В каком возрасте ребенок начинает гулить и агукать. Когда дети начинают агукать

У новорожденного все когда-то бывает впервые: первый звук, первый крик, первое слово, первый шаг… Родители хотят как можно быстрее начать общаться с малышом, они видят, что он с каждым днем становится внимательнее, его взгляд осмысленнее. Прибавляя в весе, новорожденный быстрыми темпами развивается психически. Гуление – неотъемлемая часть развития процессов будущей речи, памяти, внимания. Глядя на маму, ребенок начинает имитировать звуки и подражать мимике взрослого. Если она улыбается – и он отвечает широкой беззубой улыбкой, если серьезна – и он хмурит бровки. Звукоизвлечение начинается с гласных: а, о, у, и. Чтобы ребенок начал отвечать вам отдельными звуками, агукать, нужно всячески ему в этом способствовать: разговаривать во время игр, массажа, купания и активного бодрствования.

Когда малыш начинает гулить?

После рождения адаптационный период длится около трех недель: ребенок начинает более отчетливо различать предметы (вначале он видит лишь размытые очертания), он слышит приближение родителей и реагирует на другие звуки, по запаху определяет маму и вступает в общение с миром, отвечая мимикой и жестами на яркие предметы или ласковую речь. Когда ребенок начинает агукать, означает, что он полностью адаптировался к среде. Это обычно бывает на втором месяце жизни, когда периоды бодрствования становятся более продолжительными, а дневной сон менее крепким. У ребенка появляется прекрасная возможность выражать свои эмоции (они первыми появляются после рождения).

Если вы хотите, чтобы малыш осознанно с вами общался, пусть даже на своем языке, разговаривайте с ним даже тогда, когда меняете памперс, задавайте вопросы, помните, что ребенок, не понимая слов, воспринимает эмоциональную окраску вашей речи и может ответить только проявлением эмоций, которые, как правило, сопровождаются простыми звуками или их сочетанием: а-у (нам слышится агу), а-и, а-о.

Чтобы ребенок начал агукать…

Функции речи закладываются сразу после рождения, центры речи у мальчиков и девочек находятся в разных полушариях, поэтому и время развития различно: девочки начинают быстрее говорить, часто – предложениями, тогда как мальчики долгое время объясняются со взрослыми жестами и мимикой, а также отдельными звуками. Развивать звукоизвлечение можно и нужно, вначале рекомендуют петь малышу мелодичные и спокойные песни, ставить ему негромкую музыку со словами и без, учить играть с погремушками, обращать внимание на новые предметы и удивляться, т.е. эмоционально окрашивать свою речь. Глядя на вас, через некоторое время малыш начнет точно также реагировать на новое и интересное для него, ведь первое, что новорожденный учится делать – подражать! На втором месяце все детки агукают, а если мама ежедневно проводит комплекс упражнений на развитие мелкой моторики: сгибает и разгибает пальчики попеременно и вместе, хлопает в ладоши, то это происходит и раньше.

К полугоду малыш будет произносить не только отдельные гласные звуки, он способен соединить звуки в слоги с согласными: у-гу, а-га, а-ба.

Если у ребенка нет задержки психического развития, он будет смеяться, показывать рукой на предмет и произносить при этом что-то нечленораздельное, но, как ни странно, родители всегда понимают, что хочет малыш. Неполный звуковой ряд является нормой для ребенка до двух лет. Не спешите идти к невропатологу, если ваш малыш молчит. Если вы видите, что в его лице есть живой отклик на ваши слова, что он гулит, но не говорит, значит, нужно ещё немного подождать. Бывает так, что сразу после гуления малыш начинает сочетать звуки в слова и повторять за взрослыми сложные сочетания, даже не осознавая их смысла. Если ребенок агукает, значит, чувствует себя хорошо, и вам, как маме, не нужно лишний раз проявлять беспокойство.

Получив «на руки» свое долгожданное счастье - малыша, вы сразу сталкиваетесь с множеством вопросов. Самым сложным является первый год жизни крохи, так как в этот период он особенно стремительно развивается и познает себя и окружающий мир. Большинство переживаний возникает во время сравнения с другими детьми. Именно поэтому не стоит забывать, что до года понятие "норма" крайне растяжимо и индивидуально во всем. Поэтому многих родителей волнует вопрос о том, когда ребенок начинает гулить, а также моменты, связанные с этим.

Что такое гуление

Гуление является вторым из трех этапов подготовки к речи. Самый первый - это крик, а третий - лепет. Это различные вариации отдельных и нараспев звуков и рычание: агу, а-а-а, ге, гы, ве, о, хе, агы, э, ах, кхе, у-у-у, аву и т.д. Что очень любопытно, этот набор у малышей разных национальностей практически одинаков. С течением времени, репертуар крохи пополняется новыми интонациями и звуками. Занимаясь вопросом: «Когда ребенок начинает гулить?» - нужно помнить, что это своеобразное общение, которое необходимо поддерживать. Наверное, каждая мама помнит, как малыш заглядывает ей в глаза и «мурлыкает» в ответ. Данный навык в будущем станет основой разнообразных социальных контактов. Поэтому разговаривайте со своим крохой, и вы увидите, с каким удовольствием он будет вам отвечать. На данном этапе для него главным образом важны ваша интонация, ритм, а уже только потом - смысл.

Когда ребенок начинает гулить

В среднем, у ребенка начинается гуление с месяца или двух. Однако как говорилось выше, у каждого младенца своя норма. И кто-то может это делать и с 3-х, и с 4-х месяцев. Данная стадия подготовки к речи продолжается у ребенка примерно до полугода, а затем сменяется лепетом.

Ребенок не гулит

Причины отсутствия гулений бывают разные. Одной из самых серьезных является задержка развития. Однако так ли это или нет, очень легко определить самостоятельно, без походов к врачу. Любое отклонение не может быть само по себе, а только в комплексе. Поэтому, если у малыша все в порядке со слухом, вниманием, реакцией на взрослых и всем стальным, значит, у малыша просто такая норма. Вторая, наиболее распространенная причина - это наше желание торопить события. Поэтому, прежде чем бить тревогу, следует дать младенцу время, а также больше с ним общаться, и скоро он начнет отвечать вам. Также некоторые детки просто не хотят этого делать, а предпочитают больше слушать и наблюдать за вами.

Ребенок перестал гулить

Прекращение гуления - это нормальное часто встречающееся явление перед началом следующего этапа - лепета. Так, некоторые детки плавно переходят в эту стадию, а другие замолкают на некоторое время. Происходит это обычно в 4-5 или 6 месяцев. Опять же у каждого индивидуально. Поэтому рекомендации остаются такими же: больше разговаривайте со своим ребенком, пойте, улыбайтесь ему, и очень скоро он станет отвечать вам новыми звуками и напевами.

Когда ребенок начинает гулить: подведение итогов

Главным звоночком о серьезной проблеме является не запоздалое, по вашему мнению, гуление, а отсутствие реакции на звуки, общения с малышом. А если ребенок поворачивает к вам головку, когда вы его зовете, улыбается вам, кричит, когда ему плохо, некомфортно или скучно, значит, он начнет это делать, когда придет время или просто желание.

После первой улыбки ничто другое не воспринимается взрослыми с таким восторгом, как гуление малыша. Это - его первый язык, он уникален по-своему и необходим для становления речи. О сроках и особенностях гуления мы расскажем в этом материале.

Что это такое?

Традиционные медицинские источники трактуют гуление как стадию доречевого развития. То есть пока это не речь, но уже и не крик, которым новорожденный общался с мамой и другими родственниками по любому поводу, будь то желание общаться или мокрая пеленка. В 2–3 месяца в среднем дети начинают гулить, и это означает, что их потребность в крике уже не так велика. Кричать чадо теперь будет по вполне конкретным поводам, когда присутствие и участие взрослого - острая жизненная необходимость (голод, холод, боль). В остальных случаях малыш гулит, и это не может не вызывать умиления.

Гуление продолжается примерно до полугода. Потом ребенок плавно переходит к стадии лепета и становится еще на ступень ближе к человеческой речи.

Ребенок начинает агукать не потому, что он этого хочет. Просто так устроено природой, а сам навык считается спонтанным. Обычно малыш «гукает» в состоянии покоя, когда ему хорошо, комфортно, когда он сыт, часто - исключительно в присутствии взрослых, но порой детки делают это и сами с собой.

В самом начале гуления ребенок произносит короткие звуки, обычно начиная с гласных («у», «а», «ы») и постепенно переходя к их объединению с некоторыми согласными («гу», «га», «ма»). В 4 месяца малыши достигают такого вокального мастерства, что начинают произносить не только отдельные звуки и слоги, но и целые каскады звуков. Стадия доречевого развития, следующая за гулением, называется лепетом.

Примечательно, что гулят разные дети почти одинаково. В этом прекрасном нежном возрасте не существует национальностей, языковых барьеров. Но уже к полугоду крохи начинают произносить звуки, которые все больше напоминают звуки их родного языка, каким они его слышат и воспринимают от родителей и других взрослых. Эксперименты показали, что взрослый француз, японец или американец вполне в состоянии опознать ребенка одной с ним национальности, просто прослушав аудиозапись такого гуления малыша в 6–7 месяцев.

Если даже ребенок лишен способности слышать, он все равно гулит. Некоторые карапузы с нарушениями слуха даже проходят начальные стадии лепета. Но потом им требуется медицинская помощь и вспомогательные средства в распознавании речи, иначе говорить они так и не научатся.



Возможные проблемы

При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.

С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.

Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания. Наладить речевой контакт с грудничком - непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.


Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с синдромом Дауна, с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.

Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.

Заподозрить у малыша проблемы со слухом можно только на стадии лепета. Дети, которые не могут себя слушать и слышать, не переходят к конкретному лепетанию определенных слогов, останавливаясь на стадии вокального (распевного гласного) гуления.



Как научить?

Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.

Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.

Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.

Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.



Старайтесь выбирать для общения минуты, когда в доме тихо. Это трудно сделать в шумной обстановке: малыш будет отвлекаться на работающий телевизор, громкую музыку или гомон голосов и просто замолчит. Именно поэтому часто задержкой речевого развития страдают самые младшие детки в многодетных семьях.

В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный логопедический массаж для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.

Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.



К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.

Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.

Молодые родители трепетно склонились над кроваткой, любуясь своим новорожденным малышом. Сейчас он такой беззащитный. Впереди ждет долгий и интересный процесс обучения. И вы сможете ему в этом помогать, разделяя радость от достигнутых успехов.

Какая мамочка не мечтает поскорее услышать от своего маленького человечка долгожданное слово «мама». Но прежде, чем это произойдет, родители насладятся другими, не менее прекрасными звуками. Речь идет о том времени, когда младенец начинает агукать.

С кем бы поговорить?

К концу первого месяца, в начале второго, можно услышать, как новорожденные дети пытаются произнести свои первые звуки. Ребенок протягивает гласные «а», «о», «у», «е». Взрослые же воспринимают на слух такие звуки, как «агу».

Сначала малыш слушает сам себя, как бы разговаривая с собой. Со временем, гуление приобретает некую форму общения с родителями. Кроха пытается вести диалог на «своем языке». В это время младенцы уже восприимчивы к музыке, и если мелодия пришлась им по душе, они пробуют подпевать, используя знакомые гласные.

К пятому месяцу жизни карапуз активно развивает свои речевые способности, и мама может услышать отдельные слоги, в которых присутствуют и согласные. За детским лепетом невозможно наблюдать без улыбки, особенно когда «разговорчивые» детки щебечут без умолку.

Агукать малыш начинает в возрасте 1-2 месяца

Достигнув отметки первого года жизни, многие малыши имеют в словарном запасе несколько простых слов. Обычно они связаны с основными физическими и эмоциональными потребностями ребенка. С помощью таких слов, как «мама», «папа», «дай», «на», «хочу» можно заявить о своих желаниях гораздо точнее, чем при помощи плача.

Как помочь ребенку начать агукать, затем говорить

Для этого совсем необязательно прилагать много усилий. Способность к гулению как процесс формирования речи заложена в ребенке на уровне ДНК. Даже глухонемые дети способны гулить. Однако есть рекомендации, позволяющие ускорить этот процесс.

Общайтесь с малышом

Проговаривайте все свои действия, когда пеленаете малютку, купаете его или кормите. Вы заметите, с каким вниманием кроха вслушивается в ваши слова. Ведь ласковый, спокойный голос играет немаловажное значение в психоэмоциональном развитии ребенка. Избегайте сюсюканья, это не принесет никакой пользы.

Прием повторения

Повторять за взрослыми - одно из любимых занятий детей. Поиграйте с крохой в разговор на тему «агу», при этом добавляя новые, несложные звуки.

Пальчиковые игры, массаж

Ладошки можно слегка поглаживать, а пальчики по очереди разминать. Всеми признан тот факт, что развивая мелкую моторику рук, особенно кончиков пальцев, стимулируется развитие речевых центров мозга.

Деткам очень нравятся пальчиковые игры. Такие занятия помогают расширить словарный запас, а если стишки напевать, развивается музыкальный слух. Наиболее известные игры с пальцами знакомы нам с детства: «Сорока», «Ладушки», «Апельсин».


Пальчиковые игры помогают ребенку в развитии

Если кроха упорно молчит

Не переживайте, если ребенок не начал агукать ко второму месяцу. Помните, что каждый младенец - индивидуальность, которую нельзя подгонять под общепринятые рамки. Это не обязательно отклонение, скорее, особенность вашего малыша. Так что наберитесь терпения и ждите.

Если же молчание достаточно длительное (больше 7-8 месяцев), проконсультируйтесь у педиатра. Причина может быть связана с нарушением слуха, а может быть неврологической направленности. В таком случае педиатр направит на обследование к нужному специалисту.

Бывает, что детки начинают агукать, а потом перестают. Возможно, это вызвано испугом или плохим самочувствием. Но вероятнее всего, малыш просто осмысливает новые речевые навыки и вскоре удивит вас пищанием или озорным заразительным смехом.

Как мы узнали, агуканье является важным этапом в речевом развитии. Дети по всему миру гулят очень похоже, и только ко второму полугодию жизни звуки родного языка начинают приобретать некую форму в устах младенца.

Наслаждайтесь этими моментами. Запечатлевайте их на видеоустройства. Ведь воспоминания о первых достижениях вашего малыша со временем будут вам так же приятны, как и сейчас.

Появление в семье малыша - это чудесное и долгожданное событие, которое в корне изменит привычное течение домашнего быта. По мере роста ребенка вся семья будет с интересом наблюдать за тем, чему новому он будет учиться каждый день своей жизни, и умение подавать голос, чтобы привлечь к себе внимание - это один из первых навыков, которым он овладеет. В этой статье мы поговорим о том, во сколько начинают агукать маленькие детки и что делать, чтобы ребенок начал агукать побыстрее?

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Конечно же, никто не сможет назвать определенный день, на который ребенок начинает агукать и улыбаться. Уровень развития на каждый возрастной период зависит сразу от нескольких факторов:

  • индивидуальной скорости развития;
  • наследственности;
  • частоты занятий с ним родителей;
  • общей окружающей среды.

Но как бы не были активны родители и как бы быстро не рос малыш, можно с уверенностью сказать - в первые несколько недель от него никак нельзя ждать выражения эмоций через звуковые сигналы. Даже если мама и папа ребенка будут едва ли не круглые сутки проводить, пытаясь быстрее научить ребенка говорить - до четырех-пяти недель все, на что он будет способен - это кряхтение и плач (в первое время не будет даже слез). Дети начинают агукать в начале второго месяца жизни - они начинают произносить самые простейшие гласные, такие как «а», «о», «у», «е».

Особенности! Именно этот простой набор гласных взрослые характеризуют как агуканье - но само детское «агу» получается не за счет произнесенной в середине согласной, а за счет прохождения воздуха через гортань - это что-то вроде хрипа или рыка, не произнесенное намеренно.

На втором месяце жизни , когда детки начинают взаимодействовать с окружающим миром с помощью звуков, они еще не понимают самого процесса и только начинают набираться опыта, наблюдая за реакцией взрослых на их «разговор». А уже в 4-5 месяцев ребенок начинает агукать более или менее осознанно, произносить первые согласные и составлять слоги.

Что делать, если в указанный срок малыш еще молчит

Некоторые родители начинают серьезно беспокоиться, если после того, как ребенку исполнился месяц, тот все еще не начинает гулить и агукать. В таких случаях никак нельзя думать, что с малышом что-то не так и сразу же искать варианты лечения, напротив, самое лучшее, что смогут сделать родители - это успокоиться и перестать паниковать.

Важно! В первую очередь, необходимо всегда помнить, что младенец - это не произведенный по определенной технологии механизм, а живой человек, у которого всегда будут индивидуальные скорость и особенности развития. Ни в коем случае нельзя думать, что процесс роста у всех детей одинаковый!

Иногда может произойти так, что малыш уже начал произносить свои первые звуки и агукать, но после какого-то раза вдруг снова стал «молчаливым».Это тоже не повод для паники - не следует сразу же пенять на страх или психологическую травму и пускаться в поиски специалистов. Скорее всего, дела обстоят куда проще - малыш просто очень старательно и сосредоточенно осваивает новые слоги.

Если вы ищете новые занятия с малышом и хотите как можно больше времени посвятить его развитию, то ниже мы собрали для вас несколько упражнений, которые помогут ребенку быстрее осваивать новые звуки.

  • Массаж ладоней : именно на ладонях находятся у людей нервные окончания, напрямую связанные с речевым аппаратом, поэтому массаж ладошек новорожденных способствуют быстрому появлению голоса;
  • Развитие навыка : если ваш малыш уже начал агукать, то вы можете помочь ему - вместе учите новые гласные звуки, начинайте внедрение новых только с самых простых;
  • Когда ребенок начинает агукать, рекомендуется как можно больше разговаривать с карапузом , меняя пеленки, укладывая спать, гуляя и т.д. Все специалисты в области детского развития единогласно скажут вам что самый лучший стимул для развития речи маленького человека - это постоянное общение со взрослыми.

Важно! Помните, что даже если вы хотите постоянно занимать ребенка чем-то развивающим, давать малышу достаточно отдыха тоже немаловажно. Для лучшего развития маленького ребенка самое лучшее - это сбаланированный режим дня и рацион питания.