Из каких элементов состоит строчная буква п. Урок письма. Тема. Письмо заглавной и строчной букв П, п. IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ П , п

Цели:формировать в памяти образ буквы П, п ;учить писать буквы; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Догадайтесь, какая буква пропущена.

– Сегодня на уроке научимся писать заглавную и строчную буквы П , п , которые нужны для обозначения твердого согласного звука [п] и мягкого [п’] в слове.

II. Изучение нового материала.

1. Работа с образцом заглавной буквы П .

С заглавной буквы, без сомненья,
Мы начинаем предложенье,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.

Е. Щеголева

– Рассмотрите образец заглавной буквы П . Расскажите о направлении движения руки при написании буквы П . (Буква П состоит из трех элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.)

Самостоятельная работа(1–4-я строчки.)

– Проанализируйте буквы П – Т, П – Г . Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. Чем отличаются?

2. Работа с образцом строчной буквы п .

– Рассмотрите образец строчной буквы п . Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы п . (Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Самостоятельная

– Запишите скороговорку. Подчеркните слоги с буквой п .

1) Подбор слов к модели.

– Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются первым звуком.)

– Прочитайте слово ко второй схеме. (Порт.)

– Какой звук заменим? Назовите новое слово.

2) Работа по учебнику.

Чтение слогов, составление рассказа, чтение текста

Итог. Какую букву изучили?

Дата урока: 17.11.2015 г. Урок 51: Тема урока: Письмо строчной буквы п. С. 46-47 Пропись №2
Тип урока:изучение нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для формирования умения писать строчной буквы п.
Планируемые результаты:
Предметные:
Анализировать начертание буквы п,
вырабатывать алгоритм ее написания.
Наблюдать за изменением значения слова при
замене буквы на письме.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в прописи,
определять смысл учебных знаков в тетради,
общеучебные–формулировать ответы на
вопросы; различать устную и письменную речь, а
также основные языковые средства (слова,
предложения, текст);
Личностные:
Иметь желание учиться; адекватное
представление о поведении в процессе учебной
деятельности.
контролировать свои действия в процессе
работы. Организовывать своё рабочее место и
поддерживать порядок на парте
Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; адекватно восприниматьоценку учителя,
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации; проговаривать последовательность
действий на уроке, понимают выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
Всотрудничестве с учителем ставить
конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные: выстраивать
коммуникативно­речевые действия,
направленные на учет позиции собеседника
(вслух говорит один, а другие внимательно
слушают), конструктивные способы
взаимодействия с окружающими.
Образовательные ресурсы: пропись №2, стр. 46­47

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационная структура урока
Организационный
этап
Постановка целей
и задач урока.
Актуализация
знаний.
Приветствие, проверка подготовки учащихся к
уроку,постановка цели и задач
Проговаривание стихотворения и произношение
выделенных слов учениками:
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
­ С каким настроением пришли на урок?
­Садитесь, и покажите нам всем правильную посадку за
партой.
­Откройте пропись на стр. 46­47
­Проанализируйте страницу, скажите у нас сегодня урок
новых знаний или повторение пройденного материала?
Почему? Обоснуйте ответ.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Составление устного плана урока:
1. Знакомство с написанием буквы.
2. Знакомство с соединениями.
3. Письмо слогов, слов.
Умеем ли мы писать эту букву?
Значит, какой результат мы должны получить к концу
Слушают учителя, стоят возле
своих парт.
Дети садятся, на свои места и
демонстрируют правильную
посадку за партами
­ Сегодня у нас урок новых знаний.
Потому что мы сегодня на уроке
чтения изучили новую букву п. Нам
нужно научиться писать ее и писать в
словах и предложениях.
Тема нашего урока:
Строчная буква п.
Да, мы умеем писать эту букву.
Уметь писать в словах букву п
Формируемые
способы
деятельности
обучающегося
Осуществлять
самоконтроль;
слушать и
понимать речь
учителя;
вспоминать
предыдущий
урок;
В сотрудничестве с
учителем ставить
конкретную учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
ещё неизвестно

и
Обобщение

систематизация
знаний
Пробное действие
Применение знаний
и умений в новой
ситуации
урока?

­ Руки? – На месте!
­ Ноги? – На месте!
­ Локти? – У края!
­ Спина? – Прямая!
Работа с письменным алгоритмом буквы:
Посмотрите на образец.
Кто желает проговорить весь алгоритм написания
новой буквы?
Графический подробный разбор и проговаривание
детьми буквы и показ на доске:
«Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по
наклонной и, не доходя до 1/3 сверху, «бугорком» уходим
вправо вверх, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку
и опускаемся по наклонной линии, выполняем
«качалочку» и поднимаемся по крючку до середины».
Устное проговаривание детьми (1­2)
 Хоровое устное проговаривание.
 Написание в воздухе с хоровым
проговариванием
 Работа на первой строке
Какие ошибки могут возникнуть? На что
необходимо обращать внимание при написании?
Вывод:
­ Что мы сейчас делали?
­ Кому было легко?
Оцените свою работу кружком:
Уметь
проговаривать
последовательнос
ть действий,
понимают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале;
делать выводы,
оречевлять свои
действия.
Проговаривание по желанию
«Ставим ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки, опускаемся по
наклонной линии, поднимаемся по
наклонной и, не доходя до 1/3 сверху,
«бугорком» уходим вправо вверх,
коснувшись линеечки, разворачиваем
ручку и опускаемся по наклонной
линии, выполняем «качалочку» и
поднимаемся по крючку до
середины».
Проговаривание хором
Проговаривают и пишут в
воздухе
Делают вывод и самооценку

– я доволен своей работой.
­ мне необходимо чуть постараться
­ не получилось
Контроль усвоения.
Графический
диктант
Работа на учительской строке.
Баран, банан, барон, бобры
III.Физминутка
Создание
положительного
эмоционального
климата и
снижение у детей
напряжения.
Давайте отдохнём.
Мы ногами ­ топ­топ,
Мы руками ­ хлоп­хлоп.
Мы глазами ­ миг­миг.
(Руки на поясе.Моргаем глазами)
Мы плечами ­ чик­чик.
(Руки на поясе, плечи вверх­вниз)
Выполняют учительский
диктант букв, выполняют
задания с буквами
Движения выполнять по
содержанию текста
Уметь выполнять
учебное действие:
писать под
диктовку.
Давайте вспомним правила при письме.
­ Руки? – На месте!
­ Ноги? – На месте!
­ Локти? – У края!
­ Спина? – Прямая!
Концентрация внимания.

Систематизация
знаний
1)Анализ графических ошибок.
Работа над соединением:
2) Упражнения в написании изучаемой буквы в
соединениях в слогах: па, по,
Наблюдение за соединением букв
3)Написание слов папа, пара, пион
(Звуковые схемы слов в прописи)
При этом учитель следит за осанкой детей,
обращает внимание на расположение учебных
предметов на парте (пенала, книги и др.)
Вывод: Какой результат наших действий
получили?
Оцените свою работу кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть старательнее
­ не получилось
Физминутка
Создание
положительного
эмоционального
климата и снижение у
Давайте отдохнём.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
1)Анализируют графические
ошибки.
Работают над соединением:
2) Упражняются в написании
изучаемой буквы в соединениях в
слогах: па по
Наблюдают за соединением
букв
3)Пишут слова: папа, пара,
пион
(Работают цветными
карандашами выделяют
звуковые обозначения слов в
прописи)
Делают вывод: учились
записывать слова и правильно
соединять буквы в словах
Оценивают свою работу
кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть
старательнее
­ не получилось
Повторяют движения вслед за
учителем.

детей напряжения
посредством
проведения
физкультминутки
Репродуктивно­
поисковый этап.
Цель:
Познакомиться со
словами, в состав
которых входит
буква ы.
Задачи: Развитие
фантазии,
воображения,
мышления.
Физ. минутка.
Создание
положительного
эмоционального
климата и
снижение у детей
напряжения
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
1. Составление и запись слогов мягкий ­твердый:
Были­ пили
Какие виды соединений можно использовать?
Устно
2. Работа с предложением.
Полина поймала налима.
Вывод: какой результат получили после
выполненного задания?
Оцените свою работу кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть повнимательнее
­ не получилось
Муравьишка
Бежал по стеблю муравей,
Догонял своих друзей.
Догнал, перегнал.
И обратно побежал.
Составляют и записывают
слоги твердый­ мягкий:
Были­ пили
Дети поясняют и озвучивают
соединения, которые можно
использовать.
Выполняют движения
проговаривая
Умение
анализировать
соединения,
писать в
соединении с
разными буквами
проговаривать
последовательнос
ть действий на
уроке, понимают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале;

Поисково­
творческий этап.
Цель: Развивать у
детей интерес
к лексическому
анализу слов.
Задачи: Развивать у
учащихся дикцию,
внимание. Развитие
речи учащихся,
навыков чтения.
Работа в паре:
«Исследование» в парах: восстановить недостающие
в буквах элементы а, у, н, п, о, б, м, р, ы, и, э.
У, Л, М, И, А, О, Н, Р, Э.
При проверке разногласия в написании некоторых
букв (один и тот же элемент служит началом
написания нескольких букв), тогда ученики
должны обосновать свою точку зрения ввыборе
определённых букв.
Вывод:
­ Что мы сейчас делали?
­ Кому было легко?
­ Кто мог бы с таким заданием справиться
самостоятельно?
Оцените свою работу кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть по внимательнее
­ не получилось
Дети восстанавливают буквы.
Работают в в паре:
«Исследуют » в парах:
восстанавливают недостающие в
буквах элементы и читают
получившиеся слова: баобаб,
бобр,
баллон, бубны, бал, булка.
Обращают внимание на
последнее слово, в котором
встречается неизученная буква к,
она прописана полностью.
На доске по цепочке делают выводы
Оценивают свою работу
кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть
по внимательнее
­ не получилось
Умение
проводить
самоанализ и
самооценку.
принимать и
сохранять
учебную задачу;
адекватно
восприниматьоце
нку учителя,
осуществлять
свои действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
Самостоятельная
работа
Запись слов под диктовку на свободных строках
пи, по, пл
пал, пыл, бил­ пил
Записывают слова под диктовку
на свободных строках
пи, по, пл
пал, пыл, бил­ пил

Работа с
вариативной
частью
1. В задании «Соедини по порядку» полученный
треугольник можно заштриховать.
2. Работа с таблицей:
вписать недостающие буквы.
(могут вычёркивать найденные пары букв, как
показано в таблице).
Работа с лентой букв.
Итог урока.
Рефлексия.
Оценка результатов выполнения заданий на
уроке. Организация подведения итогов урока.
Беседа по вопросам:
­ В конце каждого урока мы с вами подводим итоги
нашей работы.
Какая цель была в начале урока?
­ Мы достигли нашей цели?
­ Кому понравились задания, которые мы
выполняли?
­ Кому было легко? Трудно?
Тогда давайте подведем итог урока с помощью слов
1. В задании «Соедини по
порядку» полученный
треугольник дети
заштриховывают
2. Работают с таблицей:
вписывают недостающие буквы.
(вычёркивают найденные пары
букв).
Дети указывают недостающую
строчную букву у (можно её
вписать), а клеточка для
заглавной буквы Б остаётся
свободной, но назвать букву дети
обязаны.
Работают с лентой букв.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию.
Ответы детей.
Выражать
доброжелательно
сть и
эмоционально­
нравственную
отзывчивость
Уметь с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли (к.)

на доске:
­ Я учился...
­ Было интересно...
­ Было трудно...
­ Мне захотелось...
­ У меня получилось...
Беседа по вопросам:
Оцените свои достижения на уроке.
Посмотрите на все кружки которыми вы себя
оценивали каких у вас больше посмотрите и
оцените свою работу кружком за весь урок.:
– я доволен своей работой на уроке.
­ мне необходимо быть чуть по­внимательнее на
уроке
­ не получилось достичь всех целей
­ Спасибо всем за работу.
Учащиеся
оценивают свою работу
кружком за весь урок.:
– я доволен своей работой
на уроке.
­ мне необходимо быть чуть
по внимательнее на уроке
­ не получилось достичь
всех целей

: создать условия для формирования навыка письма буквы П, п; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма

Тема. Письмо заглавной и строчной букв П, п.

Цели: создать условия для формирования навыка письма буквы П, п; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.

Оборудование:

Презентация;

Прописи М.М.Безруких;

Использование доски, компьютер, проектор, изображение петуха, образец написания буквы, элементы буквы Т, книги для оформления выставки (сказки о петушке).

I.Оргмомент. Введение в тему.

Ребята, добрый день!

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать,

А работать и писать.

К нам на уроки приходят сказочные герои, они приходят к нам не случайно, вот и сегодня у нас новый гость.

Послушайте загадку и скажите кто он?

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, Красный гребешок.
Кто это на колышке ? (Петя Петушок)

Посмотрите, ребята, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.

Петя, Петя-петушок

Вмиг расправил гребешок.

Просит Петя букву «п»

Написать красиво.

Почему он выбрал «п»

Отгадать смогли вы?

А какую «П» ему надо научиться писать?

(заглавную)

Почему?

(Петя - кличка, имя петушка)

Значит, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

II.Усвоение новых знаний.

1) Объяснение учителем. (СЛАЙД 1)

Рассмотрите образец заглавной буквы П. Опишите направление движения руки при написании буквы П. (Буква П состоит из четырёх элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Третий элемент - верхний - пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.)

2) Показ учителем на доске.

3)Письмо в воздухе.

4) - А теперь приготовимся писать в прописи.

(хоровое проговаривание)

Я тетрадочку открою

и как надо положу

Я друзья мои не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь.

(Дети пишут П)

III. Закрепление.

Ребята, Петя даже букву взял с собой, но по дороге буква рассыпалась. Давайте поможем ему ее собрать.

(дети собирают букву Т)

Ребята, Петушок так торопился, что что-то перепутал и принёс не ту букву. Какую букву он нам принёс?

(букву т)

Как же так получилось, что он перепутал буквы

Чем похожи буквы?

А чем они отличаются?

Что же сделать, чтобы получилась буква П?

(убрать один элемент)

А какая ещё буква спряталась в букве Т, да и П? (Г)

Физкультминутка.

Потрудились - отдохнём.

Встанем - глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IV. Усвоение новых знаний.

Работа с образцом строчной буквы п.

1) Объяснение учителем. (СЛАЙД2).

Рассмотрите образец строчной буквы п.Опишите направление движения руки при написании строчной буквы п. (Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

2) Показ учителем на доске.

3)Письмо в воздухе.

4) Самостоятельная работа (1-4 строчки).

Физминутка для глаз.

V. Закрепление.

1) Игра «Живые звуки».

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки» со словом «Петя».

Приглашение детей на игру .

Назовите первый звук;

Назовите ударный звук;

Назовите третий звук;

Назовите гласный звук, находящийся во втором слоге.

Каждый ученик берёт кубик того цвета, который соответствует его звуку и остаётся на своем месте.

Выход к доске:

Выйти безударному гласному звуку в слове;

Выйди ударный гласный звук;

Просим к доске первый мягкий согласный звук;

Выйти третьему согласному мягкому звуку;

У доски ученики выстраиваются в соответствии с порядком звуков в слове. Учащиеся класса проверяют правильность их построения.

2)Подбор слов к модели.

Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются?

(Отличаются первым звуком.)

Прочитайте слово ко второй схеме. (Порт.)

- Какой звук заменим? Назовите новое слово. Запишите его слева от схемы.

Аналогичная работа со словами балка-палка.

3) Деление слов на группы. Работа в парах.

Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание.

(Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным рядом с буквой Б,б, слова с глухим согласным - рядом с буквой П,п.)

4)Прочитайте предложение.

Сколько в нём слов?

Какое слово написано с заглавной буквы?

Что стоит в конце предложения?

5) Самостоятельная работа.

Запишите предложение по образцу.

Составьте слово, запишите его.

Запишите напечатанные слова письменными буквами.

VI. Итог урока.

С какой буквой мы познакомились сегодня?

Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [п]?

Мы учились писать букву п. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.

7 Рефлексия

У меня на столе лежат красные, зеленые и синие звездочки. Мне очень хочется, чтобы мы сейчас устроили салют. Но салют не простой, а волшебный. Подойдите к моему столу и выберите одну звездочку. Если вам было хорошо, интересно и все получалось на уроке, то возьмите красную звездочку, если было не очень интересно и не все понятно, то зеленую, ну, а если было совсем трудно, то синюю. Подойдите ко мне. На счет три сделаем из звездочек салют и посмотрим, звездочек какого цвета больше.


Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России".

Тема:Согласные звуки [п], [п’], буквы П , п. Письмо строчной буквы п

Цели:

    познакомить со звуками [п], [п′], буквой П п ; развивать речь, логическое мышление, память, освоение алгоритма написания строчной буквы п, способов соединения ее с другими буквами на письме;

    развивать речь, память, логическое мышление.

    развивать фонематический слух;

    воспитывать интерес к предмету

    Создать условия благоприятного психологического климата

Тип урока Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные: проявлять интерес к предмету, к заданиям учебной книги;

Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Познавательные : общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, на страницах «Азбуки» иллюстрации, схемы; логические – характеризуют согласные звуки [п], [п’]

Коммуникативные : описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, проявлять интерес к общению, воспринимать различные точки зрения

Оборудование: учебник (с. 79–83),РТ –стр.3, предметные картинки, счетные палочки, использование доски, компьютер, проектор, образец написания буквы п .

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно- мотива-

этап урока

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро всем нам!

У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий.

Какое у вас сейчас настроение?

Итог : У всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

-Ребята, какие изменения происходят в природе ?

- Стало холодно.

- Выпал снег.

- Люди надели теплые шапки и пальто.

- Дни стали короче, а ночи длиннее.

Сегодня какое число? Слайд-2

Какой день недели?

А какой день вы любите? Почему?

– Проверим готовность к уроку

Кто для нас лучший друг на уроке?

(Поднимают сигнальные карточки(если готовы – зеленая, если не готовы – красная)

Эмоциональный настрой на урок

настроения

Красный– прекрасное

Зелёный – хорошее

Желтый – плохое

Отвечают

Организуют свое рабочее место, про-

веряют наличие индивидуальных учебных принад-

лежностей на столе

Поднимают сиг-

нальные карточки

2. Актуализа-ция знаний

Музыка

1.Артикуляционная гимнастика.

ЧИСТОГОВОРКА Слайд -3

Ра-ра-ра – начинается (игра).
Ре-ре-ре – стоит домик на (горе).
Су-су-су – очень холодно в (лесу).
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа).
Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш).
Ок-ок-ок – продолжаем наш (урок).

2.Игра: «Да и Нет!» Слайд -4

-Ребята, давайте вспомним:

Речь бывает устная и письменная?

Устную речь мы пишем и видим? (мы слышим и произносим)

А письменную речь мы слышим? (мы видим и пишем)
-Наша речь состоит из предложений? (да)
-Предложения состоят из слогов? (нет)
-Слова состоят из букв? (нет)
-Слоги состоят из букв? (да)
-Звуки бывают гласные и согласные? да)
- Звуки мы слышим, а буквы пишем? (да)

При произношении согласных встречается преграда? (да)

И, А, О, У, Ы -согласные звуки? (нет)
- Сколько в слове гласных столько и слогов? (да)

В русском языке 6 гласных звуков? (да)

А-О-У-Э-Ы-И –

Звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть.
Гласных звуков ровно шесть:

Игра: «Собери цветы!»

Видите, какие красивые цветы выросли.

Но цветы не простые, внутри каждого цветка гласные и согласные буквы.

Чем же отличаются гласные буквы от согласных?

Назовите буквы и слогов?

На доске таблица слогов

р к с т л н

а и о у е ы

Собирают цветы

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать иль закричать!

А согласные со-

гласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Но не хочется им петь!

3.Целеполагание.

-Отгадайте загадки:

Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас …. Ответ: Пилот Слайд -5

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Вкусные котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Ответ: Повар Слайд -6

Зубы есть, а рта нет. Ответ: Пила Слайд -7

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник -

Делает нам стулья... Ответ: Плотник Слайд -8

Произнесите первые звуки отгадок к загадкам.

Пилот,повар,пила,плотник. [п’] и [п]

Речевая разминка Слайд -9

Как пыхтит тесто? (пых-пых-пых)
Как пищат птенцы – (пи-пи-пи).

Какие первые звуки вы сейчас произнесли?

2.Знакомство с буквой П.( моделирование буквы)

– Какой буквой обозначаются звуки [п] и [п’] на письме? (буквой П)

Покажите её на веере букв.

ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ БУКВУ П.

– На что похожа буква (пэ) П ?

Выложите эту букву из палочек.

Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока.

Тема: Согласные звуки [п], [п’], буквы П , п.

Письмо строчной буквы п Слайд -10

Давайте сформулируем учебную задачу урока . (Познакомимся со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на письме)

Произносят звуки.

Выкладывают букву из палочек.

Выдвигают вариан-

ты формулировок цели, участвуют в их обсуждении:

4.Усвоение новых знаний и способов деятельности

    Слого-звуковой анализ слова. Слайд -11

Что изображено на рисунке, который я повесила на доску? (Пила)

Давайте составим схему к слову ПИЛА . (Дети составляют из индивидуальных карточек схему слова, 1 человек у доски)

Сколько слогов в слове? Что можно про них сказать?

Какой звук вы услышали первым?

Дайте ему характеристику. ([п’]-мягкий, глухой согласный).

Докажите, что он согласный. (При произнесении [п’] преградой являются сомкнутые губы).

Человек, который работает с пилой, топором, как называется? (Плотник)

Кто такой плотник?

Плотник - профессия, одно из самых древних ремёсел , которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.

Если мы не знаем значения слова, куда надо обратиться? - Давайте составим схему к слову ПЛОТНИК .

Рассматривают картинку, выполняют слого-звуковой анализ слова.

Сколько слогов в слове? Как определили?

Какой звук вы услышали первым?

Дайте ему характеристику. ([п ]- твёрдый, глухой согласный)

Выполняют звукобуквенный анализ, дают характеристику новым звукам.

[п’]-мягкий, глухой согласный

Толковый словарь, интернет

[п ]- твёрдый, глухой согласный

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Физминутка - игра:

ИГРА «Где спрятался звук?»

Учитель диктует слова, дети называют в какой части находится звук [п],[п"],дают ему характеристику.

Помидор,плитка,репа,суп,капуста,укроп,кипит,покупка,папка

Составим предложение со словом «пилит».

Откройте учебник на странице 80 и прочитаем текст.

Прочитайте название текста «Скоро конкурс »

Конкурс - это соревнование, состязание нескольких участников.

    Работа по учебнику: с. 80.

Вопросы по тексту:

– Что скоро будет в классе?

– Что нарисовала Вера? А Павел?

– Что нарисовал Виктор? А Полина?

Ответив на вопросы, дети легко дополняют предложения, пользуясь картинками.

В начале-встает

В середине-

похлопают

В конце-топают

Составляют предложе-

ние и схему к нему: «Плотник пилит дрова».

6. Работа с образ-

цом строчной бук-

вы п .

1.Работа в прописи стр. 3

А теперь приготовимся писать в прописи.

Какую букву мы будем писать?

Пропись я свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, до-

водим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.

Показ учителем на доске.

Напишите в воздухе

Самостоятельная работа (1-4 строчки).

Звучит правило:

Слияния, слоги пиши сразу, не отрывая ручки.

Хоровое проговаривание

Ученики пишут сло-

ги в прописи под ру-

ководством учителя.

7. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

С какой буквой мы познакомились сегодня?

Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [п]?

Мы учились писать букву п.

Какое у вас сейчас настроение в конце урока?

Красный– прекрасное,у меня все получилось, я молодец!

Зелёный – хорошее, у меня все получилось, но требовалась помощь!

Желтый – плохое, пока трудновато, нужна помощь!

Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют степень усвоения материала, дают оценку своей работе на уроке.

Использованная литература:

Горецкий Г.В.,Азбука,Москва,Просвещение,2015год,стр.79-83

Методическая разработка по учебнику В. Г. Горецкого,стр.102-103

ru.depositphotos.com

sxodim.com

3995512.pulscen.by

Урок письма, 1 класс, УМК «Школа России»,

прописи №3. Горецкий В Г., Федосова Н.А.

Тема: строчная буква п .

Цели: -учить писать строчную букву п ,

Правильно располагать буквы и слова в строке,

- самостоятельно проводить слого-звуковой анализ слов .

Планируемые результаты:

Предметные:

Научится писать строчную букву п .

- - получить возможность научиться анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами,

Списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу,

Проверять написанное,

Ритмично располагать буквы на строке,

Работать по алгоритму.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Удерживать цель деятельности до получения её результата;

Планировать решение учебной задачи;

Выполнять последовательность необходимых операций;

Анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

Конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

Находить правильно написанную букву;

Анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

- развивать способность к самоконтролю


познавателные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Ориентироваться в прописи;

Добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

Слушать и понимать речь других;

Высказывать предположения;

Совместно договариваться о правилах работы в парах.


личностные результаты:

- проявлять интерес к новому;

Интерес к способу решения и общему способу действия;

Развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

Применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам .


Оборудование: прописи №3 (стр. 3), плакат « Сиди правильно», компьютер, ручка, карандаши, портрет и словарь В.И.Даля.

Ход урока

I . Организационное начало урока

Звенит звонок, начинается урок.

Быть должны у нас в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас какой? (вопрос учителя )

Все, что надо под рукой!

II . Мотивация к УД

А что у вас под рукой?

Сколько тетрадей вы уже исписали?

Вы уже много изучили букв!

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Надо ли еще учиться правильно писать другие буквы?

III . Актуализация знаний.

Петр Петрович, по прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понес по рынку,просил полтинку,

Подали пятак, он и продал так.

(учитель читает скороговорку быстро )

Что я прочла?

Как вы догадались?

Что интересного заметили?

А как вы думаете, почему именно сегодня я прочитала эту скороговорку?

Все ли слова понятны?

Что такое пигалица ? (так называют маленькую птичку чибиса, а еще так называют маленького человека )

Что такое полтинка ? (монета в 50 копеек )

Значение этих слов я посмотрела в словаре В.И.Даля. Он собирал и записывал самые разные слова, а также загадки и скороговорки. Ту, что я вам рассказала, тоже записал В.И.Даль.

IV . Целеполагание

Кто догадался какую букву будем писать? Откройте пропись на с.3.

А что еще мы будем писать?

V . Пальчиковая гимнастика.

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб никто войти не смог.

Пустим только ёжика,

Пустим только зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

VI . Работа по теме урока.

1.Работа в парах.

Каким цветом закрасите букву п в левом верхнем углу на странице 3?

2.Показ правильного написания буквы п учителем на доске.

Из каких элементов состоит п ?

3.Написание п по элементам.

4.Рисование узора «Пар».

5.Самостоятельное написание п (первая строка).

6.Работа со слогами-слияния: па, пы , пу.

Какой слог лишний?

Что общего?

7 .Физминутка .

(Пропедевтическая игра к изучению частей речи)

Если я произношу слово «предмет»,

вы присаживаетесь, «признак предмета» - руки в стороны, «действие предмета»- хлопок над головой.

Учитель, строгий, учит, лечит, врач, укол, внимательный, ведёт, пилот, самолёт, пила.

8.Работа над словом пила.

Почему у вас возникло разногласие? Отгадайте загадку:

Ела-ела дуб-дуб,

Поломала зуб-зуб.

Прочитайте предложение на следующей строке:

Лена……………сок.

Какое слова вставим вместо точек?

Сколько слогов в слове пила?

Назовите первый слог.

Произнесите первый звук и охарактеризуйте его.

Каким цветом закрасим нижний треугольник на схеме?

Кто расскажет всё о следующем согласном звуке?

VII Закрепление пройденного.

Работа над предложением Вера пела песни.

Начертите схему этого предложения.

Запишите пропущенное слово.

VIII Музыкально-динамическая пауза.

(На экране компьютерная презентация «Осень», тихо звучит музыка Вивальди.)

Вера шла-шла-шла,

Лист сирени нашла.

Он ещё зелёный.

Ваня шёл-шёл-шёл

Резной лист нашёл.

Золотой, кленовый.

Дима шёл-шёл-шёл,

Лист дубовый нашёл,

Кто ещё пойдёт,

Много листиков найдёт.

А теперь тихо сели, закрыли глазки

и, слушая музыку, мысленно перенеситесь в наш замечательный парк.

IX Включение в систему знаний и повторение.

Давайте сравним два последних предложения. Что вы заметили?

Подходит ли эта схема к обеим предложениям?

__ ______ _______ _______.

Запишите слова, написанные печатными буквами, прописными.

Поменяйтесь тетрадями и простым карандашом обведите правильно написанные слова.

X Рефлексия.

Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?

Что у тебя получилось хорошо?

Над чем надо ещё поработать?

Чтение хором.

Прописи №3

Две

6; а, о,у,ы,и,е

8 ; н,с,р,л,к,т,в,п

Да, их много.

Дети слушают.

Скороговорку.

Быстро читали.

Очень часто звучали звуки п , пь

На уроке чтения сегодня мы отмечали именины буквы П !

На экране портрет В.И. Даля

Ученики рассматривают словарь.

- п

- ее элементы, соединения, слоги-слияния с п, слова, предложения.

Дети выполняют движения сцепленными кистями рук вправо и влево.

Встают девочки.

Встают мальчики.

Обучающиеся видят 2 способа: синим (твердый согласный звук),

зелёным (мягкий согласный звук).

Из короткой наклонной палочки и плавно закруглённой вверху и внизу линии.

Дети пишут под счёт: раз-и, два-и.

Безотрывное письмо.

Обучающиеся самостоятельно просчитывают сколько букв поместится на строке.

Па- нижнее соединение.

Звук п – твёрдый.

На слово «пила» одни дети хлопают, другие приседают .

Это инструмент.

Пила (что делала?, действие предмета).

Пи

Пь, согласный, мягкий, глухой.

Зелёным.

Звук л-твёрдый, звонкий, непарный.

Дети закрашивают треугольник синим цветом.

Дети делятся личными впечатлениями о песнях.

_____ ______ _______ .

Проверка по эталону (на экране

Вера пела песни .)

Шагают на месте.

Приседают.

Разводят руками.

Дети лежат на парте.

В них по четыре слова. Начинаются с предлога у . Вторые слова- имена собственные, надо писать с заглавной буквы.

Да.

Взаимопроверка.

Дети рисуют в верхнем левом уголке тетради кружок и закрашивают:

красным -всё правильно,

жёлтым- есть незначительные недочёты,

зелёным -много недочётов, надо ещё поработать.