Памятник разрушенной дружбе. Россия и Грузия – дружба навеки? Где находится памятник русско грузинской дружбе

Вероятно, в XVIII веке Тишинская площадь была местом спокойным и несуетливым, отсюда и название. Сейчас здесь не продохнуть от выхлопов автомобилей, стоящих в пробках. В центре Тишинской площади возвышается монумент в честь российско-грузинской дружбы, а известный блошиный рынок прекратил своё существование в начале 1990-х годов, на его месте построен торговый центр "Тишинка".




Монумент "Дружба навеки" был установлен в 1983 году по случаю двухсотлетнего юбилея подписания Георгиевского трактата. Это был первый в Москве (но далеко не последний) памятник Зураба Церетели. Соавтором проекта стал поэт Андрей Вознесенский. Монумент изготовлен из бронзы, его высота - 35 метров. Горожане прозвали этот памятник "шашлык".

"Даже просто процитировать запрещённого Пастернака в советское время - значило рисковать биографией. А ведь в моей колонне - памятнике так называемой языковой дружбы (на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала) - с вязью из букв арамейского, грузинского, славянского алфавитов - поэтические строчки Пастернака отлиты в металле. Тогда - в расцвет застоя! - это имя не упоминалось, и строчки Бориса Леонидовича лично вычеркнул Михаил Суслов. Помните такого? Страшный человек! Он отвечал в ЦК КПСС за идеологию, и спорить с ним было опасно.
Но мне очень хотелось, чтобы народ прочитал прекрасные стихи Пастернака, и я проявил своеволие: заранее заготовил плиту с отлитыми на ней поэтическими строчками и стал ждать. Когда мне сообщили, что комиссия, которая должна была принимать памятник, выехала из Кремля, я отдал команду приварить плиту,"- пишет автор блога http://zurab-tsereteli.livejournal.com/

Монумент "Дружба навеки". 1983-1986 гг.:

Тишинская площадь. 1935 год:

Конечная автобуса. 1958-1959 гг.:

Тишинская площадь. 1961 год:

Говорят, Тишинский рынок образовался ещё до революции, здесь продавали фураж и сено для лошадей. В годы советской власти рынок стал колхозным, но параллельно с торговлей фруктами-овощами выполнял функции главной московской барахолки. На территории Тишинки снимались кинофильмы "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (Зареченский колхозный рынок) и "Вокзал для двоих". По периметру рынка стояли деревянные одноэтажные корпуса с кооперативными и комиссионными магазинами, а в центре ряды длинных лотков для торговли сельхозпродукцией.

Я впервые оказался на Тишке незадолго до сноса, тогда здесь можно было купить-продать не слишком поношенные шмотки, коллекционные почтовые марки, старые книги, игрушки, бытовую технику да и вообще всё, что угодно. Цены были разные, но, как правило, минимальные. В эпоху перемен горожане жили небогато и подержанными вещами не брезговали. В начале 1990-х по выходным дням народу здесь собиралось немало, основной контингент торговцев - люди пожилого возраста, а вот среди покупателей было много молодёжи. Тогда в моду как раз входили винтажные штучки, бывшие служивые приносили военную форму (особенным спросом пользовались тёмно-синие зимние бушлаты лётчиков), а какие-то предприимчивые ребята начали торговать джинсовым секонд-хэндом, привезённым из Европы.

Вся эта история закончилось в 1993 году, о чём рассказывает блогер koroleni: http://koroleni.livejournal.com/82195.html

«Операция Ы и другие приключения Шурика». 1965 год:

Тишинский рынок. 1985-1986 гг.:

Лихие 90-е.

Приобрёл и перестроил Тишинский рынок бизнесмен Шабтай Калманович. На месте барахолки он открыл торговый центр с продуктовым супермаркетом и бутиками. Это торговое здание строилось на скорую руку из металлоконструкций. Поговаривают, что Калманович был связан и с криминалом, и со спецслужбами, что позволяло ему эффективно участвовать в различных бизнес-проектах - строительстве, фармацевтике, продюссировании. Он был убит предположительно в ходе разборок по переделу сфер влияния за столичные рынки.

Хотя проект "Доступная среда" действует в столице не первый год, далеко не все объекты доступны инвалидам. На Тишинке есть не только подиум для колясочников, но и рельефный шрифт для слепых.

История старой Москвы возвращается сюда лишь несколько раз в году, когда в ТЦ "Тишинка" (Тишинская площадь, дом 1) проходит выставка-ярмарка антиквариата "Блошиный рынок". Это совсем другой формат, никак не связанный с историческим рынком, но побывать здесь тоже любопытно. В отличие, например, от "Антикварного салона" в ЦДХ, на "Блошином рынке" представлены не дорогие произведения искусства, а бытовые предметы, ширпотреб.

В торговом центре "Тишинка" традиционно проходят кукольные выставки игрушечного хэнд-мейда "Салон авторских кукол" и "Хэлло, Тедди". Вот рррррррреволюционный Геннадий Зюганов.

Младенцы тоже кукольные. Их называют реборны.

Тишинская площадь ограничена с трёх сторон Большой Грузинской улицей, улицей Красина, Средним Тишинским переулком. Старая застройка (доходные и жилые дома, общежития) в последние десятилетия уступает место современным многоэтажным зданиям.

  • Другие названия: Монумент "Дружба навеки"
  • Дата постройки: 1983 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Скульптор Зураб Церетели, архитекторы А. Вознесенский и Ю. Коновалов
  • Адрес: Тишинская пл., д.1
  • Метро: Белорусская (КЛ)
  • Координаты: 37°34′58.25″E; 55°46′12.63″N

В 1983 году торжественно отмечалось двухсотлетие открытия Грузинского тракта. 24 июля (4 августа) 1783 года царь Ираклий II подписал с Россией Георгиевский трактат, в котором говорилось о покровительстве и верховной власти России с объединённым грузинским царством Картли-Кахетии. Благодаря этому договору часть Восточной Грузии перешла под протекторат России.

После подписания данного документа началось масштабное строительство Грузинского тракта - дороги между Грузией и Россией, ныне называющейся Военно-Грузинской дорогой. Памятник, посвященный дружбе русского и грузинского народа, установлен на Тишинской площади, где вплоть до XIX века располагалась Грузинская слобода.

Монумент "Дружба навеки" выполнен в виде колонны, составленной из букв грузинского и русского алфавитов, увенчанной бронзовым золоченым венком. Разрозненные, нанизанные на вертикальный каркас буквы этой сложной скульптурной композиции, складываются в слова "братство", "мир", "дружба", "единство". Венок, украшающий верхушку памятника, представляет собой виноградные грозди, переплетенные хлебными колосьями. Виноград символизирует Грузию, а колосья - Россию. В целом монумент представляет собой идею единства, совместного труда, родства культур и дружеских отношений. Общая высота памятника достигает 42 метра.

У подножия стелы располагаются картуши с цитатами грузинских и российских литераторов: Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе, князя Аркадия Церетели, Николая Николадзе, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, и т.д.

Общее впечатление от созерцания памятника сложно передать. Идея весьма неплоха, хорошо выполнены детали, но, как и большинство скульптур Церетели, монумент выглядит громоздко.

Подобные грандиозные скульптуры требуют большого пространства, вполне возможно, если б памятник установили на широкой площади, вершине кургана и т.п., монумент смотрелся бы значительно интереснее и уместнее. Здесь же, на небольшой территории скверика, замкнутый среди жилых домов, он создает давящее ощущение и не вызывает особой симпатии.

Народ, любящий давать прозвища подобным "шедеврам", окрестил это гордо реющее изваяние "Шампур с шашлыком".

Примечательно, что с именно этого памятника началось "глобальное" украшение Москвы скульптурами Церетели.


Памятник русско-грузинской дружбе. Монумент весьма необычен: огромная колонна, заканчивающаяся венком, составлена из трудно различимых букв грузинского и русского алфавитов, которые образуют слова "Мир", "Труд", "Единство", "Братство". Колонна стоит на широком плоском постаменте со свитками, на одном из которых начертаны слова из Георгиевского трактата, по которому Грузия вошла в состав Российской империи, а на остальных помещены цитаты из сочинений многих авторов, посвященных дружбе между Россией и Грузией.

Это сооружение скульптора 3ураба Церетели и архитектора Андрея Вознесенского, прозванное в народе "шампур с шашлыком", было открыто в 1983 г., в год празднования 200-летия заключения Георгиевского трактата.

Установлен памятник на Тишинской площади, на месте исторического поселения грузин в Москве. Монумент "Дружба навеки" или "Дерево языка" является первым сооружением Церетели, установленным в Москве.

Памятник являлся "парным": вторая часть, получившая название "Узы дружбы", была поставлена в Тбилиси, у выезда на Военно-Грузинскую дорогу, ведущую в Россию. Огромный металлический позолоченный узел связывал два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри был подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Форму монумента Церетели подсказала история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Образ возник сам по себе - два золотых кольца, туго затянутых в узел, символизирующие связь народов. Памятник "Узы дружбы" был взорван в 1991 году по распоряжению 3виада Гамсахурдиа.


Интересно, что в текст одного из свитков, расположенных на постаменте, вкралась орфографическая ошибка. Слово "удастся" в цитате грузинского писателя и педагога Якоба Гогебашвили "Это укрепляет надежду грузин, что им вполне удастЬся отстоять мирным путем и свою территорию, и свою национальность, и свое самоуправление и свое светлое будущее" написано с мягким знаком.

Скульптор Зураб Церетели Архитектор Андрей Вознесенский и Ю. Н. Коновалов

Дру́жба наве́ки - монумент, одна из достопримечательностей Москвы , установленная в 1983 году на Тишинской площади .

История

Не смоете губкой,

Не срезать резинкой

С небес эти буквицы

Русско-грузинские.

Такого ни в Цюрихе,

Ни в Семиречье

Прокрашенный суриком

Памятник Речи.

Монумент «Дружба навеки» - это первая установленная в Москве работа Зураба Церетели , созданная вместе с архитекторами Андреем Вознесенским и Ю. Коноваловым .

Памятник, помимо основного, имеет и неофициальные названия: «Дерево языка», «Шампур» или «Шашлык» (благодаря внешнему сходству) .

Интересно, что некогда композиция была «парной»: вторая часть, названная «Узами дружбы», была установлена у выезда на 208-километровую Военно-Грузинскую дорогу . Памятник представлял собой два кольца - история России и Грузии, связанные огромным металлическим узлом с позолотой. Внутри располагался металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Такую необычную форму композиции Зурабу Церетели навеяла любовь Александра Сергеевича Грибоедова и Нины Александровны Чавчавадзе . В 1991 году монумент «Узы дружбы» был взорван по распоряжению первого президента Грузии Звиада Константинович Гамсахурдиа .

Описание

42-метровый монумент «Дружба навеки» представляет собой колонну, состоящую из нанизанных на вертикальный каркас трудноразличимых букв русского и грузинского алфавита , которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство» . Венчается колонна венком в виде виноградной грозди, переплетённой колосьями пшеницы , что весьма символично - виноград символизирует Грузию, а хлеб - Россию .

Установлен памятник на широком плоском постаменте с медными свитками, на одном из которых начертаны слова из Георгиевского трактата, а на остальных высечены цитаты из сочинений многих авторов, посвященных дружбе между Россией и Грузией: Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, К. С. Симонова и др . Примечательно, что в тексте одного из свитков допущена орфографическая ошибка .

15 картушей были установлены за несколько дней до открытия памятника, но свиток со строками Бориса Леонидовича Пастернака был приварен лишь перед прибытием на площадь правительственных машин, потому что стихи Пастернака один из секретарей ЦК КПСС запретил помещать на медных листах . Но у Церетели был иной взгляд на происходящее:

Даже просто процитировать запрещённого Пастернака в советское время - значило рисковать биографией. А ведь в моей колонне-памятнике так называемой языковой дружбы (на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала) - с вязью из букв арамейского, грузинского, славянского алфавитов - поэтические строчки Пастернака отлиты в металле. Тогда - в расцвет застоя! - это имя не упоминалось, и строчки Бориса Леонидовича лично вычеркнул Михаил Суслов . Помните такого? Страшный человек! Он отвечал в ЦК КПСС за идеологию, и спорить с ним было опасно.

Но мне очень хотелось, чтобы народ прочитал прекрасные стихи Пастернака, и я проявил своеволие: заранее заготовил плиту с отлитыми на ней поэтическими строчками и стал ждать. Когда мне сообщили, что комиссия, которая должна была принимать памятник, выехала из Кремля, я отдал команду приварить плиту.

Галерея

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Напишите отзыв о статье "Дружба навеки (монумент)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дружба навеки (монумент)

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.

Монумент «Дружба навеки» - это первая установленная в Москве работа Зураба Церетели , созданная вместе с архитекторами Андреем Вознесенским и Ю. Коноваловым .

Памятник, помимо основного, имеет и неофициальные названия: «Дерево языка», «Шампур» или «Шашлык» (благодаря внешнему сходству) , а также прозвище - «Член Вознесенского», данное жителями Грузин (московское название Грузинской слободы) вскорости после его строительства.

Интересно, что некогда композиция была «парной»: вторая часть, названная «Узами дружбы», была установлена у выезда на 208-километровую Военно-Грузинскую дорогу . Памятник представлял собой два кольца - история России и Грузии, связанные огромным металлическим узлом с позолотой. Внутри располагался металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Такую необычную форму композиции Зурабу Церетели навеяла любовь Александра Сергеевича Грибоедова и Нины Александровны Чавчавадзе . В 1991 году монумент «Узы дружбы» был взорван по распоряжению первого президента Грузии Звиада Константиновича Гамсахурдиа .

Описание

42-метровый монумент «Дружба навеки» представляет собой колонну, состоящую из нанизанных на вертикальный каркас трудноразличимых букв русского и грузинского алфавита , которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство» . Венчается колонна венком в виде виноградной грозди, переплетённой колосьями пшеницы , что весьма символично - виноград символизирует Грузию, а хлеб - Россию .

Установлен памятник на широком плоском постаменте с медными свитками, на одном из которых начертаны слова из Георгиевского трактата, а на остальных высечены цитаты из сочинений многих авторов, посвященных дружбе между Россией и Грузией: Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, К. С. Симонова и др . Примечательно, что в тексте одного из свитков допущена орфографическая ошибка .

15 картушей были установлены за несколько дней до открытия памятника, но свиток со строками Бориса Леонидовича Пастернака был приварен лишь перед прибытием на площадь правительственных машин, потому что стихи Пастернака один из секретарей ЦК КПСС запретил помещать на медных листах . Но у Церетели был иной взгляд на происходящее:

Даже просто процитировать запрещённого Пастернака в советское время - значило рисковать биографией. А ведь в моей колонне-памятнике так называемой языковой дружбы (на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала) - с вязью из букв арамейского, грузинского, славянского алфавитов - поэтические строчки Пастернака отлиты в металле. Тогда - в расцвет застоя! - это имя не упоминалось, и строчки Бориса Леонидовича лично вычеркнул