Алексей кудрин предложил сократить число пенсионеров в россии. Кудрин рассказал о неизбежности изменения пенсионного возраста

Сегодня бывший министр финансов А.Кудрин заявил о неизбежном повышении пенсионного возраста в нашей стране. Дескать, только так удастся увеличить финансирование образования и здравоохранения. Тем более, по его словам, этот "светлый путь" уже прошли так называемые развитые страны мира, что привело к повышению там качества жизни всех слоев общества.

Глава Центра стратегических разработок (ЦСР), в частности, заявил, что "международная организация труда считает, что государство должно обеспечивать минимум 40% величины пенсии относительно прежнего заработка пенсионера, а с учетом добровольных и накопительных программ это должно быть до 70%. Это обеспечивается в разных странах, таких как Великобритания, Германия, Италия. Значит, мы должны эту программу тоже наметить. Пусть это будет через 10-15-20 лет, но мы должны выйти на эти параметры. В том числе и повышение пенсионного возраста, без этого не обойтись".

Цинизм Кудрина не знает пределов! Его провокативные мысли фонтанируют, как из "рога изобилия". Экс-министр осознанно, цинично противопоставляет государственное пенсионное обеспечение другим социально важным направлениям. Провокатор Кудрин считает, что "важнейшими приоритетами развития являются образование, здравоохранение - сохранение населения, и трудоспособности, и продления жизни, прежде всего, здоровой жизни, и транспортная инфраструктура. Это три кита бюджетной и государственной политики - как перераспределить средства. Мы подсчитали на моделях, сколько это дает. Этот маневр дает 1% ВВП по сравнению со всеми другими программами и институтами в течение пяти-шести лет".

Это, в свою очередь, означает, по логике главного циника России, что "нужно где-то немного снять, с каких-то программ, повышение пенсионного возраста тоже частично решает эту задачу". По его словам, соответствующие предложения уже переданы в правительство.

Почему я утверждаю, что Алексей Леонидович лжет? Ответ состоит из нескольких важных составляющих.

Во-первых, повышение возраста не приведет к серьезному сокращению дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Сейчас "дыра" в ПФР закрывается за счет прямых трансфертов из федерального бюджета. И этот тренд сохранится в ближайшие годы. Причина не только в том, что, по логике Кудрина, в России много пенсионеров, а в том, что "много льготников". Досрочные пенсии - причина возрастающего дефицита. В льготную группу входят шахтеры, северяне, учителя и т.д. Это будет второй этап провокаций Кудрина, когда его соратники и ученики в кабмине начнут сокращать льготников, но это будет после того, как Кудрин и Ко реализуют концепцию повышения пенсионного возраста в стране.

Во-вторых, экс-министр финансов хорошо осведомлен, что порядка 40% мужского населения страны не доживает до заслуженной пенсии. Попросту "сэкономленные" денежные средства остаются у государства. Если поднять пенсионный возраст, то "лишняя" денежная масса резко увеличится, потому что при том уровне здравоохранения, которое мы сейчас имеем, ни о каком росте продолжительности жизни не приходится мечтать.

Третий пункт. В России за последние годы было осуществлено пять (!) так называемых "пенсионных реформ" - от накопительного компонента до балльной системы. Ни одна из реформ не увенчалась успехом! Накопления (триллионы рублей, которые работодатели перевели за своих нанятых работников) были благополучно "заморожены" (фактически экспроприированы и израсходованы), а отсутствие необходимого количество баллов уже позволило ПФР отказывать старикам в предоставлении социальной пенсии и переводу их на страховую, которая кратно ниже первой. Ни один чиновник или депутат не может сказать, сколько будет стоить "пенсионный балл" через 5-10-15-20 лет. Балльная афера - венец торжества абсолютно нелогичной социальной политики правительства.

В четвертых, в стране отсутствует институциональная основа под долгосрочным пенсионным инвестированием. Граждане трудоспособного возраста, которые хотели бы самостоятельно формировать свои пенсионные накопления, лишены инструментария инвестирования. Отечественная экономика захвачена монополиями и олигополиями. Размещение денежных средств на банковских депозитах - опасная игра с ЦБ, который в любой момент может обрушить любое кредитно-сберегательное учреждение. Инвестиции в акции, облигации, производные инструменты фондового рынка - фантастическая задача для основной массы российских обывателей. Вложения в недвижимость? После введения налога на недвижимость, согласно рыночной кадастровой стоимости, данные вложения потеряли смысл. Этот перечень можно продолжать до бесконечности, но факт остается фактом, в стране нет институционального инвестирования. Кудрины, Улюкаевы, Набиуллины, Орешкины сделали все, чтобы в стране не было самых важных длинных денег, которые формируют рынки негосударственного пенсионного обеспечения и страхования.

Распродажа Родины: почему «богатые и успешные» бегут в офшоры?

Кудрин и Ко "вцепились в горло" не нынешним пенсионерам, они мертвой хваткой пытаются скрутить работающих российских граждан, которые, в силу проводимой ими социально-экономической политики, выживают и зарабатывают "кусок хлеба" на жизнь. У них нет ни времени, ни сил задуматься над вопросом финансового обеспечения своей будущей старости. Этим и пользуются провокаторы, которые вбивают в наши головы, что повышение пенсионного возраста неизбежно.

Это ложь! Как и все мантры "гуру от экономики", которые направлены на одно - содрать три шкуры с граждан страны, прикрывшись "рукой всемогущего рынка". Только рынок их имеет большую специфику: убытки и расходы - на государство (налогоплательщиков), а прибыль и "свободную ликвидность" - по своим карманам и кошелькам.

Есть ли альтернатива инициативам Кудрина? Да, и она до боли банальна - развивать собственную национальную экономику, промышленное производство, запускать большие инфраструктурные проекты, создать институциональный инструментарий, который бы позволил российским семьям сберегать и повышать свое благосостояние.

В Госдуме 21 августа проходят парламентско-общественные слушания, посвященные законопроекту о повышении пенсионного возраста, принятом в первом чтении

В слушаниях, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина примут участие 600 человек: руководители всех фракций, председатели профильных комитетов, министр труда Максим Топилин, руководитель Пенсионного фонда Антон Дроздов и руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин. Кудрин в своем выступлении предупредил, что отказ от повышения пенсионного возраста скажется на всех социальных тратах, но подчеркнул, что начать повышение возраста было необходимо 10 лет назад и «возможно» реформу стоило проводить «более мягко»„ чтобы дать подготовиться населению.

В начале своего выступления Кудрин напомнил, что в 2016 правительство не смогло полностью индексировать пенсии и прекратили индексацию пенсий работающим пенсионерам. «Такую пенсию сохранять нельзя, нужен какой-то взгляд на ситуацию», — сказал Кудрин. Других возможностей увеличить выплаты без повышения пенсионного возраста, по словам Кудрина нет.

«Нельзя будет честно смотреть в глаза пенсионерам, которые по-прежнему из года в год выходят с такой пенсией. Улучшения не будет, перспектив улучшения уровня жизни не будет, мы в таком положении сейчас находимся» — сказал глава Счетной палаты. Добавив, что пенсии в реальном выражении должны вырасти «минимум на четверть или треть» и достигнуть 60% заработка до выхода на пенсию.
Отношение пенсий к средней зарплате: при сохранении пенсионного возраста (красный) и в случае его повышения (серый). Фото: презентация Счетной палаты.

«Если мы сегодня не решаем вопрос о повышении пенсионного возраста, мы перечеркиваем эти цели», — сказал Кудрин.
Два сценарий роста пенсий: при сохранении пенсионного возраста (красный) и в случае его повышения (серый). Фото: презентация Счетной палаты.

Возможности поддержки бюджета, к которым прибегало правительство в предыдущие кризисы, исчерпаны, уверен Кудрин. После кризиса 2008 года на спасение бюджетной системы, был полностью потрачен Резервный фонд, напомнил он. «Фонда национального благосостояния хватит на один такой же кризис, больше средств нет», — подчеркнул Кудрин.

По его словам, если поддерживать расходы на трансферты пенсионной системе на прежнем уровне, возникнут риски сокращения других расходов: на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Нефтяные доходы не могут быть основой для выплат пенсий, уверен Кудрин.

Также, по словам Кудрина, в России 30% пенсионеров продолжают работать, а в первый год после выхода на пенсию продолжают работать 65% пенсионеров — один из самых высоких показателей в мире. В 2019 году сократится трудоспособное население, предупредил Кудрин. С учетом поднятия возраста баланс сохранится, уверен он.
Трансферты в бюджет пенсионного фонда. Фото: презентация Счетной палаты

«Счетная палата в своем заключении сказала, что поддерживает концепцию, но есть замечания по механизмам», — сказал глава ведомства, напомнив, что о необходимости приступить к повышению пенсионного возраста он говорил на протяжении последних 10 лет.

«Может надо было темпы изменить, сделать более мягкими, заранее сроки продумать, это надо было делать 10 лет тому назад», — ответил Кудрин на вопрос Володина, могло ли правительство «найти иное решение». «Нужно было делать 10 лет назад, сегодня мы подошли к черте», — заключил глава Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что уровень жизни пенсионеров после 2011 года стагнировал и сейчас Россия подошла к той черте, когда нужен новый взгляд на пенсионную систему. Проводить пенсионную реформу необходимо было 10 лет назад, сообщил он на .

«Я нахожусь в том возрасте, когда мои сверстники — уже пенсионеры», — начал свое выступление Кудрин. Он отметил, что сейчас пенсии низкие и человек, который выходит на пенсию, испытывает шок, когда теряет треть от своей зарплаты. По словам председателя Счетной палаты, с начала 2000-х годов пенсии выросли в несколько раз, уровень жизни пенсионеров улучшился, но после 2011 года это улучшение прекратилось и даже пошло на спад.

«Мы не сможем смотреть в глаза пенсионерам, если не повысим пенсионный возраст», — сказал Кудрин, добавив, что сейчас президент и правительство предлагают новую модель жизни для пожилых людей. Этот сценарий приведет к тому, что реальная пенсия к 2024 году повысится на 10%. Однако нужна такая задача, чтобы пенсии выросли на четверть и даже на треть. В перспективе — выйти на показатель, чтобы пенсия составляла от 60% до 70% зарплаты.

Еще один аргумент в пользу повышения пенсионного возраста, по словам Кудрина, заключается в том, что сейчас в России продолжают работать 65% вышедших на пенсию. Это очень высокий показатель, которого нет ни в одной стране, указал председатель СП.

В конце выступления Вячеслав Володин задал Кудрину вопрос: «Могло ли правительство пойти по иному пути?» Председатель Счетной палаты сказал, что, по его мнению, может быть, надо было сделать более мягкие темпы повышения пенсионного возраста, увеличить переходный период, чтобы все могли подготовиться. «Но это надо было делать 10 лет назад!» — заключил Кудрин. Сегодня это надо делать обязательно, потому что повысить пенсионный возраст более справедливо, чем не индексировать пенсии для работающих, заявил он.

В стратегии социально-экономического развития до 2035 года, подготовленной ЦСР, содержатся предложения об увеличении пенсионного возраста. Для женщин — с 55 до 63 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет, подтвердил «Газете.Ru» член рабочей группы ЦСР, глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Повышение возрастного порога преследует цель экономии бюджетных средств. Ежегодно из бюджета на покрытие расходов Пенсионного фонда России направляется несколько триллионов рублей.

Планируется, что доходы Пенсионного фонда будут расти в ближайшие три года и в 2019 году достигнут 8,9 трлн руб. Расходы увеличатся до 9,1 трлн руб. При этом трансферт из федерального бюджета в этом году составит 3,8 трлн руб., в следующем — 3,6 трлн руб., в 2019 году — 3,7 трлн руб. Должен возрасти и объем собираемых страховых взносов, с 4,1 трлн руб. по итогам прошлого года до почти 5 трлн руб. в 2019-м. Стоит отметить, что из всего объема бюджетного трансферта на покрытие собственно дефицита системы пенсионного страхования идет менее трети. В 2017 году это 989,1 млрд руб., в 2019-м — 955 млрд руб.

Вторая цель — поддержание размера пенсий на более или менее приемлемом уровне и сохранение коэффициента замещения хотя бы в пределах 35% от размера средней зарплаты (средний размер страховой пенсии в этом году достиг 13 655 руб., а средняя зарплата, по данным Росстата, в марте составляла 37 640 руб. в месяц).

Как ранее сообщали СМИ, повышенный возрастной порог, если его одобрит Кремль, позволит сократить численность пенсионеров почти на 4 млн человек — до 38,5 млн человек.

По словам Гурвича, в принципе, возможны и другие варианты, позволяющие не снижать уровень жизни пенсионеров. Например, поднять ставку взносов в ПФР. Или увеличить размер ежегодного трансферта из бюджета. Но эти меры негативно скажутся на работодателе и на самих работниках.

Вариант с повышением пенсионного возраста — наиболее логичный и единственный, который может поддерживаться, считает Гурвич.

«Продолжительность жизни в России растет, жизнь — это наивысшая ценность, но побочный эффект этого — старение населения и нарастающие проблемы социального обеспечения», — говорит руководитель ЭЭГ.

Если предложение Кудрина будет одобрено, то властям удастся сохранить на текущем уровне и коэффициент замещения — размер средней пенсии к размеру средней зарплаты. Сейчас он составляет около 35%. Правда, до кризиса 2008 года власти ставили задачу увеличить коэффициент замещения до 60%, то есть до уровня развитых стран ЕС.

По словам Гурвича, рабочая группа обсуждала и более жесткие, и более мягкие варианты реформирования пенсионной системы.

В частности, предметом дискуссии был темп увеличения возрастного предела для выхода на пенсию по старости: от трех месяцев ежегодно до года.

Стоит отметить, что Алексей Кудрин уже давно ратует за повышение пенсионного возраста. В январе этого года на Гайдаровском форуме он заявлял, что это возможно, но только при сохранении цели на поддержание достойных пенсий.

«Прогноз ЦСР исходит из повышения пенсионного возраста и вовлечения в трудоспособное население тех, кто сегодня уже уходит на пенсию. В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет», — заявлял Кудрин на форуме.

Он напомнил, что данные Росстата свидетельствуют о том, что Россия перешла к тренду непрерывного снижения численности населения трудоспособного возраста. Демографическое дно, по экспертным оценкам, наступит в 2030 году.

Открытым остается вопрос о старте пенсионной реформы. Ранее министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил, что решения о повышении пенсионного возраста в стране в 2017 году не будет. В следующем году состоятся президентские выборы, и менять пенсионную систему в это время Кремль не решится.

Наиболее вероятным кажется 2019 год. Ранее представитель вице-премьера Ольги Голодец сообщал «Газете.Ru», что предложения о повышении пенсионного возраста с 2019 года не обсуждаются в правительстве.

При этом в СМИ появилась утечка о том, что ПФР подготовил презентацию пенсионной реформы. Сообщалось, что благодаря повышению возраста для выхода на пенсию нагрузка на федеральный бюджет к 2030 году снизится на 638 млрд руб. (с 2,5% ВВП до 1,4%).

Позднее ПФР опроверг эту информацию. «Пенсионный фонд никогда не получал от правительства поручений провести расчеты динамики расходов на выплату пенсий при условии изменения пенсионного возраста», — говорилось в заявлении.

Социальный блок правительства последовательно выступает против повышения пенсионного возраста, уточняется там же.

«Тема пенсионного возраста действительно широко обсуждается в экспертном сообществе. Но это не означает, что эти предложения обсуждаются властями», — уточнила представитель Пенсионного фонда.

Соцблок правительства и ПФР ориентируются на позицию президента Владимира Путина, неоднократно заявлявшего, что повышение пенсионного возраста нецелесообразно. Изменит ли свою точку зрения президент, а вместе с ним соцблок правительства, пока неизвестно. Непонятно также, как предложения ЦСР связаны с предлагаемым Минфином налоговым маневром, предусматривающим понижение страховых взносов с 30 до 22%, а также концепцией индивидуального пенсионного капитала, которая предполагает добровольные взносы граждан на пенсионные накопления.