Консультация для родителей на тему: «Детские страхи. Консультация детские страхи для родителей

Лариса Готовцева
Как победить детские страхи. Консультация для родителей

Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве.

Причины :

Конфликтная обстановка в семье,ситуация когда ребенок живет на два дома,наличие страхов и тревог у мамы ,жесткие методы воспитания малыша,запугивание и слишком высокие требования.

Страх имеет и позитивный смысл, так как позволяет человеку своевременно мобилизовать свои силы для решения жизненно важных ситуаций. Страх лежит в основе чувства самосохранения.

Немного о возрастных страхах .

От рождения до 6 месяцев : боязнь потерять мать, громких и неожиданных звуков, резких движений и падений.

6-7 м. до 1 года : страх громких звуков , боязнь незнакомых людей, страх раздевания , смены обстановки, страх высоты .

От 1 до 2 лет : страх разлуки с родителями , боязнь незнакомых людей, страх перед врачами , страх засыпания , травмы.

2-3 года : появляются страхи : отвержения со стороны родителей , незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты.

Для дошкольного возраста : три ярких страха – одиночества , темноты, замкнутого пространства .

От 6 до 7 лет : боязнь неожиданных звуков, потери родителей , физ. насилия, смерти.

Откуда берется страх сказочных персонажей? Страх сказочных персонажей чаще всего отражает наказание или отчуждение от родителей . Наиболее подвержены страхам сказочных персонажей эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети. Игнорирование этой проблемы может привести к нервотизации ребенка и осложнению его адаптации в детском саду .

Пути решения :

1. Страх сказочных персонажей – возрастной, с возрастом эти страхи проходят .

2. Не следует заострять внимание на страхе . Нужно отработать страхи в рисунках , лепке, игре и тд.

3. Пока страх – «невидимка» , он кажется малышу пугающим. Как только ребенок его озвучил – страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители , артистично озвучивая роли Волка, например. Не следует читать впечатлительным детям «страшных » сказок на ночью. Для чувствительных детей лучшим лекарством добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх , исполняя роли различных персонажей из сказки.

7. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним о его страхах . «Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его» .

8. Волшебные охранные слова, игрушка-друг, который никого не боится.

Ночные страхи

Ночь, темнота – наиболее благоприятный период для пробуждения страхов у ребенка .

Ночные страхи ,проявляются прежде всего в сновидениях.

Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Что не следует делать родителям перед сном детей , которые страдают от ночных страхов .

Включать телевизор (исключение – «Спокойной ночи, малыши!» ) ;

Играть с ребенком в шумные игры,

Ругать и наказывать ребенка,

Ссорится в присутствии ребенка,

Запугивать ребенка, когда тот отказывается идти спать,

Высмеивать страхи , реально осложняющие жизнь ребенка,

Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка,

Плотно кормить жирной и калорийной пищей.

Таблетка от страха перед сном

Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня;

Включить мягкий приглушенный свет;

Спокойно пообщаться друг с другом;

Вместе с ребенком приготовиться ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и пр.)

Профилактика страхов

Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей ,

Профилактику страхов начинать надо еще до рождения ребенка;

Очень важно, чтобы требования к малышу в семье были едиными.

Принципы преодоления страхов

Позитивные эмоции;

Чувство уверенности в себе;

Принятие страха ребенка ;

Конкретизация страха ;

Приемы преодоления страхов

Творчество;

Надеюсь, что данная консультация поможет Вам разобраться с причинами возникновения детских страхов и способами преодоления.

Публикации по теме:

Малыши чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающая.

Детские страхи Детские страхи в детском саду Многие сталкиваются с проблемой, когда их ребенок отказывается ходить в детский сад. Почему возникает такой.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего - то боится: темноты, грома, собак - тогда обратите внимание на представленный.

Консультация для родителей «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный мир. Многие родители обеспокоены проявлением страхов.

Групповая консультация для педагогов «Страхи и тревожность у детей в детском саду» «Страхи и тревожность у детей в детском саду» Цель: обобщить понятия «детский страх», «тревожность», определить причины возникновения страхов.

Наталия Сторожева
Консультация для родителей «Детские страхи»

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение : он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. Причины :

Излишняя тревожность родителей . Сами родители имеют множество страхов , и эти страхи передаются ребенку , и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов .

Гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов .

Запугивание детей родителями . Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят : «Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол» , «Я тебя Бабе-Яге отдам» , «Не трогай – обожжёшься» , уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка. Потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары.

Большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.

Невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети , предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания .

Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.

Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка . Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Старшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценку ребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то «надо бояться»

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.

Вспомните, как в детстве вы боялись темноты . По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину : кажется, что там живут монстры и другие страшные существа .

Обычно возрастные страхи живут около 3-4 недель – это допустимая норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает , то речь уже идет о страхе невротическом .

ВИДЫ СТРАХОВ

Малышей от рождения до 1 года способны напугать громкий и неожиданный шум, любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями , травм, засыпания и сна (ночные кошмары) ;

Ребятишки до 3 лет боятся, их страшит смена обстановки , изменение порядка жизни.

Дети с З до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства . Именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи , которых у него, поверьте, немало;

В 6-7лет апогея достигает страх смерти . В этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства , появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи;

7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей , не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. С 8 лет дети больше всего боятся смерти родителей .

Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи - возрастные , однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться.

КАК ПОБОРОТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов .

1. Попробуйте обсудить с ребенком его страх , попросите его описать чувства и сам страх . Чем больше ребенок будет говорить о страхе , тем лучше, - это самая действенная терапия. Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх , а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх

2. Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге , как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге . Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху » смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование» , у кого больше кусочков получится.

3. Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

4. Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

Одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты , одиночества, замкнутого пространства

Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как буд-то они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того , чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте.

Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами . Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

5. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания . Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен . Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве .

Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки , потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий.

Чтобы избежать страха перед коллективом , постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад , ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми.

Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх . Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки» .

Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и» Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов . Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее.

Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх . Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его.

И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами , ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи , не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

Были использованы материалы : http://www.doktorpapa.ru/blog/?p=22

Журнал «Игра и дети» 2005г. №2

А. И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей » .

Лекции практикующих психологов на кафедре психологии и педагогики МГГУ им. Шолохова.

Сторожева Н. Ю. воспитатель (4 курс МГГУ им. Шолохова, психология)

Пожалуй, на свете не существует человека, у которого бы отсутствовали страхи или, как сейчас, называют, фобии. Даже у взрослых частенько наблюдаются психические расстройства, связанные с невероятным чувством страха, которое зародилось еще в детские годы. А что говорить про детей? Маленькие и беззащитные, им не под силу самостоятельно справиться даже с той же боязнью темноты.

На чем основывается детский страх

Родителям не всегда удается успокоить свое чадо, потому для этого требуется консультация психолога: детские страхи. Опытный специалист поможет выяснить причину возникновения фобии и подскажет, как одолеть детские страхи вне возраста пациента.

Эмоциональное потрясение. Зачастую у детей чувство страха возникает в случае перенесенной трагедии, неудачного личного опыта либо вследствие хорошо развитого воображения. Самыми распространенными фобиями являются: боязнь темноты, страх высоты, незнакомых людей. Проходит время, дети взрослеют, и фобии постепенно исчезают.

Плохие сны. Однако бывают случаи, когда кошмары перерастают в панический страх у ребенка. У малыша пропадает аппетит, он становится замкнутым, пассивным; а при столкновении с причиной страха – вовсе впадает в ступор. В таких случаях родителям стоит немедленно обратиться к психологу, который разработает методики работы с детскими страхами.

Ссоры в семье. К сожалению, не во всех семьях можно встретить любовь и взаимопонимание между родителями. Ссоры, постоянные истерики,- наблюдая за тем, как папа кричит или бьет маму, ребенок, сам того не подозревая, становится жертвой семейной драмы. Малыш неосознанно начинает бояться родного отца, у него появляются проблемы с психикой: сильные эмоции овладевают еще не сформировавшимся детским мировоззрением.

Страх отца у ребенка – коррекция не из простых. Консультация для родителей – вот с чего должна начинаться работа семейного психолога при данной проблеме. Восстановить истинно семейные отношения ради будущего своего малыша – вот ключ к устранению появившегося страха у ребенка. И поможет в этом консультация квалифицированного специалиста, а именно: своеобразная работа со страхами у детей.

Техники для работы с детскими страхами

Прежде чем приступить к устранению страха, необходимо выявить причину его возникновения. Если ребенок владеет речью, психолог может начать процесс лечения с обыкновенной беседы.

Доверительный разговор и ненавязчивые вопросы – действенные методы работы с детскими страхами.

Главное здесь – установить контакт с ребенком, создать благосклонную для этого обстановку. Малыш, чувствует доброту, искренность и стремление помочь, сам подробно расскажет о своих переживаниях, поделится своими тайнами и желаниями.

Основные методы работы с детскими страхами опираются на детское мировоззрение. То есть лекарства, снотворные, успокоительные здесь не допустимы; побороть страх можно нестандартным образом, непонятным для взрослого человека.

Детские страхи: опыт профилактики в игровой форме – вот она, уникальная методика! Избавить малыша от тревоги и навсегда распрощаться со своими страхами помогут следующие игры:

  • сочините собственную сказку, где ребенок как главный герой, без страха и упрека одерживает победу над своими фобиями;
  • попросите малыша нарисовать свой страх таким, каким он его представляет. Завершенный рисунок психологи советуют сжечь вместе с ребенком, утверждая при этом, что вместе с рисунком исчезает и сам страх;
  • инсценировка страха – групповая игра, позволяющая ребенку вместе со сверстниками устранить причину беспокойства.

Работа с детскими страхами – не простое, но увлекательное занятие. Оно требует профессионального подхода, хорошего воображения психолога и родительской помощи.
Психологическая работа со страхами у детей окажется успешной только в случаи слаженности действий и искренних намерений как психолога, так и самих родителей. Главное - вовремя выявить страх малыша и решить, как можно с ним бороться: самостоятельно либо с помощью психолога.

Психокоррекционная программа коррекции страха у детей

Цель ее направлена на устранение тревожности, предупреждение невротических отклонений, способных возникнуть под влиянием пугающего обстоятельства. Когда родители заметили: их малыш чего-то боится, следует сразу обратиться к специалисту, получить психологическое консультирование по проблеме детских страхов.

Задачами программы является:

  • раскрепощение детей;
  • формирование ощущения свободы;
  • развитие контактности.

Малыш, занимаясь по данной программе, развивается интеллектуально, растет, как личность в глазах окружающих.

Способы коррекции детских страхов могут выражаться в следующих играх:

  • «Снежный ком». Малыш называет свое имя, второй повторяет услышанное, называет затем, как его зовут. И так по цепочке. Последний должен перечислить все имена, добавить свое.
  • «Путешествие на корабле». Все дети оказались случайными пассажирами на судне. Они знакомятся. Называют свои имена, рассказывают о себе.
  • «Рисование корабля». Ребята рисуют судно, на котором путешествуют. Также изображают себя на нем.
  • «Нарисуй свой страх». Детям предлагается нарисовать, что их пугает, чего они боятся. Затем задается вопрос: Что сделаем с ним? Приступы страха у ребенка проходят, они предлагают много вариантов, как от него избавиться.
  • «Радуга силы». На листе бумаги нарисовать акварелью радугу. Затем растирать по ней пластилином того же цвета, приговаривая «я сильный». Действия можно производить попеременно обеими руками.
  • «Где поселился страх?». Малышу предлагается из коробочек построить домик для своего испуга. Когда постройка будет готова, закрыть плотно дверь, чтобы он оттуда не вышел. Такое упражнение – прекрасная профилактика детских страхов.
  • «Сочиняем сказку». Придумываем вместе с малышом сказку о волшебном сундучке. В нем живет, кто-то способный победить ужас. Кто же это? Можно попросить кроху его нарисовать.
  • «Отпускание страха». Надувайте воздушные шарики. Затем малыш отпускает шар, повторяя: «Улетай и страх с собою забирай». Пока шарик улетает, можно повторять эти слова.
  • «Закапывание пугающего существа». Для этой игры понадобится несколько маленьких коробков и один большой. Маленькие надо заполнить песком. Большой оставить пустой.

Из глины следует вылепить кружочки. Это будут страхи. Попросите кроху назвать кто или что это, показав ему кружочек. Затем предложите закапать его. Когда все пугающее будет закопано, поместите маленькие коробки в большой коробок, сверху нарисуйте человечка. Малышу объясните: это сторож, он будет охранять страхи, следить, чтобы они не вылезли.

Проводя коррекцию страха у детей, помните, что это психическое состояние. Связано оно с выражением тревоги, беспокойства. Малыш не может быть раскованным из-за воображаемой опасности. Работа психолога со страхами у детей направлена на определение источника этой опасности, ликвидацию его.

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Ранее тему детских страхов мы раскрывали в этой статье .

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи , то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве.

Почему возникают страхи?

Причины:

Конфликтная обстановка в семье,

Ситуация когда ребенок живет на два дома,

Наличие страхов и тревог у мамы,

Жесткие методы воспитания малыша,

Запугивание и слишком высокие требования.

Страх имеет и позитивный смысл, так как позволяет человеку своевременно мобилизовать свои силы для решения жизненно важных ситуаций. Страх лежит в основе чувства самосохранения.

Немного о возрастных страхах.

От рождения до 6 месяцев: боязнь потерять мать, громких и неожиданных звуков, резких движений и падений;

6-7 м. до 1 года: страх громких звуков, боязнь незнакомых людей, страх раздевания, смены обстановки, страх высоты;

От 1 до 2 лет: страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы;

2-3 года: появляются страхи: отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты;

Для дошкольного возраста: три ярких страха – одиночества, темноты, замкнутого пространства.

От 6 до 7 лет: боязнь неожиданных звуков, потери родителей, физ. насилия, смерти.

Как долго длится возрастной страх?

Несколько месяцев + несколько рецидивов

Откуда берется страх сказочных персонажей? Страх сказочных персонажей чаще всего отражает наказание или отчуждение от родителей. Наиболее подвержены страхам сказочных персонажей эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети. Игнорирование этой проблемы может привести к невротизации ребенка и осложнению его адаптации в детском саду.

Пути решения:

1. Страх сказочных персонажей – возрастной, с возрастом эти страхи проходят.

2. Не следует заострять внимание на страхе. Нужно отработать страхи в рисунках, лепке, игре и тд.

3. Пока страх – «невидимка», он кажется малышу пугающим. Как только ребенок его озвучил – страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители, артистично озвучивая роли Волка, например. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночью. Для чувствительных детей лучшим лекарством добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей из сказки.

7. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним о его страхах. «Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его».

8. Волшебные охранные слова, игрушка-друг, который никого не боится.

Ночные страхи

Ночь, темнота – наиболее благоприятный период для пробуждения страхов у ребенка.

Ночные страхи,проявляются прежде всего в сновидениях.

Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Что не следует делать родителям перед сном детей, которые страдают от ночных страхов.

Включать телевизор (исключение – «Спокойной ночи, малыши! ») ;

Играть с ребенком в шумные игры;

Ругать и наказывать ребенка;

Ссорится в присутствии ребенка;

Запугивать ребенка, когда тот отказывается идти спать;

Высмеивать страхи, реально осложняющие жизнь ребенка;

Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка;

Плотно кормить жирной и калорийной пищей.

Таблетка от страха перед сном

Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня;

Включить мягкий приглушенный свет;

Спокойно пообщаться друг с другом;

Вместе с ребенком приготовиться ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и пр.)

Профилактика страхов

Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей,

Профилактику страхов начинать надо еще до рождения ребенка;

Очень важно, чтобы требования к малышу в семье были едиными.

Принципы преодоления страхов

Позитивные эмоции;

Чувство уверенности в себе;

Принятие страха ребенка;

Конкретизация страха;

Приемы преодоления страхов