Кружок по этикету в начальной школе. Программа кружка внеурочной деятельности "этика". воспитания и развития младших школьников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №97 «Солнышко»

« Утверждаю»

заведующий МБДОУ

детский сад № 97 «Солнышко»

Е.А.Соловей

«___» _______2017г.

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе второй младшей группы «Веселый этикет»

Разработали воспитатели второй младшей группы:

Купцова Александра Олеговна

Симонова Юлия Константиновна

п.г.т. Ногинск - 9

2017-2018 уч.год

Пояснительная записка:

Практика показала, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» не целесообразно (например, во время обеда учить пользоваться ножом). Процесс принятия пищи должен быть в радость, в удовольствие. Объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетит. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях. Правила этикета нужно преподносить ребёнку так, чтобы они вызывали положительные эмоции. Познакомившись с теми или иными правилами на занятиях, ребёнок дома закрепляет его через специальные игровые упражнения; сюжетно - ролевые игры; в повседневной жизни.

Актуальность:

Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению

Цель:

  • Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности:
  • Усвоение правил культуры еды;
  • Усвоение правил и норм поведения в гостях.
  • Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)

Задачи:

А) сервировка стола к чаю.

Б) сервировка стола к обеду.

  • Закрепить знания, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать.
  • Познакомить с основами сервировки праздничного стола.
  • Воспитывать аккуратность

Принципы:

  • Доступности
  • Индивидуальности
  • Дифференциации работы с детьми
  • Систематичности

Методы и приёмы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Средства:

  • сервиз чайный
  • столовая посуда
  • ложки, ножи, вилки.
  • скатерть
  • комплект тканевых салфеток
  • комплект бумажных салфеток
  • передники, колпаки

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Мес.

Тема

Задачи

Материал

Кол.

час.

октябрь

«Знакомство с вежливостью»

Изучение правил речевого поведения

во время знакомства

Иллюстрация с изображением различного поведения при знакомстве детей.

20 мин.

«У тебя в гостях подруга»

Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем, дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Об уступчивости»

Помочь понять детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Прощание с гостем»

Познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания, а также этикетным выражениям приглашения в гости и благодарности.

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

ноябрь

Беседа:

« Что такое этикет»

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям.

20 мин.

Беседа:

«Правила поведения за столом»

Уточнить правила поведения за столом, закрепить знакомые детям правила пользования столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. различного поведения детей за столом.

20 мин.

« Для чего нужны салфетки»

Познакомить детей с различными видами салфеток. Уточнить знания детей о правилах пользования тканевыми салфетками, бумажными салфетками.

Тканевые салфетки, бумажные салфетки.

20 мин.

декабрь

Знакомство с кухонной посудой.

Познакомить детей с понятием кухонная посуда, её применением. Учить отличать кухонную посуду от столовой.

Кухонная посуда.

20 мин.

« Посуда для Маши»

Закрепить знания детей о кухонной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена кухонная посуда.

Кухонная посуда.

20 мин.

Беседа: « для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож»

Уточнить знания детей о том, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

Столовые приборы.

20 мин.

« Посуда для обеда»

Познакомить детей с понятием столовой посуде, её применении. Учить отличать столовую посуду от кухонной.

Столовая посуда.

20 мин.

январь

« Обед для Незнайки»

Познакомить детей с правилами сервировкой обеденного стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом.

Столовая посуда.

20 мин.

« Обед для Незнайки»

Уточнить знания детей об обеденных блюдах, как и чем их едят. Воспитывать правила поведения за столом.

Посуда для сервировки стола.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о столовой посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена столовая посуда.

Набор столовой посуды.

20 мин.

февраль

« Необычное на столе»

Познакомить детей с необычными столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. столовых приборов.

20 мин

« Бабушкин сундучок»

Познакомить детей со старинными столовыми приборами и посудой.

Иллюстрации, предметы старинной посуды.

20 мин.

Знакомство с чайной посудой.

Познакомить детей с понятием «чайная посуда», уточнить знания детей о применении чайной посуды.

Чайный сервиз.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о чайной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена чайная посуда.

Чайный сервиз.

20 мин.

март

« К нам гости пришли»

Познакомить детей с сервировкой стола к чаепитию, уточнить названия предметов посуды и их назначение. Воспитывать у детей правила приёма гостей.

Чайный сервиз.

20 мин.

Чтение сказки:

« Чаепитие в лесу»

Уточнить правила поведения за столом, изученные ранее и познакомить с новыми.

20 мин

Чтение сказки:

« Федорино горе»

Уточнить правила обращения с посудой. Воспитывать привычку к чистоте.

20 мин

апрель

« Юные повара»

Познакомить детей с праздничными блюдами, составлением праздничного меню.

20 мин

Составление меню для праздничного меню.

Познакомить детей с составлением меню для праздничного стола.

20 мин.

« Праздник для кукол»

Познакомить детей с сервировкой праздничного стола. Уточнить правила пользования посудой.

Сервиз для сервировки.

20 мин

«Кафе»

Закреплять знания детей о различных видах посуды, о правилах сервировки стола

Сервиз для сервировки.

20 мин

май

«Игра слов»

Закрепить знания детей о столовой, кухонной, чайной посуде. Уточнить правила пользования столовыми приборами.

посуда

20 мин

« Воспитанные дети»

Уточнить правила поведения за столом, правила приема гостей

20 мин

Правила безопасности:

  • нельзя ходить с острыми предметами в руках
  • нельзя брать ножи в рот.
  • Нож держать только за ручку
  • Брать стеклянную посуду только двумя руками
  • Брать стеклянную посуду только по одному предмету
  • Нельзя пользоваться посудой со сколами и трещинами

Список использованной литературы.

Литература.

  1. . Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
  3. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
  4. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
  5. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.
  6. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
  7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
  8. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
  9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
  10. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – интернат № 5 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на МО Согласовано: Утверждено:

«__»_______20__г. Зам. директора по ВР Директор Т.В.Байкалова

______ Заичко Т.Н. Приказ№_____от______

Рабочая программа

дополнительного образования

социально – педагогической направленности

«Азбука этикета»

5-9 классы

Количество часов в год – 34

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.

Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы:

У детей, поступающих в социальное учреждение низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в семье, биологическими факторами – это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками.

У наших детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.

Проблема – здоровье. Обе эти проблемы тесно связаны между собой – это отрицательная наследственность.

Материально-техническое обеспечение (чувствуют себя не такими как все, сравнивают себя с другими детьми из домашней среды; манера говорить, одеваться, общаться).

На основе этих проблем скоординировала следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира подростка:

Понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях.

Раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.

Помочь освоить элементарные правила этикета.

Развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, через познание своего организма.

Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я определила направление в работе: Этические нормы жизни как регулятор поведения детей школьного возраста, воспитывающихся в учреждении государственного воспитания, и разработала программу: “Азбука этикета”.

Программа разработана в соответствии:

Конвенция о правах ребёнка.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.

Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.

Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” № 159 – ФЗ от 21.12.96 г.

Областной закон “О защите прав ребёнка” № 28 – 03 от 23.10.95 г.

Цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.

Задачи:

Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.

Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

Обучать детей правильному поведению в социуме.

Программа рассчитана на один учебный год , в количестве 68 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 32 часа; практической – 36 часов. Занятия по два часа в неделю.

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.

Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.

Раздел: “Из истории этикета ”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.

Раздел: “Общение и взаимоотношения людей ”. Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.

Раздел: “Поведение в общественных местах ”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).

Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.

В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.

При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:

1. Организационная форма .

а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3 . Самостоятельная деятельность.

а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.

Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.

Гипотеза : Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.

Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.

Ожидаемые результаты:

Умение формулировать понятие “этикет”;

Сформированное значение роли этикета в жизни людей;

Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

Сформированные навыки в общественных местах;

Следование правилам поведения в различных ситуациях;

Сформированный навык сервировки стола;

Умение пользоваться столовыми приборами.

Содержание программы.

п/п

Название темы, мероприятия

Кол-во часов

Форма проведения

Средства работы

Цель

1.

Из истории этикета”

6

1.1.

Ваш друг этикет”.

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

Беседа, занятия, рассказ.

Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.

Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

1.2.

Приветствуем друг друга”.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Занятия, беседы, конкурсы, игры.

Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.

Формирование у детей правил хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся”.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.

Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.

Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

2.

Общение и взаимоотношения людей

9

2.1.

Правила хорошего тона”.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.

Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

2.2.

В мире вежливости”.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.

Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.

Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

2.3.

Пишем письма”.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.

Конкурс на правильно составленное письмо.

Слайды о значении письма в жизни людей.

Конверт. Иллюстрации по теме.

Учить детей культуре построения письма.

2.4.

Беседа по телефону”.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.

Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.

Формирование у детей навыков общения по телефону.

3.

Поведение в общественных местах”

9

3.1.

По улице мостовой…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.

Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.

Карточки с этикетными формулами.

Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры…”

Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.

Слайды по теме. Карточки с заданьем.

Учить детей культуре поведения в транспорте.

3.3.

Школьные годы чудесные…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.

Формировать у детей культуру поведения в школе.

3.4.

Делу – время…”

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.

Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.

Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.

4.

Гостеприимство”

10

4.1.

Милости просим”.

Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.

Карточки

с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.

4.2.

Красота на столе и за столом”.

Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.

Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.

Формировать у

детей навыки и умения пользования столовыми приборами.

4.3.

Семь бед – один обед…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.

Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формирование у детей культуры поведения за столом.

4.4.

Традиции гостеприимства”.

Занятия, беседы, дискуссия.

Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.

Воспитание у детей любви к русским традициям

Тематическое планирование.

Дата проведения.

Тема.

Количество часов.

Содержание.

Из истории этикета. (6 часов).

07.09.15

14.09.15

Ваш друг этикет.

21.09.15

28.09.15

Приветствуем …

5.10.15

12.10.15

Давайте познакомимся …

Общение и взаимоотношения людей. (9часов )

19.10.15

26.10.15

2.11.15

Правила хорошего тона.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.

9.11.15

16.11.15

В мире вежливости.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

23.11.15

30.11.15

Пишем письма.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

7.12

14.12

Беседа по телефону.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Поведение в общественных местах. (9 часов).

21.12

28.12

11.01.16

По улице мостовой…

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

18.01.16

25.01.16

Ох уж эти пассажиры.

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

1.02.16

8.02.16

Школьные годы чудесные.

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

15.02.16

29.02.16

Делу – время …

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Гостеприимство. (10часов).

14.03.16

21.03.16

28.03.16

Милости просим …

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

4.04.16

11.04.16

Красота на столе.

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

18.04.16

25.04.16

Семь бед – один обед.

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

16.05.16

23.05.16

30.05.16

Традиции гостеприимства.

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Итого:

п/п

Название разделов и тем.

Кол-во часов.

Теория.

Практика.

Содержание.

Из истории этикета.

1.1.

Ваш друг этикет.

Происхождение понятия «Этикет. Виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время

1.2.

Приветствуем …

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся …

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.

2.1.

Правила хорошего тона.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

2.2.

В мире вежливости.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

2.3.

Пишем письма.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

2.4.

Беседа по телефону.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

3.1.

По улице мостовой …

2

1

1

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры.

2

1

1

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил 16.11дорожного движения.

3.3.

Школьные годы чудесные.

2

1

1

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

3.4.

Делу – время …

2

1

1

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не

4.1.

Милости просим …

2

1

1

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

4.2.

Красота на столе.

2

1

1

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

4.3.

Семь бед – один обед.

2

1

1

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

4.4.

Традиции гостеприимства.

2

1

1

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Обобщающие занятия.

2

2

2

Итого:

34

17

17

Список использованной литературы

Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.

Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.

Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.

Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.

Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.

Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.

Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.

Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.

Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.