Цветы разных времен года. Теория времен года: цветотип весна. Цвет и функция

Решившись на начало ремонта, многие из нас сталкиваются с трудностями выбора: изобилие качественных широко известных материалов соседствует с незнакомыми новыми – носителями свежей эстетики. И в каждой из этих групп материалов – множество видов, отмеченных как стилеобразующими характеристиками, так и цветовыми, демонстрирующими порой цельную палитру всевозможных оттенков.

Что же делать, чтоб не закружилась голова от такого колористического разнообразия? И как при этом сделать достойный выбор, после которого не будет мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги, минутную слабость и невнимательность при покупке?Придя в магазин и увидев, к примеру, обои, от которых просто невозможно отвести глаз, уже в следующую минуту вы понимаете, что это то, о чем мечтали всю жизнь. И что же - поддаться импульсному влечению? Конечно, да. Только при том условии, что все остальное – шторы, обивочная ткань дивана, фактура дерева и цвет мебели и дверей, напольного покрытия или паркета, люстра и фурнитура – попадает в зависимость от первой покупки, т. е. подбирается тщательно, не пренебрегая нюансами и «мелочами». В противном случае может возникнуть такая ситуация, при которой купленный, к примеру, диван будет диссонировать на фоне ваших замечательных обоев из-за несоответствия цветовой тональности или фактуры этих материалов, обивочной ткани и обоев. А все из-за настроения. Да-да, именно из-за настроения, которое у этих материалов разное. Чтобы избежать покупок материалов «с разным настроением», обратимся за помощью к самой Природе.

Следуйте самой Природе

Помочь в щепетильном подборе однохарактерных материалов поможет теория цвета «по временам года», согласно которой интерьер каждого помещения выдерживается в колористической гамме, соответствующей какому-то одному времени года – ведь все пшеничные краски одного сезона гармоничны друг другу, о чем позаботилась сама Природа.

Следуя данной методике, мы можем вводить огромное множество цветовых оттенков в общую колористику интерьера – главное, следовать тональности красок выбранного сезона.

А для этого надо научиться пристально вглядываться в цветовые комбинации времен года и, главное, улавливать их настроения. Ведь не всегда под рукой могут находиться все четыре спектральные таблицы времен года, которые вы видите перед собой.

Какое настроение выбираем?

Палитра каждого сезон отмечена одним главенствующим цветом, определяющим общее настроение времени года, которое достаточно точно передается правильно созданному интерьеру в таком же духе. Поэтому «плясать» можно не от первого понравившегося материала и подгонять под него все остальное, а от осознанного выбора настроения, которое мы хотим сообщить интерьеру. Прислушайтесь к себе и решите, какого эффекта вы хотите добиться, создавая декор разных по назначению помещений.

Желтый, синий, голубой …

Определяющий цвет весеннего настроения – желтый – цвет солнечных потоков и ярких первоцветов. Получаемое же настроение можно характеризовать как оживление, радость – весенний хоровод красок сверкает и искрится.

В противовес весенним краскам летние кажутся выцветшими на солнце и «уставшими» от полуденного зноя. Основной цвет «летнего» декора – холодный светло-голубой – цвет морской воды и дымки, которая как будто окутывает весь ландшафт дрожащим знойным маревом. Общее настроение интерьера в прохладных летних тонах – пляжно-расслабленное.

Самая теплая и насыщенная богатыми, сочными красками – палитра «осеннего» интерьера. Определяющим цветом этого дивного времени года будет оранжево-рыжий. Настроение сложное, но очень приятное, оно связано с тем чувством, когда мы присаживаемся отдохнуть после длительных и праведных трудов, и не имеет ничего общего с расслабленным летним.

Зимний интерьер узнаваем по контрастным сочетаниям, которые могутбыть весьма редкими. Основные цвета – льдисто-голубой и синий. Цветовой лаконизм и контраст создают бодрящее настроение, если синий цвет не доминирует в интерьере.

Анализируем и выбираем

Выбирая нужное настроение для того или иного помещения, необходимо учитывать его специфику, назначение и ориентацию по сторонам света. Естественно, помещения, выходящие окнами на север, логичнее декорировать в теплой гамме – весенней или осенней, имеющих, как было отмечено выше, совершенно разные настроения; южные же комнаты ждут украшательства в холодных тонах – летних или зимних, имеющих вообще противоположное настроение, которое лучше выбрать не спеша. Важно для себя понять и другую вещь: хотим ли мы в том или ином помещении ежедневно наблюдать цветовые контрасты, которыми отмечена весна и зима, или стремимся к нюансам из летней и осенней гаммы? При этом необходимо учитывать, что летние нюансы – самые тонкие – вносят в интерьер некоторую отстраненность и элегантность, а осенние часто бывают на грани мягких, очень уютных, контрастов.

Стоит обратить внимание на то, что краски из весенней палитры родственны осенним, а тона летнего спектра перекликаются с красками из зимней таблицы. Поэтому в некоторых случаях можно позаимствовать нужный цвет из родственного спектра. Как правило, этим приемом пользуются профессиональные декораторы, новичкам же лучше не рисковать.

Выбор «собственно настроения» для комнаты – дело сугубо индивидуальное. Например, одни видят свою ванну с характерным пляжно-расслабленным настроением, другим необходимо с утра быстро «войти в тонус» и выбор падает на экстравагантный декор в зимних контрастах. Или спальня: чтобы быстро расслабиться, кому-то требуется преобладание холодного синего цвета, в то же время другим эта комната видится в теплых персиковых тонах (осень) или бежево-розовых (весна), качество которых покровительствует тонким супружеским отношениям. И так же относительно любого помещения. Поэтому лучше самому анализировать и рассуждать согласно данной теории, учитывая степень контрастности, «градус холодности» и ожидаемое настроение. Перефразируя известное: у природы нет плохой погоды, можно сказать, что у интерьеров любого времени года тоже не бывает плохой погоды – правда, случается не к месту созданное настроение.

Не только цвет

Но цвет – не единственное, чему стоит уделить внимание при подборе материалов для декорирования. Ткани, дерево, камень, плитка, металл напольное покрытие – все это, кроме цветового качества, обладает еще и фактурой, текстурой и структурой, качество которых должно соответствовать настроению выбранного сезона. Чтобы быстрее понять принцип «фактурного» подбора, начнем с самых понятных – «зимних» материалов. Так, вспомнив о сверкающей глади льда, мы без труда выберем для зимнего интерьера гладкие, полированные поверхности, которые могут быть блестящими или лакированными. Весьма уместен в «зимнем» декоре крупный экспрессивный узор или рисунок.

Весна – звонкая, веселая, прозрачная – тоже предполагает гладкие поверхности, но не такие сверкающие, как в «зимнем» интерьере. Больше подойдут тонкоструктурные материалы с еле заметным глянцем или слабыми отблесками.

Прохладно-элегантное настроение летнего декора подразумевает слабоструктурированные фактуры, а рисунок – мелкий и с бордюром.

Материалы в уютном осеннем убранстве должна иметь грубую, рыхлую или крупнозернистую фактуру, а узоры – яркими и крупными.

Подробнее о подборе материалов для каждого сезонного интерьера мы расскажем в следующих номерах журнала.

Облик природы неповторим и разнообразен, даже обычное дерево в саду или небольшой куст видоизменяются в цвете разного времени года. Как каждому времени года присуще строго определенные цвета, так и женщине на каждый сезон подойдет определенный цвет в одежде, нужно лишь тонко подобрать верный нюанс. Природа, как и все женщины по временам года самых разных темпераментов, красива и непредсказуема, капризна и ласкова.

Весна

Весна это время года, когда вся природа оживает, пробуждается после долгой зимней спячки, умывается долгими дождями и заливается ярким солнечным светом. Вся природа радуется, кажется, будто травинки и листочки улыбаются ласковым лучикам весеннего солнца, а веточки тянутся выше к самому небу. От того и весна представляется нам в розовых и ярких оттенках распускающихся цветов, цветущей сирени с добавлением зеленых пастельных тонов, ведь к маю появляется первая зеленеющая травка.

Цвета весной - яркие и энергичные, как лучи солнца, броские и бодрящие, как сверкающие в лучах ручьи талой воды. Это могут быть сочные основные цвета радуги и мягкий контраст.

Лето

Лето самое теплое время года, именно в этот период растения больше всего растут, и вся природа находится в постоянном движении. Весь живой и растительный мир, кажется, занят важными делами, вот муравей тянет соломинку, а здесь шмель забрался в самый центр цветочка, а травинки перешептываются друг с другом от легкого дуновения теплого ветра. Цвет лета - зеленый. Самый насыщенный, мягкий и приятный цвет, поэтому и на природе в лесу густые зеленые листья деревьев успокаивают, дарят легкость, отдых и наслаждение чарующей красотой. А еще у лета есть голубой цвет. Это цвет неба, воды, а в долгих сумеречных вечерах, еще и ночного неба.

Цвета летом - спокойные, слегка приглушенные тона с легкими оттенками голубого, также, как полные красок цвета благоухающих садов тесно гармонируют с голубыми оттенками неба. При этом цвета могут быть затуманенными дымкой без резкий контрастов.

Осень

Осень - задумчивая пора, когда растительный мир замедляет темп роста, вся природа уставшая, и начинает долгую подготовку к зимнему сну. Птицы перестают петь и все больше собираются в стаи, чтобы покинуть ненадолго родные края в поисках тепла, а деревья покрываются с макушки позолотой и начинают свой таинственный танец сбрасывания листьев. Так начинается листопад, осенняя пора, которую называют золотая осень. Вот и цвета осени пастельные, спокойные, как и сама природа в это время года. Преобладают желтые, золотистые, словно на солнышке опадающие листья цвета и тихие коричневые. А ближе к ноябрю, когда погода все сильней хмурится, появляются и приглушенные серые тона. Все ближе природа готовится к холодам, ветрам и застыла в ожидании снега.

Цвета осени - насыщенные и пестрые, сочетание самых глубинных красок. Цвета в этот период приглушенные и задумчивые, как и сама природа осенью, пестрые и мягкие, близкие к романтическому настроению прогулок по осеннему лесу.

Зима

Вот и приходит зима, одевает деревья в белые шубки, накрывает поля белоснежными простынями, засыпает скамейки в парке белым пухом, а когда ударят совсем лютые морозы, на стеклах зима нарисует расписные узоры. Зима - белая красавица с суровым характером, но с загадочной душой. Ведь зима это еще и ожидание праздника нового года. Вроде холодно, сурово быть на улице, долго и не простоишь, тут же краснеет нос, а настроение становится веселым и задорным и так и хочется прокатиться на санках, слепить снеговика, да побаловаться снежками.

Цвета зимы - холодные и кристально ясные, прозрачные, как лед, яркие, как снег на морозном солнце и контрастные, как голубое небо на белом фоне. Хорошее сочетание чистых и светлых контрастов с холодными ледяными нотками.

Теория «Времена года»

Цветовую теорию «Времена года» придумали американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, которые изучая работы старых мастеров художников, обратили внимание, насколько их полотна цельны и гармоничны. Так как в прежние времена художники рисовали только с натуры и пытались передать краски природы совершенно точно, то, как долго бы человек не смотрел на эти картины, его глаза не уставали, а наоборот отдыхали. И это не смотря на огромное многообразие ярких красок, присутствующих на полотне. Основываясь на этом опыте и опыте современных специалистов, Джексон и Ваттерман явили миру теорию «Времена года».

Согласно этой теории цветовые сочетания предлагается создавать, опираясь на природное созвучие красок по временам года. Ведь как бы ни менялся облик природы, всё равно в любой момент времени все краски природы гармоничны между собой. Наблюдая за природой можно видеть, как цвета сочетаются друг с другом. Изменение красок по временам года объясняется тем, что в солнечном спектре в каждое время года преобладает какой-то один из трёх основных цветов – красный, желтый или синий.


В каждом времени года есть все цвета, но с определенными характерными оттенками. Весной и осенью в красках преобладают теплые тона. Доминирующий цвет весны – желтый, он и задает всем краскам весны соответствующий подтон. Для весенней природы характерны радостные, светящиеся краски. Доминирующий цвет осени – красный, и именно он придает краскам насыщенность. Краски осени отличаются теплотой и насыщенностью. Весенние цвета отличаются от осенних тем, что они легче и нежнее. Осенние же цвета землисты и тяжелы.

Летом и зимой в природных красках доминируют холодные тона. Основной цвет, который характеризует лето – голубой. Хотя, казалось бы, по количеству и насыщенности цветов лето должно быть самым ярким, но обилие света «съедает цвет». Летнее солнце как будто набрасывает голубую дымчатую вуаль поверх великолепных летних красок. Зимняя палитра цветов не так разнообразна, как летняя, но краски зимы выглядят очень ярко. Основной цвет зимы – холодный синий. Если прохладные цвета лета выглядят слегка полинялыми, то зимние цвета звучат пронзительно ясно.

Каждый цвет может быть очень разнообразен в тонах и оттенках, поэтому к каждому времени года можно легко найти подходящие оттенки нужного цвета. Главное помнить, какие оттенки преобладают в каждый сезон. Весна – теплые и лёгкие; лето – холодные, чуть «запыленные»; осень – теплые и насыщенные; зима – холодные и яркие.

Примеры цветовых оттенков в каждое время года



Весенние цвета в интерьере производят лёгкое радостное настроение. Основные тона – мягкие и тёплые. Оживляющие акценты должны быть как первые цветы – нежные и чистые. Ткани для весеннего интерьера подбирают гладкие, тонкие, легко драпирующиеся. Отделочные материалы должны обладать тонкой структурой и быть матовыми или лишь с лёгким отблеском. Древесина рекомендуется с желтоватым или слегка красноватым оттенком коричневого, например хвойные породы дерева. Подойдёт также тонкое плетение из светлых прутьев. Металлы в весеннем интерьере должны быть с золотистым отливом, а каменные поверхности – мелкозернистые тёплых тонов.





Летние краски придают интерьеру элегантность и прохладу. Ткани используются гладкие, такие как шёлк, сатин, велюр или тонкий лён. Отделочные материалы для летнего интерьера предполагаются со слабо структурированными фактурами или с полировкой. Древесина используется светло-желтая, белая или с оливковым оттенком. Металлы серебристые со сдержанным блеском поверхности. Камень для летнего интерьера выбирается с тонкими прожилками во всех холодных оттенках.




Тёплые насыщенные краски осени придают интерьеру очаровательно уютный облик. Для осеннего интерьера рекомендуются ткани грубой выделки, мягкие с рельефной структурой, например, бязь, габардин, хлопок, бархат и все буклированные ткани. Отделочные материалы должны иметь структуру близкую к природной или матово-полированную. Рельефные обои, шероховатая штукатурка и деревянная обшивка подчеркивают уютность осеннего интерьера. Дерево рекомендуется с красноватым отливом или тёмных натуральных тонов. Из металлов для осени подходит латунь, медь и бронза с рыхловатой поверхностью. «Осенние» камни – крупнозернистые, почвенно-тёплых или красновато-коричневых оттенков.




Для «зимних» интерьеров характерны жесткие контрастные сочетания. Ясные и чистые цвета оживляют интерьер, делают его динамичным и стильным. Сила зимних красок настолько выразительна, что для интерьера применимы практически все материалы. «Зимний» эффект может усилить блеск поверхности. Натуральная древесина мало подходит для «зимних» интерьеров, если ее использовать, то только очень тёмные, красноватые или оливковые тона. Металл и камень в интерьере должны быть серебристых, холодных оттенков.




Достоинства и недостатки использования теории времен года

Огромное преимущество теории времен года заключается в том, что на её основании мы можем использовать в интерьере бесконечно большое количество красок, главное, чтобы они принадлежали одному цветовому сезону. Недостаток этой теории опять же вытекает из её достоинств. Не все обладают настолько развитым цветовым чутьём, чтобы однозначно определить к какому времени года может принадлежать выбранный оттенок цвета.

Чтобы найти цветовое решение дома на основе теории времён года, надо определить те цвета, которые принадлежат сезону, в красках которого вы хотите сделать свой интерьер. Для этого надо покопаться в книгах и найти цветовые таблицы по временам года. Конечно, можно воспользоваться и интернетом, цветовые таблицы там тоже можно найти. Но так как цветопередача у всех мониторов разная, на экране монитора вы вряд ли увидите истинные цвета, если у вас не профессиональный откалиброванный монитор.

Кроме того, цвета одного времени года не обязательно будут идеально сочетаться между собой. Ведь краски в каждом сезоне могут меняться довольно значительно. Ранняя весна совсем не похожа на позднюю весну, а оттенки раннего лета отличаются от оттенков лета зрелого. Поэтому надо быть довольно наблюдательным и иметь хорошо развитое цветовое чутьё, чтобы не ошибиться с выбором цветовой гаммы по теории времён года.

П амять и внимание тесно связаны друг с другом, и их нужно развивать с самого раннего возраста, так как они будут необходимы при обучении ребёнка в школе. Я считаю, что развитие в этом направлении нужно начинать как можно раньше и обязательно в форме игры. Сейчас довольно много ресурсов с описанием дидактических занятий, различными материалами для работы с детьми, онлайн-играми для приставок и планшетов. На мой взгляд, компьютерные игры оказывают негативное влияние на современных ребят, поэтому своих деток стараюсь от них ограждать. Зато мы много играем в разные развивающие игры. Вот примеры наших занятий со старшим сыном и маленькой дочкой.

Я начала с того, без чего мы не можем воспринимать наш мир – с цветов и оттенков. Грудничок уже в полгода может различать цвета в широком диапазоне: красный, розовый, синий, коричневый. С дочерью я стала замечать это в возрасте восьми месяцев. Она реагировала на розовый цвет, из всех игрушек выбирала именно розовую машинку или погремушку.

Для малышей больше подойдёт обучение с использованием игрушек. Я беру предметы одинаковых цветов, в основном это мячики, кубики, машины. Затем перечисляю: жёлтый кубик, жёлтый мяч, жёлтая машина. Ребёнка легко можно проверить. Показываем три машины разных цветов и просим выбрать машину того цвета, который вы изучали. Обычно я проверяю их знание цветов после изучения нескольких. Дополнительно поможет игра «найди лишнее», которая знакома всем с детства. Например, среди четырёх мячиков три будут одного цвета, а один – другого. Ребёнку следует найти тот, который отличается от других.

С мячиками можно провести и другую игру. Высыпаем разноцветные мячи на пол и ставим несколько коробочек или детских ведёрок. В каждую ёмкость кладём мяч определённого цвета и объясняем ребёнку, что жёлтый кладём к жёлтому, красный – к красному. Все эти игры достаточно просты для малышей и не требуют определённых знаний от родителей. Такие игры можно проводить с любыми предметами, которые можно найти у каждого в доме.

Моя дочь только начинает изучать цвета, но основные уже различает. С детками двух лет уже можно смешивать краски. Начать следует примерно с таких слов: «А ты знаешь, что если взять два цвета краски и смешать, то получится новый цвет?». Объясните, как получить зелёный, фиолетовый, голубой цвета с помощью смешивания. Для детей в этом возрасте такие игры – чистое волшебство, и они достаточно быстро запоминают информацию.

Обучение времён года с сыном мы начали в возрасте 3,5 лет. Игра довольно проста, для неё нужны основные карточки с изображением весны, зимы, лета и осени, а также карточки с признаками, характерными для этих времён года. Например, лето – цветок, ягода, бабочки; осень – грибы, красные листья; зима – снеговик, снежинки, дерево без листьев, санки; весна – подснежники, почки на ветке, ручей. Вариантов игры может быть очень много. Для начала ребёнок может соотнести карточки с признаками времени года, затем можно попросить взглянуть в окно и ответить на вопрос: «Какое сейчас время года?». Так же задавайте вопросы: «Что бывает летом?», «Чем люди занимаются зимой?» Попросите ребёнка придумать небольшой рассказ о времени года.

Затем мы изучали месяцы, опираясь на знания о временах года. Вместе с сыном мы сделали наглядное пособие. Нам понадобились те же карточки с временами года и 12 карт из плотной бумаги с названиями месяцев и соответствующими картинками. Эти 12 изображений мы искали на просторах Интернета, а некоторые делали сами. Разнообразие картинок мы пополнили домашними фото, на которых был изображен сын: январь – это новогодние праздники, июнь – тепло, солнце и фото со дня рождения сына, март – первые подснежники и т.д. Для начала нужно продемонстрировать ребёнку, какое соотношение у месяцев с временами года, а затем смешать карточки. Придумайте историю, например, о том, что злой Кощей (или Баба Яга) перепутал все карточки, и нужно расставить их в верном порядке, иначе все месяцы так и будут перепутаны. Задавайте наводящие вопросы, которые облегчат обучение: «Назови три зимних месяца?», «Какой месяц идёт за августом?».

Потом мы начали изучать дни недели. Тут всё намного проще. Рисуем разноцветный паровозик, подписываем каждый вагон, объясняем ребёнку, какой день за каким следует. Хорошо будет выучить стихотворение про дни недели – это один из самых действенных способов. Для закрепления материала можно найти какой-нибудь познавательный мультик на эту тему.

Для нас самым сложным этапом было объяснение разницы механических и электронных часов. Честно признаюсь, я даже не знала, с какой стороны подойти, чтобы доступно объяснить это ребёнку. Для начала мне потребовались часы с циферблатом. Сейчас в детских магазинах большой выбор таких игрушек, можно купить на любой вкус. Но у меня остались часы из моего детства, и я обучала сына по ним. В первую очередь, расскажите ребёнку, для чего нужны стрелки и сколько часов в сутках. Объясните, что когда часовая стрелка на любой цифре, а минутная стрелка на двенадцати – это час. Затем уже можно изучить, для чего минутная стрелка. Когда ребёнок начнёт это понимать, тогда можно приступать к играм. Спросите у ребёнка: «Который сейчас час?», «В какое время ты ложишься спать?». К электронным часам я начала приучать намного позже. Он долго не мог понять, почему, например, час дня равен 13.00. На часах со стрелками мы делали наклейки с цифрами от 13 до 24, буквально через несколько занятий с дневным и вечерним временем, сын начал понимать разницу.

Возможно, вы и раньше, чем я, научите своих детей всем этим понятиям. Думаю, что начала обучение немного поздновато. Но когда сын пошёл в школу, я поняла, что все мои старания не были напрасными: мой сын знал намного больше по сравнению с другими детьми, и ему было намного легче учиться.

Залог гармоничного жилища - грамотно выстроенная цветовая концепция.

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной - это желтый, летом - голубой, осенью - красный, зимой - снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето - холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке - например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.