Шьем костюмы для исторической реконструкции своими руками. Историческая реконструкция. Историческая реконструкция женской одежды Белоруссии XII века

ПРОЕКТ «РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проект начат в 2002 году силами мастеров, этнографов и волонтеров Центра коренных народов Ленинградской области.

Включает в себя следующие направления:

Реконструкция водского костюма:

Воссоздан костюм замужней вожанки середины в. на основе материалов ингерманландской коллекции Национального Музее Финляндии и архивных описаний;

В течение 11 лет проводился постоянно действующий семинар «Водская вышивка»;

Создана коллекция вышивки води;

Создан каталог традиционной водской вышивки (см. раздел сайта «Орнаменты»/ «Водские орнаменты»);

Проведены мастер-классы по современному использованию водских орнаментов;

Материалы проекта вошли в книгу «Водь. Очерки истории и культуры», СПб., 2009;

В течение 3 лет проводился постоянно действующий семинар по воссозданию водских кукол;

Создана коллекция водских традиционных кукол;

Издана книга «Водская традиционная кукла», СПб., 2013 (авторы О.И.Конькова и Н.Е. Романова).

Реконструкция ижорского костюма:

Воссозданы костюмы ижор конца XIX - нач. ХХ вв. из регионов Северной Ингерманландии (территория совр. Всеволожского и Приозерского районов), костюмы сойкинских и нижнелужских ижор (территория совр. Кингисеппского района); реконструкция проведена на основе материалов ингерманландской коллекции Национального Музее Финляндии, краеведческих музеев Ленинградской области, Эстонского Народного музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и архивных описаний;

Создан ижорский костюм для Краеведческого музея г. Сосновый Бор;

В течение 11 лет проводился постоянно действующий семинар «Ижорская вышивка»;

Создана коллекция вышивки ижор;

Создан каталог традиционной ижорской вышивки (см. раздел сайта «Орнаменты»/ «Ижорские орнаменты»);

Проведены мастер-классы по современному использованию ижорских орнаментов;

Материалы проекта вошли в книгу «Ижоры. Очерки истории и культуры», СПб., 2009;

В течение 3 лет проводился постоянно действующий семинар по воссозданию ижорских кукол;

Создана коллекция ижорских традиционных кукол;

Издана книга «Ижорская традиционная кукла», СПб., 2013 (авторы О.И.Конькова и Н.Е. Романова).

Реконструкция костюма ингерманландских финнов:

Воссозданы костюмы ингерманландских финнов конца XIX - нач. ХХ вв. из регионов Северной Ингерманландии (территория совр. Всеволожского и Приозерского районов), Центральной Ингерманландии (территория совр. Гатчинского, Волосовского и Ломоносовского р-в); реконструкция проведена на основе материалов ингерманландской коллекции Национального Музее Финляндии, краеведческих музеев Ленинградской области, Эстонского Народного музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и архивных описаний;

В течение 11 лет проводился постоянно действующий семинар «Вышивка ингерманландских финнов»;

Создана коллекция вышивки ингерманландских финнов;

Создан каталог традиционной вышивки ингерманландских финнов (см. раздел сайта «Орнаменты»/ «Орнаменты ингерманландских финнов»);

Проведены мастер-классы по современному использованию орнаментов ингерманландских финнов;

Материалы проекта вошли в книгу «Ингерманландские финны. Очерки истории и культуры», СПб., 2009 (авторы О.И. Конькова, В.А. Кокко);

В течение года проводился постоянно действующий семинар по воссозданию кукол ингерманландских финнов.

В 2014 году Центр коренных народов Ленинградской области завершил проект возрождения традиционных костюмов финнов-эурямёйсэт - ингерманландских финнов, проживающих в Центральной и Северной Ингерманландии. Культура финнов окрестностей Петербурга исследована крайне мало. Вместе с тем, ее уникальные аспекты - старинный костюм, фольклор, обряды, детская и праздничная культура - способны удивить своей необычностью и красотой. В течение 10 лет волонтеры Центра коренных народов под руководством профессиональных этнографов Академии наук и опытных преподавателей по реконструкции народных костюмов планомерно занимались восстановлением ингерманландских костюмов. Работа с музейными коллекциями России, Эстонии и Финляндии, сотни мастер-классов и регулярные занятия по крою, вышивке и шитью со всеми заинтересованными - вся эта напряженная работа принесла великолепные результаты. Многие ингерманландские финны смогли сшить для себя уникальные костюмы. Волонтерами Центра коренных народов Ленинградкой области были созданы копии костюмов 19 века для Ломоносовского музея и Мобильного Музея коренных народов Ленинградской области, для национального фольклорного театра коренных народов "КАГРАКАРУ".

В этом году работа волонтеров имела особый результат: для знаменитого ансамбля ингерманландских финнов из деревни Рапполово Всеволожского района Ленинградской области были сшиты новые костюмы, полностью повторяющие старинные одежды местных ингерманландских финнов. Более года мастерицы тщательно вышивали части рубах, ткали пояса, плели кружева и шили костюмы, причем костюм каждой певицы отличался от других. Впервые народный коллектив Ленинградской области стал выступать в полностью достоверных аутентичных костюмах. Руководителями проекта были народный мастер и преподаватель высшей квалификации Наталья Романова (вожанка по происхождению), дизайнер Леонтина Сакса (ингерманландская финка), этнограф Ольга Конькова (ижорка). Всего в проекте приняло участие более 120 человек.

В настоящее время Центр коренных народов продолжает свою профессиональную работу над возрождением костюмов води и ижор.

Меня всегда интересовала средневековая история: старинные обычаи, роскошная одежда, неспешный образ жизни, культ прекрасной дамы, легенды и песни трубадуров – всё это занимало воображение и способствовало моему хобби. Ещё на первых курсах исторического факультета я знала многих старшекурсников, которые занимались реконструкцией всерьёз. Они ездили на фестивали, показывая своё мастерство, принимали участие в воссоздании значимых событий прошлого. Парни отрабатывали искусство боя, сами изготавливали кольчугу и рыцарское облачение, девушки занимались традиционными женскими занятиями: ткачеством, шитьём и вышивкой собственных костюмов, приготовлением еды, танцами. Вскоре я тоже решила попробовать свои силы и влюбилась в возможность «примерить» на себя новый имидж.

Историческая реконструкция женской одежды Белоруссии XII века

Мой костюм представляет собой комплекс одежды горожанки XII века племени кривичей, которые проживали на территории центральной Беларуси. Главная часть костюма – рубаха белого цвета – сшита изо льна по средневековым «выкройкам», вышита красной нитью по горловине, рукавам и подолу. красной нитью имела целью уберечь человека от злых сил и сглаза недоброжелателей. На рубаху надевается просторное верхнее платье из синей шерсти с оранжевой вышивкой.

Пояс соткан из шерстяных и льняных нитей на деревянных дощечках старинным способом. На пояс обычно подвешивались кошели, ножики и подвески в форме коня. Орнаменты вышивок костюма растительные и геометрические. Обувь сшита из натуральной кожи коричневого цвета, украшена узором «пальметта», что значит «выцветшее сердце».


Вышивка рубахи из льна


Вышивка льняной рубахи


Обувь, вышитая «пальметтой»

Завершают образ латунные украшения ручной работы: височные кольца, бусы с подвесками–лунницами, браслеты-наручи (надеваются поверх рукавов рубахи), фибулы (средневековые застёжки).


Пояс и украшения: височные кольца, фибула, браслеты

Сложным в таком необычном хобби является то, что при всём разнообразии современных материалов, очень трудно найти натуральные ткани, нити для костюма. Более того, надо посидеть в библиотеке, отыскивая материалы об историческом периоде, который собираешься представлять. После этого просидеть много бессонных ночей за шитьём своего шедевра.

Мой костюм не претендует на 100 % достоверность и научность, основная цель – проявить себя, овладеть мастерством средневековых умелиц и постараться взглянуть на мир глазами жителя того времени. Так как костюм сделан собственными руками, в него вложена частица моей души. Историческая реконструкция – занятие необычное и оригинальное для меня, хотя есть и трудности, восхищённые взгляды людей окупают и компенсируют все материальные и моральные затраты. Такое хобби становится стилем жизни!

дипломная работа

4. Реконструкция народного костюма

Народная одежда, обувь, создававшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий народа и сложившихся исторических условий. Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах сконцентрировал вековой опыт народа. Именно поэтому для большинства художников основной смысл и ценность народного костюма: логика форм и конструкций, рациональность и целесообразность.

Изучение образцов народного творчества в музейных коллекциях страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены утилитарные и эстетические качества. Именно благодаря такому соединению были созданы предельно целесообразные, а поэтому чрезвычайно важные вещи. Жизненная основа народного искусства, как и костюма, в том, что оно всегда было обращено к человеку, к его повседневной жизни, что и сделало его понятным. Искусство народа формировалось в течение длительной истории, сохраняло все самое ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.

Необычайно самобытен, и оригинален костюм народов, населяющих нашу страну, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений, разнообразие приемов изготовления. Народный национальный костюм не является застывшей в своих формах неизменной категорией. Народ вырабатывал, и сохранял формы костюма, в наибольшей степени соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.

Образцы народного творчества вдохновляют художников промышленного искусства - керамитов, текстильщиков, мебельщиков, ювелиров, швейников. Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства, художественная народная фантазия - особенно привлекательны для художника-модельера. Плавные линии арок памятников архитектуры, мотивы и ритмы орнаментальных узоров деревянной резьбы, Павловских платков, структуры домотканых материалов находят отклик в творчестве модельеров как ассоциативные источники.

Современный костюм оказывается созвучным народному в использование похожих рисунков: клетки, полоски разных ритмов и масштабов, в игре фактур материалов или общем колористическом решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов, характерных для народного костюма. Платки, меховые головные уборы, сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные особенности. В народном костюме соединены искусство обработки кожи, плетение, ткачество, аппликация и вышивка. Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства, художественным ансамблем, главным в котором является сам человек.

Анализ технологического процесса производства

Торгово-производственное предприятие ООО «Эскулап» осуществляет следующие виды деятельности: производство перевязочных материалов; услуги по производству продукции из давальческого сырья; транспортные услуги; услуги хранения; услуги...

Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде

Произведения изобразительного искусства стали основным источником для реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности...

Исследование исторического костюма играет не маловажную роль в жизни человека. Чем больше изучаешь историю костюма, тем больше совершаешь открытий. В течение нескольких веков человек умело придает куску ткани разнообразные формы...

Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одежды

Красива земля рязанская. Славится она необъятными просторами и неописуемыми по своей красоте полями с ситцевым разноцветьем васильков, ромашек, гречихи или сурепки. Красота эта - и в предметах прикладного искусства...

Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одежды

Художественный образ народного костюма в данном дипломном проекте рассматривается как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной...

Капитальный ремонт и реконструкция стального вертикального резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов

Модернизация производства керамического кирпича

Посёлок городского типа Энем находится на удалении 15 км от города Краснодар, на предприятиях и в организациях которого работает большинство жителей. Другая часть населения занята в местной сфере услуг и торговли...

Организация производства СПб ОАО "Красный Октябрь"

Уже более 25 лет предприятие "Красный Октябрь" выпускает многофункциональную садовую технику...

Проектирование распределительного газопровода среднего давления района поселка Урдома Ленского района Архангельской области

Основной комплекс мер по реконструкции существующих газораспределительных систем состоит из следующих этапов: - замена существующих изношенных стальных газопроводов с полиэтиленовых труб меньшего диаметра внутри изношенных стальных с...

Прошлое, настоящее и будущее Государственной холдинговой компании "Лугансктепловоз"

В 1926 году было принято решение о расширении и переустройстве паровозостроительного завода. В 1928 году разработка проекта нового завода шла ускоренными темпами и уже в конце года начались подготовительные работы...

Разработка технологических процессов при изготовлении женской лёгкой одежды, выполняемой по индивидуальным заказам

Модель № 1 Костюм женский классический для средней возрастной группы из габардина (100% шерсть), состоящий из жакета и брюк. Жакет полуприлегающего силуэта, с рельефным швам и вытачкам, с центральной застежкой на 4 обметанных петель и 4 пуговиц...

Реконструкция горизонтально-расточного станка повышенной жесткости

Реконструкция компрессорных станций с заменой технологического оборудования

Реконструкция -- процесс изменения устаревших объектов, с целью придания свойств новых в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования...

Реконструкция участка существующей железнодорожной линии с анализом овладения перевозками и выбором средств этапного усиления ее мощности

Кумпан Е.В., Камалетдинова А.И.

УДК 678

Ключевые слова: исторический костюм, реставрация, реконструкция, текстильный материал, «состаривание».

В работе установлено, что для воссоздания исторического костюма, сотрудники музеев наиболее часто применяют метод реконструкции, так как данный метод, позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность, воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия с историческим прототипом.

Key words: historical costume, restoration, reconstruction, textile material, "aging".

In work It has been found that for the reconstruction of the historic costume museum staff the most commonly used reconstruction method, as this method allows, by comparison of the data of archaeology, visual, written sources, scientific papers and experimental verification of functionality to recreate the lost object with the maximum degree of conformity with the historical prototype.

На сегодняшний день основными методами сохранения и воссоздания музейных образцов подлинной одежды, различных исторических периодов, является реставрация и реконструкция утраченных памятников.

Анализ формирования музейных коллекций текстиля и реставрационной практики в России показал, что большинство исторического текстиля и художественных тканей из коллекций музеев имеют следы реставрационных работ, свидетельствующие о стремлении сохранить шитые и тканые предметы от разрушения, так же установлено, что современная методология реставрации шитья и тканей основывается на всестороннем изучении с проведением историко-архивного, технико-технологического и искусствоведческого анализа. Комплексное исследование музейного текстиля выявляет его документальную значимость и художественные достоинства, способствуя более точному определению целей реставрации и методов ее проведения .

Многие музейные вещи настолько сильно разрушены временем или неправильными условия хранения, которые имели место на протяжении многовековой истории памятника, что восстановить данную вещь реставрационными методами не возможно.

В настоящее время сотрудники музеев, наиболее часто применяют реконструкцию, данный метод, позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам . В музейной практике различают следующие способы (методы) реконструкции:

- «копия», создание костюма по существующей вещи в тех же размерах и в той же технологии, из таких же материалов;

- «реплика», создание костюма, так же, как и копия, но с учетом размеров современного владельца, размеры предмета изменены пропорционально;

- «новодел», создание костюма по существующим в научной литературе типологиям, из исторически верных материалов, по известным во время бытования предмета технологиям;

- «стилизация», создание костюма, совпадающего по контурам с существующими типологиями, из исторически верных материалов, с применением современных технологий;

- «бутафория», создание костюма либо не из исторически верных материалов, но соответствующего существующим типологиям, либо наоборот, сделанного из исторически верных материалов, но не верного по типологии, технология изготовления не важна .

При воссоздании образцов подлинной одежды, работа реконструктора должна основываться на исторических источниках. Историческими источниками является все то, что непосредственно отражает исторический процесс и предоставляет возможность изучать прошлое человеческого общества, другими словами, это все то, что создано ранее человечеством и дошло до наших дней в виде различных предметов материальной культуры .

Для реконструктора главной целью является определение категории вещественных источников, поскольку благодаря им возможно в точности воспроизвести исторические костюмы, учитывая все мельчайшие подробности. Но, чем дальше углубляться в глубину веков, тем сложнее найти уцелевшие предметы. В таком случае используются иллюстрации, которые дают подробную информацию о внешнем виде человека той или иной эпохи, но полученные данные всегда необходимо сопоставлять с информацией вещественных материалов .

Основными видами исторических источников, используемых при реконструкции является:

Вещественные источники, которые основываются на археологических находках и музейных экспонатах;

Изобразительные источники включают иллюстрации в книгах, фотографии, картины и скульптуры;

Письменные источники основываются на археологических документах и исторических книгах;

Этнографические источники включают, так называемые полевые - экспедиционные материалы;

Лингвистические источники основываются на речевом и книжном языках.

Воссоздание исторического костюма сложный и трудоемкий процесс, требующий от реконструктора знаний в области материаловедения, конструирования и технологии изготовления одежды, а также знаний различных техник вышивки, используемых в декоративно прикладном искусстве.

Большинство используемых современных текстильных материалов для реконструкции, воссоздания исторических костюмов, по внешним признакам не отвечают основным требованиям, что приводит к поиску наиболее эффективных методов «состаривания». «Состаривание» ткани достигается следующими основными методами:

- «искусственное выгорание», ткань помещают под воздействие естественного света (ультрафиолетовых лучей) или искусственного света (люминесцентная лампа, лампа накаливания);

- «деформация», изменение размера, внешнего вида или формы предмета путем механического воздействия. Ткань обрабатывают пемзой, песком, наждачной бумагой. В основном обрабатывают -швы, края костюма, коленки или локти. Данный метод позволяет достичь эффекта поношенности;

- «термообработка», ткань вываривают в кипящей воде или помещают в печь и медленно нагревают. Процесс старения ткани и заключается в их медленном истлевании, а термообработка ускоряет этот процесс. В отличие от механической обработки, при термообработке ткань стареет вся, а не только в верхних слоях ;

- «окрашивание», ткань окрашивают с помощью кисти, погружением в раствор или пульверизацией. Так же, возможно совмещение всех трех методов. При окрашивании в растворах используют натуральные красители растворы чая, кофе, йода, зеленки, вина, соков фруктовых и овощных. Также используют марганцовку, ржавчину, акриловую и масляную краску. От температуры раствора зависит интенсивность прокрашивания (чем выше температура раствора - тем быстрее и интенсивнее прокрашивается. Метод окрашивания кистью используется для создания эффекта пятен, какие возникают на старой ткани. Используя щетинные кисти, ватные и губчатые тампоны, накладывая цвет на цвет, соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися красками с более густыми можно добиться различных художественных эффектов. Еще один способ окрашивания -пульверизация. При помощи этого метода можно сделать ткань более живописной, подчеркнуть форму, оттенить складки и создать эффект поношенности, обжитости костюма. При пульверизировании применяют анилин, акрил, тушь, гуашь и жидко разведенные масляные краски

- «выведение цвета» осуществляется нанесением на ткань органических и неорганических растворителей .

В Казанском научном исследовательском технологическом университете на кафедре «Дизайн» совместно с реставраторами Национального музея РТ, при написании магистерской диссертации была выполнена реконструкция модели татарского исторического национального женского костюма XIXвека, которая послужила дополнительным экспонатом на выставке в Национальном музее Республики Татарстан.

При реконструкции женского татарского костюма начала XIX века, на основе анализа основных методов «состаривания» ткани, были выбраны и применены наиболее эффективные методы такие, как: «окрашивание», «термообработка»,«выведение цвета» и «искусственное выгорание».

Основную ткань для платья и камзола подвергли методу «искусственного выгорания» для придания ткани старины, время выгорания современного текстильного материала из искусственного шелка составило 200 часов под воздействием люминесцентной лампы.

Низ камзола и калфака обработан бахромой, первоначально бахрома подверглась «термообработке», позументная бахрома помещялась в кипящую воду, где вываривалась в течении 10 мин. «Выведение цвета» осуществлялось с помощью бензина-растворителя для резиновой промышленности БР-1 (ГОСТ 443-76) и нефтяного растворителя «Нефрас» С2-80/120 (ТУ 38.401-67-108-92. В качестве способов «окрашивания» были выбраны: раствор с чернилами, нанесение с помощью кисти акварельной краски и пульверизация акриловой краской.

Металлической застежке камзола придали вид окисления и состаривания с помощью очистки кислотнополикомпонентным раствором комплексообразующих веществ, ионогенных и неионогенных поверхностно-активных веществ с добавкой органического растворителя.

Накосное украшение под калфак декорировано монетами, монеты были подвержены «деформации», а именно механическому воздействию молотком.

При выполнении реконструкции женского костюма ХIХ века, выявлены основные конструктивные особенности построения татарского исторического национального костюма. Установлено, что по принципу кроя все многообразие женских рубах (платьев), делиться на два типа: тип I - рубаха туникообразного покроя и тип II- рубаха со скошенными сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов. В середине XIX века определяются три варианта туникообразных женских рубах типа I:

1 вариант — с цельным туникообразным остовом;

2 вариант — с укороченным остовом и пришивным к его нижнему краю подолом;

3 вариант — с отрезным, чуть ниже талии остовом, широким подолом и пришитым несколько выше талии широким воланом.

Так же, неотъемлемой частью женского гардероба являлся камзол, который носили постоянно надевая поверх рубашки-платья. Выявлено, что по конструктивным особенностям покрой спинки камзола целесообразно разделить: спинка цельная, без горизонтальных швов и бортов; спинка цельная, с отрезным по линии талии и присборенными бочками; спинка отрезная по линии талии, с бочками. В исторических костюмах XIX века, технологические узлы выполнялись ручными стежками.

Таким образом, анализируя сказанное, можно сделать вывод, что для воссоздания исторического костюма, сотрудники музеев наиболее часто применяют метод реконструкции, так как данный метод, позволяет путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность, воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия с историческим прототипом применяя методы различные методы «состаривания» современных материалов придавая им вид реалистичности, соответствия историческому периоду.

Литература

1 Зверев В.В. Формирование теории и практики охраны и реставрации художественных памятников в дореволюционный период: автореф. дисс. канд. искусств. / Моск. гос. ун-т. - М., 1984.-32 с.

2 Горин И.П. Очерк по истории реставрации музейных коллекций /И.П. Горин// Сообщения ВЦНИЛКР /- 1975.-№30. С. 157- 179.

3 Хетагуров А.Н. История создания и развития отдела научной реставрации ГИМ // Реставрация музейных ценностей / А.Н Хетагуров. - М., 1999.-136 с.

4 Историческая реконструкция как метод сохранения памятников истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive , свободный.

5 Быков А.В. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории / А.В. Быков. - Издательский центр «Золотые леса». -Пемза, 2011.-С.135-138.

6 Муртазина С.А. / Значение свойств полимерных тканей в создании драпировки в одежде / С.А. Муртазина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. - Т. 17. - № 5 - С. 55 -56

7 Максимов Р.И. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев / Р.И. Максимов, И.Э. Максимова// Вестн. Томск, гос. ун-т. — Томск, 2013. - №369. -С.63-66

8 Аспекты научной реконструкции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubcitadel.ru/aspekt... , свободный.

9 Искусственное состаривание текстиля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doll-as-art.livejourn... , свободный.

10 Москвин А. Ю. Методология практического применения исторического кроя в проектировании современной одежды / А. Ю. Москвин, М. А. Москвина // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 198-203.

__________________

Е. В. Кумпан — к.т.н., доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; И. А. Камалетдинова - магистр гр. 722-МЗ каф. дизайна КНИТУ.

Е . V. Kumpan - cand. tech. sci., department of Design KNITU, [email protected]; I. A. Kamaletdinova - master 722-M3 of the department of Design KNRTU.