Тайна “женщины в красном” из “Матрицы”. "The Matrix". Про женщину в красном и проекции

Когда в 1999-и году фильм Матрица был только выпущен в прокат, зрители того времени и помыслить не могли, насколько она станет вездесущим явлением в обществе. “Красная и синяя таблетки” сегодня используются в языках всего мира, как понятные всем речевые обороты. Сегодня Матрица популярна и актуальна не менее, чем 20 лет назад, хотя на самом деле даже намного более.

В 1953-м году Роном Хаббардом и Ко была создана Церковь саентологии, что на тот момент граждане в рясах воспринимали как шутку. Сейчас Церковь саентологии имеет 3200 общин, миссий и групп в 154 странах, а количества последователей Рона Хаббарда никто вообще не считал. Очень многие люди сегодня разделяют некоторые его идеи, хотя ни про саентологов, ни тем более про Хаббарда ничего не слышали.
Но время идет вперед и в мире уже в открытую обсуждается культ ИИ. Google уже многих благословил святой аугметикой, но культистов всё больше и они требуют всё новых и новых имплантов ибо только блестящие чипы на черепе избавят адептов от проклятия плоти.
Скоро даже попы отстригут себе бороды, начнут осенять себя знамением Святой Шестерни, петь информационные гимны и агитировать в Крестовые Походы за Информацией. В общем, Матрица в эпоху ИИ и робототехники становится всё более актуальна. И одной из самых загадочных и философских сцен этого фильма является эпизод с “красной женщиной”, при помощи которого Морфеус пытается объяснить Нео, как Матрица работает на глобальном уровне.
Нео, практикуясь в виртуальной реальности, отвлекает свой взгляд на женщину в красном платье, сильно выделяющейся из темной толпы. Когда Нео, начиная следить за женщиной крутит головой, он поворачивается, но вместо блондинки видит Агента, который уже направил ему заряженный ствол прямо в лоб:
В этой сцене присутствует не один, а сразу несколько слоев глубоко символизма, самый поверхностный из которых – очевидная параллель между Матрицей, построенной ИИ, чтобы собирать с людей электрическую энергию, и современной системой глобального социума, в котором принцип работы во многом тот же.
В греческой мифологии Морфеус был посланником богов, которые проникали в сны смертных и делились с ними знаниями или скрытыми сообщениями с людьми. Хотя Морфеус мог принять любую форму, его послание и миссия всегда были одинаковыми. Другими словами, он был посланником истины.
Нео в древнегреческом языке означает молодой или новый. Когда Нео только появляется в фильме – он абсолютно не знает, что такое Матрица. Кроме того, он еще и крепко спит, ища в Интернете Морфеуса. Поэтому Нео как бы олицетворяет собой разум младенцев, которые слепы, которые постоянно отвлекаются и которые пытаются найти для себя какую-то опору в мире.
В сцене с женщиной в красном платье Морфеус как раз всё это Нео и объясняет. Но тут появляется женщина в красном платье, которая отвлекает Нео от урока и ставит его лицом к лицу перед Агентом. Таким образом эта женщина представляет собой как бы совокупность всевозможных отвлекающих факторов, задача которых – прервать процесс усвоения неких истин. То есть как только люди начинают смотреть за пределы иллюзии внешнего мира – сначала появляется женщина в красном, а сразу за ней – Агент Смит.
Система глобального контроля людей – это, по сути, та же самая Матрица. Люди в ней находятся, словно в капсулах, разделенные границами, языками, социальным статусом, политическими взглядами и даже названиями любимых футбольных команд. А женщина в красном – это отвлекающий фактор, который у каждого лично свой может быть, начиная от дегенерата-начальника на работе и заканчивая желанием влить в себя алкоголь. Но глобальная женщина в красном – это глобальное телевидение. И когда она начинает там активно мелькать – жди выхода на сцену Агентов.

Помните этот образ из к/ф "Матрица"? Я ее недавно видела в метро. Не точную копию, конечно, но очень похоже. У меня тут же сработал "автозапуск" на деконцентрацию внимания, сдвиг восприятия. Тем более что в наушниках в этот момент играл очень качественный медитативный трек.

Девушка сначала стояла у дверей, потом села рядом со мной (притянулась как-будто), потом встала, постояла напротив и постепенно слилась к выходу. Было интересно выслеживать себя, находясь рядом, в ее поле. Не исключено, что в этом поле в тот момент был сконцентрирован весь присутствующий в пространстве эрос, уж очень ярко она выглядела. Но это не важно. Важно, что она была настоящей. То есть ее облик был совершенно сгармонизирован с ее состоянием в этот момент времени, она была спокойна в этом красном платье с огромным вырезом, и все эти лучи тонкого внимания, которые я ощущала в ее поле, ее никак не цепляли. Возможно, просто хорошо простроены личные границы. Можно только позавидовать.

Женщины не в меньшей степени гипнотизируются красотой и вызывающей сексуальностью (если она не вульгарна), чем мужчины. Среди и тех и других всегда будут те, которые брезгливо отводят глаза или подергивают губами. Так у них проявляется бунт. Но они всегда будут теми, кому я не верю. Во время деконцентрации особенно ясно видно, насколько фальшива эта актерская игра. Это не истинный бунт, а бунт против собственных же проекций, против своих же автоматом навешанных ярлыков в целях самозащиты. Истинный бунт - когда ты спокойно смотришь в глаза (ну или на что-нибудь еще), но не вовлекаешься, не уходишь в иллюзию. Я бы определила истинный бунт - как сохранение самого Себя в процессе восприятия. Ты просто наслаждаешься красотой, не насилуя ее и не позволяя ей насиловать себя. Такое бытие - это и есть бунт. Против небытия.

Я давно и много думала над этим эпизодом в фильме. Он очень запомнился мне еще при первом просмотре. Хочется теперь поразмышлять об этом вслух, раз уж был такой знак. Пространство с девушкой в красном платье - это учебная программа, куда Морфеус привел Нео, чтобы показать, как та работает. И программа и девушка. В тандеме. И программа, по сути - это мини-матрица, имитатор. Девушка привлекла внимание Нео, как это делают различные объекты в иллюзорном мире, но Морфеус вернул его в состояние осознанности, а когда он повернулся обратно к девушке, перед ним уже возник направленный в лицо пистолет.

Когда возникла ассоциация с этим эпизодом, я ощутила себя Морфеусом, так как в роли Нео я уже много раз была, причем не только в "матрице", но и в учебном варианте. Как ни странно, это тоже было с женщиной, и, по иронии, дело тоже было во внешней красоте и умении привлекать внимание. Возможно, тут подойдет уилберовский термин "золотая тень".

По сути, возникший в этом случае образ девушки из матрицы - это такая моментальная осознаваемая проекция из нижне-правого квадрата, и именно проекция вызвала состояние деконцентрации. Зачастую мне не совсем понятно, почему люди так старательно снимают свои проекции, ведь это такое интересное поле для исследования. Для меня во всяком случае точно, так как у меня их раньше не возникало. Образное и ассоциативное восприятие было мне почему-то недоступно, а сейчас я вижу, насколько это интересный и волшебный мир. Это такое состояние, словно ты хакнул этот самый нижне-правый квадрат, и вместо "the Matrix has you" стало "the Matrix caresses you" :)

Главное - всегда помнить, что мир образов не менее иллюзорен, чем мир слов.
Я, конечно, сейчас говорю об осознанных проекциях, когда ты не борешься с возникшей ассоциацией-образом, а просто позволяешь ей быть, при этом понимая, что ты сейчас играешь в игру. Я допускаю, что проекция может оказывать какое-то влияние на того, на кого она навешивается, но предчувствую, что это влияние не является негативным (если процесс контролируем). Оно не принесет вреда, а в лучшем случае - может спровоцировать какой-то трансформирующий опыт.

А теперь вернусь к эпизоду в фильме. Не смотря на "избранность" Нео Морфеус прекрасно знал, что тот обратит внимание на женщину в красном. Потому-что в отличие от всей массовки Нео является живым человеком. То есть вот эта гипнотизируемость красотой и человечность идут рука об руку. А вся остальная массовка вокруг в этом эпизоде - это только декорации к программе, их не существует. В этом эпизоде для меня явно продемонстрированы три вида состояний. Состояние Морфеуса - состояние сновидца (что, кстати, соответствует его имени), который знает, что находится в иллюзорном пространстве, в программе, и вокруг иллюзии. Состояние Нео - который уже находится в "здесь и сейчас", но у него еще есть объект, на котором он сконцентрирован, и этот объект - Морфеус. То есть его внимание все-равно направлено вовне. Женщина в красном в этом контексте - это "тень" Морфеуса. Так как внимание направлено вовне, то появляется второй объект, достаточно интенсивный, чтобы перетянуть внимание с Морфеуса на себя. Вниманию предоставляется выбор, а выбор создает замешательство (внимание раздваивается). И по сути, на протяжении всего фильма основная задача Морфеуса - переместить фокус внимания Нео с Морфеуса на него самого, потому-что только так и можно раскрыть свою "избранность", которую в реальном мире я бы отождествила с понятием "уникальность".

И самый большой интерес и восхищение для меня всегда представляло то, какой инструмент выбрал Морфеус для этой цели.
Он в него поверил.

Когда в 1999-и году фильм Матрица был только выпущен в прокат, зрители того времени и помыслить не могли, насколько она станет вездесущим явлением в обществе. “Красная и синяя таблетки” сегодня используются в языках всего мира, как понятные всем речевые обороты.

Сегодня Матрица популярна и актуальна не менее, чем 20 лет назад, хотя на самом деле даже намного более.

В 1953-м году Роном Хаббардом и Ко была создана Церковь саентологии, что на тот момент граждане в рясах воспринимали как шутку. Сейчас Церковь саентологии имеет 3200 общин, миссий и групп в 154 странах, а количества последователей Рона Хаббарда никто вообще не считал. Очень многие люди сегодня разделяют некоторые его идеи, хотя ни про саентологов, ни тем более про Хаббарда ничего не слышали.

Но время идет вперед и в мире уже в открытую обсуждается культ ИИ . Google уже многих благословил святой аугметикой, но культистов всё больше и они требуют всё новых и новых имплантов ибо только блестящие чипы на черепе избавят адептов от проклятия плоти.

Скоро даже попы отстригут себе бороды, начнут осенять себя знамением Святой Шестерни, петь информационные гимны и агитировать в Крестовые Походы за Информацией.

В общем, Матрица в эпоху ИИ и робототехники становится всё более актуальна. И одной из самых загадочных и философских сцен этого фильма является эпизод с “красной женщиной”, при помощи которого Морфеус пытается объяснить Нео, как Матрица работает на глобальном уровне.

В этом эпизоде Нео, практикуясь в виртуальной реальности, отвлекает свой взгляд на женщину в красном платье, сильно выделяющейся из темной толпы.

Когда Нео, начиная следить за женщиной крутит головой, он поворачивается, но вместо блондинки видит Агента, который уже направил ему заряженный ствол прямо в лоб:

В этой сцене присутствует не один, а сразу несколько слоев глубоко символизма, самый поверхностный из которых – очевидная параллель между Матрицей, построенной ИИ, чтобы собирать с людей электрическую энергию, и современной системой глобального социума, в котором принцип работы во многом тот же.

В греческой мифологии Морфеус (Μορφεύς) был посланником богов, которые проникали в сны смертных и делились с ними знаниями или скрытыми сообщениями с людьми. Хотя Морфеус мог принять любую форму, его послание и миссия всегда были одинаковыми. Другими словами, он был посланником истины.

Нео в древнегреческом языке означает молодой или новый. Когда Нео только появляется в фильме – он абсолютно не знает, что такое Матрица. Кроме того, он еще и крепко спит, ища в Интернете Морфеуса. Поэтому Нео как бы олицетворяет собой разум младенцев, которые слепы, которые постоянно отвлекаются и которые пытаются найти для себя какую-то опору в мире.

В сцене с женщиной в красном платье Морфеус как раз всё это Нео и объясняет. Но тут появляется женщина в красном платье, которая отвлекает Нео от урока и ставит его лицом к лицу перед Агентом. Таким образом эта женщина представляет собой как бы совокупность всевозможных отвлекающих факторов, задача которых – прервать процесс усвоения неких истин. То есть как только люди начинают смотреть за пределы иллюзии внешнего мира – сначала появляется женщина в красном, а сразу за ней – Агент Смит.

Система глобального контроля людей – это, по сути, та же самая Матрица. Люди в ней находятся, словно в капсулах, разделенные границами, языками, социальным статусом, политическими взглядами и даже названиями любимых футбольных команд. А женщина в красном – это отвлекающий фактор, который у каждого лично свой может быть, начиная от дегенерата-начальника на работе и заканчивая желанием влить в себя алкоголь. Но глобальная женщина в красном – это глобальное телевидение. И когда она начинает там активно мелькать – жди выхода на сцену Агентов.