Если ребенок боится учительницу. Детские страхи: кого может бояться ребенок и что с этим можно сделать? Это что за инструменты

Дата публикации: 08.12.2017

«Не складываться» может по самым разным причинам. Несмотря на то, что до откровенного противостояния доходит редко, поводы для недовольства все же находятся. И ваши вопросы - тому подтверждение.

Если у вас есть свои вопросы, вы можете задать их, воспользовавшись сервисом Доктис,

1. Дочь учится в первом классе. У нас прекрасный классный руководитель - грамотный, опытный. Но ребенок ее боится. Боится отвечать у доски, поднимать руку, хотя знает ответ. Что нам делать? Переходить в другой класс я не хочу…

Для начала нужно понять, что пугает ребенка. Далеко не всегда дело в том, что преподаватель злой или придирчивый. Например, дети могут бояться его… громкой речи. Причем даже если учитель повышает голос на другого ученика, тревожный ребенок зачастую проецирует это на себя. В таком случае нужно объяснить, что педагогу приходится говорить громко - иначе его никто не услышит.

Некоторые дети боятся отвечать у доски или даже с места, потому что их ответ может вызвать смех у одноклассников и порицание учителя (особенно, если подобная ситуация уже была). В таком случае попросите преподавателя задать ребенку заведомо легкий вопрос и похвалить потом за правильный ответ. Это поможет .

А есть дети, которым сложно работать самостоятельно. Им нужно, чтобы взрослые постоянно их направляли. Без поддержки они теряются и пугаются.

Развивайте в ребенке самостоятельность. Не сидите рядом, когда он делает уроки. А если сидите, не делайте все за него: не подсказывайте, а направляйте. Пусть выполнит задание на черновике, а вы потом проверите. Когда у наследника появится уверенность в собственных силах, он и в школе будет чувствовать себя увереннее.

2. Сыну 8 лет. Он способный, но гиперактивный. На уроках вертится, слушает вполуха. Учитель за это невзлюбила моего мальчика. Называет его троечником, не позволяет участвовать в олимпиадах… Если раньше ребенок хотел учиться, то сейчас - нет. Считаю, что это вина педагога. Как вернуть ребенку мотивацию к учебе?

Вы правы - мотивация к учебе закладывается именно сейчас, в начальной школе. Если ребенку нравится учиться, он и дальше будет с интересом это делать. Если нет - может забросить учебу. Мол, все равно меня троечником считают, зачем стараться? Вам нужно найти контакт с классным руководителем. Объяснить, что ребенок хочет активнее себя проявлять в школе. Ведь педагог может об этом даже не догадываться.

Попросите преподавателя задействовать мальчика в школьном спектакле, олимпиаде, конкурсе рисунка. Даже маленькие победы для него уже - победы. Это вернет желание развиваться дальше.

3. С моим ребенком (ему 10 лет) в классе никто не хочет дружить. Иногда его даже бьют. Каждую неделю бегаю ругаться к учителю. Она обещает повлиять на детей, но ситуация повторяется. Вижу, что я уже раздражаю преподавателя своими приходами. Но и она меня тоже раздражает. Неужели нельзя повлиять на учеников?!

Каждому родителю в такой ситуации полезно задуматься: почему обижают именно его ребенка? Конечно, случаи травли в средней и старшей школе бывают. Но в начальной они крайне редки. Не исключено, что ребенок сам провоцирует одноклассников. Может быть, не хочет никому уступать, говорит обидные вещи.

Вашему сыну помогут тренинги по развитию социальных коммуникаций. Их часто проводят и школьные психологи.

Еще отлично «работает» в вашем случае театральная студия. Проигрывая разные роли, ребенок испытывает переживания разных людей. Учится ставить себя на место другого, сочувствовать, терпеть. То есть получает много социальных навыков. Это, безусловно, поможет ему и в школе.

4. Дочь учится в 4 классе. Наша учительница ушла в декрет и к нам пришла новая - только-только из института. Опыта у нее - ноль. Мне она категорически не нравится. Что я могу сделать в этой ситуации?

Прежде всего, нужно четко сформулировать свои претензии. Если другие родители с вами солидарны, то обратиться к завучу. Дальше события могут развиваться по-разному. Учителю могут назначить опытного наставника. Если же он и в самом деле окажется некомпетентным (такое, увы, бывает), найдут другого педагога. Ведь вы стараетесь лечиться у врача, которому доверяете. И учителю тоже надо доверять. У вашего ребенка впереди - переходные экзамены в 5 класс. И нужно, чтобы он их сдал. Поэтому ваше беспокойство можно понять.

Но, с другой стороны, бывает, что объективных причин для недовольства учителем у родителей нет - «просто не нравится и все тут». Особенно если он только после института. Но молодость — это не недостаток. Часто даже наоборот. Молодые преподаватели находятся на одной волне с детьми. Они активны, энергичны, полны энтузиазма. Дети их, как правило, любят. Поэтому, опять же, подумайте, есть ли у вас объективные поводы для тревоги или же вам это только кажется.

Страх – это естественный способ для организма, которым он реагирует на что-то потенциально или даже заведомо опасное. Страх помогал человечеству выживать в диких условиях, помогает выживать и сейчас, не только всему нашему виду, но и каждому человеку отдельно.

Новорожденный ребенок ничего не боится, месячного уже пугают громкие резкие звуки, а полугодовалый громким плачем выказывает свой страх перед посторонними людьми, желающими взять его на руки. Страх, как и любая другая психическая функция, развивается в русле общего развития ребенка – и чем взрослее становится малыш, тем больше у него появляется всяких страхов. Конечно, каждый ребенок индивидуален, да и воспитывается каждый в своей среде, поэтому и страхи у всех разные. Со временем, какие-то из них сходят на нет сами, другие сопровождают человека всю его взрослую жизнь.

Так чего же боится ребенок, и как взрослый может помочь ему в преодолении страха?

Ребенок боится чужих: хорошо это или плохо?

Страх чужого, непонятного и неизведанного – в чистом виде защитный механизм. Если ваш ребенок боится взрослых, которые ему незнакомы, то это не так уж и плохо. Большее беспокойство у родителей должен вызывать факт, что ребенок чужих не боится: может пойти с любым посторонним взрослым, который его позовет.

Другое дело, если малыш начинает плакать от страха и прятаться за маму с папой, даже если чужой человек не предпринимает попыток взаимодействовать с ним, а просто идет мимо по своим делам или обращается к родителям с каким-то вопросом. В этом случае страх будет уже деструктивным, вредным – он неадекватен по силе, поскольку посторонний в такой ситуации не представляет опасности, а малыш нервничает, переживает.

Внимательные родители смогут найти в прошлом ситуацию, когда чужой человек напугал ребенка, вольно или невольно, и с пониманием отнесутся к такой реакции. Стыдить малыша, переубеждать его – бесполезное занятие. Гораздо полезнее собственным примером, уверенностью и спокойствием, дать ему понять, что не всякий незнакомый человек опасен, и научить ребенка отличать действительно угрожающие ситуации от рядовых. Это необязательно делать в форме долгих и скучных объяснений – используйте дидактические материалы, предназначенные специально для такой цели, например карточки "Правила личной безопасности", в которых описываются 16 различных ситуаций и правила поведения в них.

Что делать, если ребенок боится врачей?

Некоторые дети, особенно те, которым часто приходилось иметь дело с медициной, начинают выражать страх, как только видят человека в белом халате. Это и неудивительно – большинство медицинских манипуляций неприятны и болезненны.

Однако врачебные осмотры или лечение бывают жизненно необходимыми, как в таком случае вести себя взрослым?

Добрый доктор…

Для начала стоит отметить, что грамотный детский врач и сам заинтересован в спокойствии маленького пациента, поэтому постарается сделать все, чтобы малыш реагировал на него без страха. Для этого используются разные отвлекающие моменты во время приема: экран, на котором показывают мультфильмы, яркие игрушки, с которыми можно поиграть, общая обстановка кабинета и его оформление. Детские врачи часто носят халаты других цветов: голубые, розовые, светло-зеленые, но не белые, с которыми у большинства маленьких пациентов возникает неприятная ассоциация.

Родители со своей стороны должны четко рассказать ребенку, что с ним будут делать на приеме, исчерпывающе ответить на все вопросы малыша, чтобы у того в голове уже сформировался план посещения врача – это добавит спокойствия. Ни в коем случае нельзя давать ребенку заведомо ложную информацию, например, говорить, что ему только посмотрят горло, если в действительности предстоит делать укол или сдавать кровь на анализ. Мало того, что ребенок будет напуган происходящим, он еще и перестанет доверять вам, родителям, самым значимым для него взрослым. Как после этого он сможет доверять кому-либо вообще?

Это что за инструменты?

Врачебные манипуляции часто пугают детей даже не сами по себе, а видом непонятных предметов и инструментов, с помощью которых они производятся. Даже безобидный стетоскоп может вызвать приступ паники у ребенка, который никогда его раньше не видел. В таком случае подарите малышу игрушечный набор доктора и поиграйте с ним дома в больницу, выступая в качестве пациента (или предоставив эту роль его любимому мишке). Также можно почитать книжки о профессиях, например «Я читаю и узнаю про профессии», где, в частности, описывается и работа врача, и предметы, которые он использует, и их предназначение.

Учение-мучение или что делать, если ребенок боится учителя

Страх перед учителем – частый спутник учеников младших классов, особенно если с первым педагогом вам не повезло. Учитель по призванию вряд ли допустит ситуацию, в которой ученики начали бы его бояться; запугиванием чаще занимаются те, кто является в педагогике человеком случайным. Но вашему-то ребенку от этого не легче! Ему приходится каждый день сталкиваться с грозным голосом учителя и угрозами поставить двойку или пожаловаться родителям.

Если учитель ведет себя неподобающе – в первую очередь обсудите это именно с ним. Возможно, его поведение изменится. Если этого не происходит, а поменять учителя нет возможности, то дайте своему школьнику понять, что в его противостоянии с учителем – вы всегда на стороне ребенка. Таким образом вы снизите напряженность от учительских угроз: ребенок больше не будет панически бояться двойки или замечания, поскольку будет знать, что особых репрессий за этим не последует.

Возможно, кому-то это покажется чересчур демократичным, однако если разобраться, то все на благо процессу обучения. Ведь до паники запуганный ребенок вообще не в состоянии воспринимать информацию – он может научиться лишь обманывать и выкручиваться, но это не добавит ему знаний по предмету.

Страх получить двойку можно победить уверенностью в своих знаниях. Ведь если ты досконально знаешь предмет, то никакая двойка тебе уже не грозит! А чтобы учиться было интереснее, кроме стандартной программы можно пользоваться дополнительными сведениями из энциклопедий на нужную тему.

Ребенок боится других детей: как быть?

Это зависит от возраста ребенка. Такой страх не берется ниоткуда: возможно, малыша ударили или обидели в детском саду, его дразнят и угрожают в школе. Ситуация требует детального анализа и поиска причин, а уж потом – и их устранения.

Часто боятся других детей малыши, родители которых слишком уж оберегают их от любых контактов. Тревожная мама и сама боится, как бы ее кроху не обидели, не ударили и не уронили. Тревожность передается и ребенку – это закономерно. Здесь надо начинать с мамы, которой стоит осознать свои страхи и то, что большая часть из них беспочвенна. В конце концов, не сможет же она до старости ходить за своим подрастающим отпрыском и отгонять от него посторонних. А чем раньше ребенок научится общаться – тем лучше для него.

«Я ее боюсь!» Почему дети боятся учителя? Если ребенок боится учителя - это сигнал для взрослых. Необходимо разобраться в причинах его возникновения: возможно, этот страх навязан кем-то, возможно, он надуман, а может, у этого страха есть основания. Понимая причину, родителям легче выбрать стратегию поведения и способ выхода из сложной ситуации. У каждого из нас есть свой опыт школьной жизни, свой опыт взаимоотношений с учителями. И если быть честным, то каждый может вспомнить и тех учителей, которых обожали, и тех, которых боялись, а иногда даже ненавидели. Все эти давно забытые эмоции всплывают в памяти, когда наши собственные дети поступают в школу. И конечно, слова ребенка «Я боюсь свою учительницу» вызывают у нас панику. Как к этому относиться? Что делать? Почему ребенок начинает бояться учителя?

Причин страха может быть несколько. Причина № 1. Транслируется собственный опыт родителей. Часто родители транслируют свои страхи детям. А дети, как зеркало, отражают то, что есть в нашей, родительской, реальности. Но возможно, на самом деле этого нет. Совет! Вспомните свое школьное детство. Какие «болячки» у вас остались? Не те ли это «болячки», которые есть у вашего сына или дочери? Если те же, стоит поработать прежде всего с собой. Когда родители при ребенке обреченно говорят: «Тут уж ничего не поделаешь! Я тоже в школе не понимал, как решать эти примеры. И моя учительница так злилась!» - знайте, ваш ребенок будет заранее ждать от учителя не поддержки, а осуждения. А вот и страх!

Причина № 2. Основания для страха действительно есть! Вы поняли это не из чьих-то разговоров, а из беседы с собственным ребенком. Учитель кричит, ругает, ставит «2», выгоняет из класса, не допускает к уроку, отправляет к завучу/директору, оскорбляет, унижает. Такие учителя всегда были. Есть они и сейчас. Если с ребенком случилось что-то подобное, нужно разбираться. Замалчивать и игнорировать эти ситуации нельзя! Ваши вопросы к ребенку должны быть следующие: «где?», «когда?», «при каких обстоятельствах?». А еще: «Кто это видел и может подтвердить?» Это нужно выяснить обязательно. И не только ради поиска свидетелей. Важно понять, что действительно произошло. Совет! Что бы ни произошло, ребенок ждет от вас поддержки. Но самое главное, он ждет совета - что делать в этой ситуации. Вот вы, например, можете обратиться к родительскому сообществу, психологу, завучу, директору. А ребенок? У него пока еще нет опыта проживания таких ситуаций. Нет модели поведения. И ваша задача - сформировать эту модель.

Вариант 1. Неэффективный. Дать совет, типа: «В следующий раз, когда она начнет тебя ругать, скажи ей, что она не имеет на это права! Это написано в Конвенции о правах ребенка!» В данном случае вы толкаете ребенка на конфликт. Но силы неравны. Поэтому заранее ясно, кто проиграет. Ребенка назовут хамом. Положение только усугубится.

Вариант 2. Более продуктивный. Разберите ситуацию. Постарайтесь понять, что стало причиной такого поведения учителя. Если, например, учитель ругает ребенка за ежедневные опоздания или за то, что он в очередной раз не принес на урок папку по труду, то это - зона вашей, родительской, ответственности. Такую ситуацию легко поправить. Но если все же вы видите, что это действительно агрессивное поведение учителя (а такое, к сожалению, бывает), то в первую очередь нужно помочь ребенку сформировать план действий в такой ситуации. Чтобы такая модель поведения ребенком усвоилась и была принята, закрепите ее в игре. Да, проиграйте эту ситуацию. Причем несколько раз, в разных вариантах. Уверяю вас, уровень тревожности у ребенка снизится.

Ну, а вам, конечно, нужно обязательно встретиться с учителем. Но разговор не должен перейти в эмоциональную потасовку. Поэтому подготовьтесь. Боитесь забыть - запишите. Сделайте себе шпаргалку. В ней опишите: Когда произошло? Что произошло? Как это отразилось на ребенке? Какие чувства вызвало у вас (тревогу, опасения, и т. д.)? Какой выход из ситуации вы видите сами? И еще. Что бы ни случилось, как бы вы ни были расстроены или рассержены, постарайтесь не обсуждать с кем-либо данную ситуацию и учителя при ребенке. Ведь, возможно, конфликт разрешится, а для ребенка очень важно сохранить уважение к тому, кто его учит.

Причина № 3. Выдуманные страхи. Это страхи, не имеющие под собой никаких оснований. Они относятся к невротическим проблемам. Ребенок может бояться не только своего учителя, но и завуча, и директора, и большого количества детей в классе, и плохой оценки, и т. д. Все страшно!

Такие страхи могут говорить о низкой самооценке ребенка, его внутренней неуверенности в себе. Он боится отвечать на уроке, потому что есть страх быть высмеянным одноклассниками. А бывает и так, что страхи основаны на мнении и рассказах о школе другого, имеющего для ребенка большой авторитет, человека. Не всегда это взрослый. Особенно подвержены таким страхам дети-меланхолики. «Я ее боюсь!» Почему дети боятся учителя? Совет! Если страх относится к категории «выдуманных», не стоит высмеивать ребенка за это. Не обесценивайте его чувства! То, что для вас несущественно, для него - имеет вес. Возможно, необходимо обратиться к психологу.

В школе бывают разные проблемы… Любая ситуация - решаема. Только решать ее нужно всем вместе. Обиды, замалчивание, уход от решения только закручивают пружину отношений. Напротив, если подойти к этому вопросу корректно, имея свою четкую позицию и ориентируясь на поиск конструктивного решения, можно избежать недопонимания и сохранить добрые отношения и в семье, и в школе.