Как заслужить доверие родителей. Как завоевать доверие родителей? Проявление любви и уважения

Вопрос психологу

Здравствуйте, мне 20 лет, скоро будет 21. Неоднократно врала родителям, в связи с чем утратила, как мне кажется полностью, доверие к себе. Меня отчислили из института, и чтобы восстановится нужно пройти собеседование по определенному предмету. Родители пришли к решению что я должна полгода учить этот предмет (плюс подучить английский язык). При этом никакой связи с внешним миром нет (в исключительных случаях, например таких как написание Вам письма, предоставляется интернет). Звонки от меня и мне запрещены, выход из дома запрещен, общение в интернете так же запрещено. Я предложила вариант устроиться на работу на этот период времени и параллельно учить, но этот вариант был отвергнут, так как утрачено ко мне доверие. То есть они не верят мне что я буду ходить на работу, буду учить то что мне необходимо. Так же и в мелких бытовых вопросах практически с полной уверенностью считается что я вру.
В связи со всем мною изложенным прошу ответить на мой вопрос: "Как мне вернуть доверие родителей ко мне?" Так как мои цели четко передо мной поставлены, сама себе я верю и верю в достижение мной целей, но как донести до родителей мои цели и заставить поверить в то что я это сделаю?
Очень прошу Вас помочь. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Ксения! давайте разберем, что происходит:

Неоднократно врала родителям , в связи с чем утратила, как мне кажется полностью, доверие к себе

"Как мне вернуть доверие родителей ко мне?"

Вы уже видите из чего и какие последствия вытекают - ЗА ложь Вы и получили отвержение! НО дело в том, что и ВЫ уже НЕ маленький ребёнок, который НЕ может отвечать ЗА себя, свои чувства, мысли и действия! и ВЫ можете взять эту ответственность НА себя! НО чего ВЫ НЕ можете - это взять НА себя ответственность ЗА чувства, мысли и действия родителей! ВЫ позволили ИМ взять НА себя ответственность ЗА ВАС - и они её несет - т.е. поставили себя сами в зависимую и детскую позицию! выбор ЗА ВАМИ - или принимать её и пытаться заслужить ИХ доверие - хотя ВЫ НЕ сможете отвечать ЗА их чувства, а будете лишь под них подстраиваться и ЖИТЬ ИХ условиями,а НЕ своей жизнью и ОНИ будут нести ответственность ЗА ВАС, НА Себе! или же взять ответственность ЗА себя обратно и НАЧАТЬ ЖИТЬ, и принимать самой решения, а НЕ ждать указаний ОТ родителей!

мои цели четко передо мной поставлены, сама себе я верю и верю в достижение мной целей, но как донести до родителей мои цели и заставить поверить в то что я это сделаю?

просто - ЖИВИТЕ СВОЕЙ жизнью! ведь только НА ВАС скажутся последствия ВАШИХ действий и бездействий и только ВЫ выбираете - слушать родителей и сидеть дома, или же выйти на работу и начать ЖИТЬ Взрослой жизнью - выбор ЗА ВАМИ! а ИМ ничего НЕ надо доказывать - ВЫ живете НЕ для того, чтобы до кого-то что-то донести и доказать - это ВАША жизнь - стройте её сами - а ИМ самим позвольте выбирать - доверять или нет - это ИХ чувства, а ЗА них ВЫ НЕ отвечаете! у каждого выбора своя "цена" - чем ВЫ готовы заплатить? СВОЕЙ жизнью, ради того, чтобы ИМ что-то доказать? зачем? ведь ВЫ живете и последствия скажутся только НА ВАС! если ВЫ выйдите на работу и НЕ будете учиться - ТО соответственно и последствия будут НА ВАС,а НЕ на родителях! выбирайте...

Ксения, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Ксения, здравствуйте!

А что вы получите в результате того, что вернете доверие родителей?

Если вы полностью согласны с теми целями, которые они перед Вами поставили, тогда, первое, что стоит делать - работать над достижением этих целей. С родителями можно поговорить о том, что Вам крайне некомфортно при их недоверии, о том, что чувствуя их доверие, Вы будете спокойнее, сможете без лишних переживаний погрузиться в учебу, ведь чувствовать их поддержку - крайне важно для Вас. Но Вы должны осознавать, что утерянное доверие восстановить просто словами будет практически невозможно, слова нужно будет подкреплять действиями.

Если же возвращение доверия родителей нужно Вам не просто для комфортного ощущения себя самой во время достижения поставленных целей, а для чего-то другого (связи с внешним миром и т.д.) - тогда есть смысл задуматься по чьим правилам Вы хотите играть, какую ответственность Вы готовы принимать, насколько сами готовы отвечать за последствия своих поступков и т.д. Только проанализировав все «за» и «против», стоит принимать решения.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Ответ психолога.

Здравствуйте, Ирина!

Не зная подробностей Ваших отношений с дочерью, сложно однозначно ответить на Ваш вопрос.

Дело в том, что если "Слишком многое ей прощалось и разрешалось" раньше, то требовать от нее сейчас брать всю полноту ответственности за учебу вряд ли получится. Дело в том, что ответственность за себя и свои дела передается ребенку постепенно, начиная с самого раннего детства. Очень постепенно. Для того, чтобы годам к 18 передать ему полностью ответственность за себя, во всем. То есть к возрасту 16 лет (Вашей дочери) ее учеба и ее экзамены уже должны волновать ее, а не Вас. Потому что учится она не для Вас, а для себя. Это ее будущее.
Это первое.

Второе: Дети нас на самом деле очень хорошо слышат. Только слышат они не то ЧТО мы говорим, а то КАК мы говорим, и самое главное - КАК мы ДЕЛАЕМ то, о чем говорим.

Приведу самый просто пример: Бесполезно говорить ребенку о вреде курения и пьянства, попивая пиво из бутылки и держа в руке зажженную сигарету. Неважно, какие аргументы Вы при этом будете приводить, будь они хоть сколько убедительны. Ребенок поймет только то, что пить и курить - это нормально, просто это надо скрывать от других.
Применительно к Вашей ситуации, если дочка не видит Вашей тяги к познаниям, или не видит результатов того, как Ваше обучение в прошлом положительно сказалось на Вашей нынешней жизни, все Ваши аргументы по поводу учебы будут для нее пустым звуком.

По поводу послушания: 16 лет - возраст подросткового кризиса, это как раз период максимального НЕпослушания. И его человек тоже должен пройти и пройти нормально, для того, чтобы иметь свое мнение, чтобы жить и управлять своей жизнью, чтобы иметь суждение и мнение, которое поможет выбраться из самых сложных ситуаций, которые ждут каждого взрослого человека.

Привыкнув даже во взрослом возрасте слушаться во всем Вас, дочь Ваша так и не станет психологически взрослой, и не сможет построить свою жизнь.

Ругаясь, читая нотации, Вы добьетесь только обратного эффекта.

Как думаете, какие чувства у Вас возникли бы к начальнику, который ходит на работе у Вас за спиной и постоянно твердит об отчете, который Вы должны сдать вовремя?

Чтобы вернуть доверие человека, нужно доверять ему самому. Доверяете ли Вы своей дочери?

Вы с ней - не враги. И она точно так же нуждается сейчас в Вашей любви, как и раньше. Станьте с ней на одну сторону, постарайтесь посмотреть на ситуацию ее глазами. И я думаю, что Ваше сердце, любящее и надеющееся, подскажет Вам нужное решение.

Современные подростки не доверяют своим родителям - утверждает статистика. Родители нас совсем не понимают - отвечают подростки. Так и вырастает дилемма, которая будет усугубляться и дальше. Хорошо, если окончательно сгладится, когда дети вырастут.

Подростки абсолютно разные дома, в школе или на улице. Но ведь и взрослые тоже очень разные, в зависимости от ситуации, и что же тут странного? Вы сами не замечали, что дома ведете себя так, на работе иначе, а в компании вообще по-другому? А ведь на самом деле так и есть. Когда один из знакомых сказал, что вся моя манера поведения резко меняется, когда рядом мой ребенок, причем именно мой, а не чей-то чужой, я очень удивилась. То есть меняется всё, даже манера разговора, я начинаю вести себя именно как мама. Для меня это было новостью, ведь мне казалось, что я веду себя как обычно. То есть поведение мамы настолько втерлось в подсознание, что я даже не заметила этого столь явного для других перехода.

Подростки более восприимчивы. Дома они одни, в школе другие, после школы третьи и так до бесконечности . Они как хамелеоны, в какой среде оказались, так себя и ведут. Различие состоит только в том, что у них это более ярко выражено, у подростков вообще все контрастнее. У них нет вашего жизненного опыта , поэтому не заготовлены шаблоны своего поведения в различных ситуациях. Сами подумайте, сколько всего переплетено в голове: физическое созревание, эмоциональное взросление, стрессы. Им вообще эмоции сложнее притушить, чем вам, поэтому волнение родителей о том, какой разный у вас ребенок вряд ли обосновано. Гораздо важнее другое - чтобы он всегда оставался в определенных границах, не бросался в крайности, и ваша задача состоит в том, чтобы ему в этом помочь.

Наверняка вы хорошие мама и папа , и очень любите своего ребенка. Но любить своего ребенка - это не значит быть полностью правым, прислушайтесь не только к своему сердцу и к тому, что хотите вы. Прислушайтесь, что говорит вам ваш сын или дочка, что ребенок сам хочет. Я, например, считаю, что отнюдь не дотягиваю до планки хорошего воспитателя. Потому что есть много ситуаций, в которых больше пользы принесло бы полностью противоположное поведение. А вы всегда адекватно оцениваете свое поведение при общении с подростком? Вы не плохие родители, но во всем ли вы правы ? Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые очень любят рассуждать на тему воспитания детей. От них только и слышишь, что они замечательные родители и те, кто встречаются с ними в первый раз, как правило, этому верят. Звучит настолько убедительно, что диву даешься, если знаешь об их настоящих отношениях с детьми. Создается стойкое ощущение, что, наверное, тебе померещилось. Только кого они убеждают - себя или окружающих? Откуда такое поведение , чувствуют за собой какую-то вину? Оставим это психологам, но проблема в том, что есть только один человек, которого им не удастся убедить - это их ребенок. Подростки еще не умеют с юмором воспринимать подобное поведение своих родителей . У детей помладше это вызывает недоумение, а вот подросток, на подобном поведении мамы или папы, может целую теорию себе построить, лелеять ее, мучаться и страдать. Потому что объяснить, почему родители ведут себя с ним по одному, а всем другим рассказывают об этом по другому, и взрослому человеку сложно. Но это случай скорее исключительный. Хотя в глазах тех, кто их знает, такие люди выглядите немного смешно, а ребенок обижается, особенно если эти разговоры происходят прямо при нем.

Очень часто, чтобы не обострять отношений, подростки начиняют сочинять для вас небылицы , возвращая все бумерангом. Даже такой вопрос, как питание в школе, вполне может стать камнем преткновения. Если ваш ребенок говорит вам, что в школе он каждый день ест полноценный обед на те деньги, что вы ему даете, вряд ли он говорит вам правду. Лекции о здоровом питании и о том, что он ест некачественную пищу, закупаясь пиццей в школьной столовой вместо сбалансированной еды, ничего не дадут. К сожалению, в этом вопросе вам придется смириться и стараться, чтобы он хоть дома питался правильно. Что самое страшное для подростка в школе? Ни много, ни мало - стать объектом насмешек. И поэтому он лучше голодным останется , чем позволит себе отступление от общепринятого поведения. А в 12 лет есть полноценный обед - выглядит так же несолидно, как и пакет с бутербродами из дома. Гораздо быстрее вместе со всеми схватить по куску жутко неполезной еды и съесть на ходу, чем отделится от коллектива, потакая вашим понятиям о правильном питании. И с этим ничего не поделать . Подростки довольно жестоки в общении друг с другом и в том, чтобы стать белой вороной, ничего хорошего нет. Поэтому ребенок инстинктивно избегает попадать в ситуации, которые могут это спровоцировать, даже если не до конца сам это осознает. Здесь вы можете помочь только одним, не надо его заставлять, ваши старания - медвежья услуга .

То же касается и одежды. Существует реальная возможность, что куртка, которую вы ему купили и которая вам очень нравится, ему придется не по вкусу. Что вы на это скажете? Хватит капризничать, нечего придираться к покупкам. Не стоит. Прийти в куртке, которая не соответствует стилю одежды сообщества подростков, где он вращается, это все равно, что ваш приход в офис в карнавальном костюме. А с такими умными опять же, разговор короткий. Поэтому истерики, которые ваш ребенок закатывает, не желая надевать какую-нибудь одежду - это не прихоть , никто не хочет быть посмешищем. И для него это так же важно , как для вас продвижение по службе. Статус ребенка в школе очень влияет как на отношение к нему окружающих подростков, так и на дальнейшее отношение к жизни. Решить эту проблему довольно просто - старайтесь не покупать ему вещи без его участия , и тем более его согласия. Благо сейчас много магазинов, где можно совершить покупки за приемлемую цену.

Одной из распространенных ошибок родителей будет просто выдача подростку денег . Он, конечно, отстанет, заодно и положение свое среди сверстников поправит. Всего-то и делов, что купить всем по гамбургеру. Что ж, какой выход из создавшейся ситуации вы нашли, такого результата и дождетесь. Отношение к вам очень скоро будет, как к копилке . Только сюда не надо денежки класть, а просто хорошо себя с ней вести придется. А вот внимание ваш ребенок будет добирать на стороне, и эмоции тоже вымещать на стороне. Поэтому можно оказаться в незавидном положении , когда узнаете все последним. А ведь вы сейчас нужны своему ребенку, именно в подростковый период он в вас нуждается даже больше, чем когда в первый класс ходил.

Вряд ли вы научитесь целиком и полностью понимать вашего ребенка. Не потому что вы такой черствый или он сложный. Просто поколения очень разные. И окружение, в которых вы оба взрослели - тоже. И в этом виновато не только развитие информационных технологий и обилие информации. Вспомните, как значительно изменилось положение в нашей стране, с того времени как вы были подростком и до сегодняшнего дня. Вы родились при социализме, а он уже при капитализме . Этими словами можно выразить почти все различия между вами.

Доверие, вещь хрупкая - это избитая истина. Доверие надо заслужить - еще одна. С самых первых дней жизни ребенок доверяет родителям безгранично. Его доверие даже заслуживать не надо. Почему же к 12 годам от этого доверия так мало остается? Он продолжает любить вас - это бесспорно, но он больше не доверяет вам. Только не надо говорить, что это школа и дурное влияние сверстников. Доверие - вещь индивидуальная . И не надо думать, что в один прекрасный момент подросток пришел домой и в одну секунду решил, что больше вам не доверяет. Так не бывает. Не вы ли сами, потихоньку, полегоньку, даже не замечая этого, вытащили у него из-под ног эту опору? Поэтому вопрос надо ставить скорее так: почему подростки перестали доверять своим родителям?

А вы пробовали выслушать когда-нибудь вашего ребенка? Помните, совсем недавно, он ходил в детский сад. Нередко в транспорте можно увидеть следующую картину. Возвращаясь из садика, малыш болтает безумолку, взахлеб рассказывая маме о своих впечатлениях. Она же не слушает, а затем и вовсе обрывает его, иногда довольно резко, чтобы не мешал остальным спокойно ехать. Или даже разговаривает с приятельницей, прислушиваясь к ней, а затем обрывает маленького: замолчи, не видишь, взрослые разговаривают. Скорее всего, дома повторится та же картина. Не мешай, я готовлю ужин, разговариваю по телефону, пишу письмо, смотрю телевизор. Иди, поиграй, посмотри мультфильмы и т.д. Так продолжается раз, два, три, а потом ребенок привыкает ничего вам не рассказывать, потому что вам неинтересно, что с ним происходит. Дальше такое правило только закрепляется, но родители пока не обращают внимания, не мешает - молодец, играет один - хорошо, не лезет с глупостями - вообще отлично. Маленькие дети привыкают к этому. И когда подросток сталкивается с вопросами родителей : почему ты не рассказываешь честно и подробно, как дела в школе, нет ли у тебя каких-то проблем, его это искренне удивляет . Ему уже не приходит в голову, что можно что-то им рассказать и не наткнуться при этом на раздраженное «отстань».

Извечный вопрос, а что теперь делать? Можете пойти к психологу и вести с ним умные разговоры, и таскать своего ребенка на сеансы. Это пока случайно не услышите в его разговоре по телефону: мои ролы, мол, вообще с ума сошли, к психологу таскают. Мало приятного, да? Да и не дошла вроде ситуация до критической точки. Так можно рассуждать до бесконечности . А когда дойдет? Когда он вместо того, чтобы случайно разбить в школе окно, какую-нибудь глупость учудит, которую уже не исправить?

Конечно, что же тут советуют психологи? Поговорите с ним . Хорошо сказать, да трудно сделать. Когда он разговаривал - вы не слушали, а теперь он разговаривать не хочет. И вот самое худшее, что вы можете сделать в этой ситуации - это посадить его перед собой и начать выспрашивать. Пытаясь вопросами выудить недостающие, как вам кажется факты, и уговорить его, все вам рассказать. Можете для полноты эффекта поугрожать ему лишением карманных денег, если не начнет питаться правильно или порыдать, как же он не хочет носить такую замечательную вещь, ведь ее родители купили, для него неблагодарного и т.д. и т.п. Призывать к его совести - ведь вы работаете, стараетесь и всё в семью, всё для него, а он не может вести себя прилично по вашим родительским понятиям. И как ни стыдно, и в кого он такой растет, и.… Тут вариантов много, насколько хватит вашего терпения, фантазии и прочего. Вот здесь можно быть уверенным, что он точно вам ничего не скажет, а если и скажет - то соврет. Это обыкновенный защитный рефлекс против угрожающего фактора, в данном случае - вас. Партизан на допросе, при таком подходе к делу, не годится подростку и в подметки. Да что там партизан… разведчик, попавший в плен, разрыдается от умиления, услышав о его мужестве. Но то, что не скажет - это еще не вся беда. Он замкнется в себе . Они же в 12 лет как ежики, вроде бежит такой умильный, мордочка остренькая, а тронешь, сразу в клубок свернется, колючки выставит и уколет.

Самое смешное, что вы можете сделать - это пытаться подкупить его подарками и новыми покупками , а может даже вечеринкой для его друзей. Что касается подарков и покупок, то он будет рад, но рассказывать все равно ничего не будет, разве что по тем покупкам, которые он выбирает для себя можно догадаться, что его гложет. Впрочем, если ваша проблема непонимания дошла до такой стадии, то и покупки не подскажут. И если он догадается, что все сделано с целью, завоевать его доверие, то можно надолго забыть о последующих попытках. А что касается вечеринки, то вы уверены, что не услышите в ответ: нет, не надо? Вот сидите и гадайте, есть ли у вашего ребенка друзья? А хорошо это или плохо? А может он просто уже стесняется показывать вас приятелям, потому, что вы не современные, не классные и вообще, вдруг друзья засмеют. В общем, ему уже не 3 года: сладостями или новым платьем его не купишь. Таким образом, доверие за пять минут не завоюешь .

А вы попробуйте просто с ним поговорить. Нет, не о его проблемах и не о том, что у него происходит с друзьями. И уж точно не о ваших с ним отношениях. Тут надо сделать очень хитрый ход, даже скажем так «сделать хитрый финт ушами». Ведь есть же что-то, чем он увлекается или чем его еще можно увлечь . Не забудьте, что в этой области вы должны быть очень тактичными. Так у вас появится не просто тема для разговора, подростку понадобится ваш совет. Вы приобретете , таким образом, авторите т не только родителя, но и человека, который разбирается в вопросе, который его интересует . Тогда у вас будет возможность лучше узнать этого незнакомого, немного чужого, немного угловатого подростка, в которого превратился ваш розовощекий малыш. Просто болтайте с ним ни о чем. Не бойтесь рассказывать ему смешные истории, вытекающие из вашего не очень хорошего поведения в подростковый период или еще раньше. Вообще не бойтесь разговаривать с ним о проблемах , которые были у вас в его возрасте. Придется осознать, вы для него уже не тот эталон, с которого он брал пример, когда ходил в садик. В 12-14 лет дети еще отзывчивы и благодаря таким разговорам, можно восстановить доверие немного на ином уровне. Назовем его "откровенность за откровенность". Ищите точки соприкосновения интересов. Это сложно, но возможно . Тогда у вас есть реальный шанс не последним узнавать о проблемах ребенка и предотвратить катастрофу, если она, не дай бог, ему грозит.

Получается, что доверие зависит не от вас, а от целевой аудитории. Именно их восприятие вас как личности, оценка ваших действий будет оказывать нужное влияние. А умения, навыки, действия – все это отходит на второй план, влияет на формирование доверия только косвенно. Завоевание авторитета – это сложный и трудоемкий процесс, а вот его потеря – дело нескольких минут. Любой неправильный шаг или ошибка могут привести к потере авторитета. Стоит более подробно остановиться на каждом компоненте, который помогает завоевать доверие. Так можно не только приобрести авторитет, но и сохранить его.

Компетентность

Компетентность – это один из максимально простых способов завоевать авторитет и доверие в рабочей сфере. Если вы продемонстрируете свои возможности, высокую надежность, предоставите примеры своей компетентности, то это позволит легко поднять уровень доверия у окружающих. Вы сразу разрушите все преграды, как только покажете профессиональные умения, навыки, заявите себя компетентным специалистом.

Примером, как формируется доверие на основе компетентности, является Акио Морита – создатель компании Sony. Он предложил идею о создании компании в США – Sony Corporation of America. Но токийское руководство не разделило восторга от этой идеи. Боссы не могли пойти против отменной репутации Акио Морита, однако старались найти объективные и веские причины, чтобы не создавать компанию в Штатах. Они рассмотрели все варианты, но причин отказа не нашли. Тогда руководство решило передать ответственность за решение самому Акио Морита. Они доверяли ему, видели его компетентность в области ведения рынка США.

Профессионализм

Профессионализм и компетенция связаны. Если вы хотите завоевать доверие человека в каком-то вопросе, то нужно показать себя исключительным профессионалом. С технической точки зрения вы должны быть экспертом, тогда коллеги будут верить вам во всех отношениях. Профессионализм основывается на опыте, проведенных делах, если на вашем счету есть множество удачных проектов, то завоевать авторитет будет гораздо проще. Так можно убедить окружающих в правильности своих выводов. Если выводы основаны на профессионализме, на специализированных знаниях, то к ним точно прислушаются. Здесь важно иметь конкретный опыт, а не возможность выгодно себя подать. Даже те люди, которые не стараются выставить себя в выгодном свете, могут добиться доверия со стороны своих коллег и даже конкурентов.

Здесь можно привести пример известного философа Адама Смита. Его книга «Богатство наций» стала одной из величайших в истории. При этом Смит был никаким собеседником, вести разговоры с ним было скучно. Об этом рассказывает Сэмюэль Джонсон. «Даже с собакой веселее общаться», говорил он.

Смит был профаном не только по части разговоров. Его непрезентабельная внешность, ипохондрия, чрезмерное увлечение разговором также не выставляли его в привлекательном свете. По воспоминаниям современников Адам Смит однажды упал в яму, когда увлеченно разговаривал об экономической ситуации на заводе в Глазго. Но мнение Смита, его позиции и высказывания были подкреплены действительностью и распространены в то время. Сейчас они также не теряют популярности, лежат в основе капитализма. Потому что Адам Смит смог заслужить доверие.

Показать свой профессионализм в точных вопросах, требующих подтверждения, несложно. Стоит просто изучить компетентные источники, надежные по своему содержанию. Если при обсуждении вы будете ссылаться на авторитетные данные, то профессионализм, а вместе с ним и доверие повысятся. Здесь также важен и личный опыт. Обратите внимание, что считается надежным источником среди вашего окружения. Именно эти отсылки и следует использовать.

Если в глазах собеседника источники не являются авторитетными, то доверия таким путем можно и не получить. Не каждый считает ценным те данные, которые имеются у вас. Тогда нужно предоставить именно ту информацию, которой окружающие поверят.

При представлении доклада, отчета и других документов нужно подобрать материалы, подтверждающие ваши слова. Это не только станет отличным способом, как сформировать доверие, но и покажет вашу осведомленность и высокий уровень подготовки. Аудитория может даже не посмотреть на все эти материалы, но их наличие даст понять, что вы тщательно готовились, изучили вопрос, а теперь можете приступать к выполнению работы.

Надежность

По словам Стивена Кови именно доверие может полностью изменить ситуацию. Все преграды могут быть разрушены за счет доверия. А без него практически невозможно создать что-то серьезное и значительное. Это утверждение верно, но здесь стоит внести необходимые дополнения.

Существует несколько категорий доверия – полное доверие, относительное и минимальное. Даже если вы обладаете минимальным доверием, то это уже хорошо. Это точно лучше, чем ничего. Основа доверия позволяет постепенно расти, чтобы добиться полного доверия со стороны окружающих. При этом ваша надежность не должна быть нацелена только на людские взгляды. Нужно быть надежным во всех ситуациях, тогда планка вашего авторитета будет расти. Доверять начнут даже те люди, которые вас лично не знают. С каждым шагом доверие увеличивается, люди больше узнают вас, причем узнают с хорошей стороны.

Есть разные представления о доверии. Например, большой начальник может действовать с позиции власти. Эта идея получает необходимое одобрение и доверие, если подчиненные осознают, что так будет лучше для компании, а не только для босса.

Мудрость Аристотеля гласит: «Справедливый правитель ничего не требует, но трудится для других». Во время работы над проектом следует всегда концентрироваться на выполнении работы, не на мелочах в виде оплаты, желания показаться профессионалом перед начальством и так далее. Так к работе будут привлекаться другие люди, которые видят ваш энтузиазм. Они будут поддерживать и разделять ваши идеи.

Выстраивание отношений с подчиненными не должно придерживаться тоталитарной концепции. Начальник должен сформировать ощущение, что право голоса есть у каждого работника. Необходимо, чтобы вам доверяли, при этом принимали предложенные идеи.

Доверие – это важный критерий не только для работы, но и для повседневной жизни. Авторитет можно завоевать, не изменяя своим словам. Если вы хотите, чтобы ребенок перестал курить, то стоит не только убеждать его во вреде этой привычки, но и бросить самому. Часто доверие теряется в мелочах. Если вы даете совет, обратите внимание, соответствуете ли вы своим же словам. Если ваш собеседник заметил лицемерие, то он перестанет всерьез вас воспринимать. Доверие во многом формируется в самом начале. Его уровень зависит от первого впечатления. Интернет-аукцион eBay предложил своим пользователям анкету, где были вопросы о репутации и доверии к продавцу. Основой авторитета были первые оценки, которые выставляют клиенты. Успешность продавца напрямую зависела от первых оценок. Если они положительные, то он стремительно развивался. Если отрицательные, то продавца ждали неудачи и проблемы.

Мотивирующие речи можно слышать от многих, но кому верят больше? Если вам твердят «Не отчаивайтесь», то больше доверия возникает к тем людям, которые тоже когда-то перестали отчаиваться и добились своего. Выжившие после катастроф, участники войны, победоносные тренеры. Они говорят искренне, ведь сами побывали в тех ситуациях, которые описывают. Они говорят от первого лица, а это значит, что люди больше им доверяют. Поэтому такие речи имеют колоссальный успех у публики. Это и есть секрет доверия.

Презумпция недоверия подразумевает такую жизненную позицию: доверять нельзя никому, пока он(а) не докажет обратного. Сроков и критериев доказательства мне выявить не удалось. Это мало того, что индивидуально, каждый человек даже про самого себя не может сказать, после чего он начнёт доверять. Полагаю, решение доверять здесь — эмоциональное, не логическое. Как и всякое эмоциональное решение, оно подвержено манипуляциям и последующим разочарованиям, что только укрепляет такого человека в мысли, что доверять нельзя никому… Замкнутый круг.

Этот замкнутый круг — первая причина, почему лично мне такая модель доверия (правильнее будет сказать «недоверия») кажется противоестественной. Вторая причина — эта модель позволяет немного защититься от негатива, и надёжно защититься от позитива со стороны других людей. Это как подойти к человеку знакомиться с фразой вроде «ты редкий козёл и сволочь. А теперь, попробуй меня убедить в обратном. Если тебе это удастся, то через какое-то время я, может быть, начну с тобой общаться». Или попытаться начать деловое сотрудничество с чего-то подобного. Результат предсказуем. С таким человеком будут общаться, в основном, те, кому либо всё равно, либо они в глубине души считают такое обращение обоснованным. Или же те, кому Вы ну очень-очень понравитесь (не обязательно взаимно). В любом случае, не самое лучшее начало общения, на мой взгляд.

В общем, нормальные люди будут держаться насторожено и слегка в стороне, а обилие людей, умеющих пробить такую защиту манипуляциями, умением пускать пыль в глаза и тому подобными методами, помогут утвердиться в своей «правоте» относительно выводов вроде «все мужики — козлы» и им подобных. Не буду повторяться.

Вторая модель (презумпция доверия) подразумевает противоположное убеждение: каждый человек заслуживает доверия, пока не подведёт. Но если подвёл — ему будет сложно завоевать доверие снова. Для этого придётся показать вескую причину, почему он не будет этого повторять. И не просто извиниться, а компенсировать нанесённый моральный и материальный ущерб. Причём, дело не в ущербе, дело именно в том, чтобы показать серьёзность своих намерений по восстановлению доверия, а так же что само событие воспринимается как заслуживающее внимания, воспринимается всерьёз, а не так, мимоходом. Самое неудачное действие, которое может сделать человек для «восстановления» доверия, это извиниться лёгким тоном, не останавливаясь, а потом, в случае напоминания о событии, возмутиться: «но я же извинился!». Как будто словесные извинения решают все проблемы и компенсируют любой ущерб.

Почему модель презумпции доверия мне кажется лучше? Потому, что открытость ценится людьми. Потому, что нам всем приятно общаться с теми, кто нам доверяет. Потому, что человек стремится оправдывать ожидания. И ещё потому, что она (модель) позволяет получать позитив от людей. Как минимум, в виде фраз «с тобой комфортно, спокойно и приятно общаться» от большинства собеседников.

Хотя модель презумпции недоверия мне, как я уже говорил, кажется противоестественной, я наблюдаю её у очень многих людей. Я далек от мысли их переучивать или переделывать. Хочу лишь обратить их внимание на существование второй модели. Вполне допускаю, что она им покажется такой же противоестественной. Но она существует, и не менее распространена. А эта заметка, я очень надеюсь, поможет кому-то найти общий язык.

Доверие – это рискованное действие — мы открываемся другому человеку, доверяем свои личные истории, деньги, ребенка, ответственное дело. Доверие – значит, до веры – то есть мы не знаем, как люди, другой человек откликнется на это наше доверительное действие. Может быть – поддержкой и пониманием, а может, отвержением и критикой. Доверие – это всегда риск! Однако

Риск доверия может иметь разную степень.

Бывает полезно отдавать себе ОТЧЕТ, чем вы собственно рискуете, так как неосознанно, в своих фантазиях, люди часто переживают свой риск либо большим, либо меньшим, чем он есть для них на самом деле.

Например: Мой друг уже много лет мечтал посмотреть Нью-Йорк. Однако опасался идти подавать на визу (недоверие — вдруг откажут?). Когда мы стали выяснять, чем он собственно рискует, оказалось, что лишь 5 тысячами рублями!!! Когда он осознал, что не идет к своей мечте из риска потерять 5 тысяч рублей, пулей побежал в консульство.

Я доверяюсь вам, и делюсь другой, уже своей историей:

Как-то недавно я обнаружила, что иду по улице с полу-задранной юбкой (она случайно задралась от ветра). Для меня это – неловкая ситуация, однако я достаточно устойчива в ней. Мне скорее неловко — забавно, чем невыносимо стыдно рассказывать вам об этом. Я с одобрением отношусь к своему телу и к тому кусочку его, что был невольно виден, и к тому, что невольно попадаю периодически в нелепые ситуации. Я знаю, кто-то посочувствует мне, вспомнит себя в подобных казусных ситуациях, кто-то смутится, а кто-то посмеется надо мной.

Довериться – значит быть готовым как к желательным, так и к нежелательным реакциям!

Так как у меня достаточно само — поддержки внутри этой истории, степень риска рассказывать у меня небольшая – мне легко доверить вам эту историю. Однако, если бы само — поддержки было – бы меньше (невыносимо стыдно), рассказать было-бы труднее, и я бы выбирала в слушатели тех, кто скорее поддержит меня (а не писала бы тут для всех). А если бы не была уверена, что этот выбранный кто-то поддержит меня, то и вовсе не доверила бы эту историю никому.

Так вот, получается, что доверие может быть разной степени риска, и, что степень риска:

  1. Определяется нами изнутри
  2. Определяется нашей готовностью к нежелательной реакции — сможем ли мы, если что, эту нежелательную реакцию выдержать.

Пример: если я богатый человек, то для меня мало риска доверить другому 7 тысяч рублей в долг. Потому что 1) 7 тысяч для меня – богатого – мелочь. 2) я готов, что (он) не вернет – не велика потеря. Однако, если моя ежемесячная зарплата – 7 тысяч рублей, то рискнуть доверить их для меня — бедной – большой риск.

Недоверие – это отсутствие рискованных действий .

Например, сокрытие некоей информации о себе, недоверие другим помочь нам в большинстве вопросов. Недоверие в результате приводит к самостоятельному решению трудного для нас вопроса (так как довериться другому ради получения поддержки/помощи мы не рискуем). Мы не доверяем, так как опасаемся встретиться с нежелательной реакцией – использованием, отсутствием помощи, понимания, поддержки, интереса к нам.

Пример: Как сказала одна из участниц моей терапевтической группы, она не хочет нагружать хороших людей – других участников группы важными и драматичными для неё историями, так как, если они не спасут и не помогут ей в ответ на её рассказ, то она разочаруется и разозлится на них, и тогда будет всем сложно.

Зачем доверять другим?

И тут мы подобрались к другому важному вопросу: зачем же нам так рисковать, доверяясь другим? Ведь в доверии есть риск получить нежелательную реакцию, и это реальный минус. Однако есть и плюсы, и очень существенные.

Любые прочные отношения строятся на доверии, а без него попросту не складываются.

Основной способ включить другого человека в отношения с вами – это в чем-то довериться ему.

Пример: одна из участниц моей терапевтической группы, которая в упражнении не доверила другим участникам личных историй о себе, сказала, что её при этом очень тронуло доверие других участников к ней. Эти другие участники в упражнении подошли к ней и доверили что-то личное. В результате у неё возникло много тепла к ним, и она смогла открыться в ответ.

Доверие – это изменение дистанции.

Когда человек доверяет другому что-то – он, таким образом, ИЗМЕНЯЕТ ДИСТАНЦИЮ – а именно, ПРИБЛИЖАЕТСЯ. По сути, доверие – это на начальном этапеединственный способ приблизиться. Вот такой плюс!

Хочешь сблизиться с людьми – доверяйся, а не доверяешься – пожинай плоды непонятости и одиночества. Или, не доверяйся и будь зависим от более смелых в своем доверии людей, которые первыми доверятся тебе, и от инициативы которых будут в дальнейшем зависеть ваши отношения.

Пример: одна из участниц моей терапевтической группы на второй встрече группы обмолвилась, что считает и чувствует, что её отношения с другими участниками группы зависят ОТ НИХ (попытка передачи власти). После этого высказывания, другие участники битый час к этой участнице просто не обращались (отказались брать на себя полную ответственность за отношения с ней). Они предпочли общаться с теми, кто брал себе власть приближаться доверяясь.

Кто имеет больше власти в отношениях – доверчивый, или недоверчивый?

Если рассматривать доверие и недоверие с точки зрения власти и влияния в отношениях, то недоверчивый вроде поначалу имеет больше власти (он не открывается, и, как-бы неуязвим), однако он не берет и в дальнейшем не имеет ВЛАСТИ менять по своему усмотрению дистанцию – приближаться к человеку. И в этом смысле, тот, кто доверяется (приближается) – более свободен! Он может и приближаться (доверяясь), и отдаляться.

Многим людям, особенно получившим в родительской семье опыт негативной реакции в ответ на их доверие (подвергались критике, унижению, отвержению, обману, холодности в ответ на свое доверие), очень трудно доверять людям. Даже понимая, что данный человек вполне безопасен, бывает трудно преодолеть некий внутренний барьер и открыться.

Только рискнув довериться чему-то новому, мы можем изменить жизнь к лучшему.

Повторяя старые схемы поведения, мы и результат получаем старый. Фильм «Всегда говори «Да»» как раз об этом. Решившись довериться новому опыту, мы реально меняем свою жизнь. Повторяя старый опыт, мы остаемся на месте.

Пример: Учеными был проведен эксперимент с акулой, которая была помещена в аквариум. Попав в аквариум, акула изучила его размер изнутри, и далее, плавала вдоль и поперек, не задевая стеклянных стен. Через некоторое время в аквариум была помещена стеклянная перегородка, разделившая аквариум на две половины, в одной из которых осталась наша акула. Акула побилась об эту перегородку, пытаясь по привычке плавать по всему пространству аквариума, побилась – побилась, и далее смирилась, стала плавать по своему сократившемуся пространству, не задевая перегородки. Прошло время, и ученые убрали перегородку. Однако! Акула продолжала плавать по суженому пространству «своей» половины, и больше не предпринимала попыток заплыть на ранее огороженную, а ныне СВОБОДНУЮ для прохода половину аквариума.

У людей такое поведение мы – психологи называем паттерном поведения. Получив опыт отвержения, критики, обмана, человек перестает рисковать доверяться и «прощупывать» каждого нового человека на предмет безопасности — критики, отвержения и прочего от него, проверять, а есть ли эта самая перегородка-то? И решать КАЖДЫЙ РАЗ ЗАНОВО: если есть – не доверяться, ибо опасно и неразумно, а если вдруг нет, то НЕ лишать себя нового ценного опыта, помощи, дружбы и искреннего общения.

Как можно доверяясь другому, уменьшить свой риск?

Можно конечно совсем не доверяться, а ждать, пока другой откроется, докажет, что ему можно доверять. Однако обычно другие не спешат это делать, ибо им так тоже небезопасно. Иногда грустно – забавно смотреть, как двое людей долго с интересом присматриваются друг к другу, а потом так ничего между ними и не происходит.

Однако есть более конструктивные способы помочь себе довериться другому:

1 Способ: Увеличить свою само – поддержку. Если сильно упростить, то это значит примерно следующее:

1) Относиться к себе с любовью, пониманием и снисходительностью — принимать в себе слабости и несовершенства, дать себе на них право, а также, дать себе право на ошибку.

Пример: я рассказала вам свою историю с полу – задранной юбкой возможно зря, возможно, вы меня не поняли, но мне так захотелось, я принимаю себя такой.

Звучит просто, однако как правило для того чтобы в реальности почувствовать спокойствие и принятие себя всяким, требуется серьезная работа с самооценкой.

2) Верить, что вы, если что, сможете выдержать негативную реакцию в ответ на свое доверие, и не рассыпаться.

Примерно так: «да, этот человек раскритиковал, подвел меня (негодяй такой), но я все равно хороший, люблю себя и уважаю, и есть и другие люди, которые понимают и поддерживают меня».

2 Способ: Заручится договором с другим человеком, которому вы решили довериться. Этот договор должен строиться примерно так:

Вы говорите человеку, что хотите довериться в чем-то ему, но имеете некоторые сомнения и опасения. И далее вы просите его в ответ на ваше доверие не делать того – то и того – то (чего вы опасаетесь) или, напротив, сделать что-то в ответ на ваше доверие.

Например: не критиковать, не перебивать вас; подписать письменный договор и пр. Или, так: «если я скажу «стоп», перестань меня расспрашивать», «пообещай, что в ответ честно скажешь мне свое мнение», и т.п.

Доверие всегда имеет предмет. Не бывает так: я полностью доверяю человеку.

Пример: Я могу доверять мужу свои слезы о случающихся неудачах, но не доверять наблюдать за мной в туалете. Как я уже описала выше, недоверие связано с неготовностью встретится с негативной реакцией (например, отвращением мужа).

Как же понять, что и когда стоит доверять, а что и когда – не стоит?

Естественно, решение, что и кому доверять — это личный выбор каждого. Правильность же этого выбора, на мой взгляд, определяется тем, насколько человеку ХОРОШО живется в последствиях сделанного выбора.

Пример: Если я не доверяю мужу наблюдать за мной в туалете, но не страдаю от этого, у меня и без того с ним достаточно близкие, теплые и доверительные отношения, т.е. мне ХОРОШО, то и ладненько, ни к чему мне ещё и в этом ему доверяться. Критерий – мне хорошо.

Однако, если близких, доверительных, теплых и удовлетворяющих отношений у человека мало, если он с трудом знакомиться и сходится с людьми, а вопрошает при этом: «а зачем я буду людям доверять личное?» — то это проблема!

И проблема эта заключается не в том, прав он там, или нет, когда не доверяется людям, а в том, что он строит отношения с людьми так, что ему ПЛОХО. Ну, может, не прямо плохо, обычно люди и к плохому привыкают, называя его сносным, вполне приемлемым, и т.п., однако субъективно счастье и легкость в отношениях он не ощущает или ощущает редко.

Обычно люди доверяют своим близким: членам семьи, партнерам по браку, детям и друзьям. Доверие подразумевает то, что в общении с этими людьми вы можете расслабиться. Вы можете положиться на тех, кому доверяете в конкретных вопросах. Именно на доверии строятся взаимоотношения.

Выделяя кому-то так называемый кредит доверия, вы позволяете человеку сделать то же самое в отношении вас. Именно так могут завязаться новая дружба, новые отношения или деловые связи. Если вы не доверяете человеку изначально, то никакой контакт между вами попросту невозможен. Получается, что доверие – основа не только для общения, но и для налаживания прочных связей между людьми. Именно поэтому все же стоит научиться доверять людям.

Почему люди не доверяют

Далеко не все люди открыты всем и каждому, многие настроены весьма недоверчиво к незнакомцам. Их доверие нужно еще заслужить. Почему же так случается? Причин может быть несколько. Кто-то, возможно, уже был обманут прежде, ведь люди нередко ведут себя жестоко друг к другу, ставя собственные интересы превыше чужих, даже если ранят этим окружающих и нарушают свои слова или обязательства. Мало кто способен доверять окружающим так же, как и раньше, после того, как столкнется с предательством.

Тем не менее, «лечение» от такого недоверия существует. Уменьшите свои ожидания, особенно в отношении незнакомых людей. Будьте открыты для общения, но не ждите слишком многого. Тогда все, что человек сможет дать вам сверх того, на что вы рассчитывали, будет приятным сюрпризом.

Неумение оценивать людей – еще одна причина. Действительно, доверять всем и каждому довольно глупо. Некоторые люди проницательны, они видят дурные намерения или скрытые качества человека, поэтому не будут доверять ему слишком сильно. Другие совершают ошибки и теряют доверие к человечеству вообще. Лучше всего просто следовать правилам безопасности и в общении с незнакомцами и с близкими людьми. Не стоит вводить людей в соблазн, чтобы не испытывать их слабые стороны.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Подростковый возраст - трудное время не только для родителей, но и для самих детей. В это время родители часто понимают, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, в это время часто всплывают ошибки воспитания - они понимают, что нужно что-то менять.

Мы в сайт решили выяснить,что так часто мешает нам, родителям, построить крепкие, теплые отношения с подростками и не потерять их доверие.

13. Настаиваете на откровенности

Многим родителям сложно принять, что повзрослевший ребенок допускает их не во все сферы своей жизни. Часто они начинают требовать большей откровенности от ребенка. Но подростку крайне важно чувствовать свою самостоятельность, опираться на собственное мнение. Чем больше он ощущает давление на себя, обиду со стороны родных, тем сильнее начинает закрываться и защищать свое личное пространство: уходит от откровенности, начинает обманывать.

12. Нарушаете личное пространство

Порой из самых благих побуждений родители начинают проверять карманы, сумку, переписку подростка. Делая так, мы не только проявляем неуважение к ребенку, но и обесцениваем его личное пространство, а ведь он еще только начинает пробовать обращаться с ним.

Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе. Стоит приложить усилия, чтобы контроль стал результатом открытой и честной договоренности между вами и ребенком.

11. Игнорируете мнение подростка

Когда родители не интересуются мнением ребенка, не принимают его в расчет - он чувствует, что оно для родителей не важно, и делает выводы, что его не любят и не уважают.

Такое поведение может спровоцировать в ребенке агрессию . Возможен и второй вариант: ребенок сдастся в ответ на вашу настойчивость и однажды может просто потерять способность принимать решения самостоятельно.

10. Предъявляете размытые требования

Конечно, на уровне здравого смысла ребенок поймет вас, но реализовать требование ему бывает очень сложно, поскольку критерии довольно размыты.

Со временем это может привести к большому расхождению во мнениях между вами : ребенок будет считать, что уже соответствует предъявленным требованиям в полной мере, а вы - что всегда есть к чему стремиться. Чтобы избежать этого, стоит точно представлять, чего вы хотите, и научиться так же точно говорить об этом детям.

9. Обесцениваете его чувства

Родителям часто кажется, что дети излишне драматизируют события. Но если ребенок регулярно не получает поддержку со стороны близких, он чувствует себя отвергнутым и закрывается еще сильнее. Либо начинает протестовать против родителей и вести себя агрессивно.

Старайтесь воспринимать всерьез все то, что происходит с ребенком, уважайте его чувства, цените его доверие. Дайте ему знать, что он понят и принят, что его чувства для вас важны.

8. Не всегда последовательны

Порой, чтобы ребенок выполнил требования, родители прибегают к заранее невыполнимым обещаниям или угрозам. Но, когда желаемая цель достигнута, забывают о своих словах или же просто не спешат их выполнять.

Но стоит помнить: подростки очень щепетильно относятся к выполнению обещаний взрослых. Если раз за разом близкие будут говорить пустые слова - ребенок перестанет верить им. Так родители потеряют авторитет в глазах подростка.

7. Слишком много учите его жизни

Не стоит превращать свою родительскую власть в диктат. В противном случае это просто может привести либо к жесткому отпору и агрессии со стороны ребенка, либо вы просто рискуете сломать его целостность и самооценку.

Родителям подростков стоит стремиться к разумным компромиссам. Принимать решения совместно с ребенком, идти на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. Стоит учиться видеть в ребенке прежде всего личность, которую нужно уважать.

6. Живете его жизнью

Когда вся жизнь родителей построена только вокруг ребенка, растворена в нем - это уже явный перебор. Дети, перенимая отношение родителей к самим себе, могут начать так же явно пренебрежительно относиться к ним.

Родителям стоит уделять время собственным интересам, находить время для отдыха. Без этого крайне сложно выстроить правильные отношения с ребенком, а ему - сложно гордиться своими родителями и ценить их.

5. Не интересуетесь его жизнью

Не зная того, чем живет ребенок, что его интересует, невозможно построить с ним доверительные отношения, которые так важны в подростковом возрасте.

Если вы попытаетесь больше узнать о том, что происходит в жизни ребенка, о его увлечениях и покажете свою осведомленность, то заслужите его расположение, вам будет о чем поговорить.

4. Постоянно критикуете

Часто родители считают, что хвалить нужно только за отличные оценки. Однако подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах. Ребенку это придает силы двигаться дальше, помогает легче переживать неудачи.

Здоровую критику при этом никто не отменяет. Но всегда стоит сдерживать эмоции и помнить, какую цель вы при этом ставите: наказать ребенка? Выразить свое отношение к поступку? Помочь ему осознать свою неправоту? Или решить вместе с ним проблему?

3. Близко не знакомы с их друзьями

Родителям будет не лишним познакомиться с ближайшим кругом общения своих детей. Для этого бывает достаточно просто почаще приглашать их в гости на чашечку чая с пирогом.

Это не только укрепит ваши отношения, но и поможет быть спокойными за собственного ребенка. Если вас очень настораживает кто-то из друзей подростка, вы сможете деликатно обсудить это с ним. Полагаясь на ваше мнение, он и сам сделает вывод по поводу своего товарища.

2. Не проявляете к нему уважения

Конечно, порой ребенок становится виновником ситуаций, в которых сложно сохранять терпение. Но думать, что произнесенные повышенным тоном аргументы станут весомей, -заблуждение. Для него они будут означать ваш срыв и его правоту.

Если ситуация будет повторяться - подросток просто перестанет обращать на вас внимание, перестанет вас уважать. Что превратится в конце концов в замкнутый водоворот.

1. Проводите мало времени вместе

Это только на первый взгляд кажется, что подростки совсем уже большие и не нуждаются в родительском внимании и ласке. Даже если у вас совсем мало времени - пусть качество заменит количество. В будни достаточно проводить вместе по полчаса-часу, но без отвлечений на свои дела, выходные можно посвятить совместному походу, просмотру фильма или играм.

Если же совместная жизнь родителей и подростка сводится только к формальному общению, он может начать чувствовать себя ненужным, незащищенным, ощущать безнадежность, иметь слабую самооценку.