Семья и быт — Гипермаркет знаний. Семья и быт Как связаны между собой семья и быт

В современных условиях своеобразие преобразований в системе семейно-брачных отношений заключается не только в повыше­нии духовно-нравственного потенциала семьи, но и в форми­ровании новых стереотипов сознания, поведения, межличност­ных отношений членов семьи.

Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием матери­ального производства, общественных отношений, уровня куль­туры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работо­способности и творческой деятельности. Основой быта явля­ется личное, семейное и общественное производство и потре­бление необходимых благ. Быт-сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, куль­туры, с общением, отдыхом, развлечениями". Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).

Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на обществен­ном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля­ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходи­мые семье. Домашний труд служит одной из важнейших сто­рон жизни человека и обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт обуви и т. д. Другой частью домашнего труда является оказа­ние услуг внутри семьи. Домашний труд является общественно необходимым видом труда, так как обеспечивает жизнедея­тельность человека или семьи, несмотря на его индивидуаль­ную организацию.

Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи. Организация семейной экономики в огромной степени зависит от семейного бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов, характеризую­щий уровень жизни семьи. Сегодня особую значимость приобре­тает проблема, как с наибольшей пользой распорядиться день­гами, и потому все более популярными становятся такие понятия как «разумные потребности» и «культура потребления». «Культура потребления»-это способность человека, семьи осознавать свои разумные потребности и находить для удовлетворения пути, наи­более эффективные в экономическом и нравственном плане.



Культура потребления продовольственных товаров слагается из той роли, которую пища играет в жизни человека, из умения разумно и экономно хозяйствовать. С экономией в быту связан очень важный экономический и нравственный принцип, суть которого в том, чтобы обеспечить семье полноценную жизнь в тех пределах, которые соответствуют ее доходам.

Домашний труд-самый массовый из всех видов труда, и, как правило, это монотонный, малопроизводительный и довольно тяжелый труд. По подсчетам социологов, с конца 20-х годов производительность труда возросла в промышленности в 23- 24 раза, а в домашнем хозяйстве-всего на треть, т. е. в 70 раз меньше. Женщина тратит на него 40 ч в неделю (в городе 30-35, в деревне 45-50), мужчина 15-20 ч в городе и до 30 ч в деревне. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовле­ние пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У жен­щин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья, глажение. Сегодня эти нагрузки еще более увеличились в связи с инфляцией, сокращением службы быта, дороговизной и мно­гими другими обстоятельствами.

И все это в основном лежит на плечах женщин. Более того, женщина, ведя хозяйство, экономит значительные суммы денег. В США подсчитали, что если платить за все, что делает жен­щина дома как прачка, уборщица, нянька, кухарка, то при­шлось бы тратить (по самым скромным подсчетам) дополни­тельно в месяц больше средней зарплаты мужа. В России рабо­тающая женщина, по данным журнала «Вопросы экономики», увеличивает совокупный семейный доход более чем в полтора раза. Поэтому отказ ее от работы в пользу семьи, ведения домаш­него хозяйства приводит к существенному его падению.

В настоящее время домашние обязанности женщин усложни­лись. Сокращение помощи государства в воспитании и материаль­ной поддержке детей требуют большего внимания со стороны роди­телей, больших затрат времени на организацию питания детей, уход за ними. Выход следует искать в развитии общественно-бытовой сферы, но идеальным вариантом должен стать принцип сочетания общественных, и личных интересов и на этой основе решатся проблемы сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. А это возможно лишь при нормальной экономической жизни общества. Тогда экономическое преимущество общественного сервиса, по сравнению с кустарным домашним хозяйством, будет главным условием успешного реше­ния проблем домашней занятости женщин.

Общность быта-важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда. Надежда на создание совер­шенной общественной системы бытового обслуживания населе­ния не оправдалась. Правда, большинство семей, живущих в круп­ных городах, ощущает ее помощь в виде работы службы бытового обслуживания населения, десятках видов разнообразных услуг и т. д. И все же в обозримом будущем вряд ли появится удобная для каждой семьи система бытового обслуживания. Немаловажно и то, что государственные и особенно коммерческие услуги еще очень дорого обходятся семье. Значит, перспективой является не ликвидация домашнего хозяйства, а его совершенствование и раз­умное ведение. От этого зависит и материальное благополучие семьи, и ее моральный климат, и прочее. Семьи, где достигнуты гармоничные отношения, используют несколько путей совершен­ствования ведения домашнего хозяйства: насыщение быта все­возможными электробытовыми механизмами; разумное плани­рование и четкая организация домашней работы; справедливое распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи; творческое отношение к бытовому труду, когда каждый охотно, без принуждения выполняет свои обязанности для себя и самых близких ему людей.

Население уже довольно сильно проявляет приверженность к традиционным формам удовлетворения бытовых нужд, хотя следует отметить, что сегодня-это не только традиция, но и вынужденная мера. В настоящее время доходы семьи зна­чительно сократились и тратить их, например, на сферу обще­ственного питания невыгодно. Значит, в современных условиях домашнее хозяйство будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.

Семья и быт 1. Семья как социальный институт Семья как социальный институт - деятельность семьи направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей. Семья как социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью. Функции семьи Наименование функцииЕе сущностьРепродуктивнаяБиологическое воспроизведение населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях - на личностном уровнеСоциализирующаяФормирование индивида как личностиХозяйственно-бытоваяВедение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьиЭкономическаяМатериальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьиСоциально-статуснаяПредоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами - национальностью, религией и др.), воспроизводство социальной структуры обществаЭмоциональнаяОказание психологической поддержки членами семьиЗащитнаяФизическая, экономическая, психологическая защита членов семьиДуховно-нравственнаяРазвитие личности каждого члена семьиДосуговаяОрганизация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи 2. Семья в современном обществе Классификация семьи Основание для классификацииТип семьиКоличество детейМногодетнаяМалодетнаяБездетнаяХарактер распределения домашних обязанностейТрадиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.Коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очередиРодственная структураНуклеарная (от лат. nucleus - ядро) - супружеская пара с детьмиРасширенная - супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с нимиПолигамная - жена с мужьями или муж с женамиХарактер воспитанияАвторитарная - основывается на авторитете родителейЛиберальная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычекДемократическая - характеризуется постепенным формированием у ребенка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей. Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. Л.Н.Толстой в романе "Анна Каренина" использовал ставшее впоследствии всемирно знаменитым выражение: "Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастная по-своему". Именно проблемные ситуации в семейных отношениях чаще становятся известны и требуют помощи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. Виды брака Наименование вида бракаЕго сущностьЮридическийДобровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом; целью такого союза является создание семьи, что предполагает взаимные личные и имущественные права и обязанности супруговГражданскийДлительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, при этом они ведут совместное хозяйство и воспитывают своих детейЦерковныйБрак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. Родственные узы (родство) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.) Для справки: Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической. 1) Увеличивается возраст вступающих в брак. 2) Распадается каждый второй брак. 3) 70% разводов приходится на молодые семьи. 4) Каждый третий ребёнок рождается вне брака. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой ребёнок. За 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имею родителей. Остальные являются социальными сиротами, т.е. имеют живых кровных родителей. 5) Одна из важнейших причин социального сиротства - рост бедности. В 2000 г. реальные доходы населения составили только 35,8 % от уровня 1990 г. Коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, в России появились так называемые "новые бедные" - полные семьи с работающими родителями и 1 - 2 детьми; они составляют половину бедных семей. Тенденции развития современной семьи 1. Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга 2. Изменение положения женщины в семьи, обусловленное ростом ее авторитета в обществе 3. Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей 4. Развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка 5. Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи 6. Преобладание нуклеарной семьи 7. Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов и рожденных в них детей 8. Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей. Д/з: 1. Задание 2 страница 207 учебника

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семья и быт План: Семья как социальный институт Функции семьи Семья в современном обществе Бытовые отношения Дом, в котором мы живем В семейной жизни самый важный винт – это любовь. А.П. Чехов

2 слайд

Описание слайда:

Перечислите, кого обычно люди называют своими родственниками? Какое родство, по Вашему мнению, самое близкое? Почему Вы так считаете? Слово СЕМЬЯ часто представляют как числительное «СЕМЬ» и местоимение «Я». Как вы думаете, почему? В чем уникальность семьи? Приведите примеры взаимодействия членов семьи. Дом невелик, да лежать не велит. Где любовь да совет, там и горя нет. Как Вы понимаете смысл этих поговорок? Дети не в тягость, а в радость? Как вы думаете, какие именно знания сохраняются и передаются из поколения в поколение? Приведите примеры, опираясь на собственный опыт и знание истории. Как, по Вашему мнению, взаимная поддержка членов семьи друг друга отражается на самочувствии человека, его настроении? Приведите примеры.

3 слайд

Описание слайда:

Опираясь на личный опыт, информацию из прочитанных Вами книг, газет, просмотренных телепередач приведите свои примеры любимого семейного занятия. Как это общее дело помогает членам семьи ощущать свое единство? Какие еще семейные ценности, на Ваш взгляд, позволяют членам семьи почувствовать свое единство?

4 слайд

Описание слайда:

Чем за общее счастье без толку страдать – Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Омар Хайям Согласны ли вы с поэтом? Почему, на Ваш взгляд, Омар Хайям считает, что важнее заботиться о счастье близкого человека, нежели переживать за все человечество?

5 слайд

Описание слайда:

Что такое семья? Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья - совокупность лиц, связанных между собой установленными законом правами и обязанностями, проистекающими из брака, родства или усыновления. Семья - совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.

6 слайд

Описание слайда:

3 а Д а н и е. Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?». 1. Петр и Ольга - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке. 2. Валентина Михайловна - вдова, она живет вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает. 3. Ивану Михееву - 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трехлетнего ребенка. 4. У Марины и Владимира Ермиловых двое детей - Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города. 5. Сергей и Дмитрий - гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения. 6. У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена. 7. Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоем живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

7 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Прочитайте ст. Семейного кодекса о функциях семьи. Отметьте отношения в своей семье.

8 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Выработать список основных прав, которые должны быть определены по отношению к каждому члену семьи, чтобы отношения между ними были хорошие. Какие из указанных правил помогут вам избежать или решить конфликт в вашей семье?

9 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Работа со ст. Семейного кодекса. Определить принципы семейного права, Защита брака и семьи государством и обществом. Равноправие между мужчиной и женщиной. Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи. Всесторонняя защита детей. Равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей. Уважение личности. Забота и взаимопомощь между членами семьи. Равноправие всех граждан в семейном отношении. Законность только гражданского регистрированного в загсе брака. Допустимость только одного брака.

10 слайд

Описание слайда:

функции семьи Репродуктивная. Социализация. Семья - главный агент социализации. Экологическая функция. Передача статуса. Социальное благосостояние. Защиты. Любовь и эмоциональная поддержка.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Формы брака Моногамия - брак между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия: а) полигиния (многоженство); б) полиандрия (многомужество - одна женщина и более одного мужчины); в) групповой брак (несколько мужчин и женщин).

13 слайд

Описание слайда:

3 а д а н и е 1. «Брачное объявление». 1-й этап. Составить примерный текст брачного объявления о самом себе (3 мин). В этом объявлении НУЖНО указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние. Большая часть объявления должна быть посвящена раскрытию личностных достоинств.

14 слайд

Описание слайда:

2-й этап. Обсудить объявления. Каждый зачитывает свое объявление, комментирует его то есть добавляет что-то своими словами к тому, что не успел написать, отвечает на вопросы остальных членов группы.

15 слайд

Описание слайда:

3-й этап. Провести взаимную «семейную консультацию», в ходе которой нужно помочь друг другу улучшить текст брачного объявления.

16 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 2. «Консультант». Выберите по своему желанию человека, которого вы должны оценить в качестве эксперта и о котором должны высказать вслух свою оценку его человеческих качеств как будущего семьянина (мужа-жены, отца-матери). Характеристика человека как будущего семьянина может включать в себя: оценку обаяния, внешнего вида, душевности. Время на составление характеристики 3 минуты.

17 слайд

Описание слайда:

З ад а н и е 3. «Брачный контракт». Подумайте над условиями контракта. Что в нем должно быть? Какие разделы вы считаете необходимыми в нем? Например: Имущество супругов, Семейный бюджет, Домашние обязанности, Воспитание детей, Питание, Отдых, Родственники, Домашние животные, Форс-мажорные обстоятельства, Ответственность супругов, Условия пересмотра отдельных положений настоящего контракта. Какие разделы вы хотите добавить?

18 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 4. «Семейный очаг». Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Ваша задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления. Но чтобы убедить в этом

19 слайд

Описание слайда:

проведение диагностики и рефлексии А. Вопросы 1. Что такое семья? Из кого она может состоять? 2. В чем уникальность семьи? 3. Для чего люди создают семью? 4. Почему членам семьи важно заботиться друг о друге? Что для этого нужно делать? 5. Что обеспечивает единство семьи?

20 слайд

Описание слайда:

Б. Выполните задания 1. Как известно, в баснях используется такой прием: автор говорит о животных, но имеет в виду типичные ситуации, связанные с поведением людей. Прочитайте отрывок из басни С. Михалкова «Кукушка и скворец». «Что распелся ты так рано над крыльцом?» - Кукушка из лесу скворцу прокуковала. «Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! – Ей отвечал Скворец. – Я нынче стал отцом! Теперь мне впору петь с рассвета до заката: В скворечнике моем пищат мои Скворчата! Я полон гордостью – растет мой скромный дом» - «Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! – Кукушка из лесу в ответ. – Чем удивил ты белый свет! По мне, так лучше быть свободной птицей!». Чье мнение Вы разделяете? Объясните, почему? Приведите примеры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Новгородова

Семья и быт

Выполнил: Гоголев Андрей

Ученик 10 «б» класса

Чурапча 2014

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена переживала кризис и неблагополучие, счастье и процветание. По своей природе семья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальными изменениям и переменам, поэтому дестабилизация обстановки заметнее всего на его функционировании.

Объектом изучения в данном реферате является семья с ее проблемами и устройством семейного быта.

Актуальность: Каждая семья имеет свои, свойственные только ей порядки и моральные устои. Ценности семьи во многом зависят от бытовых условий проживания. Ведение семейного быта супругами это очень хлопотное и тяжелое дело, но в жизни любой семьи настают и светлые полосы.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко не однозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизма».

Целью данного реферата является показ и анализ семейных ценностей и проблем супружеского образа жизни.

При написание этого реферата я хотел бы подчеркнуть некоторые моменты жизни людей состоявших в браке и постараться объяснить следующее:

Что такое семья и как отношения в браке влияют на людей.

Значение ведения семейного быта для общества и государства.

С какими проблемами сталкивается среднестатистическая семья нашего времени: насилие, алкоголизм и бесплодие семейных пар.

Решение проблем связанных с семейной жизнью на примере социальной обстановки отдельного района Российской Федерации.

1. Семья КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества. культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время нaceление России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей вceгo один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и нeceмейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо. чтобы 50% семей имело троих детей.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи. так как общественная ценность семьи состоит прежде вceгo в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Важнейшее средство воспитания ребенка - личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаимнoгo согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разгoвopoв - все это воспринимается ребенком и становится образцом для eгo собственного поведения.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней peбенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю cвoeгo рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребенка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы; а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи дает ответы на тaкoгo рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье новoгo поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи), социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), пepвичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и aocyгa (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др».

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой ceмьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция духовного общения.

3. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-e гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца ХХ в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об измепепии положения женщины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с измепепием положепия жепщипы в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стpaне во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи cтapoгo типа - патриархальпой семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе ceмейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют eгo волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Число патриархальных семей в настоящее время coкращается. Традиционные роли, когда женщина ведет дoмашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является xoзяином, собственником и обеспечивает экономическую caмостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья пapтнepcкoгo типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, мaтери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья - семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др», где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. В настоящее время в России около 40 млн семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus - ядро).

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественнoгo мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных « свободных» семейных coюзов и рожденных в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п», значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным кoнкypeнтом семейным интересам.

Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов,10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде вceгo из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, экологии).

Растет количество разводов, повторных браков, нeполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют нe подготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются cyпружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период нeпрост, так как молодые супруги воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации. Согласно статистике, самые непрочные браки - ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

семья социальный быт общество

4. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeменной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная мной работа рассказывает о семейно-бытовых проблемах семьи и о взаимоотношениях в целом. В большей степени аспект был сделан на стандартную семью современного общества.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

В социально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальная группа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: сексуальных, эмоциональных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством и живущих вместе. Если брак -- институт, регулирующий отношения между полами, то семья - институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья как социальный институт является основой для формирования других социальных институтов. Многие из них образуются на базе выполнения отдельных функций семьи, выделившихся из нее в ходе развития общества. Прежде это были экономические связи, а позднее -- политические институты.

Исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, привели к отмиранию в современном обществе расширенной стабильной многодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный капитализм и коммерческая цивилизация, ориентированные на благополучие и комфорт, на извлечение максимально возможных благ в жизни, оказались в противостоянии и противоборстве с институтом семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социального института семьи вновь появились тревожные признаки, свидетельствующие о том, что и современная нуклеарная семья находится в кризисном состоянии.

Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности, срок их существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числа браков, увеличение количества одиноко живущих людей и подобных браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке, с осторожностью, может быть оценена как утрата законным браком его значения.

С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы экономическое единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению, если не сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов и числом одиноко живущих людей.

Разрушаются узы не только между супругами, но и между родителями и детьми. В XX в. происходило снижение возможностей матерей и отцов воспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета. Ежедневное пребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает совместное бытовое самообслуживание, оставляет мало времени на воспитание детей, воздействие родителей на них. Внесе-мейная работа родителей вынуждает их передоверять уход за детьми и их воспитание общественным учреждениям (детским садам, школам). В связи с этим воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители все больше отстраняются от своего потомства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свадьбина Т.В., Любимова А.Б.- Современная семья: Методология, проблемы, перспективы: Монография: Н. Новгород:Изд-во НГПУ, 2005-212с.

2. Деркач Л.А.- Проблемы семьи в прошлом и настоящем: учеб. пособие/Л.А.Деркач,Т.И.Сидоровская - Иркутск: Изд-во Иркутск. ГОСУ-Н-та,2007-185с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Сущность понятия "семья". Основные причины роста детского сиротства в России. Типологии семей "групп социального риска" в теории и практике социальной работы. Развитие семейных отношений в сфере супружества. Кризис семьи и семейного образа жизни.

    доклад , добавлен 19.10.2012

    Семья в социологии - социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Супружеские и нуклеарные виды семьи и ее функции. Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Семья как основная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, ее значение в обществе. Социализирующие функции семьи, основные факторы, влияющие на ее эффективность.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Теоретические основы изучения социокультурных аспектов функционирования семьи. Семья как социальный институт. Влияние государства и церкви на социальный институт семьи. Ее взаимосвязь с гражданским обществом. Дисфункции современной российской семьи.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

Раздаточный материал к уроку семья и быт (часть 1).

1.Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования

ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению

друг к другу?

2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или

3. Какого поведения от вас ждут?

4. Какие правила, нормы диктует вам общество?

Используя данные вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте

семейные роли.

Первая группа - супружеские (жена и муж).

Вторая группа - родительские (мать и отец).

Третья группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.).

Четвертая группа - межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук и т. д.).

Пятая группа - внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат, младшая сестра и т. д.).

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/

- Семья начинается с детей. /А.И. Герцен/

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. / Лев Николаевич Толстой /

- Руки доброй женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины, - это спасательный круг, брошенный ему судьбой с неба. / Джером Клапка Джером /

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! / Леонардо да Винчи /

- Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. / Вторая Великая Екатерина /

- Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
/ Себастьян Брант /

Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:

    Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)

    В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.

    Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строядетали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.

3. Сегодня в Соединенных Штатах, по данным журнала «Newsweek», вне брака рождается 34% детей (для сравнения - 10% в 1970 г.). Если в 1968 г. почти 85% детей жили с обоими родителями, то в 2002 г. эта цифра составляла 68%. Шансы на развод во время первых 10 лет брака в США сегодня составляют в среднем около 32%. Ныне 56% взрослых американцев состоят в законном браке - 30 лет назад их было 75% . Только четверть американских домохозяйств (группа людей, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство) ныне является традиционной семьей, состоящей из официально зарегистрировавших свои отношения родителей и детей.

Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенных данных.

6. «Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.

7. что обществоведы вкладывают в понятие «семья как социальный институт»? Используя знания курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию о семье как о социальной группе.

8. 8.1. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.

8.2. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества. Гюго В.

8.3. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» (В. А. Сухомлинский).

8.4. «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным» (А. С. Пушкин).

8.5 счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой


«семья сценка»

Она разговаривает по телефону:

Нет, ну ты представляешь, я бы никогда такое не надела… где она вообще вещи покупает? Да -да –да. Что она сказала? Подожди, у меня вторая линия. Алло, мама, привет! Что-то срочное? Я перезвоню, сейчас занята. Ну так что она сказала? Да ты что?! С нашим директором?! Вот это да!!! Ой, ну ладно, давай потом поболтаем, пока-пока.

Привет, дорогой! (садится рядом с мужем)

Он: привет, зая!

Она: как твой день прошел?

Он: все в порядке. Устал правда очень.

Она: понятно….. мы так давно нигде не были, может сходим куда-нибудь?

Он: обязательно сходим, вот только время будет свободное.

Она: слушай, я сегодня подумала, может нам, все-таки завести ребенка? Мне 35 будет в этом году, как- то уже хочется малыша.

Он: ты же знаешь, дорогая, тебя только назначили на новую должность, если ты сейчас забеременеешь, никто тебя не будет ждать, а у нас ипотека, моей одной зарплаты нам не хватит. Давай подождем….. (пауза)

Да, а вот по-поводу 35-пяти, это же юбилей! Поедем на Бали?

Она: мы были там в прошлом году

Он: тогда давай в Доминикану.

Она: так это же дорого!
Он: ничего, не каждый же год юбилей!

Она: хорошо, спасибо тебе.

Она: посмотри, какое платье, нравится?

Он: Да, думаю тебе пойдет, надо купить.

Она: я пойду спать, ты идешь?

Он: нет, поработаю еще, очень много дел.

Она: спокойной ночи! (уходит)

Он: спокойной ночи! (увлеченно смотрит в планшет)

Блин, опять подстрелили….

Просмотр содержимого документа
«урок по теме семья и быт»

Просмотр содержимого презентации
«урок»






Семья и быт.

В.Гюго



СЕМЬЯ

малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.


Виды семей.

Линии сравнения

Виды семей

Число детей

Многодетные

Характер распределении домашних обязанностей

Малодетные

Традиционная (Патриархальная) – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом несет мужчина, ему же принадлежит основная власть.

Родственная структура

Нуклеарная – супружеская пара с детьми.

Тип воспитания

Партнерского типа - обязанности выполняются совместно.

Бездетные

Расширенная – супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними.

либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

Демократическая – постепенно прививает ребенку такие черты, как, например, сопричастность к судьбам других людей.



Тенденции развития

и проблемы

современной семьи.






Тенденции развития

и проблемы

современной семьи.


Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака

Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются

Они лишены определенного социального статуса.

Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей


Государственная политика

в сфере семейных отношений



Семья –это кристалл общества.

В.Гюго