Как называется египетский головной убор. История одежды: как одевались Древние Египтяне. Кому подойдет платье в греческом стиле

Появившееся в начале 20 века направления в моде теперь получило вполне определенное название – этнический стиль, и характерные черты, как то: использование нарядов характерного кроя, определенных материалов, оттенков или декоративных орнаментов. У всех национальных групп есть особые традиции или обычаи, которые часто проявляются именно в манере одеваться.

Основных мотивов, которые используются в современной моде не так уж и много, по сравнению с реальным количеством, которых существуют многие десятки, если не сотни.

Популярен сейчас египетский стиль, который характеризуется определенными цветами – синий и бирюза, желтый и золотой, белый, с возможными черными, зелеными, красными и оранжевыми частями.

Геометрические узоры, такие как иероглифы, изображения богов и фараонов, пирамид и сверхъестественных существ, жуков скарабеев и цветов лотоса.

Лен, бархат, шелк и велюр, а также кожа и шерсть, и их сочетания – вот материалы, которые обычно используются. Для отделки используются металлические пластины или бахрома. Характерными для египетского стиля являются геометрические формы кроя (треугольник, ромб или трапеция).

Мужская одежда – это, в основном, туники и широкие рубашки, а также свободные штаны. Женский гардероб состоит из сильно декорированных облегающих платьев в пол (тяжелая ткань, разнообразные принты), а также туники и топы, и платья на одно плечо.

Аксессуары, типичные для этого стиля – это широкие пояса, браслеты в виде змей, а также шарнирные браслеты, перстни и ожерелья, изготовленные из небольших пластин, бусы и диадемы.

Типичная обувь – сандалии. В макияже преобладают густо подведенные брови и стрелки, а также темный тональный крем. Прическа обычно средней длины с челкой, предпочтительно темного цвета.

Греческие мотивы

Греческие мотивы строятся на пастельных тонах, а также белом, синем и золотом цветах с растительными , обычно в виде ветвей деревьев (чаще олив). Ткани легкие и струящиеся по телу, например, шелк или тонкий трикотаж. Для одежды характерна асимметрия, когда открывается одно плечо, или создается диспропорция подола или туники.

Как аксессуары используются широкие пояса и браслеты, диадемы, кулоны и серьги – иногда, заколки для волос. Обувь характерная для обоих полов – сандалии со множеством ремешков (для женщин возможно присутствие шпильки).

Макияж используется неброский, очень естественный. Волосы укладываются локонами под обруч или же диадему. Также популярны различные косы, иногда украшенные цветами.

Также существуют подобные стили для индейских, индийских, японских и африканских мотивов. Одежда и аксессуары подбираются максимально аутентичные.

Выбираем платье в греческом стиле

Вечерние платья в греческом стиле не теряют своей популярности. Классическое платье в таком стиле имеет длину в пол, завышенную линию талии, подчеркивает грудь и ниспадает красивыми струящимися складками. Благодаря этому оно подходит всем женщинам, в том числе для полных женщин и тем, кто хочет скрыть недостатки фигуры.

Также оно незаменимо для невест, которые выходят замуж, находясь в интересном положении.

Как правило, под грудью есть пояс или же плиссированная вставка, а плечи всегда открыты. Это может быть асимметричный покрой с одной бретелью или же традиционный с двумя. Шьется такой наряд из легких воздушных тканей: шифон, шелк, атлас, а декорируется различными драпировками, оборками, кружевами, воланами.

Носить греческое платье можно по любому поводу: летом на прогулку, на романтическое свидание, но особенно они подходят для торжественных случаев. В нем женщина будет выглядеть, действительно, как древнегреческая богиня. Особенно в сочетании с прической в греческом стиле: косой, локонами с вплетенными в них лентами, жемчужными нитями.

Выбирая обувь под такое одеяние, отдайте предпочтение сандалиям из натуральной кожи, которые походят на античные. Также можно выбрать босоножки из тонких ремешков на каблуке. Они могут быть в тон платья или также быть кожаного цвета.

К такому наряду как нельзя кстати будут украшения в античном стиле золотого, серебряного или бронзового цветов. Браслеты лучше выбирать широкие, а серьги должны быть длинными, подчеркивающими черты лица. Вместо ожерелий лучше выбрать изящную подвеску с тонкой цепочкой. Очень хорошо в подвесках смотрятся горный хрусталь, изумруды, топазы, бриллианты — прозрачные переливающиеся на свету камни — под стать легкости и воздушности платья нежных цветов.

Для украшения прически можно использовать различные диадемы, а на само платье приколоть брошь или цветок — живой или тканевый. Главное — это знать меру в количестве аксессуаров: чем меньше, тем лучше, а также правильно сочетать их между собой.

Вечерние платья в греческом стиле обязательно придадут вам особого шарма и роскоши на любом торжественном мероприятии.

Платья в греческом стиле можно без зазрения совести назвать неумирающей классикой. Ведь прошло более трех тысяч лет, а этот фасон все еще остается на пике моды. Да, конечно же, каждое творение современного дизайнера может похвастаться собственной изюминкой, но… Платье в греческом стиле, несомненно, является символом женственности, естественной красоты и неброской элегантности. Подобная одежда прекрасно подойдет как для повседневной жизни, так и для роскошного, торжественного праздника.

Ни для кого не секрет, что греки ценили и восхищались красотой человеческого тела. И образ древнегреческой обитательницы Олимпа без сомнений является воплощением совершенства.

Греческое платье было создано лишь с одной целью — демонстрировать достоинства и умело маскировать недостатки фигуры. Легкая, воздушная ткань, завышенная талия и аккуратные складки, неброские, но элегантные декорации — все это просто не может не восхищать.

Кому подойдет платье в греческом стиле?

К счастью, этот фасон прекрасно будет смотреться практически на любой представительнице прекрасного пола. С помощью тех или иных вариаций можно придать объема или же, наоборот, скрыть полноту и прочие недостатки фигуры.

Например, воздушное платье без бретелей поможет подчеркнуть изящные плечи и красивую шею, а складки на груди придадут объема этой части тела. Длинные модели помогут скрыть недостатки фигуры, а короткие платьица, наоборот, «оттенят» стройные ножки.

Когда и куда носить греческие платья?

На самом деле этот фасон прекрасно подходит для любых условия, кроме, разве что, занятий спортом.

Легкие платья в греческом стиле из шифона станут прекрасной основой для повседневного образа, ведь придают легкости, небрежности и естественности.

А вот девочки будут смотреться просто изумительно, превратившись в настоящую «королеву выпускного вечера». Роскошные платья в греческом стиле с шелка и более тяжелых, дорогих тканей будут к месту на торжественном вечере, в опере или на любом другом празднике. Кстати, этим фасонов не пренебрегают и мировые знаменитости.

Огромной популярностью пользуются свадебные платья в греческом стиле. Согласитесь, что подобный наряд придает невесте женственности, чистоты и легкости.

С чем носить платье в греческом стиле?

Совершенство кроется в деталях. И для того, чтобы выглядеть на все сто, нужно превратиться в истинную богиню до кончиков ногтей. Так с чем же носить этот наряд?

Обувь — крайне важная деталь и в данном случае к выбору модули необходимо подойти крайне ответственно. Конечно же, идеальным вариантом будут классические греческие сандалии с тонкими, изящными ремешками. Туфли на танкетке прекрасно будут смотреться с длинными платьями. А вот босоножки на тонкой, аккуратной шпильке подойдут к моделям с короткой юбкой, так как сделают ножки более стройными.

Греческий стиль — это в первую очередь безыскусная, естественная красота. Поэтому не стоит «перегружаться» броскими украшениями. Идеальном вариантом будут широкие браслеты на запястья.

Что же касается сумочек, то лучше всего выбрать неброский маленький клатч в тон платью. И, конечно же, немаловажным моментом является удачная прическа. Древнегреческие женщины не остригали волос, вполне оправдано считая их лучшим украшением.

Волнистые волосы, завитки, обрамляющие лица, обручи и ленты — все это поможет создать идеальный образ настоящей богини. Волосы можно распустить или завязать в высокий узел, прихватить несколько пряжей с помощью заколок. Макияж также не должен быть слишком броским — основной целью здесь является легкость и естественность.

На сегодняшний день существует множество фасонов, созданный в традиционном греческом стиле — это платья без бретелек, с длинными широкими руками или же перекрещенным тесемками на спине. В любом случае вы обязательно найдете свой, идеальный вариант.

Понравился пост на сайте

У вещей, как и людей, бывает своя история. А самая интересная история у одежды, восточной одежды! Как одевались в Египте сто лет назад и что носят сейчас? Какие используются ткани, украшения? Все это я постараюсь раскрыть в этой статье. Египет не похож ни на одну арабскую страну. Ведь здесь такая богатая история, и столько разных конфессий уживаются в этой солнечной стране. Одежда человека может очень много рассказать о ее обладателе, какой у него характер, привычки. Одежда египтян всегда соответствовала положению своего времени. Это видно по истории костюма и его изменениям.

Египет – страна богов и фараонов. Древние египтяне любили красивую одежду и украшения. Стиль одежды был прост и элегантен. Они уделяли много времени и внимания своей внешности, костюмы они моделировали, изготовляли и носили с особой бережностью и очень продуманно. Их стиль одежды давал им уникальный культурный взгляд в историю. Египтяне разрабатывали для себя легкую одежду для того, чтобы было удобно в жару, которая была характерна для их страны. Большинство их одежды было изготовлено из растительного волокна. Преимущественно из-за жары они носили наряды из льна.

За всю 3000 летнюю историю Древнего Египта мода практически не менялась. Во времена Старого Королевства Египта (2700-2150 до н.э.) люди носили более простую одежду, которая не требовала длительного пошива. Мужчины и женщины носили в основном одежду с запахом, которая завязывалась на узелок в одном месте и держалась на поясе. Основной цвет одежды – белый. Сливки общества были одеты в длинные, складчатые, прозрачные одежды.

В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные рубашки простого кроя из домотканной ткани, широкие штаны, которые книзу зауживались, и подвязывались штаны очень толстым кушаком. А сверху надевалась жилетка или кафтан. На голове носили платок связанный в чалму.
Женщины одевались тогда очень похоже на мужчин, такие же рубахи, но более длинные, кафтаны прямоугольного кроя поверх рубах, большой платок похожий на шаль.

Галабеи пришли в Египет из соседних Эмиратов, но и этот вид одежды так же претерпел изменения. Позже, когда Египет оккупировали турки, и они внесли свою лепту в национальный костюм египтян, например жилетка и феска - красная, фетровая шапочка цилиндрической формы с кисточкой заимствованна именно у них. Так же от них египтяне переняли очень много слов и традиций. От Эмиратов и Саудии, египтяне заимствовали галабею, дишдаш и платок шемаг в клетчатый орнамент, его в народе именуют арафаткой, по имени арабского лидера Ясера Арафата, ведь это он ввел моду на этот головной убор.

Египетская мужская галабея - дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной формой. Чаще всего мужские галабеи белого цвета. Такие галабеи носят и по сей день, с некоторыми поправками на современность, с воротником стойкой и карманами. Под низ одеваются штаны, как правило укороченные, выше щиколоток. Такая одежда хорошо защищает от зноя, песка и сильных ветров.

Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом , так как это противоречит принципам ислама, украшения только для женщин.
Женский костюм всегда подразумевает больше фантазии в крое и стиле чем мужская одежда. Женский костюм менялся намного чаще чем мужской. В начале века это были абаи, с вышивкой и арнаментом. С платками украшенными по краям цветными помпончиками и цветочками из ткани. Головной убор чем-то напоминал украинсие венки в национальном костюме. Позже, с развитием текстильной области, в Египте стали появлятся хорошие качественные ткани, вышивка уже делалась машинами. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством, женщинам запрещалось носить хиджаб, одежда женщин была абсолютно европейской. Мужчинам же при правлении президента Насера запрещалось в гос. учреждениях носить галабеи. Но египтяне нашли выход, стали одевать на галабеи пиджаки. И по сей день в гос. учреждениях часто можно встерить экземпляров в галабее с пиджаком. Уже при правлении Мубарака вернулась исконно египетская одежда.
В ходу у женщин снова хиджаб и абайи . Слово «хиджаб», в переводе с арабского означает «завеса, укрытие», все же понимают под этим словом одежду мусульманок. Это слово в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Из Саудовской Аравии пришел никаб, в таком виде как его носят сейчас, ткань легкая, к которой легче дышится. Химар - еще один атрибут мусульманки. Длинный, до пояса платок, похожий на головной убор монахинь, его носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному влиянию. Западная культура внесла изменения в гардероб местного населения. Городскую молодежь почти не встретишь в национальных костюмах. Все одеваются по европейски. Девушки мусульманки стали повязываться не квадратными платками, а повязываются шарфиками, красиво улаживая на голове. Девушки христианки ходят в европейской одежде, разве что соблюдая правила приличия, без оголенных животов и мини. Более старшее поколение верны свои традициям и одеваются в галабеи, коих сейчас немеренно, на любой цвет, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их делают из шелка, синтетики, хлопка, крепа и других тканей. Так же и "поднебесная" наладила импорт исконно египетской национальной одежды. Нередко на вывороте платья или ярлыке шарфика можно встетить надпись "made in china".

Есть и высокая мода в Египте. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья из умопомрачительных тканей, расшитые кристаллами сваровски, стоящие как квартира в Хургаде. Такие покупают лишь очень богатые люди, хай класс Египта и других арабских стран. Не смотря ни на что Египет сохранил свои традиции в одежде и так же как и раньше передаст их через поколения и время.

На протяжении веков люди проявляли большой интерес к культуре и искусству древнейшего государства мира - Египта. Историю Древнего Египта делят на четыре периода: Древнее царство (3000 - 2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400 - 17 10 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.) и Поздний период (1090 - 332 гг. до н. э.).

Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и различные ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Классовое общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян, и рабов.

По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью - рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Религия и ее служители - жрецы освящали это право фараона, а вместе с ним - социальное неравенство, деспотизм, культ почитания. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи)и т. д., глубоко пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы всегда заключали символику содержания (лотос - символ плодородия и бессмертия, змей - символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

ЭСТЕТИЧЕСКИМ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Рельефы, фрески, скульптура Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и формах его одежды.

Сквозь схематизм и условность изображения статуи Ранэфера (Древнее царство) явственно проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Еще большее сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» известного ученого-египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато- бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

ТКАНИ, ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступает натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, отчетливо видно его тело.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной и богато украшенной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, вышивкой.

Орнаментация ткани носила в основном геометрический характер. Узоры располагались по всей плоскости ткани или в виде отделочной каймы.

Ткань окрашивали разнообразными растительными красителями в красный, голубой, зеленый цвета.

Позднее появляются желтый, коричневый и бирюзовый цвета различных оттенков. Кроме льна, для изготовления одежды применялись хлопок, кожа, мех (в одежде обрядового назначения).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера (рис. 1) украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями (рис. 2). Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.

Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.

Мужской костюм состоит из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой (рис. 3).

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.

При изготовлении одежды в этот период уже использовали манекен, о чем говорят раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского калазириса. Это накладная узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Сверху надевается одна или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало (рис. 4). Плиссировки придавали костюму четкие ритмичные формы.

Особенно часто и в мужском, и в женском костюме ткань драпируется на бедрах и ниспадает спереди тяжелыми плиссированными складками.

Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо. Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется.

УКРАШЕНИЯ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ. ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИКИ В КОСТЮМЕ

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями (рис. 5). Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск (рис. 6). В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани (рис. 7).

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой (рис. 8).

Идеалом женской красоты в древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Черты лица были тонкими, губы полные, а глаза огромные и миндалевидные. Форма глаз подчеркивалась специальными контурами, а контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

Особенность одежды Древнего Египта - прямые четкие линии и геометрические формы.
Калазирис - основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменялись только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами). По сути, калазирис - это тот же сарафан, только в обтяжку.
Ткани были тонкими и полупрозрачными, и не скрывали фигуру, а наоборот подчеркивали. Юбка книзу настолько сужалась, что заставляла египтянок ходить медленно и держать спину ровно. От этого походка становилась грациозной и величественной.
Часто ходили топлесс, но грудь не подчеркивалась. Натурализм был такой споокойный, сдержанный.


Деревянная фигурка знатной женщины с высоким париком, одетой в каласирис из мягкой шелковой ткани

Каждое платье шилось по своим собственным меркам, и было чем-то вроде футляра для тела. Существует предположение, что первые каласирисы были вязанными.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.

Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир. Нефертари в белом каласирисе с золотым воротником, а Немизида в узорчатом прилегающем каласирисе.

Королева Нефертари в белом каласирисе, но на этот раз каласирис плиссированный

Египтяне занимались овцеводством, но шерсть считалась "ритуально нечистой" и одежду изготавливали из льна и хлопка.
Удивительно, как они делали из льна такие тонкие ткани. 240 метров нити весили всего 1 грамм. Не удивительно, что эти ткани сравнивали с «дыханием ребёнка» или говорили, будто они «сотканы воздухом».

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства появились жёлтые и коричневые красители.

В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды.

Древний папирус

Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Принц Рахотеп и его жена Нофрет

Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.
Египтяне украшали платья бисером или аппликацией.

Семитки в коротких каласирисах из цветной узорчатой ткани, возможно, набивной.

Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.

Одежда древних египтян основана на контрасте цвета и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник.

Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры - с густыми черными волосами или париками, которые геометрически обрамляют лицо.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум - самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Древние египтяне умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей.
Некоторые украшения носили на середине лба (там, где находится "третий глаз", как говорят индусы). Египтяне закрывали эту точку символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую зовут урей

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках, закрывая точки, которые, опять-таки, индусы называют чакрами - это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью.

Браслет царицы Аххотеп. Ок. 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло

К числу самых изысканных египетских украшений относятся пекторали.

Пектораль в виде сокола. Ок. 1334 - 1328 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло.

На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств.
Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.

Пектораль с изображением богини неба Нут.

Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Подвеска царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1870 до н. э.

Браслет с изображением жука-скарабея

Диадема царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1800 до н. э.

Украшение царицы Аххотеп. Золотые мухи

Бусы с подвеской лунулой

Прически древних египтян на первый взгляд кажутся достаточно простыми, но для оформления прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали голову декоративными элементами.

Богиня Бастет

Древние египтяне заплетали волосы в тугие косички, укладывали их в различные прически. В общем-то, делали они это тоже не просто так и не только защищали голову от солнца. Плели косички с особым смыслом, читая в процессе плетения особые позитивные заклинания. Ношение такой прически приносило удачу и отпугивало злых духов, считали египтяне.
Самой глубокой философией наделяли дреды - их носили «просветленные» люди. Египтяне вплетали в дреды шерсть животных, растительное волокно.
Знатные люди, жрецы и фараоны носили парики.

Головные уборы женщины носили редко, за исключением цариц.

Знатные дамы носили повязки, обручи, диадемы.
Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались, что уж говорить о людях.
Более того, считалось даже позорным, если женщина не следила за собой и ходила по дому или показывалась на людях без макияжа, растрепанной, как попало одетой.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».
Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику.
Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
После умывания делали маникюр и педикюр. Зубы чистили содой.

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза.
Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней.
Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.

Сохранившиеся до наших дней памятники искусства и исторические источники могут рассказать о том, какая была одежда Древнего Египта, кратко о которой пойдет речь в этой статье.

Основным материалом для изготовления одежды египтян был лен. Это обусловлено тем, что именно для выращивания льна были самые благоприятные климатические условия. Древнеегипетские мастера владели особыми техниками ткаческого искусства - материал изо льна был очень тонким и легким, и по этим параметрам ничуть не уступал шелковым тканям. В эпоху Нового царства появились новые технологии изготовления тканей - они стали сеткообразными. Одежду, сшитую из такого материала, украшали с помощью вышивки, бисера, стразов и пряжек. Помимо льна египтяне использовали хлопок, а также кожу. Сохранились сведения и об использовании меха - им расшивали жреческую одежду, предназначенную для религиозных обрядов и ритуалов. Египтяне умели раскрашивать ткани в различные цвета - сначала это были красный, голубой и зеленый цвета. Впоследствии мастера научились получать и другие расцветки и оттенки, например, желтый или коричневый. Для украшения использовали орнаменты, имеющие определенное сакральное значение.

Мужская одежда у древних египтян несет свое происхождение от простой набедренной повязки. Изначально это была рабочая одежда, напоминающая фартук, но по мере своего развития повязка видоизменялась. Например, у более знатных людей и у вельмож повязка украшалась складками и крепилась с помощью пояса, расшитого золотом. Со временем набедренная повязка, именуемая также «схенти» превратилась в элемент нижнего белья, поверх которого надевали трапецевидную, прозрачную повязку.Она также крепилась с помощью пояса и украшалась различными орнаментами. На древнеегипетских рисунках, сохранившихся до наших дней, мужчины изображались в набедренных повязках белого цвета, отсюда можно сделать вывод, что именно этот цвет имел преимущество.

Женская одежда представляла собой кусок ткани, обмотанный вокруг тела. Чтобы платье не спадало, к нему пришивались бретельки. Такое платье называлось «калазирис», и его носили женщины, независимо от социального статуса. Отличие платья госпожи от платья рабыни было лишь в качестве ткани и наличии украшений. Во времена Среднего царства женское платье дополнялось накладным воротником, расшитым драгоценностями. В более поздние времена платье разделилось на юбку и жилет. Юбка доходила до середины икры, сверху украшалась широким поясом, подчеркивающим стройность фигуры. Жилет представлял собой две широкие бретели, их завязывали на плечах. При этом грудь была приоткрыта, но не выставлялась напоказ.

При раскопках гробниц фараонов, исследователи обнаружили там манекены, которые повторяли силуэт правителя. Это говорит о том, что портные тех времен использовали манекены для пошива одежды фараону, не отвлекая его при этом от важных дел.

Что касается обуви, то сначала все египтяне ходили босиком. Даже жены фараонов не носили обуви. Но со временем ситуация изменилась, в эпоху Нового царства стали популярными сандалии, сделанные из пальмовых листьев и скрепленные кожаными ремешками.

Головные уборы в Древнем Египте были не столько практическим элементом одежды, сколько признаком принадлежности к тому или иному сословию. Были распространены парики. Египтяне стриглись наголо из-за жаркого климата, и с помощью париков прикрывали отсутствие волос. Намного позже знатные женщины тоже стали сбривать волосы на голове, а простолюдинки и дамы из средних слоев населения носили длинные, натуральные волосы. В эпоху Нового царства у мужчин появилась традиция носить шапку круглой формы, прилегающую к голове. Придворные фараона носили на голове повязку, спускающуюся к плечам.

Следует отметить, что одежда Древнего Египта - тема, которая изучается не только историками, но и стилистами и модельерами.