Вербное Воскресенье. Рассказ детям. История праздника и обычаи

В первый день апреля 2018 года мы будем отмечать праздник Вербного воскресенья. Разумеется, самую главную традицию мы знаем: в этот день всегда приобретают свежие ветви вербы, освящают, ставят в вазы по всему дому, а еще дарят знакомым, близким, друзьям и родным. На самом деле этой доброй традицией празднование Вербного воскресенья не заканчивают. Этот день богат своей историей, традициями, обрядами, приметами и поверьями. И о самых распространенных из них поведаем прямо сейчас.

История праздника Вербное воскресенье

Историю, связанную с празднованием Вербного воскресенья, знают практически все. Спаситель ровно за неделю до гибели и воскресения въезжает в главный город еврейского народа – Иерусалим. Причем приехал он не на коне, а на ослике – животное, считающееся символом мира и скромности. Восторженная толпа приветствует Мессию и стелет ветви пальмы прямо по ходу его движения.

Но мы живем в стране с северным климатом, как и многие другие народы. Вот почему в наших широтах принято приобретать не пальмы (да и где их можно достать в апреле?), а веточки ивы с распускающимся почками – вербы. Эти ветви считаются символами возрождения, приятного дыхания весны, которое символизирует новые надежды и успех во всех начинаниях.

Конечно, первое, что делают в этот день – приобретают вербы и относят их в церковь, чтобы освятить. Традицию можно разделить как верующим, так и неверующим. Ведь не будет ничего дурного просто насладиться атмосферой праздника и отправиться в церковь прямо с утра. Такой сценарий приятно удивит и порадует вас и ваших близких, да и освященные вербы, верим мы в это или нет, создают особое настроение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Руси праздник стали отмечать в X веке. Учитывая, что наша страна образовалась в IX столетии, можно сказать, что обычай празднования Вербного воскресенья существует почти столько же, сколько живет Российское государство.

Обряды, связанные с вербами

Разумеется, главный символ праздника – это ветви вербы. Как только вы принесете их домой, нужно непременно поставить в светлые вазы по всей квартире. В каждой комнате должно стоять по пучку вербочек. Люди верующие всегда имеют в доме хотя бы одну икону, помещая ее в особом уголке, где можно помолиться и просто мысленно отдохнуть от насыщенного жизненного ритма.


В таком случае веточки вербы будет более, чем правильно, разместить рядом с иконой. Это прекрасно оживляет помещение – ведь вербы могут хорошо украсить икону и настроить всех домашних на празднование Вербного воскресенья. Кстати говоря, у верующих существует обычай хранить ветви рядом с иконой в течение всего года – ровно до того момента, как придет время заменить их свежими вербами. А старые ветки вербы всегда нужно сжигать, поскольку в них скапливается негативная энергия, которую они стараются убрать ото всех, кто в доме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ветвями вербы лучше запастись с избытком. Их традиционно развешивают по всем углам комнаты. Сегодня мы можем дать объяснение подобному подходу: именно в углах скапливается негативная энергетика. Она не несет особого вреда здоровью, но в любом случае лучше очистить помещение, чем оставить все как есть. Убедиться в том, что это правда, можно с помощью обычной церковной свечки. Зажгите ее и поднесите в любой угол. Обратите внимание на пламя – оно начнет коптить и может даже немного потрескивать.


Как празднуют Вербное воскресенье — традиции

В наши дни можно встречать праздник всей семьей. Такие радостные мгновения хочется разделить с домашними, уделить внимание детям, а самое главное – одарить своим участием всех тех, кто живет одиноко. Сотворить маленькое чудо – это очень просто. Порой можно просто пойти в гости к тому, кто уже давно вас ждет, и преподнести нуждающемуся подарок.

Конечно, стоит навестить своих родных, друзей, милых сердцу людей. Дарите по красивому обычаю вербочки, делайте символические подарки на счастье. Ведь самое главное – это даже не символ, а наша вера, искренний настрой на добрые мысли и планы.

А вот еще несколько интересных особенностей, как встречают праздник Вербного воскресенья в наши дни:

  1. Тем, кто соблюдает пост, разрешается послабление: можно употреблять любые блюда из рыбы.
  2. Если же вы не поститесь – ничего страшного. Но важно иметь в виду, что злоупотребление пищей и тем более спиртным в такой светлый день нежелательно. Лучше всего провести праздник с ясной, чистой головой. Тем более что поводов для веселья предостаточно и в другие дни. Допускается выпить немного хорошего красного вина – пожалуй, это самый уютный и семейный напиток.
  3. А среди кулинарных традиций можно вспомнить один интересный обряд, следы которого теряются в глубине веков. На Руси было принято запекать мучные шарики с кусочком вербы внутри (просто в тесто клали саму почку и запекали). Конечно, вместо маленьких колобочков можно создать любую выпечку. Почему бы не порадовать детей и не поиграть с ними? Положите немного почек в 3-4 булочки – пускай домашние ищут, кому что достанется.


И последний совет. В такой светлый день, как Вербное воскресенье, не стоит заниматься напряженными делами, долго прибираться в доме, наводить порядки. Разумеется, в крайних случаях, когда нужно срочно что-то сделать, это допускается. Но чтобы почувствовать праздник, лучше всего приготовиться к нему заранее, чтобы в это весеннее воскресенье уделить внимание семье и хорошо отдохнуть.

На рыбу;

Связан с Страстная седмица и Пасхой Вход Господень в Иерусалим на Викискладе

Вход Госпо́день в Иерусали́м (церк.-слав. Вхо́дъ гдⷭ҇ень въ і҆ерⷭ҇ли́мъ ) - христианский праздник , отмечаемый в воскресенье («неделю »), предшествующее Пасхе , то есть в шестое воскресенье Великого поста . Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа , описанному во всех четырёх Евангелиях . В православии входит в число двунадесятых праздников .

Другие названия

Праздник имеет несколько названий - Неделя ваий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων , церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй , лат. Dominica in Palmis de passione Domini )

Празднуемое событие

Описание в Евангелии от Матфея

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. ).

Описание у других евангелистов

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами , о нём повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе).

Описание событий, которое дают Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы , рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают, что он (ослёнок) надобен Господу.

Значение

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Русская икона XIV века

Восточные славяне освящённым вербам придают особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов .

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил» , «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья» , «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» , «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут» , «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» , «Не верба бьёт, а старый грех» .

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вход Господень в Иерусалим. Богослужебные указания для священнослужителей. // Сост. протоиерей Виталий Грищук. - СПб.: Санкт-Петербургская правосл. дух. акад., 2013. (в формате iBooks).
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий . - Русский купец, 1996. - ISBN 9785882040474 .
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - М. , 1879. - Т. 2.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. - М. : МСП, 1999. - 464 с. - ISBN 5-7578-0066-6 -1.
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 336-338. - ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б.Н. Путилов. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 342 с.
  • Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле / Миф и литература древности. - М. : Вост. лит., 1998. - С. 623-665.

Ссылки

  • Вход Господень в Иерусалим // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • А. А. Ткаченко, Диак. Михаил Желтов, Н. В. Квливидзе. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2005. - Т. X. - С. 38-51. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-016-1 .
  • Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений
  • Вход Господень в Иерусалим и Вербное воскресенье в русской живописи

Ветви обязательно нужно освятить в храме

Вербное воскресенье в России выпало на 1 апреля. Перед тем, как испечь кулич и покрасить яйца, православные приносят в свои дома веточки вербы. Этот символ заменяет пальмовые ветви, которых в нашем климате, увы, не найти - символ входа Господа в Иерусалим. Как правильно провести Вербное воскресенье, нам рассказал настоятель Елоховского собора, отец Александр Агейкин.

Вербное воскресенье - это воспоминание о входе Господнем в Иерусалим. Основной смысл праздника - это попытки осмыслить происходящее: иногда мы встречаем Бога всем сердцем, а потом от него отворачиваемся. Те же люди, которые встречали Иисуса на входе в город, срезали ветви пальм и стелили ему под ноги свои одежды, как царю, – они же через три дня кричали «Распни, распни!»

Вот и наша жизнь - такая же. Вроде бы все - христиане по крещению, но часто поступаем совсем не по-христиански. Поэтому этот праздник - повод всем нам задуматься о своей жизни.

Веточки вербы, которые мы приносим в свои дома, должны напоминать - как раз о том, что нужно постоянно помнить о Боге. Сами по себе они, конечно, не имеют никакого мистического значения. но то, что ты приносишь из храма, становится в какой-то степени святыней - отсюда и появляется благоговение. Но не нужно наделять эти ветви никакими особыми свойствами. Иначе получается уже магия, не имеющая отношения к христианству.

– Вербные веточки продаются на улицах, в переходах еще с начала прошлой недели. Есть ли разница: принести ветвь в дом накануне праздника или заранее?

Люди должны прийти с вербой в храм, на службу - как на встречу со Христом. Есть особая молитва на освящение вербы, именно благодаря ей простая веточка становится святыней, напоминающей о нашем отношении к Богу. Если просто купить вербу на улице и поставить дома, она не будет иметь никакого отношения к празднику, кроме символического. Получается как будто выполнение плана: «Нужно поставить веточку». Но это не правильно. Это то же самое, что пойти купаться в проруби в Крещение, но не бывать при этом в храме.

– Когда вербу надо освятить?

В субботу, за вечерним богослужением - на всенощном бдении, причем в определенный момент. Но мы понимаем, что не у всех есть возможность прийти в субботу, священники идут на встречу и разрешают в течение воскресного дня всем приходящим тоже освятить веточки.

– Потом вербные веточки можно хранить дома сколько угодно?

Обычно их хранят в течение года - до тех пор, пока не поставят вместо них свежие. Их ставят рядом с иконами. Когда вербы собираются менять, старые надо сжечь: следует относиться к ним с благоговением, а не просто как к мусору. Это святыня, которая была в храме. Тут примерно тот же принцип, что и со святой водой в Крещение. Все это вещи, которые сопровождают нас в течение богослужебного года - от Пасхи до Пасхи.

1 апреля 2018 года все верующие православные будут отмечать большой праздник – Вербное воскресенье. У этого праздника нет фиксированной даты. В каждый год это будет разное число, а по церковному календарю – шестое воскресенье Великого поста. В этот день, по библейским сказаниям, Иисус Христос въехал в Иерусалим. Данный вид праздника относится к двунадесятым. Вербным православные люди называют этот праздник, потому что это самое распространённое и доступное растение на Руси.

Если верить библейскому сказанию, когда Иисус въехал в Иерусалим на осле, жители устилали ему путь пальмовыми ветвями. Так как в российских широтах пальмы не растут, их заменили на более символическую вербу. Первое упоминание в исторической литературе произошло в 4 веке.

В чем суть Вербного воскресенья?

Данный праздник отмечают православные, католики, а также некоторые протестанты, то есть, он охватывает несколько вер. В этот день происходит ночная служба, в это время люди молятся и прославляют въезд Иисуса в Иерусалим. Затем утром происходит молебен для того, чтобы освятить ветки вербы. Те люди, которые хотят, чтобы веточки получили магическую силу, держат их в руках, и окропляют святой водой.

Данные ветви очень символичные, помимо того, что люди хранят их в доме возле икон, если умирает человек, в руки также ему кладут ветки вербы. Считается, что после того, как человек попадет в Царствие Господне, он покажет эти ветки Иисусу, тем самым показывая ему свое поклонение.

Традиции и обычаи праздника

Обычаи славян в этот день тоже очень интересные. Родители ходили святить ветки вербы в церковь, детки в этот момент сладко спали дома. Мама с папой по приходу легонько били деток вербой, веря, что они не будут болеть. Сохраняя веточки в доме, хозяева надеялись, что этот атрибут поможет защитить не только деток и всех членов семьи, а также домашнюю скотину, птицу, живность, которая находится во дворе. Можно было нарвать вербу самому, но традиционно вся семья ходила на так называемый «вербный базар».

Деткам приобретались очень красивые игрушки, вкусные сладости, также на территории такого базара можно было найти очень красиво оформленные букеты с вербой, перевязанные лентой, необычно украшенные. Символическим было прикрепление к букету бумажного ангела, которого в народе называли «вербный Херувим». Сейчас в воскресенье по традиции тёщи приходят в гости к своим зятьям, вручают им пучок вербы, для того чтобы у них в доме было всё хорошо. Неофициальная версия данного праздника – наступление весны, пробуждение, потому что верба – одно из первых растений, которое распускает свои почки, что сигнализирует о начале нового цикла природы.

Категорические запреты в этот день

Что нельзя категорически делать в этот праздник – так это пытаться освятить искусственную вербу. Если вы не нашли подходящее дерево или не приобрели веточки, лучше просто послушать службу и прийти домой, полным сил и энергии, чем освящать пластик. Также желательно не расчесываться в этот день, хотя, конечно, в наше время это практически нереально. Раньше женщины старались оставить в этот праздник свои волосы в покое. В этот день также нельзя чревоугодничать, так как все еще продолжается пост, и ни в коем случае нельзя об этом забывать.

Собирайте веточки, отправляйтесь в церковь, и помните – верба является одним из сильнейших оберегов.

Поздравление с Вербным воскресеньем, видео

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением . Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.

Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: "... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками — В.С.), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани". Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.


Конечно, никто сейчас не будет нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

Приметы праздника

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.