Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре. Эскизы костюмов к опере снегурочка

«Вече в Псковском Кремле». Эскиз декорации оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».

«Старый Псков». Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».


«Улица Севильи». Эскиз декорации к опере Ж. Бизе «Кармен».
1908.


«Храм Эроса». Декорации к опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».
1911.


Эскиз декорации к опере А. Н. Корещенко «Ледяной дом».
1900.


Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
1909.


Наталья Сергеевна Гончарова.
Эскиз декорации к опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова для труппы «Русский балет» Дягилева.
1914.


Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
1913.


«Преображенный Китеж». Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Сказание о нивидимом граде Китеже и деве Февронии».
1929.


«Половецкий стан». Эскиз декорации к опере А. П. Бородина «Князь Игорь».
1909.


«Терем Ярославны». Эскиз декорации к опере А. П. Бородина «Князь Игорь».


Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина... »


Автопортрет. 1896. Бумага, тушь, перо. 13,8 х 20,4см.
29 ноября 2011 года на аукционе Sotheby"s будет выставлена на продажу коллекция произведений художника и историка искусств Александра Бенуа.
Лоты будут включать декорации к балетам И. Стравинского "Петрушка", "Спящая красавица", опере "Соловей". Также будут представлены акварели, посвященные Петербургу, Царскому селу, Парижу, Милану, Венеции. Особый интерес вызывает Версальский цикл Александра Бенуа из 16 работ.
Общая оценка всех лотов составляет €1–1,4 млн.
Провенанс уникальной коллекции - тайна за семью печатью! Известно только, что она принадлежала одному из потомков художника, который живет на Западе. Может быть в этом самая главная нитрига этого аукциона!
О жизни и творчестве Александра Бенуа

Творчество Александра Александра Николаевича Бенуа.
В своей биографии для Третьяковской галереи (Париж, 1957 г.) Бенуа пишет:
"Бенуа Александр Николаевич. Род. в г. Петербурге 3 мая 1870 г. (21 апреля ст. ст.). Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Benois, внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса - строителя Мариинского театра в СПб. и Большого театра в Москве; брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия H. С 1885 по 1890 г. ученик “Майской гимназии” в СПб., где он близко сходится с Д. В. Философовым, Константином Андреевичем Сомовым и В. Ф. Нувелем; в 1890 г. к ним присоединяется двоюродный брат Философова С. П. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Нурок. Этот кружок превращается через несколько лет в редакцию художественного журнала “Мир искусства” (1898 - 1904) и ячейку Общества выставок того же наименования. Еще будучи гимназистом Александр Бенуа в течение нескольких месяцев 1887 г. посещает вечерние классы Академии Художеств.
С 1896 по 1899 г. и с 1905 по 1907 г. живет в Париже и в Версале (летом в Бретани и Нормандии); с 1908 по 1913 г. - в окрестностях Лугано."

Среди лучших работ этого периода можно назвать картины из цикла: "Прогулки Людовика XIV в Версальском парке".


Версаль. Прогулка короля. 1897. Бумага акварель, гуашь, графитный карандаш. 21,4 х 46..


Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897
Серия "Последние прогулки Людовика XIV". Картон, акварель, гуашь, мел, графит, уголь. 47,8 х 62,5


Прогулка короля. 1896. Картон, гуашь, пастель. 44 х 62


Версаль. У Курция. 1897
Серия "Последние прогулки Людовика XIV". Картон, акварель, гуашь, графит, уголь. 48,8 х 63,6


Версаль. У бассейна Цереры. 1897
Серия "Последние прогулки Людовика XIV". Бумага, акварель, гуашь. 65,4 х 98,9


Версаль. Король прогуливается в любую погоду. 1898
Серия "Последние прогулки Людовика XIV". Бумага, акварель. 66 х 47

Версальскому дворцу посвящены и другие работы:


Версаль. 1900-е годы.


Версаль. 1906. Бумага, гуашь. 49 х 64


Версаль. Аллегория реки. 1905. Бумага, акварель. 50 х 64,6


Версаль. Зеркальце в Трианоне. 1905. Холст, масло. 45 х 61


Версаль. Оранжерея. 1906. Бумага на картоне, гуашь. 60 х 70


Версаль. Пейзаж со статуей. 1905-06. Картон, темпера. 31 х 49


Купальня маркизы. 1906. Картон, гуашь. 49,6 х 51,4


Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905. Бумага, акварель, гуашь. 49,1 х31,7


Свадебная прогулка. 1906. Картон, акварель, гуашь, темпера. 35 х 51

Петергоф
Отец художника, Николай Бенуа, долгое время был архитектором Петергофа, и именно здесь Александр Бенуа и близкий ему круг художников смогли ощутить романтику ушедших времен, которую они пытались возродить в искусстве. Начиная с 1900 года Бенуа проводит много времени в Петергофе, документируя историю искусства XVIII века, он неустанно работает над большой серией эскизов и литографий, стремясь сохранить великолепие Петергофа на бумаге.

Из биографии для Третьяковской галереи: "Как театральный декоратор (а часто и как режиссер) Александр Бенуа работает для театров Мариинского в СПб. (1902, 1907, 1919, 1920), Александринского (1923), Большого Драматического в Петрограде (с 1919 по 1926), Московского Художественного (1912 - 1915), где он состоит заведующим художественной частью, входя в число директоров, “русских сезонов” С. Дягилева (1908, 1910, 1911, 1924), для Большой Оперы в Париже (1924, 1927, 1928 - 1934), для “Французской Комедии” там же, для театра Колон в Буэнос-Айресе (1932), для лондонского Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для Миланского театра “Скала” (с 1930 по 1956 г.). Александр Бенуа - автор балетов “Павильон Армиды” (1907), “Петрушка” (1911) и др."


Эскиз костюма для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" на сцене Государственного академического театра оперы и балета (бывш. Мариинский театр). Петроград. 1920. Бумага, акварель, графит. 27 х 22,5


Эскиз костюма Т. П. Карсавиной для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Картон, акварель, белила, бронза, серебро, графит. 28 х 20,5


Эскиз костюма для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумага, графит, акварель. 34,2 х 26


Эскиз декорации 3-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в Государственном академическом театре оперы и балета (бывш. Мариинcкий театр). Петроград, 1920. Бумага, акварель, гуашь, графит. 29,7 х 44,9


Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумаг, гуашь, тушь, графит. 21 х 35


Эскиз костюма для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". Бумага, гуашь, тушь, графит. 32 х 23,5


Эскиз афиши и обложки программы к постановке балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". Бумага, гуашь, тушь. 34 х 30,5

Каждый из нас знает историю о Снегурочке с самого детства. Мы не представляем новогодних утренников без внучки Деда Мороза, которая чаще всего бывает или озорной девчушкой, или молодой девушкой. Правда, будучи детьми, мы не заостряли свое внимание на том, что Снегурочка – не что иное, как пережиток языческих верований, тождественных ангелам в христианстве или демонам в Древней Греции.

Истории о внучке Деда Мороза появились со времен сказок Афанасьева, опубликованных в 1869 году. Собирался его том по всей России, где Снежевиночку (одно из имен Снегурочки) любили и баловали. Как известно, сделали эту девушку из снега, а она возьми да оживи. Дочка принесла своим приемным родителем радость, а потом, с наступлением весны, растаяла.

Несколько другой увидел фольклорную Снегурочку . Его, правда, всегда привлекала тематика русских сказок, но вот картину с девушкой из снега в роли главного персонажа мастер кисти даже не планировал. Он и подумать не мог, что из всех декораций и эскизов костюмов Савва Мамонтов, решивший поставить пьесу А. Островского «Снегурочка», выберет именно его работы!

Итак, Васнецов, оформил пьесу «Снегурочка», спектакль открыл новое направление в отечественном искусстве декораций и настолько полюбился публике поначалу Абрамцево, а потом и других городов, что родилось новое произведение. Это была опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» декорации и костюмы к которой традиционно выполнил Васнецов. Только он смог соединить в небольшом полотне (всего-то 116 на 80 см) потрясающие детали зодческого искусства Древней Руси, народную вышивку, резьбу по дереву и образ сказки. Выбирая домотканый холст для костюмов персонажей спектакля, художник внес нотки этого в одежду самой Снегурочки. Ее шубка и шапочка создают не только неповторимый декор, а и являются одной из основных характеристик девушки.

Именно после написанной в 1899 году картины публика убедилась в том, что сказка и Васнецов – это два неразрывных понятия. Ведь только этот человек смог найти образ ледяной красавицы, которую воспримет и полюбит рядовой русский человек. Снегурочку авторства кисти Васнецова справедливо считают идеалом русской женщины, образцом русской красоты и потрясающим единством небесного и земного. Причем, считают так не только критики-искусствоведы, а и сами русские красавицы.

Если вы внимательно присмотритесь к этому полотну, написанному в бледных голубых и белых тонах, то непременно осознаете, что художник не просто презентует образ красавицы из волшебных сказок. Он рассказывает нам историю, наполненную драматизмом.

Центральный объект на картине – это Снегурочка, которая идет по зимнему лесу. Присмотритесь к выражению лица девушки – оно не просто красиво. Ее глаза, руки, разведенные в вопросительном жесте, слегка неуверенная поступь –это единый слиток настоящих человеческих переживаний. В глазах можно прочесть абсолютно все: необъяснимый страх, неуверенность в своих силах, порывы двигаться вперед и невероятная, не фантастическая, а человеческая печаль. Многие, кто хоть раз видел картину, говорят, что Васнецов забыл написать Снегурочке слезы. Тем не менее, она не может заплакать – слезы растопят ее снежное сердце. Сказочной девушке под стать и сама таинственная, сумрачная атмосфера картины. То ли это Островский вдохновил, то ли Римский-Корсаков навеял, то ли русские сказки… Этого мы не узнаем никогда. Единственное, что знаем наверняка, так это то, то на небольшом по размеру холсте увидим неповторимую ночь в заснеженном лесу. Залитая лунным светом проселочная дорога, звездное небо над головой Снегурочки, готовой сделать первый шаг к людям, создают ореол таинственности и загадочности.

Сейчас она уже не сказочная героиня, а самая обычная испуганная девушка, которая стала мертвенно-бледной от переживаний. Огни деревни вдалеке одновременно манят Снегурочку и одновременно закладывают в ее душу сомнения – а стоит ли уходить из своего дома. В снегу виднеется ловушка, а сияние от деревьев создает эффект распахнутых глаз и ртов, словно предупреждая девушку об опасности. За спиной у Снегурочки мы можем увидеть силуэт человека, но не поймем кого: то ли матери, то ли Деда Мороза. Это неясное очертание словно несет в себе вопрос выбора: отстаиваться ли в безопасности, в привычном лесу или сделать несколько шагов по направлению к ярким, но таким недобрым огням деревеньки.

Картина окутана не только тревогой настоящей, а и предчувствием беды в будущем. Согласно пьесе А. Островского, Снегурочка обойдет капкан, но попадет в более страшную западню. Солнце, древний славянский бог, убьет эту хрупкую красоту за то, что она осмелилась познать любовь, не имея человеческой души.

Тем не менее, она – дочь леса, девственной природы. Даже полушубок, шапка и рукавички этой девушки поразительно сочетаются с ослепительным белым снегом, сине-зеленой ночью и молодыми елочками на переднем плане. Стоит заметить, что сама фигура Снегурочки, окружена особым, стивено-кинговским мистическим сиянием. Оно и неспроста: такой переливающийся оттенок не притягивает к себе, а наоборот, отталкивает. Странно, но эта враждебность где-то в глубине души манит к себе каждого человека. Она заставляет воспринимать Снегурочку не как персонажа пьесы, сказки, картины или оперы, а как вполне реальную девушку, которая будет идти к своей цели вопреки всему.

Этот образ удалось раскрыть Васнецову. Декорации говорили одно, а вот на картину художника вдохновили множество деталей. Он несколько раз перечитывал пьесу, собирал и бережно хранил в памяти бытовавшие в России его времени патриархальные нравы, самые яркие образы народных сказок и, конечно, окружающую природу.

В наши дни Снегурочка стала одним из олицетворений русской красоты. Она – непременная спутница Деда Мороза на новогодних праздниках, ее день рождения жители Костромы решили отмечать в апреле, а если вы относитесь к любителям творчества «Сектора Газа», то найдете песню (весьма фривольного содержания), посвященную этой героине сказок.