Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка. Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Чудо – град

Светлана Быковская
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема : “Путешествие в страну Звукоречье”.

Цель : обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте .

Пр. задачи :

Образовательные :

Закрепить умение различать понятия : ”буква”, “звук”, “слово”, “предложение”;

Упражнять в составлении предложений, членением простых предложений на слова с указанием их последовательности;

Закрепить умение детей координировать свои движения;

Совершенствовать умения детей в составлении предложений по схемам;

Закрепить умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ и синтез.

Развивающие :

-развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание и быстроту реакции.

Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация, текст письма в конверте, карточки с заданиями, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Какое у вас сегодня настроение?

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу) .Давайте его передадим нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? (дети : он стал большим) . Правильно, мы передали ему наше хорошее настроение им он стал большим.

Теперь у нас у всех хорошее настроение и все готовы активно заниматься. (дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель : Прежде чем начать занятие , я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.

Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо от королевы Грамоты из страны Звукоречье для детей подготовительной группы , то есть для вас! Прочитаем письмо?

Текст письма.

Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева Грамоты страны Звкоречья. Я узнала, что вы ходите в подготовительную к школе группу и уже выучили почти все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому я хочу пригласить вас в гости в свою волшебную страну Звукоречье, чтобы спасти нас от злого Буквоежки. Будьте внимательны, Буквоежка приготовил для вас много ловушек и испытаний. С нетерпеньем жду вас,приезжайте поскорее.

Королева Грамота.

Воспитатель : Дети вы готовы помочь королеве?

Дети : да готовы.

Слайд (королева Грамота)

Воспитатель : А вот и сама королева Грамота.

Но прежде, чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся , ответив на следующие вопросы :

В :Что такое звук?

Дети : звук - это то, что мы слышим и произносим.

В : Какими бывают звуки речи ?

Д Звуки речи бывают гласными и согласными.

В : Какие звуки мы называем гласными?

Дети : гласные звуки тянутся и поются. на схеме обозначаются красным цветом.

В : Какие звуки мы называем согласными?

Дети : Согласные звуки не тянутся, не поются.

В : Какими бывают согласные звуки?

Дети : согласные звуки бывают звонкими и произносятся с голосом и глухие произносятся без голоса.

Дети : Согласные звуки бывают твердыми, на схеме обозначаются синим цветом или мягкими звуками на схеме обозначаются зеленым цветом.

В : что такое буква?

Дети : это то, что мы видим, пишем и читаем.

В : что такое слог?

Дети : это маленькая частичка слова.

В : что такое предложение?

Дети : это несколько дружных слов.

Воспитатель :

Молодцы! Ну, а теперь мы вместе с королевой Грамотой отправляемся в страну Звукоречье.

(слайд ВОРОТА с буквами)

внизу написано задание :

Воспитатель :

Ребята посмотрите, это ворота в страну Звукоречье, чтобы попасть в страну вам нужно правильно расставить буквы. Гласные с правой стороны от ворот, а согласные с левой стороны. У каждого из вас есть листы с этим заданием. Выполняйте его очень внимательно.

(слайд ГЛАСИКИ И СОГЛАСИКИ) внизу надпись :

В : ребята, смотрите на экран, нас встречают жители страны Звукоречье Гласики и Согласики, они помогут нам составить фоторобот Буквоежки, чтобы мы могли узнать его. Перед вами на столах находятся листы в клетку. На них отмечена красная точка. Поставьте карандаш на красную точку и двигайтесь согласно моим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного хода!

Слайд фоторобот Буквоежки

Воспитатель : А вот такой фоторобот составили Гласики и Согласики. Теперь мы с вами знаем, как выглядит БУКВОЕЖКА

Отправляемся его искать!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Друг за другом мы пойдем,

Буквоежку мы найдем!

Слайд (составь предложение из слов)

Вот и первые следы оставленные Буквоежкой.

Он перепутал слова в предложениях. Нам нужно из слов составить предложение, соединив слова по порядку.

Какие предложения получились?

ПО ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ МОРЮ СИНЕМУ.

МАЛЫШИ ИГРАЮТ КУБИКАМИ МИШКОЙ И.

ПОРТФЕЛЯМИ ШКОЛУ УЧЕНИКИ ИДУТ С В.

Воспитатель : - Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

СЛАЙД (слово алфавит)

Ребята, убегая от нас Буквоежка рассыпал буквы давайте их соберем в слово и выполним его звуко-буквенный анализ.

(дети выполняют звукобуквенный анализ слова А Л Ф А В И Т)

Посмотрите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки) .

Воспитатель : Кто это ребята?

Буквоежка : Вы бродили по городу Звукоречье. Осмотрели его. Помогли гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще ни разу не проявили фантазию. Вот вам задание. Придумай и запиши предложения по схемам.

СХЕМЫ НА ЭКРАНЕ (с картинками)

Воспитатель : Буквоежка просит нас выполнить последнее задание и обещает навсегда покинуть страну.

Задание такое (слайд паровозик) нужно разделить слова на слоги и определить кто из животных в каком вагоне поедет?

А делить слова на слоги мы будем прыжками на месте.

Прошу вас подойти ко мне.

Итак, в каком вагоне поедет лиса?

Ребенок : лиса поедет во втором вогоне.

(После выполнения задания. На слайде королева Грамота.)

Воспитатель : Посмотрите ребята, королева Грамота благодарит нас за правильно выполненные задания и за то, что мы спасли страну от злого и коварного Буквоежки.

Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. А сейчас давайте встанем вкруг, закроем глаза и вспомним наше путешествие. А теперь откроем глаза

В -Ребята вам понравилось путешествие?

В -А что вам понравилось больше всего?

Мне понравилось рисовать фоторобот

Мне понравилось делить слова на слоги

Мне понравилось составлять предложения по схемам

В-А какое задание было для вас самым трудным

Выполнять звукобуквенный анализ

В-Мне тоже понравилось как вы почти без труда справились со всеми заданиями. Молодцы!

Давайте нашим гостям скажем до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Описание головных уборов на основе опорных картинок» (подготовительная группа) Тема: «Описание головных уборов на основе опорных картинок» Цель: формирование связной монологической речи. Задачи Образовательная: 1.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.

Тема: «Многонациональное Оренбуржье» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа Программное содержание: 1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями. 2. Осознавать и понимать идею басни. 3. Выражать своё.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки [Ж] и [Ш]» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ЗВУКИ «Ж» и «Ш». Подготовительная группа. Организационный момент. – Добрый день, ребята! Как вы думаете,.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа) Конспект занятия в подготовительной группе. Цель занятия: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров,.

Сценарий образовательной деятельности по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие с капитаном Врунгелем» Цель: развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Задачи: упражнять детей в четком.

Цели: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.

Задачи:

  • Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
  • Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.

Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.

Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин про народные праздники, заучивание потешек, знакомство с народными пословицами и объяснение их смысла, знакомство с русскими народными играми, чтение литературы.

Ход занятия:

1. Вступление.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами отправимся на праздник.

Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.

Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» - переводится это слово, как «народная мудрость» .

У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!

На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .

Скороговорка:

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)

2. Воспитатель: -Ну хорошо, ребята, садитесь.

Есть такая пословица:

«Делу время, потехе час» .

Как вы её понимаете? (Ответы детей)

Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.

Игра: «Угадай пословицу по картинке» . Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.

  1. «Поспешишь- людей насмешишь» .
  2. «Скучен день до вечера, если делать нечего» .
  3. «Хочешь есть калачи- не лежи на печи» .
  4. «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок» . (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .

Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.

Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек) .

Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!

(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)

3. Загадки.

Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза, а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка) .

Затем дети загадывают загадки друг другу.

4. Физминутка.

Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Русская народная игра «Горелки» .

5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:

  • кто быстрее пробежит в мешке
  • кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной
  • кто больше всех съест блинов
  • кто перетянет канат и т. д.
  • А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы.

Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.

Небылицы.

Как у нашего Данилы

Разыгралася скотина:

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны,

Утки – в дудки,

Сверчки- в смычки,

Комары в котлы,

Козёл- пляшет,

Ножкой машет.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Бух, бух, бух, бух

Захватило, братцы дух.

(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы) .

6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.

А игра называется «доскажи словечко» . Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.

  1. Петушок (золотой гребешок) - русская народная сказка.
  2. Кот (в сапогах) - Шарль Перро.
  3. Баба (Яга) - русская народная сказка.
  4. Царевна (лягушка) - русская народная сказка.
  5. Гадкий (утёнок) - Г. Х. Андерсен.
  6. Гуси (лебеди) - русская народная сказка.
  7. Жар (птица) -из сказки «Конёк –горбунок» - П. П. Ершов.
  8. Красная (шапочка) - Шарль Перро.

Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.

7. Дидактическая игра «Назови какой…»

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.

Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)

Полотенце из льна- льняное полотенце,

Ложка из дерева- деревянная ложка,

Варежки из шерсти- шерстяные варежки,

Воротник из меха- меховой воротник,

Балалайка деревянная- деревянная балалайка,

Солонка из бересты- берестяная солонка,

Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.

8. Итог занятия.

Воспитатель: -Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)

Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)

Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.» -А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются) .

Гимаева Эльмира Фанисовна

воспитатель детского сада МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №9

«Салават купере» города Азнакаево, РТ

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята. У нас сегодня на занятии гости.
Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться. Мы сегодня с вами немного попутешествуем. (на чём люди могут путешествовать)
Отправимся в Чудо — град. (Город красивой и правильной речи) /картинка/
Красив наш город, вместо людей живут в нем буквы. В каком доме одна буква,
в каком, целая семья.
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У нас с вами будут помощница. — Узнайте:
Ветерком прохладным вея

В сказку дверь, открыла …. / фея / / кукла /
Шли мы шли, и попали в замок волшебных превращений … / макет /
Впереди нас 2 кота шли. / картинки /
Коты как коты. Один хотел таким стать, чтобы в мышиные норы пролезать.
Он к мастеру — ИК — зашел. / домик мастера /.
Вышел от этого мастера маленький, вроде мышки, КОТИК.
Второй мечтал с собаками за старые дела рассчитаться, он с мастером — ИЩ — познакомился и подружился. / Домик мастера /. Вышел от второго мастера кот большого роста. Не кот, а КОТИЩЕ!
Давайте мы тоже к брату — ИК — заглянем:

Был / картинка / - дом, а стал домик

Был / картинка / - мяч, а стал мячик

Был / картинка / - карандаш, а стал карандашик

Был / картинка / - стол, а стал столик

А теперь зайдем в гости к брату – ИЩ -:

У кота не усы, а усище не глаза, а глазище не нос, а носище не хвост, а хвостище не зуб, а зубище не кот, а котище. Отгадайте загадку:

Усище, когтище, зубищи, хвостище, А моется всех чище. / Кошка /

А теперь про ударение

Сочиним стихотворение:

Шутник он, невидимка — молоток
Тук — и ударил в слог
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.

Пальчиковая гимнастика Замок.

На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Кто открыть его бы смог. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Потянули. Движения сцепленные пальцами от себя, к себе
Покрутили Пальцы сцеплены,
Постучали Основание ладоней стучат друг от друга
И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в сторону

Скажем в рифму:

Игра «Подскажи словечко»

Я увидел на заре
Чудный замок на горе,
Но войти в него не смог –
На двери висит замок.
Какие здесь слова — близнецы?

Как сильный и тяжелый замок превратить в замок: / с помощью ударения /

Я скачу, скачу, скачу
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять.
Его верно применять
В слове замок я в начале
И в конце меня встречали
Только в слове уж замок
Это кто — то мне помог?
Кто это? / ударение /

Ударение, как волшебная палочка. Ударил ее по букве, и получилось совсем другое слово.
В нашем дворце есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство?
Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. В этих краях живет
злая старуха Завида.
Никого и ничего она не любит. Взяла Завида в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Завиды мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — о чудо — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой./
Грязное платье Завиды в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у Завиды стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /

Физкультминутка

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.

На службе во дворце есть собака и конь волшебный — Конек — Горбунок.Закроем глаза и перенесемся в другой замок на Коньке — Горбунке. Нам для того, чтобы путешествовать в сказке, понадобится мармелад.
Мармелад из малины какой? малиновый
из клубники клубничный
из груши грушевый
из персика персиковый
из абрикоса абрикосовый

Попадаем в замок фантазии.

Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
1. на стеблях белеют чашки,
А в них нитки, и рубашки.
(хлопок — а слово близнец — хлопок)

2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис)

3. Мы для пильщика подставка
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй ты поставь — ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами –
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)

4.Купив жене кольцо в подарок
Сер Генри возвращался в замок
Ворота он открыть не смог
На двери висит замок.
(замок — замок)

5. Кто рыбу ловит на реке с тонкой удочкой в руке? / рыболов /

6. Сам летает? / самолет /

7. Паром ходит? / пароход /

8. Пыль сосет? / пылесос /

9. Мух морит? / мухомор /

10. Сам варит? / самовар /

Воспитатель достает сундучок и загадывает детям загадку:

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой
Чтобы отворить его.
Ответьте есть ли волшебство.?

Дети: — Есть!
Воспитатель: / достает книги /- Ребята, книги это наше сокровище, знания, наше богатство.

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе.

Тема: « Посылка от Вини- Пуха.»

Цель: Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Задачи: 1. Учить образовывать притяжательные прилагательные;

2. прививать навыки слогового чтения;

3. расширять словарный запас;

4. воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу и к окружающему миру.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на паласе.

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навивает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.(Выполняют) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, весёлое, тёплое, ласковое, радостное…

Воспитатель. Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла?

Дети садятся за столы рассматривают и читают, вместе с воспитателем, конверт адресом .

Воспитатель. Адрес наш, а вот от кого она? Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «медвежонок».

Воспитатель. От кого же посылка?

Дети. От медвежонка.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что он нам прислал?

Открываем коробку, а там пустой горшочек и снежинки с заданиями.

«Здравствуйте ребята! Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще- смелые и дружные ребята. Я приготовил для вас игры, а ещё очень трудные задания. Если вы всё сделаете правильно, то по окончанию заданий горшочек станет полный. Ваш друг медвежонок Винни – Пух».

Воспитатель.Посмотрите все снежинки с номерами,достаём снежинку с цифрой 2 читаем: « Вы знаете сказку «Теремок», назовите всех животных по порядку: кто за кем подходил к теремку - и разложите карточки с изображением животных в том же порядке, а из букв составьте названия этих животных».

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Достаём снежинку с цифрой 2. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают по кругу, воспитатель кидает мяч всем по очереди и задаёт вопросы. – У медведя чей дом? – Медвежий.

У зайца чей дом? – Заячий.

У волка чей дом? – Волчий. и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что сейчас делает Винни – Пух?

Дети. Спит.

Воспитатель. Как вы думаете, что может сниться медведю?

Дети. Мёд, малина, река, солнце, зелёная трава

Воспитатель. Хорошо ребята. Кто знает, у медведя чей хвост? (медвежий). Лапа у медведя чья? (медвежья) и т. д.

А вот и 4 снежинка и задание. «Кто помнит, на чём Винни – Пух решил добраться до дупла с мёдом?» (ответы.) Верно, я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их. На что они похожи и какого они цвета?

Дети рассматривают шары и затем спускают их со звуком « СС-СС-с!»

Воспитатель. Вот и 5 снежинка. Здесь так много написано… Слушайте внимательно вопросы.

Сколько рогов у 2 коров?

Сколько ушей у 3 мышей?

Каких камней нет в море?

Сколько орехов в пустом стакане? и т. д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания медвежонка. Можно теперь открывать горшочек с подарками.

Дети открывают горшочек. В нём снежинки 2 цветов и записка: « Если вам понравилось то возьмите красную снежинку, а если нет – жёлтую». Дети разбирают снежинки.

Воспитатель. Ребята, давайте и мы приготовим Винни – Пуху подарки – нарисуем его портреты, а потом пошлём к нему в лес.

Дети рисуют портреты, устраивают выставку

Занятие окончено.

«Правильная сказка». Развитие речи в подготовительной группе детсада.

Программное содержание:

Закреплять знания об особенностях жанра сказки, развивать умение самостоятельно создавать художественные образы, совершенствовать умение сочинять короткие сказки;

упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов,

пополнять словарный и фразеологический запас за счет пословиц на морально-этическую тему;

формировать интерес к устному народному творчеству как народной мудрости, воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности на примере сказочных героев; воспитывать интерес к чтению.

Предварительная подготовка к занятию:

Чтение и рассуждение над сказками на морально-этические темы на занятиях и вне занятий (по перспект. плану);

работа и игры с предложением-пословицей, скороговоркой, названием на занятиях по подготовке к грамоте;

заучивание и использование в качестве физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики текстов на тему сказки, тему ответственности, дружбы, взаимопомощи;

знакомство с иллюстрациями к сказкам известных художников;

упражнения в анализе подобных сказок («Уголек, Соломина и Боб» бр. Гримм, «Бородка и Пузырек» в обр. Афанасьева А.Н.) на соответствие жанру.

Ход занятия:

1.Приветствие

11.Актуализация знаний о сказке

а) Сообщение темы занятия через загадку:

В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,

Падчерица в ней бедна,

Но красива и умна.

Разговаривают двери,

Строят дом на зиму звери.

Ее слушать не наскучит,

Ведь она всегда нас учит.

Волшебства полным-полна

Догадайтесь, кто она?

Вам даю сейчас подсказку,

Это не рассказ, а …. (сказка)

«Что такое сказка?»

Что такое сказка?- Вы любите сказки? Покажите, как вы их любите. (обращаю внимание на то, что дети прижимают ладонь к сердцу, предлагаю поиграть в игру)

б) Речевое упражнение : «Найди словечки с одним сердечком» (дети могут самостоятельно подбирать однокоренные слова или отвечать на вопросы:

Как наз-ся небольшой р-з с волшебством и фантастикой? – СКАЗКА

От какого слова происходит «сказка»? - сказЫВАТЬ, РАСсказЫВАТЬ

А по сути, что такое сказка? - РАСсказ

Как можно сказать о маленькой сказке? - сказОЧКа

Как наз-ют человека, который сочиняет сказки? - сказОЧНИК

Лягушка в сказке настоящая или какая? - сказочнАЯ

Уголек настоящий или герой…? - сказочнЫЙ

Веретено из «Бабушки-Метелицы» какое? - сказочнОЕ

Пузырек и Бородка какие герои? - сказочнЫЕ

А мы тоже умеем сказки… -РАСсказЫВАТЬ

К нам приезжает театр и сказку… - ПОказЫВАЕТ

А вы их потом дома… ПЕРЕсказЫВАЕМ

Сказочник сказку не читает и не рассказывает, он ее…- СКАЗЫВАЕТ,

и даже есть похожие на былины, большие сказки, целые книги - СКАЗы

в) Беседа об особенностях жанра

Кто создает сказки? (Какими бывают сказки?) – народные и авторские

Почему сказки называются народными? (Ее сочинил народ, н один человек, с каждым рассказыванием она становится все лучше и интереснее) .

Как обычно начинается сказка? (зачин: «жили-были», В три-девятом…»)

Что бывает в сказке, чего не бывает в жизни? (о фантастике и волшебстве)

Как заканчивается? (добро побеждает зло, - «хорошо»)

Чем полезна сказка? (всегда чему-то учит)

г) Психофизич. зарядка:

Во дворе метель метет как? – Вот так! (Громко.)

По полю лиса идет как? - Вот так (Хитро)

Елочка в лесу стоит как? – Вот так! (Спокойно, уверенно

А в берлоге мишка спит как? (Тихо)

Дятел по стволу стучит как? Вот так!

Зайка по полю бежит как? - Вот так. (Весело)

Убегает от зимы как? - Вот так! (Громко, свободно

А гостей встречаем мы как? - Вот так

Ортоп. упр-е: повороты плечами в

стороны, со свободными взмахами рук.

Ходьба на месте, круговые дви жения плечами поочередно вперед с

пом рук (имитация движения лап лисы)

Основная ортопедическая стойка.

Приседание из ООСт, соблюдая

равновесие и не наклоняясь вперед

( уверенно, спокойно

Наклоны вперед, «складывание»

Прыжки на месте

Дети бегут к стульчикам. (Спокойно, уверенно).

Дети показывают правильную ортоп. посадку.

111. Неправильная сказка

1.Чтение сказки ( В обработке А.Н. Толстого)

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем!

Нет, лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

2. Рассуждение над сказкой

Вам понравилась? Вы бы хотели ее слушать на ночь? Почему не понравилось? (отзывы детей)

О ком рассказано в сказке? О Пузыре, Соломине и Лапте.

Давайте выясним, почему так плохо закончилась сказка., можт быть все дело в героях?

Какая Соломинка? Какой у не характер? П очему вы так решили? (Нехитрая, наверное, добрая,послушная, никакая но без собственного мнения..- неумная, на доске пишем: «Соломинка – глупая»

Какой Лапоть? - боится труда –ленивый, плохой друг, знает, что тяжелый, а все равно идет по Соломинке («Лапоть – ленивый»)

Какой Пузырь в сказке?..- ленивый, боягуз, злой («Пузырь – злой»)

Вывод по законам жанра

Посмотрим на характеры, читаем: «Соломинка – глупая», «Лапоть – ленивый», «Пузырь – злой» - хороших добрых героев нет.

Сказка закончилась плохо – НЕПРАВИЛЬНАЯ сказка.

Что делать?

1 V . Мы сказочники (воспитатель предлагает всем превратиться в сказочников. Но сказочниками нужно учиться и сдавать экзамены. Вы согласны? Приготовимся:

    Пальчиковая гимнастика:

Пальчик-мальчик, где ты был?
В сказку с братцами ходил.
С этим по лесу гулял,

С этим шишки собирал,

С этим я в снежки играл,

С этим с горочки катался,

С этим я в снегу валялся,

С этим сказку повстречал,

С этим сказку сочинял,

Этот сказку записал,

Этот сказку рассказал.
Вот такие мы друзья:

Знаем сказку: ты и я!

2. Экзамен на сказочников:

Игра: «превращение» Цветовые схемы надо превратить в слова: Топор(ы),

Бревно (дерево), Мост(ик) – объясняют, для чего нужны эти предметы.

Игра «Скажи наоборот »:

С - не хитрая – мудрая

Л - ленивый - трудолюбивый

П - трусливый – храбрый,добрый

Игра «Собери пословицу»

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Друзья в беде не бросают.

Дружно – не трудно, а врозь- хоть брось,

Не смейся над чужой бедой,- своя придет

3 Правильная сказка (рассказывание по итогам анализа)

(Здесь учитываются способности Соломинки, трудолюбие Пузыря и Лаптя, их доброта и взаимопомощь)

Жили-были...Пошли...Дошли до реки…

Соломинка уже имела опыт построения поста (опытный проектировшик) и предложила построить мостик…Пузырь, перенес дрова. Лапоть споткнулся и упал с моста. Пузырь прыгнул в воду, помог другу выбраться.

А когда они пришли домой, Соломина растопила печь, накормила друзей.

И жили они дружно и весело

V . Итог:

Превращение в детей группы: «трекс-пекс –повертись, снова в группу превратись»…

Вывод о «правильной» сказке, что сделали, чтобы исправить сказку, повторить особенности жанра…

Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)