Десять заповедей для родителей от януша корчака. Десять заповедей для родителей от януша корчака Когда нельзя ругать

Сиротство – это древняя форма человеческого одиночества, требующая сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов. Увы, нынче подобных гуманистов можно пересчитать по пальцам. Ведь порой даже отношения между самыми вроде бы близкими и родными людьми стали грубее и жестче. А любовь к детям похожа на любовь к собственному имуществу.

В этой связи хотелось бы вспомнить выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака . Его имя внесено в святцы мировой педагогики. Из-под его пера вышло огромное количество произведений, в том числе сказки для самых маленьких , а главное – более 20 книг, посвященных воспитанию детей. Среди них есть и своеобразный манифест гуманизма «Как любить ребенка» .


Всей своей жизнью Януш Корчак доказал свою любовь и уважение к детям. И не просто к детям, а самым обездоленным – сиротам . В 1914 году он активно участвовал в организации детских приютов на Украине, затем в 1918 после возвращения в Варшаву, продолжил начатое дело и руководил приютами. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак вместе с воспитанниками «Дома сирот» был помещен в Варшавское гетто, где стоически боролся за жизнь детей – доставал им еду и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его, польского еврея, из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Когда же в августе 1942 «Дом сирот» был депортирован, Корчак вместе с помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими преподавателями и около 200 детьми отправился в Треблинку (концентрационный лагерь). Там Януш отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться со своими воспитанниками до конца, приняв с ними смерть в газовой камере.

Януш Корчак был великим педагогом и гуманистом

В наследство нам он оставил много удивительных, добрых и назидательных книг. В том числе и десять заповедей для родителей , которые как никогда актуальны и которые следует чтить и соблюдать.

    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему. Это и есть необратимый закон благодарности.

    Не вымещай на ребенке свои обиды , чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

    Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

    Не унижай!

    Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

    Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

    Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня . Ребенок – разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», не «свое», не «собственное» дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.

    Умей любить чужого ребенка . Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым... Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наше счастливая старость; плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,- писал А.С. Макаренко. А как правильно воспитывать? Ведь никто из родителей не ставит себе цель плохо воспитать ребёнка. Всё вроде бы во благо как для собственного чада, так и для самих родителей, а следовательно, и для всей страны. Но, как это нередко случается, результат не оправдывает наших надежд и ожиданий. Что же делать?
Предлагаю Вашему вниманию несколько заповедей и советов, которые помогут Вам правильно выстроить свои отношения с ребёнком.

Заповеди для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай, не обзывай!!!
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым.
Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;
ребенка хвалят, он учится быть благородным;
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семь правил для всех

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте.
За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!
НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было — НИКОГДА
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения.

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни — психика особо уязвима, реакции не предсказуемы;
когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) — нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность — во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она) лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, мы внушаем ему это, и ребенок в это ВЕРИТ.
Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая, внушаем самооценку.

Если:

ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!
самый настоящий предатель!
тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.
Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?

Богина Галина Владимировна, педагог

http://v-mire-slova.blogspot.ru

Януш Корчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз - когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий - когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети?
- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.

Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак 10 заповедей для родителей — это особые слова, всем сердцем любящего детей человека. Потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Дети живут своими представлениями о плохом и хорошем, добре и зле, фальши и притворстве. Для этого у них свои, особые критерии старого, доброго, вечного. Именно поэтому известный педагог , писатель и гуманист Януш Корчак призывал каждого взрослого хоть немного приблизиться к духовному миру ребенка, возвыситься до его уровня, а не свысока снисходить к нему. Детское восприятие мира – это, в первую очередь, тонкость и непосредственность. Януш Корчак 10 заповедей для родителей актуальны и сегодня как и много лет назад.

Педагогическая практика как служение детям

Безусловно, история мировой педагогики знает множество талантливых педагогов, вложивших в науку что-то важное и значимое. Но есть человек, чье имя не просто останется там, благодаря уникальности разработок и воспитательных методик, есть поистине величайшая личность, равных которой не было и нет. Это Януш Корчак 10 заповедей для родителей которого стали известны всему миру, как неповторимое откровение, образец живой мысли и глубокая, тонко психологичная философия .

Он родился 22 июля 1878 года и уже в школьные годы знал свое предназначение – служить людям и, главное, отыскать свою цель, свое счастье. Уже скоро оно откроется ему – через вступление в еврейскую благотворительную организацию «Помощь сиротам», а еще позже – учреждением собственного «Дома сирот». Мог ли человек без призвания быть главным организатором подобных дел? Однозначно нет.

Только человек «от Бога», наполненный природным пониманием и чуткостью, откровенностью и душевной теплотой может самоотверженно помогать сирым и бездомным, абсолютно не думая о себе. Более того, Корчак не просто помогал: он создал в этом бездушном, жестоком мире идеальную детскую республику, в которой честь и справедливость, равенство и братство – не просто слова, а идея добра является основным смыслом существования.

Основным принципом Корчака, как автора поощрительной педагогики, было не принуждение, а воспитание самосознания – превыше всего он ценил способность к самокритике и осмысленному размышлению, главным лейтмотивом которого является понимание и прощение. Он придумал для своих подопечных собственную систему поощрений, показательных наград и незабываемых праздников – необычных, спонтанных, импровизированных.

Одновременно он продолжает писательскую и преподавательскую деятельность в Институте специальной педагогики, становясь известным практически в каждой семье, он выступает по радио в роли Старого Доктора, проповедующего любовь к детям. Он рассказывает о том, что ребенок – это человек, причем не когда-то «там» в туманном будущем, а уже сейчас и его не нужно готовить к настоящему – всего лишь помочь и поддержать, через доверие и защиту детских прав.

За годы практики, а практикой стала вся жизнь этого удивительного человека – Януш Корчак написал огромное количество повестей, пьес и статей, каждая из которых – про детей и для них. Самые известные его произведения – это во многом автобиографичная, но чудесная сказка «Король Матиуш Первый» и своеобразная «Библия» для родителей – «Как любить ребенка». Каждая страница этой книги – четкий ответ на важные вопросы и простые, дельные советы, как поступать в конкретной ситуации, анализируя мотивы детских поступков и переживаний. Автор настаивает, что только при понимании всех тонкостей детской личности, можно научиться любить по-настоящему.

Януш Корчак о детях:

В области чувств он (ребенок) превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта по меньшей мере равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта. Вся разница в том, что он не зарабатывает себе на хлеб, что, будучи у нас на содержании, он вынужден подчиняться нашим требованиям.

Неблагодарный.
Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево - семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой?
Разве любовь - услуга, которую можно оплатить?

Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный - хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света белого из-за него не видит - плохой. Вы путаете - «хороший» с «удобным»

Подвиг и гибель

Быть среди детей – в этом Корчак видел свое призвание. Именно поэтому оставил медицину, понимая, что врач и педагог в нем не могут органично сосуществовать. Поэтому в течение трех десятков лет Дом сирот стал делом его жизни: сквозь войну 1914-го, сквозь отмену правительством договора о нацменьшинствах, сквозь отстранения от выступлений по радио и еще многие-многие лишения.

В то трудное время, когда в рейхе начались еврейские погромы, а о судьбе Польши оставалось только гадать, он мог уехать в Палестину и остаться с любимой женщиной, но не смог. Не смог оставить детей. А потом… Потом был концлагерь, куда «Дом сирот» отправили в полном составе – и никого спасти было невозможно. Точнее, можно было: самого Корчака.

Когда детей уже погрузили в вагоны, к писателю подошел немецкий комендант и предложил ему выйти из вагона. Комендант вырос на его книгах и узнал Корчака. Но без детей Корчак выйти отказался, дети всегда были для него превыше всего, о чем он прямо сказал немцу и сам захлопнул дверь вагона.

В тот роковой день, дети не знали о своей участи, её знал Корчак. Как мог он пытался отвлечь их внимание от происходящего вокруг и начал рассказывать им одну из своих многочисленных сказок. Это было их любимое занятие. Дети сбились в кучку вокруг своего учителя, такой тесной стайкой они и вышли из барака, самых маленьких Корчак нес на руках.

Там, где, не переставая работали газовые камеры, дети до последнего вздоха с упоением слушали прекрасную историю о Любви и Добре….

Что такое любить или Януш Корчак 10 заповедей для родителей

Корчак не мог спасти никого из своих детей, он мог лишь разделить с ними тяжелую участь. Можно только догадываться, как разрывалось от боли настоящее сердце. Сердце, умеющее любить. Януш Корчак ушел, но оставил после себя нечто большее, чем книги. Он оставил 10 своих заповедей, почти каждая из которых начинается с «НЕ», как никто он, знал, как несправедливы в своей скупой требовательности бывают не понимающие ребенка родители. Читая эти особые слова, после всего, что известно об этом удивительном человеке, понимаешь, насколько близко сейчас находится его любящее сердце.

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  • Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Действительно, зачем делать из ребенка «копию» какого-либо заоблачного идеала, если, каким бы отменным он ни был, копия навсегда останется копией? Почему ребенок должен быть обязан кому-то за свое рождение, если когда-нибудь он также кому-то подарит жизнь, ничего не требуя, и какое право имеет взрослый вымещать на маленьком человеке свои обиды и злость, недовольство и амбиции, унижать и стремиться подчинить себе?

Любить – это не препятствовать ребенку и делать все возможное для его блага, ведь главное предназначение родителя – не погасить природную искру истины, заложенную в каждом ребенке. Любить – это значит любить любого: своего и чужого, умного и глупого, везунчика и неудачника.

На месте трагической смерти педагога стоит большой камень, словно безмолвный свидетель его великого подвига. С единственной надписью – «Януш Корчак и дети». Наверное, больше ничего и не нужно, чтобы выразить огромнейший смысл такой простой, но в то же время такой выдающейся жизни. Жизни, в которой главной религией были дети. Жизни человека с душой ребенка.