Национальный костюм голландии народная одежда голландцев из. Странные национальные костюмы Голландия национальный костюм

Нидерландские национальные костюмы и традиции / Голландия Своей историей и расположением Нидерланды неразрывно связаны с соседней Бельгией. Так же, как и белги, фризы (предки голландцев) подвергались захвату римлян, франков, испанцев. Против гнета последних голландцы 80 лет вели освободительную войну, завершившуюся обретением в 1581 г. долгожданной независимости. Еще одной победой голландцев можно считать полностью преображенный ландшафт их родной земли. Почти половина территории страны лежит ниже уровня моря и находится под постоянной угрозой затопления, недаром эти края носят такое название. Благодаря трудолюбию народа, который возвел дамбы и отвоевал у моря территории (польдеры), построил знаменитые ветряные мельницы и превратил свою страну озер и каналов в красивейший цветник (Страну тюльпанов), а также особому таланту в кораблестроении Нидерланды к началу XVII в. завоевали славу промышленного и культурного центра Европы. Женский костюм / Рабочая одежда голландок была темных (серых, коричневых) тонов и сильно отличалась от их праздничных нарядов. Особенно хорошо это видно по костюмам зажиточных горожанок (бюргерш) северной провинции Фрисландии, ходивших в церковь по воскресеньям в шелковых платьях с черными или белыми фартуками, шалях и головных уборах из знаменитых фламандских кружев. С XVII в. сохранились народные традиции в одежде в рыбацких деревнях на островах Маркси и Волеидам. Костюмы обитательниц Маркена отличались от более скромных костюмов жительниц остальных областей Нидерландов. Юбки и фартуки голландки шили из однотонных и полосатых тканей. Характерной чертой голландских фартуков была широкая кайма из ткани другого цвета, которую пришивали не к подолу, а к поясу. Кайма с бело-розовым клетчатым узором украшала черные фартуки в Стапхорсте (на острове Маркен). В деревне Маркси ее делали из ткани с ярким цветочным узором. Женщины северного острова Волендам на синие и зеленые юбки нашивали красную или полосатую кайму. Корсаж. Поверх полотняной рубашки с длинными рукавами и полосатой кофты - с короткими женщины Маркена надевали своеобразный очень узкий корсаж - тугую обертку. Он представлял собой глухую съемную "кокетку" из темно-коричневого сукна, плотно зашнурованную на боках. Этот нарядный, расшитый цветами корсаж в будние дни прикрывали чехлом из простого ситца (тоже цветного). В провинции Зеландия нижних рубашек не носили. На темную кофту с короткими рукавами надевали черный корсаж с глубоким вырезом (почти до талии), который прикрывали украшенной яркой вышивкой манишкой или шелковой нитью. В других областях Нидерландов женский костюм был проще: темная юбка, узкая, плотно облегающая кофта и перекрещенный на груди платок или шелковая шаль. Голландки очень любили шали из шелка, кружева и клетчатых тканей. Головные уборы голландок издавна необычайно украшали женский костюм, порой они сохраняли черты средневековых парусообразных чепцов. Старинная традиция, обязывающая полностью скрывать от глаз посторонних волосы не только женщин, но и девушек, привела к появлению чепцов очень сложных форм и конструкций. Кружевные чепцы женщин Маркена, напоминающие митры, состояли из 12 деталей и имели темную подкладку, которая служила контрастным фоном белым кружевам. Замысловатой формы кружевные колпачки с «крылышками» изящно обрамляли щеки жительниц Волеидама, в профиль полностью скрывая их лица. На севере страны, в провинции Зеландия, под чепцом носили старинное головное украшение - обруч в виде металлической пластинки, доходящей до середины лба. В провинции Северная Голландия обруч имел форму подковки, идущей с затылка до ушей. А в местечке Стапхорст предпочитали носить плотно облегающие голову чепцы-шапочки из узорчатой ткани. Украшения / Из всех камней голландки предпочитали приносящий, по их мнению, удачу коралл. Их любимым украшением было ожерелье из нескольких ниток коралловых бус, соединенных спереди золотой застежкой. Мужской костюм / Форма широких рыбацких штанов нокербокеров осталась почти неизменной с XVII в. На острове Маркен они были чуть ниже колеи, и носили их с черными гетрами. Почти во всех областях голландцы по праздникам надевали двубортную куртку без воротника, с двумя рядами серебряных пуговиц. Часто ее заправляли в штаны. Головные уборы. Рыбаки издавна предпочитали носить фетровые и меховые шапки, украшая их лентами, количество которых указывало на семейное положение. Детский костюм / Стоит упомянуть о старинной традиции голландцев одевать своих детей в возрасте до шести лет в платье с пышной юбкой, общего для мальчиков и девочек покроя. Лишь мелкие детали этой одежды позволяли различить пол ребенка. Обувь / Издавна голландские крестьяне носили деревянные башмаки кломпы - самую удобную обувь для передвижения по песчаному побережью. Мужчины и женщины носили их в будни и по праздникам. По традиции женихи дарили невестам кломпы, сделанные своими руками. Эти забавные, как будто сказочные башмачки стали одним из сувениров современной Голландии. Местные умельцы довели ремесло их изготовления до совершенства: кломпы красят, украшают резными узорами и надписями.

На момент начала игры на дворе стоит 1566 год. Антверпен всё ещё является одним из самых крупных портовых городов Нидерландов, здесь процветают искусство, корабельное дело, промышленность. По всей стране уже прошла реформация , и большинство населения исповедует кальвинизм. Кальвинизм оказал огромное влияние на экономическое и политическое развитие всей Европы того времени. И, как отражение внутреннего мира и характера людей, костюм просто не мог не претерпеть свою собственную реформацию.

В одежде горожан того времени прослеживается некоторое влияние Испании и Франции. Отгремела бургундская мода с её V-обрзными вырезами и высокими энненами. Недавние разноцветные средневековые одежды уступают место сдержанным в цветовом решении строгим платьям и камзолам, более отвечающим пуританскому кальвинистскому духу.

1. Одежда простолюдинов: крестьян, ремесленников и прочего пролетариата.
Совершенно ничего не меняется по сравнению с 15 веком (а также 14 и 13:)).
Те же бре, Т-образные рубахи и платья со шнуровками, что и всегда. Обратите внимание, что рукава зачастую нашивные, контрастного цвета. На голове носят эннены, шляпы-береты и соломенные широкополые шляпы. Передники у женщин длинные,
в пол. Мужчины и женщины носят жилетки. У женщин жилетки бывают на шнуровке.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянский танец", 1568 год:

Питер Брейгель Старший, "Кокаиновая страна", 1567 год:

Саймон Бенинг, "Август". Тут голландские крестьяне изображены в очень характерных для голландцев соломенных шляпах. Носят такие шляпы и мужчины, и женщины, причём женщины одевают их на маленький чепец.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянская свадьба":

2. Одежда простых небогатых горожан навроде продавцов, служанок, кухарок и проч. Женщины носят платья с цветными рукавами поверх нижней рубахи, жилеты, корсеты/корсажи, широкополые шляпы наравне с чепцами, большой популярностью пользуются платки на плечи. Воротники нижней рубахи как у мужчин, так и у женщин могут быть украшены воланами наподобие жабо (это самый характерный пример испанского влияния в одежде). Мужчины носят куртки-камзолы с короткими и длинными рукавами, со множеством пуговец.

Питер Артсен, "Торговка фруктами", 1567 год.

Иоахим Бекелар, "На рынке", 1564 год.

Питер Артсен, "Кухарка", 1559 год.

3. Горожане среднего достатка и состоятельные. Одевались очень скромно в отличие от французской моды того времени, модным было подчёркивать свою аскетичность, практичность, но в то же время и состоятельность. Кальвинистский настрой обязывал отказаться от воздушности, вычурности и многоцветности, но в то же время богатство говорило о богоизбранности человека и надлежало его демонстрировать.
Женщины: закрытая шея, высокие воротнички, корсеты, чёрные и просто тёмные платья, одно-два больших дорогих ювелирных украшения, забранные и спрятанные волосы под энненом или чепцом. Аккуратность, чистоплотность и томный взгляд.

Квентин Массейс, "Женский портрет", 1520 год:

Катерина ван Хемессен, "Портрет дамы", 1551 год:

Катерина ван Хемессен, "Портрет дамы с собачкой", 1551 год:

Мужчины: Очень популярны камзолы и широкие сверху штаны а-ля испанские. Камзолы могут быть с длинным, пристяжным и коротким рукавом. Непременно с воротником-стоечкой и множеством пуговиц. Жабо на рубахах. На головах - широченные береты из сукна или бархата, зачастую ничем не украшенные, но разноцветные и красивые. Носят пелиссоны самого разнообразного вида, чаще всего с V-образным вырезом, украшенные и утеплённые мехом.

Ян Госсарт, "Автопортрет" 1515-1520 гг.:

Ян Госсарт,"Портрет банкира", 1530 год:

Кристоф Амбергер, "Портрет мужчины с бородой", 1537 год.

Катерина ван Хемессен, "Мужской портрет", 1552 год:

Ян Госсарт, "Мужской портрет", ок.1530 год:

Вот так вполне мог выглядеть человек умственного труда на верфи:):

Квентин Мейссис, "Портрет молодого человека", ок. 1520:

Лукас ван Лейден, "Игра в карты", 1 пол. 16 в.:

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

В XVII в. Голландия становится могущественным буржуазным государством. Эта колониальная и торговая держава отвергала испанскую и французскую моду. Состоятельные и самоуверенные буржуа (регенты) предпочитали практичную консервативную одежду темных тонов.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский — жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.


Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Отличительная черта голландского костюма на всех уровнях социальной лестницы — строгость, аскетизм, пуританство, проповедуемые протестантской церковью.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме.

Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. На портретах кисти Ф.Хальса именно такие воротники на одеждах мужчин. Костюм дополняли широкополая шляпа и плащ. Прически были из завитых волос длиной до плеч.

В женском костюме воротники имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка, закрывающая шею, грудь.

Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Богатые девушки, а также замужние женщины носили платье из тафты с отделкой широкой полосой ткани другого цвета. Такая отделка платья была модной деталью в женском костюме.


Излюбленной женской прической были локоны вдоль щек в сочетании с «баранкой» на затылке.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским.

Богатая молодежь носила модную одежду. Штаны-рейнгравы, обильно украшенные рюшами, бантами, кружевами в голландском варианте мужского костюма и шляпа «а-ля Рубенс» были значительно короче французских; куртка брасьер проще по виду, из ткани в тон сорочке. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной - длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди - с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

на женщине: юбка с райфроком и воротник "мельничный жернов"

на мужчине: вамс с воротником "голимья"

на мужчине: дворянский костюм

на женщине: атласное платье для приемов

на женщине: выходное платье

на мужчине: костюм военного

Обувь

Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды надевали сапоги с высокими каблуками.

Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Многие дамы обрамляли лоб короткими локонами. К такой прическе очень шла мягкая широкополая шляпа с развевающимися страусовыми перьями.
Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Продублирую еще и сюда, чтобы не потерялось.

Я сейчас все чаще встречаю этих кукол в сети - глаз начал "цепляться" после того, как у меня случайно появилась подобная куколка (см. предыдущий пост).

Описание костюма:
Блузка из черной шерсти с квадратной вставкой на груди. Юбка из толстой хлопковой фланели полосатого рисунка (красные, синие и зеленые полосы по белому полю). Фартук из шерстяной черной толстой фланели (или флиса). Вставки на грудке и верх фартука - вискоза. Поясок и отделка грудки - черно-белая вискозная тесьма. Бусы деревянные ярко-красные (покрашены) с металлическим центральным украшением(?), чепец из белой хлопковой сетки и кружева. Деревянные башмачки (на моей отсутствовали, поэтому это только замена для защиты ног куклы).

Кукла в таком же костюме есть в книжке Марка Ф.Морана (Mark F. Moran) "Dolls, Antique to Modern." на с. 138. Там кукла с бисквитной головой и композитным телом. Описана как 11-дюймовая 390 АМ со спящими глазками и открытым ртом, "в традиционном немецком костюме и деревянных туфлях, все оригинальное"

Еще нашлись фотографии антик- и винтажных кукол в аналогичных костюмах:

После нехитрых поисков по сети обнаружилось, что это национальный костюм Нидерланды, провинция Волендам (Volendam, к северу от Амстердама). Там до сих пор популярны эти костюмы и их довольно часто одевают по особым случаям. Можно увидеть женщин в таких костюмах прямо на улице.

Рядом есть другая провинция (в трех километрах), которая называется Маркен (Marken), которая отличается по национальному костюму и менталитету. Кроме Маркен и Волендам (в которых костюмы хоть немного схожи), есть еще две провинции, где костюмы совсем другие: Западная Фрисландия (West Friesland), и Гои (Gooi).
Прелестная деталь - полосатая юбка считается нижней для провинции Маркен, и верхней - для Волендам. Жители Маркен ехидно посмеиваются над соседями, так как считают, что Волендамцы "ходят в нижнем белье". :)
К аутентичности национальной одежды Волендамцы относятся легко, совершенно запросто заменяя изношенный и потому неприятный элемент одежды новым, когда захочется. Они не придают значения старой одежде, как это делается в провинции Маркен. Волендамцы, в свою очередь, подшучивают над Маркенцами, что они "ходят в старье". :)

Костюм провинции Маркен. Свадебная процессия провинции Маркен. Фото 1916 года.

Костюм мужчины и женщины провинции Волендам. Молодая женщина в национальном костюме.

Этот костюм считался воскресной одеждой и также использовался на праздниках, в том числе и как свадебный.
Чепец был кружевным. Еще иногда поверх него одевали так называемую за её форму "лодку шляпу" (“boat hat”). Она делалась из тонкой соломы и её носили, как правило, крестьяне. В обычном виде края шляпы были обшиты белым, если же женщина была в трауре - край обшивался черным.

Наиболее известная часть традиционного костюма - деревянные башмаки или "Klompen". Традиционные деревянные башмаки носили на заводах, шахтах и фабриках из-за их стойкости к проколам и воздействию кислот. Башмаки в основном носили в сельской местности, так как они "теплее и суше, чем (резиновые?) сапоги". В прошлом по форме и дизайну башмаков можно было сказать, откуда их хозяин. Сейчас это очень ходовой сувенирный товар на фестивалях.

Еще картинки по теме:


Куклы какого угодно периода и происхождения могут быть одеты в такую одежду.
Волендам Синди 1975года. Неопознанная мной винтажная кукла.