в зависимости от их назначения. Эстетические требования к тканям для нарядных платьев являются основными. Ткани по отделке и колористическому сочетанию должны соответствовать направлению моды. Нарядные ткани могут быть с разнообразными ткаными эффектами, с мерцающим блеском. Могут использоваться разнообразные отделки такие как лощение, устойчивое тиснение, шелковисто-серебристая и серебристая отделки с несмываемым аппретом, которые значительно обогащают и разнообразят внешний вид ткани.

По устойчивости окраски плательные ткани должны относиться к особо прочной группе.

Гигиенические требования к тканям для нарядной одежды имеют меньшую значимость, поэтому их несоблюдение можно компенсировать выбором соответствующей модели или конструкции.

Технологические требования к тканям также необходимо учитывать. Как правило, материалы для нарядных платьев чаще являются труднообрабатываемыми.

Для плательных тканей высшей категории качества установлены нормы массы 1 мІ- 200-260 г. Масса 1 мІ плательных тканей шелкового ассортимента должна быть в пределах 25-160 г. При большей жесткости (>1,0 сН·смІ) наблюдается повышенная прорубаемость (50-70%) и трудность раскроя ткани. Кроме того, повышенная жесткость и низкая драпируемость требует разработки соответствующей модели изделия. Для уменьшения прорубаемости, осыпаемости и раздвижки нитей в тканях и швах необходимо производить подбор игл, швейных ниток, конструкции швов и частоты стежков. Ткани из термопластичных нитей требуют специального режима ВТО. Для улучшения внешнего вида шелковых плательных тканей их нужно подвергать устойчивому тиснению, лощению, поплиновой отделке и др. Шелковые ткани из термопластичных нитей следует выпускать крепированными и плиссированными, для уменьшения усадки и сминаемости следует подвергать стабилизации. Наименее важными требованиями к тканям для нарядных платье являются экономические требования износостойкости.

Требования к одежде можно разделить на несколько различных по ха­рактеру и содержанию групп. Наиболее важными из них являются требо­вания к одежде как к предмету потребления. Вторая группа требований включает технико-экономические, т.е. требования, учет которых обеспе­чивает изготовление изделия с минимальным расходом материалов и за­трат времени.

Потребительские требования к одежде можно разделить на пять ос­новных групп: функциональные, эстетические, эргономические/ эксплуа­тационные и социальные.

Функциональные требования - это соответствие изделия условиям его эксплуатации. Оно выражается в том, что каждый вид женской одеж­ды по своим размерам, конструкции, используемым материалам должен соответствовать назначению, условиям носки, а также внешнему и внут­реннему облику женщины. Другими словами, для каждого рода деятель­ности и отдыха нужна соответствующая одежда.

В зависимости от назначения женская одежда может быть следующих видов: белье, легкое платье и верхняя одежда. Кроме того, ее различают по времени и месту использования: для торжественных случаев, повсе­дневная и др. По сезону женская одежда делится на зимнюю, внесезон­ную, демисезонную и летнюю, а по используемым материалам - на. одеж­ду из тканей, меха, трикотажа, кожи и др.

По форме, конструкции и композиции женская одежда должна соот­ветствовать возрасту заказчицы.

Эстетические требования - это прежде всего соответствие одежды современным требованиям стиля и обеспечение индивидуальности женщины. В настоящее время в основу стиля положен принцип предельной гармонии между человеком и окружающим его предметным миром. Ос­новную роль при этом играют целесообразность, демократизм, четкость и совершенство линий и форм в одежде.

Одним из важнейших эстетических свойств женской одежды является следование направлению моды. Ежегодно проводятся методические сове­щания и показы направляющих коллекций одежды. Направление моды представляет собой рекомендации по видам одежды, силуэтам и покроям, материалам и отделкам, которые обеспечивают современный стиль раз­личных видов одежды.

Эстетические требования к одежде обеспечиваются хорошей взаимо­увязкой формы, конструкции и материала. Свойствами материала, кото­рые влияют на эстетическое восприятие изделия, являются драпируемость, поверхностная плотность, волокнистый состав, учет оформления поверхности ткани и ее цветового решения. Все эти свойства соотносят с силуэтом и фасоном конкретной модели на конкретную фигуру заказчицы. Безупречный товарный вид одежды достигается, с одной стороны, тщательной разработкой формы, а с другой - точностью и совершенством обработки и отделки изделия. Все открытые для зрительного восприятия элементы модели должны быть четко и точно обработаны.

Эргономика - наука, которая изучает условия труда и быта человека с целью создания комфортных условий его деятельности. Следование реко­мендациям этой науки при проектировании женской одежды обеспечивает эргономические требования к ней.

От одежды в процессе эксплуатации требуется, чтобы она была не только красива и прочна, но и удобна. Это обеспечит хорошее настроение и самочувствие человека в бытовой одежде, а также безопасный труд в производственной одежде.

Эргономические требования предполагают:

Соответствие изделия антропометрическим характеристикам данной
фигуры, т.е. ее размерным признакам;

Целесообразные размеры изделия и его отдельных частей. Громозд­кие вещи неудобны, некрасивы, мешают в работе и отдыхе. Одежда по размеру меньше требуемой ограничивает и затрудняет движе­ния. Чтобы женская одежда не стесняла свободы дыхания и движе­ния, при выборе прибавок на свободное облегание необходимо учи­тывать изменения размеров тела женщины в динамике. Установлены покрои, которые являются наиболее эргономичными;

Удобство одежды в пользовании достигается и рациональным расположением застежки, карманов, наличием разрезов, складок, вырезом горловины и другими элементами в одежде;

Одежда должна быть легкой, хорошо сниматься и надеваться.

К группе эргономических требований к одежде относятся и ее гигие­нические свойства . Одежда служит для создания и поддержания ком­фортных условий для жизнедеятельности организма. В то же время одеж­да является надежным средством защиты от неблагоприятных воздей­ствий внешней среды (холода, влаги, действия солнечной радиации, и др.).

По мнению гигиенистов, температура воздуха под одеждой должна быть близкой к 33 °С, допустимое содержание углекислого газа - 0,08 %, влажность воздуха - 20 - 40 %; должно обеспечиваться тепловое равнове­сие организма женщины и окружающей среды.

Кроме того, одежда - это барьер, который предохраняет организм от высоких и низких температур.

В климатических условиях нашей страны важное значение имеют теп­лозащитные функции отдельных видов женской одежды. Так, при проек­тировании спецодежды можно рассчитать величину ее теплового сопро­тивления с учетом температуры атмосферного воздуха, скорости ветра, энергозатрат человека и времени пребывания его в заданных условиях. Установлено, что на теплозащитные свойства одежды большое влияние оказывают толщина пакета (состав слоев) и конструкция изделия. Особен­но важны покрой, силуэт модели, а также вид застежки и использование специальных защитных элементов (капюшоны, напульсники по низу рука­ва, пояс по талии и др.). Большое влияние на теплозащитные свойства из­делия оказывают теплофизические свойства материалов.

Для сохранения комфортного микроклимата в одежде ее конструкция и используемые материалы должны обеспечивать достаточную вентилируемость пододежного слоя воздуха. Это достигается такими свойствами ма­териалов, как воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость. Можно улучшить своевременное удаление выделяемой кожей вла­ги и углекислоты за счет проектирования отлетных кокеток, отверстий под рукавом, стежки изделий из материалов с покрытиями.

Следует отметить, что гигиенические свойства одежды зависят от за-грязняемости тканей. Меньше загрязняются шерстяные ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудностирающихся материалов следует избе­гать сложных швов и карманов, сборок и других элементов.

На самочувствие человека в одежде влияет и масса (вес) одежды. При увеличенной массе верхней одежды появляется усталость, снижается ра­ботоспособность. Масса верхней женской одежды снижается за счет ис­пользования легких утепляющих материалов и облегченных тканей.

Одежда для лета должна защищать тело от теплового и химического воздействия солнечных лучей, но должна пропускать инфракрасные излу­чения тела (гладкая и светлая поверхность ткани).

Любое изделие для человека, в том числе и одежда, должно обладать необходимой прочностью и формоустойчивостью при эксплуатации (эксплуатационные требования ).

Прочность оценивается способностью одежды оказывать достаточное сопротивление усилиям, действующим на детали и их соединения. Вели­чина нагрузки зависит от телосложения женщины, вида движений и при­бавок на свободное облегание. Максимальные нагрузки испытывают уча­стки одежды в области ягодиц, лопаток, полочки в области карманов, ру­кав - по локтю. Прочность одежды определяется прочностью материалов и швов.

Хорошее сохранение внешнего вида изделия обеспечивается несми-наемостью материалов, стойкостью тканей к раздвижке нитей, жестко­стью пакетов одежды. Для создания и сохранения формы изделия на от­дельных его участках используются прокладки, специальные пропитки, учитывается направление нитей основы в деталях при раскрое материалов.

Социальные требования к одежде выражаются в конкурентоспособ­ности изделий. Это особенно важно для индивидуального пошива. Одним из непременных условий здесь является оригинальность и неповторимость каждого изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы.

Технико-экономические требования к одежде, изготавливаемой в ус­ловиях индивидуального производства, определяются прежде всего его
технической базой. Однако уменьшение затрат времени и материалов при
изготовлении конкретной модели может быть обеспечено и при разработ­ке так называемых технологичных конструкций за счет следующих эле­ментов:

Уменьшения припусков на подгонку изделий на фигуре благодаря тщательному обмеру фигуры, учету свойств материалов, точности метода построения и правильности конструктивного моделирования;

Использования типовых (базовых) основ при разработке новых мо­делей, в частности при выпуске полуфабрикатов или изделий в виде серий моделей на типовые фигуры в условиях индивидуального производства;

Использование (по возможности) цельнокроеных деталей (цельнокроеный с полочкой подборт, манжеты на сгиб и др.);

Использования унифицированных форм и размеров производных деталей (подкладка, прокладки, прикладные детали некоторых кар­манов, пояса, манжеты для некоторых видов одежды и др). Такие детали предварительно отбираются и разрабатываются их лекала по группам размеров;

Использования специальной тесьмы для окантовки срезов, вешалок и других готовых элементов;

Рационального членения деталей подкладки в зависимости от по­кроя изделия.

Кроме обеспечения технологичности конструкций в условиях изготов­ления изделий по индивидуальным заказам необходимо учитывать требо­вания к технологии их пошива и отделки. Должны тщательно соблюдаться основы технологии поузловой обработки и соответствие современному - уровню техники, технологии и организации производства.

Экономические требования включают экономию материалов и уменьше­ние трудоемкости обработки изделий для снижения их себестоимости, определяют доступность изделий для потребителя при их высоком качестве.

Цель урока: кратко познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия: рисунки одежды разных эпох, журналы мод.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, карандаши, презентация (Приложение 1) .

Словарь: силуэт, стиль.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки одежды разных эпох.

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. (См. слайд №3).

Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемый гиматией. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым. Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, брюки.

Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой. (См. слайд №4-8).

С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, т.е. совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.

Силуэт - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.

Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециям, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды.

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы.

В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. (См. слайд №9-13).

2. Изучение силуэтов в современной одежде.

Практическая работа.

Задание:

  1. Определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.
  2. Нарисовать в рабочей тетради силуэты современных направлений моды.

3. Словесно-иллюстративный рассказ о стиле в одежде.

Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.

Классический стиль мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.

Спортивный стиль наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.

Романтический стиль очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с ее назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани. Ведь говорят: «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму». (См. слайд №14).

4. Изучение стилей в современной одежде.

1) Практическая работа.

Задание:

По журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

  • В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
  • Можете ли вы назвать силуэт своей одежды?
  • Одежду какого стиля не стоит надевать на дискотеку?

5. Изучение требований, предъявляемых к одежде.

Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение. Поэтому, создавая одежду, необходимо исходить из определенных требований к ней – гигиенических, эксплутационных, эстетических и экономических.

Гигиенические требования – это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.

Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.

Эксплутационные требования к одежде заключаются в следующем:

  • у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
  • одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой;
  • изделие должно легко стираться, чиститься и т.д.

Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда:

  • должна быть красивой;
  • соответствовать современному направлению моды;
  • учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.

Учет вышеперечисленных требований обязателен как при массовом, так и при индивидуальном изготовлении одежды. (См. слайд №15,16).

6. Конспектирование учащимися основных требований, предъявляемых к одежде.

Учащиеся в рабочих тетрадях записывают основные требования, предъявляемые к одежде. (Учебник, С. 102-103;).

III. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие силуэты можно выделить в современной моде?
  • Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
  • Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
  • По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
  • Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка, чтобы ее отнесли к спортивному стилю?
  • Как можно учесть выполнение гигиенических требований при изготовлении домашнего халата?

2. Выводы по теме урока.

Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания? (См. слайд №17).

Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся формулируют вывод.

1. Сколько видов силуэтов используется в современной моде?

Вывод: В современной моде используют в основном 4 вида силуэта.

2. Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта?

Вывод: При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.

3. Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?

Вывод: Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.

4. На каком этапе изготовления одежды необходимо учитывать требования, предъявляемые к ней?

Вывод: При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: стр. 97-103; оформить в альбоме лист «Основные силуэты в современной моде».

Требования, предъявляемые к нарядной одежде.

1 Эстетические требования

Как безусловная примета элегантности и высокого класса является нарядная одежда. И тут дизайнеры и художники идут на все, чтобы добиться неповторимости и уникальности каждой детали, каждого конструктивного элемента изделия.Они затрагивают такие аспекты, как фактура и поверхностная плотность структуры ткани от изысканных тонких шелковых до набивных и плотных жаккардовых. Каждая частичка переплетения, каждый стежок вышивки, колористическое решение, рисунки с геометрическими и цветочными орнаментами должны соответствовать современному направлению моды, чтобы одежда не выглядела повседневной, а была необычной и эксклюзивной.

2 Экономические требования

Понятие экономичность изделия связано не только с материальными, но и трудовыми и денежными затратами на ее проектирование, технологическую подготовку изготовления и эксплуатацию.Нарядная одежда - это чаще всего дорогостоящая одежда и цена на нее впрямую зависит от затраты на ее производства. К уникальным моделям разрабатывают специальные дорогостоящие материалы, используется ручная отделка изделия, с применением старинных русских технологий, например, торжокского золотого шитья или бисерной вышивки, а зачастую платья могут быть сшиты вообще без использования швейных машин, что говорит о высокой цене изделия, которое может приобрести по социальному статусу не каждый потребитель.

3 Технологические требования

В технологии пошива модных изделий есть свои правила и приемы, применяемые для создания таких необходимых деталей моды: как воланы, рюши, оборки, а также других характерных элементов. Безусловно, это связано и с характером применяемой ткани, такими качествами, как драппируемость для легких шелковых тканей, жесткость для придания формы и подчеркивания особых конструктивных линий одежды, толщина ткани, которая может колебаться от 0.1 мм у тонких, таких как, капрон, шелк, кашмилон до толстых бархатов толщиной 2-3 мм.Среди наиболее характерных особенностей и свойств ткани следует отметить возможность создания различных образных решений и силуэтов, зависящих от кроя или наслоений двух или нескольких разноцветных тканей.

4 Гигиенические требования

В данном случае гигиенические требования сведены к нулю, так нарядная одежда в большей степени подчиняется эстетическим требованиям, ввиду с кратковременным сроком эксплуатации. основные требования к изделию - это сведение электризуемости к минимуму с помощью антистатистических пропиток и минимальная колкость ткани верха для обеспечения комфортности.

5 Износостойкость

Износостойкость в нарядной одежде тоже практически не учитывается, за исключением свойств, которые могут изменить внешний вид. К ним относятся появление пиллей после непродолжительной носки и невысокая раздвижка нитей в швах. Оба свойства напрямую зависят от структуры волокон верха.

Принципы подбора материалов в пакет изделия.

Принципы выбора материалов, составляющих пакет изделия в целом, едины независимо от его назначения и ассортимента. Работа осуществляется в несколько этапов.

Предварительный выбор материалов должен осуществляться таким образом, чтобы удовлетворять главному условию - единству требований и свойствам всех материалов, составляющих пакет изделия.

Основной целью рационального подбора материалов в пакет изделий верхней одежды является - создание конструкций изделий, отличающихся повышенной формоустойчивостью и стабильностью внешнего вида в процессе носки. Поэтому здесь очень важно учесть упругие свойства покровных и прокладочных материалов, изменение их линейных размеров в процессе ВТО, толщину, а с целью уменьшения материалоёмкости швейных изделий учитывать и их поверхностную плотность.

При подборе отделочных материалов необходимо учитывать эстетические требования, предъявляемые к изделию.На первом этапе необходимо определить наиболее важные требования к выбираемым материалам и их количественную характеристику. Количество наиболее важных характеристик и их значение в каждом конкретном случае может быть разное.Например, для подкладочных тканей это может быть поверхностная плотность и усадка; или поверхностная плотность и гигиенические характеристики и т.д.

Для прокладочных материалов главными факторами могут быть толщина, жесткость, цвет, усадка или только жесткость и толщина, для некоторых изделий может быть важна формуемость, жесткость и т.д.

Для скрепляющих материалов (швейных ниток) могут быть наиболее важными линейная плотность, растяжимость, прочность и т.д.

Вторым этапом работы является характеристика материалов пакета изделия, соответствующих главным требованиям, выбор ассортиментных групп и конкретных артикулов материалов. В случае, если возможно применение материалов, отвечающих основным требованиям, но имеющих различный уровень потребительских свойств, необходимо представить аннотацию их характеристик и провести сравнительный анализ достоинств и недостатков эксплуатационных свойств изделий, выполненных с применением этих материалов, а также оценить особенности их технологической обработки на первых двух этапах работы. При определении показателей качества можно воспользоваться рекомендациями ГОСТ 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, прейскурантами, технической и учебной литературой, но при этом следует учесть, что это показатели качества ткани, а не критерии выбора материалов на конкретное изделие. Установление основных и дополнительных факторов, определяющих подбор материалов на конкретное изделие, должен быть обоснован исходя из его особенностей.

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа-тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.

Содержание социальных требований подвижно и определяет-ся системой общественных отношений. По соответствию одежды социальным требованиям оценивают эффективность ее производ-ства, рациональность ассортимента и конкурентоспособность. Социальные требования характеризуются показателями, определяющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци-ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По-казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по-требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот-ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен-ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по модельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об-щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре-менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из-носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова-ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока-зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате-риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, формоустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж-ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на-правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об-ласти декоративно-прикладного искусства.


Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство-вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако-выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак-теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле-нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо-связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв-ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза-имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле-ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк-ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из-делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло-ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот-ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек-стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок-нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази-тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ-циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк-ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив-ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ-ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ-ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие-ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер-ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри-ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ-ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж-ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре-бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра-боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич-ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе-ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло-гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша-ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж-де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня-ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече-ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод-ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч-ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно-стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль-татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими-ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст-вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло-гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова-ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо-собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно-мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма-териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс-портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо-го времени или некоторой наработки. Например, это может быть число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе-риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми-нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо-дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер-жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз-меров одежды и т. п.