Что такое рождественский сочельник. Что делать в сочельник перед рождеством — обычаи и приметы. Приметы на Рождественский сочельник

«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!»
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда, как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места! Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!»
Валентин Берестов

Когда вы являетесь ребенком, канун Рождества - самый длинный день в году. Со временем висит так сильно, неудивительно, что мы долго вспоминаем, что мы сделали так, как ожидалось, что визит Санта-Клауса стал слишком тяжелым. Эти драгоценные часы предоставляют прекрасную возможность для семей создавать особые для них ритуалы. Являются ли они полными глубокого смысла или просто немного глупыми, самое главное, что воспоминания создаются, а семейные узы укрепляются, поскольку они повторяются из года в год.

Что едят в Рождественский сочельник

Прогулка в лесу, семейные сборы, выпечка печенья, посещение города, освещение огней, пение гимнов, зажигание свечей, полночная масса, поджаривание зефира - все они приобретают повышенное значение. Новая пижама, конечно же, является сокровищем рождественской елки в ирландских домохозяйствах, так как, по-видимому, начищает чистые листы.

Из столетия в столетие люди старались создать себе картину о том, каков их Бог. Из столетия в столетие вырастали порой грандиозные, глубоко волнующие душу образы Бога, каким мыслил Его человек. В этих образах воплощалось всё самое высокое, самое заветное и дивное, о чем мечтает человеческая душа. И этого Бога великого, всемогущего, торжествующего Бога, человек мог и помыслить и придумать. Но того Бога, Который явился нам в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог бы; этот Бог — не мечта, а трагическая реальность; Бога обнищавшего, Бога гонимого, Бога, опозоренного перед лицом всех людей; Бога, от Которого некоторым стыдно, потому что в Нем, по слову пророка Исаии, нет, будто, «красоты и величия», такого Бога человек не придумал бы себе; такой Бог мог только явиться, только Себя открыть людям. И этого Бога мы сейчас встречаем в этой таинственной, трепетной, прозрачной зимней ночи. Бог непостижимый в Своем величии, Бог, сияние Которого слепит очи, рождается среди людей от Девы, от юной хрупкой отроковицы, которая так сумела поверить, так уйти, так углубиться в тайну неба, что Слово Божие стало реальностью земли… Бог рождается, становится человеком для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти. Всё горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы всё это понести, Он становится одним из нас. Его рождение в Вифлеемской пещере — начало Его крестного пути; бессмертный — входит в область смерти и отдаётся во власть смерти; Он, Который стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтоб этот мир вернулся к радости своей; Он, Который есть любовь, ставшая плотью, будет встречен сначала холодной безразличностью, затем нарастающим отчуждением, ненавистью; будет отвержен, изгнан, убит…

Действительно, настолько укоренившиеся таможни становятся таковыми, что может быть положительно травмирующим, когда человек «чулки наверху» и «чулки внизу» влюбляются и имеют детей - куда будут ходить чулки своих детей? Не будет никаких запасных мест для этого обслуживания только в билетной кассе в соборе, но мать Грега, Лотарингия; отец, Тони; сестра, Холли; и его две бабушки все будут уверены в хорошем представлении - небольшой перк для тяжелой, круглогодичной семейной заботы о том, что с участием мальчика-хориста.

Но Тони сойдет вовремя, чтобы добраться до собора вместе с Грегом, в то время как другие более неспешно бродят. У Лорейнского горла будет кусок, так как юношеский солист открывает службу первым стихом «Однажды в королевстве Королевского Давида» - независимо от того, кто Грег называет эту честь.

Вот, какой Бог нам открывается, и такого Бога, поистине, человек придумать не мог, ибо такого Бога он себе и не мог пожелать, потому что Господь не только Сам Себя таким являет, но Он требует от каждого из нас, чтоб мы именно такими, как Он, стали через любовь. (Митрополит Антоний Сурожский)

Это будет после 6 вечера, прежде чем они будут дома, готовые к краху на вечер. Холли и Грегу, которые оба усыновлены из Казахстана, затем разрешено открывать только один подарок из-под дерева. Они знают, что следующее утро будет спешить обратно в собор с Грегом, так что «просто приятно вернуться домой в канун Рождества и сделать это и посмотреть Рождество с Кранками - это фильм для нас».

У нее и ее мужа Дэвида было католическое воспитание в Ко Клэр, но это не то, что они хотят передать своим детям, Фионну, Сиву и Кормаку, в их доме в Малахиде, Ко Дублине. У нас нет традиционного адвента, как в церкви, мы фокусируем Рождество на построении семейных отношений, - объясняет Синеад.

И вот поэтому 6 января - в Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста , — мы особенно готовим себя к этой встрече со Христом. Конечно же, положа руку на сердце, признаемся себе, что не совсем хорошо провели мы этот пост, и вовсе не подготовили свое сердце к этой встрече. Но у нас есть еще этот день — день уже полный загадочного явления Спасителя. День, когда мы можем отказаться от веселья, прийти в храм — упасть на колени к святому вертепу со своей тихой молитвой. Это день, когда должно умолкнуть все вокруг в ожидании прихода Младенца Христа.

Она говорит, что их выход в канун Рождества всегда «прекрасное время, чтобы просто случайным образом общаться с людьми, когда они идут, есть реальное чувство общности». Помимо того, что они не собираются в полночь, их вечер не похож на их детство Клэр, и одна из их семей, обычно Дэвид, подходит для отдыха. У них большой традиционный ужин с запеченной ветчиной и красной капустой около 30 часов.

«Это всегда было чем-то, что мы делали, когда мы были детьми, - вы едите ветчину накануне вечером и получаете обед из этого». Это спокойное дело с большим количеством чатов, похожее на то, когда она росла. Нам дали подарок накануне - обычно, когда мы возвращались домой из Масса. В некотором роде это похоже на продолжение этого. У нас есть огонь, и вся семья, кто там, приходит, и мы делимся чтением «Ночь перед Рождеством»и еще одну рождественскую тематическую книгу. Мы оставляем морковь для Рудольфа и печенья, которые мы приготовили для Санта.

Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста. И этот день особо выделяется из всех дней подготовки к празднику. Из других двунадесятых праздников навечерие (сочельник) имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднества, в канун праздника, 6 января, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений.

Фион и Сив посещают католическую школу, поэтому начинают слышать религиозные убеждения, относящиеся к этому времени года. На самом деле, учитель Сива сказал Синеаде, она надеялась, что она не станет обижаться на то, что рождественская история должна была стать частью презентации класса, чтобы отметить конец срока.

Все детские ботинки размещены у основания рождественской елки, поэтому Санта знает, где разместить каждого ребенка, - объясняет она. В полночь их близнецы и маленькие племянницы и племянники выходят в сад, чтобы посмотреть, могут ли они обнаружить санки Санты.

Само название (Сочельник ) происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» - вареные зерна риса или пшеницы).

Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. И эта традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Мы обычно слышим его, но никогда не видели, как он бросает подарки. Он всегда приходит через другую дверь или окно каждый год независимо от того, какую дверь выбирают дети - до сих пор нам очень не повезло. «Тем не менее, маленькие уверены, что в следующем году им удастся заглянуть».

Сейчас дети говорят о разделении, но пытаются решить, будет ли справедливо, если только половина из них увидит Санта. «Это будет проблемой для их решения в следующем году, поскольку мы останемся в Ирландии в этом году», - говорит она, и поэтому им придется подождать до Рождества, чтобы получить вкус «свекрови» своей свекрови Турция.

Ужин в сочельник — особое событие Рождества . За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.

Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем постные блюда (не разрешаеся вкущать рыбу). В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена.

Особенности богослужения навечерия рождества христова

Во-вторых, когда мой муж впервые приехал во Францию ​​на Рождество, его лицо упало, когда он увидел, насколько маленькая наша индейка или гусь на 25 человек была - вероятно, вдвое меньше того, что приготовила его мать. Его проблемы запаниковали ее мать в отчаянном поиске второй индейки в рождественское утро.

Что делать в сочельник запрещено?

Единственная уступка в Ирландии по-французски заключается в том, что дети оставляют ботинки возле камина. Они также оставляют морковь и стакан молока, как обычно. Папа попытался убедить их, что Санта может захотеть попробовать хороший один солод Гранды, но, по-видимому, Санта не разрешает алкоголь, когда он садится на санях.

Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья — неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Возможно вам также понравится

«Я думаю, что Гранда имела какое-то отношение к тому, чтобы обратить внимание на внимание детей», добавляет она. Но поскольку она, ее муж, Бинод и их дети-подростки проводят свое шестое Рождество в Ирландии, они будут ждать до Рождества, чтобы съесть свою «такую ​​вкусную» пряную индейку.

Ей 15 лет, и она спрашивала, должна ли она сажать обувь под дерево. Однако Прияма скучает по своей матери, которая не очень хорошо, а также ее брат и две сестры, которые все еще живут на Маврикии. В этом случае они берут ярлык из «Дающего Дерева» центра, в помощь Сент-Винсента де Поля, для каждого из их детей - двух девочек-близнецов Орлы и Аоифа, Сеамуса, Киллиана и годовалого Лоркана.

Трапеза должна быть безалкогольной. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог .

Они отправляются домой после обеда, чтобы испечь печенье для Санта, и, пока они в духовке, это время для ванн для детей. Нет ничего похожего на расслабляющее спокойное семейное время, дверь закрыта, а жалюзи потянуты. С ревущим огнем на ходу мы прижимаемся к рождественскому фильму и горячему шоколаду и, конечно же, к одному-двум печенькам Санта-Клауса - просто чтобы посмотреть, все ли получилось.

Что делают в вечер перед Рождеством

Они оставляют морковь и молоко, а иногда и кока-колу, для Санта, и накладывают на них чулки с их именами в маленьком камине трейлера. Дети «не могут спать с волнением», написав свои списки Санта за пять недель до этого. Она всегда говорит им, что он не может принести все, и что, если они выберут одно главное, чего они действительно хотят, он, вероятно, принесет это, а затем посмотрит, сможет ли он взять остальных.



А еще в Рождественскую ночь на подоконник ставили большую свечу. Огонек в окошке свидетельствует о том, что в этом доме ждут Рождения Младенца Христа и Его Пречистую Матерь.

С наступающим Рождеством Христовым
брат и сестра моя!


Канун Рождества был тем же самым для Сандры, которая выросла в этом районе, но в доме, одной из семи девочек. Однако «подарки сейчас разные», - замечает она. Лучше? Не совсем потому, что они настолько «внутри». Она считает, что «очень жаль», что дети больше не спрашивают Санта за такие «внешние»игрушки. На вопрос, какой особый подарок Санта она помнит с детства, она без колебаний отвечает: «Маленькие пони», когда ей было около семи. Коробка около четырех; в них были расчески, и все расчищалось.

Сочельник: знаменитый шеф-повар из Франконии проводит пир

Для каждого четвертого немца эта классика появляется в канун Рождества на тарелках.

В канун Рождества уже выбраны подходящие вина

Поэтому шеф-повар рекомендует сделать некоторые работы накануне и приготовить блюда, которые «понравятся и вкусны». В канун Рождества наши читатели: колбасы, карп и раклетт. Хотя Майкл Филипп в канун Рождества не может вдохновить классику, шеф-повар звезды хочет, чтобы франк не оправдал суд. Но у него все еще есть призыв: «Подготовьте картофельный салат свежим - и, пожалуйста, не проводите вечер, смотря телевизор».

Слово в Рождественский сочельник

Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно.

Сегодня сочельник в Православной Церкви. Завтра Рождество. Тот, кто меня слушает, может быть, услышит это уже после того как сочельник пройдёт, и Рождество пройдёт. Но ничего, пусть вернётся назад, к этому моменту, который всегда в себе можно воскресить в своей памяти, в своём сердце и в своём переживании. Итак, вернёмся в момент дня сочельника, дня Рождества Христова.

Сочельник, едущий во Франконии: рождественское меню шеф-повара звезды в качестве альтернативы сочельник. Канун Рождества - основное блюдо - утка-рецепт с красной капустой и пельменей. Сезон утки за день до этого полностью. «Помимо соли и перца вы можете принимать яблоки, лук и морковь». Затем заверните утку полностью и твердо в пластиковую пленку. Приготовьте мясо на 70 градусов в духовке на ночь в течение одиннадцати часов. Тогда пусть остынет. «Тогда мясной сок устойчив и обеспечивает отличную основу для соуса».

Сочельник промежуточного: салат из баранины с соусом из бекона

Гриль утка в канун Рождества на 180 градусов в течение примерно 20 минут. «Тогда кожа довольно хрустящая». Подавайте с пюре из сельдерея, красной капустой и пельменями.

Сочельник Десерт: Панна Котта

Пришлите нам свои рецепты на Рождество. Когда картофельный салат становится «вопросом веры». «Как вы можете назвать картофельное пюре с картофельным салатом?» Северные огни насмехаются. «И, может быть, даже подавай тепло.».

Рождество Христово — это начало нашего спасения. Благовещение — даже больше чем начало, оно называется главизной нашего спасения по-славянски, то есть, оно как бывозглавляет наше спасение, потому что с этого момента начинается новая вечность для нас. И вот так означает, что всё меняется, рождается Христос на этой земле, и мы рождаемся с ним вместе в новую жизнь. Христос-младенец оказывается в вертепе, в яслях в рождественскую ночь, но одновременно с этим мы можем сказать, что происходит удивительная тайна, таинственное рождение Христа-Спасителя младенцем в нашем сердце. И наше сердце превращается в ясли, наше сердце превращается в пещеру, в вертеп. И наше сердце таинственным образом оказывается в соединении, в сочетании, во внутреннем слиянии с богомладенцем, который рождается в нашем сердце и в нашей душе.

«Как вы можете сделать картофельный салат с жирным майонезом настолько тяжелым и грязным, что вам больше не нужно есть что-нибудь еще?» Вейкеры в южной части республики трясут. Любой, для кого «настоящий» картофельный салат может быть сделан только с сельди и свеклы, или те, кто утверждает, что пользуются только копченым беконом и майораном, столь же «правы», как многие индивидуалисты.

Для салатного буфета на торжествах или в качестве сувенира

Будь то салат-буфет на торжествах или сувенирный сувенир: Ваша чаша почти всегда первая пустая. И указывает - мышь не может противостоять удовлетворенной усмешке - иногда даже следы Шлека. От пальцев, которые заметили даже последний оставшийся маринад.

Это не просто символ, не просто сравнение, не просто аллегория — это глубже, это таинственное сочетание на деле. Мы действительно можем ощутить в себе величайшую тайну рождения в себе самих младенца Христа-Спасителя.

Неслучайно получилось так, что Он становится, как все мы, как каждый из нас, младенцем, потому что именно младенец, который развивается, постепенно растёт и превращается во взрослого человека и становится тем, кто Он есть по самому своему заданию — в данном случае Тем, кто пришёл спасти этот мир от ужасов страсти и смерти. И постепенно он становится на путь Того, кто понесёт крест и уже несёт крест на Голгофу, и там распинается, и там страдает, и там умирает за нас, за меня, за каждого из нас.

По крайней мере, полдня в холодильнике

Для «шлепа» это зависит: основой является сметана. Он сопровождается кремовым орехом с травами, ремуладой и тире взбитых сливок. Приправить перцем, травяной солью, солью дикого чеснока и порошком паприки. Крошечный щипцовый тмин. Сезон все с таким количеством жидкости огурца, как вам нравится. Если используются огурцы, добавьте еще немного сахара. Пусть он сидит в холодильнике не менее полудня.

Это то, что наши читатели едят в Хёхштадте на Рождество

В канун Рождества мы всегда делали раклет или фондю - очень удобно после презентации. На первый праздник всегда был гусь. Во второй отпуск мы отправимся поесть или немного поесть. В кондитерской шерсти есть лосось и моллюски. Мы всегда ели последние несколько лет там есть спаржа с ветчиной и соусом Холлаундис, утка или гусь с моими зятьями. Продавщица говорит об этом в сундуке и описывает, что она взяла традицию из дома своих родителей. Декабрь она не будет готовить для себя, и в этом традиционном блюде она будет испытывать ограниченное удовольствие.

Я в своём сердце это переживаю, я это чувствую, я это, могу сказать, испытываю в себе самом, потому что это настолько глубоко в жизни человеческой, что нужно только как бы кнопочку нажать — и уже это как бы появляется, совершенно как в телевизоре или в записи, которую я делаю сейчас, потому что это глубочайшая тайна, но она тайна именно потому, что она есть реальность, реальность того, что начинается новая жизнь в человеке, во Христе Иисусе. Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно. И в этом рождении я чувствую уже воскресение и новую жизнь, и победу, и радость, и счастье, и что самое удивительное — это сочетание всего во единстве по образу и подобию Божественной Троицы. Наступает вечная, святая, священная, богоначертанная, троическая жизнь.

По аудиопроповеди Епископа Василия (Родзянко),
опубликованной на сайте «Предание.ру»

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НАВЕЧЕРИЯ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю…». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.

В навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа. Рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.. Служится это последование при открытых царских вратах на середине храма, где на аналое полагается Евангелие, пред началом часов износимое священником из алтаря. Уже в этих внешних особенностях совершения часов заключается глубокий смысл, обращающий души и сердца молящихся к духовному содержанию праздника. Открытые царские врата знаменуют открывшееся нам в Рождестве Христовом небо, изнесение Евангелия на средину храма — сошествие Христа Спасителя на землю. Наконец, каждение фимиамом пред Евангелием напоминает о ливане и смирне, принесенных Христу волхвами.

На рождественской вечерне не поется тропарь празднику. Но после отпуста утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца — поют тропарь и кондак празднику: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь».

Казалось бы, с этого момента и наступает праздник Рождества Христова. Однако на самом деле это не так. После славления по Уставу положена трапеза, носящая постный характер, на ней не разрешается даже вкушение рыбы. Это то самое сочиво. Его легко можно приготовить самостоятельно, либо дома вкусить простой постной еды (без рыбы).

Тропарь и кондак должны имеют заставить нас внутренне встрепенуться. Праздник еще не наступил, но вот-вот наступит. Этот трепет удивленной души уносит с собой христианин из храма в свою домашнюю церковь.

После возгласа священника слышится чтение покаянных псалмов великого повечерия еще раз свидетельствуя о том, что цель, к которой ведет нас Святая Церковь, состоит в том, чтобы мы встретили Христа, приняли Его в свое сердце и поклонились Ему. Только с пробуждением в наших душах покаянной веры можем мы надеяться, что вместе с волхвами и пастырями благовременно достигнем Божественного явления Христа, Сына Божия.

Заканчивается эта часть великим славословием, начинающимся словами ангельской песни «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Таким образом, душа, пройдя чрез переживания ветхозаветных праведников, находит в своем сердце слова ангельского славословия, которые непосредственно приводят ее к прославлению Родившегося Христа. И как бы в ответ на это раскрываются царские двери и в предшествии свещеносцев священнослужители выходят в притвор храма при пении торжественной и ликующей стихиры: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и пророцы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы».

Предварение праздника до его наступления имеет место во время великого повечерия: трижды отверзаются царские врата; трижды чтение ветхозаветных псалмов прерывается торжественным праздничным пением. Сначала поются стихи «С нами Бог», а затем, после чтения первого и второго Трисвятого, — тропарь и кондак празднику. Эти песнопения являются предварением праздничной радости.

Вечер накануне Рождества, то есть рождественское Навечерие, зовется у русского народа - Святвечером. Христиане в этот день держат строгий пост до вечерней звезды, употребляя вечером в пищу сочиво - размоченные водой хлебные зерна, потому и день этот носит название сочельника. Многих интересует, что можно делать в вечер перед Рождеством и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день?

Что делают в вечер перед Рождеством

Чаще всего о появлении звезды веселыми криками возвещает детвора. Ведь с давних времен именно дети весь вечер (да что там вечер, весь день) проводили, воздев глаза к небу в ожидании чуда. Нередко, ожидая появления звезды, на улицу выходят семьями, и стар и млад. Ну, а если днем погода пасмурная, и восход Вифлеемской звезды нельзя увидеть, люди просто дожидаются темноты и с ее наступлением торжественно молятся и садятся за стол.

Обычаю не вкушать пищи до первой звезды подчинялись на Руси все православные. Широко известен случай, произошедший с фельдмаршалом Суворовым на ужине с императрицей Екатериной II как раз во время Рождественского сочельника.

Почти у каждого великого человека есть завистники и недоброжелатели. Были они и у Александра Васильевича Суворова. Недоброжелатели эти были весьма высокопоставленными особами, приближенными к императрице. Поэтому нет ничего удивительного, что, несмотря на все заслуги Суворова перед отечеством, императрица медлила с пожалованием ему звезды - ордена Андрея Первозванного.

Когда в тот рождественский вечер все сели за стол и радостно принялись за еду, один Суворов ничего не ел. Разумеется, такое странное поведение не могло не насторожить императрицу, и естественно, она поинтересовалась причиной. На что великий полководец ей ответил просто и со смыслом:

Звезды не вижу, Ваше Величество. Императрица усмехнулась, сняла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав:

Ваша звезда взошла, фельдмаршал.

Вот такая история имела место быть под Рождество...

Сегодня сценарий традиционной встречи Рождественского сочельника почти утерян. Хотя известно, как отмечали праздник наши предки. Канун Рождества встречали скромно. До начала трапезы перед иконами зажигали лампаду и свечи, и все домочадцы, во главе с хозяином дома, читали молитву. Только затем садились за стол и ели в торжественном молчании. Этот ужин назывался - вечеря. А блюда на столе были следующие. Обязательно - сочиво, иначе, кутья, традиционное ритуальное кушанье - рассыпчатая каша, приготовленная либо из риса, либо из пшеницы, либо из ячменя. О сочиве-кутье стоит рассказать подробнее: уж очень велика была роль этой каши!

Что едят в Рождественский сочельник

Кутья считалась хранительницей здоровья. Первоначально сочивом называлось молочко из семян или зерен, а вслед такое же название получила и каша. Варилось сочиво по разным поводам, и радостным, и печальным, и состав сочива заметно отличался. В рождественский сочельник всегда подавали к столу постную кутью: либо кашу, сваренную без всяких добавок, либо размоченные в воде зерна.

Постную кутью, к слову, варили во время рождественского и крещенского сочельников. Ели такую кутью совсем по чуть-чуть, по щепотке. Зерна, из которых варилась кутья, а значит, и сама она, олицетворяли для наших предков непрерывность жизни, неразрывную связь поколений. Также, в виду наличия в ней множества зерен, кутья являлась символом семейного благополучия.

Вот как готовилась ритуальная каша. Самый старший в доме мужчина приносил вечером в дом свежую воду, а самая старшая женщина заносила зерно и ссыпала его в ступу. Пока зерно обрабатывалось - освобождалось от шелухи, всем домочадцам необходимо было желать друг другу здоровья. Только после этого ставили варить-томить кашу в протопленную печку. Когда каша была готова, то подмечали, если кутья уродилась, то и «день уродился, и год в гору попятился». А вот неудавшаяся кутья, по верованиям наших предков, сулила семье плохой год, ведь «без кутьи в избе зябко, неладно».

Еще одним подходящим для кануна праздника блюдом считались сочни. Сочнями назывались: лепешки, поджаренные на конопляном масле; пресная постная сдоба с открытой начинкой (например, шаньги или ватрушки) или без начинки. От названия и пошло название праздника - Сочельник или Сочевник. Правда, в некоторых российских землях название дню дано было не от сочней, а от сочива, кутьи, поэтому второе его наименование - Кутейник.

Кроме постной кутьи и сочней еще одним непременным блюдом сочельника считались различные взвары - густые компоты из сушеных груш или яблок, а также других плодов и ягод, сваренных в горшке на меду или вываренных в сахарном сиропе. Варили и кисели. Пекли в сочельник и блины. Начинали печь с утра и затем одаривали ими детей, поющих колядки. Вообще, накрывая к сочельнику стол, нужно придерживаться следующих рекомендаций. Блюда должны быть: постными (в их рецептуре отсутствует мясо, молоко или сметана), используется лишь растительное масло; на столе не должно быть ничего горячего.

В ночь сочельника считалось грехом не впустить в дом случайного гостя или попросившегося на постой путника - православные христиане не хотели уподобляться древним жителям Вифлеема, в доме которых не нашли приюта Дева Мария и Иосиф Обручник. Путника не только пускали на постой, но и обязательно приглашали к столу. Также, несмотря на сугубо семейный характер вечера, нередко к столу приглашались и одинокие соседи.

После ужина еду не убирали, так как считалось, что к столу придут умершие предки, тоже поесть и порадоваться великому празднику. Какую-то часть кушаний тем же вечером разносили беднякам. Обычно это поручали детям. Не забывали в этот вечер и про животных: хозяин поздравлял с Рождеством всю домашнюю животину и выносил угощение для бездомных животных - миска с едой ставилась на крыльцо или за ворота.

В обрядах различаются кутья «бедная» (постная) и «богатая» (жирная, скоромная). «Бедная» кутья готовится в Рождественский сочельник, а «богатая» - в Новогодие и в день «Бабьих каш». Иногда «богатую» кутью готовят и на Крещение.

Приметы на Рождественский сочельник

Но не только стол готовили к Рождеству и Рождественскому сочельнику. Все в доме убирали, скребли, отмывали до блеска, светлый праздник встречали сияющей чистотой. Все работы стремились закончить как можно раньше, чтобы еще по светлому успеть помыться в бане.

Особое внимание уделяли праздничной одежде. Считалось, праздник Рождества Христова лучше встречать в новой одежде. Хотя, если ничего нового не было, обходились просто лучшим своим платьем, обязательно чистым и светлым. Темное, и уж тем более черное, на Рождество запрещалось надевать категорически: нельзя «приходить на пир в печальной одежде».

После того как праздничные приготовления были позади, наступало время рассказать детям историю Иисуса Христа, Марии, Иосифа, волшебной звезды и трех магов-волхвов, принесших младенцу дары. В этот особый вечер великая и величественная история казалась всем еще более чудесной.

Сочельники бывают два раза в год - накануне Рождества Христова и в канун Крещения, которое отмечается 19 января. По этому случаю совершаются торжественные богослужения. По церковным уставам, каждый верующий обязан посетить храм во время сочельника.