Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор. Подвижные игры по лексическим темам в средней группе

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Обувь»

Цели:

Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме.
Познакомить детей с понятием «пара», обобщающим понятием «обувь».
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, геометрических фигурах.
Совершенствовать навыки рисования красками, наклеивания, лепки.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать смысл услышанного.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:

Сундук, кукла, кукольная обувь.
Вырезанные из картона вагончики красного, зеленого, желтого и синего цветов и предметы обуви тех же цветов.
Картонные силуэты сапогов с наклеенными кругами разного цвета и величины, пуговицы, соответствующего цвета и величины.
Силуэтные изображения обуви из плотного картона с отверстиями, разноцветные шнурки.
Картинка и изображением трех медведей разной величины, овалы-обувь соответствующей величины.
Картинки с изображением различной обуви и варежек.
Разноцветные прищепки, силуэты щеток без щетины из плотного картона.
Вырезанные из клеенки силуэты ботинок, вымазанные мелками, влажные губки.
Картонные силуэты сапогов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур, эти же фигуры.
Картинка-фон с тенями различной обуви, цветные силуэтные картинки этой обуви.
Скрепки, цветные силуэтные изображения обуви.
Картинка «Сороконожка», набор пластилина.
Раскраска «Ботинок», кисти, краски.
Вырезанные из цветной бумаги сапоги и картинки (цветочки, рыбки, тучки, солнышки, елочки).
Аудиозаписи: «Сороконожка», «Большие ноги идут по дороге».

Ход занятия:

Сюрпризный момент «Что в сундуке?»

Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей).

Как вы думате, что это? Как это назвать одним словом? Обувь.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары).

Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара».
Запомните это слово и повторите вслух: «пара».
А теперь отправляйтесь на поиски пары к той обуви, что у вас в руках.

Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»

Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик.

Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»

А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки.

Игра с пуговицами «Укрась сапожок»

А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами. Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу.

Аппликация «Красивые сапожки»

Смотрите, ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ,топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»

А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя. Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки.

Упражнение «Моем ботинки»

Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть и чистить от грязи. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок.

Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»

Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву.

Детям предлагается закрасить ботинок краской.

Дидактическая игра «Найди тень»

На каждую тень положите сверху цветную обувь подходящей формы.

Лепка «Обувь для сороконожки»

Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки.

Музыкальная пауза «Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого.

Чтение стихотворения «Ботинки»

Купила мама Димке
Отличные ботинки.
Красивые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Рассматривал их долго.
Он ставил их на полку.
Красивые, блестящие!
Шнурки есть настоящие!

Когда малыш ложился спать,
Ботинки ставил под кровать.
Новые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать.

Игра с прищепками «Щетка для обуви»

А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви.

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

1.«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

2.«Мой, моя, моё»

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

3. «Один - много» (употребление множественного числа существительных):

перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

4. «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

5. «Найди лишний предмет»

Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда.

6. «Подскажи словечко».

Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар

Посмотреть новый товар.

Поросёнок в шубке,

А собачка в …(юбке).

Кот в жакете,

Мышка в…(берете).

Кошечка в сережках,

Корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане,

Коза в … (сарафане)

7. «Подбери обувь для каждого времени года»

8. «Снежный ком»

Игра проводится с мячом.

Дети передают друг другу по очереди мяч, называя при этом предмет одежды. Каждый последующий игрок повторяет названные предыдущими участниками слова, добавляя своё новое слово.

Например:

1) Шапка.

2) Шапка, платье.

3) Шапка, платье, брюки и т.д.

9. «Украсим костюм клоуну»


10. «Я знаю 5 названий одежды/обуви»

Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе)или подбрасывать мяч вверх, приговаривая:

Я знаю пять названий одежды. платье -раз, брюки - два, пальто - три, перчатки - четыре, майка - пять.

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.

11. Эстафета «Собери куклу на прогулку»

Для этой игры необходимо разделить участников на 2 (или более) команды. Для каждой команды подготовить куклу и одежду. Участники по очереди подбегают к кукле, надевают на нее 1 предмет одежды и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, чья кукла будет одета первой.

После завершения эстафеты можно предложить командам рассказать во что одета их кукла.

12. . Малоподвижная игра «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

На игровой площадке обозначается круг.

Ведущий произносит слова: «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

Тем, у кого….(белые носочки, обувь на липучке, есть карманы.)

Участник, у которого на одежде есть названные признаки бежит в круг.

13. Хоровод.

Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

14. «Найди отличия»


15. Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, пики, лики,

Чики, микки. (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Загибаем пальчики (по пальчику на каждую строчку),начиная с больших на обеих руках одновременно.

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.


Подвижные игры

  • Игра «Кто во что одет». Для этой игры требуется несколько участников. Ведущий говорит: «Кто в красной майке, присядь», или «Кто в зеленых штанах, похлопай в ладоши». Игрок, чей цвет назвали, должен выполнить заданные действия.
  • Хоровод . Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
— На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

  • Дорожки . Мы положили на пол несколько шарфиков – это были наши дорожки. И бегали, и прыгали по ним. Находили короткую-длинную дорожку, широкую-узкую.

Домашняя одежда

Достаньте одежду из вашего шкафа. Разложите ее перед ребенком. Познакомьте малыша с названиями: воротник», «рукав», «рукава», «карман», «карманы», «пуговица», «пуговицы», «молния», «капюшон». Расскажите крохе, что бывает верхняя и нижняя одежда. Верхняя так названа, потому что мы носим ее сверху, нижняя – внизу, под одеждой. Посмотрите рисунки на одежде, поговорите о том, из чего она сделана. Называйте одновременно цвет одежды, считайте рукава, карманы, пуговицы. Расскажите ребенку о том, что такое сезонная одежда. Пусть угадает, в какое время года носят данную одежду (шапку, куртку – зимой, кепку, майку – летом).

Игра «Костюмы»

Нарисуйте отдельно детали костюма: кофточки и юбочки, майки и шорты, кофту и брюки. Главное, чтобы детали костюма были одного цвета, рисунка и т.д. (майка в красный горошек и шорты такие же). Перемешайте все детали. Попросите малыша подобрать правильно костюмы. Начинайте с 2-3 и постепенно усложняйте.

Игра «Найди пару»

Достаньте разную обувь, которая есть в вашем доме. Разложите на полу, предложите ребенку отыскать пары. Если малыш легко справляется с заданием, рассортируйте обувь – с шнурками, с замочком, с застежкой и т.д.

Еще один вариант игры – разложите перед малышом носочки, предложите ему отыскать пары. Чуть позже добавьте мамины носочки, пусть ребенок разберет не только по парам, но и отделит маленькие от больших.

Поговорите с ребенком о том, что еще бывает парным: руки, ноги, уши, очки и т.д.

Логические игры:

  • Отделяем варежки от перчаток.

  • Сортируем одежду по принципу: большой, маленький, средний (подбираем брюки кукле из трех вариантов).

  • Сортируем по принципу: длинный, средний, короткий (шарф).
  • Игра «Что лишнее?» — (куртка, юбка, свитер и ножницы).
  • Игра «Продолжи ряд»
  • Игра «Соединялки» (рисуем парную одежду, задача ребенка соединить одинаковую друг с другом).

  • Пазлы – рисуем одежду, разрезаем на 3-4 части и готово.
  • Считаем количество вещей в мешочках (рисуем несколько мешочков, каждый «наполняем», предложить ребенку разложить цифры в мешочки).
  • Ищем тени к одежде.
  • Игра «Единственное и множественное число». Называйте ребенку предмет в единственном числе, а он во множественном. Например: ботинок – ботинки.
  • Игра «Что пропало?». Одежду или обувь разложите перед малышом. Уберите один – чего не хватает? Еще один вариант – поменять обувь местами – что изменилось?
  • Игра «Что спряталось». Возьмите несколько шапок, под одной из них спрячьте любой предмет или игрушку. Пусть малыш попробует угадать, где она.

Аппликации

Аппликации могут быть разнообразные. Мы делали вот такие с ребенком.

Рисуем

  • Нарисуйте одежду, но какую-либо деталь не дорисовывайте. Спросите малыша: «Чего не хватает?»
  • Нарисуйте одежду без деталей, предложите ребенку их самому нарисовать. Например: нарисовали куртку, а ребенок дорисовывает пуговицы, карманы, воротник. Игра для детей старше 3х лет.
  • Возьмите краски и ватную палочку. Макайте палочку в краску и рисуйте точечки, полосочки на одежде.

Развиваем моторику

Игра «Бахрома для шарфиков». Вырежьте полоски из бумаги, разрисуйте их. Предложите ребенку ножницами порезать бахрому (нарисуйте до какого предела) на концах шарфика.

Игра «Профессии»

Говорим о том, кто изготавливает и шьет одежду.




БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя - зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?




ИЗ ЧЕГО ЖЕ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?




МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.


КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.













ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?


РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.


ЗАГАДКИ Отгадай загадку - кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт ~ не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье - пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.





Игровые правила: загадка должна быть описательная, называть основные, характерные признаки данного предмета одежды, обуви, головных уборов. Ребёнок, отгадавший первым, получает фишку. Обязательно объяснить, какие слова помогли отгадать описательную загадку. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игровые действия : составлять описательную загадку предмета одежды, обуви, головных уборов, отгадывать.

Материал: схема для описания одежды, разнообразные предметы детской одежды (детские брюки, детские жилетки, детские майки и т.д.), обуви, головных уборов, ширма (сундучок, «Волшебный мешочек» и т.п.).

Педагог. Дед Мороз и Снегурочка готовят новогодние костюмы для праздника. Я расскажу вам об одном из них:

«Это головной убор. Он разноцветный, круглой формы. Бывает разного размера. Сделан он из пряжи, но бывают они из кожи, шерстяной ткани. Бывает с помпоном или с козырьком. Этот головной убор можно носить в прохладную погоду, осенью. Надевают его немного набок. (Это берет).

Педагог показывает описываемый берет. Затем предлагает кому-то из детей выбрать предмет одежды, обуви, головных уборов и придумать для друзей загадку.

«Ищу соседа»

Цель: активизировать в речи названия предметов одежды, обуви, головных уборов стимулировать развитие внимания, мыслительные операции анализа и синтеза, быстроту реакции, ловкость.

Игровые правила: ведущим становится игрок, первым добежавший до свободного стула, занявший его. Остальные дети возвращаются на свои места. Нельзя толкать друг друга.

Игровые действия: называть предметы одежды, обуви, головных уборов, их детали или признаки, пересаживаться со стула на стул. Материал: стулья.

Все дети сидят на коврике (или на стульях в кругу). Один стул свободен. Игрок, находящийся слева от свободного места, начинает игру словами: «Никто справа не сидит. Пусть ко мне подсядет кто-то, у кого есть…»

Далее окончание этой фразы меняется с каждым игроком. Например, «… у кого в одежде есть жёлтый цвет». Все, к кому относятся эти слова (у кого в одежде есть жёлтый цвет), вскакивают со своих мест и бегут на указанный стул. Первый, кто добежал до свободного стула, занимает его. Остальные дети возвращаются на свои места.

«Чей ботинок?»

Цель: активизировать в речи названия обуви, порядковые числительные; упражнять детей в согласовании существительного с числительным; развивать ловкость, чувство юмора.

Игровое правило: предметы обуви

Материал: ширма, ковровая дорожка.

Все игроки снимают с левой ноги обувь, отдают её ведущему. Тот раскладывает всю обувь за ширмой в случайном порядке в ряд.

Игроки садятся на ковёр (стульчики).

Ведущий у каждого игрока по очереди спрашивает число, например, «от 1 до 5». Можно задавать любой отрезок чисел.

После того, как игрок назвал число (например, 3), ведущий считает за ширмой в ряду обуви №3 и отдаёт её игроку. Конечно же, это будет предмет из чужой пары, но все же придётся игроку ею довольствоваться… Следующий игрок так же пытается отгадать номер своей пары обуви в ряду, называя любое число из заданного ряда.

Так разбирается вся обувь. Ведущий предлагает её одеть и по сигналу все игроки скачут на левой ноге по ковровой дорожке (или вокруг стула, столов и т.д.). Первый игрок, допрыгавший до места назначения, становится ведущим. Игра может начинаться снова.