Первый лифчик история. О нижнем белье и о том-сём. Нижнее белье Римской империи

Появление бюстгальтера имело огромное значение: он освободил женщин от корсета, многие века наносившего непоправимый вред здоровью.
Сложно назвать точную дату изобретения этой неотъемлемой части женского интимного туалета.
Дело в том, что за историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз. Уже в эпоху Античности женщины носили вещи, похожие на бюстгальтер.
На древних исторических памятниках, дошедших до нас, женщины изображены с обнаженным бюстом.
Во время раскопок захоронений, которые проводились в окрестностях Сузы, были найдены "покрывала" для груди. Но ничто не указывает на то, что этот предмет одежды женщины носили регулярно. Возможно это всего лишь одна из деталей погребального наряда.


Крит

Примерно в 2100 году до Рождества Христова женщины носили открытый до пояса лиф, который оставлял грудь обнаженной.
Костюм дополнялся кусочками кожи, которые визуально стройнили силуэт и делали грудь более объемной. К этому периоду можно отнести появление корсета.


Египет

Во втором тысячелетии египтянки носили что-то наподобие рабочей блузы, которая, не прикрывала грудь, а оставляла открытой, подчеркивая ее красоту.


Греция

Гречанки надевали корсет, который был зашнурован под грудью и оставлял ее неприкрытой. Так как ношение корсета и кринолина было запрещено, женщины одевали apodesme - небольшую ленточку, которую завязывали вокруг торса и которая поддерживала грудь во время передвижения. Со временем женщины начинают носить mastodeton - более узкий вариант apodesme. И в зависимости от того, на каком участке тела она крепилась, ее называли zona, strophium или cingulum.

Рим


Женщины Рима переняли у гречанок apodesme, изменив только название на mamillare, fascia, capitium и toenia. Fascia носили девушки, чтобы сдерживать рост груди. При помощи Mamillare утягивалась слишком пышная грудь. Наконец, Storphium служила только для поддержки груди.


Франция

На Триумфальной Арке можно увидеть одну фреску с изображением галльских женщин с голым торсом, одетых только в длинную юбку. Только после завоевания Галлии Цезарем, женщины стали носить бандо.
В 12 веке в моде появилась basqine (юбка национального костюма басконок), которая является разновидностью корсета из жесткой ткани, сдавливающей талию.
Век спустя на корсет надевали лиф.
В 14 веке пояс становится очень широкий и служит уже для поддержания груди. Тем не менее, этот аксессуар носят немногие женщины, так как в некоторых регионах Франции он запрещен.
Страсбургское постановление 1370 года требует, чтобы "все женщины поддерживали грудь либо рубашкой, либо зашнурованным платьем". Во время правления Карла VII на грудь надевали треугольный отрез и легчайший газовый платок - gorgerette. Корсет же считался очень тесным, и его ношение было опасно деформацией грудной клетки. Амбруаз Паре впервые заметил, что ребра деформируются настолько, что задевают и атрофируют легкие.
После революции 1789 года корсет резко вышел из моды. Это было обосновано философскими и эстетическими доводами - подражание античности и тезисом Руссо о возвращении к природе. Грудь поддерживается косынкой, перехваченной под грудной клеткой.

Во время правления Наполеона под платье надевали корсет "A la Ninon". Но мода того времени вносит свои коррективы: корсетник Леруа изобретает первый корсет на косточках.
Бюстгальтер изобретали несколько раз. В современном понимании он появился в 1889 году, когда Эрмине Кадолль выставила в своей корсетной мастерской изделие, получившее название "le Bien-Etre", что в переводе означает "благополучие". Чашечки созданного бюстгальтера поддерживали две сатиновые ленты, а сзади вся эта конструкция прикреплялась к корсету.
В 1903 году в Парижской медицинской академии был опробован первый в мире бюстгальтер, автором которого была женщина-врач Гош Саро. Она изготовила его, разрезав пополам корсет: верхняя половина стала бюстгальтером, нижняя - поясом. Незадолго до этого Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освободивший грудь и живот женщины и опиравшийся лишь на бедра.
ХХ век, а особенно период после 1-ой мировой войны - время свободы нравов. Женщины чувствуют себя очень комфортно в той одежде, которую носят. Корсет становится мягче и, в конце концов, повсеместно заменяется на бандо в форме бюстгальтера, которое женщины носили в Античности. В 1932 году форму бюстгальтера изменяют, акцентируя внимание на глубине чашек. В будущем великие кутюрье, такие как, например, Поль Пуаре, введут в моду бюстгальтер, как аксессуар женского белья, рекомендуя клиенткам носить его на голом теле.

США

На первых порах бюстгальтер довольно робко завоевывал позиции. Спустя десять лет после Гош Саро в Америке он был изобретен заново, и это было воспринято как открытие. В 1913 году одна из светских дам Америки, прямой потомок изобретателя парохода Фултона, Мэри Фелпс Джекобс,

заставила свою горничную изготовить бюстгальтер из двух носовых платков и двух розовых ленточек. Собственно бюстгальтер состоял из эластичных полос шириной 3-10 см., число которых можно было менять


в зависимости от объема груди.
Она запатентовала свое изделие в 1915 году, дав ему название "бесспинный лифчик". Вначале бюстгальтер не пользовался успехом, но третий муж изобретательницы служил в корсетной фирме. Он предложил новинку своим хозяевам, которые благополучно приобрели изобретение Мэри Фелпс за пятнадцать тысяч долларов (огромные деньги по тем временам). А много лет спустя прародитель бюстгальтеров был оценен уже в 15 миллионов долларов.
Постепенно конструкция бюстгальтера совершенствуется. В 1935 году изготовители бюстгальтеров придумали подушечки, вставляющиеся в бюстгальтер и придающие женской груди пышность. В этот же период была введена нумерация чашечек от А до D.
В 1942 году у бюстгальтера появляются регулируемые бретели. А в 1986 в США открывается музей белья. В 1992-1994 годах был изобретен приподнимающий грудь "чудо-лифчик" -Wonderbra - так назвало его британское издание журнала "Vogue".
В настоящее время многие модельеры усердно трудятся над усовершенствованием бюстгальтеров. Чего только не придумали они за последние годы: бесшовные бюстгальтеры, облегающие тело как вторая кожа, электронные бюстгальтеры для проведения маммографических исследований, бюстгальтеры с кранами для перекрытия грудного молока или бюстгальтеры- апликаторы, состоящие из одних чашечек.
Будем надеяться, что это не предел и нас еще удивят новыми конструкциями, материалами, дизайном. История продолжается!

В этой статье речь пойдёт о важной для каждой женщины детали гардероба - бюстгальтере. Он появился в глубокой древности, и в процессе эволюции своей формы обрёл тот вид, с которым мы знакомы сейчас. История его трансформации насчитывает больше двух тысячелетий. Об этом читайте далее.

Женщины античной цивилизации носили полоски ткани или кожи, которые слегка поддерживали грудь снизу и утягивали её. Это делали, потому что женская фигура должна была выглядеть стройной, округлые формы были не в моде . В то время существовал культ женщины с маленькой грудью. Вспомните античные статуи – Венера Милосская, Ника Самофракийская - эталоном красоты была умеренность во всём.

Сейчас девушки с 1–2 размером лифчика атакуют клиники пластической хирургии, увеличивая бюст до неимоверных размеров, а гречанки и египтянки в давние времена утягивали его потуже, дабы выглядеть по-мальчишечьи стройно.

Повязки, которыми обматывали бюст, выполняли разные функции. В зависимости от этого применялись различные варианты:

  • фасция служила ограничителем формирования груди молоденькой девушки;
  • мамилляр утягивал отяжелевший бюст зрелой женщины;
  • строфия служила для поддерживания его снизу;
  • капития и тения делали фигуру стройнее.

Важно! Интересный факт – в древних цивилизациях большой бюст считался признаком низкого происхождения девушки. Такую грудь «прощали» только простолюдинкам. Все остальные женщины стремились уменьшить свои формы.

Кто его изобрёл?

Доподлинно неизвестно, кто изобрёл все эти «приспособления» для сокрытия груди. Очевидно, что они различались размером, материалом или ещё какими-то деталями, иначе не назывались бы по-разному.

В разрушенных Помпеях на фресках археологи обнаружили изображения женщин с подобными повязками для бюста. На одной из вилл Сицилии есть фреска с изображением девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями в костюмах, которые сейчас бы назвали нижним бельём – трусах и нагрудных повязках.

На древнеримской амфоре V века до н. э. сохранилась мозаика с сюжетом одевания богини Афродиты. Мифические летающие существа помогают ей надеть строфию.

Наступившее мрачное Средневековье диктовало свои законы. Женщины уже не были свободны, как римлянки или египтянки. Бюстгальтер, даже в его примитивном античном виде, уже не носили. Вместо него стали надевать тяжёлый корсет, имевший металлическую горизонталь для поднятия бюста.

Диктовавшие моду испанцы вообще предпочитали видеть женскую фигуру практически плоской. Девочек с раннего возраста заставляли носить корсет из свинца, в результате этого грудь не развивалась.

Что собой представляли старинные лифчики?

В XXI веке в одном из замков Австрии археологами была обнаружена любопытная вещица – самый древний из всех сохранившихся бюстгальтеров. Специалисты его изготовление относят к середине XV века. Но, несмотря на такой солидный возраст, в истлевшем экземпляре угадывается достаточно современный крой, мало отличимый от моделей, которые носили в XX веке.

Когда появилась первая в мире модель?

1889 год по праву может считаться революционным в истории бюстгальтера. В Париже на Всемирной выставке - а в те времена это было грандиозное событие – была представлена первая модель, отдалённо напоминающая современный лифчик . Переворотом можно было считать призыв отказаться от неудобных корсетов в пользу «le Bien-Etre» (переводится как «благополучие»), придуманном француженкой Эрмине Кадоль.

Событие не прошло незамеченным. Через два года предприимчивый немец Хуго Шиндлер представляет свою модель, а в 1899-м немецкая швея Кристина Хардт получает патент на пошив этих изделий.

Представленный француженкой Кадоль бюстгальтер состоял из двух текстильных чашечек с бретелями. Конусы соединялись посередине лентой и крепились сзади к корсету. А вот через 10 лет это уже запатентованная «женская фуфайка», где укреплённые чашечки для груди держатся на лямках. Теперь французы считают лифчик своим изобретением, а немцы уверены в своём авторстве.

Так или иначе, но такое длинное обозначение не могло употребляться в качестве названия. А как правильно называется этот предмет гардероба в русском языке?

Бюстик, лифчик, бюстгальтер? Называем правильно

Из немецкого языка пришёл термин «бюстенхальтер» - бюст (грудь) + хальтер (держать). Бюстгальтер – обрусевшая, ассимилировавшая форма иностранного словосочетания, передающего суть предмета . Русский народ, как большой любитель сокращать слова и прицеплять к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, переделал длинное немецкое слово в понятное, короткое и нежное - бюстик.

Лифчик обозначает ту же вещь, но это в корне неправильно. Лиф – это верхняя часть платья от плеча до талии. Лифчик – предмет гардероба в виде жилетки с задней застёжкой, к которому у детей крепились чулочки, пока не придумали колготы.

Важно! Самый правильный термин – бюстгальтер, остальные два лишь разговорные варианты. Возможно, слово «лифчик», изменившее своё значение, когда-то будет признаваться литературной нормой, но пока – нет.

Как менялась его форма со временем?

Прежде чем бюстгальтер приобрёл форму, знакомую нам, он прошёл путь длиной в целый век:

Как одежда меняла вид груди и образ жизни женщин. Вместе с изобретением бюстгальтера мы получили больше свободы. На протяжении своей почти 150-летней истории он, так же как и его предшественник корсет, менялся в согласии с требованиями социума. В обществе, где у женщин появилось право голоса, выбирать белье под свою фигуру, образ жизни и представления о сексуальности стало проще.

Первый пуш-ап

В Лондонском Музее наук хранится модель первого бюстгальтера , предназначенного для увеличения груди. Плотные чашечки белья 80-х годов XIX века и пара круглых вкладышей несли примерно тот же функционал, что и сегодняшние Wonderbra. И если сейчас ношением лифчика-обманки никого не удивишь, то 250 лет назад это было новаторством и требовало определенной изобретательности и даже смелости. До 1907 года, когда в американском Vogue появился первый бюстгальтер, ношение этого белья было исключительно частной историей: бюстгальтеры шили на дому или в частных ателье и доступны они были лишь самым богатым и решительным.

Первый запатентованный бюстгальтер

Множество модельеров начала XX века заявляли о своей причастности к изобретению бюстгальтера. Невозможно доподлинно выяснить, кто же был первым, но абсолютно точно можно сказать, что первой запатентовать лифчик догадалась в 1910 году жительница Нью-Йорка Мэри Фелпс Джекобс. Началось все с того, что Джекобс не хотела провести очередной бал, задыхаясь в плотном корсете. В качестве замены ему Джекобс придумала простую конструкцию, состоящую из розовой атласной ленты и пары шелковых носовых платков. Сшить все в единое целое было доверено горничной. Позже на основе этой модели был разработан один из первых универсальных бюстгальтеров, позволяющий женщинам заниматься спортом, жить активной жизнью, дышать полной грудью, чувствовать себя свободными. Мэри Фелпс Джекобс продавала патент Warner Corset Company за $1500. Если бы она выбрала лицензионные отчисления, то могла бы озолотиться - компания за несколько лет заработала на массовом производстве бюстгальтеров 15 миллионов долларов.

Бюстгальтер Sweet Dreams

В 50-е на смену жестким конусообразным бюстгальтерам с жесткой чашкой пришли более мягкие и приятные в носке. Первой моделью такого рода стал лифчик Sweet Dreams. Его изначально позиционировали как модель, которую можно (и, по мнению создателей, нужно) носить 24 часа в сутки, чтобы спасти форму молочных желез. Сегодня польза бюстгальтера в профилактике обвисания груди ставится под вопрос. Есть мнение, что от постоянного ношения бюстгальтера мышцы груди теряют тонус. В 50-х об этом еще никому не известно, все смотрят фильмы с юной Брижит Бардо и хотят модель Sweet Dreams «как у нее».

Секретный бюстгальтер Мэрилин Монро

Ставка, сыгравшая на Монро два раза. Первый – за счет проходной комедии «Зуд седьмого года» (1955), которая, однако, вошла в историю за счет сцены с развевающимся над вентиляцией метро белым платьем с американской проймой. Бюстгальтер отвечал за внушительный объем лифа и соблазнительную ложбинку в вырезе. Второй раз - в 2009 году, когда на аукцион выставили бюстгальтер, в котором, по всей видимости, Монро снималась в этом фильме. Модель с дополнительными двойными лямками, каркасом из проволоки и увеличивающими объем чашечками объяснила, почему на фото в обнаженном виде и в одежде размер груди разительно отличался. Последнее сделало Монро в наших глазах простой земной женщиной, которая, так же как и многие, не была уверена в своих естественных формах и прибегала к различным ухищрениям.

Бюстгальтер «Анжелика»

В 60-е годы появляется модель Balconette («балкончик», фр.), она же Demi Cup. Жесткая конструкция на стальных косточках сделана таким образом, чтобы поддерживать грудь, оставляя ее при этом наполовину обнаженной. В СССР о ее существовании узнают благодаря фильму 1964 года «Анжелика, маркиза ангелов», после чего модель тут же получает имя в честь главной героини. На фоне невзрачной утилитарной продукции советской легкой промышленности, импортная «Анжелика» выглядит настоящим произведением искусства. Достать хотя бы одну модель «Анжелики» считалось большой жизненной удачей.

Первый спортивный поддерживающий топ Jogbra

Одни из первых моделей лифчиков, заменивших корсет, создавались в том числе для спортсменок, которым в новой модели белья было гораздо свободнее. Однако спортивный поддерживающий топ Jogbra, в том виде, каким мы его себе представляем, изобрели в 1977 году Лиза Линдал, Полли Симт и Хинда Миллер. Изначально это была специальная модель для бега. Однако спустя несколько лет она же пригодилась последовательницам Джейн Фонды и ее аэробики. Сегодня инновационные больших компаний тестируют на движение груди при разных типах физической активности, шьют из технологичных материалов, чтобы топы держали форму после тысяч стирок. Спортивные бра удобны, технологичны, носить их можно как кроп-топ. Таким образом, спортивные бра постепенно вытесняют привычные бюстгальтеры на фоне растущей популярности одежды для спорта (Activewear), которая становится повседневной.

Бюстгальтеры «Пуля» и «Конус» Жан-Поля Готье

Лифчик-пуля Bullet Bra был чрезвычайно популярен в Америке в 40–50-е. Виной тому образы пин-ап-героинь, призванных своей нарочитой сексуальностью и буквально торчащей грудью приободрять американских солдат в ходе Второй мировой воны. Позже в фильмах Хичкока то и дело можно наблюдать «опасных» героинь, чьи острые бюстгальтеры того и гляди разрежут ворс их мохеровых свитеров. Чтобы полностью заполнить нефизиологичную конусообразную форму чашечки «пули», девушкам приходилось набивать ее всем подряд - от ваты до носков. Однако самой запоминающейся версией «пули» стал ее камбэк в 90-е, когда Жан-Поль Готье подготовил для тура «Blond Ambition» в течение 1990 года Мадонны провокативную серию сценических костюмов, разрабатывая идею нижнего белья как верхней одежды. Готье трансформировал корсет из утягивающего предмета в символ сексуальной власти, представив женское тело в публичном пространстве не для сексуального возбуждения, а агрессивного самовыражения. Самыми запоминающимися предметами стали шелковый розовый и золотой корсеты с конусообразными чашечками. Вслед за Мадонной бюстгальтеры-пули и конусы начинают носить в качестве обычных предметов гардероба - поверх маек и блузок. Позже Готье и Мадонна не раз возвращалась к этой модели, показывая ее новые актуальные трактовки. В 1999 году марка белья в винтажном стиле What Katie Did возвращает Bullet Bra в промышленное производство. Тренд подхватывают модные марки и масс-маркет, и вот уже «пулю» можно купить в магазине Diesel и в универмаге Marks and Spencer.

Бюстгальтер Wonderbra

Hot Fantasy Bra

Бюстгальтер как арт-объект

Сложно выбрать какую-то определенную модель. Появилась целая волна артисток, самые яркие - Леди Гага и Кэти Перри, которые стали преподносить себя в гротескном стиле, а предметы гардероба, в том числе и нижнее белье, нередко трансформируются в их стиле из области секса в область современного поп-арта. Будь то лифчики-автоматы у Леди Гаги или чашки лифа в виде капкейков у Кэти Перри - все это ироничное осмысление власти, силы, аппетитности женских, простите за выражение, прелестей. Сексуальные красотки всем надоели? Окей! Доведем сексуальность до абсурда, сделаем символы самыми очевидными, а вторичные половые признаки - гипертрофированными. Посмеемся над собой раньше всех, чтобы другим было неповадно. Домашнюю версию такого выбора демонстрируют миллионы девушек по всему миру, предпочитая патетичному красному кружеву смешное хэбэ с изображением Спанч Боба или пончиков.

Для большинства представительниц женского пола лифчик является неотъемлемым атрибутом одежды. Сегодня существует огромное множество фасонов: это и классический, и балконет, и пуш-ап, и бюстье, и «Анжелика» (Demi Bra). Но мало кто из девушек задумывается, кто изобрел лифчик, в какой стране модницы впервые могли похвастаться новинкой гардероба, и главное, как он выглядел изначально.

Откуда произошло слово «лифчик»?

Слово «бюстгальтер» в переводе с немецкого «Büstenhalter» означает дословно «поддерживающий грудь». В современном русском языке часто используется разговорный вариант – «лифчик». Почему по-русски данная деталь гардероба называется так, а не иначе?

Само слово «лифчик» представляет собой уменьшительную форму слова «лиф». Под «лифом», согласно Толковому словарю Ожегова, понимается «верхняя часть женского платья», охватывающая грудь и спину женщины (стан). Слово «лиф» имеет нидерландское происхождение «lijf» и переводится как «корпус», «тело».

История происхождения

Период изобретения бюстгальтера охватывает сразу несколько вех человеческой истории. Знаменитая фраза «изобретать велосипед» лучше всего описывает процесс эволюции данной детали женской одежды. В наши дни точно ответить на вопрос, когда изобрели лифчик, не представляется возможным.

До н.э.

В одном из древних любовных посланий, написанном на папирусе и датирующимся VI веком до нашей эры, дословно написано: «Я мечтал бы стать лентой, стягивающей твою грудь». Дело в том, что в Египте были в моде упругие груди небольшого размера: такая форма свидетельствовала о «благородном происхождении» ее «носительницы». То есть уже в те далекие времена женщины носили полоски из кожи или ткани.

В Античные времена женщины тоже использовали некое подобие «лифчика» — специальные повязки, делавшие грудь плоской и упругой настолько, насколько это только было возможно. Женщины стремились достичь эффекта «умеренности», характерной для статуй Венеры Милосской или Ники Самофракийской. Внешний вид древнегреческого атрибута не дошел до наших дней. Однако на древнегреческой мозаике и одной из амфор, датируемой V веком до н.э., можно увидеть изображение строфиона – пояса из нежной кожи, подвязанного на груди. По сути, строфион – это и есть примитивный предшественник бюстгальтера: женщины надевали его как под одеждой, так и поверх специальной нижней туники («исподней»).

Древние римлянки под своими хитонами и туниками также носили строфионы, подчеркивающие «женские прелести». На фресках печально известного древнеримского города Помпеи археологи обнаружили изображения женщин с «предвестником» современного бюстгальтера. А в древнеримском жилище Армерина до нашего времени сохранилась великолепная мозаика, на которой изображена женщина с «нагрудной» повязкой (III в до н.э.)

В тот период времени в Риме существовало сразу несколько вариантов данной детали одежды:

  • fascia – повязка, препятствующая росту груди у юных римлянок;
  • mamillare – предназначена для стягивания бюста женщин зрелого возраста;
  • strophium – повязка для небольшого бюста, надеваемая для поддержки грудной клетки;
  • capitium и toenia – предназначенные для придания фигуре стройности и изящества.

XII-XVII вв.

А вот во времена Средневековья бюстгальтер на долгое время исчез из обихода. С XII в. и вплоть до первой половины XV в. женщины надевали под платья странные приспособления с металлическими или деревянными вставками-брусками для поднятия бюста. Но уже в 1550 году Екатерина Медичи, супруга Генриха II, изобрела всем известные корсеты. Французская королева принудила своих придворных дам облачиться в данное одеяние. Первые корсеты изготавливались из китового уса или кожи со вставками металла.

Если бы у современной женщины была возможность переместиться в Испанию XVI-XVII вв., то они бы пришли в глубокий шок от такого «обязательного атрибута». Металлические пластины буквально «пронизывали» тела испанок, вызывая постоянное головокружение и обмороки.

XIII в.

Только к середине XVIII века отношение модниц к корсету стало постепенно меняться, и уже к концу XVIII – началу XIX вв. ему на смену пришли легкие и свободные туники. В то время в моде были платья-рубашки (так называемые «платья-шемиз»), исполненные в стиле ампир. Женщины вновь смогли почувствовать свободу, а в обиход вернулись поддерживающие «нагрудные» пояса времен Афродиты.

Женское счастье продлилось недолго: уже через 30-40 лет, к 20-м годам XIX века, «осиная талия» снова стала «последним писком моды», однако корсеты приобрели несколько измененный вид. Прямая цилиндрическая форма конструкции трансформировалась в силуэт песочных часов: наступила эпоха барокко.

В конце 1840-х пышные рукава, характерные для «волны романтизма» 1820-1830-х, уступили место открытым плечам. Именно в это время появились те самые тугие утягивающие корсеты, ломающие ребра модницам. Если раньше функцией корсета была, в первую очередь, поддержка тела, а уж потом – формирование стройной талии, то в Викторианскую эпоху основной ролью этого элемента одежды стало создание узкого силуэта и поддержка массивной юбки с металлическими обручами. Корсет превратился в утягивающую конструкцию. Несмотря на весь индивидуализм эпохи, уже к 1850-м годам стал формироваться корсетный рынок: «неотъемлемые атрибуты» одежды пустили в массовое производство.

К 1870 году корсет приобрел такую бешенную популярность, что женщины использовали его не только на баллах, т.е. находясь в светском обществе, но и повсеместно (даже дома). И небогатые представительницы той эпохи сделали его частью своего повседневного костюма. Именно в то время медики забили тревогу за состояние женского организма: на саму идею насильственного стягивания силуэта обрушилась волна критики. Новые веяния привели к тому, что во второй половине XIX века появилась идея о создании «здорового корсета», которая достигла своего апогея в середине 1890-х годов.

Сторонницы суфражистского движения (за предоставление женщинам избирательного права и права собственности) выступали с лозунгами об искоренении практики ношения корсета. Эта идея – чуть ли не центральный тезис приверженок феминизма. Избавление от корсета стало главным символом равноправия и независимости на рубеже веков.

Кто изобрел бюстгальтер?

Феминистические настроения привели к созданию в 1889 году модели «le Bien-Etre», что дословно переводится с французского языка как «Благополучие». Это и есть первый бюстгальтер авторства Эрмине Кадоль, владелицы корсетной мастерской во Франции. Женщина представила на всеобщее обозрение интересную новинку – чашечки на сатиновых лентах, которые можно было крепить к корсету. Произошло данное событие 27.06.1889 г. на Всемирной выставке в Париже. «Полукорсет» позиционировался как поддерживающий «механизм», не изменяющий естественных очертаний и форм бюста женщины.

По одной из дошедших до наших времен легенд, постоянная клиентка пожаловалась Кадоль на то, что ношение корсета мешает играть в теннис, на что последняя решила «поэкспериментировать» и отрезала нижнюю часть конструкции. Однако историки считают подобную теорию происхождения лифчика не более чем красивой легендой.

Первый патент на производство бюстгальтеров был получен немецкой швеей Кристиной Хардт 05.09.1899 г. Жительница Дрездена дала забавное название своему экспериментальному образцу: «женская фуфайка на лямках с чашечками для груди». Поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, уроженка какой страны была «истинной изобретательницей» бюстгальтера: Германии или Франции.

Уже в 1914 г. Мэри Фелпс Джекобс в США получила патент под номером 1115674 на «бесспинный лифчик» (по-английски – «backless brassiere»). Фото моделей «brassiere» появились задолго до этого, в 1907 г., в журнале Vogue. Первые лифчики были выпущены под маркой Caresse Crosby. Несмотря на все попытки популяризировать «backless brassiere», идеалом женской красоты начала XX века оставалось длинное тело с узкой талией, что достигалось только при помощи утягивающего корсета из китового уса, а грудь поддерживалась подкладками или специальными муляжами.

Из-за малого успеха нового предмета дамского туалета Мэри решила продать патент компании Warner Brothers Corset за 1,5 тыс. долларов. Если бы она только знала, что производство лифчиков принесет братьям Уорнерам более чем 15 млн. долларов за первые 30 лет реализации, она бы точно не решилась на столь опрометчивый поступок. Успех братьев был достигнут благодаря стараниям кутюрье Поля Пуаре, который открыл новую эру в истории женского белья: одежда стала иметь более свободный силуэт, и корсет стал попросту не нужен.

Уже к 1916 году в журнале «The Lady magazine» была напечатана разгромная статья: ее автор призывал британок отказаться от «душных» корсетов в пользу удобных, современных и прогрессивных бюстгальтеров», которые в то время уже во всю носили любительницы высокой моды из Франции. В 1917 году на волне всеобщего ажиотажа Правительство США обратилось к американкам с просьбой постепенно отказаться от использования металлических деталей в нижнем белье.

В годы Первой мировой войны Правительство призывало женщин направить весь металл на нужды вооружения: отказ от корсетов принес американской армии около 28 тыс. т дополнительного металла. В свою очередь популярность лифчиков значительно возросла.

Стандартизация бюстгальтеров по размерам от A до D и создание особой модели для кормящих мам являются заслугой Иды Розенталь и ее мужа. Розенталь – уроженка Российской империи, эмигрировала в США, вышла замуж, и в 1922 г. основала вместе со своим избранником компанию Maidenform. В 1935 году был создан первый прототип push-up, или «бра». Maidenform придумали вставлять в чашечки бюстгальтеров специальные тканевые подкладки для придания формы и объема бюсту, а в 1942 году Розенталь смогла запатентовать регулируемую по длине застежку для выпускаемых моделей лифчиков.

В 1938 году стали все чаще использовать синтетические ткани, по большей части благодаря изобретению нейлона. Искусственные материалы позволили существенно снизить себестоимость производства бюстгальтеров.

История бюстгальтера перевалила на второй век. Он пересек столетний рубеж в прекрасной форме, переосмысленный и видоизменившийся, самое мощное оружие обольщения, фетиш из фетишей, но и предмет интимного туалета, необходимый, в силу своей практичности, миллиардам женщин, вне зависимости от моды и традиций.

Точная дата рождения бюстгальтера неизвестна. Бюстгальтер в виде повязки уже присутствует на мозаиках виллы Армерина (римская вилла на Сицилии, датируемая III веком н.э.).

В 1907 году, однако, журнал Vogue, под названием brassiere начинает публиковать фото и модели первых бюстгальтеров, которые мы можем назвать "современными". Американцы и англичане укоротили название, и появилось слово bra. Сначала по-французски бюстгальтер называли soutiens-gorge, "поддержка для груди" – и он весьма напоминал поддерживающий корсет. Он родился во Франции, но американцы его усовершенствовали и придали ему форму, сохранявшуюся на протяжении его векового существования.

В действительности, уже в 1889 году французская дама Эрмини Кадолль, богатая буржуазка, но одновременно с этим убежденная феминистка, представила на Всемирной выставке в Париже свое творение, очень походившее на модель, фото которой появились в 1907 году: две хлопчатобумажные чашечки, снабженные бретельками, иными словами, грудь была разделена посередине – настоящая революция. Но потребовались годы, чтобы окончательно были списаны со счетов китовый ус и другие орудия пытки.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby и уступила ее компании Warner за 1500 долларов: бюстгальтер без остова, через который грудь не просвечивала. Прототип она создала самостоятельно, использовав два платка и ленту, убрав жесткий корсет.

В 1917 году военная промышленность побудила американских женщин отказаться от бюстгальтеров, снабженных металлическими деталями. И это помогло сэкономить 28 тыс. тонн металла, что позволило построить целых два военных корабля.

До 1920-х годов преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform, которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками. Но в годы Второй мировой войны, благодаря изобретению в 1938 году нейлона, победу одержали синтетические ткани, которые стали использоваться ввиду отсутствия натуральных материалов – шелка, резины, хлопка.

50-е годы стали эпохой красивых женщин с привлекательными формами: пышная грудь после ограничений и страданий, связанных с войной. Появился бюстгальтер с вкладками, предок модели push-up. Даже Мэрилин Монро – мы это могли видеть, когда на последнем аукционе ее личных вещей было самым бесстыдным образом выставлено на торги ее нижнее белье – использовала знаменитые "рыбки", вкладки овальной формы, устанавливавшиеся внутри чашечек. Бюстгальтер – слово, которое следовало произносить тихо, стыдясь и краснея. В Италии в те годы мораль была в почете, и в каталоге Carosello в разряде слов, подвергавшихся цензуре, считавшихся "недостойными", значилось слово бюстгальтер.

Неистовые 60-е годы стали годами аутодафе. Грудь и бюстгальтер оказались вне закона, о чем свидетельствует успех модели, которая очень быстро стала примером: Твигги, анорексичная, изнуренная голодом, с грудью нулевого размера. В 1968 году феминистки сжигали свои бюстгальтеры на кострах – в прямом и переносном смысле. Подобное происходило, в том числе, и перед зданием, где проходил финал конкурса "Мисс Америка". В историческом костре чего только не было: подвязки, заколки для волос, пинцеты, воск для депиляции, туфли на шпильке – словом, все то, что считалось орудием подавления и инструментами пыток. Но самым главным символом дискриминации и неравенства полов был признан бюстгальтер.

Но отправленный на чердак в результате эмансипационных чисток, бюстгальтер уже вошел в наш обиход и в наше коллективное воображение, завоевав достойное место среди мифов и икон ХХ века. Бюстгальтер Маты Хари, хранившей в этом предмете туалета секретные документы. Бюстгальтер, или, правильнее сказать, бюстгальтеры миллиардерши Барбары Хаттон, у которой их было несколько сотен. Бюстгальтер Мэрилин Монро, рассказывавшей в фильме "Зуд седьмого года", что хранит свое нижнее белье в холодильнике. Бюстгальтер без бретелек великих див: черный с ленточкой – у Софи Лорен в фильме "Вчера, сегодня, завтра", в клеточку виши – у Брижит Бардо, красный и моделирующий форму груди – у Джины Лоллобриджиды. Бюстгальтер становится предметом провокации, но и пародии, достойной комиксов, в руках таких стилистов, как Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд. К их числу можно отнести и турбо-бюстгальтер в форме торпеды, представленный певицей Мадонной.

Все остальное – недавняя история, более того, хроника наших дней. Реабилитация, исследования, технический прогресс. Мы поняли, что бюстгальтер не только не подавляет, но, прежде всего, помогает, что это самый универсальный предмет нашего туалета, в большей степени союзник, чем враг, и не только в спортивном зале. В 1994 году появился Wonderbra, модель, которая помогает даже самым обделенным в смысле размеров груди. В том году началось использование самых передовых технологий в сфере производства нижнего белья. Конец второго тысячелетия и рассвет третьего отмечены триумфом пышной груди, настоящей или искусственной, увеличенной при помощи бюстгальтера или пластического хирурга.

Мы живем во времена такого сексуального и красивого белья, что грех прятать его под пиджаком. Моделирующие, с корректирующим эффектом – такие модели были показаны на днях на ежегодном Салоне нижнего белья в Париже. Промышленность каждый день предлагает нам все новые и новые модели и формы бюстгальтеров и продвигается в направлении "умного", если не говорящего белья. У нас появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который при желании можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер, снабженный микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес, – не случайно его называют "Армагеддон" и изготавливают из ткани, из которой NASA шьет костюмы для астронавтов. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтеры, делающие запах сигареты невыносимым, бюстгальтеры, сшитые из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.