Как называется тонкий материал. Ткани. Типы тканей, их свойства

Ажурная ткань: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

Бархат: ткань с густым, длинным (2−3 мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

Батист: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

Бельсет: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

Букле: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

Велсофт: трикотажное полотно из полиэстера с мягкой ворсованной стороной, в основном используется для пошива домашней одежды (халатов, пижам), а также для постельного белья, пледов и пр. Называется также микрофиброй.

Вельвет, бархат в рубчик: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких.

Велюр: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

Виши: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

Ворсовый эластик: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

Вуаль: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

Вязаное полотно: материал, имитирующий ручное вязание.

Габардин: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх. Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску.

Гленчек: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон­в­тон.

Гобелен: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

Двухсторонняя ткань: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

Деним: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая.

Джерси: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси­поло до толстого шерстяного джерси.

Джинсовые ткани: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

Драп: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

Дюветин: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

Дюшес: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

Жаккард: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект.

Жоржет и креп-­жоржет: ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».

Искусственный мех: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.


Клоке: креповая двухслойная ткань с «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

Кожа: натуральные шкуры животных. Различают наппа-­кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр (замшу) с ворсистой поверхностью.

Креп: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

Креп с продольными складками: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

Крепдешин: тонкая ткань с неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

Кринкл, крэш: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кружево: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

Лавабль: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

Ламе: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

Лоден: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-­лоден - ткань с матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую. Лоден часто путают с варёной шерстью: трикотажем, валяным с одной стороны, оптически напоминающий лоден. (Путают, вероятнее всего, потому, что в магазинах его так часто обозначают.) От лодена он отличается более рыхлой структурой и, конечно, он не такой тяжёлый и плотный.

Матлассе: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

Махровая ткань: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

Мокрый шелк: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

Муар: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

Муслин: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

Органза: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

Палет: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

Панбархат: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

Папийон: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

Пепита: ткань в мелкую светло­темную клетку.

Перкаль: тонкая, но плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Шелковистая, мягкая, напоминающая батист. Используется в основном для шитья постельного белья, идеально подходит для печати и окрашивания текстильными красками.

Пике: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

Плотная тафта: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Подкладочная саржа: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

Поплин: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

Репс: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

«Римское джерси»: тяжелый малоэластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

Саржа: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

Сатин: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

Сирсакер: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

Сукно: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.


Трикотаж с махровой/ворсованной изнаночной стороной: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами.

Тафта: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость
приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

Твид: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

Термовелюр: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

Ткань «в елочку»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками.

Ткань «куриная лапка»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток.

Трикотаж в рубчик: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

Тюль: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

Фасонная: ткань с мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-­блестящим эффектом.

Фил­-а-­фил: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

Фланель: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно-­ или двухсторонним начесом.

Флис: см. термовелюр.

Чинц: лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.

Шанжан: ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.

Шелковая парча: жаккардовая ткань, часто из лощеной пряжи. Другое название «брокат» - итальянское, означает «вышитая».

Шениль: тяжелая, напоминающая бархат ткань с двухсторонним ворсом.

Шифон: очень тонкая, нежная струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, состоящей из шелковых или синтетических волокон. Шифон имеет на ощупь неровную поверхность, напоминающую «песчаную».

Фото: Ян Шмидель; getti images (4), dpa, clip dealer.
Материал подготовила Елена Карпова

Сегодня текстильная отрасль изготовляет различные виды ткань из натуральных, искусственных и синтетических волокон. Большим спросом при пошиве различных изделий пользуется хлопчатобумажная ткань. Она относится к природному виду ткани, а ее производство осуществляется на основе растительных волокон.

Хлопчатобумажная ткань получила широкую область применения. Его активно используют для пошива одежды и постельного белья. Представленный материал может быть задействован при обивке мебельной продукции и пошива портьер.

Область применения и технология изготовления

Хлопковая ткань большей жесткости применяется для обработки воротников в сорочках для мужчин. Из чего делают хлопок? Изготовления хлопка происходит из семенной коробки. Весь процесс производства хлопковой ткани поделен на следующие этапы:

  1. Когда плод растения созрел, происходит раскрытие его семенной коробочки. Ее сбор происходит специалистами вручную. Полученные семена носят название хлопок-сырец.
  2. Полученное сырье отправляют на пункт по приему хлопка, где измеряют его вес и складируют.
  3. После отправки сырья на хлопкоочистительный завод, при помощи специальных машин осуществляется отделение волокон от семян, а затем их сортировка по длине.
  4. Выполняется прессовка волокон в белоснежные кипы, затем готовую продукцию отправляют на склад. Из таких кип получают непрерывные нити – пряжу. В ткацком производстве из нее получают ткани, а из полученной материи - готовые изделия.

Когда цветок хлопка созрел, сбор хлопка-сырца производят в ручную. Для изготовления ткани могут использовать чистый хлопок или добавлять примеси, благодаря которым удается изменить его свойства.

Вместе с хлопком добавляют такой ассортимент сырья:

  • ацетат;

Добавление синтетических нитей целесообразно для повышения прочностных характеристик, придания красочности внешнему виду изделия.

На видео – подробно рассказывается о разведении хлопка:

Преимущества хлопка

Современная промышленность осуществляет производство самые различные виды представленной материи, поэтому ее можно называть самой востребованной продукцией на сегодняшний день. Хлопок обладает следующими преимуществами (потребительскими свойствами):

  • Высокие показатели прочности.
  • Ее применяют не только для пошива одежды, но и в области медицины.
  • При комбинации натуральных волокон хлопка с синтетическими или искусственными, полученный материал получается более привлекательным, увеличивает палитру цветов и способы нанесения рисунка.
  • Изделия, полученные из хлопчатобумажной ткани, отлично пропускают воздух, сохраняют тепло температуры тела.

Основным недостатком хлопчатобумажного материала является быстрая сминаемость в процессе носки. Но устранить его можно в процессе производства, если добавить другие волокна.

ГОСТ

Цели, главные принципы и порядок осуществления работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 29298 – 2005.

Представленный хлопок сделан по ГОСТу, относится к готовым и суровым хлопчатобумажным и смешанным материям, которые применяют при производстве пальто, сорочек и белья.

Разновидности материи

Хлопок активно используется для получения следующих видов материи (классификация) :

  • Сатин – элитная ткань, обладающая блестящей поверхностью. Основными характеристиками является мягкость и прочность. Сатин производят их пряжи хлопка гребневого и карданного переплетения. О свойствах сатина можно узнать по ссылке .
  • Батист – тонкая и нежная материя, для которой характерна высокая прочность. Получают этот вид хлопчатобумажной ткани из тонкой гребенной пряжи.
  • Ситец – тонкий хлопчатобумажный материал, который получают на основе миткаля.
  • Бархат – это также один из видов хлопчатобумажной ткани. Это очень мягкая и приятная на ощупь материя, поверхность которой имеет короткий ворс. Он формируется при стрижке остатков пряжи. Нашел свое применение при пошиве брюк, платьев и штор.
  • Бязь – это материал, в составе которого присутствует 100% натуральный хлопок простого полотняного плетения. Материал обладает прекрасной способностью впитывать влагу, простотой в уходе и аккуратным внешним видом.
  • Фланель – вид хлопкового материала с мягкой или шерстяной поверхностью. Тип переплетения – полотняный или саржевый. Чаще всего используется детская фланель .
  • Байка – материал высокой плотности, обладающий густым ворсом и мягкой поверхностью. Его активно применяют при пошиве пижам, сорочек и одеял.
  • Гипюр – ткань, имеющая различные переплетения волокон, слегка похожие на кружево. Является востребованным при изготовлении женских платьев, блузок и белья.
  • Тафта – материя высокой плотности, полученная из туго скрученных волокон.
  • Трико – материал высокой плотности с четким рисунком.
  • Тюль – материал в сетку, используемый для изготовления занавесок.
  • Кисея – тонкая материя, тип переплетения – полотняный.
  • Коленкор – ткань, которую задействуют в качестве подкладки.
  • Краше легкий материал, обладающий эффектом «мягкости». Часто используют при пошиве женских нарядов.
  • Кретон – материал высокой плотности, с полотняным типом переплетения.
  • Вольта – тонкая легкая материя с полотняным типом переплетением.

Применение разнообразных видов переплетения в комбинации позволяет добиться необходимого изображения на поверхности материала. Благодаря такой технике переплетения получается габардин он имеет вид хлопковой ткани в полоску. Именно хлопок позволяет получить необходимые красивые и полезные для нас вещи. Отдельной категорией можно выделить хлопчатобумажную ткань с начесом .

Отличие хлопка от остальных природных тканей

Несмотря на то, что хлопок является натуральным материалом, он обладает определенными отличия от остальных тканей этой категории. Первое отличие состоит в характере горения:

  1. Хлопок, когда горит, издает запах жженой бумаги, тле и образует белый дым. Его горение происходит интенсивно желтым пламенем. При надавливании на фитиле двум пальцами, ничего, кроме золы вы там не увидите, так как это натуральное волокно. Лен горит практически так же, как хлопок, но тлеет гораздо хуже.
  2. Горение шерсти осуществляется медленнее, во время этого процесса он может потрескивать и спекаться в темный пористый шарик. При его прикосновении он не тлеет. Запах паленой шерсти напоминает жженые волосы.
  3. Шелк горит аналогично шерсти и обладает специфическим запахом.

Кроме горения, имеются следующие отличительные особенности хлопок от остальных натуральных тканей:

  • Чистый хлопок на ощупь теплый и мягкий, при сжатии его в руки он сильно мнется.
  • Льняная ткань тоже сильно мнется. На вид материал выглядит блестящим и гладким, в отличие от хлопка. Однако он драпируется гораздо хуже. По ощущению ткань твердая и прохладная.Шерсть, в отличие от хлопка, вообще не поддается сминаемости.
  • Шелк при касании очень приятный, теплый, мягкий и пластичный материал, практически не мнется и обладает приятным блеском.

Обзор цен

Сколько стоит? Приобрести хлопковую ткань можно минимальными затратами, ведь ее стоимость невысокая. Все в этом случае определяет качество полотна и его вид:

  • Плательно-блузочный хлопок – 1240 рублей.
  • Костюмно-плательный хлопок- 1740 рублей.
  • Сорочечный хлопок – 980 рублей.
  • Батист – 890 рублей за погонный метр

Хлопчатобумажная ткань – это самый популярный вид материи для пошива комфортных и удобных для носки изделий. Представленная материя очень широко востребована в области пошива белья, детской и взрослой одежды. Помимо уникальных способностей пропускать воздух, такой материал является доступным благодаря своей невысокой стоимости.

Время чтения: 7 минут

Платье - это олицетворение женственности и элегантности, а также универсальный наряд - в нём можно пойти на работу, на вечеринку или просто на прогулку. Главное - правильно выбрать фасон, плательные ткани и цвет, чтобы оно смотрелось уместно и подчёркивало достоинства фигуры.

Общие подходы к классификации

Есть множество классификаций тканей: типы костюмных и плательных. Они различаются

  • по типу сырья;
  • сезону;
  • отделке;
  • виду переплетения;
  • цвету;
  • свойствам;назначению.

Существует большой класс разных костюмно-плательных тканей для пошива всего ассортимента мужской, женской и детской одежды, включая верхнюю и изделия специального назначения (униформа, спецодежда).
Его подкласс - плательная группа, в которую входят ткани различной плотности и состава, предназначенные для изготовления именно женских платьев. Эти ткани в свою очередь подразделяются на более мелкие группы по одному из признаков, соответственно плотность ткани и состав определяют, что шить. Посмотрим, что за виды тканей для платьев бывают, их названия и характеристика с фото

По составу

От состава зависит множество свойств материала и уже готовых изделий, а также правила ухода за ними. Он может быть

  • натуральным;
  • искусственным;

  • синтетическим;
  • смешанным.

Натуральные

Более дорогие натуральные плательные ткани обладают хорошими гигиеническими свойствами, но имеют свои недостатки - большинство из них сильно мнутся и плохо тянутся.

Лён

Натуральное полотно, отличается прочностью, малой растяжимостью и хорошими гигиеническими свойствами - гигроскопичен, позволяет коже дышать, гипоаллергенен, не накапливает статическое электричество. Также очень важное и уникальное свойство льна - он препятствует развитию бактерий.

Из льняного полотна шьют простые повседневные платья, которые прекрасно защищают от летней жары, а в холод будут сохранять тепло. Так как лён совсем не тянется, лучше выбирать свободные фасоны. В качестве одежды для офиса такой материал лучше не использовать, так как мятые изделия выглядят неопрятно.

Недостатком 100 % льна является то, что при стирке он может дать усадку, а также сильно мнётся.

Хлопок

Недорогая хб ткань для платья может быть разной плотности, цвета и фактуры. Платья из х б ткани хорошо впитывают влагу, позволяют коже дышать, не электризуется. Из него шьют летние и зимние платья. Недостатком изделий из чистого плательногохлопка является их малая растяжимость и высокая степень сминаемости.

Шёлк

Очень красивая и дорогая тонкая ткань с блестящей поверхностью для платья, производится из коконов тутового шелкопряда. Легкая ткань , прекрасно драпируется, обладает хорошими гигиеническими свойствами - впитывает и испаряет влагу, пропускает воздух. В жару дарит прохладу, в холод согревает.

Из струящейся шелковой ткани производят изысканные вечерние платья в пол и свободного силуэта. Прекрасно сочетается с кружевом и используется при пошиве свадебных нарядов невесты.
На губительно действуют ультрафиолетовые лучи - он теряет цвет и прочность.

Тонкий шёлк, очень лёгкий и прозрачный. Шифоновые воздушные платья и сарафаны - олицетворение нежности и женственности.

Шёлк и шифон очень сильно мнутся, поэтому в чистом виде их используют редко. Такие изделия требуют деликатного ухода и хранения.

Шерсть

Недостатком чистошерстяных тканей являются низкая износостойкость и склонность к усадке.

Искусственные

Из неё шьют повседневные платья любых фасонов.

Синтетика

При производстве синтетических волокон не используют натуральное сырьё, а только полимеры. Они отличаются высокой прочностью, мало мнутся, устойчивы к усадке и хорошо держат форму.

Полиэстер

Для производства платьев широко применяют .

Внешне он очень напоминает шёлк, но совсем недорогой. Хорошо драпируется, мягкий, прочный, износостойкий, не мнётся и не требует сложного ухода. Платья из полиэстера могут быть абсолютно разных фасонов и назначения.

100 % полиэстер может вызывать аллергию, электризуется, воздухонепроницаем, поэтому летом в нём может быть жарко, но последнее свойство зависит от типа переплетения волокон.

Смесовые

Для улучшения эксплуатационных качеств натуральных тканей в них добавляют синтетические волокна, либо другие натуральные в различных пропорциях. При этом некоторые свойства могут быть ухудшены.

Хлопок-стрейч

Благодаря добавлению к плательному хлопку небольшого процента лайкры полотно приобретает новые положительные качества - меньше мнётся и хорошо тянется. Платья из такой ткани получаются очень удобными, мягко облегают фигуру и не сковывают движений.

Лён с лавсаном

Добавление полиэфирных волокон в лён позволяет шить не только очень удобные, но и практичные платья. Они намного меньше мнутся, повышается их износостойкость.

Шерсть с шёлком, вискозой

При добавлении вискозы и шёлка в грубую шерсть снижается стоимость материала, также он становится более мягким и приятным на ощупь, лучше выглядит, легче окрашивается.
Добавление вискозы к тонкой шерсти наоборот ухудшает её качества: снижается мягкость и эластичность, повышается сминаемость.

Шерсть с хлопком

При добавлении хлопка шерстяное полотно становится более прочным, но внешний вид ухудшается, а также оно сильнее мнётся и появляется вероятность усадки. Также значительно снижается стоимость полотна.

По типу переплетения

Свойства ткани зависят не только от типа используемого сырья, но и от способа переплетения нитей. Следующая классификация плательных тканей основывается на их делении по этому признаку.

Простые (гладкие)

Полотняные

Из них шьют платья-футляры, которые будут смотреться уместно как на деловой встрече, так и на вечеринке (особенно если подобрать аксессуары). Такой материал не требует сложных фасонов, так как сам по себе очень оригинален.
Вечерние жаккардовые платья могут быть любой длины и фасона: в пол, приталенные, А-силуэта, с рукавами и без. В сочетании с и из шьют роскошные свадебные платья.

Сложные

Ворсовые

Состоят из нескольких систем нитей (две основы и одна или две утка), которые образуют полуторное или двухслойное переплетение. К плательным тканям такого типа относятся ворсовые. На поверхности таких тканей образуется ворс различной длины.

Ворсовые полотна (, , ) мягкие, хорошо тянутся, износостойкие, приятны к телу, «дышат». Для их производства используют в основном вискозу и хлопок и шьют из них праздничные и сценические платья.

Ажурные

Ажурные плательные ткани необычайно красивы и используются для изготовления нарядных платьев. В последние годы популярны и повседневные ажурные изделия. Хорошо сочетаются со всеми другими видами тканей, особенно с хлопком и сеткой.

Уход

Во многом правила ухода за платьями зависят от сырья, используемого при производстве ткани. Для того чтобы не испортить вещь, необходимо ознакомиться с составом и рекомендациями, указанными на этикетке. Некоторые вещи стирать нельзя вовсе - их следует отдать в химчистку. Основное, что следует соблюдать при стирке,- это температурный режим:

  • льняные окрашенные платья стирают при температуре воды не выше 30 градусов;
  • неокрашенные - при любой температуре;
  • хлопковые - в зависимости от плотности;
  • вискозные лучше стирать при 30 градусах.

Отдельного внимания и бережного ухода заслуживают ажурные и тонкие платья из шёлка, шифона, тонкой шерсти и атласа. Рекомендуется деликатная ручная стирка в тёплой воде и применение жидких моющих средств.

Хранить такие вещи следует отдельно от остальных, лучше всего в специальных чехлах, так как при соприкосновении с молниями, пуговицами или стразами на них легко могут образоваться зацепки.

Благодаря современным технологиям ассортимент плательных тканей настолько широк, что позволяет выбрать красивый и оригинальный по фактуре материал, который подойдёт для любого случая, и при этом вовсе не обязательно будет дорогим.

Сегодня рынок просто переполнен таким видом продукции, как ткани. Порой для самостоятельного пошива одежды очень тяжело выбрать тот материал, который бы идеально подходил. Очень важно знать определеннее свойства и состав определенной материи, когда приобретаешь готовое изделие. Рассмотрим подробнее основные свойства тканей.

Также важно знать, где их применить, для чего они используются чаще всего при пошиве различного рода текстиля.

Основные виды тканей

  • Ажур . Для его получения ажурной ткани могут применять хлопок, шелк или шерсть. Обладает рельефным орнаментом. Часто задействуют во время изготовления свадебных, карнавальных или праздничных платьев. Еще ажур активно применяют для создания отделки или аксессуаров.
  • Альпака . Этот вид шерстяной ткани характеризуется своей легкостью и естественным цветом. Для нее свойственно наличие 22 натуральных оттенков и существуют крашеные варианты. Для альпака характерен шелковистый блеск. Это ткань с блеском, или как её называют блестящая ткань.
  • Ангора . Этот тип шерстяной материи получают из пуха ангорских кроликов. Производство ткани основано на использовании пряжи не из 100% ангоры. Немаловажную роль в полученных свойствах материи играет акрил. Причина в том, что ангорка сильно облазит. Но, несмотря на значительное добавление акрила, эта ткань не должна подвергаться стирке или даже намоканию. Чистка должна проходить при помощи химических или механических способов. Возможно применять для вышивания крестом. На фото – ткань для пошива платьев Эпонж:
  • Атлас. Материал атласного плетения на основе шелка или льна. Поверхность материи издает блеск и гладкость. Атлас активно задействуют при процессе производства платьев и блузок и декоративных элементов. Ее популярность постоянно растет при использовании во время обивки мебели и пошива штор.
  • Афлаген. Для тех, кто хочет получить стильное и изысканное пальто, нужно использовать именно этот материал. Афлаген - это шерстяная материя, обладающая полосами разного тона, чередующимися друг за другом.
  • Бархат . Этот вид ткани может изготовлять из шелка, а его лицевая поверхность обладает коротким ворсом. Что касается цветового решения, то бархат может быть выполнен в одном цвете или иметь орнамент. Его активно применяют как отделочный материал.
  • Батист . Его активно используют при изготовлении женских блузок и белья. Основными характеристиками ткани можно считать легкость и плотность. Чаще всего она прозрачная или с кружевами.
  • Бифлекс . Для этого вида материи эластичность составляет 200–300%. В ее составе присутствует эластан. Активно применяют при производстве купальников, лосин, спортивных изделий. вы найдете подробное описание ткани бифлекс.
  • Бостон . Это гладкокрашеная материя, в основе которой положена чистая шерсть и ткань в рубчик , которые расположенные под острым углом относительно продольной нити. Для ткани свойственная высокая стойкость к износу и равномерная плотность. Ее применяют при пошиве спецодежды.
  • Вельвет . Этот вариант хлопчатобумажной материи получают из тонкой пряжи. На ее поверхности присутствует ворс, а расположение ворсовых рубцов происходит вдоль нити основы. Из вельвета производят эффективные костюмы, пальто, куртки. Ещё её называют костюмной тканью.
  • Виши . Клетчатая ткань, выполненная в двух цветах. Основным цветом является белым. Задействую при пошиве сорочек для мужчин, скатертей и прочих элементов декора.
  • Вольта . Шелковистая материя, в основе которой положена хлопчатобумажная пряжа. Ее фактура схожа с батистом. Вольта может быть с набивным изображением или выполненная в однотонном цвете. Активно применяют при производстве изделий для лета.
  • Вуаль . Это гладкий, упругий и полупрозрачный материал. Ее поверхность может быть гладкоокрашенной или мелкоузорчатой. Применяют в процессе декорирования женских платьев, а так же используется для изготовления штор.
  • Габардин . Вид шерстяной ткани, которая характеризуется высокой упругостью. На ее поверхности присутствуют выпуклые пересекающиеся рубчики. По причине высокой плотности габардин задействуют при изготовлении верхней одежды. можно прочитать о свойствах ткани габардин.
  • Газ . Это общее название прозрачных и тончайших тканей из шелка. Применяют для производства шарфов, косынок и отделочных элементов.
  • Гарус . Ткань, на поверхности которой присутствует обоюдосторонний узор. Получают ее из низкосортного хлопка. Основными характеристиками являются грубость и плотность. Применяют при изготовлении домашней и рабочей одежды.
  • Гипюр . Ткань, поверхность которой представлена повторяющими плетеными фрагментами. Они могут быть из шелковых или хлопковых волокон.
  • Дамаск . Этот вариант представляет собой сочетание шелковой или х/б материи с атласом. Задействуется для создания декоративных деталей и при пошиве женского белья.
  • Дамаст . Нетянущаяся материя с узором растительного характера. Ее задействуют при пошиве корсетов.
  • Драп . Для такой шерстяной матери характерная высокая плотность и тяжесть. Плетение полуторослойное или двухслойное, а поверхность представлена войлообразным застилом. Самыми популярными разновидностями драпа являются ратин, кастор, велюр, гладкий драп.
  • Жаккард . Материя, на поверхности которой присутствует сложный рисунок. Его получают при помощи вплетения на ткацком танке, используя особую технологию. Жакарад – это крупноузорчатая материя. можно посмотреть описание жаккарда с фото.
  • Интерлок . Трикотажная ткань на основе хлопка, обладающая двумя гладкими поверхностями. Обладает отличной растяжимостью, а после деформации может снова принять первоначальную форму. Обеспечивает отличную воздухопроницаемость. Использует интерлок при изготовлении маек, футболок и детской одежды. По ссылке читайте подробнее о том, что за ткань интерлок .
  • Кашемир . Такой материал отличается своей легкостью. Кашемир может быть полушерстяным, шерстяным, х/б и шелковым. Является отличным вариантом для изготовления теплых платьев и легких пальто.
  • Кулирка . Трикотажная материя на основе хлопка, обладающая минимальной толщиной. Ее лицевая сторона представлена диагональными косичками. Растягиваться она может только в ширину. Основными преимуществами кулирки являются легкость и гигроскопичность. Ее используют для пошива повседневной одежды для детей. Читайте подробно, что за ткань кулирка .
  • Ламе . Этот вариант материи очень похож на атлас. Он получен из шелка и имеет яркие эффектные нити. Изнаночная сторона ламе напоминает креп, а лицевая имеет перелив и блеск.
  • Лен . Материя, в основе которой положены льняные волокна. Она прекрасно пропускает воздух, а пошитые изо льна изделия – отличный вариант для жаркой погоды.
  • Майа . Материал, для производства которого используют хлопок. Характеризуется майа легкостью, воздухопроницаемостью, полупрозрачностью и пористой поверхностью. Обладает муаровым эффектом, малой плотностью и набивным узором. На фото – ткань для пошива мебели:
  • Марлевка . Хлопковая материя, толщина которой меньше батиста. Обладает легким жатым эффектом. Отличный материал для изготовления рубашек и блузок, носить которые актуально летом.
  • Омбре . Материя, в основе которой положен естественный или вискозный шелк с продольными линиями. В некоторых случаях омбре может иметь узор. Применяют при производстве галстуков и одежды для женщин, иногда добавляются синтетические материалы.
  • Органди . Материал, на поверхности которого присутствует мелкоузорчатое плетение. В основе органди положен вискозный шелк. Материя характеризуется своей легкостью и прозрачностью (прозрачная ткань). Применяют в качестве отделочных элементов и при пошиве платьев для девочек.
  • Патриотик . Материал, представленный в виде серого цвета. В процессе производства примялись волокна черного и белого оттенка. Задействуется при пошиве костюмов и сорочек для мужчин.
  • Поплин . Натуральная материя, характеризующаяся высокой плотностью. Ее лицевая поверхность покрыта мелким рубчиком. Причина в том, что нити основы выполнены из более плотного материала. Поплин из шелка – это отличное решение для пошива нарядных платьев. можно посмотреть отзывы о ткани поплин.
  • Сукно . Материя с высокой плотностью. Ее получают в ходе валяния, в результате чего и достигается такая высокая плотность. Применяют в процессе пошива различной верхней одежды.
  • Тафта . Этот материал должен быть знаком тем, кто красовался на каком-нибудь мероприятии в красивом бальном платье. Хорошо смотрится шелковая фата . Именно для этих целей тафту и используют. Этот материал тонкий, гладкий и шелковый.
  • Твид. Материя из шерсти высокой плотности. Ее изготовление основывается на использовании толстой некрученой пряжи с добавлением разноцветных волокон, мертвого волоса или непса. Благодаря такому составу удается придать ткани декоративность. Поверхность твида может быть абсолютно любая. Это прекрасное решение для тех, кто решил приобрести пальто, костюм или платье на его основе.
  • Фатин . Это сетчатая материя, в основе которой положен капрон, полиэстер и нейлон. Применяют при пошиве юбок и подъюбников. Иногда применяется для изготовления фаты.
  • Фланель . Материал обладает мягкой поверхностью, с обеих сторон которой имеется насечь. Для ее получения используют хлопок, шерсть. Применяют при пошиве пальто и костюмов.
  • Флизелин . Клеевое полотно, которое характеризуется высокой жесткостью, упругостью, стойкостью к износу и прочностью. В его составе присутствует хлопок и нити капрона. Задействуют при прокладке в отдельные детали в целях придания женственности.
  • Шелк . Естественная материя, предполагающая наличие искусственных и естественных волокон. Для получения искусственных волокон применяют коллодий, растворенный в спирте с эфиром. Натуральные волокна добывают из кокона тутового шелкопряда. Возможно применение для пошива парашютов.
  • Шерсть . Этот вид материи могут получать из пряжи таких животных:
    • овцы;
    • козы;
    • кролика;
    • верблюда;
    • собаки.

    На сегодняшний день отсутствуют изделия, высекаемые из чистой шерсти. В процессе получения материи к пряже добавляют другие волокна для придания прочности и эластичности. Одной разновидностью этой материи является камвольная шерсть. Ее активно применяют для изготовления бильярдного сукна, благодаря чему поверхность для игры становится ровной и гладкой. Часто используют в изготовлении парусного материала, но только в сочетании с иными материалами.

  • Шифон . Тонкий материал, в основе которого положены волокна шелка и хлопка. Для шифона характерна полупрозрачность, поэтому его задействуют при пошиве шарфов, блузок и летних платьев.
  • Эпонж . Материя, с главной стороны которой имеется губчатая поверхность. Для ее образования нити скручивают в узлы, петли. Различают эпонж шелковый, полушелковый и хлопчатобумажный.

Выбор материала - это очень ответственное задание, особенно если его приобретение связано с пошивом одежды. От выбранного варианта будет зависеть не только ваш внешний вид, но и комфорт. Поэтому постарайтесь тщательнее изучить состав и свойства той материи, которую желаете использовать для пошива изделий.

Видео

Данное видео расскажет Вам о разных видах тканей.

Виды тканей. От А до Я. Часть 1

Т кань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани - одно из основных показателей строения ткани.

Ткани отличаются от трикотажных полотен, выработанных путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым относятся также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).
На этом рисунке под номером 1 и красным цветом продемонстрированы нити основы. Под цифрой 2 синим цветом - уток.

Для изготовления любой ткани необходимо какое-либо исходное сырье. В зависимости от его происхождения, все ткани можно разделить на три основные группы:
1. Натуральные ткани (лен, хлопок, шелк, шерсть) - их изготавливают из природного сырья животного или растительного происхождения.
2. Искусственные (ацетат, вискоза, ткани с люрексом) - получают из природных материалов органического (белок, целлюлоза) и неорганического происхождения (стекло, металл).
3. Синтетические ткани (поливиниловые, полиэстерные, полиамидные ткани) - создают из искусственно полученных полимерных нитей.

Но итоговые характеристики и окончательный внешний вид той или иной ткани зависит не только от того, какое сырье было использовано при ее изготовлении. Во многом особенные свойства ткани определяет тип ткацкого переплетения.

[А]
Ажур
- это разновидность ткани со сквозным орнаментом. Она может быть изготовлена из различных видов пряжи (шелковая, хлопковая, шерстяная), вручную или на станке. Наиболее популярным ажур был в первой половине 19 века.


Сегодня ажур очень активно используется при изготовлении свадебных платьев.

Так же это могут быть какие-то небольшие детали одежды.


Да и в целом, на сегодняшний день ажурные ткани не потеряли свой актуальности. Их можно очень часто встретить в качестве отделки.

Акрил - синтетическое волокно, часто смешивают с другими волокнами, чтобы сделать ткань теплее.
Аксамит - золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.

Альпака - эту разновидность ткани изготавливают из шерсти одноименных животных, живущих в Перу и Боливии. Их шерсть очень ценна, а сами альпаки безумно милые животные.


Ткань из этой шерсти получается очень легкой, мягкой и тонкой, и имеет небольшой природный блеск.

Из 100% альпаки или из смеси ее с другими видами шерсти или синтетическими волокнами, изготовливают теплую одежду, верхнюю одежду, шерсть, из которой получаются прекрасные вазянные изделия.

А так же делают прекрасные мягкие пледы.


Алтабас - плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.

Ангора (ангорская шерсть) - эту ткань делают из шерсти ангорских кроликов и коз, которых бережно разводят на фермах в Европе, Японии и др. странах.


Эта шерсть очень очень мягкая, нежная и шелковистая. Часто ее используют при изготовлении детской одежды, а так же различных вязаных изделий. Ее природный цвет белый, хотя ее часто окрашивают.


Атлас - ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как подкладочная, иногда атлас применяют и для подкладки,атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета.

Ацетат - химическим путем полученное волокно, может быть добавлено к другим материалам для получения шелковистости. Это великолепная вспомогательная ткань. Может растворяться в ацетоне. Это свойство ткани используют для отделки изделий.
Ацетатный шелк - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году.

[Б]
Байка
- мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.

Баратея - изначально шерстяная ткань с примесью шелка или хлопка. Очень гладкая, часто в рубчик.
Бареж - ткань в технике газового ткачества из шелка, шерсти, хлопка. Названа по местечку Бареж во Франции. Была очень популярна в России в первой половине XIX века. Ткань очень непрактична в носке. В XX веке она вышла из употребления.

Бархат (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка. Бархат в рубчик - это ткань в рубчик. Вареный бархат - коротковорсовый мягкий бархат в рубчик, который можно стирать и гладить. Шерстяные велюровые ткани с обеих сторон имеют грубоватую ворсовую поверхность. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом).

Ее главная отличительная черта - ворс. Он может быть разной длины, матовый или блестящий, но он всегда гладкий. Бархат делают из хлопковых, шелковых и синтетических волокон.


Сегодня бархат часто используют не для изготовления одежды, а для отделки различных изделий, например шкатулок, футляров и т.д.


Одежда из бархата сложна в уходе, но тем не менее модельеры иногда используют бархат при создании своих коллекций, как женских, так и мужских.

Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон. Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон.

Эта ткань появилась впервые в г. Камбре, где ее создал фламандский ткач Батист. Ткань на самом деле удивительная. Оно одновременно очень легкая, даже немного прозрачная, и при этом довольно плотная, нежная на ощупь.


Из батиста шьют очень много разных предметов одежды, и легкие платья, и блузки, и детскую одежду, а так же носовые платочки и нижнее белье.

Бельсет - ткань из микроволокна с ворсистой и мягкой поверхностью, похожей на кожицу персика. Имитация велюровой кожи.
Болонья - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.

Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века.

Брезент - грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для спецодежды, чехлов.
Брокат - вид шелковой ткани, как правило, тяжелой и плотной, отличительной чертой которой является рисунок - вышитый или вытканный золотыми или серебряными нитями. Иногда добавляют цветные нити.


Брокатель - легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Ткань была модной в конце XVII века, из нее шили летнее платье.

Букле - шерстяная ткань с узелковой поверхностью и нерегулярно расположенными петельками. В шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на ее поверхности образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.

Бумазея - мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами.

Буфмуслин - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.

Бязь - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.

[В]
Ватин
- вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.

Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен.

Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет. Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс. Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом.Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.

Вельветон (или обезьянья кожа) - прочная, плотная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.
Будучи разновидностью бархата, вельвет вошел в обиход россиян со второй половины XIX века под заимствованным названием.

Велюр - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.

Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей. Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка. Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.

Верблюжья шерсть - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет.

Вигонь - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.

Вискоза - искусственное волокно из целлюлозы, а также ткань на его основе. Часто вискоза входит в состав смесовых тканей, например со льном или шелком. На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность.

Виши - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях.Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки.

Вуаль - прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

[Г]
Габа
- очень плотное белое сукно, применявшееся для изготовления верхней одежды. Отличалось высокими водоотталкивающими свойствами.

Габардин - очень плотно сотканная ткань с особым переплетением хлопка и шерсти или искусственным волокном. Из-за прочности габардин часто используют для женских и мужских костюмов и пальто. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой. Цвет ткани в основном серый, реже синий. На лицевой поверхности габардина можно разглядеть выраженные диагональные рубчики.


Габардин очень плотный, но при этом вполне легкий. Обладает по-своему важными свойствами - хорошей износостойкостью и некоторой водонепроницаемостью. За его качества, габардин часто используют при изготовлении женских и мужских костюмов, верхней одежды, плотных женских платьев.

На фото выше мужские брюки белого цвета от Marc Jacobs.
А еще габардин часто используют при пошиве профессиональной одежды.

Газ - легкая, тонкая, прозрачная шелковая или хлопчатобумажная ткань особого газового переплетения, у которой нити утка и основы сохраняют пространство. Способ ткачества обуславливал сорт газа. Это могли быть атлас, саржа или полотно.


Газ может быть хлопчатобумажного и шелкового происхождения. Из-за тонкости, газ можно использовать самостоятельно в многослойном виде, например для такой юбки.

Сегодня газ часто применяют при пошиве свадебных платьев.


Гарус - род шерстяной ткани, получившей название по городу Аррасу во Фландрии, где первоначально ее вырабатывали.

Гипюр - кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. В целом, схож с ажуром, потому что это тоже своего рода кружево. Раньше гипюр делали на коклюшках, сейчас для его изготовления используют машинный способ.

Делают гипюр из очень тонких нитей (тоньше, чем в ажуре), которые могут быть шелковые, хлопчатобумажные, с добавлением синтетических волокон или люрекса. Гипюр трудно использовать в качестве самостоятельно и основной ткани в одежде, хотя некоторых дизайнеров это не останавливает.

Так же, как и ажур, гипюр часто используют в свадебной моде, но в основном для изготолвения аксессуаров - фаты, перчаток.

Глазет - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами. Из глазета шили, например, нарядные камзолы (XVIII-XIX века).
Гленчек - шерстяная или смесовая ткань с особым узором (клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата поверх него).

Гобелен - художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями.

Гризет - в старину легкая дешевая ткань, платье серого цвета. Материал шелковый или шерстяной одноцветный с тканым рисунком. Сначала был только серого цвета, но в XIX веке изготавливался также красным, зеленым, синим.

Гриделин - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки. Сейчас название ткани исчезло из употребления, хотя подобные материалы продолжают выпускаться.
Гро - в старину название шелковых, самых плотных тканей: гро-гро, гроденапль, гродетур.

[Д]
Дама
- плотная одноцветная ткань с вытканным узором из любого сырья. Термин восходит к сирийскому городу Дамаск, где начали производить ткани такого типа. Обычно все ткани типа дама были двусторонними, их можно было использовать как с одной, так и с другой стороны.

Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный Дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном для декорирования изделий.
Дамаскет - ткань, похожая на парчу с атласным фоном и золотыми цветами.

Дамассе - в переводе с французского - "узорчатый". Пластичная, обычно шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялась для подкладки, обивки мебели, но в последнее время все чаще используется для изготовления нарядных блуз и платьев.

Дамаст - хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящим цветочным узором по матовому фону. Обычно используется для изготовления скатертей, постельного белья и т.п.

Деворе - загадочная ткань! Единственное, что могу про нее рассказать, это то, что при ее изготовлении используется химическая вытравка (выжигание) части волокон ткани, благодаря которой на ней появляются узоры. Я так и не смогла найти описание сути этого процесса.


Деворе ткань довольно тонкая, прозрачная, и ее часто используют при пошиве штор.


А еще иногда технику деворе используют на других типах ткани. Например, на фото ниже, на молодом человеке рубашка из батиста деворе.

Деним - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды.


Изначально, деним предполагался как одежда для рабочих. Ведь джинсовую ткань отличает высокая плотность, прочность, хорошая износостойкость.


Сегодня деним может обладать самыми разными характеристиками, быть плотным или тонким, однотонным или с рисунком. И используют его для изготовления всех видов одежды для людей обоих полов всех возрастов.


Джерси - название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее. Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким.

Она мягкая, гладкая, хорошо растягивается, мало мнется, не требует сложного ухода, красиво ниспадает при драпировке.


Популярность ткань джерси приобрела благодаря смелости Коко Шанель. Когда эта ткань только появилась на острове Джерси (Нормандские острова), Шанель не побоялась рискнуть и скупить ткань у ее изобретателя. Тогда джерси была не особо популярна. Но после того, как Шанель сшила из него первая пальто, а затем платье-рубашку - о джерси заговорили все.


В настоящее время из ткани джерси шьют женские платья, юбки, жакеты, кардиганы и другие предметы гардероба.

Джингхэм - двухтонная бумажная ткань в полоску или клетку. Применяют для пошива одежды и в рукоделии.
Диагональ - шерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения с характерным тканым рисунком - косыми выпуклыми рубчиками. В XX веке ткань темно-синего или защитного цвета используют в основном для шитья форменной одежды.

Драдедам - очень легкое сукно полотняного переплетения, обычно светлое, иногда с орнаментом в полоску. В XIX веке имел спрос у городской бедноты - из ткани шили одежду, платки. В XX веке ткань вышла из употребления.

Драп - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Драп одновременно плотный и мягкий, довольно теплый и прочный. На его лицевой поверхности имеется так называемый войлокообразный застил, благодаря которому на ткани не видно переплетения волокон основы и утка, но поверхность ткани остается довольно гладкой. Драп так же может быть и двулицевым, тогда обе стороны скрывают переплетение.


Из драпа чаще всего шьют женские и мужские пальто, не имеющее сложных деталей, а так же костюмы, или по отдельности юбки, брюки жакеты и пиджаки.

Дюветин - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой. Дюветин называют еще фальшивым бархатом.
Дюшес - благородная, очень блестящая гладкая ткань из шелка или искусственных волокон, которая используется для вечерних платьев или в качестве подкладки для высококачественной женской одежды.
[Ё]
Елочка
, ткань в елочку - узор на ткани напоминает елочки. Переплетение волокон - по рубчику и диагонали.

[Ж]
Жаккард
- ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.

Жоржет и креп-жоржет - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, похожая на шифон, на ощупь - песчаная.

[З]
Замша
- мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.

Различают искусственную замшу, ледерин (искусственная кожа) и кожу. Изделия из этих материалов не требуют тщательной отделки, припуски не обрабатывают. Объем уменьшается за счет припусков: на один оставляют 3 мм, на другой 6 мм. При крое используйте грузики, булавки лучше не применять - они оставляют следы на ткани. Если прижимная лапка прилипает к коже, поменяйте ее на тефлоновую.

Зефир - тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки.

[К]
Каламкар
- ситец ручной набивки.
Камвольные ткани - тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного плетения, с гладкой пушистой поверхностью, не очень прочные.

Камка - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. Сочетание сатинового и полотняного переплетения создавало особый оптический эффект. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.

Камлот - плотная шерстяная или полушерстяная ткань обычно темного цвета. Известна в России с XVIII века, сырьем для нее служила верблюжья шерсть. Одежду из камлота могли позволить себе лишь состоятельные люди. Ныне камлот забыт, хотя подобные ткани из верблюжьей шерсти продолжают выпускаться.

Камчатка - узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.
Канифас - плотная хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком в виде полос.
Капрон - синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.

Каракуль - шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы, ценный мех, отличается очень упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы.
Каракульча - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец. Ценный мех, отличается низким блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.

Кашгора - благородная ткань из шерсти кашгорской козы, разводимой в Новой Зеландии. Ткань обладает блеском и легкостью кашемира и очень прочна.

Кашемир - тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик, которая появляется благодаря диагональному переплетению. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья. Очень популярны кашемировые пальто.

Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят гималайской козы (ее тоже называют кашемир).


Кашемир довольно мягкая и легкая ткань.


Из кашемира шьют не только пальто, а так же платья, блузки, кардиганы и другую женскую и мужскую одежду.



Кисея - тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная Кисея выпускалась цветной, расшитой шелком или другими цветными нитями.

Клоке - двухслойная ткань с пузырчатой поверхностью, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Ее делают из шерсти, хлопка или искусственных волокон. Нижняя сторона ткани - гладкая, натянутая, а верхняя имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья. С эффектом клоке выпускают и хлопчатобумажные ткани - их подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости. Клоке нельзя утюжить.

Коверкот - плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне, очень похожа на габардин. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. В России ткань появилась в конце XIX века. В середине XX века ткань считалась престижной, одежду из нее в сочетании с велюровой шляпой носили солидные советские служащие.

Кожа - выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В VIII веке до нашей эры из нее изготавливали перчатки. В XVIII веке из кожи производили как обувь, так и головные уборы, штаны. Позже ее используют еще более широко. Первые автомобилисты и авиаторы были одеты в кожу с головы до ног, В 1965 году Пьер Карден широко использует этот материал для своих изделий.

Козлик - шкурка козлят возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий.

Коленкор - дешевая бумажная ткань типа плотного миткаля, белая или одноцветная.Коленкор был очень широко распространен в XVIII-XIX веках. В конце XX века использовался в качестве бельевой ткани.
Кракле (в переводе с французского - потрескавшийся). Поверхность этой ткани напоминает креп и имеет пузырчатую структуру. Это ткань из хлопка или искусственных волокон, поэтому хорошо подходит для блузок и платьев.

Крашенина - грубый крашеный холст. В XIX веке из крашенины шили крестьянские рубахи.
Крепы - название очень большой группы тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но все они имеют мелкошероховатую поверхность. Эффект крепа достигается, во-первых, за счет очень сильной крутки волокон; а во-вторых, нерегулярною скрещивания нитей. Семейство крепов включает в себя: креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин, креп-марокен.

Они широко используются в пошиве одежды общего назначения. Одежду из этой ткани шить легко, т.к. она в меру эластичная, имеет четкую линию грани, что удобно для кроя. Ткань также используется в качестве укрепляющих деталей. Она более блестящая и прозрачная, чем крепдешин.


Например, креп-жоржет часто используют при пошиве женских платьев.

Крепдешин - нежная шелковая ткань, приобретающая свой типичный матовый вид при использовании особого вида переплетения. Креп-жоржет - обычно шелковая очень тонкая и прозрачная ткань, имеющая общие черты с шифоном и крепдешином. Но креп-жоржет плотнее и зернист на ощупь. Шерстяную ткань, полученную этим видом переплетения, тоже называют жоржетом. Креп китайский - шелковый, набивной креп. Крепон - шерстяной креп. Креп-марокен - шелковый, плотный и мягкий, однотонный или узорчатый креп. Креп-рашель - креп золотистого цвета. Креп-сатин - шелковый креп, мягкий, обычно однотонный, отличающийся сочетанием шероховатой поверхности с одной стороны и гладкой блестящей с другой.

Отличительными чертами крепдешина являются матовая и слабоблестящая поверхность и мелкая зернистость на лицевой поверхности.


Крепдешин используют при пошиве в основном женской одежды: блузок, платьев, а так же для платков и шалей.

Крепдешин был довольно популярен в 60-е годы, поэтому можно встретить много винтажных крепдешиновых платьев.

А еще эту разновидность шелка часто используют для рисования по ткани в технике батик.

Кретон - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (нить утка несколько тоньше нити основы). Из предварительно окрашенной пряжи, с текстильным орнаментом в виде клетки или полос. В XIX веке использовался очень широко для одежды менее обеспеченных людей, а также в качестве обивки мебели.

Кринкл, крэш - жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кримплен - одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смесовым тканям, которые больше напоминают натуральные ткани.

Кружево - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI веков. Первое кружево шилось иглой, называлось оно "стежок в воздухе". В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей - ими отделывали одежду знати.В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья.
Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунком, образуемым путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, которые получаются за смет сплетения нитей.

Кумач - бумажная ткань, как правило, ярко-красного цвета (от арабского "кумаш"). В старину бытовал синий и другого цвета кумач.