Прописи для каллиграфии взрослых. Каллиграфия и леттеринг для начинающих

Сегодня по почерку можно определить характер человека. Как будет выведена та или иная буква, каждый особый завиток расскажет о том, каков темперамент и отношение к жизни. Но все-таки есть возможность изменить почерк во взрослом возрасте, сделать его более красивым. Методов множество: курсы каллиграфии, аутотренинг, самостоятельные занятия и даже нейролингвистическое программирование личности. Остановимся на самостоятельных занятиях.

Процесс осваивания письма в детстве — один из самых сложных. Приходится много тренироваться, применить все навыки, приобретенные раннее (занятия мелкой моторики, раскраски, прописи для малышей). Но это было так давно, и за долгие взрослые годы нелегко вспомнить как же выводилась та или иная буква. Доказанный факт, что у многих с возрастом почерк ухудшается. И не стоит не замечать этих изменений. Они могут сказать о многом. например, проблемы психо-неврологические. Плохой, непонятный и неуклюжий текст работодателю может сказать о неорганизованности и неуравновешенности личности. Конечно, это не категоричная проблема. Но ведь постороннему человеку будет не так просто разобраться в каракулях, закорючках и кружочках на той же самой работе. И тогда уйти в отпуск не получится, только если напечатать заявление.

Специалисты каллиграфии и графисты говорят о том, что, изменив почерк, мир вокруг изменится. Стоит проверить это утверждение. Сегодня совсем не сложно скачать в интернете прописи для взрослых. И методом постоянного повторения, начнут проявляться положительные результаты. И со временем станет заметно, хоть и не значительное, но такое существенное изменение повлияет на ход судьбы.

Работа с прописями для взрослых — увлекательное занятие для повзрослевших учеников

Когда человек занимается даже по 15 минут в день, появляется ощутимая польза от прописи для исправления почерка взрослого человека, он не только вспоминает начальные навыки, но и успокаивается. Ведь в этом деле требуется не малая концентрация, внимание, усидчивость и спокойствие, чтобы карандаш шел по бумаге безотрывно. Заниматься самосовершенствованием можно не только дома, но и в качестве небольшого перерыва на работе. Потому что, когда пытаешься выводить карандашом красивые буквы, дыхание должно быть не прерывистым и спокойным.

Как исправить почерк ребенка?

Были времена, когда предмет «чистописание» входил в школьную программу. Сегодня красивый, четкий почерк и теперь имеет значение. Особенно это важно для школьников, которым нередко за плохой почерк даже снижают отметки. Что же делать в этом случае? Исправлять плохой почерк! Это вполне реальная задача, главное — заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Становление почерка у детей происходит очень сложно, так как у большинства из них к началу обучения практически не развита мелкая моторика. Дети приходят в школу не умея аккуратно, не заходя за контур, раскрашивать картинку; не могут вырезать из бумаги фигурку и т.д. Эти проблемы возникают по нескольким причинам:

Чрезмерная опека ребёнка взрослыми (его и оденут и обуют, и уберут за него вещи, и всё ему позволят).
- Не дозированное увлечение разными гаджетами (ребёнок занят - родители рады).
- Нежелание многих родителей заниматься с ребёнком, развивать его (в школе научат), ну и многое другое...

Если все-таки каллиграфия вызывает затруднения и создает много проблем в учебе, то можно попробовать подкорректировать аккуратность письма. В этом вам могут помочь прописные тетради. В них прочерчены косые линии и показаны примеры написания букв, также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Поможет в исправлении почерка у детей рисование, лепка, игра на струнных и клавишных инструментах.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Обратите внимание: общее время занятий — 30-40 минут, а непрерывное письмо не должно превышать 10-15 минут. При более длительных занятиях ребенок утомится, и проку от такого урока не будет.

Полезный совет:

Для успешного овладения навыками письма очень полезны занятия, развивающие мелкую моторику рук. Собирайте с ребенком пазлы, мозаику. Складывайте оригами. Нанизывайте бусинки. Вышивайте.

Усложняйте задания постепенно. Только если предыдущее выполнено успешно, можно переходить к более сложным заданиям.

Если что-то не получилось, не надо переписывать одно и то же несколько раз — выполните похожее задание. Если переписывался текст, просто продолжайте писать дальше, стараясь не делать ошибок.

Плохой почерк у ребенка - это достаточно частое явление. Обучиться письму - это довольно непростой труд для ребенка. А исправлять почерк в 3-4 классе будет уже поздно, так как из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Для того, чтобы исправить некоторые огрехи, связанные с неказистым почерком, вам необходимо следовать следующим правилам.

1. Выделяйте для занятий каждый день на исправление почерка 30-40мин. Эти занятия должны проходить в отдельное от приготовления уроков время (один-два раза в неделю занятий никакого результата не дадут).

2. Подберите специальные упражнения для занятий или приобретите в магазине уже готовую тетрадь с упражнениями, но не заставляйте писать ребенка по принципу «чем больше, тем лучше и без разницы что».

3. Задания должны быть веселые и интересные для ребенка, развивающие моторную и зрительную координацию. Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.

Основные правила красивого письма

В первую очередь следует разобраться с причинами плохого почерка. Но не нужно забывать о простых, но значимых моментах, которые часто не соблюдаются ребятами. Если все делать правильно, то почерк заметно улучшится.

  1. На наклон письма влияет положение тетради. Класть ее нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
  2. Правильный захват и удобная ручка. Правильному захвату необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаши, фломастеры для рисования. Чтобы правильно держать пишущий предмет надо его положить на нижнюю боковую часть среднего пальца, а указательным и большим пальцем зафиксировать это положение, просто опустив их на ручку. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буква и слова неровными. Пишущий предмет должен быть удобным, оптимальная ширина 7-10 мм.
  3. Правильная посадка. Необходимо глубоко сесть на стул, пододвинуться к столу настолько, чтобы впереди оставалось место шириной с ладонь. Ноги согнуты под углом 90%, спина прямая, плечи находятся на одной высоте. Корпус тела может быть слегка наклонен вперед, при этом локти лежат на краю стола, голова не опущена. Если ребенок полностью прислоняется к спинке стула, то локти его должны чуть-чуть выходить за край стола и быть на расстоянии 10-15 см от тела. Такое положение считается идеальным.
  4. Регулярные тренировки. Соблюдая три предыдущих условия можно приступать к письму. Чем больше будет практических занятий, тем увереннее, красивее станет почерк.

В помощь по исправлению почерка можно приоборести тренажеры .

После орнаментальных упражнений можно перейти к выполнению пером шрифта антиквы.

Старайтесь писать его крупно.
Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание .

Упражнение начинаем с букв 1-й группы, состоящих только из вертикальных и горизонтальных штрихов - Г, Е, Н и др. Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий - А, Ж, И и др. За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми - Б, В, Ч и др. 4-й группой пишем круглые буквы - З, О, С и др. После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

Шрифт, выполненный ширококонечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

К отмеченным звездочкой буквам см. иллюстрацию ниже.

Улучшение ритма штрихов в буквах, написанных ширококонечным пером. Вверху - буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота пера). Внизу - (рекомендуется при продвинутом уровне) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных элементов.

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разнообразия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размеров; прозаический текст чередовать со стихотворным. Как, например, в работе Любомира Краткого.

Любомир Краткий (Lubomir Kratky).
Extrait du «Petit Prince», de Saint-Exupery.
1987, 50x40 см.
Бумага, краски, коленкоровая кисть.

Упражнения для пера (часть II)

Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала необязательно.

Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить написание курсивного шрифта. От вас требуется аккуратность и усидчивость, и вы сами не заметите, как все начнет получаться.

Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще всего возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяйтесь с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первоначальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными буквами.

Многие начинающие слишком поспешно переходят от первоначальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.

Гюнтер Жунге (Gunther Junge).
Шрифтовая вариация .

Упражнения для пера (часть III)

Лишь после длительной тренировки, когда выполнение общеизвестных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее - он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразование какого-нибудь известного стиля без коренного изменения .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными и несвязанными буквами.

Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характернейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие - хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля - понятие относительное, требующее меры.

Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте - наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность.

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта с несвязанными буквами.

Различные приемы выполнения засечек.

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью. То же самое относится к шрифту со слишком узкими межстрочными промежутками.

Ольдржих Менхарт.
Образцы исполнения некоторых строчных букв.

Хочется еще раз отметить, что навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.

Упражнения для пера (часть IV)

Круглоконечное перо - одно из простейших орудий для написания шрифта. Конец пера имеет дискообразную линию одинаковой ширины независимо от направления движения пера. Круглоконечные перья изготовляются шириною от 0.5 до 5 мм .

В процессе письма вся дискообразная поверхность пера должна равномерно прилегать к бумаге. Если это требование не выполняется, линия получается неровная, неодинаковой ширины. Круглоконечное перо так же, как и ширококонечное, не следует направлять концом вперед, т.е. снизу вверх и справа налево.

Упражнения по орнаменту в технике круглоконечного пера.

Гротеск, исполненный круглоконечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

Круглоконечным пером пользуются главным образом шрифтовики-любители при выполнении вывесок, объявлений и т.д. Употребляется оно и при исполнении стандартного шрифта в технических чертежах. Круглоконечное перо помогает обучающемуся приобрести элементарные навыки и дисциплинирует руку и глаз, но для выполнения полноценного, высокохудожественного шрифта оно почти не пригодно. Процессиональный художник употребляет круглоконечное перо реже, чем ширококонечное и большей частью как вспомогательное средство при рисовании шрифта (например, рубленного). Иногда линию круглоконечного пера или концы букв дорабатывают чертежным пером или акварельной кистью.

Рукописная гарнитура Жихарева.
Типографский шрифт.
Художник И.С. Жихарев.
Москва, 1955.

Подобный шрифт легко воспроизвести круглоконечным пером, доработав элементы букв тонким пером.

Обучая письму, традиционная школа последовательно придерживается двух своих основополагающих принципов: во-первых, обучать неэффективно, а во-вторых, обучать не тому, что могло бы пригодиться в дальнейшем. В самом деле, так ли уж часто в реальной жизни возникает необходимость написать что-либо каллиграфическим шрифтом?

Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», безо всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я предлагаю целенаправленно обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. С этой целью я разработал еще один (TrueType) шрифт под названием Tempo , который и представляю на этой странице. Он выглядит следующим образом:

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

В принципе, этим шрифтом можно написать безотрывно любое слово русского языка. Но на практике, это делать совершенно необязательно. Если ваш способ держать ручку больше похож на «модерн», чем на «классику», то ваша рука поневоле передвигается по листу бумаги скачками. Во время этих скачков ручка неизбежно отрывается от бумаги. А раз так, то и писать соединительную линию, на которую пришелся такой отрыв, разумеется, не нужно. Весь смысл соединительных линий состоит в том, что они позволяют писать безотрывно и за счет этого увеличивать скорость письма. А если отрыв всё равно произошел, то никакого смысла в соединительной линии нет.

Формирование письма – сложный процесс. Он связан с кропотливым, упорным трудом. Кроме того, важно оставить свой почерк индивидуальным, но сделать его наиболее разборчивым. Не все способны вспомнить, как происходила выработка этого важного навыка. Постепенно взрослые замечают, что их почерк сильно ухудшился. Если этот факт на лицо, необходимо скачать прописи для исправления почерка взрослого человека, потому что последствия такого вывода могут быть очень печальны:

  1. Человек не может зафиксировать даже короткий текст.
  2. По плохому почерку часто делается вывод об организационных и исполнительных способностях автора.
  3. При малейшем эмоциональном напряжении почерк ухудшается, и приходится не только улучшать его, но и нормализовать психическое состояние.

Также невозможно вспомнить, когда почерк стал плохим. Многие считают, что это происходит во время обучения, когда нужно много и быстро записывать. Не менее загадочно обратное обстоятельство – то есть, понять, когда человек стал писать разборчиво и красиво невозможно.

Важность понятного почерка сложно преуменьшить. Невозможно воспринять серьезно текст, состоящий из непонятных знаков и закорючек. Манера написания знаков связана с рядом факторов. Трудно определить причины, по которым она ухудшается или улучшается. Ученые пытаются выявить здесь роль наследственных генов, усидчивости на занятиях, добросовестности преподавателя. Это только ряд условий, все их выявить очень сложно.

Намного точнее можно выявить, о чем говорит почерк каждого человека. Если вам захочется изменить свою судьбу – попробуйте изменить его. Чтобы взрослые создавали понятные тексты, разработали специальные прописи для взрослых для улучшения почерка, решающие эту непростую задачу. Их приобретают те, кто решил скорректировать написание букв и цифр, добиться улучшения письма, сделав его проще, понятнее.

Отличный методический материал, прописанный специальным шрифтом, создан для тех, кто поставил себе цель – добиться быстрого красивого взрослого почерка. Преподавая детям эти знания, традиционная школа с давних времен придерживается двух базовых основополагающих принципов. Эффективное обучение, по первому из них, не является самоцелью. Намного важнее построить учебный процесс, объяснить учащимся, почему они обязаны обводить знаки, вместо того, чтобы добиваться самоцели.

Писать быстро, но красиво сложно, и это, скорее, по силам взрослому человеку. Чтобы контролировать свои действия, нужно обладать определенной ответственностью. И, конечно, очень важно не отступать и стремиться добиться цели, занимаясь регулярно и упорно.

Распечатать прописи для исправления почерка взрослого