Что необходимо делать быстро, а что медленно. Вдумчивость вдумчивый

Наш век стремительных скоростей, где нужно много успеть, всех обогнать и подняться как можно выше, управляет нашими жизнями и не дает времени, чтобы остановиться и просто насладиться данным моментом.

Мы разучились жить осознанно. Движение Slow Life призывает вернуться к самим себе, свободному решению выбирать собственный ритм жизни. Делать все медленно, осмысленно, проникая в суть событий и получая удовольствие от простых вещей – вот на чем основывается философия «медленной жизни».

SlowFood – «медленная» еда

Неудивительно, что именно в Италии была объявлена война FastFood – быстрой однообразной еде в спешке, ведь итальянцы славятся своей способностью чувствовать каждую минуту жизни. Жить в стиле Slow Food – значит питаться вкусно, разнообразно, красиво, с удовольствием и не торопясь.

Чаще готовить самим, используя натуральные, экологически чистые продукты, заниматься совместным приготовлением пищи и ее поглощением в компании друзей и родственников, получать удовольствие и от процесса готовки, и от вкуса еды, питаться в соответствии с национальными традициями.

Человек очень тесно связан с территорией, где родился, поэтому наиболее естественными и полезными для него являются продукты местного происхождения. В России движение SlowFood поддерживает сеть ресторанов «Улитка» (название говорит само за себя – не торопись!).

«Медленная еда» – это вдумчивое отношение к еде, осознанное удовольствие, дающее возможность пообщаться с друзьями, познакомиться с новыми людьми, предаться ничегонеделанию. У итальянцев есть одна интересная черта – они умеют сделать праздник из ничего: позвать соседей, приготовить незамысловатый стол и устроить пир – на это способен любой из нас, кто умеет быть счастливым.

Slow Art – «медленное» искусство

Медленно жить – значит уметь наслаждаться искусством, не торопясь. Один из принципов такой жизни – не посещать культурные мероприятия в спешке, «для галочки». Не торопиться в надежде успеть обойти 4 музея в день, ведь такое знакомство с прекрасным не даст в полной мере насладиться и проникнуться его духом.

Лучше выбрать один музей в неделю и не спеша побродить по его залам, остановившись и подробно изучив несколько объектов. Нужномедленно читать великие книги, медленно созерцать великие картины, медленно слушать великую музыку.

Slow Tourism – «медленный» туризм

Как путешествуют многие туристы? Едут по дороге и останавливаются только в тех местах, где присутствуют «хорошие виды», делают снимок – и снова в машину. Так не насладиться путешествием – утверждают сторонники «медленной» жизни. С каждым новым местом нужно знакомиться неторопливо, проникаясь его духом и атмосферой: необходимо погрузиться в среду, пообщаться с местными людьми и идти вперед, следуя интуиции.

Если у нас в руках – карта, а в голове – продуманный план путешествия (2 часа – там, 3 часа – тут), мы утрачиваем способность быть спонтанными и непредсказуемыми, и наше путешествие становится обычным, а не индивидуальным, «нашим». Не жалеть времени на созерцание, воспринимать дорогу не как способ «прибыть на место», а как увлекательную часть путешествия – ключевые условия «медленного» туризма.

Философия Slow

Речь идет не о том, чтобы стать амебой, а о том, чтобы ничего не разрушать и не отвергать ради скорости. «Медленная» жизнь предпочитает лучшее быстрому, качество – количеству, жизнь в своем ритме – скорости, навязанной извне. Деятельность должна быть избирательной, без суеты и спешки.

Даже если сумасшедшая жизнь в передвижениях на транспорте, работе, домашних делах не дает расслабиться, все равно можно выбрать 15 минут между делами и просто посидеть в тишине, оставив все мысли, подышать, успокоиться, «подзарядиться».

Выбор медленного ритма жизни дает нам возможность просить о помощи, а не взваливать все на свои плечи. Мы помогаем друг другу, сочувствуем и становимся более терпимыми к чужим слабостям. Можно ли все успеть, ни от чего не отказываясь? Наверно, да. Кроме одного. Мы не успеем осознать чудо жизни и насладиться им в полной мере.

Как жить в стиле Slow Life?

Все мы хотим быть счастливыми и наслаждаться этим безграничным ощущением. Но многие из нас так привыкли в вечной спешке и цейтноту, что если вдруг им достанется две недели отпуска и свободы для ничегонеделания, они испытают панику – как это делается?

Мы все время чем-то заняты и не умеем расслабляться, а некоторые из нас чувствуют себя счастливее на работе, чем дома. Выходные мы проводим, занимаясь не тем, что нам по-настоящему нравится, а в повседневных заботах: приготовить суп на неделю, убрать квартиру, постирать, погладить, а вечером, обессилев, растянуться на диване перед телевизором. И так проходит вся жизнь.

Как начать практику медленной жизни?

Нужно всего лишь задать себе вопрос: «А что я хочу прямо сейчас? Что меня порадует?». И честно ответить себе, а потом не спеша, получая удовольствие от каждого движения, наслаждаясь процессом сделать это. В стиле Slow Life.

Успевает тот, кто не торопится

Все мы знаем крылатое выражение: «Тише едешь – дальше будешь». И это действительно так. Чем больше мы торопимся, тем чаще не успеваем. Дни и недели проходят так быстро, словно их и не было. Солнце становится теплее – мы этого не видим, почки набухают на деревьях – не замечаем, дети вырастают – удивляемся потом, когда это случилось. Чтобы изменить ситуацию, движение Slow life предлагает нам следующие правила жизни:

Не торопись – тогда все успеешь

Не смотри постоянно на часы, а по выходным вообще забудь о них, прислушиваясь к ритмам собственного организма

Внутреннее спокойствие ведет к лучшей концентрации и росту эффективности

Работа должна вдохновлять, а не изматывать

Кто живет медленно, тот живет дольше

Когда мы боимся потерять время, мы его теряем

Процесс намного важнее результата

Не нагружай себя непомерными заботами

Научись просить о помощи.

Не жить для чего-то, а просто жить

Правильно распределять свое время, не становиться заложником дел, самому выбирать ритм своей жизни для каждого дня – это не все, что предлагает стиль Slow life. Он учит нас шире взглянуть на мир, увидеть то, что нас окружает, понять, как много даровано человеку. Именно это ощущение единства с миром дает вдохновение. Вместо чувства одиночества появляется радость слияния, вместо страха приходит доверие, вместо эгоизма – любовь. Как это можно применить в жизни? Руководствуясь простыми принципами:

Чаще смотри на рассветы и закаты

Учись слышать звезды

Чувствуй вкус того, что ешь

Общайся с природой, но не гуляй с определенной целью, иначе ты жертвуешь самой прогулкой

Играй и фантазируй

Если идешь с кем-то рядом, не думай, что сказать

Гуляй с детьми, наблюдай за ними, учись у них

Говори медленно и осмысленно

Дели большие дела на маленькие

Когда волнуешься и тревожишься – остановись и медленно подыши

Медленно наслаждайся искусством

Проведи время в одиночестве, без телевизора и Интернета

1. Не делать всю работу сразу, равномерно распределяя ее. Нужно делать домашние дела постепенно, то есть не откладывать уборку всего дома, мытье и глажку на один день, а выполнять все по дням недели: убирать пыль на мебели в понедельник, стирать – во вторник, пылесосить – в среду, мыть полы – в четверг и т.д. Либо, если дом большой, выделять для каждой комнаты свой день чистоты. Так мы сэкономим силы.

2. Заниматься любимыми вещами и получать от этого заряд бодрости и вдохновения. Для наполнения творческой энергией и силами необходимо превратить то, что Вы любите, в свою работу или хотя бы хобби: вышивание, йога, лепка, написание романа, макраме, рисование, разведение цветов. Делая что-то, пребывая в потоке творчества, мы не теряем силы, а восполняем их запасы, становясь по-настоящему счастливыми.

3. Ограничить поступление ненужной информации в свою жизнь: очистить ее от избытка телевизионных программ, телефонных жалоб подруг, бездумного посещения Интернет-сайтов, научиться получать удовольствие от тишины и покоя.

4. Не посещать больше одного мероприятия за день, соблюдать умеренность: не надо утром идти в кино, потом – на аттракционы, затем – на выставку, вечером – в театр. Пусть впечатление от фильма останется на весь день, пусть книга раскрывает свои тайны понемногу, пусть выставка вдохновит на то, чтобы выделить время для тишины и собственного творчества.

5. Общаться с теми, кого любите, не просто по привычке. Осознавать, как Вы нужны, чувствовать и проявлять свою любовь, заботиться о близких, устраивать им праздники, разговаривать по душам и не жалеть времени на нежность.

«Смаковать» каждую минуту

Плавное течение жизни помогает нам больше успеть. Не надо путать его с бездумной праздностью. Осознанно живущие люди делают это осмысленно, «смакуя» каждую минуту, в результате чего появляется дополнительная энергия, рождаются гармония и счастье. Практика «медленной» жизни, может, и не решит всех проблем, но она покажет нам совершенство мира, его красоту и бесконечность, расширит границы наших возможностей и поможет создать островки покоя в меняющейся и развивающейся жизни.

___________________________________________________________

В нашу жизнь медленно, но уверенно входит понятие «слоу» (от англ. - медленно). Слоуфуд, курсы неторопливого чтения, медленное ТВ… В общем, осмысленная медленная жизнь.

Давайте разберемся, откуда это пришло и так ли это нам необходимо.

Сейчас многие ориентируются на буддийских монахов. Например, что они советуют делать медленно, а что - быстро. Так вот, неторопливость нужно проявлять практически во всем: в учебе, женитьбе, а также - в мирских удовольствиях и даже в потери самообладания.

Хорошо, конечно, если вы представляете, как можно его терять медленно - мы вот пока не очень… Может быть, здесь истина родом из детства: если тебя разозлили, посчитай до двадцати? Ведь не станет же буддийский монах иметь в виду месть - блюдо, которое следует подавать холодным...

Кстати, монахи прошлых веков считали, что медленно следует делать только то, что сложно исправить: строить, вступать в брак и делать татуировки.

Это, конечно, все правильно, но ведь тогда не было такого бешеного ритма жизни, установок «кто первый встал - того и тапки», «кто не успел, тот опоздал»… И медленно жилось очень легко.

Последние десятилетия шли под девизом «работать-успевать-не переуспевать». И многие даже получали от такого ритма удовольствие - с радостью брались за любое дело, спали по три часа, мужественно стояли в пробках, зарабатывали и тут же тратили... Тайм-менеджмент учил выжимать каждую минуту на максимум.


А конец 2000-х годов привел к мировому кризису, и тогда наступило что-то вроде похмелья. Вот и до России эта волна дошла. И так как вечеринки мы привыкли праздновать до конца, похмелье к нам придет в двойном объеме.

Хотя человечество давно уже начало задумываться - не пора ли попридержать коней…

Slow food

Это движение возникло в противовес фастфуду. Здесь не имеются в виду долгие застолья - скорее, вдумчивое питание чистыми продуктами, выращенными без химикатов (то есть, не быстро). На смену супермаркетам, где люди носятся с тележками, а продукты через два дня летят в мусорку, пришел рынок, где каждый овощ можно пощупать, понюхать и обсудить.

Люди стали осознавать, что «франкенштейн» супермаркета хорош только в том случае, если вы согласны 45 лет встретить бесцветным и бесформенным существом с вечной изжогой.


Йога

Потом началась эпоха йоги. Для одних это было слишком медленно, другие не понимали инструктора, который говорил: «будьте здесь и сейчас, успокойтесь, дышите» . В смысле - здесь и сейчас? В смысле - дышите? А что я делаю всю жизнь, по-вашему?

Мы так привыкли злиться и психовать, вертеться и рефлексировать, что сидели в позе лотоса и наспех соображали, что приготовить на ужин, и почему начальник сегодня был злым. А потом слушали, как друзья взахлеб рассказывают тебе, что шавасана - это отличный способ наконец-то выспаться и перезагрузиться.

Все в душе лелеют истории про Наполеона и Цезаря, которые переделали кучу дел одновременно.

Что сказал бы буддийский монах на это? Примерно следующее: Наполеон хоть и покорил Европу, жизнь свою завершил в изгнании. Чужие земли тоже нужно уметь завоевывать медленно и вдумчиво - чтобы был шанс закрепить результат…



  • Теперь вместо миллиона книг о том, как все успеть и все контролировать, выходят книги о том, как важно расслабиться.

Отвлечься.

Помедитировать.

Выключить компьютер.

Не заглядывать в телефон перед сном.

Отключить почту на время отпуска.

Экономить силы.

  • Теперь стал цениться неудачный опыт, потому что итог как таковой уже не важен. Важен сам процесс.
  • Теперь людей не очень заботят золотые горы и миллионы. Состояние Марка Цукерберга оценивается в $ 20 млрд, но народ в восторге, что у него скромный дом, жена немодельной внешности и в гараже нет «феррари»
  • Теперь наши главные враги не лень и низкий заработок, а синдром дефицита внимания и отсутствие мотивации.

Курсы медленного чтения

Странное явление. А какую популярность набирает! В школе нас всех учили быстро читать, а над отстающими посмеивались. А теперь задумайтесь, когда вы в последний раз что-то читали, не отвлекаясь на постороннее. Ведь так хочется получить информацию быстрее, быстрее, еще быстрее! Отсюда и полпуядрность списков: «10 фильмов о любви» или «20 способов нарезать лук». Вот и Эмма Уотсон, кстати, объявила перерыв в съемках, пообещав читать одну книгу в неделю...

Медленное TV

Самый неожиданный феномен родом из Норвегии.

Передачи, в которых в течение часа, показывают, например, движение поезда. И все. Никого монтажа и ускорения! Сначала поговаривали, что у норвежцев там совсем уже крыша поехала, а теперь все телевизионщики мира признают, что это очень нужное и полезное явление.

Вот и канал BBC выпускает программы, передающие птичью трель на опушке леса или от начала до конца показывающие процесс плавления стекла, ковки металла и обработки дерева…

Или, например, как делают скрепки. Или сдобные кренделя. Глаз не оторвать!



Темп жизни благодаря всему этому, может, и замедлился, но весь мир разогнался до максимума. Мы страшно летим вперед. И пытаться медленно обучаться и читать - необходимо, чтобы успевать осмысливать все происходящее.

И чтобы было, что вспомнить. Как в красивом фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк», где Брэд Питт, играющий Смерть, спрашивает у старухи: «Достаточно ли у тебя красивых картинок, чтобы уйти из этого мира?».

Может быть, в этом смысл? Много ли у вас таких картинок? И необязательно с пляжа или с Фудзиямы - их можно увидеть везде. Дома, на работе, в толпе и в соседнем парке. Ели вы их видите, значит, путь выбран правильный. Ведь так трудно потом исправить жизнь...

Почти каждый пласт информации требует своей определенной скорости чтения, своей особенной стратегии обработки информации. Не надо забывать и о том что скорость Вашего мышления определяет и скорость обработки информации.

Чтение - сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…

Запоминанию информации помогают определенные техники, направленные на запечатление и на восстановление информации. К одной из таких техник относится зубрежка, к другой технике относится практическое использование полученной информации, к еще, среди ленивых читателей, часто востребованной техникой по запоминанию ненужной информации является мнемотехника. По мнению многих, такой способ запоминания информации, как мнемотехника, позволяет существенно сократить количество времени на запоминание, но это не так. На самом деле, мнемотехнические приемы требуют гораздо больше больше психической энергии.

Ничто из ничего не получается.
(Декарт)

Принципы скорочтения

  • Старайтесь объединять полученные ныне знания со знаниями которые вы получили раньше . Старайтесь читать вдумчиво, постоянно переосмысливаю ту информацию которую вы почерпнули из книги.
  • Ищете те знания которые вы сможете применить практически.
  • Скорость чтения можно менять . Не нужную информацию пропускайте, а важные мысли читайте медленно и вдумчиво. Перечитывай важные моменты , пока полностью не уяснишь. Во время чтения концентрироваться нужно на главном.
  • Очень важно еще перед тем как читать поставить четко цель.
  • Выбирайте интересные для Вас тексты.
  • Если вы устали. Сделайте перерыв, переключитесь на другую деятельность Чередуйте техническую и художественную литературу.

В моей методике я придерживаюсь следующей стратегия овладения навыками динамического чтения:

  • обучение эффективным стратегиям чтения,
  • формирование физиологических навыков,
  • внимание и память. Невозможно говорить о быстром чтении, если нет навыка быстрого восприятия, не расширен объем оперативной памяти, и нет умения концертировать внимание,
  • формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией,
  • стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации.

Следующий этап - работа с динамикой восприятия (я не привык разделять отдельно "восприятие", "запоминание", "чтение", "осмысление", так как это все элементы одного целого.

Это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми системой убеждений.

Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями. Необходимо уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного восприятия себя.

Мозг работает быстрее, чем мы думаем

"Мозг работает быстрее, чем мы думаем ", говорил Бендлер,
хочется добавить: "А наше сознание - медленнее, чем нам кажется ".

Очень полезно посещать тренинги. Нам всем нравится испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления. Интенсивные тренинги, небольшие по времени в среднем 3-5 дней, проходят в движении по ступеням, интенсивные тренинги дают больший эффект чем тренинги с продолжительным курсом.. Они включают общие ресурсные состояния повышенной восприимчивости к информации, доставляют много положительных интеллектуальных эмоций. Это незабываемый ресурсный опыт.

Скорочтение - необходимые и достаточные условия для овладения навыком быстрого чтения

(Здесь публикуется переработанный текст Елены Шугалей)

Вот так обычно выглядит медленно читающий человека:

    Недостаточно быстрая скорость чтения,

    Долгая раскачка перед чтением

    «Плохая» память,

    Отвлечение во время чтения

Наше коллективное пространство причин неуспешности в работе с информацией почти целиком составляют Ограничивающие убеждения Их можно разделить на две группы:

    общие убеждения, обусловленные сложившейся системой обучения и единым социальным контекстом,

    индивидуальные, связанные с контекстом ближайшего окружения, убеждениями по поводу своих физиологических и личных способностей.

К первой группе можно отнести перенос стратегий работы с новой информацией, которыми дети овладевают при переходе в среднее звено школы:

    «Читай медленно, иначе не поймешь!»,

    «Вслух!»,

    «Повтори!»

Это когнитивные якоря при работе с новой информацией.

Еще одно важное ограничение – недостаточно развитая способность к анализу .

Как я это делаю?
(Основной вопрос самообучения)

Человек, не привыкший задавать себе вопрос: «Как я это делаю? », спонтанно вырабатывает у себя стратегию обучения, как правило, успешную только в определенном контексте, и механически переносит ее в другие, часто требующие противоположных навыков обучения, контексты.

При недостаточной компетентности в каком-либо виде учебной деятельности происходит восполнение недостающих звеньев ментальной карты ученика соответствующими убеждениями.

Одними из самых прочных являются ограничивающие убеждения, связанные с индивидуальной физиологией и генетическим своеобразием.

Проверьте себя... Может быть вы считаете, что не способны учиться, потому что...

Убеждения по поводу ценностей

Эти убеждения строятся на основе отношений причины-следствия, генерализации и опущения элементов личного опыта неэффективного обучения.

    «Если я читаю МЕДЛЕННО – я лучше запоминаю».

    «Запомнить – значит уметь воспроизвести ДОСЛОВНО». «Повторение – мать учения».

    «Чтобы чему-то научиться, нужно приложить УСИЛИЕ и СТАРАНИЕ».

К этому ряду относится и такое мотивирующее занятия динамическим чтением убеждение, как

Отрицательные убеждения о способностях.

    «Я не умею сосредоточиваться»,

    «Я плохо запоминаю»,

    «У меня нет способности к визуализации»,

    «Я не могу не проговаривать»,

    «Если я не проговорю – я не пойму»

    «У меня нет образной памяти».

Используемые номинализации не воспринимаются как выражения некоторого динамического процесса, а приобретают черты «объективной сущности», которая обладает самостоятельными устойчивыми характеристиками и не зависит от контекста применения.

Убеждения о способностях формируются также спонтанно в процессе когнитивной деятельности, если у человека нет опыта по целенаправленному развитию соответствующей способности или если подобный опыт не смог перейти порог осознанной некомпетентности (плато ожиданий кривой Бандуры).

Отрицательные убеждения, связанные с содержанием действий и окружения.

Эта группа убеждений характеризуется отсутствием навыка гибкого и быстрого перехода от содержания контекста к внутреннему содержанию способностей. Может показаться странным наличие таких инфантильных убеждений, как:

    «Я быстрее прочту текст, написанный большими буквами, чем маленькими»,

    «Я люблю литературу, но вот русский язык ненавижу»…

Полученная структура убеждений одновременно является и ресурсом для обучения.

Само желание научиться подтверждает наличие сверх положительной ценности - преодолеть ограничения в собственном развитии. Определение проблемного пространства предоставляет возможность перейти к пространству ресурсов и пространству решений. Этот переход осуществляется через калибровку петли эффектов желаемого состояния. Эффекты сами по себе являются причиной и мотивом его достижения и мобилизуют ресурсы в соответствии с целями обучающегося. При совместном определении пространства эффектов на первом занятии мы используем упражнение на интервидение, которое не только определяет творческий потенциал нашей работы, мотивирует на достижение результата, но и демонстрирует успешную стратегию создания множественных перспектив в описании когнитивных процессов. Использование при этом визуальных и символических стратегий расширяет пространство ресурсов каждого участника группы.

Корректировка модели поведения

В нашем опыте уже есть все эффективные стратегии поведения, но отсутствует механизм их применения в соответствии с конкретной деятельностью. Остается, только научиться правильно пользоваться полученными ранее стратегиями.

Взгляните на эти слова и предложения

Я ПЬЮ МОЛОКО

МОЛОКО – СИМВОЛ

А, теперь проследите внутренние ощущения:

    Как быстро вы опознали эти слова и поняли смысл прочитанного?

    Нужно ли было вам проговаривать их?

    Вы заметили, что внутреннее проговаривание включается только после опознания объекта?

    Вы заметили, что образ действия возникает быстрее, чем вы проанализируете грамматическую конструкцию;) ?

    Вы заметили, что ваше сознание может мгновенно улавливать сложную смысловую характеристику сообщения, и только потом начинаются ваши комментарии и уточнения?

    Вы ощутили, что визуальный канал работает гораздо быстрее и становится источником синестезий?

    Вы поняли, что образ и его смысловое наполнение воспринимаются нами одновременно, в зависимости от нашего субъективного опыта?

Слова в книге воспринимаются иероглифами. Читателю совершенно не обязательно читать их по буквам! Главное, чтобы в сознании был предыдущий опыт работы с данным словом.

То же самое происходит и на уровне нахождения смысловых структур. Если вы намерены читать вывод в статье, то глаза сами собой остановятся на нужной конструкции текста.

Если вас попросят найти какую-то смысловую структуру (например, о каких действиях идет речь, какой контекст рассматривает автор и так далее), вы удивитесь тому, как быстро и цельно анализирует наше сознание информацию, если ему не мешать;) . Вспомните, что ваши комментарии по поводу предложения «Молоко – символ» появились ПОЗЖЕ вашего понимания и «опознания» сути прочитанного. Паттерны логических структур информации впитаны нами в полном объеме. Они действуют автоматически, на неосознанном уровне компетентности, когда мы воспринимаем окружающий мир. Только когда мы начинаем задумываться, как это происходит, мы начинаем их систематизировать и называть, чтобы иметь более точный опыт осознания этих паттернов. Просто позвольте своему сознанию делать эти две важные работы по порядку, а не одновременно. Вы точно так же управляете своим компьютером, позволяя ему последовательно переходить от программы к программе путем нажатия соответствующих клавиш. Какие клавиши были для вас в этом процессе самыми интересными?

Практическое упражнение по использованию внутренних резервов

Еще одно упражнение по утилизации такой «вредной» в некоторых контекстах и такой «полезной» в нашем случае стратегии переноса механического навыка.

"Давайте потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой!

Для этого вам понадобится не очень легкий, но и не совершенно незнакомый текст (например, по психологии;)), минут 5-10 времени и … соответствующий настрой. Процесс анализа и критики текста, упражнения и своих способностей к быстрому чтению мы пока отложим. Настройтесь на интенсивную работу в течение этих минут и на полное доверие к своим способностям. Читать вы умеете, движениями глаз руководить тоже умеете, судя по тому, что вы с нами. ДУМАТЬ тоже умеете! Этого достаточно;) .

Начнем с паузы. Перед каждым действием вы должны дать команду своему подсознанию. Вспомните, как вы «подвигаете» себя на выполнение какой-то серьезной работы? Очень часто это выражается во внутреннем диалоге. Например, строгим и спокойным голосом вы себе приказываете: «Вперед!» или «Ну, начнем!» Вспомнили? Послушайте себя. Уловите это состояние и особенности общей команды. Обратите внимание на то, что команда должна быть КОМАНДОЙ, а не пожеланием. Есть громадная разница между « Сейчас я сделаю!» или « Делай!» и «Я должен сделать…» (это выражение несет в себе скрытое ограничение, чувствуете? Вы никому ничего не должны – вы играете!) или «Я попробую…» (попробую, но не съем).

Запомните состояние готовности начать действие! Позже, вам нужно будет вызывать это состояние для входа в режим скорочтения!

Сперва прочтите целиком описание упражнения. Абзацы в тексте соответствуют паузам, во время которых вы в течение короткого времени должны дать уже выявленную энергичную команду самому себе. Приготовьте текст для работы (1-2 страницы, когда заканчиваете читать – возвращайтесь обратно, пусть мозг потренируется на знакомом материале).

«Вперед!»?

Максимально быстро, не вдумываясь в смысл текста специально, читайте текст, делая только три фиксации на каждую строчку, выбирая их произвольно. Вы решаете только одну задачу: три фиксации!

Дайте себе команду увеличивать скорость движения от строки к строке, чтобы к концу страницы она стала максимальной! Тот же текст в соответствии с этой командой!

Увеличьте скорость движения глаз. Делайте две фиксации. МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧЬТЕ СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ!

Ведь это уже скольжение? При большой скорости вам хочется скользить, фиксации вам мешают? Разрешите себе это и получите удовольствие!

Скользите максимально быстро по уже знакомому тексту! Увеличивайте скорость от строки к строке!

Какую траекторию предпочитают ваши глаза? Это волнообразная линия? Зигзаг? Движение от одного угла страницы к другому? Это ваша личная эффективная траектория скольжения.

Обратите внимание – какие слова, смысловые единицы проникают в ваше сознание при быстром скольжении? Не ставьте перед собой задачу разобраться в деталях. Понять, что текст посвящен НЛП, а не проблемам свиноводства достаточно, но вы уже заметили гораздо больше!

Усложните задание!

Теперь переверните текст вверх ногами. Читайте не по слогам, а словами, предложениями. Мозг приспособится очень быстро. Дайте ему команду по-прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3 фиксации. Когда вы почувствуете, что он перестает замечать, в каком виде текст ему «подсунули», не давайте ему расслабляться. Переверните в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения! Чтоб не показалось сахаром;) . И опять переверните! И так далее!

Теперь последнее усилие. Вы читаете последний раз, максимально быстро скользя и улавливая суть текста. К концу чтения увеличьте скорость, насколько это только возможно!

А теперь, не делая паузы, ПОЗВОЛЬТЕ своему мозгу перейти в обычный режим. Читайте, как хотите.

Как он себя чувствует? А Вы?

Похвалите себя! И его! МОЛОДЕЦ!

Число отличается от количества
(Бейтсон)

Это важная часть упражнения.

Сейчас, когда Вы потрудились, я хочу рассказать Вам, как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком дельфинов. Тот обучал дельфина находить новые трюки. За каждый новый трюк дельфин получал рыбку. На следующий день, когда дельфин исполнял вчерашнее движение, рыбки не было. Дельфин начинал нервничать, часто от досады выкидывал новый переворот, и тут же получал рыбку. И так изо дня в день: ни одной рыбки за старый трюк, только за что-то новое. Дельфину хватило 14 дней, чтобы понять правила игры. Он стал буквально неуправляем и счастлив, за один день продемонстрировал целых восемь самых неожиданных «коленец». «Поднялся на новый качественный уровень обучения», – как сказали бы психологи.

И вот важный момент, очень важный. В течение этих 14 дней дрессировщик кормил дельфина рыбой в неучебное время. На вопрос Бейтсона он ответил: «Я делаю это для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с дельфином. Иначе он вообще не захочет учиться ».

Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой! Поощрять себя, хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них! Иначе зачем нам вообще учиться? Только для собственного счастья, которое формирует наша компетентность.»

Уже с детства нас тянет делать то, что потом будем делать всю жизнь. Анальный малыш научается делать дело качественно - будьте терпеливей к нему, ребенок сделает медленно, но очень хорошо.

Такое отношение у него буквально ко всему на свете. Не удивительно, что анальный ребенок долго ест - ведь он должен очень качественно пережевать пищу. Заметьте, он никогда не хватает еду, не ест на ходу, не запихивается в спешке - наоборот, он подходит к этому делу очень обстоятельно. И так же долго ребенок сидит на горшке, очищая свой организм от нечистот. Это наблюдается уже в самом раннем возрасте, да и потом он будет дольше, чем другие закрываться в туалете.

У анального ребенка даже метаболизм замедленный, поэтому необходимо правильно его кормить.

Родители анального ребенка, если желают ему доброго будущего, должны понимать, что их ребенок никак не медленный, он качественный. И всячески поддерживать, подбадривать его стремление к качеству во всем. Со временем он научится и будет все делать ненамного дольше остальных. Страшную ошибку допускают родители, которые подгоняют детей с анальным вектором, заставляют их спешить, кричат, буквально гонят в шею "давай, давай, быстрей же!" Анальный ребенок не может быстрей, не потому что он медленный, а потому что все его мысли устремлены в другом направлении и он просто не понимает родителя, подгоняющего его. А дальше он просто впадает в ступор, у него не получается, он сердится на себя и на того, кто подгонял. Он не может сосредоточиться на действии, а значит, не может произвести само действие.

Результат всегда фатальный, например, ребенок может не какать неделю и иметь жуткие боли в кишечнике, лишь потому, что мама подгоняла его под дверью туалета. А это приводит к катастрофическим последствиям во взрослой жизни .

Запомните! Чем больше подгонять анального ребенка, тем более медленным он становится.

Еще детки с анальным вектором очень ранимые и их легко задеть, даже одним словом. В ответ они не кричат и не истерят , как другие, что казалось бы хорошо, но на самом деле все обстоит намного хуже - потому что в ответ они ТИХО обижаются. Да так сильно, что иногда не разговаривают с любимой мамочкой и дуются часами. Обиды терзают людей с анальным вектором с самого раннего детства, и только очень внимательный и заботливый родитель может сделать так, чтобы они не испортили ему всю жизнь. Будьте готовы к тому, что ребенок с анальным вектором постоянно обижается, очень часто довольно неожиданно для мамы и буквально на мелочь - но для него это очень важно и он именно так ощущает мир.

Если анальный ребенок обиделся, важно понимать его психику. Постоянный поиск причины для обиды или обида деланная – плохой признак.

Ребенок с анальным вектором, от природы очень неуверен в себе (не путать со зрительной видимой стеснительностью). Многие родители с удивлением наблюдают, что их дети по какой-то непонятной причине очень боятся всего нового. И часто называют их безынициативными и тюфяками, но это тоже неверное, не так - и на самом деле очень обидное название, которое не имеет ничего общего с правдой. Просто они безумно нервничают, если им говорят о будущем, об изменениях, обо всем, что будет завтра или через год. К примеру, что надо поменять садик. А если они сами еще и решение должны принять по этому поводу - то это уже настоящий стресс.

Анальный вектор относится к тому, что Системно-векторная психология Юрия Бурлана обозначает как «квартель времени» и люди обладающие этим вектором всегда живут с оглядкой на прошлое. Они очень уважают традиции, родителей, дедушек и бабушек. Для них очень важно, как жили в древние времена, и как тогда был устроен мир. Зачастую самый любимый предмет ребенка с анальным вектором - это история. А самая нелюбимая тема - это будущее, непонятное и страшное одновременно. Так устроен анальный человек от природы и точно так же устроен анальный ребенок. Пробовать изменить его - это ломать, уничтожать, истреблять его прекрасное природное качество. Поэтому не спешите делать поспешных выводов, у Вас ребенок не НЕ УВЕРЕН в себе, а просто осторожно относится к будущему.

Однако мы все понимаем, что став взрослым человеку, ему так или иначе, а придется думать о будущем, формировать свою жизнь, планировать и развиваться. Поэтому необходимо терпеливо и очень мягко подталкивать анального малыша к действиям, развивать в нем чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, помогать найти то дело, которое станет для него опорой на всю жизнь.

Заставлять анального ребенка проявлять инициативу не всегда приносит нужный результат. Ведь когда мы так поступаем, мы требуем от него проявлений качеств кожного вектора, которого может и не быть.

Ребенок убирается и очень любит чистоту

Как уже говорилось выше, ребенок с анальным вектором очень любит чистоту. И всегда с удовольствием помогает маме с уборкой. Для анальных людей через всю жизнь красной нитью проходит желание делить на чистое и грязное . И чистота - самое главное, что есть в их жизни. В доме должно быть чисто и скатерть должна быть белой, и посуда - аж сверкать. Это их удивительное желание, которое уже несет в себе прекрасную черту характера - усердие и терпение, стремление к чистоте во всем. Поэтому необходимо всячески поддерживать ребенка в этом стремлении, как только он сможет, предоставлять ему возможность убираться - тем более, что делает это он с удовольствием и качественно.

Чистота во всем - залог психологического здоровья для анального ребенка. Убираться, мыться, чистить – ребенок любит это.

Своя правда и своя справедливость

Чистота для анального человека важна во всем. Чистая квартира - это хорошо, но должны быть и очень чистые отношения между ребенком и родителями. У анальных людей даже поговорка есть такая "Лучше прямая правда, чем кривая ложь". Прямолинейные от природы, они требуют такого же отношения и к себе.

Конечно, родители часто недоговаривают детям, скрывают от них какие-то вещи. Это правильно и нормально, особенно, в определенных случаях. Но напрямую врать анальному ребенку лучше не надо, он долго будет думать о том, почему мама его обманывает. Так же не нужно просить или заставлять врать его, это введет его в ступор, вызовет в нем массу противоречий. Да и ложь не будет звучать правдоподобно, а вроде «мама сказала, что ее нету дома».

Похвала для ребенка с анальным вектором

Похвала для ребенка с анальным вектором является главной составляющей воспитательного процесса. Но хвалить нужно уметь. Если это сделать неправильно, то ребенок может обидеться, станет медленным и замкнутым. А если перехвалить – то можно сделать его зависимым от похвалы. Похвала должна быть справедливой, чтобы он чувствовал, что действительно ее заслужил.

О том, как правильно хвалить ребенка, на сайте по системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть отдельная большая статья - читайте ее .

Ровно, значит красиво. Качество во всем

Сегодня принято водить детей на все секции и кружки подряд, или только на те, которые модные. И при этом совершенно не учитываются желания ребенка, его врожденные качества. Не удивительно, что в результате - сплошное разочарование. А с анальным ребенком ситуация еще хуже - ведь он обижается и становится медленным.

Ребенок с анальным вектором очень терпелив и стремится к качеству. И если родители сумеют подобрать для него соответствующий кружок, то подарят ему настоящее дело, в которое он будет влюблен всю свою жизнь. Сегодня, в наш век спешки, мы уже позабыли, что такое качественные вещи, но на них всегда есть спрос, более того, они стоят бешеных денег.

Анальную девочку можно отправить на курсы рукоделия, а также на кулинарные курсы - растет маленькая хозяйка дома и ей пригодятся эти знания. А мальчик должен научиться работать руками и вырастет человек-"золотые руки", умеющий все в доме сделать. Если есть другие вектора, например, звук или зрение , то такого малыша можно отправлять в любые интеллектуальные и творческие профессии. Хорошие художники, дизайнеры, программисты, стилисты, врачи, создатели красивейших вещей руками - это чаще всего люди, обладающие развитым анальным вектором.

Подберите для анального ребенка такое занятие, в котором требуется очень большая тщательность, ответственность, щепетильность, терпение и усидчивость. Подбодрите его, помните, он не любит все новое. И уже в скором времени он поразит Вас своим талантом - он будет делать такие вещи, которые Вы не могли бы себе даже представить.

Мама - главная женщина на свете, а дома лучше чем в гостях

Анальные дети больше других любят мам. С самого раннего возраста у них возникает особенная связь с мамой, которая не разрывается уже до самой смерти. Именно они больше всего страдают, когда мама, даже в уже очень пожилом возрасте, умирает. Как будто ниточка разрывается, которая привела их в этот мир и смысл жизни теряется. "Моя мама, мамочка" - анальный ребенок очень дорожит мамой и даже в мыслях называет ее ласково.

Любая мама анального ребенка, особенно, сына должна никогда не забывать о том, что она является иконой для своего малыша и задает ему на всю жизнь стереотип отношения в паре и в семье. Анальные люди живут с оглядкой, и зачастую их самый первый опыт определяет всю последующую жизнь. А самый первый опыт общения у ребенка происходит именно с мамой.

Если мама не будет внимательна к ребенку, не будет адекватно реагировать на его обиды, будет подгонять и вгонять в медлительность... то это может привести к напряженным отношениям с человеком, которому задано от природы быть самым близким. Сильнейшая обида на мать превращает жизнь анального человека в тяжелейшее бремя, которое очень страшно нести. Он не сможет нормально, адекватно жить, не сможет завести отношения, полюбить, создать семью.

Так же трепетно анальные люди относятся к семье, к старшим, к братьям и сестрам. Они любят свою нацию и гордятся ею. Их дом - это их крепость.

Процесс учебы: трудно, но навсегда

Обычно анальный ребенок любит учиться и делает это очень успешно. Он любит ходить в школу, любит быть отличником, выполнять домашнее задание.

Бывают исключения - часто из-за плохого обращения или непонимания. Например, кожная учительница подгоняет, придирается, унижает. Тогда анальный ребенок становится медленным и угрюмым, обижается и, возможно, даже навсегда бросает свое желание учиться. Но в первом классе нет такого анального ребенка, который бы не стремился в школу.

Поэтому очень важно взглянуть на первую учительницу, да и классную в средней школе, перед тем, как отдавать ребенка в школу. Действительно, материал такой ребенок усваивает медленно, но навсегда. Если дать ему возможность развиться, то он станет лучшим учеником в классе, все предметы будет знать на отлично.

"Учиться, учиться, и еще раз учиться" - это главный постулат анального ребенка. Кстати, именно они в будущем выбирают профессию учителя и с радостью возвращаются в родную школу уже в новом качестве: не учиться, а учить!

Вдумчивость как качество личности – склонность постигать настоящее умом, чувствами и разумом, замечать новое, сохраняя чувствительность к контексту, сосредоточенно мыслить, глубоко вникать во что-нибудь.

В одном большом доме жила мышиная семья. Много лет мыши жили счастливо и беззаботно, хозяйничали на кухне и съедали все, что могли найти. Но в один совсем не прекрасный день пришла беда. Хозяева устали от мышиных набегов и завели кота. Кот хотел во что бы то ни стало доказать, чего он стоит, и стал гонять мышей по всему дому - вверх, на чердак, вниз, в подвал, и, к ужасу мышей, даже поймал и съел несколько их сородичей! Тогда одна из мышей созвала экстренный совет, чтобы обсудить, как справиться с ситуацией. Так как мыши отличались прекрасными творческими способностями, они устроили «мозговой штурм» и придумали массу идей, как избавиться от кота: отравить, застрелить, до смерти напугать и так далее. Наконец, заговорила самая умная мышь: - Почему бы не привязать на шею коту колокольчик? Тогда мы всегда будем слышать, где он, и успеем убежать и спрятаться. Все решили, что это чудесная идея, стали хлопать умную мышь по спине и поздравлять с таким творческим решением. Но вдруг, в разгар этих поздравлений, самая маленькая мышка, которая сидела в самом темном уголке и молчала, встала и подняла лапку. - Можно вопрос? - робко пропищала она. - Конечно, - сказал предводитель мышей, - спрашивай. - Я думаю, что это прекрасная идея и все такое… И не хочу портить вам удовольствие, но… А кто из нас будет привязывать к коту колокольчик?

Мораль: Творческие идеи прекрасны. Но только если они продуманы до конца.

Можно прочитать «Анну Каренину» Льва Толстого и на вопрос, о чём роман, ответить: «Да, там одна женщина решила покончить жизнь самоубийством, но не доверилась старым способам – отравиться, утопиться или повеситься, и пошла по «правильному пути» — легла на рельсы, так надежнее. Сколько после нее не бросалось женщин под поезд, но Анной Карениной ни одна, так и не стала». Это пример бездумного чтения, при котором в памяти остается лишь голый сюжет, способный уместиться в рамках одного предложения.

Читать можно по-разному, — утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой — сто книжек в месяц, — скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово…» Для того чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь!

Вдумчивое прочтение книги или просмотр фильма предполагает детально углубляться мыслями, анализировать текст и характеры героев, осознавать замыслы автора. Вдумчивый читатель – это эстетическое наслаждение чтением, тяга к чтению, вкус счастья и радость от чтения, способность творческого восприятия и высокий литературный вкус, интерес к жизни и личности писателя. Вдумчивый читатель – означает умение работать с различными произведениями — конспектировать, цитировать, выписывать, пользоваться словарями и справочниками, осмысливать прочитанное, формулировать собственное отношение к нему устно или письменно, вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, газетной заметки, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями, творческого сочинения и т.д. Истинное чтение — это чтение между строк, вдумчивое проникновение в скрытые симпатии автора к героям, страдание от расставания с прочитанной книгой, как с хорошим и верным другом. Оно захватывает душу — вызывает размышления об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в сложность человеческих взаимоотношений, думать над своей судьбой, над настоящим и будущим.

Вдумчивость предполагает нахождение различий, фокусирование внимания на новом, размышления и обдумывание вопроса. Предположим, перед нами стоит задача сосредоточить внимание на яблоке. Казалось, нужно, подобно фотоаппарату сфокусироваться на данном неподвижном объекте. Но скоро мы убеждаемся, что внимание рассеивается, в голову приходят сторонние мысли. Теперь попробуем изучать яблоко вдумчиво, обращая внимание на различные нюансы. Мы начинаем задавать себе вопросы: «Какого сорта это яблоко? Полезно оно или нет? Когда его лучше кушать, утром, днем или вечером? Сколько в нём калорий? Можно ли давать яблоко собаке? Какие блюда можно сделать из яблок? С какими продуктами оно сочетается? Можно ли давать его маленькому ребенку?» Теперь мы замечаем, что удерживать внимание стало легче. Иными словами, когда мы находим в исследуемом объекте новые свойства и подробности, то есть подходим вдумчиво, внимание резко улучшается, а напряжение от его концентрации падает.

Вдумчивость порождает симпатию к изучаемому объекту. Человек, детально изучивший какой-либо вопрос, чувствует себя комфортно, когда о нём заходит речь, и даже сознательно переключает беседу на свою любимую тему, где он знаток и дока. Так легче подтвердить в глазах окружающих свою весомость и значимость. Вдумчивость пробуждает дальнейший интерес к данной теме, вовлекает человека в поиски мельчайших деталей и нюансов вопроса.

Вдумчивость – противоположный полюс бездумности, шаблонного, стереотипного реагирования на ситуации жизни. Внешне она выглядит физически собранной и проявляется в таких характерных формах: пауза перед ответом, способность повторить сказанное оппонентом, способность повторить то, что сказал сам, способность сформулировать, какой тезис защищало собственное высказывание.

Конечно, вдумчивость легко подделать. Многие стремятся создать о себе мнение вдумчивого, делового и серьезного человека. Прочитав за всю жизнь лишь «Курочку Рябу», претендент на вдумчивость, не отвечает сразу на вопросы, считает в уме до пяти, а уж потом отвечает с ученым видом знатока. Если к нему обращаются с элементарными вопросами: «Который час?», «Как дела?», мнимый обладатель вдумчивости считает до трех. Он уже догадался – ни в коем случае нельзя отвечать сразу. Выждав паузу, он, не замедляя темпа своего высказывания, отвечает четко и довольно энергично.

Людям, занимавшимся научной деятельностью, хорошо известна вероятностная форма изложения материала. Для этого используются такие словарные обороты, как: «Представляется», «По моему мнению», «Вероятно, что», «Возможно», «Думается, что» и другие. В учебниках, газетах и журналах вероятностные утверждения сменяются абсолютными утверждениями. Например, даётся определение какого-то понятия, ученикам остаётся роль бездумной зубрилки, хотя правильность его формулировки вызывает большие разногласия среди специалистов. Или, еще хуже, объясняют одно понятие родственным и близким к его смысловой нагрузке другим понятием.

Например, вместо того чтобы вдумчиво разобраться в специфических свойствах того или иного качества личности, читателю навязывается поверхностная бездумная форма восприятия мира. Так, вдумчивый человек заинтересовался, к примеру, определением качества «вежливость». Словари и энциклопедии услужливо ему подбрасывают «исчерпывающее» определение – это воспитанность, учтивость, почтительность, приветливость и тактичность. Он, неудовлетворенный таким определением, листает словарь и находит, что учтивость – это вежливость и почтительность, а почтительность – это учтивость и вежливость, а тактичность – это деликатность и воспитанность. Словом, порочный замкнутый круг бездумного, поверхностного видения мира, и выход из него только один – вдумчивость.

Петр Ковалев 2013 год