Мода послевоенных лет. Мода военных и послевоенных лет

Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией и часто черпает вдохновение в прошлом. Лана Дель Рэй.

Каким именно был стиль одежды, модной в 40-х годах – однозначно сказать тяжело. Еще совсем недавно мир наслаждался откровенными шелковыми силуэтами, вальяжно потягивая папироски в длинных мундштуках. Если бы не война, то гламурные нравы и мода 30-х годов плавно перетекла бы в 40-е, преобразившись в какой-нибудь эпатажный модерн, ведь это была эпоха огромных достижений… Теперь, изучая моду сороковых, делаешь вывод, что это было действительно «железное время», для людей с железной волей и любовью к жизни. Ведь не смотря на весь страх и ужас, люди продолжали стремиться к прекрасному.

Стиль одежды 40-х годов: фото модной одежды того времени

Стильные американки позируют с автомобилем. Нью-Йорк, 1943 год.

Немецкие фрау на шопинге. Берлин, 1943 год.

Уникальные кадры: жены немецких офицеров на светском приёме. Вот уж действительно роскошные дамы! 1940 год.

Для максимально полного восприятия этой исторической эпохи, предлагаем посмотреть рекламу женской одежды, её показывали в США в 40-м году. Это одна из первых реклам, вызывает непередаваемые ощущения!

Отличительные черты одежды, которая была в тренде в те годы

В одежде уже не было прежней роскоши, поскольку в это время мода диктовалась тяжелыми военными условиями и жестким ограничением на расход материалов. Тем не менее, людям даже в такое смутное время хотелось и удавалось оставаться красивыми.

Обратите внимание, какое у дам огромное разнообразие головных уборов! Шляпки — это абсолютный тренд и феномен этого времени.

Пляжная мода выглядит очень раскрепощенной! Некоторые смелые девушки даже надевали раздельные купальники — невиданный разврат!

До 1940 года две трети населения жили в деревнях, а теперь почти две трети живёт в городе. До войны почти все наши жены были домохозяйками, а теперь у женщин «двойная» занятость — и на работе, и дома.

Как женщины одевались в 40-е годы прошлого века?

Как одевались в сороковые? «Скромность и подчеркнутость» — так обозначались тренды 40-х годов. В первой половине десятилетия запрещалась складка и клеш — на смену им пришла ровная юбка до колен. Такой строгий фасон одежды выбирался банально из-за экономии ткани. Гардеробы и запросы модниц были очень скромны. Во всем прослеживался военный стиль, некоторые детали одежды могли использоваться как в мужских, так и в женских костюмах. Как например, блузы того времени были схожи с обычными рубашками. Пиджаки имели квадратные плечи, жакеты – обязательно с подкладными плечиками.

Кадры из жизни оккупационной Франции: кинотеатр для немецких солдат. Елисейские поля, 1940 год.

Так выглядели простые англичане. Глазго, 1942 год.

Париж.

Немного проще стало во второй половине сороковых. Одежда была сдержанных тонов, весь мир выражал траур и скорбь военной разрухи. Больше использовался серо-голубой, приглушенный зеленый, коричневый цвета. Молодежи, конечно же, по нраву приходились изделия из тканей в горошек или в клетку.

Фасоны платьев повторяли такие элементы как высокие воротнички, рукава фонариком (обязательно с подплечиком), чтобы плечи казались широкими и квадратными, талию выделяли толстым поясом. Длина платьев и юбок была строго ниже колена. Из обуви тогда носили туфли на высоком толстом каблуке, туфли-лодочки или туфли на платформе. Очень популярными были босоножки, но любительницы одеться по старинке носили ретро обувь — (оксфорды).

Нейлоновые чулки могли позволить себе только богатые, стильные женщины, потому что на тот момент товары из нейлона были очень дорогими. Доходило до того, что женщины, не имеющие возможности купить чулки, дорисовывали на голой ноге шов и пятку. Из аксессуаров носили маленькую шляпку и сумку — ридикюль.

Мужская мода 40-х годов: милитари в тренде!

В мужской повседневной моде этот период никак не выделился. Мужской стиль диктовался военной формой.

Примеры мужских костюмов. Вырезки из американских журналов.

Отдельное слово нужно замолвить за скромного дизайнера, великого кутюрье — Кристиана Диора. Период расцвета его творчества как раз пришелся на этот нелегкий период. Маэстро познал бедность и все тягости фашистского режима, но тем не менее смог пробиться и прорасти мощным деревом — Домом Высокой Моды Диор.

Ретро фото высокой моды Dior

11 Mar 1948, Paris, France — Stockings were highlighted for the first time when Christian Dior (right), noted French designer, exhibited his French collection. The hose, which either continued the dress’ color scheme from hem to ankles or afforded a direct contrast, ranged in shades from tender peach to ink black. The colors are called «Boulevard Banquet.» Here a model swirls the skirt of a light blue crepe dress to feature the sheer navy blue stockings. — Image by © Bettmann/CORBIS

Модели женских платьев от Диор, 1947 год.

Модели Диора всегда отличались каким-то особенным шармом. Сам Кристиан именовал это — New Look. Романтическая линия, с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом. В этом силуэте он воплотил собственное представление о женственности, которой так не хватало в эпоху войны с её форменной одеждой и «трудовой повинностью» для женщин.

Вторая Мировая, как известно, перешедшая в Великую Отечественную войну крайне сильно задела СССР и оставила по себе колоссальные последствия. О какой моде можно было говорить, когда 99% населения как минимум имела проблемы с питанием, как максимум – была одета в солдатскую форму или тельняшку концлагерей. После 1945 года, когда начинается отстройка производства и возвращение к мирной жизни, в крупных городах появляется журнал Мод.

Советские женщины с удовольствием занимают вечера за их чтением, черпая самые интересные идеи, ведь основным назначением журнала были выкройки. Так же огромное влияние на одежду советских граждан оказали США, присылая свою гуманитарную помощь. Можете представить, какой шок вызывала «вольная» и красивая американская одежка у наших голодных людей.

Американская мода сороковых. Вот как должны были выглядеть победители!

В послевоенный период хорошо обученных модельеров было не найти, оборудование устарело, а значит, делать высокую моду в СССР было очень трудно и практически невозможно. Но все же идеи были, каким — то образом они реализовывались и воплощались в жизнь. На ручных швейных машинках, жужжащих в далеких комнатах коммуналок, обшивались все семьи, при том шили абсолютно всю одежду – от трусов до курток. Шили платья и сарафаны, брюки и юбки, комбинезоны, костюмы и даже свадебные платья.

Цветные ткани и ткани с узорами — раскупались в магазинах со скоростью света, независимо от цены. Платья из них смотрелись очень красиво (особенно модным был бархат). В то время можно было подарить девушке отрезок хорошей прибалтийской ткани – и серьезно завоевать её расположение.

Смотрите видео о феномене советской моды далее.

Модники шили себе пальто из шерсти, слегка расклешенного книзу фасона. Это было не особо принципиально, так как любое пальто, будь то двубортное или приталенное – всегда дополнялось кожаным широким поясом. Так же одежду было модно вязать, ведь это было очень экономно – все что угодно можно распустить на нитки и перевязать заново в совсем другое изделие.

Из аксессуаров советские модницы носили сумочки похожие на конвертики, сумочки через плечо и маленькие сумочки из кожи. Страны Прибалтики были своеобразным «магазином» модных вещей, оттуда привозили духи, ткани, броши и бусы и различную одежду «западного стиля».

Мода в Союзе стала возрождаться аж к концу 40-х, когда открылся Московский Дом моделей. Именно там разрабатывались модели одежды для широких масс. Такие мастера как Надежда Макарова, Антонина Донская, Тамара Турчановская, Валерия Николаевская и многие другие радовали женскую половину своими модными работами. В любые времена – легкие они или сложные, женщины стремятся выглядеть очаровательно. Такова наша природа.

Look from 40s: ретро образ в современности

Без сомнений, даже сейчас тренды того времени остаются актуальными. Ведь образы женщин были рассчитаны на совсем другие ценности. Девушки не стремились продемонстрировать своё тело, как делают это сейчас. А фасоны были удобными и практичными, именно по-этому они до сих пор в моде и копируются повсеместно в образах нынешних знаменитостей.

Вторая мировая война стала большим испытанием для всего цивилизованного общества. Модная индустрия, как и вся остальная промышленность, очень тяжело перенесла эти ужасные годы утрат и разрушений. Большинство европейских домов моды закрылись, были нарушены почти все связи между производителями и поставщиками. Оккупация Парижа, как столицы европейской моды полностью остановила развитие костюма в Европе, военное время диктовало свои правила. Немецкие власти намеревались полностью подчинить себе и сосредоточить всю модную индустрию в Берлине или Вене.

Мода развивалась и выживала только там, куда не дотягивались языки пламени войны и немецкие гарнизоны. Великобритания и США стали основными ее «хранителями». Оккупированный Париж перестал быть законодателем и лидером. Это вызвало большой подъем в швейной промышленности США, которая активизировалась и начала развивать собственную индустрию. Американские модельеры понимали, что не смогут повлиять на эстетику от кутюр, и делали упор на разработку одежды, необходимой в повседневной жизни.

Великобритания и США после вступления в войну старались регламентировать выпуск одежды, разрешая только отобранные на государственном уровне комплекты и ансамбли. Вводились планы по разработке утилитарной одежды и ограничения на использования фасонов и материалов. Все эти ограничения не позволяли развиваться костюму вплоть до 1945 г. До этого времени сохранялись почти все наработки с конца 30-х годов. Во время войны все было максимально лаконично и упрощено, максимально практично и надежно. Вся типичные для этого времени костюмы напоминали военную форму с ее узнаваемой геометрией. Из-за нехватки материалов Британское Министерство торговли рекомендовало хозяйкам «экономить и чинить», даже выпускало брошюры, объяснявшие как маскировать потертости, и даже кроить из дешевых армейских одеял пальто. Началом нового витка в развитии моды стало окончание войны, именно об этом периоде мы поговорим.

Послевоенный период стал очень богатым для моды на новые таланты. Эльза Скипарелли во время оккупации живет в США и возвращается лишь в 1944 г., за это время у нее появляется много молодых конкурентов, которые успевают занять большую долю ее рынка. В 1947 г. дизайнер берет на работу молодого модельера Юбера де Живанши. В 1947 году из модного дома Лелонга увольняются и открывают свои дома такие будущие метры как Кристиан Диор и Пьер Бальмен. К Диору в том же 1947 году приходит работать молодой дизайнер Пьер Карден. В это послевоенное время начинается «Эра Кристобаля Баленсиаги», который становится самым дорогим и востребованным кутюрье Парижа.

Цвета стиля.

Цвета первой половины 40-х годов были по-военному лаконичными, преобладал хаки, серый и черный. Но после окончания войны мода «изголодалась» и яркая палитра вернулся в ансамбли и фасоны. Кристобаль Баленсиага использовал любимые красный и розовый, придавая образам испанскую изюминку, используя свою страсть к картинам и истории. Диор работал с постельными тонами, черным и бежевым.


Рисунки, материалы и фактура.

Тканей все еще не хватало, но с увеличением спроса восстанавливалась и промышленность. Шелк, шерсть, хлопчато-бумажные ткани использовались повсеместно. Женственные цветочные узоры, ткани в елочку, начинали опять входить в моду, сменяя монотонность и простоту в ансамбле.

Крой и фасоны.

До 1947 г. почти все модельеры эксплуатировали образы военных лет. Широкие квадратные плечи, прямоугольные силуэты, узкие талии и слегка расклешенные юбки. В 1945 г. французские кутюрье поставили то, что журналисты назвали «роскошным паппет шоу». Для оживления моды и помощи пострадавшим каждый модный дом пожертвовал до пяти своих нарядов для выставки. Эти наряды и аксессуары позволили одеть 170 кукол. Это шоу после премьеры в Париже отправилось в турне по Европе, а в мае 1946 г. коллекция была показана в Нью-Йорке.


В 1947 г. Кристиан Диор представил публике свою коллекцию, которая автором была названа La Corolle (венчик, купол, конус), но миру стала известна как New Look (новый образ). Многие модельеры уже переходили к использованию подобных силуэтов, но Диор в своей коллекции полностью отказался от фасонов прошлого десятилетия. Характерными чертами стали округлые плечи, затянутая в корсет или другое нижнее белье осиная талия, подкладки на бедра, придавшие им округлую форму и очень пышная юбка с большим количеством складок. Диор вернул Париж в высокую моду, а вместе с ним и гламур, который был утерян во временя тяжелой войны. Он своей коллекцией определил облик моды как минимум на ближайшее десятилетие.

Весь мир моды переключился на силуэты New Look, все модные дома приняли и поддержали идею Диора, тем более что перемены помогали развиваться всей индустрии. Одной из первых модниц и адептов этого стиля стала принцесса Маргарет, со временем ее признали образцом элегантности и изящества.

Покупатели из Америки приезжали в Париж, что бы заполучить первые образцы и модели одежды, сшитые из грубого портновского полотна (туали) для воспроизводства у себя на родине, и запуск в продажу в крупных магазинах. Мода на New Look распространилась и в Голливуде, все модельеры, включая и Хелен Роуз и Эдит Хед, черпали вдохновение в этих фасонах, создавая свои собственные версии для кинозвезд таких как Грейс Келли. На основе моделей от кутюр в Америке и Италии создавались более простые стильные повседневные наряды, такими модельерами как Тина Лессер, Клер МакКарделл, Эмилио Пуччи.

В конце 40-х годов у молодежи складывалась собственная культура. Возник новый термин – тинейджеры. Молодые люди подражали образам певца Элвиса Пресли и носили легкие кожаные куртки и джинсы, входившие в моду. В СССР такую молодежь назвали стиллягами.

Обувь и аксессуары.

Во время войны каблуки и подошву для обуви начинают делать из более доступных материалов, таких как дерево. Преуспел в изговлении обуви итальянский дизайнер и мастер Сальваторе Феррагамо, который изготавливал свои футуристические модели из соломы, войлока, конопли и даже целофана. Во многом благодаря ему после войны законодателями в обуви становились итальянцы. Они делали туфли и босоножки с вырезанными сегментами и более четкими каблуками. Входили в моду босоножки без носка, платформа и танкетка. Происходила быстрая замена военных практичных ботинок и туфель на элегантные модели. Шляпки так же оставались в моде, подчеркивая новый стиль. Феррагамо называют «изобретателем обуви», «королем сапожников и сапожником королей» его талант стал для обувной индустрии мощным толчком к послевоенному развитию, можно даже сказать, что он создал всю современную обувь.


Революционно новый образ Кристиана Диора господствовал в женской одежде с 1947 до середины 50-х годов. Талии внезапно стали осиными, бюсты высокими и подчеркнутыми, плечи мягкими и покатыми, а юбки – более длинными и очень объемными. Напоминающий песочные часы силуэт от Диора возродил жесткие корсеты и нижние юбки, требовал обилия тяжелой дорогой ткани. После простых прямоугольных послевоенных стилей этот возврат к экстравагантности и женственности одних приводил в недоумение, других в восхищение. Но свежесть и очарование этих ансамблей сложно переоценить, как и талант метра.


Look Book. Образы стиля одежды 1940 – 1950 годов.

Составить луки в теме ансамблей 1940-1950 годов, нам как всегда поможет наш стилист Юлия Гоголицина. Данные луки были составлены с помощью конструктора луков нашего сайта. Любой из Вас может зарегистрироваться и создавать индивидуальные образы. Собирать комплекты из своей одежды, или использовать каталог нашего сайта для работы. Мы разработали простой интерфейс позволяющий сохранять и коллекционировать луки в своем аккаунте и делиться ими в социальных сетях.

Женская мода 1946

После войны советское общество сохраняло некоторую открытость по отношению к странам Запада. Признательность за открытие Второго Фронта, знаменитая встреча на Эльбе, марш-бросок солдата-победителя по городам Европы - всё это в значительной степени повлияло на мироощущение советского человека.

Привезённые с фронта немецкие, венгерские и чешские вещи, журналы мод, открытки, бижутерия, брелоки и прочие трофеи сделались для многих жителей СССР некими символами «красивой жизни». Особенно это ощущалось на фоне страшного по своей убогости военного и послевоенного быта.

Яркие сочные цвета послевоенной моды историк моды А.Васильев назвал экзотическим эскапизмом. Платье пошитые еще в середине 1940-х гг., трофейные наряды – все шло в ход. Типичен для эпохи приталенный силуэт с расклешённой юбкой и фиксированными плечиками.

Платьица из ситца: в горошек и в полосочку. Немного приталенные, юбка ниже колен кокетливо играет воланами, шелковые платье с диковинными цветами, исключительно модные платья из панбархата. Глубокие, насыщенные цвета. Есть также и деловые костюмы: слегка приталенный силуэт пиджака и юбка – карандаш.

В моде середины 1940-х годов - тщательно выщипанные брови, длинные ресницы, чётко выраженные скулы и акцент на губы.Помада была всех оттенков красного - ярко-красный, вишнёво-красный, кирпично-красный, оранжево-красный, тёмно-красный... Чуть менее популярны были малиновые и оранжевые помады.

Чулки зачастую изготавливались из "fil de Perse" - так называемой "персидской нити". Это была шелковистая пряжа, используемая для элитных дорогих трикотажных изделий. Кстати, в США первые нейлоновые чулки появились в продаже в 1940 году.

Эта эпоха характеризуется большим интересом к женским головным уборам. Их художественное изготовление было делом индивидуальных шляпниц – надомниц, которые по журнальным рисункам создавали современные и актуальные в то время модели. Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоратиные цели. Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны.

В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин и курили, разумеется, не только развесёлые "мурки", но и работницы фабрик, директорши предприятий, вагоновожатые и докторицы. Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам".

Самой популярной длиной волос становиться длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки». Среди обеспеченных дам в моде локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом.

Из статьи американского журналиста: "Среди женщин – шляпка на голове – признак хорошего заработка; менее обеспеченные носят шали или платочки завязанные узлом на головой. Самые модные женщины – студентки университета, переводчицы, журналистки, доктора – тоже носят чулки из вискозного шелка и не скупятся на губную помаду. Салоны красоты и маникюрши пользуются большим спросом, так же как и парикмахерские».

После войны пользовались широким спросом трофейные товары. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов - "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды".

Часто трофейное барахло, снятое с чужого плеча, не могло сидеть идеально - оно было пошито или куплено на другого человека: немки имели массивные плечи, широкую талию и длинные стройные ноги, тогда как среднестатистическая советская женщина отличалась неширокими плечами, выраженной талией и довольно крепкими ногами средней (или ниже среднего) длины. Для того, чтобы привести в соответствие немецкий пиджачок и советскую фигуру, существовали модистки.

Начало борьбы с влиянием зарубежных мод связано, безусловно, с изменением главной тенденции в женском силуэте и возникновением в Париже зимой 1947 года «нью лука», революции в силуэте платьев у Кристиана Диора. Новый силуэт заставил бы в одночасье изменить все модели и выкройки для массового и серийного производства, при этом увеличить расход ткани. К чему ни советская мода, ни советская промышленность не была готова. Таким образом, тяжелые подкладные плечи и укороченная длина юбок еще долго царствовали в гардеробе советской женщины.


Мужская мода 1946

Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи, как у пиджаков, так и у верхней одежды. Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком. Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты. Важным аксессуаром каждого интеллигентного или руководящего мужчины была фетровая шляпа.

На сцену вышли двубортные пиджаки, широкие брюки, длинные пальто, накладные карманы - хотя всё это великолепие выпускалось в небольшом спектре оттенков. Полосатые или светлые костюмы считались большим шиком.

Особым шиком считалось ходить в военной форме, и не только потому, что больше одеть было нечего. Фронтовики были самыми желанными гостями и женихами: нормальное желание женщины - выйти замуж за воина. Более того, люди в военной форме казались вне всяких подозрений - в народном сознании они символизировали абсолютное добро.

Актуальны мужские кожаные пальто и куртки - необязательно трофейные или американские. Некоторые доставали кожанки своих отцов. В чёрном кожаном пальто мужчина выглядит значительнее - людям в коже приписывается властность и жёсткость.

Одновременно с этим в мужской моде всё больше чувствовались “блатные “ тенденции. Дворовая культура порождала особую атмосферу - её жертвами становились, прежде всего, дети и подростки. Полностью предоставленные сами себе, они с удовольствием примеряли на себя роли "жиганов". В "блатной" моде - кепочка, противостоящая интеллигентской шляпе. Типичный прикид хулигана тех лет - синяя кепка-малокозырка, смятые "в гармошку" хромовые сапоги, белый шарф и, конечно, зуб-фикса.


Переходим к части выставки, посвященной моде военных и послевоенных лет. Надо сказать, что на выставке А. Васильева она представлена в основном нарядами на выход, но это и интересно, поскольку о повседневной моде мы можем судить и по старым семейным фотографиям, которые наверняка хранятся в каждом доме, и по фильмам тех лет. Пока не забыла, попрошу читателей при желании разместить в комментариях фото ваших бабушек-прабабушек в одежде 40-50-х. Это будет очень интересно нам всем для понимания моды того времени. Если у вас есть какие-то винтажные вещи, которые негде хранить, а выбросить жалко, можно попробовать связаться с Александром через его секретаря (приятный молодой человек) и поговорить о приобретении этих вещей для его коллекции. При мне на выставке одна из посетительниц подошла к ним и предложила (на словах, естественно) туфли из гардероба своей бабушки. Так что любой может пополнить коллекцию Александра Васильева интересными вещами, если не уверен, что сумеет сохранить их сам. Кто знает, какие сокровища завалялись на антресолях и в кладовках наших домов!

А тему кинематографа и его значение для изучения истории моды я еще затрону в своем обзоре, но пока немного расскажу о типичных чертах моды военного и послевоенного времени, по возможности, иллюстрируя их фотографиями с выставки.

С конца 30-х годов главной стилеобразующей деталью становятся подкладные плечи. В 1940-е годы массивные подплечики обязательны как для женской, так и для мужской модной одежды. Юбки становятся короче, чем в 1930-е годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели. Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного стиля — накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия . На фото внизу можно увидеть, как некоторые из этих характерных элементов выглядят на клетчатом пальто:

Платье из набивного крепдешина. СССР, 1940-е гг. Летнее пальто из тонкой шерсти в мелкую клетку с накладными карманами. СССР, 1939-1940-е гг. Шляпа из атласа с бархатными цветами. Москва, 1945-1946 г. Из гардероба актрисы Магдалены Лукашевич.

Платье из крепа с рельефным цветочным рисунком. Хабаровск, 1941-1945 гг. Из гардероба жены маршала Р. Я. Малиновского, Раисы Малиновской. Горжетка из черно-бурой лисы. СССР, 1940-1945 гг. Шляпа из фетра. США, 1946-1947 гг.

Благодаря тому, что в состав СССР вошли страны, где элегантность в одежде была частью культуры, советская мода сближается с европейской. Например, Ригу называли маленьким Парижем за стильные наряды местных жительниц, а львовские портные были знамениты далеко за пределами своего города. Интерес в обществе к войне в Испании выражался в числе прочего в моде на туалеты в испанском стиле, особенно на платья и блузки в горошек .

Модными запахами 40-х годов, являлись «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ неизменно пользовалась огромным спросом.

Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотням тысяч девушек и юношей пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин - рыли окопы, работали в госпиталях, тушили "зажигалки" на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги . На выставке таких моделей вы не увидите, так как по большей части представлены вещи нарядного ассортимента.

Прически были модны те, которые можно было создать самостоятельно. На каждый день работавшие в тылу, а уж тем более на фронте женщины создавали простые пучки и косы. Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были - валик надо лбом и пучок сзади , часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также косички-баранки и косички-корзинки.

Большинство модных тенденций военного времени объясняются банальным дефицитом. Те, кому не удавалось приобрести такой ставший фетишем десятилетия предмет гардероба как чулки , либо рисовали шов прямо на голой ноге, либо заменяли чулки на короткие белые носочки , которые носили вместе с платьем в цветочек и туфлями-лодочками. Из-за невозможности купить ткани на новые блузки и платья женщины перешивали старые наряды или одежду своих мужей.

В верхней одежда распространенными были длинные, расширяющиеся книзу пальто с большими подкладными плечами с поясом на талии, которые шили из габардина, шерсти бостон, корда, коверкота, а также драпа, драп-велюра, сукна, фуле, бобрика, ратина. В моду вошли модели с рукавом реглан .

Вечернее платье из шелкового бархата, отделанное черными пайетками. Берлин, 1940-е гг. Из гардероба супруги советского полковника. Горжетка из черно-бурой лисицы. Из гардероба Н. С. Левченко (в браке Харламбидис). Шляпа-тюрбан из тафты и бархата. Filipovic,Стамбул, 1940-е гг.

Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава-фонарики. Главные материалы вечерней моды — креп-сатин, файдешин или плотный шелк, креп-жоржет, креп-марокен, бархат, панбархат и паншифон. Туалеты для выхода старались сделать максимально нарядными: платья украшали аппликациями, бисером, кружевом и накладными цветами. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы . Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Платье из шелкового крепа, с аппликацией из газа и пайеток. США, 1940-1945 гг. Из гардероба актрисы А. Будницкой. Горжетка из черно-бурой лисицы. Германия, 1940-е гг. Тюрбан из стеганого фетра, декорированный муаровой лентой. Filipovic, Стамбул, 1940-е гг.

С середины 1940-х годов в женских образах начала преобладать романтика, чрезвычайно популярны в СССР стали платья. Женственные и нежные модели чаще всего были с цветочным рисунком, с разнообразными деталями - воротничками, бантиками, манжетами, с рельефными выточками, декоративными отстрочками, кокетками и оборками . Часто такие платья носили с жакетом или вязаной кофтой на пуговицах. Платья шили из ярких набивных тканей, таких как шифон, крепдешин, креп-жоржет, канаус, тафта, шелк, батист, маркизет . В моде были также нарядные юбки и блузки, летние пляжные комбинезоны с брюками клёш. Повседневные платья стали короче, а для вечера по-прежнему рекомендовались длинные модели. Шляпка была практически обязательным аксессуаром 40-х годов.

Женщины в 1940-е годы носили блузки с рукавом -"фонариком", маленькие сумочки на длинном ремешке, разнообразные головные уборы, начиная от привычных беретов и фетровых шляп, заканчивая тюрбаном, который в начале 1940-х был необычайно популярен. Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, имитируя подобие тюрбана. Также были в моде миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты.

1940-е - это время обуви на платформе и танкетке. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, обладали ей лишь "избранные". Большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940-х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Зимой модницы мечтали раздобыть «румынки»- ботиночки на небольшом каблуке, со шнуровкой, внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Но зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками - теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом, отделанным натуральной кожей. Хорошая обувь была дефицитом, стоила дорого, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод.

Трофейная мода — это особое явление послевоенного времени. С возвращением советских войск на родину в СССР хлынул поток трофеев. Везли в том числе журналы мод, украшения, парфюмерию, меха, одежду и обувь. Иностранные вещи были диковинкой для многих советских граждан.

На стиль советских женщин в послевоенные годы большое влияние оказали образы западных кинозвезд из трофейных фильмов, открыток, женских журналов. Под влиянием трофейных фильмов и журналов мод изменился и макияж. В моду вошли ярко-красная губная помада, брови, выщипанные изогнутой дугой и подведенные карандашом, накладные ресницы. Изображения зарубежных и отечественных кинодив и певиц собирали, наклеивали на стены, как показано в фильме "Место встречи изменить нельзя".

Отечественные актрисы и певицы, которые в 1940-х годах были трансляторами западных модных эталонов, также оказывали огромное влияние на советских женщин. На витринах с аксессуарами выложены журналы мод и фото-открытки актрис.

Вторя половина сороковых - это время бума на меховые изделия. Каждая модница старалась достать себе меховое пальто или хотя бы пальто с массивным меховым воротником и муфту. Очень популярной моделью тех лет была короткая трапециевидная шубка с подложенными плечами. Самые модные меха 1940-х - это каракуль и котик , которого почти ни у кого не было. Чаще встречались шубки и жакетки «под котик» из щипаного кролика. Кроличьи и беличьи шубы также являлись распространенной верхней одеждой. Одной из самых модных вещей была меховая горжетка .

Трофейный пеньюар из шелковой вискозы. Германия, 1940-е гг. Трофейный жакет с вышивкой пайетками. Берлин, 1938 г. Из гардероба Н. К. Кузнецовой-Сербской. Горжетка из чернобурки. Бархатная шляпка с бахромой.

Трофейное платье из шелкового крепа с защипами. Западная Европа, 1940-е гг. Головной убор из крепа. СССР, 1940-е гг.

Нарядное платье из набивного трофейного панбархата. Воронеж, 1945-1948 гг. Трофейная соломенная шлапка, декорированная бархатными лентами и ягодами. Западная Европа, 1940-е гг.

Трофейное платье из шелкового крепа и атласа, раскрашенное по трафарету вручную. Германия, 1940-гг. Шуба из меха обезьяны, с кокеткой из шерсти. США, 1930-е гг. Из гардероба балерины О. Лепешинской. Тюрбан из бархата. СССР, 1948 г.

Платье из вискозного креп-сатина, вышитое бисером. СССР, вторая половина 1940-х гг. Соломенная шляпка в форме берета.

Нарядное платье. Тюль, вышивка тамбурным швом. Модель "Холодная изморозь". ОДМО на Кузнецком мосту. Москва, 1949 г. Из гардероба актрисы Галины Калиновской. Шляпка из фетра. СССР, начало 1950-х гг.

С 1947 года в мировой моде главенствует стиль «Нью лук» , предложенный Кристианом Диором. Он создал совершенно новый женский силуэт - без подкладных плечиков, с сильно утянутой талией и либо очень пышной юбкой, либо узкой юбкой в форме нераспустившегося бутона. «Нью лук» требовал от женщин создания единого ансамбля, в котором должны были присутствовать нижние юбки, грация, хорошие бюстгальтеры, чулки, туфли на высоком каблуке, перчатки, сумочки, шляпки и украшения. Завершали образ искусный макияж и волосы, уложенные в прическу. Но в послевоенном СССР это было невозможно. Поэтому во второй половине 1940-х, да и в первые годы 1950-х, женщины носят все те же модели начала 40-х годов, а журналы мод не спешат знакомить их с новыми мировыми тенденциями. Окончательно стиль "Нью лук" утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь».

Таким образом, советская мода 1940-х годов представляла собой микс из трогательных цветастых платьиц, часто сшитых дома, поверх которых обычно надевался жакет, неожиданных трофейных туалетов, старомодных вещей, сохранившихся еще с 20-х-30-х годов, перешитых из старой одежды юбок и блузок, затертых пальтишек и вычурных меховых горжеток. В стране одевались очень неоднородно, возможности одних сильно отличались от возможностей других. Но желание быть красивыми и привлекательными было свойственнои тем и другим женщинам всегда.

Мужская мода на протяжении 1940-х годов менялась не так быстро, как женская. В начале 40-х носили рубашки с мягкими воротниками, без галстука. Костюмы, состояли из приталенных однобортных пиджаков и брюк широкого покроя, часто с отворотами внизу. Пиджаки шили из камвольных костюмных тканей - бостона, коверкота, трико или шевиота. Новой моделью 1940 года стали брюки-гольф в виде широких панталон длиной до колена из шерстяной ткани. У мужских пиджаков и верхней одежды также были массивные подкладные плечи. Популярны пальто с потайной застежкой и рукавом реглан.

Во второй половине 1940-х годов в мужской моде преобладают массивные двубортные пиджаки и широкие брюки, огромные пальто, которые сейчас мы назвали бы "оверсайз". Распространенный в народе мужской ансамбль тех лет - брюки, заправленные в сапоги, пиджак и кепка на голове, а так же популярны вязаные жилеты и свитеры, надетые на рубашку под пиджак. Галстуки этого периода короткие и широкие,чаще всего из шелка, а популярные рисунки - в горошек и полоску.

Большим шиком считались трофейные или оставшиеся с 20х - 30х годов кожаные куртки и пальто. Ну а все те, кто не могли себе позволить обновку, ещё долго донашивали военную форму. Кепка в 1940-х была одним из самых распространенных головных уборов. Кепки носили рабочие, служащие, уголовники и мелкая шпана. Самой модной моделью считалась кепка, сшитая из клиньев, с маленьким козырьком и с пуговкой на макушке. Если вспомнить фильм "Место встречи изменить нельзя", о котором я уже напоминала, мы увидим, что персонажи были одеты именно так. Мы помним Жиглова в кожаном пальто, Фокса в военной форме, уголовников в характерных кепках.

Послевоенное трофейное влияние в мужском гардеробе проявилось в покрое пиджаков, модны были фетровые шляпы. В военные годы в СССР появилось много высококлассных мужских портных-евреев, а обувь для советской элиты изготавливали обувщики-армяне.

В послевоенные годы в СССР в студенческой среде, где было много детей советской элиты, зародилось "стиляжничество". Первые упоминания о стилягах относятся к 1947 году, но главное время советских стиляг еще впереди - это 1950е - 1960е годы.

В первые годы десятилетия модные веяние, идущие с Запада, считались опасными и тлетворными для советских людей. С приходом к власти Хрущева начинается время реформ в жизни советского общества. Благодаря развитию международных связей между СССР и странами Запада, советские люди получают все больше возможностей узнавать о новинках зарубежной моды. В журналах мод и периодических изданиях начали публиковаться иностранные модели одежды, большинство было из стран соцлагеря, но просачивались и работы западных модельеров. Советские люди смогли прочитать о стиле, предложенном Кристианом Диором.

Для платьев 1950-х годов характерны: сложный крой, подчеркивающий фигуру, множество декоративных деталей, разнообразных отделок, складок. Наряду с платьями, модные журналы пропагандировали и дамские костюмы, силуэты которых, благодаря стилю New Look , приобрели изящество и женственность:

Костюм из шелкового муара в мелкий горошек, нанеснный по трафарету. 1950-е гг. Шляпка-таблетка из шнура и бархата.1950-е гг.

Комплект, состоящий из костюма, шляпки, перчаток, сумочки и украшений, можно было заметить на модных респектабельных городских дамах. Такой образ пропагандировался в советском кинематографе тех лет.

Для вечерних туалетов чаще всего использовали натуральный и вискозный шелк. Их этих же материалов шили модные в 50-е годы белые полупрозрачные блузки и блузки в полоску. В конце 1950-х в СССР начинает широко использоваться полиамид, полиэстер, капрон, дедерон, эластик (эластичный синтетический трикотаж). В витринах можно увидеть аксессуары из синтетических материалов:

Иногда в журналах мод можно было увидеть модели из муара, тафты, парчи, но такие ткани купить в магазинах было почти невозможно. Рекомендовались к использованию при пошиве модных моделей шелковый креп-сатин, маркизет, батист, эпонж, мадаполам.

В коллекциях советских домов моделей в 1950-е годы появилось много длинных платьев с отделкой шнуром, аппликацией и вышивкой. Модным машинным кружевом «ришелье» отделывали воротники, карманы, манжеты платьев и блузок.

Манто из шелкового репса. Дом моды Rausohoffs. Сан-Франциско, 1950-е гг. Из гардероба актрисы Лидии Смирновой. Платье из шерстяной саржи с обтяжными пуговицами. СССР, 1950-е гг. Шляпка из бархата. 1950-е гг.

Летние платья 50-х шили из цветастых тканей, тканей в полоску, в горошек, в клеточку, а также с новомодными геометрическими и абстрактными рисунками. Теплые — преимущественно из однотонной шерсти, часто с белыми кружевными или маленькими круглыми воротничками, с пластронами, с различными отделками - аппликациями, шнурами, вышивками, с миниатюрными пуговками, застегивающимися на воздушные петли и т.д.

Нарядное платье из жаккардового бархата рельефной выработки и тафты. 1950-е гг. Из гардероба О. Лепешинской. Шляпка из соломки с машинным кружевом и искусственными цветами.

1950-е годы — время моды на шубы из натурального меха. Самыми распространенными являлись шубы из каракуля, белки, кролика, цигейки, а также пальто с воротником из чернобурки, или с воротником и манжетами, отделанными каракулем, цигейкой и кроликом. Подавляющее большинство женщин ходило в пальто, приталенных или трапециевидных.

Платье из нейлона с набивным рисунком в стиле new loоk . Индия, 1958 г. Жакет и шапка из норки, из гардероба Ольги Лепешинской.

В конце 1950-х жительниц крупных городов можно было увидеть в замысловатых шляпах, в шляпках с вуалями. В тоже время очень большое количество женщин ходило в платках. Чрезвычайно модной деталью в эти годы являлись декоративные шляпные булавки и брошки. Брошки и бусы были самыми любимыми украшениями тех лет. Их часто носили под воротничком блузки или платья, в разрезе платья, на лацкане жакета, на воротнике пальто, кроме того, их нередко прикалывали на шапочки и шляпки, закалывали шарфы.

Коктейльное платье из нейлона с трафаретной набивкой в стиле new loоk . Карачи, вторая половина 1950-х гг. Из гардероба сотрудницы советского посольства в Пакистане Маргариты Гордиенко.

Модную и красивую одежду можно было увидеть на выставках, демонстрирующих достижения советских производителей, но в эпоху товарного дефицита она редко доходила до прилавков. Те, кто хотел одеваться модно либо шили сами, либо заказывали вещи в ателье. Еще одним источником приобретения хорошей одежды были комиссионные магазины, которые было решено повсеместно открыть в связи с нехваткой ряда товаров народного потребления. Ну и конечно, спекулянты скупали и перепродавали ходовую продукцию. Работники торговли становились в стране «большими людьми», завести знакомство с ними хотели многие.

Коктейльное платье в стиле new loо k из органзы и гипюра. США, 1950-е гг. Из гардероба диктора Н. Кондратовой. Шляпка биби с цветами из шелкового бархата.

Во второй половине 50-х проектирование модной одежды было сосредоточено в домах моделей. Дома моделей регулярно проводили модные показы не только в собственных стенах, но и на сценах клубов и домов культуры. К сожалению, идеи советских модельеров не могли быть воплощены в массовом производстве. Стремление любой ценой перевыполнить план, удешевить модели одежды, упростить технологию пошива - все эти факторы не позволяли осуществить желание отечественных модельеров одевать людей модно и красиво.

Вечернее платье и болеро. Шелк, органза. Москва, 1955 г. Из гардероба Е. Тимошенко, дочери маршала Тимошенко. Шляпка из тюля с вуалью, мушки из блесток. 1950-е гг.

В повседневной моде популярными были трикотажные кардиганы и джемперы длиной чуть ниже пояса, на высокой резинке, плотно облегающие талию. Они украшались вышивкой или вывязанными узорами. Также в моде тонкие джемперы с большим круглым вырезом или V- образным вырезом — "лодочкой", которые подпоясывали тонким ремешком и носили с узкой юбкой.

Атласные туфли из гардероба танцовщицы и поэтессы Лариссы Андерсен. Пластмассовый веер. Москва, 1957 г.

Хотя я и не нашла фото мужской одежды 50-х гг. с выставки, не могу показать, но стоит рассказать про нее, тем не мненее. Иллюстрирую кадрами из наших любимых фильмов.

Мужская массовая мода, как и женская, менялась на протяжении десятилетия крайне медленно. На мужчинах были надеты устаревшие массивные плащи и пальто, двубортные пиджаки с подкладными плечами, широченные брюки со складками у талии и манжетами внизу.

Лишь в конце 1950-х годов мужской силуэт постепенно облегчается по форме, линия плеч пиджаков становится более покатой. Многие носят короткие, чуть приталенные пиджачки с широкими брюками. Линия талии у брюк 1950-х годов высокая. В моду входят полупальто, плащи с поясом, спортивные костюмы, состоящие из брюк-рейтуз и свитеров, приталенные пиджаки спортивного типа. Под пиджак, на манер 1940-х годов, часто носят трикотажные безрукавки, однотонные или с узором.

Рубашки носили преимущественно белого цвета, либо в клеточку или полоску. По-прежнему распространены кепки. В 50-е в обиход стали входить шляпы с полями, со временем, ставшие необходимым дополнением гардероба каждого элегантного советского мужчины. Зимой многие носили меховые шапки из каракуля и цигейки.

Оченьраспространеннойвещьюмолодежногомужскогогардероба были курточки, которые еще в 1940-е годы получили в народе название "хулиганки" — с контрастной кокеткой и карманами. Особым шиком были короткие спортивного покроя куртки на молнии, с накладными карманами на груди. Модные юноши из кинофильмов 50-х очень часто были одеты в подобные курточки (фото внизу). "Высота", "Весна на заречной улице", "Девушка без адреса", "За витриной Универмага" — по этим и многим другим фильмам можно получить представление о том, как выглядела молодежь, как работали Дома моделей, магазины в те времена.

Вообще, лично я очень люблю кинематограф тех лет. До того в них обаятельные герои, и становится очень печально, что сайчас не найдешь в городе таких же простых, добрых, позитивных, остроумных ребят...

Летом, как и в предыдущие десятилетия, мужчины чаще всего носили белые парусиновые полуботинки и мужские сандалии. К концу 50-х годов в моду вошли узкие брюки-дудочки. Тех, кто их носил, тут же причисляли к стилягам. В середине 1950-х в стране появились первые нейлоновые рубашки, сделавшиеся сверхпопулярными.

Интересно, что носки в то время в СССР выпускали исключительно без резинок. Чтобы они не спадали, нужно было пользоваться мужскими подвязками, представлявшими из себя резинку, закрепляющуюся под коленом, к которой пришивалась следующая резинка с зажимом, удерживающим носок (наподобие женского пояса с креплениями для чулок):

В 1950-е годы в СССР появилось большое количество китайских товаров, в том числе одежды и аксессуаров - шелковые вышитые женские кофточки, шелковые пижамы и халаты с драконами и крупными цветами, бамбуковые зонтики, веера, шарфики, маленькие вышитые дамские сумочки, которые являлись неизменным дополнением парадных туалетов, габардиновые пальто и плащи, разнообразная мужская и женская обувь, ткани. Все это пользовалось невероятным спросом. В витринах на выставке как раз представлены образцы китайского импорта из коллекции Васильева.

Первая половина 1950-х гг. Китайский импорт в СССР.

Замшевая обувь на платформе. Шанхай, 1950 г. Сумочки, вышитые крестиком. Китай, 1950 г.

В конце 50-х произошли несколько знаковых событий, таких как приезд в Москву Ива Сен-Лорана с коллекцией модного Дома Диора; Национальная промышленная выставка США, проходившая также в Москве, в Сокольниках. В рамках выставки состоялись показы моделей одежды. Москва, безусловно, являлась центром культуры одежды, транслирующим моду в провинцию. Поскольку новые модные веяния приходили с Запада с запозданием, на территории СССР стиль New look существовал до середины 1960-х, когда на мировом подиуме уже стали господствовать иные тенденции. Советские женщины пока не торопились расставаться с силуэтами 1950-х годов.

Конец второй части обзора выставки «100 лет моды в России: 1915-2015. Из коллекции А. Васильева". Далее последует описание моделей 60-70-х годов.

9 мая 1945 года - самый радостный день в истории нашей страны. Наш народ одержал великую победу. Эмоциональный подъем был невероятной силы: хотелось жить, творить, все готовы были с новыми силами взяться за восстановление страны. Уже в 1944 году в Москве был открыт Дом Моделей на Кузнецком Мосту. Намерение открыть такой Дом Моделей было еще в конце 30-х годов, но из-за войны развитие этой отрасли было отложено. Интересно, что открытие Дома Моды было продиктовано идеологическими соображениями. Требовалось продемонстрировать миру все преимущества социалистического строя и социалистической экономики, и делать это было решено при помощи развития легкой промышленности.

Для большей части населения эти изменения прошли совершенно незамеченными. Красивая модная одежда была в дефиците – ее можно было увидеть только на страницах модных журналов. Даже некрасивую и немодную одежду купить было сложно. Цены в коммерческих магазинах были слишком высокими, да и выбор был невелик. На рынках и «толкучках» можно было найти все, что душа пожелает, но цены были еще выше. Поэтому женщины в массе своей и не думали о моде: одевались в то, что смогли раздобыть, по возможности шили наряды самостоятельно или в ателье. Некоторые щеголяли в трофейной одежде, привезенной мужьями.


Мода 40-х годо в в СССР ведёт отсчёт со второй половины десятилетия , когда на смену телогрейкам, брюкам и кирзовым сапогам стали приходить блузки из тонкой ткани и брюки-клёш . Поверх платья в цветочек надевали пиджак или жакет на пуговицах. Так впервые была обозначена тенденция сочетания женственного и грубого, ставшая столь популярной сейчас. После тяжелых военных лет


Женщины снова хотели быть красивыми, мечтали нравиться мужчинам, которых осталось немного. Платья украшались подчеркнуто женственными деталями – бантиками, оборками, складочками и рельефами. Дополняли такие наряды вязаными кофточками на пуговицах или жакетами, которые напоминали своим покроем мужские пиджаки.

Модной в СССР в 40-х годах была расклешенная одежда в талию, длина чуть ниже колена, блузки носили с рукавами-фонариками, под сарафаны, высокие шляпы и тюрбан, он настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что если не было возможности достать настоящий, его делали его из косынки. Подвязывали на особый манер, кончиками наверх, и узлом на темени. Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоративные цели. Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны...

В начале 50-х годов практически ничего в образе советской женщины не изменилось. На Западе победно шествовал новый женственный стиль Кристиана Диора , но до Советского Союза он дошёл только в 1959 году , когда в Москве состоялся показ Модного Дома Dior – первый зарубежный показ мод с 1911 года. Однако платье от Диора советские женщины увидели ещё раньше – на Людмиле Гурченко в фильме "Карнавальная ночь".

После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов , проводившегося в Москве, в стране появились фарцовщики – предприимчивые молодые люди, продававшие привезенную иностранными студентами модную одежду. Их деятельность внесла свежую струю в моду СССР 50-х годов. Так появились стиляги! Они одевались ярко и броско. Характерными элементами их образа были брюки-дудочки, пиджаки с широкими плечами, галстуки-селёдочки и зонты-трости. Девушки-стиляги носили юбки до колена, обтягивающие бёдра. Свитеры с оленями также пользовались популярностью у этих представителей первой советской молодёжной субкультуры. Ноги украшали шузы – полуботинки на толстой каучуковой подошве.


Поскольку лёгкая промышленность не могла удовлетворить спрос на качественные женские модели, приходилось обращаться к частным портнихам или шить одежду самостоятельно. В это время в школах были введены уроки шитья для девочек , а в продаже появились готовые выкройки. Тогда же была выпущена знаменитая книга "Кройка и шитьё", ставшая настольной для нескольких поколений советских рукодельниц.