Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка. Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Чудо – град
Светлана Быковская
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема : “Путешествие в страну Звукоречье”.
Цель : обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте .
Пр. задачи :
Образовательные :
Закрепить умение различать понятия : ”буква”, “звук”, “слово”, “предложение”;
Упражнять в составлении предложений, членением простых предложений на слова с указанием их последовательности;
Закрепить умение детей координировать свои движения;
Совершенствовать умения детей в составлении предложений по схемам;
Закрепить умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ и синтез.
Развивающие :
-развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание и быстроту реакции.
Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование : компьютер, проектор, презентация, текст письма в конверте, карточки с заданиями, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Какое у вас сегодня настроение?
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу) .Давайте его передадим нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? (дети : он стал большим) . Правильно, мы передали ему наше хорошее настроение им он стал большим.
Теперь у нас у всех хорошее настроение и все готовы активно заниматься. (дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель : Прежде чем начать занятие , я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.
Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо от королевы Грамоты из страны Звукоречье для детей подготовительной группы , то есть для вас! Прочитаем письмо?
Текст письма.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева Грамоты страны Звкоречья. Я узнала, что вы ходите в подготовительную к школе группу и уже выучили почти все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому я хочу пригласить вас в гости в свою волшебную страну Звукоречье, чтобы спасти нас от злого Буквоежки. Будьте внимательны, Буквоежка приготовил для вас много ловушек и испытаний. С нетерпеньем жду вас,приезжайте поскорее.
Королева Грамота.
Воспитатель : Дети вы готовы помочь королеве?
Дети : да готовы.
Слайд (королева Грамота)
Воспитатель : А вот и сама королева Грамота.
Но прежде, чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся , ответив на следующие вопросы :
В :Что такое звук?
Дети : звук - это то, что мы слышим и произносим.
В : Какими бывают звуки речи ?
Д Звуки речи бывают гласными и согласными.
В : Какие звуки мы называем гласными?
Дети : гласные звуки тянутся и поются. на схеме обозначаются красным цветом.
В : Какие звуки мы называем согласными?
Дети : Согласные звуки не тянутся, не поются.
В : Какими бывают согласные звуки?
Дети : согласные звуки бывают звонкими и произносятся с голосом и глухие произносятся без голоса.
Дети : Согласные звуки бывают твердыми, на схеме обозначаются синим цветом или мягкими звуками на схеме обозначаются зеленым цветом.
В : что такое буква?
Дети : это то, что мы видим, пишем и читаем.
В : что такое слог?
Дети : это маленькая частичка слова.
В : что такое предложение?
Дети : это несколько дружных слов.
Воспитатель :
Молодцы! Ну, а теперь мы вместе с королевой Грамотой отправляемся в страну Звукоречье.
(слайд ВОРОТА с буквами)
внизу написано задание :
Воспитатель :
Ребята посмотрите, это ворота в страну Звукоречье, чтобы попасть в страну вам нужно правильно расставить буквы. Гласные с правой стороны от ворот, а согласные с левой стороны. У каждого из вас есть листы с этим заданием. Выполняйте его очень внимательно.
(слайд ГЛАСИКИ И СОГЛАСИКИ) внизу надпись :
В : ребята, смотрите на экран, нас встречают жители страны Звукоречье Гласики и Согласики, они помогут нам составить фоторобот Буквоежки, чтобы мы могли узнать его. Перед вами на столах находятся листы в клетку. На них отмечена красная точка. Поставьте карандаш на красную точку и двигайтесь согласно моим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного хода!
Слайд фоторобот Буквоежки
Воспитатель : А вот такой фоторобот составили Гласики и Согласики. Теперь мы с вами знаем, как выглядит БУКВОЕЖКА
Отправляемся его искать!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Друг за другом мы пойдем,
Буквоежку мы найдем!
Слайд (составь предложение из слов)
Вот и первые следы оставленные Буквоежкой.
Он перепутал слова в предложениях. Нам нужно из слов составить предложение, соединив слова по порядку.
Какие предложения получились?
ПО ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ МОРЮ СИНЕМУ.
МАЛЫШИ ИГРАЮТ КУБИКАМИ МИШКОЙ И.
ПОРТФЕЛЯМИ ШКОЛУ УЧЕНИКИ ИДУТ С В.
Воспитатель : - Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
СЛАЙД (слово алфавит)
Ребята, убегая от нас Буквоежка рассыпал буквы давайте их соберем в слово и выполним его звуко-буквенный анализ.
(дети выполняют звукобуквенный анализ слова А Л Ф А В И Т)
Посмотрите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки) .
Воспитатель : Кто это ребята?
Буквоежка : Вы бродили по городу Звукоречье. Осмотрели его. Помогли гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще ни разу не проявили фантазию. Вот вам задание. Придумай и запиши предложения по схемам.
СХЕМЫ НА ЭКРАНЕ (с картинками)
Воспитатель : Буквоежка просит нас выполнить последнее задание и обещает навсегда покинуть страну.
Задание такое (слайд паровозик) нужно разделить слова на слоги и определить кто из животных в каком вагоне поедет?
А делить слова на слоги мы будем прыжками на месте.
Прошу вас подойти ко мне.
Итак, в каком вагоне поедет лиса?
Ребенок : лиса поедет во втором вогоне.
(После выполнения задания. На слайде королева Грамота.)
Воспитатель : Посмотрите ребята, королева Грамота благодарит нас за правильно выполненные задания и за то, что мы спасли страну от злого и коварного Буквоежки.
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. А сейчас давайте встанем вкруг, закроем глаза и вспомним наше путешествие. А теперь откроем глаза
В -Ребята вам понравилось путешествие?
В -А что вам понравилось больше всего?
Мне понравилось рисовать фоторобот
Мне понравилось делить слова на слоги
Мне понравилось составлять предложения по схемам
В-А какое задание было для вас самым трудным
Выполнять звукобуквенный анализ
В-Мне тоже понравилось как вы почти без труда справились со всеми заданиями. Молодцы!
Давайте нашим гостям скажем до свидания!
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи «Описание головных уборов на основе опорных картинок» (подготовительная группа) Тема: «Описание головных уборов на основе опорных картинок» Цель: формирование связной монологической речи. Задачи Образовательная: 1.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.
Тема: «Многонациональное Оренбуржье» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа Программное содержание: 1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями. 2. Осознавать и понимать идею басни. 3. Выражать своё.
Конспект занятия по развитию речи «Звуки [Ж] и [Ш]» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ЗВУКИ «Ж» и «Ш». Подготовительная группа. Организационный момент. – Добрый день, ребята! Как вы думаете,.
Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа) Конспект занятия в подготовительной группе. Цель занятия: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров,.
Сценарий образовательной деятельности по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие с капитаном Врунгелем» Цель: развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Задачи: упражнять детей в четком.
Цели: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.
Задачи:
- Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
- Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
- Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.
Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин про народные праздники, заучивание потешек, знакомство с народными пословицами и объяснение их смысла, знакомство с русскими народными играми, чтение литературы.
Ход занятия:
1. Вступление.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами отправимся на праздник.
Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.
Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» - переводится это слово, как «народная мудрость» .
У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!
На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
2. Воспитатель: -Ну хорошо, ребята, садитесь.
Есть такая пословица:
«Делу время, потехе час» .
Как вы её понимаете? (Ответы детей)
Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
Игра: «Угадай пословицу по картинке» . Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
- «Поспешишь- людей насмешишь» .
- «Скучен день до вечера, если делать нечего» .
- «Хочешь есть калачи- не лежи на печи» .
- «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок» . (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек) .
Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!
(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)
3. Загадки.
Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза, а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка) .
Затем дети загадывают загадки друг другу.
4. Физминутка.
Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Русская народная игра «Горелки» .
5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:
- кто быстрее пробежит в мешке
- кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной
- кто больше всех съест блинов
- кто перетянет канат и т. д.
- А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы.
Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.
Небылицы.
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки,
Сверчки- в смычки,
Комары в котлы,
Козёл- пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы) .
6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.
А игра называется «доскажи словечко» . Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.
- Петушок (золотой гребешок) - русская народная сказка.
- Кот (в сапогах) - Шарль Перро.
- Баба (Яга) - русская народная сказка.
- Царевна (лягушка) - русская народная сказка.
- Гадкий (утёнок) - Г. Х. Андерсен.
- Гуси (лебеди) - русская народная сказка.
- Жар (птица) -из сказки «Конёк –горбунок» - П. П. Ершов.
- Красная (шапочка) - Шарль Перро.
Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.
7. Дидактическая игра «Назови какой…»
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.
Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)
Полотенце из льна- льняное полотенце,
Ложка из дерева- деревянная ложка,
Варежки из шерсти- шерстяные варежки,
Воротник из меха- меховой воротник,
Балалайка деревянная- деревянная балалайка,
Солонка из бересты- берестяная солонка,
Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.
8. Итог занятия.
Воспитатель: -Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)
Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.» -А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются) .
Гимаева Эльмира Фанисовна
воспитатель детского сада МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №9
«Салават купере» города Азнакаево, РТ
Ход занятия:
Воспитатель:
— Доброе утро, ребята. У нас сегодня на занятии гости.
Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться. Мы сегодня с вами немного попутешествуем. (на чём люди могут путешествовать)
Отправимся в Чудо — град. (Город красивой и правильной речи) /картинка/
Красив наш город, вместо людей живут в нем буквы. В каком доме одна буква,
в каком, целая семья.
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
У нас с вами будут помощница. — Узнайте:
Ветерком прохладным вея
В сказку дверь, открыла …. / фея / / кукла /
Шли мы шли, и попали в замок волшебных превращений … / макет /
Впереди нас 2 кота шли. / картинки /
Коты как коты. Один хотел таким стать, чтобы в мышиные норы пролезать.
Он к мастеру — ИК
— зашел. / домик мастера /.
Вышел от этого мастера маленький, вроде мышки, КОТИК.
Второй мечтал с собаками за старые дела рассчитаться, он с мастером — ИЩ
— познакомился и подружился. / Домик мастера /. Вышел от второго мастера кот большого роста. Не кот, а КОТИЩЕ!
Давайте мы тоже к брату — ИК
— заглянем:
Был / картинка / - дом, а стал домик
Был / картинка / - мяч, а стал мячик
Был / картинка / - карандаш, а стал карандашик
Был / картинка / - стол, а стал столик
А теперь зайдем в гости к брату – ИЩ -:
У кота не усы, а усище не глаза, а глазище не нос, а носище не хвост, а хвостище не зуб, а зубище не кот, а котище. Отгадайте загадку:
Усище, когтище, зубищи, хвостище, А моется всех чище. / Кошка /
А теперь про ударение
Сочиним стихотворение:
Шутник он, невидимка — молоток
Тук — и ударил в слог
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
Пальчиковая гимнастика Замок.
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Кто открыть его бы смог. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Потянули. Движения сцепленные пальцами от себя, к себе
Покрутили Пальцы сцеплены,
Постучали Основание ладоней стучат друг от друга
И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в сторону
Скажем в рифму:
Игра «Подскажи словечко»
Я увидел на заре
Чудный замок на горе,
Но войти в него не смог –
На двери висит замок.
Какие здесь слова — близнецы?
Как сильный и тяжелый замок превратить в замок: / с помощью ударения /
Я скачу, скачу, скачу
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять.
Его верно применять
В слове замок я в начале
И в конце меня встречали
Только в слове уж замок
Это кто — то мне помог?
Кто это? / ударение /
Ударение, как волшебная палочка. Ударил ее по букве, и получилось совсем другое слово.
В нашем дворце есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство?
Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. В этих краях живет
злая старуха Завида.
Никого и ничего она не любит. Взяла Завида в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Завиды мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — о чудо — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой./
Грязное платье Завиды в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у Завиды стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /
Физкультминутка
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
На службе во дворце есть собака и конь волшебный — Конек — Горбунок.Закроем глаза и перенесемся в другой замок на Коньке — Горбунке. Нам для того, чтобы путешествовать в сказке, понадобится мармелад.
Мармелад из малины какой? малиновый
из клубники клубничный
из груши грушевый
из персика персиковый
из абрикоса абрикосовый
Попадаем в замок фантазии.
Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
1. на стеблях белеют чашки,
А в них нитки, и рубашки.
(хлопок — а слово близнец — хлопок)
2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис)
3. Мы для пильщика подставка
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй ты поставь — ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами –
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)
4.Купив жене кольцо в подарок
Сер Генри возвращался в замок
Ворота он открыть не смог
На двери висит замок.
(замок — замок)
5. Кто рыбу ловит на реке с тонкой удочкой в руке? / рыболов /
6. Сам летает? / самолет /
7. Паром ходит? / пароход /
8. Пыль сосет? / пылесос /
9. Мух морит? / мухомор /
10. Сам варит? / самовар /
Воспитатель достает сундучок и загадывает детям загадку:
Чок, чок, чок! Перед вами сундучок
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой
Чтобы отворить его.
Ответьте есть ли волшебство.?
Дети:
— Есть!
Воспитатель:
/ достает книги /- Ребята, книги это наше сокровище, знания, наше богатство.
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе.
Тема: « Посылка от Вини- Пуха.»
Цель: Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Задачи: 1. Учить образовывать притяжательные прилагательные;
2. прививать навыки слогового чтения;
3. расширять словарный запас;
4. воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу и к окружающему миру.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках на паласе.
Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. Какое настроение навивает на человека пасмурная погода?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?
Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.(Выполняют) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Доброе, весёлое, тёплое, ласковое, радостное…
Воспитатель. Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла?
Дети садятся за столы рассматривают и читают, вместе с воспитателем, конверт адресом .
Воспитатель. Адрес наш, а вот от кого она? Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до 10, и у вас получится слово».
Дети по карточкам составляют слово «медвежонок».
Воспитатель. От кого же посылка?
Дети. От медвежонка.
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что он нам прислал?
Открываем коробку, а там пустой горшочек и снежинки с заданиями.
«Здравствуйте ребята! Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще- смелые и дружные ребята. Я приготовил для вас игры, а ещё очень трудные задания. Если вы всё сделаете правильно, то по окончанию заданий горшочек станет полный. Ваш друг медвежонок Винни – Пух».
Воспитатель.Посмотрите все снежинки с номерами,достаём снежинку с цифрой 2 читаем: « Вы знаете сказку «Теремок», назовите всех животных по порядку: кто за кем подходил к теремку - и разложите карточки с изображением животных в том же порядке, а из букв составьте названия этих животных».
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Достаём снежинку с цифрой 2. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают по кругу, воспитатель кидает мяч всем по очереди и задаёт вопросы. – У медведя чей дом? – Медвежий.
У зайца чей дом? – Заячий.
У волка чей дом? – Волчий. и т. д.
Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что сейчас делает Винни – Пух?
Дети. Спит.
Воспитатель. Как вы думаете, что может сниться медведю?
Дети. Мёд, малина, река, солнце, зелёная трава…
Воспитатель. Хорошо ребята. Кто знает, у медведя чей хвост? (медвежий). Лапа у медведя чья? (медвежья) и т. д.
А вот и 4 снежинка и задание. «Кто помнит, на чём Винни – Пух решил добраться до дупла с мёдом?» (ответы.) Верно, я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их. На что они похожи и какого они цвета?
Дети рассматривают шары и затем спускают их со звуком « СС-СС-с!»
Воспитатель. Вот и 5 снежинка. Здесь так много написано… Слушайте внимательно вопросы.
Сколько рогов у 2 коров?
Сколько ушей у 3 мышей?
Каких камней нет в море?
Сколько орехов в пустом стакане? и т. д.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания медвежонка. Можно теперь открывать горшочек с подарками.
Дети открывают горшочек. В нём снежинки 2 цветов и записка: « Если вам понравилось то возьмите красную снежинку, а если нет – жёлтую». Дети разбирают снежинки.
Воспитатель. Ребята, давайте и мы приготовим Винни – Пуху подарки – нарисуем его портреты, а потом пошлём к нему в лес.
Дети рисуют портреты, устраивают выставку
Занятие окончено.
«Правильная сказка». Развитие речи в подготовительной группе детсада.
Программное содержание:
Закреплять знания об особенностях жанра сказки, развивать умение самостоятельно создавать художественные образы, совершенствовать умение сочинять короткие сказки;
упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов,
пополнять словарный и фразеологический запас за счет пословиц на морально-этическую тему;
формировать интерес к устному народному творчеству как народной мудрости, воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности на примере сказочных героев; воспитывать интерес к чтению.
Предварительная подготовка к занятию:
Чтение и рассуждение над сказками на морально-этические темы на занятиях и вне занятий (по перспект. плану);
работа и игры с предложением-пословицей, скороговоркой, названием на занятиях по подготовке к грамоте;
заучивание и использование в качестве физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики текстов на тему сказки, тему ответственности, дружбы, взаимопомощи;
знакомство с иллюстрациями к сказкам известных художников;
упражнения в анализе подобных сказок («Уголек, Соломина и Боб» бр. Гримм, «Бородка и Пузырек» в обр. Афанасьева А.Н.) на соответствие жанру.
Ход занятия:
1.Приветствие
11.Актуализация знаний о сказке
а) Сообщение темы занятия через загадку:
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,
Падчерица в ней бедна,
Но красива и умна.
Разговаривают двери,
Строят дом на зиму звери.
Ее слушать не наскучит,
Ведь она всегда нас учит.
Волшебства полным-полна
Догадайтесь, кто она?
Вам даю сейчас подсказку,
Это не рассказ, а …. (сказка)
«Что такое сказка?»
Что такое сказка?- Вы любите сказки? Покажите, как вы их любите. (обращаю внимание на то, что дети прижимают ладонь к сердцу, предлагаю поиграть в игру)
б) Речевое упражнение : «Найди словечки с одним сердечком» (дети могут самостоятельно подбирать однокоренные слова или отвечать на вопросы:
Как наз-ся небольшой р-з с волшебством и фантастикой? – СКАЗКА
От какого слова происходит «сказка»? - сказЫВАТЬ, РАСсказЫВАТЬ
А по сути, что такое сказка? - РАСсказ
Как можно сказать о маленькой сказке? - сказОЧКа
Как наз-ют человека, который сочиняет сказки? - сказОЧНИК
Лягушка в сказке настоящая или какая? - сказочнАЯ
Уголек настоящий или герой…? - сказочнЫЙ
Веретено из «Бабушки-Метелицы» какое? - сказочнОЕ
Пузырек и Бородка какие герои? - сказочнЫЕ
А мы тоже умеем сказки… -РАСсказЫВАТЬ
К нам приезжает театр и сказку… - ПОказЫВАЕТ
А вы их потом дома… ПЕРЕсказЫВАЕМ
Сказочник сказку не читает и не рассказывает, он ее…- СКАЗЫВАЕТ,
и даже есть похожие на былины, большие сказки, целые книги - СКАЗы
в) Беседа об особенностях жанра
Кто создает сказки? (Какими бывают сказки?) – народные и авторские
Почему сказки называются народными? (Ее сочинил народ, н один человек, с каждым рассказыванием она становится все лучше и интереснее) .
Как обычно начинается сказка? (зачин: «жили-были», В три-девятом…»)
Что бывает в сказке, чего не бывает в жизни? (о фантастике и волшебстве)
Как заканчивается? (добро побеждает зло, - «хорошо»)
Чем полезна сказка? (всегда чему-то учит)
г) Психофизич. зарядка:
Во дворе метель метет как? – Вот так! (Громко.)
По полю лиса идет как? - Вот так (Хитро)
Елочка в лесу стоит как? – Вот так! (Спокойно, уверенно
А в берлоге мишка спит как? (Тихо)
Дятел по стволу стучит как? Вот так!
Зайка по полю бежит как? - Вот так. (Весело)
Убегает от зимы как? - Вот так! (Громко, свободно
А гостей встречаем мы как? - Вот так
Ортоп. упр-е: повороты плечами в
стороны, со свободными взмахами рук.
Ходьба на месте, круговые дви жения плечами поочередно вперед с
пом рук (имитация движения лап лисы)
Основная ортопедическая стойка.
Приседание из ООСт, соблюдая
равновесие и не наклоняясь вперед
( уверенно, спокойно
Наклоны вперед, «складывание»
Прыжки на месте
Дети бегут к стульчикам. (Спокойно, уверенно).
Дети показывают правильную ортоп. посадку.
111. Неправильная сказка
1.Чтение сказки ( В обработке А.Н. Толстого)
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем!
Нет, лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
2. Рассуждение над сказкой
Вам понравилась? Вы бы хотели ее слушать на ночь? Почему не понравилось? (отзывы детей)
О ком рассказано в сказке? О Пузыре, Соломине и Лапте.
Давайте выясним, почему так плохо закончилась сказка., можт быть все дело в героях?
Какая Соломинка? Какой у не характер? П очему вы так решили? (Нехитрая, наверное, добрая,послушная, никакая но без собственного мнения..- неумная, на доске пишем: «Соломинка – глупая»
Какой Лапоть? - боится труда –ленивый, плохой друг, знает, что тяжелый, а все равно идет по Соломинке («Лапоть – ленивый»)
Какой Пузырь в сказке?..- ленивый, боягуз, злой («Пузырь – злой»)
Вывод по законам жанра
Посмотрим на характеры, читаем: «Соломинка – глупая», «Лапоть – ленивый», «Пузырь – злой» - хороших добрых героев нет.
Сказка закончилась плохо – НЕПРАВИЛЬНАЯ сказка.
Что делать?
1 V . Мы сказочники (воспитатель предлагает всем превратиться в сказочников. Но сказочниками нужно учиться и сдавать экзамены. Вы согласны? Приготовимся:
Пальчиковая гимнастика:
Пальчик-мальчик, где ты был?
В сказку с братцами ходил.
С этим по лесу гулял,
С этим шишки собирал,
С этим я в снежки играл,
С этим с горочки катался,
С этим я в снегу валялся,
С этим сказку повстречал,
С этим сказку сочинял,
Этот сказку записал,
Этот сказку рассказал.
Вот такие мы друзья:
Знаем сказку: ты и я!
2. Экзамен на сказочников:
Игра: «превращение» Цветовые схемы надо превратить в слова: Топор(ы),
Бревно (дерево), Мост(ик) – объясняют, для чего нужны эти предметы.
Игра «Скажи наоборот »:
С - не хитрая – мудрая
Л - ленивый - трудолюбивый
П - трусливый – храбрый,добрый
Игра «Собери пословицу»
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Друзья в беде не бросают.
Дружно – не трудно, а врозь- хоть брось,
Не смейся над чужой бедой,- своя придет
3 Правильная сказка (рассказывание по итогам анализа)
(Здесь учитываются способности Соломинки, трудолюбие Пузыря и Лаптя, их доброта и взаимопомощь)
Жили-были...Пошли...Дошли до реки…
Соломинка уже имела опыт построения поста (опытный проектировшик) и предложила построить мостик…Пузырь, перенес дрова. Лапоть споткнулся и упал с моста. Пузырь прыгнул в воду, помог другу выбраться.
А когда они пришли домой, Соломина растопила печь, накормила друзей.
И жили они дружно и весело
V . Итог:
Превращение в детей группы: «трекс-пекс –повертись, снова в группу превратись»…
Вывод о «правильной» сказке, что сделали, чтобы исправить сказку, повторить особенности жанра…
Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)