Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов. Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания Как ребенка приучить делать домашнее задание

Начнём с того, что заставлять ребенка что-либо делать — ни в коем случае нельзя. Ребенок – пусть еще маленькая, но все-таки личность. А значит с ним можно договориться и попытаться объяснить то, что от него требуется мирным путем.

Потому перед тем, как заставить ребёнка делать уроки, определи причины, приводящие его к этому, и попробуй их устранить.

Почему ребенок не делает уроки

Если твой ребенок отказывается делать уроки, причин для этого может быть несколько, начиная от банальной избалованности до психологического дискомфорта, который он может испытывать во время выполнения домашних заданий. Выяснив причину, ребенка с легкостью можно настроить на нужный лад.

  1. Отсутствие опыта. В младших классах, после перехода ребенка из детского садика во «взрослую» школьную жизнь, он начинает испытывать стресс от навалившихся на него обязанностей. От непривычки ребенок быстро устает, его внимание рассеивается и ему становится скучно и неинтересно выполнять домашнее задание. Чтобы облегчить учебный процесс, сделай выполнение уроков интересным и разнообразным, и мотивируй ребенка на их выполнение.
  2. Отсутствие ответственности. Банальная лень чаще всего является причиной нежелания заниматься и делать уроки. Объясни ребенку, что выполнение уроков – это часть его семейных обязанностей, настолько же важная, как для родителей их работа. Убеди его, что не выполняя домашнее задание, он может лишиться определенных благ. В этом моменте главное – не запугать малыша наказаниями, а просто лишить чего-нибудь важного для него, чтобы он понял, что безделье – это неэффективно.
  3. Трудности с усвоение м. Бывает, что ребенок отказывается выполнять какой-то один школьный предмет, начиная отвлекаться, откровенно скучать и зевать. Это значит, что с этим предметом возникли сложности по усвоению материала и ребенок нуждается в твоей подсказке и помощи. Разбери с ребенком все непонятные моменты в задании, старайся заинтересовать и привлечь его внимание, иначе сложности надолго отобьют охоту выполнять уроки.
  4. Страх перед ошибками. Это психологический дискомфорт, который ребенок может испытывать после первых неудач по выполнению уроков. Возможно кто-то в классе (учитель или товарищи) осмеивал ошибки малыша и дразнил его по этому поводу, а у ребенка сформировалась боязнь перед совершением ошибки и неуверенность в своих силах. В этом случае, поможет только внимание со стороны родителей и их понимание ситуации. Не ругай ребенка за ошибки, старайся вместе с ним прорабатывать их, обращай на малыша больше внимания .
  5. Нехватка внимания . Часто бывают и такие случаи, когда ребенок отказывается от выполнения домашнего задания, чтобы привлечь внимание родителей к своим проблемам. Помни, что ребенок – главный человечек в твоей жизни и старайся уделять ему побольше внимания и интереса к его жизни .

Если тебе трудно найти первопричину отказа от выполнения домашнего задания и достучаться до своего чада, собери семейный совет. Главным на этом совете должен быть сам ребенок, чтобы он мог почувствовать себя значимым и полноценным членом семьи. Вместе обсудив проблему, составьте план по ее решению (план должен писать сам ребенок!), вывесите его на видном месте и действуйте согласно намеченному, периодически обсуждая результаты на семейном совете.

Такие действия помогут ощутить ребенка себя взрослым и самостоятельным, научит решать проблемы и ощущать всегда твою поддержку и помощь.

Приучаем ребенка делать уроки

Разобравшись с причинами нежелания ребенка делать уроки, постарайся организовать процесс выполнения домашнего задания так, чтобы он был для ребенка интересным, необременительным и постепенно приучал к самостоятельности.

  • К выполнению домашнего задания ребенок должен приступать бодрым и отдохнувшим. Поэтому сначала дай ребенку пообедать и отдохнуть после школы. Но контролируй, чтобы отдых не затянулся до вечера, когда ребенок станет уже вялым и сонным.
  • Составь расписание и режим дня, в котором четкое время должно уделяться выполнению домашнего задания. Для его составления привлеки ребенка, чтобы он тоже чувствовал ответственность за его выполнение. Сразу же оговорите штрафные санкции за отклонение от плана: отлучение от компьютера, игр (но не от занятий в спортивных секциях!).
  • Хвали ребенка за каждое, пусть небольшое, достижение и поощряй его к выполнению новых – пусть ребенок чувствует собственную значимость.
  • Сделай в глазах ребенка «неучение» немодным. То есть, на своем примере или примере близких и знакомых людей объясни, что дает хорошее образование и почему без него не обойтись.
  • Позволь ребенку самостоятельно планировать порядок выполнения домашнего задания. Дай ему возможность начать с того, что менее всего получается, постепенно переходя к более сложным заданиям.
  • Правильно организуй свою помощь при выполнении домашнего задания – здесь важно найти «золотую середину». То есть, не стоит полностью делать уроки за ребенка и постоянно сидеть над ним – дай ребенку свободу и подключайся только к тем заданиям, в которых без твоей помощи просто не обойтись.
  • Наберись терпения. Не осуждай, не ругай, не кричи на ребенка, если у него сразу не все получается. Это может отбить у него навсегда охоту заниматься дальше и задавать вопросы, если ему что-то непонятно.
  • Обязательно делайте перерывы в работе. Чтобы ребенок не утомлялся и эффективней выполнял домашнее задание, он должен делать небольшие перерывы в 10-15 минут, чтоб отвлечься и дать мозгу отдохнуть.
  • Не превращай выполнение домашнего задания в наказание. Не заставляй ребенка переделывать работу, если он что-то сделал не так – лучше объясни непонятное, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Пустое переписывание не только делает выполнение уроков скучным занятием, но и убивает у ребенка веру в себя и собственные силы.

Запомни, что главная твоя помощь при выполнении домашнего задания – не заставить ребенка вызубрить урок и правильно решить задачу, а научить ребенка «УЧИТЬСЯ» и радоваться своим пусть небольшим достижениям.

Инструкция

Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно учился в средних и старших классах, когда задания станут уже достаточно сложными, начинать учить его самостоятельности следует с самого первого школьного дня. Объясните ребенку, что уроки – это его прямая обязанность, и заниматься ими он должен строго определенное время каждый будний день. Установите для занятий такие часы, в которые вы поначалу сможете контролировать процесс выполнения домашнего задания. Контролировать – не значит и решать задачки вместе с ребенком, а наблюдать со стороны за тем, чтобы он не отвлекался на посторонние предметы – телевизор, игрушки и книги.

В процессе выполнения уроков могут возникнуть затруднения: рано или поздно он столкнется с задачей, которую не сможет решить сам. В таком случае ему следует помочь. Найдите похожую задачу или измените условия исходной таким образом, чтобы она незначительно отличалась в цифрах. Затем найдите в учебнике способ решения этой задачи и вместе с ребенком найдите правильный ответ. Если в процессе совместного решения вашего ученика «осенит» - не мешайте ему, пусть дойдет до конца задачи сам. Полезным будет также вместе поискать несколько альтернативных решений задания. Попробуйте превратить этот процесс в соревнование: кто изобретет решение – получит приз. Когда ребенок усвоит способ решения, он без проблем самостоятельно справится с исходной задачей.

Однако бывает так, что ребенок просто не . Тогда на помощь придет правильная мотивация. Не давите на ребенка. Просто наглядно покажите ему, что произойдет в случае, если он не будет учиться – тяжелая, плохо оплачиваемая работа и низкий статус в обществе напугают практически любого маленького лентяя. Для контраста расскажите ребенку о том, что ждет успешного ученика: захватывающие студенческие годы, престижная работа и хорошее вознаграждение труда.

Другой случай – когда ребенок хочет учиться, но не осиливает программу. В таком случае подход должен быть строго индивидуальным и осторожным. Родителям такого ученика стоит проконсультироваться с учителем и школьным психологом и строго выполнять их рекомендации. Главное - не дать школьнику потерять веру в себя и свои силы. В школе возможно успешное обучение не только за счет светлой головы, но и за счет усидчивости. А проявить себя можно в творчестве, спорте и других областях школьной жизни.

И последний совет. Вспомните себя в школе. Если вы не хватали звезд с неба, то не стоит ждать этого от ребенка. И наоборот – не давите на него своими отличными отметками в школе. Так вы его только озлобите или морально унизите. Помните, ваш ребенок самый уникальный, не сравнивайте его ни с кем и любите таким, какой он есть.

Родители детей-школьников наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хочет выполнять уроки. Он готов заниматься всем чем угодно, только не домашним заданием. Нередко подобные моменты приводят к стрессовым ситуациям в семье. Мама с папой начинают переживать, нервничать по этому поводу. Волнение передается ребенку, и возникает депрессия. Психологи советуют не допускать подобных ситуаций. Для этого нужно знать, как заставить делать уроки ребенка, чтобы процесс ему был интересен и занимателен. Разработаны целые методики и комплекс мер, о которых мы поговорим в статье.

Не стоит жалеть первоклашку

Многих родителей мучает вопрос: «Как заставить делать уроки ребенка?» Запомните: приучать малыша к выполнению домашних заданий без истерик необходимо с первого класса. С самого начала нужно дать понять ребенку, что начался учебный процесс, теперь у него есть обязательные задания, с которыми он должен справляться самостоятельно.

Для родителей важно правильно подготовить и адаптировать кроху к новому этапу в его жизни. Еще во время каникул стоит обустроить место для выполнения уроков, наладить режим. После того как учебный процесс начался, нужно:

    Повесить школьное расписание на видном месте, чтобы ребенок мог сам составлять свой график. Не забудьте указать время посещения кружков и секций. На первых парах малышу не обойтись без помощи родителей. Не нужно все решать за ребенка. Возьмите карандаш и тетрадку, составьте подробный план с указанием времени на выполнение домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, просмотра телевизора, игр за компьютером.

    Никогда не выполняйте уроки за ребенка. Даже если у него что-то не получается, лучше лишний раз заново объяснить правила, задать наводящие вопросы, намекнуть, подсказать.

    Старайтесь четко соблюдать режим изо дня в день, чтобы ребенок втянулся в процесс. Отступайте от графика только в сложных ситуациях (проблемы со здоровьем, неотложные дела и так далее).

    Объясните ребенку, что школа - это работа. И только от него зависит, каким будет результат.

Родители часто жалеют первоклашек, считая их маленькими. Но учебный процесс построен таким образом, что учитываются все возрастные возможности малышей. Не стоит переживать и думать о том, что ваше чадо перетрудилось, ведь если с первых дней занятий не приучить школьника к выполнению домашнего задания, в будущем обязательно всплывет вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка.

Черновик - ваш друг

После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками. Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное. Только после этого можно переносить в чистовик.

В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.

Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей - не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.

Почему ребенок не хочет делать уроки. Выясняем причины

От многих детей можно услышать фразу о том, что они не хотят выполнять домашнее задание. В этой ситуации логично возникает вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?» Для начала нужно выяснить причины, по которым он отказывается их выполнять. На самом деле их не так уж и много:

    Природная лень. К сожалению, встречаются дети, у которых наблюдается подобное явление. Но их очень мало. Если вы знаете, что некоторые процессы (чтение книг, увлекательная игра, просмотр мультиков, рисование и другое) надолго увлекают малыша, значит, проблема явно не в лени.

    Боится неудач. Это одна из самых распространенных причин, особенно если до этого случались ситуации, в которых взрослые повели себя неправильно. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобные действия нельзя. Иначе это скажется на дальнейшем обучении и успехах ребенка.

    Ребенок не до конца освоил предмет. Эта проблема особенно остро стоит перед первоклашками и старшеклассниками. Необходимо приложить все усилия, для того, чтобы ребенок разобрался в материале.

    Нехватка родительского внимания. Казалось бы, как невыполнение уроков может быть ссопряжено с любовью мамы и папы? Психологи находят в этом прямую связь. Таким образом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Как правило, подобные ситуации происходят в семьях трудоголиков. Выход из этой истории один - как можно чаще хвалить малыша и говорить, что вы им гордитесь.

    Сам процесс кажется ребенку неинтересным, особенно это касается первоклашек, которые привыкли воспринимать занятия только в виде игры. Задача родителей и учителей - как можно быстрее адаптировать малышей к обучению.

    Прежде чем задавать вопрос, как приучить ребенка делать уроки, необходимо выяснить причину, по которой он отказывается выполнять домашнее задание. Если не можете справиться самостоятельно, следует обратиться за помощью к специалисту. Он порекомендует устроить семейный совет, и уже на нем обсудить возможную причину и нежелание ребенка учиться. И здесь главное - найти правильную манеру поведения для взрослых: не кричать, а конструктивно вести диалог.

    Что делать, если ребенок не понимает предмет

    Со всеми вышеперечисленными проблемами невыполнения уроков родителям можно справиться самостоятельно. Но как быть с ситуацией, когда ребенок попросту не понимает предмет, или он дается ему тяжело? Психологи утверждают, что данную проблему взрослые решают самостоятельно, просто выполняя трудные задачи за детей. Тем самым они еще больше усугубляют ситуацию.

    Единственное правильное решение - нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.

    Нужна ли помощь в изучении уроков?

    Некоторые дети делают все, чтобы снять с себя ответственность за выполнение уроков. Для этого они притворяются, что больны, переутомлены, просят родителей им помочь. Конечно же, те соглашаются, но не понимают, что ребенок захватывает их «на крючок». Стоит несколько раз поддаться на уловку, и такая схема будет работать постоянно.

    Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо проанализировать следующие ситуации:

    как часто малыш прибегает к вашей помощи;

    давно ли он болел;

    в какой класс ходит ребенок.

Если он часто прибегает к вашей помощи, при этом мало болеет, да еще и старшеклассник, вам просто необходимо объяснить ему, что домашнее задание отныне он выполняет самостоятельно. Но до такой ситуации лучше не доводить, а с первого класса приучать малыша делать уроки самому.

Приучаем ребенка к самостоятельности

Вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, всплывает у родителей достаточно часто. Если при помощи взрослых школьник еще хоть как-то старается решить задачи, то один никак не справляется. На этом фоне происходят скандалы и склоки, которые только усугубляют ситуацию.

Прежде всего нужно попытаться объяснить ребенку, что от его учебы зависит дальнейшее поступление в вуз. Чем лучше будут успехи, тем больше вероятность попасть в престижное заведение. Никогда не делайте за школьника уроки. Максимум чем вы можете помочь - разъяснить то или иное правило.

Не стоит постоянно контролировать процесс, достаточно проверить черновик и чистовик. Только так можно выработать самостоятельность в детях. Начинать это нужно с первых дней учебы, и тогда в дальнейшем у вас не будет возникать вопрос: «Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?»

Нужно ли денежное вознаграждение?

В последнее время среди родителей появился новый способ поощрения детей за хорошие отметки в школе. В качестве приза выступают деньги. Таким образом, они уверены, что школьник будет больше стараться, самостоятельно выполнять уроки. Психологи уверяют, что это огромная ошибка. Между родителями и детьми в этом возрасте не должно быть денежных взаимоотношений.

Существует множество способов заставить ребенка выполнить домашнее задание без слез и истерик. Достаточно только набраться сил и терпения. Ведь школьная пора - довольно непростое время, особенно для первоклассников.

В качестве поощрения может быть поездка в цирк, кинотеатр, игровой центр. Желательно, чтобы это время родители проводили с детьми. Тем самым они еще больше наладят контакт.

Многие родители задают вопрос психологам: «Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно?» Используя методы мотивации. Но денежные премии недопустимы. Ведь в дальнейшем дети за все свои хорошие поступки и достижения будут требовать шуршащие купюры.

Алгоритм выполнения домашнего задания

Школьная пора - довольно нелегкое время для детей и их родителей. От ребенка требуется быть самостоятельным, более ответственным, отвечать за свои поступки. Часто школьники (особенно это касается первоклашек) отказываются выполнять уроки, или делают это с большой неохотой. Это становится причиной конфликта. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?» Чтобы процесс шел «как по маслу» и не вызывал особых трудностей, необходимо знать и выполнять следующие правила:

    После того как ребенок пришел из школы, не стоит сразу заставлять его садиться за выполнение уроков. Будет оптимальной следующая схема: прогулка на воздухе, обед, отдых до 30 минут.

    Самое лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 18.00. Это доказано специалистами. В данные часы замечена наибольшая работоспособность мозга.

    Соблюдать режим. Стараться выполнять задания в одно и то же время.

    Старайтесь сразу выбирать сложные предметы, а потом переходить к более легким.

    Не стоит постоянно контролировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности. Для начала, пусть выполнит работу в черновике, принесет на проверку, а после перенесет данные в чистовик.

    После того как ребенок закончит с выполнением домашнего задания, не забудьте его похвалить.

Чтобы у вас не возникал вопрос, как заставить делать уроки ребенка, соблюдайте вышеизложенные правила и рекомендации.

Кнут или пряник?

Психологи очень часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок закрывается в себе, перестает воспринимать родителей, он как бы отстраняется от внешнего мира, а спокойствие находит в компьютерных играх. Почему так происходит? Всему виной - неправильное поведение взрослых, которые утверждаются за счет детей.

Многие уверенны, что лучший способ заставить ребенка что-либо сделать - показать свое преимущество. Этого можно добиться с помощью крика или рукоприкладства. Данная позиция неправильна. с детьми, поощрение, похвала - вот залог успеха. Это же касается и выполнения домашних заданий.

Часто можно услышать фразу, что ребенок отказывается делать уроки. Возможно, причина кроется в том, что родители неправильно себя ведут со школьников. Важно придерживаться следующих правил:

    При проверке домашнего задания никогда не повышайте голос, не стоит обзывать и унижать детей. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны. А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.

    Оценки - «больная» тема для многих родителей. Ведь наверняка хочется, чтобы твое чадо было лучше всех. И как неприятно порой слышать фразу, что ребенок не справился с заданием и получил неудовлетворительную оценку. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником, объясните, что залог успеха в будущем - приобретенный багаж знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос, как делать уроки с ребенком без криков, нужно запомнить следующее: каждый человек - личность, со своим характером, не стоит его ломать. Унижение, крик, обидные слова только усугубят ситуацию, и родители потеряют свое достоинство в глазах ребенка.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям


Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна - непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку и нанять репетитора.

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?

Чаще всего, родители задаются этим вопросом к школьному возрасту, когда требования к ребенку несколько меняются. Раньше большую часть знаний он мог получать в игровой форме, а занятия подбирались по настроению и желанию. Теперь становятся важны и другие качества помимо любознательности — усидчивость, самоконтроль и дисциплина. Как и любые положительные качества развивать их лучше постепенно.

Вполне обоснованно родители считают, что для успешного обучения в школе ребенку требуются знания — базовые умения счета, письма, чтения. Достаточно обратиться к любому материалу о подготовке к этому ответственному событию, чтобы получить перечень необходимых навыков, требуемых для поступления в первый класс.

Процесс обучения и подготовки в интеллектуальном плане перед школой стоит на первом месте, но знания и привычка заниматься, выполнять не только интересное, но и нужное — не одно и то же.

Для детей в первом классе происходит кардинальная смена ведущей деятельности — с игровой на учебную. Очень часто это происходит болезненно как для ребенка, так и родителей. Ребенок не привык проводить час-полтора, сидя за учебниками, он даже не всегда понимает, зачем это надо — ведь всему необходимому раньше он обучался в гораздо более интересной и приятной форме.

Именно поэтому, на мой взгляд, подготовка к школе должна включать в себя не только приобретение определенного багажа знаний, но и развитие качеств, необходимых для выполнения школьных обязанностей.

Хорошо, когда до школы остается год или два. У семьи еще достаточно времени, чтобы развивать качества, необходимые в процессе обучения, постепенно.

Для начала, выделите время для ежедневных занятий не в игровой форме. Ребенку следует сесть за стол, у него должна быть тетрадь и задание. Это может быть что угодно, например, задача нарисовать круги или линии в определенной последовательности.

В первые недели уделите заданиям 5-15 минут времени, исходя из состояния ребенка и реакции на них. Известно, что дети очень привыкают к ритуалам и определенной последовательности действий. Важно, чтобы и занятия заняли прочное место в ежедневном распорядке малыша.

Как только заниматься каждый день становится привычным, можно перейти к следующему этапу — постепенное усложнение заданий и увеличение времени на их выполнение. Это необходимо, чтобы развить у ребенка еще два важных и полезных качества — самоконтроль и произвольность внимания.

Не стоит слишком усердствовать. Если ребенок может сосредоточиться на выполнении непростой и не очень приятной задачи в течение 30 минут к семилетнему возрасту — этого вполне достаточно, чтобы домашние задания не стали семейной катастрофой.

Что делать родителям школьников?

Если ребенок не привык заниматься дома до школы, а времени на постепенную выработку привычки нет, то процесс может усложниться. В рекомендациях для родителей школьников часто можно увидеть совет: «приучать заниматься нужно с первого школьного дня».

На мой взгляд, на этом этапе необходима не только требовательность, но и помощь в освоении новой, еще незнакомой деятельности. Представьте себе — у Вас новая работа, новые обязанности, которые даются нелегко, а самые близкие и родные люди хмурят брови и повторяют только: «надо!».

Часто статус школьника связывается только с обязанностями. Попробуйте действовать иначе. Скажите ребенку, что теперь он стал старше и может пользоваться мобильным телефоном, один гулять во дворе, выбирать какую одежду хотел бы носить. Перечень может быть любой, но статус «школьник» должен вызывать гордость. Ребенок сразу же начинает чувствовать себя взрослее, а значит и старается относиться к новым обязанностям «как взрослый» — ответственно.

Когда сын начал ходить на курсы по подготовке к школе особого энтузиазма у него это не вызвало. На первых порах только осознание себя как «взрослого», который уже ходит в школу помогало и на занятие сходить и уроки сделать, втянуться. Возможность похвастаться, что вот — он теперь большой требовала соответствовать.

Он рассказывал о своих успехах и получал похвалу. До сих пор вся семья старается узнать как у него дела в школе, что нового он узнал, что было самым интересным, и это работает. Сын старается внимательно слушать, узнавать, сделать даже то, что не выходит с первого раза, чтобы потом почувствовать гордость за выполненную «взрослую обязанность».

Давайте почувствовать ребенку, что на него не только свалились новые обязанности, но и появились новые возможности. Он взрослеет, а взрослые всегда несут ответственность за дело, которым занимаются.

Некоторые родители считают, что заниматься самостоятельно необходимо с первого же дня обучения. У меня на этот счет другое мнение — сначала необходимо помочь ребенку втянуться. Как только вы поймете, что малыш справляется со всем и без посторонней помощи — можно оставлять его заниматься одного.

Сама я в этом отношении шла на хитрость, понимая, что сын привык заниматься не один. Сначала мне надо было отойти за карандашами, потом за линейкой и вымыть чашки. Возвращаясь и глядя, что без меня сделал сын — неизменно говорила, какой он молодец, что справился сам.

Ребенку важно понимать, что он не останется один на один со сложным заданием, что родители помогут в случае необходимости, а если уж его оставляют делать домашнее задание самостоятельно — значит, уверены в успешности его выполнения.

Как облегчить процесс обучения?

Домашние задания важно выполнять каждый день.

Это необходимо, чтобы у ребенка появилась привычка заниматься. Дайте ему понять, что так или иначе домашнее задание должно быть сделано. Однако и слишком усердствовать не стоит, например, в субботу и воскресенье можно отдохнуть или уделить урокам меньше времени. Не стоит заниматься, когда в гости пришла бабушка, или папа принес новую игрушку. В этом случае можно прерваться и продолжить позже, иначе ребенок начнет воспринимать уроки не только как обязанность, но и как повинность.

Давайте ребенку отдохнуть перед занятиями.

Не настаивайте на выполнении домашних заданий сразу же после школы, сада или кружка. Малыш уже устал, ему будет сложно сосредоточиться на учебном процессе. Желательно сначала погулять, дать ребенку побегать и поиграть, тогда домашнее задание будет даваться ему проще.

Разбивайте домашнее задание на интервалы.

Не случайно даже в школе урок длится 40 минут. Ребенку тяжело сидеть над учебниками в течение часа, а то и двух. Разбейте домашнее задание по предметам и времени выполнения. Ничего страшного так же не будет, если задание, например, по математике будет разбито на два — сначала решаем задачу в черновике, а после перерыва на чай с печеньем — записываем решение в тетрадь. А разучивание стихов и вовсе так дается на много легче.

Занимайтесь вместе с ребенком.

Прежде чем у ребенка выработается ответственность и самостоятельность в приготовлении уроков Ваше присутствие — необходимо. Однако не будьте надсмотрщиком — постарайтесь сохранять позицию старшего советчика и непременно хвалите. Совместное приготовление уроков позволит так же понаблюдать за ребенком и понять в чем возникает сложность.

Обязательно хвалите малыша.

Он молодец, потому что запомнил домашнее задание, красиво написал буквы, хорошо посчитал. Похвалы заслуживает старательность ребенка, даже если у него не выходит справиться с заданием. Малышу важно чувствовать, насколько обучение важно, как высоко вы цените любые его успехи.

Считается, что если ко второму классу нет привычки регулярно и качественно выполнять домашние задания, то развить ее уже не удастся. Нет ничего невозможного, просто потребуется больше времени и терпения.

Когда ребенок бунтует против домашних заданий уже не первый год, можно проявить и строгость. Необходимо так же определить причину, мешающую регулярно и самостоятельно получать знания. Особенно важно выявить проблему, если нежелание заниматься возникло внезапно.

Возможно у школьника что-то не получается, не хватает внимания окружающих или возник конфликт с педагогом и сверстниками. После установления причины Вам будет легче подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Племянница в течение первого года в школе жила с мягкой и тактичной бабушкой, воспитавшей двоих покладистых и усидчивых детей. Ко второму году обучения нежелание делать домашние задания стало семейной катастрофой. Дело в том, что бабушка не смогла вовремя проявить строгость и настойчивость.

Когда за обучение взялась мама, оказалось, что ребенок просто очень активный, лидер по натуре и имеет собственный творческий подход к решению поставленных задач.

Процесс обучения был скорректирован. Больше внимания стало уделяться дисциплине — тетради раскладывались в процессе выполнения заданий, четко оговаривалось, что и в какой последовательности должно быть сделано, чтобы осталось время на игру и прогулку.

Как только девочке стало что-то удаваться, и учитель отметил ее успехи в школе, желание заниматься окрепло и усилилось — лидерские качества, и потребность в признании оказались полезны.

Это только пример, позволяющий наглядно показать, что начать заниматься никогда не поздно. Иногда необходимо остановиться и скорректировать собственный подход к обучению ребенка.