Вещества или предметы с приятным запахом. Компоновка и сочетание ароматов. Какие болезни приводят к нарушениям восприятия запаха

Одной из своеобразных особенностей парфюмерного искусства является возможность воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмера прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться.

Как воспроизведение запахов растений, - так и получение новых комплексов осуществляется путем смешения отдельных душистых веществ. Искусство гармонического сочетания душистых веществ называется композированием, или компонованием, а полученные продукты в виде концентрированных смесей душистых веществ называются композициями. Это собственно и есть «ароматные души».

Композиции предназначаются или для непосредственного применения в виде растворов (духи, одеколоны, туалетные воды), или как добавления к различным средам (мылам, порошкообразным, жировым и другим веществам) для придания им приятного запаха.

В композициях заложено все «будущее» продукта - качество запаха, его характер, тона и оттенки, гармоничность и стойкость. Главная цель - выражение некоторой художественной идеи или настроения на основе одного или нескольких душистых веществ, которые в преподносимом сочетании (букете) иногда напоминают естественное сочетание запахов в природе, а иногда имеют с ними лишь отдаленное сходство.

Войдем в «святая святых» парфюмерного искусства и основу парфюмерного производства - в «тайну» созидания парфюмерных композиций. Постараемся выяснить, в чем их сущность и специфика.

Попробуем внюхаться в индивидуальное душистое вещество, например в ванилин, и мы обнаружим, что он имеет только один запах, и сколько бы мы не внюхивались, даже обладая самым тонким обонянием, ничего кроме этого запаха не найдем. Подобное - получится, если брать, например, длительное время на скрипке одну ноту.

Попробуем более или менее длительно разнюхивать любой свежий цветок, обладающий запахом, например цветы ландыша, сирени, фиалки или духи тех же наименований, и убедимся, что имеем здесь какую-то сумму, какое-то сочетание запахов, из которых выделяется одна какая-либо часть, в основном определяющая запах цветка, его характер, но вместе с тем проскальзывает то один, то другой тон. При длительном разнюхивании запаха даже отдельного цветка, листа, можно установить, что он меняется много раз в течение минуты как будто этот запах находится в движении и отдельные части его движутся, испаряются с различной скоростью. Поэтому натренированный нос способен «услышать» различные составные части запаха, так сказать представить себе его «картину» органолептически, т.е. с помощью обоняния проанализировать запах. Правильность определения может быть проверена и химическим анализом. Если бы запах цветка или духов был монолитным, однородным, однозначным, как ванилин, это не могло бы иметь места.

Отсюда мы можем установить, что в случае с ванилином мы имеем как бы отдельный звук, одну ноту или неподвижный, бездушный красочный мазок, а во втором - целую картину, целое произведение.

Открывая флакон духов или после нанесения духов на ткань или кожу, мы в первые 2-3 минуты ощущаем какой-то запах, несколько похожий на запах духов, отличный от него, но гармонирующий с ним. Чувствуется, что этот запах плавно, без скачков, вот-вот перейдет в основной (т.е. настоящий) запах духов. Это первоначальный, или вводный, запах, несущий информацию о предстоящем главном запахе.

Продолжая разнюхивание мы ощутим какой-то тон или группу тонов, которые выделяются особенно четко и в основном характеризуют запах, специфический для данных духов. Это основной, ведущий запах, как бы лейтмотив, мелодия его.

При дальнейшем разнюхивании обнаружим, что, если бы взять отдельно этот ведущий запах, он был бы неполным, «одиноким», а полнота запаха зависит от целой группы веществ, сопровождающих этот запах, т.е. от сопровождения или от гармонического, заполнения.

Примеры естественных запахов растений (ведущего и сопровождающего) приведены в таблице.

Растения Составные части (элементы) запаха
ведущие запах запахи, сопровождающие основной
Бергамот Бергамот Лимон, ландыш, роза, сирень, хвоя, камфара.
Мускатный шалфей (цветочные кисти) Бергамот Лимон, ландыш, мускатный шалфей.
Лаванда (цветочные кисти) Бергамот Роза, ландыш, свежее сено, хвоя, лаванда, камфара, гвоздика, резеда, корка свежеиспеченного хлеба.
Лимон (корка) Лимон Роза, фиалка, бергамот.
Апельсин и отчасти мандарин (корка) Лимон Роза, сирень, цветы апельсина, ландыш.
Роза (цветы) Роза Гвоздика, ландыш, лимон.
Герань (зелень) Роза Лимон, мята, хвоя, ландыш.
Мята кудрявая Ландыш Лимон, тмин, камфара.
Кориандр Ландыш Роза, сирень, лимон, хвоя.
Апельсиновое дерево (цветы) Цветы апельсинового дерева Ландыш, роза, сирень, лимон, жасмин, бергамот, хвоя, запах животных.
Цветы белой акации Цветы апельсинового дерева Горький миндаль, роза, сирень, ландыш, гелиотроп, жасмин.

Хорошо известно, что растения одного и того же вида могут иметь, например, различные оттенки в окраске запаха и цвета в зависимости от сорта и места произрастания. Наиболее яркий пример - сирень белая, или французская, роза белая и красная, жасмин и чубушник, апельсин и мандарин, чай грузинский и цейлонский, разные сорта кофе. У них один и тот же тон, то же сопровождение, но в них различная окраска запаха, различный тембр.

Какова же сущность и роль тембра в парфюмерии? Возьмем для примера общеизвестное по запаху розовое масло и попробуем добавить к нему ванилин в таком количестве, чтобы запах первого не затушевался, а запах второго не выделялся. Тогда мы заметим, что запах розы остался, но смягчился, т.е. ванилин изменил окраску запаха розы.

В парфюмерии влияние тембра огромно: от него зависит полнота запаха, его красота, мягкость, округленность, свет, чистота, возвышенность, богатство или (как это имеет место в масле жасмина) его бархатистость, столь ценимые потребителем.

Вводный запах и ведущий - гармоническое заполнение и тембр,- основа всякого запаха: цветочного, фантазийного, естественного или искусственного. Найти новое основное звучание, новую мелодию и правильную окраску запаха - самая трудная задача парфюмера.

Гармоническое заполнение представляет особые трудности. Об этом хорошо знают музыканты и художники. «Оркестровка» запаха, введение душистых веществ, сопровождающих основную мелодию, должно расширить ее диапазон, заставить ее звучать мощнее, «правдивее». Эти сопровождающие запахи занимают иногда 70-80% состава композиции, подчеркивают характер и окраску ведущего запаха.

Сочетание душистых веществ, независимо от резкости их контрастирования, особенно если это сочетание предназначается для духов или цветочных одеколонов, нуждается в наложении сочетания на соответствующий фон, на котором как бы развертывается основной сюжет. Фон этот должен гармонировать с запахом композиции, придавать ей законченность, полноту, цельность, иногда осмысленность, и главное придавать букету впечатление реальности. Он необходим абсолютно для всех парфюмерных композиций с тонким запахом: тяжеловатых, легких и сладких, для цветочных и фантазийных. Парфюмерная техника оказывается в этом отношении в выгодном положении благодаря наличию таких универсальных фонов, как роза, флёрдоранж, тубероза и в особенности жасмин. Эти фоны оттеняют основную идею, оживляют ее и сообщают нежность и иллюзию свежего цветка или букета. Масло жасмина своим теплым бархатным запахом украшает и розу, и флердоранж, и туберозу.

Одной из наиболее излюбленных составных частей парфюмерных композиций, придающих всему запаху неподражаемую прелесть, является запах жасмина. Он не только играет роль фона, но и служит основным запахом в духах «Жасмин», «Жемчуг» и другие.

Кроме того, часто парфюмеры используют фоны сирени, ландыша, фиалки, розы, ириса, т.е. запахи, больше всего любимые человеком; базы из них или отдельные компоненты, определяющие основной запах этих цветов, входят во все композиции цветочного или фантазийного запаха.

Конечно, не всякое сочетание душистых веществ может служить ведущим запахом или гармоническим заполнением. Случайное сочетание душистых веществ, взятых вместе, также нельзя назвать ведущим запахом или гармоническим заполнением, как нельзя считать мелодией случайный набор звуков, соответственно не связанных вместе, не дающих музыкальной мысли.

Все стадии запаха должны быть взаимосвязанными, находиться в таких сочетаниях и соотношениях, чтобы ни один из них не нарушал общей гармонии, не выходил за пределы «чувства меры». Они должны быть настолько законченными, лаконичными, чтобы о каждом можно было сказать: «Ему никто не мог сказать: Короче! И вряд ли кто б хотел сказать: Длинней!»

Достижение такой гармонии при удачном выборе ведущего запаха - «мелодии» - является высшим стремлением парфюмера. Идеальную модель соразмерности пропорций парфюмер находит в запахах растений, в которых отдельные ароматы сливаются в единый, цельный и полнозвучный запах.

В любых композициях парфюмеры сочетают запахи, по тону и окраске совершенно противоположные. Например, такие светлые, как ваниль, и темные, как деготь или пачули; влажные, как роза, и яркие, как амбра, или гнилостные, как мускус; звучные, как лимон, апельсин и бергамот, и глухие (подобные ударам рукой по подушке), как дубовый мох; теплые и сладкие плодовые запахи элементов жасмина (бензилацетат) и грубые и тяжелые запахи индола и скатола, придающие, однако, запаху особую прелесть и бархатистость. В парфюмерных композициях они часто как бы играют роль «инструмента» самого низкого «звучания».

Контрасты в парфюмерии, как в музыке, литературе и живописи (цвета), являются одной из важнейших эстетических категорий.

Всякая композиция должна иметь своеобразную ноту, отчего она становится более выразительной, оригинальной. Эта оригинальная нота оттеняет гармонию всей композиции и придает смеси своеобразную привлекательную особенность, составляющую главную прелесть букета, его красоту, изысканность. Достигается она добавлением небольшого количества вещества с причудливым запахом (например, синтетического душистого вещества).

Сейчас модны духи фантазийного направления, с древесной горьковатой и зеленой нотой, и так называемого «альдегидного» оттенка, оттого что в качестве выразительной ноты применяют некоторые альдегиды с их своеобразным, чуть-чуть «жирным» запахом. Этим достигается то, о чем говорил В. Серов в отношении живописи. «Что-то надо подчеркнуть, что-то надо выбросить, не договорить, а где-то ошибиться, иначе вместо прекрасной ошибки «от избытка» мы увидим... да ничего не увидим, кроме скучного холста.»

Разницу между красивостью и красотой Л. Сейфуллина определяет следующим образом: «Истинно красивым лицо женщины бывает только тогда, когда лицо с правильными чертами, чистое, без изъянов, не лишено какой-нибудь особенности, только ему присущей черты, волнующего выражения в улыбке или чаще всего именно неожиданной и милой неправильности, делающей его несравнимым».

Такими веществами являются многие химические вещества неприятного запаха или альдегиды, запах большинства которых никак не сочтешь за «упоительный».

Композиции должны быть так составлены в ассортименте и весовых соотношениях, чтобы благоухания отдельных компонентов были гармонично слиты и ни один типичный запах отдельного компонента, по крайней мере вначале, не выделялся резко. Это полное слияние отдельных запахов в приятное для обоняния гармоническое целое представляет высшее стремление парфюмера.

При составлении композиций с цветочным запахом парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ, так как ассортимент их в большинстве случаев предопределен запахом растения, который он в основном хочет передать. В то же время ассортимент этих веществ довольно обширен, и парфюмер, подражая природе, также преподносит их в виде комплексов, смесей, так называемых цветочных композиций.

При составлении фантазийных запахов парфюмер относительно свободен в выборе сырья, ассортимент которого зависит только от того, даст ли оно приятное или неприятное ощущение в смеси, соответствует ли его замыслу.

На стоимость, вес упаковки, предназначение, вспоминает, как эта марка проявила себя при прошлых стирках, не подвела, справилась ли с задачей. Имеется ещё один фактор, в значительной степени влияющий на покупателя, когда он выбирает стиральный порошок: запах. Что выбрать: горный родник или морской бриз? А может, попробовать лимон и белую лилию?

А знаете ли Вы, откуда берётся в стиральном порошке приятный аромат? Ведь очевидно, что в средство с запахом лимона не кладут лимонную цедру, а благоухание жасмина порошку придают вовсе не сушёные цветы.

Запахи стиральным порошкам, как любым другим товарам бытовой химии, придают специальные вещества: ароматизаторы или отдушки. Они делятся на три категории:

  • искусственные;
  • натуральные;
  • идентичные натуральным.

Ниже мы подробно расскажем о каждой.

Стиральный порошок: запах химии

Искусственные ароматизаторы

Многие полагают, что искусственные вещества – это стопроцентная химия, а в натуральных продуктах никакой химии нет. Это не более чем забавное заблуждение: химия есть везде! Из химических веществ состоит всё на свете: вода, воздух, одежда, обувь, еда, напитки, стиральные порошки. Даже человеческое тело — это ни что иное как высокоупорядоченное соединение огромного количества разнообразных химических компонентов. Разница между искусственными и натуральными веществами заключается лишь в том, что одни соединения создаёт природа, другие синтезирует человек.

Искусственные ароматизаторы – это пахучие вещества, создающиеся искусственным путём и не имеющие в природе аналогов. Запахи искусственных отдушек могут сильно походить на ароматы реальных растений. К примеру, вещество с труднопроизносимым названием изопентилизовалерат имеет запах яблока, а соединение бензилформиат пахнет свежим жасмином.

Искусственным путём было создано множество приятных ароматов, аналогов которых в природе не существует, что сделало мир богаче.


Искусственно созданный аромат бабл гам

Искусственные ароматизаторы могут делать из различных веществ: нефти, продуктов нефтепереработки, отходов бумажно-целлюлозной промышленности. Так, любимый многими запах ванили получают путём специальной переработки корма для коров.

Стиральный порошок: запах природы


Натуральные ароматизаторы

Ароматические вещества можно получать из природных компонентов: фруктов, фруктовых соков, ягод, цветов, листьев, трав, корешков, коры, хвои, семян.

Добывают их путём различной физической обработки: прессования, выпаривания, дистилляции, экстракции, разложения на ферменты, обжигания. В результате этих действий создаются эфирные масла, экстракты, эссенции, которые потом добавляют в качестве отдушек в моющие средства, косметику, пищевые продукты.

Так, натуральную лимонную отдушку получают способом экстракции из цитрусовых корочек эфирного масла, а для получения малинового натурального ароматизатора производят прессование цельных ягод.

Что значит «идентичный натуральному»


Ароматизаторы идентичные натуральным

Если с натуральными и искусственными отдушками всё относительно понятно, то словосочетание «идентичный натуральному» вызывает некоторое недоумение. Является ли идентичным натуральному вещество, созданное в лаборатории, если его запах полностью идентичен запаху натуральной клубники?

Всё зависит от конкретного состава этого вещества. Люди давно научились искусственным путём создавать точно такие же по составу и свойствам компоненты, как природа. Таким способом, например, делаются аптечные витамины. Если созданное искусственным путём вещество имеет ту же формулу, что и компонент, отвечающий за аромат в натуральной клубнике, такое вещество будет называться «идентичным натуральному». Если же схожим будет только запах, а не формула, отдушка будет считаться искусственной.

«Идентичный натуральному» означает «созданный искусственным путём, но имеющий среди природных веществ полный аналог».

Искусственные vs натуральные

Мы привыкли полагать, что всё естественное приносит несомненную пользу, тогда как химия не несёт ничего кроме вреда. Так ли это на самом деле? Чем мы рискуем, приобретая стиральный порошок: запах которому придают искусственные ароматизаторы? Может быть, их пора вообще запретить: хватит травить народ!


Натуральное эфирное масло лимона

Давайте будем разбираться. Для начала ответим на вопрос: действительно ли натуральные ароматизаторы безвредны? Сразу ответим: нет.

Во-первых, большинство из них является сильными аллергенами.

Во-вторых, растения в своём составе имеют зачастую ядовитые компоненты, которые переходят в изготовленную из них отдушку. Например, полученный естественным путём миндальный аромат содержит следы самого токсичного на планете яда – цианида.

В-третьих, химический состав естественных отдушек гораздо богаче искусственных, поэтому не может быть исследован на сто процентов. В результате возможны различные сюрпризы.

А ещё натуральные вещества гораздо менее устойчивы, чем синтезированные, и быстро разлагаются, то есть – портятся. В результате стиральный порошок запах которому придают эфирные масла, буде иметь меньший срок хранения.

Многие естественные компоненты разлагаются при высоких температурах. В итоге после кипячения от запаха может не остаться следа.

Что касается химических отдушек, то, будучи созданными с нуля, эти вещества проходят тщательное тестирование на предмет токсичности и аллергенности. В результате к производству допускаются только проверенные химикаты. Естественно, это относится лишь к солидным брендам, которые дорожат репутацией. В продукции с невнятным названием на непонятном языке может содержаться всё, что угодно.

Запахи и экология

А как же экология? Ведь химические ароматизаторы вместе со сточными водами попадают в природу, загрязняют наши водоёмы!

К сожалению, дела обстоят именно так. Правда, природные ароматизаторы приносят вреда не меньше. Представьте, сколько нужно уничтожить ландышей, чтобы получить маленький пузырёк с натуральной ландышевой эссенцией! И сколько гербицидов, пестицидов и всяческих нитратов попадёт в землю при выращивании необходимого для ста граммов отдушки количества клубники.

Короче говоря, нет никаких причин полагать, что естественные отдушки намного лучше, чем созданные химическим способом. А если учесть, что стоимость первых гораздо выше (а это непременно скажется на окончательной цене стирального порошка), то следует хорошенько подумать, имеет ли смысл тратиться на «натуральность».

Зачем в стиральных порошках используются ароматизаторы

Получается, вред природе наносят и естественные, и химические ароматизаторы. К тому же, те, и другие могут вызывать аллергию. Может, стоит вообще запретить их использование?

Действительно, моющие средства для аллергиков и маленьких детей однозначно не должны содержать никаких ароматизаторов.


Детский порошок не должен содержать ничего лишнего

Но совсем отказаться от их использования не получится. Дело в том, что поверхностноактивные вещества (ПАВы), которые выполняют основную моющую функцию в большинстве стиральных порошков, сами по себе имеют довольно неприятный запах, который производители всеми силами пытаются заглушить.

Кроме того, запахи влияют на наше подсознание (следовательно – на выбор продукта) гораздо больше, чем все остальные факторы. Разве откажутся производители от столь мощного способа увеличения потребительского спроса? Напротив, они стараются создавать новые приятные ароматы, чтобы привлекать ещё больше покупателей. Они прекрасно понимают, создавая новый стиральный порошок: запах должен вызывать приятные эмоции!

Получается, не имеет особого значения, чем пахнет стиральный порошок: запах, созданный искусственным путём, может быть не более вреден, чем натуральный. Гораздо важнее обращать внимание на содержание других, по-настоящему вредных компонентов: ПАВов, фосфатов и иже с ними. А аромат пусть остаётся делом вкуса.

Русский язык относится к богатейшим языкам мира. Чуть ли не к каждому слову можно подобрать , т.е. слово с тем же значением, однако имеющее свои собственные смысловые нюансы.

Для иллюстрации этого суждения можно взять слово «запах», вернее его семантическое поле. Иными словами, можно пронаблюдать, как и какими словами описывается запах.

Слова для описания запаха

Запах всегда исходит от чего-то или кого-то. В связи с этим, можно различать, например, запах розы или полыни, рыбы или жареного мяса, запах гари или запах леса. Т.е. «запах» добавляется слово, обозначающее объект, от которого идет запах, и получается первое, достаточно простое и нейтральное описание.

Легкость;
- оттенок вкуса: сладкий, полусладкий;
- цветочное направление: роза, лилия, фиалка, гвоздика, ландыш, сирень, жасмин, магнолия, нарцисс, тубероза.

Известные ароматы данной группы: Chanel №5, Rock`n`Rose, Very Irresistible.

Делая выбор в пользу ориентального , выбирайте для описания следующие характеристики:

Сладость;
- терпкость;
- присутствие восточных ароматов;
- дерзость;
- направления: янтарь, смола, ваниль, сандал.

Известные композиции данной группы: Hypnose, Opuim, Fahrenheit 32.

Останавливая свой взгляд на ароматах семейства цитрусовых, используйте для описания такие критерии, как:

Свежесть;
- легкость;
- основное направление: бергамот, грейпфрут, мандарин, .

Классические ароматы: Gieffeffe, Armani, Blue Jeans, Be Delicious от Donna Karan.

Выбирая парфюм «зеленого направления», пользуйтесь такими эпитетами, как:

Прохлада;
- деликатность;
- аромат молодой листвы. покрытый утренней росой и т.п.;
- направления: гиацинт, лаванда, розмарин, можжевельник.

Известные композиции: Noa от Cacharel, Style In Play.

Отдавая предпочтение фруктовым ароматам, в своем описании уделяйте внимание следующим оттенкам:

Теплота аромата;
- сладость;
- терпкость;
- основные направления: яблоко, груша, ананас, абрикос, персик.

Известные фруктовые ароматы: Coco Mademoiselle, Amor Amor, Ultraviolet Fluoressence.

Считая лучшим направлением в парфюмерии амбровые оттенки, используйте для их характеристики следующие:

Мягкость;
- деликатность;
- чистота;
- основные направления: ладанник, ваниль, лаванда.

Известные амбровые ароматы: Ungaro Collection, Island Kiss, Miracle.

Выбирая древесные ароматы, уделяйте в их описании внимание следующим нотам:

Теплота;
- деликатность;
- свежесть;
- основные направления: сухой кедр, мирт, пачули, голубой ирис, сандал, розовый куст.

Известные марки древесных ароматов: Beyond Paradis, Brit For Men , Cool Water.

Если вы предпочитаете пряные ароматы, характеризуйте их по степени:

Густоты;
- насыщенности;
- основным направлениям: корица, гвоздика, кардамон, имбирь.

К ним относятся: Poison и Dior Addict, Anglomania, Deep Night, Rush.

Человеку, любящему литературу, можно презентовать не только очередное пополнение его домашней библиотеки. Существуют духи, имитирующие запах книжных страниц. Этот необычный аромат станет отличным приобретением для книголюба.

Библиотека ароматов

Demeter Fragrance Library – знаменитый бренд моноароматов родом из США. «Деметр» популярен во всем мире – никто лучше них не умеет столь точно передавать запахи самых разных предметов и явлений, от жевательной резинки до леса после дождя. Есть в коллекции Demeter Fragrance и вовсе странные ароматы, к примеру, запах похоронного бюро, стеклоочистителя, дождевых червей, детской присыпки или земли. Какими бы порой странными ни казались надписи на флаконах, внутри вы обнаружите именно то, что было оказано: ванильную выпечку или солнечных зайчиков. Для букинистов у «Деметр» есть особый аромат – духи «Книжный переплет». Парфюмеры смешали запах качественного кожаного переплета, старых, уже зачитанных страниц, и добавили толику библиотечной пыли. Если вам страсть как захотелось почитать, а под рукой как назло не оказалось ничего интересного, смело открывайте маленькую, похожую на аптекарский пузырек бутылочку и вдыхайте книжный запах.

Бренд гордится тем, что их продукция натуральна 95% и не тестируется на животных.

Продукция Demeter Fragrance Library хорошо также тем, что вы можете смело смешивать запахи, создавая свою собственную историю. Нанесите на себя несколько капель «книжного переплета» и добавьте «сад после дождя», тогда вы окажетесь в деревне у бабушки, сидя на подоконнике у распахнутого окна, вдыхая запахи посвежевшего после ливня сада и держа в руках книгу, найденную на чердаке. Добавьте к книжному запаху пару капель «пряного чая» и вы окажетесь у собственного книжного шкафа в любимом кресле с пледом в ногах и чашкой горячего напитка на журнальном столике. Те, кто ищет чего-то необычного, могут, смешивая ароматы, почитать книгу, к примеру, сидя в конюшне.

У Demeter имеется около 200 ароматов и постоянно создаются новые. Комбинируя несколько запахов, вы сможете путешествовать с любимой книгой, не покидая комнаты.

Paper Passion

У знаменитого Карла Лагерфельда также есть, чем порадовать библиофилов. Это успевший уже стать известным парфюм Paper Passion. В отличие от продукции «Деметр», он пахнет свежей, только что купленной книгой, что получилось создать, смешав несколько древесных компонентов и этиловый линолеат. Упаковка этих духов заслуживает отдельного внимания. Флакончик Paper Passion спрятан в коробку, выполненную в виде книги. У нее даже есть настоящие страницы, на которых собраны