Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Воздушный транспорт". Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Транспорт

Лексическая тема: «Транспорт»

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических умений и навыков.

Оборудование: презентация (скачать) , компьютерная программа «Игры для Тигры».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

2. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте.

3. Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

Ребята, посмотрите на экран (слайд №2). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?

Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный.

4. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза (смена слайда на слайд №3).

Угадайте, чего не стало?

5. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

6. Развитие грамматического строя речи.

Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Давайте вспомним, а кто управляет транспортом (слайд №4). Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д.

Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт? Исправьте ошибки (слайд №4). Дети с помощью мыши передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т.п.

7. Образование относительных прилагательных.

Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете от какого транспорта все эти части?

Упражнение «Из чего - какой» (слайд №5).

Дверца из металла (какая?) - металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) - ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)- ….
Колесо из резины (какое?) - ….

8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор (слайд №6).

9. Физкультминутка (слайд №7).

Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
(руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели,
(присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)

10. Составление предложений по опорным картинкам.

Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам (слайд №8).

Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах.

11. Графический диктант.

Дети выполняют графический диктант. В конце демонстрируется слайд №11.

12. Итог занятия.

Денисенко Екатерина Викторовна,
учитель-логопед

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Воздушный транспорт"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

Воспитатель первой квалификационной категории Андреева Е.И.

Тип занятия: интегрированное, игровое.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» .

Тема: «Воздушный транспорт» .

Цель: Развитие познавательного интереса к воздушному транспорту.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта, обогатив представления детей о нем.
  2. Продолжать учить отвечать полными ответами.
  3. Закрепить знания детей о частях самолета и вертолета.
  4. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств, профессий людей.
  5. Развивать воображение, память и мышление детей. 6. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Предварительная работа: Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен» , «Как вести себя в транспорте» . Сравнительно-описательные рассказы (троллейбус – автобус; троллейбус-трамвай) . Разучивание загадок и скороговорок о транспорте.

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций транспортных средств.

Развивающие игры: «Шофёры» , «Какой бывает транспорт?» , «Разрезные картинки» , «Путаница» (все виды транспорта: разложить по видам) .

Дидактические игры: «Найди, чем отличаются» , «Почини машину» , «Узнай по части» , «Что перепутал художник?» , «Кому что нужно?»

Сюжетно-ролевые игры: «Полет на самолете» . Методы и приемы:

  • наглядный,
  • информационно-рецептивный,
  • словесный,
  • игровой,
  • использование технических средств,
  • метод здоровьезберегающих технологий.

Материал:

  • игрушки Ёжик и Лисенок;
  • картинки с изображением разных видов транспорта к игре «Земля-воздух-вода» , обручи;
  • мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта» ;
  • картинки к игре «Четвёртый лишний» ;
  • рабочая тетрадь, карандаш.

ХОД НОД:

I. Коммуникативная игра «Здравствуй» . Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, настройка на работу.

«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

2. В: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад меня встретили наши знакомые – друзья Ёжик и Лисенок и стали рассказывать, как они побывали на аэровоздушном параде, им там очень понравилось. И они хотят вам показать свой фотоотчет. А что это, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

II. 1. Отгадайте загадки (стоят в кругу)

1) Крыльев нет у этой птицы, 2) Кто мне скажет, что за птица

Но нельзя не удивиться: В небесах, как ветер мчится,

Лишь распустит птица хвост Белый чертит за собой И поднимется до звезд. (Ракета) След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

3)Это что за вентилятор, Что же это? (Самолет)

Над землей завис, ребята!

И ревет и тарахтит, Хоть без крыльев, но летит. (Вертолёт)

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

А вот и фотоотчет Ежика и Лисенка, давайте посмотрим как человек покорил небо.

2. История транспорта (сидят на лавочках полукругом)

Человек смотрел на птиц и хотел научится так же как они летать. Он много думал и решил сделать себе крылья. (Слайд № 2) Но так как птицы летают у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. (Слайд № 3) Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется АЭРОСТАТ. (Слайд № 4) Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль. (Слайд № 5) А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями. (Слайд № 6) И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы. (Слайд № 7,8) Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет. (Слайд № 9,10) Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос –ракету. (Слайд №11, 12) Вот такую интересную историю Ежик и Лисенок узнали и увидели разные машины на аэровоздушном параде.

1. Беседа по теме. (дети отвечают полным ответом)

В: -Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт, ракета, планёр, воздушный шар, дирижабль) .

  1. Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
  3. Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет пилот) .
  4. Кто еще работает, летает на самолетах? (летчики, стюардессы, механики)
  5. Как называется команда летчиков? (Экипаж)
  6. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)
  7. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)
  8. Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

3. Работа с рисунком (картинка самолета и вертолета на экране) (Слайд13)

А) –Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)

  1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)
  2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)

А знаешь ли ты, что колеса самолета называются шасси, а окна- иллюминаторы.

Б) Сравните самолет и вертолет.

  1. Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)
  2. Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)
  3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)

Вы, наверное, устали стоять? Давайте продолжим наш разговор о воздушном транспорте за столами.

Обращаю внимание на осанку.

Ноги стоят,
Руки лежат.
Локти у края,
А спина прямая.

4. Игра «Четвёртый лишний» (на магнитной доске картинки)

Сели ровно нашли подобное задание как на доске.

Какой транспорт ходит по воде (водный) , по земле (наземный) , по железным дорогам (железнодорожный) , по воздуху (воздушный) ?

Перечислите, что нарисовано в первом ряду.

Какая картинка не подходит? (воздушный змей)

Почему? (потому что змей- это не транспорт) . Обведите его.

Молодцы все справились с заданием. А теперь отдохнем.

II. Динамическая пауза.

«Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре.
Полетел наш самолет».

VI. Закрепление изученного (за столами)

Ребята предлагаю вам игру «Доскажи словечко»

1. Игра «Доскажи словечко»

1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету) (Слайд 14

2. В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый (Вертолёт.) (Слайд 15

3. В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет) (Слайд 16)

4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился... (парашют) (Слайд17)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - (... самолет) (Слайд 18)

6. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолет) (Слайд19)

7. Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием.... (Дирижабль) (Слайд 20)

Друзья Ёжик и Лисенок хотят поиграть с вами в игру и проверить помните ли вы, о каком транспорте вы говорили и на предыдущих занятиях. Она называется «Земля – воздух – вода» и приглашают вас выйти на ковер.

7. Игра «Земля – воздух – вода»

Посмотрите здесь три обруча, в каждом картинка соответствующая определенному виду транспорта. Что означает облачко? (волны, дорога) . Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились?

Дети выполняют задание в группах.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

V. Итог занятия

  • О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?
  • А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. На этом наше занятие закончено. Что вы хотите сказать нашим гостям? (До свидания)

Цель: Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные . Уточнить и активизировать словарь по теме "Транспорт". Учить составлять предложения с предлогами В и НА. Учить составлять связные описательные рассказы по схеме.

Коррекционно-развивающие . Развивать связную речь. Развивать логическое мышление. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные . Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, схема для описательного рассказа, карточки с личиками, карандаши.

Ход занятия

I. Мотивационный компонент

1. Уч. Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу!
2. Уч. Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Уч. Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Уч. Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".
На доску вывешивается картинка с транспортом.
Уч. Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] - [л] - [л] .
Гудит пароход: произнесение звука [ы] - [ы] - [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука [ш] - [ш] - [ш] .
Насос: произнесение звука [с] - [с] - [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "ша - шу - ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "би - би - би ".
Гудит поезд: произнесение на одн ом выдохе "ту - ту - ту ".
Уч. Молодцы!

II. Операционный компонент

1. Уч. Сейчас я буду называть правильные и неправильные предложения, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня, если я скажу неправильно. Машина - это наземный транспорт.

Д. Правильно.
Уч. Пароход - это воздушный транспорт.
Д. Неправильно. Пароход - это водный транспорт.
Уч. Поездом управляет лётчик.
Д. Неправильно. Поездом управляет машинист.
Уч. А чем управляет лётчик?
Д. Самолётом.
Уч. Молодцы! Теперь мы поиграем в игру "Какой транспорт лучше?" Разделимся на 3 команды: 1 ряд - 1 команда, 2 ряд - 2 команда, 3 ряд - 3 команда. 1 ряд будет говорить про автобус, 2 ряд про поезд, 3 ряд про трамвай. Вы по очереди будете приводить доказательства того, что ваш транспорт лучше. Начинает 1 команда.
Д. Недорогой проезд.
Уч. 2 команда.
Д. Перевозит много людей.
Уч. 3 команда.
Д. Движется с помощью электричества.
Дети по очереди приводят аргументы.
Уч. Молодцы! Сделаем вывод, что у каждого вида транспорта есть свои положительные стороны.



2. Уч. Давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка "Самолёт"
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт. (Руки в стороны.)
Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолёт. (Руки в стороны.)

3. Уч. Посмотрите на картинку. Кто и что на ней изображено?

Д. Кошки, собаки, лошади, корова; автобус, трамвай, троллейбус, такси.
Уч. Скажите, кто входит?
Д. Кошка, корова.
Уч. Кто едет?
Д. Собаки, кошки, лошади.
Уч. Составьте предложения. Кто входит куда?
Д. Кошка входит в автобус. Корова входит в такси.
Уч. Кто едет на чём?
Д. Собаки едут на трамвае. Кошки едут на автобусе. Лошади едут на троллейбусе.
Уч. Запомните: Кошка входит В автобус. Кошка едет НА автобусе.

4. Уч. Сейчас мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них. Послушайте образец. Ты на чём поедешь в г ости? Я поеду в гости на метро. По очереди задавайте друг другу вопросы.

Дети выполняют задание.
Уч. Молодцы!

5. Уч. Сейчас мы будем составлять рассказы по схеме. Каждый загадывает любой вид транспорта, описывает его по схеме, но не называет. Все остальные должны будут отгадать. Посмотрите на схему. Вы должны

ответить на такие вопросы:

  1. Из каких частей состоит?
  2. Чем приводится в движение?
  3. Где движется этот транспорт?
  4. Для чего используется?
  5. Кто управляет этим видом транспорта?

Презентация детских работ. Наблюдение за речью детей. Исправление ошибок.

Этот транспорт состоит из кузова, колёс, руля, сидений, окон. Этот транспорт приводится в движение бензином. Этот транспорт движется по земле. Он используется для перевозки людей. Им управляет водитель. (Автобус)
Уч. Молодцы!

III. Регулирующий компонент

Уч. Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".
Уч. Чему научились?
Д. Мы научились сост авлять рассказы по схеме.
Уч. Вам понравилось занятие?
Д. Да!
Уч. У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению.
Дети выполняют задание.
Уч. Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!

Литература

Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова Развитие речи. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение).-М.: Просвещение, 2000 (стр.88-89).

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

« Транспорт »

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Коррекционно - развивающие :

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно - воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята ! Пишут вам Винтик и Шпунтик гениальные изобретатели из Цветочного города . У нас случилась беда , мы конструировали новый транспорт для путешествий , но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал . Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта .

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра « Из чего какой

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка « Путешествие маленькой машинки

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.