Скорочение - достаточные условия. Как научиться быстрее читать. Я не могу понять, почему люди посмеиваются надо мной

– основное препятствие, стоящее на пути к успеху. Медлительность - «маленькая слабость», по вине которой остаются нереализованными большинство задач. Она является одной из главных причин несбывшихся надежд и невоплощенных в жизнь мыслей и идей .

Медлительность способна поставить крест на карьерном росте самого талантливого специалиста. Для руководителя или владельца собственного дела медлительность чревата катастрофой на предприятии, ведь в условиях современной конкуренции промедление недопустимо. Да и для обычного человека, не занимающего высокие посты и не строящего карьеру, медлительность может стать причиной проблем и различных неприятностей.

Именно поэтому, если вы можете охарактеризовать себя как «человек медлительный», борьба с этой чертой характера должна стать для вас главной задачей.

Как распознать в себе медлительного человека

Если вы замечаете за собой, что постоянно ищете, на что бы отвлечься - вы медлительный человек. Вам не дает покоя лежащий возле вас пульт от телевизора, вы по несколько раз в час готовите себе кофе и так же часто устраиваете себе перекур, вместо того, чтобы начать работу, вы решаете убрать свой рабочий стол, откладываете выполнение важных дел, берясь за что-то второстепенное - вы страдаете медлительностью.

Вы медлительный человек , если не платите вовремя по счетам, если вовремя не обналичиваете подарочный сертификат, если упускаете возможности (например, не успеваете купить билет на концерт любимой группы), если до последнего тянете с покупкой подарков, если с опозданием сдаете налоговую декларацию, если …

Разобравшись в причинах медлительности, борьба с ней станет более понятной и эффективной. Основными причинами являются:

Нерешительность , которая возникает в результате стремления человека к совершенству или желания застраховать себя от ошибок и неудач – одна из причин медлительности.

Сложность задачи и незнание, с чего начать, часто является причиной нашей медлительности. «Получится, не получится?» - этот вопрос заставляет нас откладывать выполнение насущных дел на неопределенное время.

Еще одна причина, по которой мы медлим – то или иное дело кажется нам неприятным. Не желая выполнять что-то, что нам неприятно мы откладываем выполнение этого дела и надеемся, что, быть может, обстоятельства изменятся и нам не надо будет вовсе это делать. Как правило, ничего не меняется, и в итоге мы хватаемся за неприятную работу в последний момент, выполняем ее некачественно и не укладываемся в сроки.

Неумение планировать свой рабочий день и четко следовать плану (как бывает сложно, особенно если у вас удаленная работа , планировать рабочий день) одни считают основной причиной, по которой люди медлят, другие же уверены, что медлительность - это не вопрос планирования и осмысленного использования времени. Например, доктор философии чикагского университета, Джозеф Феррари считает, что предложить медлительному человеку купить ежедневник - это то же самое, что посоветовать человеку, страдающему хронической депрессией, чаще улыбаться.

Семейная среда – одна из причин возникновения медлительности. Человек не рождается медлительным, он им становится, и становится иногда благодаря воспитанию. Если ребенок воспитывается авторитарными родителями, которые не дают возможность развить навыки самодисциплины , осознать и реализовать собственные намерения, это может стать основой зарождения этой черты характера. Также медлительность может стать единственно возможной формой неповиновения (неохотность и нежелание что-то делать), протестом, который укорениться и во взрослой жизни станет нормой поведения.

Доцент и профессор психологии канадского университета «Карлтон», Тимоти Пичил считает, что медлительные люди чаще злоупотребляют алкоголем и наркотиками . Этим они избегают решения жизненных проблем и впоследствии выпадают из жизни. Эти вредные привычки (болезнь) и есть причина бездействия и полной деградации человека.

Причин много, и по большому счету отказать себе в удовольствии хоть ненадолго оттянуть выполнение сложного или неприятного дела способны немногие. Но чтобы медлительность не перерастала в хроническое бездействие, следует знать, как с ней справляться.

Как бороться с медлительностью

Избавится от медлительности , поможет планирование своего времени! Составив план на завтра, вы, по крайней мере, не будете думать над тем «Надо это делать или нет?». При составлении плана на день, на первое место лучше поставить дела, которые приносят вам определенный дискомфорт. Это положительно скажется на продуктивности вашей деятельности .

Преодолеть медлительность помогут четкие сроки, отведенные вами на выполнение дел. Срок должен быть реальным, уж лучше его немного увеличить, чем суетится и нервничать, боясь не успеть вовремя.

Если вы медлите и не решаетесь приступить к выполнению задачи из-за ее сложности и кажущейся невыполнимости, разбейте ее на подзадачи. Анализ подзадач, как правило, помогает в поисках первого шага.

Боритесь с медлительностью с помощью инерции. Начните действовать, ведь продолжить начатое легче, чем сдвинуться с мертвой точки.

Справится с медлительностью при выполнении сложных и неприятных дел поможет самомотивация . Представьте, что сулит вам решенная задача или отлично выполненное дело или же, наоборот, задумайтесь о последствиях, которые возникнут, если вы что-то не сделаете. Можете вознаградить себя за успешное выполнение работы, скажем походом в кино.

Если медлительность является проявлением нерешительности и бесконечного обдумывания различных нюансов, надо просто понять, что есть время обсуждать и обдумывать, а есть время действовать. Пора действий наступает в момент, когда любая новая информация уже не может значительно повлиять на качество будущего решения. Другими словами, постарайтесь получить полную и достоверную информацию в короткий срок, а потом в бой. Коррективы можно вносить по ходу дела.

Побороть медлительность, порождаемую страхом, что все пойдет не так, поможет осознание того факта, что если вы вообще не начнете действовать, результат будет намного хуже. Трезво обдумайте и сформулируйте все возможные трудности и предусмотрите пути их устранения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почти каждый пласт информации требует своей определенной скорости чтения, своей особенной стратегии обработки информации. Не надо забывать и о том что скорость Вашего мышления определяет и скорость обработки информации.

Чтение - сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…

Запоминанию информации помогают определенные техники, направленные на запечатление и на восстановление информации. К одной из таких техник относится зубрежка, к другой технике относится практическое использование полученной информации, к еще, среди ленивых читателей, часто востребованной техникой по запоминанию ненужной информации является мнемотехника. По мнению многих, такой способ запоминания информации, как мнемотехника, позволяет существенно сократить количество времени на запоминание, но это не так. На самом деле, мнемотехнические приемы требуют гораздо больше больше психической энергии.

Ничто из ничего не получается.
(Декарт)

Принципы скорочтения

  • Старайтесь объединять полученные ныне знания со знаниями которые вы получили раньше . Старайтесь читать вдумчиво, постоянно переосмысливаю ту информацию которую вы почерпнули из книги.
  • Ищете те знания которые вы сможете применить практически.
  • Скорость чтения можно менять . Не нужную информацию пропускайте, а важные мысли читайте медленно и вдумчиво. Перечитывай важные моменты , пока полностью не уяснишь. Во время чтения концентрироваться нужно на главном.
  • Очень важно еще перед тем как читать поставить четко цель.
  • Выбирайте интересные для Вас тексты.
  • Если вы устали. Сделайте перерыв, переключитесь на другую деятельность Чередуйте техническую и художественную литературу.

В моей методике я придерживаюсь следующей стратегия овладения навыками динамического чтения:

  • обучение эффективным стратегиям чтения,
  • формирование физиологических навыков,
  • внимание и память. Невозможно говорить о быстром чтении, если нет навыка быстрого восприятия, не расширен объем оперативной памяти, и нет умения концертировать внимание,
  • формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией,
  • стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации.

Следующий этап - работа с динамикой восприятия (я не привык разделять отдельно "восприятие", "запоминание", "чтение", "осмысление", так как это все элементы одного целого.

Это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми системой убеждений.

Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями. Необходимо уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного восприятия себя.

Мозг работает быстрее, чем мы думаем

"Мозг работает быстрее, чем мы думаем ", говорил Бендлер,
хочется добавить: "А наше сознание - медленнее, чем нам кажется ".

Очень полезно посещать тренинги. Нам всем нравится испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления. Интенсивные тренинги, небольшие по времени в среднем 3-5 дней, проходят в движении по ступеням, интенсивные тренинги дают больший эффект чем тренинги с продолжительным курсом.. Они включают общие ресурсные состояния повышенной восприимчивости к информации, доставляют много положительных интеллектуальных эмоций. Это незабываемый ресурсный опыт.

Скорочтение - необходимые и достаточные условия для овладения навыком быстрого чтения

(Здесь публикуется переработанный текст Елены Шугалей)

Вот так обычно выглядит медленно читающий человека:

    Недостаточно быстрая скорость чтения,

    Долгая раскачка перед чтением

    «Плохая» память,

    Отвлечение во время чтения

Наше коллективное пространство причин неуспешности в работе с информацией почти целиком составляют Ограничивающие убеждения Их можно разделить на две группы:

    общие убеждения, обусловленные сложившейся системой обучения и единым социальным контекстом,

    индивидуальные, связанные с контекстом ближайшего окружения, убеждениями по поводу своих физиологических и личных способностей.

К первой группе можно отнести перенос стратегий работы с новой информацией, которыми дети овладевают при переходе в среднее звено школы:

    «Читай медленно, иначе не поймешь!»,

    «Вслух!»,

    «Повтори!»

Это когнитивные якоря при работе с новой информацией.

Еще одно важное ограничение – недостаточно развитая способность к анализу .

Как я это делаю?
(Основной вопрос самообучения)

Человек, не привыкший задавать себе вопрос: «Как я это делаю? », спонтанно вырабатывает у себя стратегию обучения, как правило, успешную только в определенном контексте, и механически переносит ее в другие, часто требующие противоположных навыков обучения, контексты.

При недостаточной компетентности в каком-либо виде учебной деятельности происходит восполнение недостающих звеньев ментальной карты ученика соответствующими убеждениями.

Одними из самых прочных являются ограничивающие убеждения, связанные с индивидуальной физиологией и генетическим своеобразием.

Проверьте себя... Может быть вы считаете, что не способны учиться, потому что...

Убеждения по поводу ценностей

Эти убеждения строятся на основе отношений причины-следствия, генерализации и опущения элементов личного опыта неэффективного обучения.

    «Если я читаю МЕДЛЕННО – я лучше запоминаю».

    «Запомнить – значит уметь воспроизвести ДОСЛОВНО». «Повторение – мать учения».

    «Чтобы чему-то научиться, нужно приложить УСИЛИЕ и СТАРАНИЕ».

К этому ряду относится и такое мотивирующее занятия динамическим чтением убеждение, как

Отрицательные убеждения о способностях.

    «Я не умею сосредоточиваться»,

    «Я плохо запоминаю»,

    «У меня нет способности к визуализации»,

    «Я не могу не проговаривать»,

    «Если я не проговорю – я не пойму»

    «У меня нет образной памяти».

Используемые номинализации не воспринимаются как выражения некоторого динамического процесса, а приобретают черты «объективной сущности», которая обладает самостоятельными устойчивыми характеристиками и не зависит от контекста применения.

Убеждения о способностях формируются также спонтанно в процессе когнитивной деятельности, если у человека нет опыта по целенаправленному развитию соответствующей способности или если подобный опыт не смог перейти порог осознанной некомпетентности (плато ожиданий кривой Бандуры).

Отрицательные убеждения, связанные с содержанием действий и окружения.

Эта группа убеждений характеризуется отсутствием навыка гибкого и быстрого перехода от содержания контекста к внутреннему содержанию способностей. Может показаться странным наличие таких инфантильных убеждений, как:

    «Я быстрее прочту текст, написанный большими буквами, чем маленькими»,

    «Я люблю литературу, но вот русский язык ненавижу»…

Полученная структура убеждений одновременно является и ресурсом для обучения.

Само желание научиться подтверждает наличие сверх положительной ценности - преодолеть ограничения в собственном развитии. Определение проблемного пространства предоставляет возможность перейти к пространству ресурсов и пространству решений. Этот переход осуществляется через калибровку петли эффектов желаемого состояния. Эффекты сами по себе являются причиной и мотивом его достижения и мобилизуют ресурсы в соответствии с целями обучающегося. При совместном определении пространства эффектов на первом занятии мы используем упражнение на интервидение, которое не только определяет творческий потенциал нашей работы, мотивирует на достижение результата, но и демонстрирует успешную стратегию создания множественных перспектив в описании когнитивных процессов. Использование при этом визуальных и символических стратегий расширяет пространство ресурсов каждого участника группы.

Корректировка модели поведения

В нашем опыте уже есть все эффективные стратегии поведения, но отсутствует механизм их применения в соответствии с конкретной деятельностью. Остается, только научиться правильно пользоваться полученными ранее стратегиями.

Взгляните на эти слова и предложения

Я ПЬЮ МОЛОКО

МОЛОКО – СИМВОЛ

А, теперь проследите внутренние ощущения:

    Как быстро вы опознали эти слова и поняли смысл прочитанного?

    Нужно ли было вам проговаривать их?

    Вы заметили, что внутреннее проговаривание включается только после опознания объекта?

    Вы заметили, что образ действия возникает быстрее, чем вы проанализируете грамматическую конструкцию;) ?

    Вы заметили, что ваше сознание может мгновенно улавливать сложную смысловую характеристику сообщения, и только потом начинаются ваши комментарии и уточнения?

    Вы ощутили, что визуальный канал работает гораздо быстрее и становится источником синестезий?

    Вы поняли, что образ и его смысловое наполнение воспринимаются нами одновременно, в зависимости от нашего субъективного опыта?

Слова в книге воспринимаются иероглифами. Читателю совершенно не обязательно читать их по буквам! Главное, чтобы в сознании был предыдущий опыт работы с данным словом.

То же самое происходит и на уровне нахождения смысловых структур. Если вы намерены читать вывод в статье, то глаза сами собой остановятся на нужной конструкции текста.

Если вас попросят найти какую-то смысловую структуру (например, о каких действиях идет речь, какой контекст рассматривает автор и так далее), вы удивитесь тому, как быстро и цельно анализирует наше сознание информацию, если ему не мешать;) . Вспомните, что ваши комментарии по поводу предложения «Молоко – символ» появились ПОЗЖЕ вашего понимания и «опознания» сути прочитанного. Паттерны логических структур информации впитаны нами в полном объеме. Они действуют автоматически, на неосознанном уровне компетентности, когда мы воспринимаем окружающий мир. Только когда мы начинаем задумываться, как это происходит, мы начинаем их систематизировать и называть, чтобы иметь более точный опыт осознания этих паттернов. Просто позвольте своему сознанию делать эти две важные работы по порядку, а не одновременно. Вы точно так же управляете своим компьютером, позволяя ему последовательно переходить от программы к программе путем нажатия соответствующих клавиш. Какие клавиши были для вас в этом процессе самыми интересными?

Практическое упражнение по использованию внутренних резервов

Еще одно упражнение по утилизации такой «вредной» в некоторых контекстах и такой «полезной» в нашем случае стратегии переноса механического навыка.

"Давайте потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой!

Для этого вам понадобится не очень легкий, но и не совершенно незнакомый текст (например, по психологии;)), минут 5-10 времени и … соответствующий настрой. Процесс анализа и критики текста, упражнения и своих способностей к быстрому чтению мы пока отложим. Настройтесь на интенсивную работу в течение этих минут и на полное доверие к своим способностям. Читать вы умеете, движениями глаз руководить тоже умеете, судя по тому, что вы с нами. ДУМАТЬ тоже умеете! Этого достаточно;) .

Начнем с паузы. Перед каждым действием вы должны дать команду своему подсознанию. Вспомните, как вы «подвигаете» себя на выполнение какой-то серьезной работы? Очень часто это выражается во внутреннем диалоге. Например, строгим и спокойным голосом вы себе приказываете: «Вперед!» или «Ну, начнем!» Вспомнили? Послушайте себя. Уловите это состояние и особенности общей команды. Обратите внимание на то, что команда должна быть КОМАНДОЙ, а не пожеланием. Есть громадная разница между « Сейчас я сделаю!» или « Делай!» и «Я должен сделать…» (это выражение несет в себе скрытое ограничение, чувствуете? Вы никому ничего не должны – вы играете!) или «Я попробую…» (попробую, но не съем).

Запомните состояние готовности начать действие! Позже, вам нужно будет вызывать это состояние для входа в режим скорочтения!

Сперва прочтите целиком описание упражнения. Абзацы в тексте соответствуют паузам, во время которых вы в течение короткого времени должны дать уже выявленную энергичную команду самому себе. Приготовьте текст для работы (1-2 страницы, когда заканчиваете читать – возвращайтесь обратно, пусть мозг потренируется на знакомом материале).

«Вперед!»?

Максимально быстро, не вдумываясь в смысл текста специально, читайте текст, делая только три фиксации на каждую строчку, выбирая их произвольно. Вы решаете только одну задачу: три фиксации!

Дайте себе команду увеличивать скорость движения от строки к строке, чтобы к концу страницы она стала максимальной! Тот же текст в соответствии с этой командой!

Увеличьте скорость движения глаз. Делайте две фиксации. МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧЬТЕ СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ!

Ведь это уже скольжение? При большой скорости вам хочется скользить, фиксации вам мешают? Разрешите себе это и получите удовольствие!

Скользите максимально быстро по уже знакомому тексту! Увеличивайте скорость от строки к строке!

Какую траекторию предпочитают ваши глаза? Это волнообразная линия? Зигзаг? Движение от одного угла страницы к другому? Это ваша личная эффективная траектория скольжения.

Обратите внимание – какие слова, смысловые единицы проникают в ваше сознание при быстром скольжении? Не ставьте перед собой задачу разобраться в деталях. Понять, что текст посвящен НЛП, а не проблемам свиноводства достаточно, но вы уже заметили гораздо больше!

Усложните задание!

Теперь переверните текст вверх ногами. Читайте не по слогам, а словами, предложениями. Мозг приспособится очень быстро. Дайте ему команду по-прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3 фиксации. Когда вы почувствуете, что он перестает замечать, в каком виде текст ему «подсунули», не давайте ему расслабляться. Переверните в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения! Чтоб не показалось сахаром;) . И опять переверните! И так далее!

Теперь последнее усилие. Вы читаете последний раз, максимально быстро скользя и улавливая суть текста. К концу чтения увеличьте скорость, насколько это только возможно!

А теперь, не делая паузы, ПОЗВОЛЬТЕ своему мозгу перейти в обычный режим. Читайте, как хотите.

Как он себя чувствует? А Вы?

Похвалите себя! И его! МОЛОДЕЦ!

Число отличается от количества
(Бейтсон)

Это важная часть упражнения.

Сейчас, когда Вы потрудились, я хочу рассказать Вам, как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком дельфинов. Тот обучал дельфина находить новые трюки. За каждый новый трюк дельфин получал рыбку. На следующий день, когда дельфин исполнял вчерашнее движение, рыбки не было. Дельфин начинал нервничать, часто от досады выкидывал новый переворот, и тут же получал рыбку. И так изо дня в день: ни одной рыбки за старый трюк, только за что-то новое. Дельфину хватило 14 дней, чтобы понять правила игры. Он стал буквально неуправляем и счастлив, за один день продемонстрировал целых восемь самых неожиданных «коленец». «Поднялся на новый качественный уровень обучения», – как сказали бы психологи.

И вот важный момент, очень важный. В течение этих 14 дней дрессировщик кормил дельфина рыбой в неучебное время. На вопрос Бейтсона он ответил: «Я делаю это для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с дельфином. Иначе он вообще не захочет учиться ».

Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой! Поощрять себя, хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них! Иначе зачем нам вообще учиться? Только для собственного счастья, которое формирует наша компетентность.»

Уже с детства нас тянет делать то, что потом будем делать всю жизнь. Анальный малыш научается делать дело качественно - будьте терпеливей к нему, ребенок сделает медленно, но очень хорошо.

Такое отношение у него буквально ко всему на свете. Не удивительно, что анальный ребенок долго ест - ведь он должен очень качественно пережевать пищу. Заметьте, он никогда не хватает еду, не ест на ходу, не запихивается в спешке - наоборот, он подходит к этому делу очень обстоятельно. И так же долго ребенок сидит на горшке, очищая свой организм от нечистот. Это наблюдается уже в самом раннем возрасте, да и потом он будет дольше, чем другие закрываться в туалете.

У анального ребенка даже метаболизм замедленный, поэтому необходимо правильно его кормить.

Родители анального ребенка, если желают ему доброго будущего, должны понимать, что их ребенок никак не медленный, он качественный. И всячески поддерживать, подбадривать его стремление к качеству во всем. Со временем он научится и будет все делать ненамного дольше остальных. Страшную ошибку допускают родители, которые подгоняют детей с анальным вектором, заставляют их спешить, кричат, буквально гонят в шею "давай, давай, быстрей же!" Анальный ребенок не может быстрей, не потому что он медленный, а потому что все его мысли устремлены в другом направлении и он просто не понимает родителя, подгоняющего его. А дальше он просто впадает в ступор, у него не получается, он сердится на себя и на того, кто подгонял. Он не может сосредоточиться на действии, а значит, не может произвести само действие.

Результат всегда фатальный, например, ребенок может не какать неделю и иметь жуткие боли в кишечнике, лишь потому, что мама подгоняла его под дверью туалета. А это приводит к катастрофическим последствиям во взрослой жизни .

Запомните! Чем больше подгонять анального ребенка, тем более медленным он становится.

Еще детки с анальным вектором очень ранимые и их легко задеть, даже одним словом. В ответ они не кричат и не истерят , как другие, что казалось бы хорошо, но на самом деле все обстоит намного хуже - потому что в ответ они ТИХО обижаются. Да так сильно, что иногда не разговаривают с любимой мамочкой и дуются часами. Обиды терзают людей с анальным вектором с самого раннего детства, и только очень внимательный и заботливый родитель может сделать так, чтобы они не испортили ему всю жизнь. Будьте готовы к тому, что ребенок с анальным вектором постоянно обижается, очень часто довольно неожиданно для мамы и буквально на мелочь - но для него это очень важно и он именно так ощущает мир.

Если анальный ребенок обиделся, важно понимать его психику. Постоянный поиск причины для обиды или обида деланная – плохой признак.

Ребенок с анальным вектором, от природы очень неуверен в себе (не путать со зрительной видимой стеснительностью). Многие родители с удивлением наблюдают, что их дети по какой-то непонятной причине очень боятся всего нового. И часто называют их безынициативными и тюфяками, но это тоже неверное, не так - и на самом деле очень обидное название, которое не имеет ничего общего с правдой. Просто они безумно нервничают, если им говорят о будущем, об изменениях, обо всем, что будет завтра или через год. К примеру, что надо поменять садик. А если они сами еще и решение должны принять по этому поводу - то это уже настоящий стресс.

Анальный вектор относится к тому, что Системно-векторная психология Юрия Бурлана обозначает как «квартель времени» и люди обладающие этим вектором всегда живут с оглядкой на прошлое. Они очень уважают традиции, родителей, дедушек и бабушек. Для них очень важно, как жили в древние времена, и как тогда был устроен мир. Зачастую самый любимый предмет ребенка с анальным вектором - это история. А самая нелюбимая тема - это будущее, непонятное и страшное одновременно. Так устроен анальный человек от природы и точно так же устроен анальный ребенок. Пробовать изменить его - это ломать, уничтожать, истреблять его прекрасное природное качество. Поэтому не спешите делать поспешных выводов, у Вас ребенок не НЕ УВЕРЕН в себе, а просто осторожно относится к будущему.

Однако мы все понимаем, что став взрослым человеку, ему так или иначе, а придется думать о будущем, формировать свою жизнь, планировать и развиваться. Поэтому необходимо терпеливо и очень мягко подталкивать анального малыша к действиям, развивать в нем чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, помогать найти то дело, которое станет для него опорой на всю жизнь.

Заставлять анального ребенка проявлять инициативу не всегда приносит нужный результат. Ведь когда мы так поступаем, мы требуем от него проявлений качеств кожного вектора, которого может и не быть.

Ребенок убирается и очень любит чистоту

Как уже говорилось выше, ребенок с анальным вектором очень любит чистоту. И всегда с удовольствием помогает маме с уборкой. Для анальных людей через всю жизнь красной нитью проходит желание делить на чистое и грязное . И чистота - самое главное, что есть в их жизни. В доме должно быть чисто и скатерть должна быть белой, и посуда - аж сверкать. Это их удивительное желание, которое уже несет в себе прекрасную черту характера - усердие и терпение, стремление к чистоте во всем. Поэтому необходимо всячески поддерживать ребенка в этом стремлении, как только он сможет, предоставлять ему возможность убираться - тем более, что делает это он с удовольствием и качественно.

Чистота во всем - залог психологического здоровья для анального ребенка. Убираться, мыться, чистить – ребенок любит это.

Своя правда и своя справедливость

Чистота для анального человека важна во всем. Чистая квартира - это хорошо, но должны быть и очень чистые отношения между ребенком и родителями. У анальных людей даже поговорка есть такая "Лучше прямая правда, чем кривая ложь". Прямолинейные от природы, они требуют такого же отношения и к себе.

Конечно, родители часто недоговаривают детям, скрывают от них какие-то вещи. Это правильно и нормально, особенно, в определенных случаях. Но напрямую врать анальному ребенку лучше не надо, он долго будет думать о том, почему мама его обманывает. Так же не нужно просить или заставлять врать его, это введет его в ступор, вызовет в нем массу противоречий. Да и ложь не будет звучать правдоподобно, а вроде «мама сказала, что ее нету дома».

Похвала для ребенка с анальным вектором

Похвала для ребенка с анальным вектором является главной составляющей воспитательного процесса. Но хвалить нужно уметь. Если это сделать неправильно, то ребенок может обидеться, станет медленным и замкнутым. А если перехвалить – то можно сделать его зависимым от похвалы. Похвала должна быть справедливой, чтобы он чувствовал, что действительно ее заслужил.

О том, как правильно хвалить ребенка, на сайте по системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть отдельная большая статья - читайте ее .

Ровно, значит красиво. Качество во всем

Сегодня принято водить детей на все секции и кружки подряд, или только на те, которые модные. И при этом совершенно не учитываются желания ребенка, его врожденные качества. Не удивительно, что в результате - сплошное разочарование. А с анальным ребенком ситуация еще хуже - ведь он обижается и становится медленным.

Ребенок с анальным вектором очень терпелив и стремится к качеству. И если родители сумеют подобрать для него соответствующий кружок, то подарят ему настоящее дело, в которое он будет влюблен всю свою жизнь. Сегодня, в наш век спешки, мы уже позабыли, что такое качественные вещи, но на них всегда есть спрос, более того, они стоят бешеных денег.

Анальную девочку можно отправить на курсы рукоделия, а также на кулинарные курсы - растет маленькая хозяйка дома и ей пригодятся эти знания. А мальчик должен научиться работать руками и вырастет человек-"золотые руки", умеющий все в доме сделать. Если есть другие вектора, например, звук или зрение , то такого малыша можно отправлять в любые интеллектуальные и творческие профессии. Хорошие художники, дизайнеры, программисты, стилисты, врачи, создатели красивейших вещей руками - это чаще всего люди, обладающие развитым анальным вектором.

Подберите для анального ребенка такое занятие, в котором требуется очень большая тщательность, ответственность, щепетильность, терпение и усидчивость. Подбодрите его, помните, он не любит все новое. И уже в скором времени он поразит Вас своим талантом - он будет делать такие вещи, которые Вы не могли бы себе даже представить.

Мама - главная женщина на свете, а дома лучше чем в гостях

Анальные дети больше других любят мам. С самого раннего возраста у них возникает особенная связь с мамой, которая не разрывается уже до самой смерти. Именно они больше всего страдают, когда мама, даже в уже очень пожилом возрасте, умирает. Как будто ниточка разрывается, которая привела их в этот мир и смысл жизни теряется. "Моя мама, мамочка" - анальный ребенок очень дорожит мамой и даже в мыслях называет ее ласково.

Любая мама анального ребенка, особенно, сына должна никогда не забывать о том, что она является иконой для своего малыша и задает ему на всю жизнь стереотип отношения в паре и в семье. Анальные люди живут с оглядкой, и зачастую их самый первый опыт определяет всю последующую жизнь. А самый первый опыт общения у ребенка происходит именно с мамой.

Если мама не будет внимательна к ребенку, не будет адекватно реагировать на его обиды, будет подгонять и вгонять в медлительность... то это может привести к напряженным отношениям с человеком, которому задано от природы быть самым близким. Сильнейшая обида на мать превращает жизнь анального человека в тяжелейшее бремя, которое очень страшно нести. Он не сможет нормально, адекватно жить, не сможет завести отношения, полюбить, создать семью.

Так же трепетно анальные люди относятся к семье, к старшим, к братьям и сестрам. Они любят свою нацию и гордятся ею. Их дом - это их крепость.

Процесс учебы: трудно, но навсегда

Обычно анальный ребенок любит учиться и делает это очень успешно. Он любит ходить в школу, любит быть отличником, выполнять домашнее задание.

Бывают исключения - часто из-за плохого обращения или непонимания. Например, кожная учительница подгоняет, придирается, унижает. Тогда анальный ребенок становится медленным и угрюмым, обижается и, возможно, даже навсегда бросает свое желание учиться. Но в первом классе нет такого анального ребенка, который бы не стремился в школу.

Поэтому очень важно взглянуть на первую учительницу, да и классную в средней школе, перед тем, как отдавать ребенка в школу. Действительно, материал такой ребенок усваивает медленно, но навсегда. Если дать ему возможность развиться, то он станет лучшим учеником в классе, все предметы будет знать на отлично.

"Учиться, учиться, и еще раз учиться" - это главный постулат анального ребенка. Кстати, именно они в будущем выбирают профессию учителя и с радостью возвращаются в родную школу уже в новом качестве: не учиться, а учить!

Среди тех, кто живёт в этом человеческом мире, нет ни одного, кому ничего не нужно было бы делать. За исключением арахантов (arahants) у всех есть что-то, что нужно делать. Люди, занимаясь чем-то, должны различать, в каких случаях нужно делать что-то медленно, а в каких быстро. Только если они это смогут различать, тогда их работа может быть выполнена вовремя и с хорошим качеством.

Вещи, которые стоит делать медленно:

(1) получать знания и образование
(2) приобретать благосостояние и собственность
(3) совершать восхождение на горы
(4) желать мирских удовольствий
(5) терять самообладание

(1) Человек, желающий получить образование на скорую руку, пытается выучить второй урок прежде, чем он обстоятельно выучит первый. Поскольку этот человек тщательно не изучил первый и второй уроки, то у него будут большие трудности в изучении третьего, четвертого и последующих уроков. Вот почему он может разочароваться в получении образования.
Человек, получая образование, должен стараться тщательно и медленно учить первый урок до тех пор, пока он его не запомнит. После тщательного изучения первого урока, он продолжает медленно изучать второй, третий урок и так далее. Поскольку первый урок был усвоен, то этот человек будет в состоянии изучить и получить следующие, более сложные уроки, вплоть до завершения образования. Именно поэтому, получая знание и образование нужно быть медленным.
Высказывание, что нужно быть медленным в обучении, не означает, что нужно просто впустую тратить время без обучения. Вместо этого нужно многократно учить уроки, преподанные учителем, до тех пор, пока каждый не выучит их полностью. Вот, что значит обучаться медленно.

(2) Человек, стремящийся к благосостоянию и собственности, желающий мгновенно стать состоятельным, пытается увеличить и учредить различные виды работ, не имея для этого достаточного инвестирования или исходной собственности. У такого человека отсутствуют какие бы то ни было навыки во многих видах работ, а значит, и к своей работе он не сможет ничего добавить. Таким образом, ни одна из его работ не будет выполнена, так что в итоге этот человек будет разочарован.

Человек, стремящийся к благосостоянию, должен стараться медленно и непрерывно выполнять одну работу, в которой он искусен, так, чтобы она принесла результаты. Этот человек, накопит богатство и станет богатым в зависимости от того, насколько много он приложил усилий. Вот почему каждый должен быть медленным и непреклонным, когда он накапливает благосостояние.

(3) Человек, который стремительно взбирается, чтобы быстро достичь вершины горы в 4000, 5000 футов (прим. 1200-1500 м.) будет истощен прежде, чем он достигнет этой вершины. Он не в состоянии будет подняться выше и окажется в беде. Другой человек поднимается на гору медленно и осознанно в соответствии со своими силами. Этот человек достигнет вершины, как и следовало ожидать – в хорошей форме. Вот почему, когда взбираетесь на вершины, нужно делать это медленно.

(4) Искать себе супруга – это то, что естественно для мирян. Из-за того, что каждый спешит найти себе партнера, он глубоко не размышляет и не изучает будущего партнера, а выбирает кого-то, чтобы на нём жениться и с ним обручиться. Только после обручения они обнаруживают разногласия в своих отношениях и становятся несчастными. Бывали случаи, когда невеста или жених сбегали и прятались в день бракосочетания. Родители и пожилые родственники с обеих сторон теряют лицо, или приходят в замешательство. Они также теряют собственность, купленную для церемонии бракосочетания. Вот почему нужно быть медленным в поиске партнера для жизни и для разделения мирских удовольствий.

(5) Человек, столкнувшись с каким-то событием, и потеряв самообладание, не будет думать о причине и следствии или взвешивать за и против, а моментально разгневается. Он становится неистовым в своем поведении и произносит угрозы, используя бранные слова. Из-за того, что такой человек недостойным образом говорит и ведёт себя, его хорошая репутация теряется или разрушается, а хорошие друзья, которые его уважали, получают неверное представление о нём и перестают с ним дружить. Вот почему, когда возникает какое-то событие, дающее повод для того, чтобы потерять самообладание, нужно быть медленным, не спешащим.

Три вещи, которые необходимо делать медленно.

Три вещи необходимо обдумывать и претворять в жизнь без спешки, так как потом их трудно исправить.

(1) Жениться (супружество)
(2) Строить пагоду (храм или ступу)
(3) Наносить татуировку (оставляющую долговременные отметины на коже)

(1) Добродетельные мужчины и женщины, у которых присутствует чувство нравственного стыда (hiri) и нравственного страха (ottappa), желают пожениться только единожды, а не несколько раз. Изменить это трудно. Вот почему акт супружества должен совершаться вдумчиво и медленно.

(2) Для возведения храма, ступы или изображения Будды, которым будет выражаться почтение, должно быть выбрано соответствующее место, а изображение Будды должно выглядеть безупречно. Если место является неподходящим, а изображение не имеет прекрасных качеств красоты и великолепия, то их нельзя разрушать. Исправлять их – это трудная задача. Вот почему при строительстве храмов и ступ думать нужно медленно, без спешки и быть внимательным и аккуратным в осуществлении этого.

(3) Молодые люди имеют привычку делать татуировки на своих руках, груди и спине, изображающие кошек, тигров и духов. Когда они становятся старыми, то им хочется уже их вывести. Но краситель впитался настолько прочно в их кожу, что они уже не могут его вытравить. Таким образом, нанесение татуировок должно делаться вдумчиво и без спешки и прежде, чем это предпринимать, следует всё продумать и взвесить.

(4) Люди древности оставили стихотворное напоминание о трёх вещах, которые нужно делать медленно, поскольку их трудно исправить.

Максима: Бракосочетание, строительство храмов и ступ и нанесение татуировки. Если они осуществлены ненадлежащим образом, то исправить их трудно.

Вещи, которые должны быть незамедлительно выполнены.

Даяние (dana), нравственное поведение (sila), сосредоточение (samatha), практика випассаны, вследствие которой можно получить заслугу (vipassana merits). Достопочтенный Будда говорил, что если у вас есть возможность получить заслугу сегодня, сделайте это сегодня.

Возможность, которую вы имеете сегодня, не должна откладываться на следующий день. Почему вы не должны её откладывать? Несмотря на то, что вы живы сегодня, на следующий день вы уже можете быть мертвы. Почему вы можете быть мертвы на следующий день? Потому что ваше внутреннее тело имеет (96) видов недугов и болезней, а вовне у смерти есть множество видов оружия, таких как мечи, копья, яды и другие. У вас нет никакой возможности попросить смерть позволить вам остаться в этом человеческом мире больше на один или два дня, один или два месяца, один или два года, потому что вы не постигли Дхамму. Вы не можете выдвигать какие-либо условия.

Невозможно подружиться со смертью и поставить ей условия. Вы не можете её также подкупить. Вы не можете собрать воинов, чтобы с ней побороться. Вот почему достопочтенный Будда побуждал практиковать медитацию випассаны для того, чтобы осуществить Ниббану, и если у вас есть возможность, то незамедлительно делайте это сегодня. Вот почему, добродетельные дела должны быть сделаны быстро. (Ma 3/226)

Максима: У нас нет воинов и взятки, против смерти бесполезно бороться, у нас нет готовых к бою воинов, мы не знаем – будем ли мы живы завтра. Следовательно, не откладывайте до завтра, практикуйте випассану сегодня.

Махаси Саядо (Mahasi)
Пер с англ.: Цветкова Павла

Вдумчивость как качество личности – склонность постигать настоящее умом, чувствами и разумом, замечать новое, сохраняя чувствительность к контексту, сосредоточенно мыслить, глубоко вникать во что-нибудь.

В одном большом доме жила мышиная семья. Много лет мыши жили счастливо и беззаботно, хозяйничали на кухне и съедали все, что могли найти. Но в один совсем не прекрасный день пришла беда. Хозяева устали от мышиных набегов и завели кота. Кот хотел во что бы то ни стало доказать, чего он стоит, и стал гонять мышей по всему дому - вверх, на чердак, вниз, в подвал, и, к ужасу мышей, даже поймал и съел несколько их сородичей! Тогда одна из мышей созвала экстренный совет, чтобы обсудить, как справиться с ситуацией. Так как мыши отличались прекрасными творческими способностями, они устроили «мозговой штурм» и придумали массу идей, как избавиться от кота: отравить, застрелить, до смерти напугать и так далее. Наконец, заговорила самая умная мышь: - Почему бы не привязать на шею коту колокольчик? Тогда мы всегда будем слышать, где он, и успеем убежать и спрятаться. Все решили, что это чудесная идея, стали хлопать умную мышь по спине и поздравлять с таким творческим решением. Но вдруг, в разгар этих поздравлений, самая маленькая мышка, которая сидела в самом темном уголке и молчала, встала и подняла лапку. - Можно вопрос? - робко пропищала она. - Конечно, - сказал предводитель мышей, - спрашивай. - Я думаю, что это прекрасная идея и все такое… И не хочу портить вам удовольствие, но… А кто из нас будет привязывать к коту колокольчик?

Мораль: Творческие идеи прекрасны. Но только если они продуманы до конца.

Можно прочитать «Анну Каренину» Льва Толстого и на вопрос, о чём роман, ответить: «Да, там одна женщина решила покончить жизнь самоубийством, но не доверилась старым способам – отравиться, утопиться или повеситься, и пошла по «правильному пути» — легла на рельсы, так надежнее. Сколько после нее не бросалось женщин под поезд, но Анной Карениной ни одна, так и не стала». Это пример бездумного чтения, при котором в памяти остается лишь голый сюжет, способный уместиться в рамках одного предложения.

Читать можно по-разному, — утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой — сто книжек в месяц, — скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово…» Для того чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь!

Вдумчивое прочтение книги или просмотр фильма предполагает детально углубляться мыслями, анализировать текст и характеры героев, осознавать замыслы автора. Вдумчивый читатель – это эстетическое наслаждение чтением, тяга к чтению, вкус счастья и радость от чтения, способность творческого восприятия и высокий литературный вкус, интерес к жизни и личности писателя. Вдумчивый читатель – означает умение работать с различными произведениями — конспектировать, цитировать, выписывать, пользоваться словарями и справочниками, осмысливать прочитанное, формулировать собственное отношение к нему устно или письменно, вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, газетной заметки, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями, творческого сочинения и т.д. Истинное чтение — это чтение между строк, вдумчивое проникновение в скрытые симпатии автора к героям, страдание от расставания с прочитанной книгой, как с хорошим и верным другом. Оно захватывает душу — вызывает размышления об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в сложность человеческих взаимоотношений, думать над своей судьбой, над настоящим и будущим.

Вдумчивость предполагает нахождение различий, фокусирование внимания на новом, размышления и обдумывание вопроса. Предположим, перед нами стоит задача сосредоточить внимание на яблоке. Казалось, нужно, подобно фотоаппарату сфокусироваться на данном неподвижном объекте. Но скоро мы убеждаемся, что внимание рассеивается, в голову приходят сторонние мысли. Теперь попробуем изучать яблоко вдумчиво, обращая внимание на различные нюансы. Мы начинаем задавать себе вопросы: «Какого сорта это яблоко? Полезно оно или нет? Когда его лучше кушать, утром, днем или вечером? Сколько в нём калорий? Можно ли давать яблоко собаке? Какие блюда можно сделать из яблок? С какими продуктами оно сочетается? Можно ли давать его маленькому ребенку?» Теперь мы замечаем, что удерживать внимание стало легче. Иными словами, когда мы находим в исследуемом объекте новые свойства и подробности, то есть подходим вдумчиво, внимание резко улучшается, а напряжение от его концентрации падает.

Вдумчивость порождает симпатию к изучаемому объекту. Человек, детально изучивший какой-либо вопрос, чувствует себя комфортно, когда о нём заходит речь, и даже сознательно переключает беседу на свою любимую тему, где он знаток и дока. Так легче подтвердить в глазах окружающих свою весомость и значимость. Вдумчивость пробуждает дальнейший интерес к данной теме, вовлекает человека в поиски мельчайших деталей и нюансов вопроса.

Вдумчивость – противоположный полюс бездумности, шаблонного, стереотипного реагирования на ситуации жизни. Внешне она выглядит физически собранной и проявляется в таких характерных формах: пауза перед ответом, способность повторить сказанное оппонентом, способность повторить то, что сказал сам, способность сформулировать, какой тезис защищало собственное высказывание.

Конечно, вдумчивость легко подделать. Многие стремятся создать о себе мнение вдумчивого, делового и серьезного человека. Прочитав за всю жизнь лишь «Курочку Рябу», претендент на вдумчивость, не отвечает сразу на вопросы, считает в уме до пяти, а уж потом отвечает с ученым видом знатока. Если к нему обращаются с элементарными вопросами: «Который час?», «Как дела?», мнимый обладатель вдумчивости считает до трех. Он уже догадался – ни в коем случае нельзя отвечать сразу. Выждав паузу, он, не замедляя темпа своего высказывания, отвечает четко и довольно энергично.

Людям, занимавшимся научной деятельностью, хорошо известна вероятностная форма изложения материала. Для этого используются такие словарные обороты, как: «Представляется», «По моему мнению», «Вероятно, что», «Возможно», «Думается, что» и другие. В учебниках, газетах и журналах вероятностные утверждения сменяются абсолютными утверждениями. Например, даётся определение какого-то понятия, ученикам остаётся роль бездумной зубрилки, хотя правильность его формулировки вызывает большие разногласия среди специалистов. Или, еще хуже, объясняют одно понятие родственным и близким к его смысловой нагрузке другим понятием.

Например, вместо того чтобы вдумчиво разобраться в специфических свойствах того или иного качества личности, читателю навязывается поверхностная бездумная форма восприятия мира. Так, вдумчивый человек заинтересовался, к примеру, определением качества «вежливость». Словари и энциклопедии услужливо ему подбрасывают «исчерпывающее» определение – это воспитанность, учтивость, почтительность, приветливость и тактичность. Он, неудовлетворенный таким определением, листает словарь и находит, что учтивость – это вежливость и почтительность, а почтительность – это учтивость и вежливость, а тактичность – это деликатность и воспитанность. Словом, порочный замкнутый круг бездумного, поверхностного видения мира, и выход из него только один – вдумчивость.

Петр Ковалев 2013 год