Ребенок начинает ходить в возрасте. Во сколько месяцев ребенок начинает ходить

В каком возрасте ребенок начинает ходить? Если верить специалистам, то они утверждают, что малыш должен начинать ходить самостоятельно около года. Но данное утверждение отражает среднестатистические показатели, а каждый маленький человек является индивидуальностью. И поэтому он может становиться на ножки и делать первые шажочки немного раньше, или позже. Основная часть детей осваивает ходьбу в промежутке от девяти месяцев и до полутора лет.

Данное явление происходит не сразу. Вначале кроха потихоньку встает, затем передвигает ножками, держась за опору или руку взрослого, а уже через некоторое время обретает способность передвигаться самостоятельно.

Отчего зависят сроки

Отчего зависит, со скольки месяцев ребенок начинает ходить? Для этого существует ряд факторов:

  1. Особенности наследственности. Часто бывает, как показывают наблюдения, что если один из родителей начал ходить рано, то и малыш этот навык осваивает быстрее своих ровесников.
  2. Немалую роль играет конституциональная особенность и пол. Девочки и худенькие дети обоего пола первые шаги совершают раньше.
  3. Сроки начала ходьбы определяются и особенностями темперамента малыша. Если он непоседа, и постоянно активно изучает мир, то и пойдет он быстрее. Спокойные и более уравновешенные дети не так сильно спешат это делать.
  4. Роль играет также и состояние мускулатуры. Поэтому очень важно, чтобы родители занимались с ребенком и помогали ему окрепнуть.
  5. Ребенок начнет передвигаться позже, если в квартире нет для этого условий. Тот же эффект дает использование ходунков. Они позволяют малышу исследовать мир быстро и без особого напряжения, а ходьба требует приложения сил.
  6. Позднее осваивают самостоятельную ходьбу дети, которые в этот период интенсивно учатся разговаривать. Освоение двух навыков сразу – это тяжелая задача для малыша.

Малыш, который начал перемещаться на ножках, вначале ходит несколько иначе, чем взрослый человек, и данное явление не является патологией. Это проявляется так:

  • ступни у него становятся параллельно друг другу;
  • он не умеет перекатывать стопу с пяточки на носочек;
  • неумение держать устойчивое равновесие приводит к тому, что он часто падает.

Учитывая все вышеприведенные моменты, необходимо постоянно следить за малышом, поскольку в первое время его перемещений появляется высокая вероятность травматизации.

Если малыш упал, то не стоит сразу бить тревогу, дело в том, что косточки у него отличаются прочностью и некоторой «мягкостью», поэтому переломы в этом возрасте происходят крайне редко. После того, как карапуз упадет, к нему не нужно сразу бежать и поднимать, лучше всего тихо и ласково ободрить его, а потом подождать, чтобы он встал и продолжил путь самостоятельно.

Родители должны для безопасности убрать все предметы, о которые можно сильно удариться, а углы желательно прикрыть чем-нибудь мягким.


Если ребенок начал ходить раньше или позже

Теперь, когда стало ясно, со скольки месяцев дети начинают ходить, то возникает вопрос, а хорошо ли, если малыш начинает перемещаться несколько раньше вышеуказанных сроков? Радоваться такому событию не следует. Дело в том, что мышцы пресса и спины, а также позвоночный столб не имеют необходимой крепости для осуществления прямохождения.

Особенно опасно, когда нагрузка возникает у крупных и упитанных детей. В этом случае велика вероятность развития проблем с мышцами и костной системой ног. Некоторые родители еще и пытаются форсировать данный процесс, чем наносят большой урон здоровью своего малыша. При этом страдают не только голени, но и стопы, которые подвергаются искривлению.

С опозданием малыш ходит из-за того, что во время наступления подходящего возраста, у него еще не совсем готова к этому опорно-двигательная система. Причиной может стать серьезное заболевание, в том числе и неврологического характера, а также результаты родовой травматизации.

Как помочь малышу

Не зависимо от того, со скольки лет дети начинают ходить, нужно начинать подготовку к этому процессу заранее. Природой предусмотрено, чтобы все процессы развития протекали своевременно. Но если родители при этом будут оказывать максимальную помощь, то процесс пойдет своевременно и более предсказуемо.

  1. С первых месяцев следует проводить массаж и делать специальные упражнения. Важно для начала научить карапуза переворачиваться на животик и держать головку, потом садиться, затем вставать. Следующим этапом за этим идет хождение.
  2. В возрасте около 10 месяцев рекомендуется пройти в специальный бассейн, где есть программа тренировок для самых маленьких.
  3. После 11 месяцев следует подбирать такие игры, которые будут стимулировать желание ходить. По разным местам комнаты можно расставить игрушки и предоставить ребенку пространство для развития навыка.
  4. Помогут на первых порах игрушки-каталки. Карапуз будет толкать ее перед собой, и постепенно продвигаться вперед все увереннее. Прыгунки и ходунки в этом деле оказывают негативное влияние.

При всем желании, чтобы малыш начал подниматься и передвигаться самостоятельно, во всем следует соблюдать меру, и прежде чем начинать активную помощь, посоветоваться с педиатром.

Какая нужна обувь

Многие родители интересуются, нужна ли обувь, когда ребенок начинает ходить. И если да, то как ее выбирать правильно? Ответ на такой вопрос только один – обувь в данном случае совершенно необходима, а для ее выбора необходимо соблюдать правила:

  • туфельки должны быть только из натуральных материалов (кожаные или замшевые);
  • важно, чтобы подошва была тонкой и упругой;
  • следует покупать только обувь с твердым задником и небольшим каблучком;
  • по бокам и спереди туфли должны быть мягкими;
  • обязательно должен присутствовать супинатор, только в этом случае есть гарантия правильного формирования свода стопы.

Малыш ходит на носочках

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, Комаровский советует внимательно посмотреть, как именно он это делает. Если он ступает на носочках, а пяточки держит высоко, то причины этого могут быть разные.

Иногда карапуз просто балуется и пробует новый для себя необычный и новый способ передвижения. В таком случае это происходит эпизодически, и не должно волновать родителей. В ряде случаев таким способом малютка привлекает к себе внимание.

Но если хождение на носочках продолжается постоянно, и ребенок даже не пытается опереться на всю стопу, то это уже тревожный признак, и требует он немедленного принятия мер. Не следует также и самостоятельно пытаться исправить ситуацию, лучше всего обратиться к педиатру и детскому неврологу. В ряде случаев помогает нормализовать состояние массаж, особые гимнастические упражнения и физиотерапия.

Важным симптомом наличия отклонений является факт, когда малыш не ходит. И даже не пытается это сделать после полутора лет. Особенно, если он при этом проявляет очень низкую активность, вялый и апатичный. В том случае, когда карапуз нормально кушает, спит, активно поворачивается, ползает и самостоятельно садится, то рекомендуется немного подождать, так как налицо все признаки того, что он скоро пойдет.

Каждый родитель с нетерпением ждет момента, когда его малыш сделает первый шаг. Как правило, дети осваивают привычный для взрослых способ передвижения к первому году жизни, однако в силу индивидуальных особенностей ребенок может начать ходить чуть раньше (с 9 месяцев), либо позже (к полутора годам).

На готовность маленького человека сделать самостоятельные шаги влияет целый ряд факторов, к которым относятся наследственность, особенности темперамента, состояние опорно-двигательной системы, наличие или отсутствие травматического опыта, степень развитости мозговых структур. Так, неторопливые, толстячки могут достаточно долго довольствоваться имеющимся набором умений, предпочитая освоению сложных навыков привычное ползание на коленках, в то время как их непоседливые собратья успевают едва ли не в совершенстве овладеть искусством ходьбы. Именно поэтому на вопрос о том, когда ребенок начинает ходить, интересующий любого родителя, однозначного ответа нет.

Любые интенсивные негативные переживания, к которым относятся испуг, травма или болезнь, влияют на успешность освоения нового способа передвижения, затягивая и без того длительный процесс. Ходьба является сложно скоординированным действием, требующим умения сохранять равновесие и чувствовать собственное тело, поэтому ребенок должен овладеть множеством навыков, способствующих развитию необходимых мозговых структур, вестибулярного аппарата, мышц, костей и связок.

К семимесячному возрасту, малыш впервые обнаруживает, что может вставать на ножки, используя в качестве опоры стулья, перила кровати или мамины руки. Сделанное открытие настолько вдохновляет маленького исследователя, что совсем скоро он пробует отпускать одну руку, пытаясь дотянуться до игрушек (на это может уйти месяца полтора), и даже делать первые шаги, предусмотрительно придерживаясь за устойчивые поверхности.

Новое открытие, которое ждет малыша на пути освоения ходьбы – возможность садиться, сгибая колени. К этому моменту тело ребенка уже достаточно крепкое и движения скоординированы настолько, чтобы обойтись без поддержки, когда нужно наклониться за игрушкой либо присесть, а значит, очень скоро малыш будет готов сделать свои первые шаги.

Ходьба с опорой

Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

Долго ходить малыш еще не может, но первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.

Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Не редко родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:


Особенности ходьбы грудничко в

Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

  • Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
  • Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
  • Параллельная постановка стоп.

Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

Почему ребенок не ходит

Сроки, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, без сторонней поддержки, индивидуальны. Известно, что мальчики обычно начинают ходить позже девочек, пухленькие детки – позже худых, а спокойные – позже любознательных непосед. Определенное значение, конечно же, имеет генетика: вероятнее всего, ребенок унаследует те темпы развития, что были у родителей.

Несмотря на индивидуальные особенности, родителям следует хотя бы примерно ориентироваться, когда ребенок начинает ходить самостоятельно. Ведь иногда позднее начало ходьбы может являться признаком каких-либо серьезных заболеваний:

  • Инфекционные болезни. Любая инфекция может оставлять после себя длительную слабость, вялость. Навряд ли малыш быстро пойдет после перенесенной болезни, даже если сроки уже «поджимают».
  • Аномалии развития скелета. Речь идет о разного рода дисплазиях, о рахите. Часто при дисплазиях детям накладывают гипсовую лонгету на длительный срок. Ясно, что в условиях неподвижной фиксации мышцы ног не могут полноценно развиваться, поэтому даже после снятия гипса ребенок встанет на ножки с опозданием.
  • Генетические болезни и болезни нервной системы. Синдром Дауна, детский церебральный паралич, амиотрофии и другие более редкие хромосомные болезни могут выявляться впервые именно около года – в возрасте, когда малыш должен самостоятельно встать и пойти, но не делает этого. Нарушения мышечного тонуса у детей также задерживают первые шаги, благо, дистонии неплохо поддаются лечению.

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, следите, чтобы его первые шаги были безопасными. Уберите из прямой доступности все режущие и колющие предметы, надежно зафиксируйте ручки шкафов. Не лишним будет добавить, что поверхность, по которой ходит малыш, должна быть чистой.

Стимулировать малыша скорее встать на ножки и пойти помогут нехитрые способы. Чаще выпускайте ребенка ползать по полу, при этом его любимые игрушки размещайте так, чтобы он мог дотянуться до них, только встав на ножки. Массаж и гимнастика помогают быстрее набрать мышечную силу, а значит, ребенку будет легче сделать первые шаги. По поводу ходунков и прочих удерживающих устройств для малышей спорят многие педиатры, высказывая диаметрально противоположные мнения. В большинстве случаев специальных приспособлений или внешних воздействий не требуется. Малыш от природы наделен любознательностью и поразительным желанием двигаться вперед. Его природная энергия — мощнейший стимул встать и идти, а вы можете поддержать старания крохи ласковыми словами.

Родители успели порадоваться первой улыбке ребенка, первым звукам, умению самостоятельно сидеть. У малыш появился первый зубик и вот он уже готовится сделать свой первый шаг, который ознаменует собой не просто возникновение новых приятных хлопот для мамы, но и значительный шаг на пути к взрослению. Большинство родителей не могут дождаться, когда кроха начнет ходить, консультируются по данному вопросу с врачами. Но не существует утвержденного стандарта по данному вопросу – все индивидуально.

Когда дети делают первые шаги

Возраст, в котором ребенок должен начать самостоятельно ходить, в среднем около года. В большинстве случаев можно наблюдать, как девятимесячные малыши пытаются подняться, чтобы сделать первый неуверенный шаг. Нередко, когда дети начинают ходить в полтора года. Это также входит в понятие традиционного, с точки зрения врачей, возраста. Кроха пробует встать, удерживаясь за прутья кроватки или руку родителя. Только после этой попытки начинается освоение окружающего мира. Самое главное, что должны сделать родители – осмотреть комнату на наличие опасных предметов и максимально обезопасить пространство.

Когда дети начинают самостоятельно ходить зависит от множества факторов:

  • Генетика. Если отец или мать начали ходить довольно поздно, то вряд ли чадо опередит их в этом отношении;
  • Конституционные показатели и особенности пола. Худенькие малыши могут попытаться пойти раньше упитанных ровесников, а девочки – раньше мальчиков.
  • Темперамент. Флегматик и меланхолик не торопятся с началом ходьбы. Они комфортно познают мир в положении сидя или продолжая ползать. Холерик и сангвиник стараются как можно скорее изучить окружающее пространство и развиваются в этом отношении быстрее.

Хождение маленького ребенка заметно отличается от того, как ходят взрослые люди. Особенности ходьбы малышей:

  • Постановка шагов ребенка в параллели друг от друга;
  • Неумение малыша перекатывать стопу с пятки на носок, как бы скользя в одной плоскости;
  • Отсутствие умения крохи удерживать центр тяжести, что может послужить причиной частых падений.

С учетом данных особенностей будет несложно понимать, в чем специфика ходьбы малыша, и почему стоит проявлять особую бдительность. Опасность способна подстерегать, если происходит падение ребенка вперед или назад. Он не сумеет смягчить падение рукой, что в результате приведет к травме лица или затылочной части головы. В то же время не стоит позволять себе волноваться. Костная система в этот возрастной период обладает эластичностью, что позволит спокойно осуществлять первые шаги с минимальной вероятностью появления перелома.

Не менее важно правильно реагировать на ситуации с падением. Достаточно спокойной интонацией поддержать чадо, дождаться, когда он сам не спеша поднимается и продолжит ходить, осваивая окружающий мир. В ином случае, можно отбить у малыша инициативу и желание активности.

Родители обязаны быть всегда настороже. Не стоит думать, что если в комнате, по мнению взрослых, были убраны все небезопасные предметы, то малыш не сможет получить травму.

Лучше раньше начать ходить или позже?

  • Если ребенок пошел в раннем возрасте – это повод проявить бдительность. В этом возрасте не полностью окрепли мышцы ног и позвоночника. Крупные дети могут столкнуться с проблемами при формировании костной системы и мышц ног. Это послужит фактором, приведшим к неправильной постановке стопы.
  • Позднее начало первых шагов возникает в силу ряда факторов. Нет готовности мышц ног и позвоночника к данному процессу или ослаблена иммунная система.

  • Предоставление максимально свободного пространства для передвижения малыша. Ребенок, ограниченный рамками манежа, может поздно начать ходить. Можно расставить по комнате различные предметы мебели, чтобы опираться во время ходьбы. Расположение любимых игрушек должно быть на таком расстоянии, чтобы можно было дотянуться, или чтобы малыш смог дошагать уже своими силами. С каждым разом расстояние можно увеличивать, чтобы у ребенка была мотивация проходить всё большее количество шагов.
  • Процедура массажа. С его помощью можно укрепить и расслабить мышцы, которые функционируют во время ходьбы. Родители могут поглаживать, растирать, постукивать стопы и голени ребенка, что поспособствует прекрасному эффекту в дальнейшем.
  • Каждый день можно устраивать для малыша гимнастику со специальными упражнениями. Ребенку можно сгибать и разгибать ножки, приседать, потягивать, обеспечивать прыжки на коленях у взрослого и усаживать на фитбол.
  • Особые игрушки с колесиками могут помочь крохе ощутить уверенность. Малыш сможет толкать перед собой приспособления, что обеспечит полноценное передвижение практически своими силами.
  • Не нужно торопить малыша. Все приведенные примеры – лишь условность. Многие дети в возрасте 1 год и 3 месяца еще не проявляют интереса к ходьбе и это не повод для паники. Главная задача родителей – дождаться, когда малыш созреет, чтобы начать осваивать новый навык. Если поспешить, можно столкнуться с негармоничным формированием стоп, мышц и суставов.
  • Важно создание безопасной обстановки: никаких острых углов, розеток, шнуров, неустойчивых предметов. Не нужно оставлять малыша совсем одного в этот период.
  • Проведение физической подготовки. Необязательно придумывать специальные упражнения. Достаточно поэтапной тренировки всех мышц с самого рождения. Выкладывание на живот, стимулирование переворачиваться. Крохе важно научиться садиться, уметь ползать. Родитель не должен ограничивать двигательную активность ребенка. Можно применять игрушки, заставлять ползти. Не стоит забывать про традиционные прыжки на коленях родителей. Это прекрасно укрепит ножки малыша.
  • Массаж способствует отличному развитию и снятию напряжения в мышцах. Если родители не уверены в своих силах, можно обратиться к специалисту.
  • Мотивировать малыша к началу ходьбы. Можно воспользоваться любимой игрушкой, положив ее на расстоянии от ребенка, чтобы тот смог добраться, лишь приподнявшись на ноги. Как только ребенок начнет делать первые шаги, игрушка может переместиться чуть дальше. Частые прогулки окажут благотворное воздействие: можно посмотреть на других детей, активно вышагивающих по дорожкам.
  • Поощрение. Улыбка любящего родителя, похвала, поддержка – самый лучший приз, какой только может получить ребенок. Не нужно сдерживаться в проявлении эмоций. Ребенок сможет ощутить собственную значимость и поймет, что на правильном пути, а потому не стоит бояться исследоваться мир.

О чем не нужно забывать:

  • Первые шаги рекомендуется начинать босиком, что обеспечит правильное развитие стопы, а заодно жизненно необходимое закаливание. воспользоваться носочками с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок по улице нужна качественная и удобная обувь с плотной задней стороной, которая не будет натирать ноги малыша.
  • Не нужно приобретать ходунки. Детям будет сложно впоследствии ходить самим, без опоры.
  • Не стоит удерживать ребенка при обучении ходьбе за подмышки. Грамотнее за руку, предплечье или капюшон.
  • Родителям следует проявлять терпение, не считая за эталон в этом вопросе детей знакомых и родственников. Главное быть настоящим помощником для малыша, что обеспечит ему нормальное развитие.

Выбор обуви для ребенка начинающего ходить

Нужно обратить внимание на следущее:

  • Материал для обуви – замша или натуральная кожа, чтобы ножка ребенка свободно дышала;
  • Подошва, отличающаяся тонким покрытием и гибкостью. Иначе есть риск падений.
  • Твердый задник во избежание расстегивания и сползания с ножки;
  • Наличие маленького каблука, с устойчивым покрытием, чтобы не было падений назад;
  • Мягкий материал для верхней и боковой части обуви.

Хождение на цыпочках или носочках

Нередко обычная ходьба у ребенка заменяется передвижением на носочках. Вполне вероятно, что так малыш хочет получить внимание родителей или осваивает новый вид ходьбы.

Если подобное передвижение наблюдается постоянно и кроха не пытается опустить ногу на всю стопу, нужно записаться на прием к врачу. Он сможет назначить разработанный массаж, гимнастические и физиопроцедуры.

Не нужно волноваться, если кроха не радует первыми шагами, едва ему исполнилось полтора года. Если ребенок отличается хорошим здоровьем, активностью, задорно ползает, но не проявляет интереса к ходьбе, не нужно бить тревогу. Возможно, что в силу темперамента или индивидуальных особенностей, он начнет ходить немного позже.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Ваш малыш уже освоил много полезных навыков: научился самостоятельно сидеть, ползать и даже говорить свои первые слова.

Теперь ребенок готовится к новому большому достижению – первому самостоятельному шагу.

И в этот период родителям нужно быть очень внимательными к своему малышу.

Именно забота мамы и папы помогут малышу скорее освоить этот важный этап, обозначающий переход к активному изучению окружающего мира.

Во сколько дети начинают ходить?

Как и другие ступени развития, начало ходьбы носит очень индивидуальный характер. Педиатры определяют условные рамки возраста для первых шагов: от 9 месяцев до 1,5 года. В большинстве случаев детки впервые становятся в полный рост с опорой к 8-9 месяцам, а без поддержки – к 10-12 месяцам.

Первые шаги, сделанные малышом до 8 месяцев, должны насторожить родителей. Ведь в этом возрасте мускулатура и скелет малыша еще достаточно слабы. А настолько сильная нагрузка на позвоночник вредна для грудных детей.

На то, когда ребенок начнет ходить, влияет несколько факторов:

1 Генетика. Очень сильное влияние на начало хождения оказывает генетический фактор. Если мама или папа когда-то начали ходить позже положенного срока, то и от малыша слишком ранних успехов ждать не стоит.

2 Пол и телосложение ребенка. Девочки немного опережают мальчиков в развитии, а пухлые малыши начинают ходить позже худеньких.

3 Тип темперамента. Подвижные дети учатся ходьбе в процессе забавы: такие малыши не останавливаются на ползании и во что бы то ни стало стараются подняться на ножки.

Если ваш ребенок больше интересуется спокойными играми, то и ходить он станет чуть позже.

4 Тонус мышц. Его нужно развивать с помощью гимнастики и массажа. Мышечный тонус не появляется сам по себе, его придется укреплять изо дня в день. Также упражнения будут полезны для развития равновесия у малыша – ещё одного немаловажного фактора при обучении ребенка.

Как помочь ребенку научиться ходить?

Приблизить момент появления первых шагов вряд ли удастся, но в силах родителей поспособствовать развитию этого навыка, создать благоприятные условия для обучения. Для начала рассмотрим то, что ни в коем случае не должны делать родители на этом этапе.

Главные «не» во время обучения малыша хождению:

1 Не спешите и не навязывайте ребенку обучение. Не стоит торопить события, малыш сам почувствует готовность к ходьбе. Если ребенка ставить на ножки насильно, то у него могут возникнуть проблемы с формированием опорно-двигательной системы.

Интересно! Правильное развитие ребенка в 8 месяцев

2 Никакой обуви! Малыш должен передвигаться максимально свободно. Обувь не даст ребенку почувствовать равновесие, а скорее будет еще сильнее сковывать его движения.

Первую обувь для ребенка стоит приобретать только тогда, когда обучение ходьбе вышло за пределы квартиры.

3 Не нужно чрезмерно опекать ребенка. Безусловно, родители должны как можно больше времени находиться с малышом и быть готовыми в любую минуту оказать ему помощь.

Но это не значит, что его нужно держать за ручку постоянно. Если вы видите, что малыш сам стоит на ножках и медленно, но всё же пытается сделать шаг, перестаньте поддерживать его.

4 Не критикуйте ребенка. Малышу с большим трудом даются первые шаги, и без падений и ударов этот этап практически никогда не обходится.

Не стоит заострять внимание на неудачах ребенка, а тем более ругать его. Негативный опыт может сильно повлиять на кроху: ребенок может вообще на некоторое время отказаться ходить.

Начинать обучение стоит с профилактического . Для быстрого результата лучше обращаться к профессиональному массажисту. Врач также покажет вам некоторые приемы, которые можно выполнять дома самостоятельно. Эффект от хорошего массажа может быть заметен уже через 2 недели после первого занятия.

Упражнения из комплекса оздоровительной родители могут делать с малышом в любое удобное время. Основные упражнения для детей от 9 до 12 месяцев будут такими:

1 «Скользящие шаги». Уложите малыша на спинку, аккуратно возьмите его за голени. Совершайте попеременные сгибания и разгибания, как бы имитируя ходьбу.

Постепенно можно увеличивать темп, превращая движения в беговые. Выполняйте сгибания от 4 до 10 раз за сеанс.

2 Приподнимания тела. Малыш лежит на животе, повернут к маме лицом. В ладони ребенка следует вложить гимнастические кольца.

Отводим руки малыша сначала в сторону, затем медленно тянем вверх до уровня его макушки. Ребенок должен сам приподнять головку и, потянувшись за ручками, стать на коленки, а затем и во весь рост. Это упражнение достаточно сложное, не следует повторять его более 2 раз.

3 Наклоны тела. Такое упражнение подойдёт тем деткам, которые уже умеют стоять без опоры. Поставьте малыша спиной к себе, прижав его к своей груди.

Для того, чтобы не допустить сгибания ног ребенка, придерживайте его коленки. Второй рукой придерживаем малыша за живот. Перед ребенком кладем яркую игрушку и просим дотянуться до неё, совершив наклон туловища.

Это упражнение – мощная тренировка для мышц спины, и выполнять его достаточно 2-3 раза.

Важно мотивировать ребенка, вызывать в нём интерес к ходьбе. Отличными помощниками для родителей будут яркие игрушки, находящиеся в комнате на местах, до которых трудно дотянуться с опорой.

Интересно! Выбираем радионяню правильно

Также следует принять во внимание любовь детей к подражанию. Хорошо, если у малыша есть возможность общаться со старшими детьми или сверстниками, уже умеющими ходить.

В то время, когда малыш учится ходьбе, на полу в детской можно разбросать подушки или постелить мягкий ковер. Это поможет смягчить удар при неизбежных падениях.

Ребенок ходит на носочках: что делать?

Случается, что первые шаги ребенок делает, стоя на цыпочках. Иногда дети просто пытаются привлечь внимание к себе таким образом, а иногда ходьба на носочках становится признаком неравномерного напряжения мышц.

Малыш экспериментирует, ищет для себя наиболее удобный способ ходьбы.

Если ребенок полностью здоров, то со временем он станет ходить так же, как взрослые.

В тех случаях, когда ходьба на носочках обусловлена слабым тонусом мышц, поможет активная гимнастика и специальный массаж.

Для очень подвижных деток, встающих на цыпочки из-за переизбытка энергии, стоит увеличить физические нагрузки. Им будет полезно, к примеру, плавание.

Ходьба на цыпочках – это один из симптомов детского церебрального паралича (ДЦП). Если кроха не начинает становиться на пяточки к 2 годам, обязательно следует провести обследование у невропатолога.

Ребенок не ходит в год: что делать?

Причины того, почему ребенок не ходит в положенный срок, могут быть такими:

1 Освоение других навыков. Некоторым малышам сложно осваивать параллельно несколько навыков. Особенно это касается формирования речи и хождения: какой-то из этих навыков может стать приоритетней другого.

2 Некомфортные условия. Слишком тесная детская комната, долгое пребывание в манеже или кроватке – всё это ограничивает возможности ребенка, не даёт ему почувствовать свободу и уверенность.

3 Слишком долгое пребывание в ходунках. Нельзя держать ребенка в ходунках дольше 30-40 минут.

В ходунках ребенок пассивен, он находится в удобной позиции, а это попросту «отбивает» его желание учиться дальше.

4 Индивидуальные особенности. Дети с ослабленным иммунитетом, появившиеся на свет недоношенными или получившие родовую травму, начинают делать свои первые шаги позже сверстников.