Пересказ эскимосской сказки лисичка бычка обидела. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как лисичка бычка обидела. Тема: эскимосская народная сказка
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа1236 ДО 567
ООД в старшей группе по развитию речи
Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
Выполнила: Брулева М.В.
Москва-2017
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
- Р асширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».
Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
- Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: изображения героев сказки.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»
С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »,
« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,
« Худое слово доведет до дела злого;
« От худого слова – да навек ссора»,
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,
« Как аукнется, так откликнется».
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).
В . - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?
Д. - Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.
В. - Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
Д. - Хотим.
В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Д. - Да!
В. - А кто такие друзья?
Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
В. - Ребята, а какими должны быть друзья?
Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.
В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.
В. - А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?
Д. - Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.
В. - Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.
В. - Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)
Д. - Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.
В. - Вам нравится ваш друг?
Д. - Нравится.
В. - Скажите ему тихо самые ласковые слова.
Д. - Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .
В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.
В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая …
(лиса)
В. - Герои сказки, которую мы будем читать - лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием - бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
2. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас, мы поиграем с пальчиками:
Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».
Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».
Остальные пальцы образуют «морду».
Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.
Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки.
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
3. Чтение сказки.
В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела» .
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
А ты ему ничего не говорила?
Сказала.
Что ты ему сказала? – спросила лиса.
А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
4. Беседа по сказке.
В. - Как называется сказка?
Д. .
В. - Где шла лисичка?
Д. - Лисичка шла по берегу моря.
В. - Кто высунулся из воды?
Д. - Из воды высунулся бычок - рыба морская.
В. - Какие слова пропела лисичка?
Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
В. - Что ответил бычок?
Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Понравились слова бычка лисичке?
Д. - Нет, не понравились, она заплакала.
В. - Что спросила лиса – мать?
Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
В. - Как ответила лисичка?
Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Что еще спросила лиса -мать?
Д. - А ты ему ничего не говорила?
В. - Что ответила лисичка?
Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
В. - Какой вывод сделала мама-лиса?
Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.
5. Физминутка « Лисонька ».
(Дети встают из-за столов).
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
6. Игра « Слова наоборот».
В. - Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
7. Подготовка детей к пересказу.
В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
8. Пересказ сказки детьми по частям.
Дети рассказывают по цепочке.
9. Рефлексия.
В. - Какую сказку вы сегодня слушали?
Д. - « Как лисичка бычка обидела » .
В. - Кто больше всех вам понравился?
Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.
В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?
« Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »
« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »
« Худое слово доведет до дела злого »
« От худого слова – да навек ссора »
« Как аукнется, так и откликнется »
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »
В. - Какие вежливые слова вы знаете?
Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!
Эскимосская сказка "Как лисичка бычка обидела".
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидала лисичка бычка и запела:
-Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
Лисичка говорит:
- Сказала.
-Что ты ему сказала? - спросила лиса.
-А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.
-Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его обидела.
^ Ительменская сказка «Рыбья упряжка»
У ворона Кутхи жена была запасливая, хозяйственная. Вот раз она говорит ему:
- Езжай на море, пока оно не замерзло, и налови побольше рыбы на зиму.
Взял Кутх нарты, положил на них удочки и пошел к морю. Стал он удить рыбу.
Маленьких рыбок Кутх в море выбрасывал, а больших - в нарты складывал. Да столько рыбы наловил, что нарты с места не сдвинет.
"Как я нарты до дома довезу без собак? - подумал Кутх. - Запрягу-ка я в нарты больших рыб - они и потащат".
Запряг Кутх горбуш в нарты и поехал домой.
-Ну, горбуши, тащите нарты хорошенько. Я вас на каждой стоянке досыта кормить буду.
Помчались горбуши быстрее ездовых собак.
"Ух, как тащат! - подумал Кутх. - Скоро я дома буду".
Домчали горбуши Кутху до тайги.
-Ну, Кутх, корми нас! -говорят. - Мы устали.
-Еще немного повезите, тогда накормлю, - говорит Кутх.
А сам думает: "Только бы до дому доехать, а там я их на зиму засолю".
Еще быстрее помчали горбуши упряжку. Кутх даже засмеялся от радости. "Жена будет довольна. Много рыбы привезу".
Примчали горбуши нарты на сопку. Остановились, никак отдышаться не могут.
-Ну, Кутх, корми нас! Совсем мы замучались.
А Кутх в ответ:
Рассердились они у высокой скалы и говорят:
-Ну, Кутх, корми нас. Сил больше нет.
А Кутх в ответ:
-Еще немного повезите, тогда покормлю.
Рассердились горбуши, повернули к морю и помчались быстрее прежнего.
Затрясся Кутх от страха. Кричит, молит:
- Горбуши, горбуши! Остановитесь! Я вас досыта накормлю.
-Не верим тебе! - закричали горбуши. - Ты нас три раза обманывал.
Потащили они нарты прямо в море.
Хотел Кутх соскочить, да не успел.
Нырнули горбуши в воду, а вместе с ними и Кутх с нартами.
Утонул обманщик Кутх, и не жаль его. Не обманывай!
^ Эскимосская сказка « Ленивая сова» |
|||||||
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Белоснежка»
Конспект непосредсвенно – образовательной
деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Тема:«Как лисичка с бычком
поссорились»
Подготовила: Кононенко И.Л.
г. Мегион, 2016 г.
Задачи:
- учить отвечать на вопросы и по вопросам восстанавливать содержание сказки;
- развивать умение правильно произносить звуки [б], [л];
- активизировать в речи детей наречия «больно, грустно, обидно»;
- воспитывать дружелюбие; вызывать интерес к пословицам.
Оборудование: картинки лисички и бычка.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки, мы же с
вами друзья.
- А кто такие друзья? (Ответы детей: дети, с которыми мы дружим,
играем, разговариваем, делимся угощением).
Воспитатель: - Теперь у нас у всех хорошее настроение.
Воспитатель: - Ребята, хотите, я расскажу вам интересную сказку? (Хотим) .
- А теперь, давайте сядем и послушаем сказку.
(Воспитатель читает сказку «Как лисичка с бычком поссорилась»).
«Шла однажды лисичка, а бычок на лугу травку щипал. Поднял он
голову и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок
Пучеглазый,
Бычок, бычок
Рогатый,
Бычок, бычок
Лохматый бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая и глаза у тебя круглые. И травку щипать не умеешь! Заплакала лисичка и побежала домой маме жаловаться, что бычок
ее обидел, наговорил ей плохих слов.
Выслушала ее мама - лиса и спрашивает: - А ты ему ничего не сказала?
Стыдно стало лисичке, опустила она глаза.
Вот видишь, - сказала мать - лисица, - ты первая его обидела.
Воспитатель: - Как же лисичка обидела бычка? (Дразнила, плохие слова говорила) .
Воспитатель: - А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему было грустно, больно, обидно).
- А что сделал бычок от обиды? (Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку) .
- А что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других) .
Воспитатель: - А мы с вами дружные ребята? Мы не буде обижать своего друга? Будем ему помогать, делиться игрушками.
- А в нашей сказке с вами, если бы лисичка первая не обидела бычка, и он не наговорил бы ей плохих слов.
Воспитатель: – Давайте выучим поговорки:
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».
«Как аукнется, так и откликнется».
Воспитатель: - В нашей группе все дети дружные, все стараются не обижать друг друга.
- А теперь встаньте все в общий круг, закройте глаза, почувствуйте руки своих друзей. Вам хочется обидеть своих друзей? (Нет, не хочется).
- Ну и молодцы! А теперь откройте глаза, выберите себе друга, подойдите к нему и скажите ему самые хорошие слова, которые вы знаете. (Дети берутся за руки друг с другом, говорят хорошие слова: ты хороший, красивый, добрый, я тебя люблю, давай дружить и т. д.).
Воспитатель: - Ребята, никто никого не обидел? (Нет).
Воспитатель: Мы сейчас тоже выучим слова «Мирилочки» . Возьмёмся друг за друга мизинчиками.
«Мы мизинчики сцепляем
И друг другу обещаем:
Что друзей не обижать,
Друзьям надо помогать».
Воспитатель: Молодцы ребята!
Коммуникация
Пересказ эскимосской сказки
«Как лисичка бычка обидела»
Воспитатель:
г. Елизово 2013
Коррекционно – образовательные цели .
Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе . Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование грамматического строя речи.
Уточнение и активизация словаря по теме « Рыбы».
Коррекционно - развивающие цели.
Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
Коррекционно – воспитательные цели.
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Оборудование.
Плоскостные изображения героев сказки, ракушка морская, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, волшебная палочка.
Предварительная работа.
Чтение сказок о рыбах («Морские сказки» С. Сахарнов; «Добрая раковина»
С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки.)
Просмотр телепередач о рыбах(родители). Чтение стихов о морских животных.
Чтение сказок к которым можно применить пословицы:
« Слово может обидеть,
Слово может спасти.
Слово может полки за собой повести.»
« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»
« Худое слово доведет до дела злого;
« От худого слова – да навек ссора»
Тема: эскимосская народная сказка
« Как лисичка бычка обидела»
Ход занятия
1.Организационный момент.
Ребята, отгадайте, кто герои сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться на занятии:
Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Рыба.)
Хвост пушистый, Маленькая, рыженькая, живет с мамой
Мех золотистый, в норе. (лисичка).
В лесу живет. 1(лиса). 2.Пальчиковая гимнастика.
Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши». Согните указательные и средние пальцы - это лисий « лоб». Остальные пальцы образуют «морду».
Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.
Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки.
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
(Дети садятся за столы. На доске появляются изображения героев сказки.)
3. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса - мать спрашивает:
Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
А ты ему ничего не говорила?
Сказала.
Что ты ему сказала? – спросила лиса.
А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
4.Беседа по сказке
Как называется сказка?
Где шла лисичка?
Кто высунулся из воды?
Что запела лисичка?
Что ответил бычок?
Понравились слова бычка лисичке?
Что спросила лиса – мать?
Как ответила лисичка?
Что еще спросила лиса?
Что ответила лисичка?
Какой вывод сделала мама-лиса?
5. Развитие общей моторики « Рыбка плавала в воде».
(Дети встают из-за столов).
Рыбка плавала в воде,
Хвостиком виляла.
Корм глотала всюду и везде,
Ротик открывая.
Лисичка мимо шла,
Гордая такая,
И обидела бычка, Большеротым называя.
А бычок не промолчал
И ответил также.
И расстроились они от дразнилки глупой.
6. Совершенствование грамматического строя речи:
Игра «Сосчитай».
2 пучеглазых бычка, ……5 пучеглазых бычков.
2 большеротых бычка, ….5 большеротых бычков.
2 грубых лисички, ………5 грубых лисичек.
2 мудрых лисы,…………..5 мудрых лис.
2 ласковых лисички, …….5 ласковых лисичек.
Игра « Слова наоборот».
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
(Дети садятся за столы).
7. Заполнение детьми мнемотаблицы при повторном чтении сказки.
(таблица 7а)
8. Пауза для подготовки детей к пересказу.
Воспитатель предлагает детям подумать одну минуту и подготовиться к пересказу сказки. 9. Пересказ сказки детьми по частям и разыгрывание сказки по ролям.
1.Дети рассказывают по цепочке и передают « волшебную» палочку следующему рассказчику.
2.Разыгрывание по ролям сказки.
10.Окончание занятия. Какую сказку вы сегодня слушали?
Кто больше всех вам понравился?
Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?
Какие пословицы вы знаете по данной теме?
Домашнее задание .
По мнемотаблице рассказать сказку родителям.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа1236 ДО 567
ООД в старшей группе по развитию речи
Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
Выполнила: Брулева М.В.
Москва-2017
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
-Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».
-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
-Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: изображения героев сказки.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»
С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »,
« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,
« Худое слово доведет до дела злого;
« От худого слова – да навек ссора»,
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,
« Как аукнется, так откликнется».
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).
В. - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?
Д. - Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.
В. - Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
Д. - Хотим.
В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Д. - Да!
В. - А кто такие друзья?
Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
В. - Ребята, а какими должны быть друзья?
Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.В. - А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?
Д. - Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.В. - Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.
В. - Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)
Д. - Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.В. - Вам нравится ваш друг?
Д. - Нравится.
В. - Скажите ему тихо самые ласковые слова.
Д. - Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.
В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?Шубку рыженькую носит?Чей там хвост в траве густойЗамелькал, как золотой?Это – девица краса,Ярко-рыжая … (лиса)
В. - Герои сказки, которую мы будем читать - лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием - бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
2. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас, мы поиграем с пальчиками:
Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».
Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».
Остальные пальцы образуют «морду».
Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.
Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки.
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
3. Чтение сказки.В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
4. Беседа по сказке.
В. - Как называется сказка?
В. - Где шла лисичка?
Д. - Лисичка шла по берегу моря.
В. - Кто высунулся из воды?
Д. - Из воды высунулся бычок - рыба морская.
В. - Какие слова пропела лисичка?
Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
В. - Что ответил бычок?
Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Понравились слова бычка лисичке?
Д. - Нет, не понравились, она заплакала.
В. - Что спросила лиса – мать?
Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
В. - Как ответила лисичка?
Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Что еще спросила лиса -мать?
Д. - А ты ему ничего не говорила?
В. - Что ответила лисичка?
Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
В. - Какой вывод сделала мама-лиса?
Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.
5. Физминутка « Лисонька ».
(Дети встают из-за столов).
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
6. Игра « Слова наоборот».
В. - Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
7. Подготовка детей к пересказу.
В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
8. Пересказ сказки детьми по частям.Дети рассказывают по цепочке.
9. Рефлексия.
В. - Какую сказку вы сегодня слушали?
Д. - « Как лисичка бычка обидела ».
В. - Кто больше всех вам понравился?
Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.
В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?
« Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »
« Худое слово доведет до дела злого »
« От худого слова – да навек ссора »
« Как аукнется, так и откликнется »
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »
В. - Какие вежливые слова вы знаете?
Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!