Что грозит учителю за перегруз детей. Не загружен ли ваш ребенок: какова оптимальная нагрузка для детей в кружках и секциях? Сейчас осталась любовь к книгам? Ты читаешь

В стремлении вырастить из своего ребенка многосторонне развитую личность родители иногда перегибают палку. Занятия в музыкальной школе и спортивной секции, хор, рисование, курсы иностранного языка, кружки юного натуралиста и т.д., не говоря уже о запредельной нагрузке в школе. Между тем, врачи и психологи предупреждают, что чрезмерная занятость может оказать вред здоровью детей.

Летние каникулы закончились, и 1 сентября за школьные парты сели 13,3 миллиона учеников по всей России. Еще в прошлом году глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко потребовал уменьшить нагрузки российских школьников. В младших классах ученики занимаются до 10–12 часов в день, включая выполнение домашнего задания, в старших - до 16 часов и выше.

Учебную перегрузку российских школьников в большинстве учебных заведений выявил в прошлом году мониторинг, проводимый Институтом возрастной физиологии Российской академии образования (РАО). Устранение этой проблемы включено в перечень приоритетов развития системы образования еще в конце 2004 года, однако ситуация с тех пор осталась прежней.

Сейчас нет никаких санитарных норм по количеству учебных часов для учащихся. Между тем, именно чрезмерная нагрузка в сочетании с малой подвижностью являются главными неблагоприятными факторами школьной среды, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН).

Учащиеся хронически недосыпают, больше половины подвержены невротизму.

Психологи также предупреждают, что школьные перегрузки могут оказать серьезное влияние на психическое здоровье ученика. Ведь постоянный стресс приводит к ам и невротическим реакциям, что аукнется и во взрослой жизни.

На этом фоне вполне логичным будет задуматься, а так ли уж нужны и без того утомленным школьникам все эти внешкольные занятия?

Конечно, дополнительное образование во внеурочное время обогащает пору детства. Ребенок может реализовать себя, и понять свои предпочтения,

поэтому у него в зрелом возрасте будет гораздо больше возможностей добиться профессионального самоопределения и достичь более высоких результатов.

Кроме того, в кружке или секции дети и подростки общаются со сверстниками, что необходимо для социальной адаптации. Ребенок учится выходить из сложных ситуаций самостоятельно.

Собственно, психологи как раз считают, что в условиях чрезмерной учебной нагрузки детям нужна какая-то отдушина - музыка или спорт. Но здесь необходимо знать меру.

Психологи советуют,

что помимо школы, ребенка надо нагружать не более чем 2-3 видами деятельности. Иначе из-за чрезмерной нагрузки и постоянной занятости опять-таки может развиться

Вот и прошёл первый учебный месяц у школьников, студентов, а также их родителей. У большинства школяров вместе с учёбой начались дополнительные занятия, репетиторы, музыкальные и спортивные кружки. Родителям же необходимо вместе с ребёнком составлять расписание уроков и секций, чтобы не перегрузить чадо и не шантажировать запретами посещения кружков, если ученик начал отставать в учёбе.

Мне всегда было интересно, почему у всех детей время на учёбу уходит одинаковое, а учатся все по-разному. И очень часто бывает так, что отличники успевают ходить в несколько кружков, участвуют в общественной деятельности школы, отстаивают честь учебных заведений на олимпиадах. А есть дети, которым не хватает времени элементарно выучить устные предметы. О кружках и секциях не может быть и речи.

Что это? Завышенная планка у детей? Нереализованные мечты родителей о золотой медали? А может хорошая учёба - первые шаги на пути к мечте? Ответить на эти вопросы я попросила ученика 7 класса петропавловской школы Славу Перенко , а так же его маму Наталью.

Фотография этого ребёнка на доске почёта висит в школе все 6 лет обучения. Такими детьми гордится учебное заведение и родители. Отличник, дисциплинированный и ответственный молодой человек. В свои 13 лет у него достаточно грамот, медалей и благодарственных писем.

- Слава с первого класса учится на отлично. Скажите, вы усердно занимались с детского сада?

Наталья: Он с детства был любознательный. В четыре года решил, что ему нужно выучить алфавит и научиться читать. Специальными методиками мы не пользовались. Всё происходило по принципу «вопрос-ответ». Причём вопросы задавал Слава. С этого же возраста он начал мне писать письма. Большие. Книги читали мы друг другу по очереди. Никакого принуждения. Заинтересованность у ребёнка всегда была. Это было самостоятельное, добровольное желание, которое мы просто поддержали всей семьёй. Никакого напора с нашей стороны никогда не было.

- Учёба всегда даётся легко?

Слава: Нет, конечно, не всё. Иногда у меня возникают трудности. Самая большая - пересказать что-то. Выучить и применить правило - вот это легко! А вот с пересказами бывает трудновато.

- Наталья, уроки вместе, наверное, делаете?

Нет, никогда не делали. Причём с первого класса. Всегда сам приходил со школы, садился и делал. Проблем никогда не возникало.

Всю начальную школу дети изучают обществознание. И с этим предметом в большинстве случаев помогают родители. Ведь порой ответы на письменные задания находятся не в учебнике.

Наталья: Мы старались приучать Славу к самостоятельности. Если возник вопрос по окружающему миру и нельзя найти ответ в учебнике, нужно обратиться к Интернету. Естественно под нашим руководством. Но запросы набирать самому, искать на сайтах нужную информацию тоже самому. И в зависимости от необходимости переписывать материал в тетрадь, либо собрать связный текст из нескольких источников и распечатать. В домашнем задании главное для нас было, чтобы ребёнок всё делал сам.

- А в целом на уроки сколько времени уходит?

Слава: Минут 30-40. Это если не задано сочинение, которое можно написать за 20 минут. Стихи тоже занимают немного больше времени.

- Назови 3 вещи, которые по твоему мнению отвлекают ребёнка от учёбы.

Слава: Даже не знаю. На уроках это должен быть неболтающий сосед по парте. Дома - доступный WI-FI. А самое главное - лень. Она очень отвлекает от учёбы.

Наталья также называет отвлекающими факторами окружающее общество, современные технологии, особенно игрушки в телефонах, и лень.

- А какие у тебя гаджеты? Как и когда ты ими пользуешься?

У меня есть и телефон и планшет. Но телефоном чаще пользуюсь, как средством связи.

- То есть в игры ты не играешь?

Почему же. Играю. Я же ребёнок. Я просто знаю, что всему своё время.

Наталья: Поговорка «Делу время, потехе час» - это про Славу 100%. За растраченное впустую время я никогда не переживаю.

- Сейчас осталась любовь к книгам? Ты читаешь?

Читаю, если книга интересная. У меня много энциклопедий. Вот классические книги почти не читаю, только школьную программу. Думаю, если бы у меня было больше времени, я бы с удовольствием читал.

- Помимо отличной учёбы в школе у тебя есть ещё увлечения?

Я занимаюсь в музыкальной школе и рукопашным боем, ещё играю на гитаре, фортепиано, пою в хоре.

- Какие успехи у тебя в увлечениях?

Слава: Я часто выступаю с хором в различных конкурсах и фестивалях. Мы всегда занимаем призовые места. Меня приглашали в составе другого хора на Международный хоровой конкурс в г. Сочи.

Наталья: В этом году будем смотреть, как у нас получится петь. Начался переходный период. Формирование голоса, ломка. Всё будет зависеть теперь от этих изменений.

Слава: Рукопашный бой мне очень нравится. У меня много грамот и медалей.

- Сколько лет ты живёшь в таком ритме?

7 лет. На рукопашный бой папа начал меня водить ещё в 5 лет, до школы. А музыкальная школа началась вместе с общеобразовательной.

- Как ты организовываешь свой день?

Слава: Я пишу расписание учёбы, музыкальной школы и секции и вешаю на рабочем столе. Порой мы это делаем вместе с мамой.

Наталья: На начальном этапе расписание формировала я. Разговаривала с педагогами, советовалась, когда удобнее будет ходить в тот или иной кружок. Сейчас этот процесс проходит немного проще.

- Не могу не задать этот вопрос. Ты хочешь ещё куда-либо ходить? Что тебе ещё интересно?

Слава: Я бы с удовольствием ходил на информатику. Некоторые мои одноклассники ходят в этот кружок при школе. Вот это думаю было бы мне очень интересно. Ребята хорошо владеют фотошопом, изучают разные программы: занимаются более интересными вещами, нежели на обычных уроках.

Наталья: С этого года нам придётся втиснуть в наше расписание дополнительную физику. Этот факультатив будет при школе. Предмет нам будет нужен для поступления в вуз. Впрочем, как и рукопашка. Слава с детства грезит профессией пилота гражданской авиации. Поэтому особый упор уже сейчас делаем на определённые предметы. В семье мы поддерживаем все стремления и начинания сына. Наш папа очень хотел быть пилотом. Но сами понимаете, в 90-е годы не каждая семья могла себе позволить отправить учиться ребёнка в другой город. Так что можно сказать, что Слава воплотит папину мечту. Уже сейчас мы знаем критерии для поступления, физические, интеллектуальный данные, знания, умения и навыки, которыми должен обладать пилот.

- Слава, а тебе не кажется, что для тринадцатилетнего ребёнка это очень большая нагрузка?

Слава: Мне иногда кажется, что действительно всего много. Но то, что у меня всё получается, даёт силы и желание заниматься дальше.

Наталья: В такие моменты я стараюсь поддержать сына. Всегда напоминаю ему, ради чего он это всё делает. Ведь если есть мечта, надо делать всё для её осуществления. Вот Слава и делает.

Ты самокритично относишься к выполнению домашнего задания? Ведь 30-40 минут - это очень мало. Или же у тебя бывает прочтение устного предмета «для галочки»?

Слава: Я понимаю, что на любом уроке меня могут спросить. И там эта «галочка» совсем мне не поможет. Да и стыдно становится в такие моменты. Поэтому стараюсь таких неловких ситуаций избегать.

- Какой у тебя любимый предмет в школе?

С этого года у нас началась алгебра. Вот это для меня очень интересно: вычислять, думать, решать. А труды, думаю, нравятся каждому мальчишке.

- В своём классе ты единственный отличник. Нравится ли тебе, когда тебя ставят в пример?

Слава: Мне не нравится, когда меня ставят в пример. А уж тем более, когда говорят, чтобы на меня ровнялись. Тоже мне равнение… Нужно просто контролировать себя, быть организованным. И учёба наладится сама собой.

- Как ты думаешь, что должен уяснить для себя ребёнок, чтобы учёба была не в тягость?

Во-первых, сначала надо сделать уроки, а уже потом заниматься своими делами. Во-вторых, стараться всё делать на максимум своих возможностей. Отвечать побольше, слушать учителя, стараться не отвлекаться. И в-третьих, не быть самонадеянным. Проверять себя и быть самокритичным.

Василина Ящук

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге "Наши бедные богатые дети", заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться "на обочине жизни".

Говорят, самые надежные вложения - это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа - всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних - в несколько этажей, у других - размером с небоскреб.

Иностранные языки - обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание - для здоровья, шахматы - для интеллекта, теннис - это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба - воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка - классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном - тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких "поваляться на травке" и "погонять с друзьями" не стоит и мечтать. "Расслабляться" будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов - чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе "офиса" встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы "проект" развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции - мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться - не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на "нулевой стадии". И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: "Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает". Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь - может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.


На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, "как большие". К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын "заменил ей спутника" - каждую неделю он "водит ее ужинать". Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой - в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, - не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: "У моего малыша за первый год - 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается".

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение - "контейнерные дети".

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит - организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон - это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

У состоявшихся людей "все должно быть супер". Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ - по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок - это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант - рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает "выращивание выставочных экземпляров", назначение которых - производить фурор. Где бы мы ни были - в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, "конвертируемыми" - в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка - значит, мама плохо справляется со своей работой: "Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!" - возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами "чемпионскую программу" только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает - нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.


Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, - достигай, становись, совершенствуйся. Любовь - как приз, а наказание за неуспех - лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: "В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования". В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: "проиграешь - перестану любить".

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: "Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой". Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый... За словами "какой-то не такой" скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

В конце концов дети оказываются в изоляции - и физической, и психологической. Физической - потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической - потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. "У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде", - жалуется подросток из состоятельной семьи. "Везде" означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, "нигде" - отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку "эффективное детство", подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом - в следующий раз.

Тема, вынесенная в заголовок, весьма актуальна сегодня. Нынешние родители, то есть мы с вами, с одной стороны, стремясь получше подготовить свое чадо к будущей взрослой жизни, а с другой, отчасти соревнуясь друг с другом, чей ребенок умней, развитей и лучше, порой теряют меру в организации дополнительных занятий. «Три раза в неделю карате, он же мальчик, два раза английский ― это необходимо, два раза танцы ― у него получается, и два раза театр ― он его любит». Это еженедельная нагрузка одного третьеклассника. Довольно обычная нагрузка. Дополнительная, подчеркиваю, нагрузка! Потому что основная ― это пяти- или шестидневная школьная неделя плюс домашние задания.

Такие перегрузки, конечно, не проходят бесследно. Дети устают, болеют, срываются, а в более старшем возрасте, к примеру, просто теряют всякое желание посещать кружки и секции. Есть и менее очевидные, более отсроченные последствия. Вырастая в таком бешеном ритме, человек так и не научается встречаться с собой, обнаруживать свои желания, анализировать свою жизнь, мечтать и просто отдыхать. Когда он становится взрослым, он так же до отказа набивает свой день работой, спортклубом, любыми встречами и занятиями, позволяющими избежать мгновений одиночества. Если такой человек заболевает и не может крутиться как та белка в колесе, он может испытать панику или депрессию ― оставаться наедине с самим собой он не умеет. Так же страдают навыки общения ― на английском или в бассейне особо не подружишь, а времени «на безделье» составленный родителями график школьнику не оставляет.

Итак, как понять, адекватно ли загружен ваш ребенок:

достаточно ли он спит? Высыпается ли? Перефразируя классика, никакие дополнительные занятия не стоят сна ребенка.
остается ли у него время на прогулки?
есть ли у ребенка 1–2 часа в день для себя? Когда он сам выбирает, чем заняться, и никто не вмешивается, не регулирует его поведение. Это позволяет не только восстановить силы, но и почувствовать себя хозяином собственного времени, а не заложником графика.
нравятся ли ребенку его кружки, секции и т. п. ? Не забывайте, основная деятельность ребенка ― учебная. И в ней он нередко и помногу делает то, что ему не нравится, и то, что он не выбирает.
есть ли у вашего чада возможность общаться со сверстниками не в школе и не на дополнительных занятиях? Поболтать по телефону, назначить встречу, пойти в гости, организовать игру?
есть ли у ребенка хотя бы 1–2 дня в неделю, когда он никуда или почти никуда (кроме школы) не идет? Просто побыть дома, в своем безопасном и уютном пространстве, замедлиться и восстановить силы ― потребность большинства детей и взрослых.

У детей энергии – хоть отбавляй, и родители, естественно, всегда хотят направить ее в полезное русло: помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал, и заодно приобрести новое хобби. Взрослые всегда поддерживают детей в первых жизненных увлечениях, надеясь, что это поможет им в будущем определиться с профессиональной деятельностью. Разнообразные кружки и секции дают ребенку всестороннее развитие (спортивное, музыкальное, творческое), и мы решили рассказать вам, на что стоит обратить внимание при определении детей в дополнительные образовательные и спортивные учреждения. С какого возраста и на сколько часов можно нагружать ребенка сверх основной учебы? Проверьте, не загружены ли ваши детки сверх нормы!

Дошкольники: приучаем малышей к творчеству

Малыши, которые еще не ходят в школу, просто обожают творить: они поют, сочиняют стишки, придумывают небылицы, пляшут и рисуют. Не всегда во всем этом творческом самовыражении можно найти какой-то определенный смысл, однако именно эти первые «зачатки» проявления собственного «я» крайне важны. И родителям нужно постараться не «загасить» ребенка, а напротив, смотивировать на дальнейшее развитие. Крохи ведь всегда копируют взрослых: вот папа начал собирать шкаф, и сыночек тоже тянется за отверткой; мама начала лепить пельмени, и дочка тут как тут – месит ручками тесто.

В таких случаях нужно найти грань между «это не так, дай я покажу, как надо» и «пусть делает, что хочет, балуется же». Важно направить кроху, но не переделывать его результат. Его уникальная интерпретация «работы» является фундаментом для будущих шедевров.

Создавайте благоприятную для творчества атмосферу, и вы увидите, как ребенок сам потянется за искусством в любом его проявлении: начнет танцевать, подпевать, лепить животных и сочинять сказки. В такие моменты дошколята чувствуют себя творцами и первооткрывателями - поддержите их порыв, обеспечив необходимыми прикладными материалами, или же отдайте малыша в «развивашку».

Выбор кружка: на что обратить внимание

На первый взгляд кажется, что кружки и секции не требуют излишней избирательности, но все же к выбору развивающих центров стоит подойти ответственно. Кружки для дошколят должны включать в себя программы, которые соответствуют возрасту деток и не загружают их чересчур сложными и непосильными заданиями, иначе он быстро переутомится и будет ассоциировать творчество и спорт с усталостью и чем-то недостижимым. Физически и психологически ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому, прежде чем отдавать ребенка в кружок, присмотритесь к его предпочтениям. Не гонитесь за модными веяниями и за мнимым престижем, помните о том, что сегодня малышу нравится рисовать, а завтра сменит свое хобби на танцы или пение.

Виды деятельности: во сколько лет чем можно заниматься

Живописи, танцам, вокалу, профессиональным видам спорта лучше всего приучать с 5-6 лет. Этот возраст идеален для детей, чтобы учить их «настоящим» знаниям, постепенно отходя от спонтанных желаний и отказов. Ребенок легче приучается к постоянным повторениям и запоминает новые навыки.

Крох в 2 годика лучше отдавать на физкультуру и учить ритмике. Малышам в 5 лет можно посоветовать кружок пения, а обучаться музыкальным инструментам лучше в 6 лет, а то и в 7-8.

Танцы. Если говорить о простом удовольствии от данного вида деятельности, то детям в возрасте 3-4 лет танцы будет в радость, а вот для профессионального занятия (чтобы выезжать на конкурсы и чемпионаты) лучше подождать до 5-6 лет. Однако помните о том, что на уроках танцев малыш не сможет кривляться так, как ему угодно – нужна будет дисциплина и закрепление навыков.

Профессиональный спорт. Тут дела обстоят почти так же, как и с танцами. Не торопитесь спешно определять ребенка в спорт, пытаясь вырастить «будущего олимпийского чемпиона». Вы можете лишить его шанса самостоятельно выбрать «дело всей жизни». К тому же, не забывайте, что профессиональные занятия спортом не всегда позитивно влияют на психику и общее самочувствие крохи. Смотрите на реальные способности и желания сынишки или дочурки. Отдавайте в спорт не ранее 5-6 лет.

Бассейн. До 5 лет малыш ходит в бассейн только для веселого плескания и игр, а вот для адекватного восприятия тренерских указаний лучше подождать 5-6 лет. В целом, обучение плаванию лучше начинать после 5 лет.

Рисование. Рисовать могут и 1,5-годовалые малыши. Но изучить технику рисунка и научиться живописи могут дети только с 4-6 лет.

Иностранные языки. 3 года – возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает речь, и мы говорим именно о родном языке. Для изучения иностранных языков нужно подождать, так как если приучать чадо учить «неродные» слова с трех лет, то у него в голове может возникнуть путаница. А ведь формирование родного языка происходит только в 6-8 лет. Логопеды говорят, что если отдать ребенка в кружок, где обещают научить бегло говорить на другом языке, у него может появиться дисграфия – нарушение письма, которое частенько встречается у нынешних школьников. Не торопитесь «вылепить» из ребенка полиглота. Однако если вы твердо решили обучить малыша иностранному языку в 3-4 года, то выбирайте только один, а не два, и помните о том, что уроки должны протекать в игровом формате. Также обратите внимание на регулярность занятий, иначе все старания пойдут коту под хвост – малыш забудет все, чему его учил преподаватель.

Первоклассник: стоит ли отдавать ребенка в кружки

У ребенка началась непривычная, новая жизнь, и его ежедневный уклад полностью поменялся. Он только-только учится жить по-новому, а родителям, конечно, хочется, чтобы первоклассник мог развиваться не только в рамках школьной программы, но и дополнительно увлекался музыкой, спортом или рисованием.

Психологи говорят, что загружать ребенка всевозможными кружками сразу с началом учебного года нельзя. Нужно дать время малышу приспособиться к новым реалиям, пройти процесс адаптации к одноклассникам и учителям, и привыкнуть к урокам.

Даже в том случае, если вы думаете, что ребенок привык, и у него все идет гладко, не спешите.

Малыш учится с удовольствием, у него появились друзья, и остается свободное время? Вы готовы занять его какими-то полезными занятиями, и это верное решение. Но подходите ко всему с умом. Следуйте нескольким советам, и все будет спокойно:

  • Не загружайте ребенка сверх нормы: если весь его день будет расписан по минутам, то в итоге он получит не новые знания, а нарушенную психику и хроническую усталость;
  • Общее число всех дополнительных занятий и время, затрачиваемое на них, зависит исключительно от индивидуального склада ребенка. Для обычного школьника это: не более 2 раз в неделю в будни + 1 раз в выходной. Рассчитывайте и расстояние от дома. Регулярные поездки с одного конца города в другой могут вымотать кроху.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, то можете попробовать записать его в несколько секций сразу: он перепробует все, и остановится на каком-то одном занятии.
  • Если же ваш малыш, напротив, спокойный и усидчивый, то лучше сразу записать его только в 1-2 кружка, иначе, с ростом нагрузки в школе, ему будет сложно концентрироваться на чем-то одном.
  • Перерыв между школьными уроками и дополнительными занятиями должен составлять не менее 1 часа.

Норма времени для занятий в кружках и секциях: это стоит запомнить

Количество уроков и затрачиваемое на них время зависят от возраста ребенка. Об этом нужно помнить не только родителям, но и учителям, преподавателям детских клубов и спортшкол.

Занятия в кружках и спортсекциях должны начинаться в 8:00-9:00 утра. Время завершения зависит от того, сколько лет ребенку:

  • не позднее 20:30 – 6-10 лет;
  • не позднее 21:00 – с 10 лет.

Уроки в допучреждениях могут проводиться в любой день недели и месяца (сюда входят каникулы и выходные дни).

Максимальное количество допуроков в неделю и продолжительность по возрастам:

  • дошкольники – 2 урока в неделю, до 35 минут;
  • маленькие школьники (6-10 лет) – до 4 уч. часов в неделю (1 уч. час – 45 минут);
  • школьники постарше (10-14 лет) – до 6 уч. часов в неделю (2 раза в неделю);
  • старшие классы (15-17 лет) – до 10-12 уч. часов в неделю (3 раза в неделю).

Если вы отдали ребенка в 2 кружка сразу или более, то нельзя заниматься в один и тот же день по одному и тому же направлению (например, это относится к спортивным тренировкам).

Практическая часть занятий не должна занимать больше 60-70% от всего урока. А непрерывное течение практической работы не должно превышать следующих нормативов:

  • 4-6 лет = не более 5 минут;
  • 7-9 лет = не более 7-10 минут;
  • 10- 11 лет = не более 10-13 минут;
  • 12-12 лет = не более 15-18 минут;
  • старше 14 лет = не более 20-25 минут.