От зачатия до родов цареградская. История с Жанной Цареградской изнутри: рассказы пострадавших. Что особенно понравилось

Издатель: Астрель

Год издания: 2005

Язык: русский

Возраст: с 0 до 1 года

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и ново­рожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Примеры из книги Цареградская Ж.В. «Ребенок от зачатия до года»

Задачи развития ребенка первого года жизни

Ухаживая за ребенком первого года жизни, необходимо понимать, какие именно задачи развития он решает в этот период своей жизни. К задачам развития грудничка следует отнести знакомство со своим телом, моторное развитие, знакомство с окружающим миром, пер­вичную социальную адаптацию, формирование пищевого поведения и установление контроля за мочеиспусканием и дефекацией.

Знакомство со своим телом

Новорожденный, как мы говорили выше, не знает, что у него есть те­ло. Первоначально младенец осознает у себя только наличие рта. В процессе развития он находит свои руки и начинает их рассматри­вать, затем он обнаруживает свой живот, затем половые органы и но­ги. Следующим этапом является исследование головы и лица. Посте­пенно обнаруживая разные части своего тела, ребенок учится управ­лять ими. Помогая ребенку решить эту задачу, очень важно позволить ему знакомиться не с носочками и комбинезончиком, а со своими ножками и ручками. Важно, чтобы в его сознании запечатлелись ча­сти его тела, а не предметы одежды. Меньше всего ему мешают зна­комиться с собственным телом распашонки, рубашечки, майки и футболки, которые закрывают верхнюю часть тела. Это связано с тем, что знакомство с грудью и спиной начинает происходить у малыша после года.

Моторное развитие

Освоение моторных навыков грудного ребенка происходит парал­лельно с процессом изучения и осознания им собственного тела. К годовалому возрасту ребенок должен освоить навыки самостоятель­ной ходьбы. Этапами этого пути являются освоение переворотов на живот и на спину, затем овладение умением ползать, самостоятельно садиться и стоять без опоры. Все эти навыки необходимы малышу как подготовка к самостоятельному удержанию равновесия при ходь­бе. Чтобы малыш более успешно учился навыку удержания равнове­сия, необходимо, чтобы его ножки были голенькими. Если стопа ре­бенка закрыта носками или ботинками, значительно снижается его ловкость и уверенность в движениях. Через носок и тем более боти­нок стопа ребенка не чувствует поверхность, на которую он стано­вится. Это мешает малышу балансировать и удерживать равновесие, нарушает координацию его движений.

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный

М.: Рожана, 2005. — 128 с. — ISBN 5-902997-01-1.Настоящая книга является методическим пособием для родителей. Это пособие разработано и составлено на основе немедицинского подхода к уходу за грудным ребенком и его воспитанию и является стартовой площадкой для обучения женщин материнскому искусству взращивания детей. Базой пособия являются собственные многолетние наблюдения и исследования автора, опыт его работы с мамами и грудными детьми, а также современные данные о психологии новорожденного и грудного ребенка, материалы ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию. При составлении методического пособия были использованы этнографические материалы и современные сведения из различных областей науки.Обращение к читателю.
Предисловие.
Что нужно ребенку первого месяца жизни.
Что не нужно ребенку первого месяца жизни.
Врожденные ожидания новорожденного.
Правильные роды.
Правильный уход и воспитание.
Значение стресса для развития мозга ребенка.
Материнству нужно учиться.
Что такое материнство?
Как пробуждается материнский инстинкт?
Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнские навыки, или чему учиться.
Легко и просто.
Физический контакт с матерью и его значение.
Тактильная стимуляция.
Холдинг.
Укачивание.
Совместный сон.
Грудное вскармливание.
Психоэмоциональный контакт.
Общие принципы развития ребенка первого года жизни.
Последовательность развития.
Развитие различных форм поведения.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития.
Адаптационный период развития ребенка.
Первый час жизни.
Первые три дня жизни.
Третий — двадцатый день.
Двадцатый — сороковой день.
Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.
Моторное развитие.
Общение и речь.
Психоэмоциональное развитие.
Эмоции и общение с миром.
Эмоции ребенка.
Способы коммуникации и проявления внутренней жизни ребенка.
Материнское молоко - лучшее питание для ребенка.
Возможность грудного вскармливания.
Основные правила успешного грудного вскармливания.
Прикладывание к груди в первый час жизни ребенка.
Исключение кормления из бутылочки в первые часы жизни.
Отсутствие докармливания и допаивания ребенка в первые дни жизни.
Совместное содержание матери и ребенка.
Правильное прикладывание к груди.
Кормление по требованию.
Чередование молочных желез.
Неограниченное время кормления.
Ночные кормления и совместный сон.
Удобная поза для кормления.
Как убедиться, что хватает молока?
Отказ от частых взвешиваний ребенка.
Исключение докармливания ребенка.
Исключение допаивания ребенка.
Отказ от сосок и пустышек.
Отказ от частого мытья груди.
Отказ от сцеживания.
Отказ от специального питания кормящей матери.
Поддержка кормящей матери.
Проблемы грудного вскармливания.
Травмы сосков.
Недостаток молока.
Лактостаз.
Мастит.
Болезнь ребенка.
Болезнь мамы.
Лактазная недостаточность.
Желтушка новорожденного.
Дисбактериоз.
Кто может помочь при проблемах.
Преимущества грудного вскармливания.
Защита ребенка от инфекций.
Здоровье матери.
Формирование связей.
Выгоды и удобства, которые дает кормление грудью.
Недостатки искусственного вскармливания.
Опасность инфицирования.
Инфекции.
Длительный понос.
Недостаток железа.
Недостаток витаминов.
Избыток солей.
Неполноценность жирового компонента.
Неполноценность белкового компонента.
Возможность развития диспепсии.
Возможность развития аллергии.
Проблемы с сосанием груди.
Расходы.
Этапы выработки молока.
Этапы грудного вскармливания.
Уход за новорожденным ребенком.
Обработка пупка.
Этапы заживления пупочной ранки.
Обработка носа и ушей.
Обработка прыщиков на коже.
Критический период и наблюдение за ребенком.
Уход за ногтями.
Пеленание новорожденного.
Что помнит новорожденный.
Пеленание и осязание.
Физиологически обоснованное пеленание.
Сроки пеленания.
Организация прогулок.
Визиты к новорожденному.
Организация прогулок.
Проветривание комнаты.
В гости к новорожденному.
Уход за кожей.
Подмывание ребенка.
Профилактика опрелостей.
Адаптационное купание.
Что приготовить для купания.
Травы для купания.
Проведение купания.
Адаптационное купание — шаг за шагом.
Искусство ношения ребенка на руках.
Формирование изгибов позвоночника.
Формирование черепа грудного ребенка.
Комфортная поза для новорожденного.
Как правильно носить ребенка на руках.
Формирование вестибулярного аппарата.
Формирование тазобедренного сустава.
Ношение ребенка в перевязи.
Пестовальная гимнастика.
Зачем нужна пестовальная гимнастика.
Особенности пестовальной гимнастики.
Когда и как пестовать младенца.
Упражнения для ребенка от 6 нед. до 3 мес.
Физиологические особенности новорожденного.
Срыгивания.
Икота.
Особенности стула.
Мочеиспускания.
Особенности сна новорожденного.
Явления периода новорожденности.
Мастит новорожденного.
«Колики».
Вспучивания.
Отправление естественных нужд.
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.
Осознание своего тела.
Формирование полового поведения человека.
Функциональное становление выделительной системы.
Организация высаживания.
Использование подгузников и ползунков.
Термоадаптация и основы закаливания.
Термоадаптация.
Переохлаждение и перегрев.
Закаливание.
Плаванье и проныривание для грудничков.
Воспитание грудного ребенка.
Основа воспитания.
Импринтинг.
Впечатление о надежности матери.
Приемы воспитания.
Адаптация матери к материнству.
Сохранение фигуры.
Форма груди.
Физические нагрузки во время кормления грудью.
Возобновление половой жизни после родов.
Репродуктивный цикл.
Контрацепция во время грудного вскармливания.
Организация быта с маленьким ребенком.
Полноценное питание кормящей мамы.
Участие мужчины в уходе за ребенком.
Участие бабушки в помощи по хозяйству.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Компетенция врача-педиатра в отношении грудного вскармливания.
Организация общения с детской поликлиникой.
Формирование иммунитета и инфекционные болезни.
Иммунная система и иммунитет.
Формирование иммунитета ребенка.
Насколько опасны детские и недетские болезни?
Вакцинация.
История и современность.
Истоки идеи.
Новый виток истории.
Принудительные прививки и антипрививочное движение.
Луи Пастер и его вклад.
Российские врачи о прививках.
Как победили оспу.
Российские законы о прививках.
Современное положение дел.
Резюме.
Вакцинация как медицинская процедура.
Вакцинация — уникальная медицинская процедура.
Состав вакцин.
Безопасность и апробация вакцин.
Действие на иммунитет.
Поствакцинальные осложнения.
Отдаленные последствия вакцинации.
Правила вакцинации и вакцинация без правил.
В родильном доме.
Прививки и отношения с детской поликлиникой.
Как принять решение о вакцинации ребенка.
Правила вакцинации.
Вместо послесловия
Список литературы

Анна: Написать этот текст меня побудил нездоровый ажиотаж, который СМИ раздули вокруг Цареградской. Пылая праведным гневом, они умудрились при этом полить грязью всех и вся. Понятно, что перекричать СМИ и доказать, Жанна Цареградская, не виновата, еще никому не удавалось, но давайте же включим здравый смысл.

Я – одна из потерпевших по этому делу, поэтому могу точно сказать, в чем именно обвиняется Жанна Владимировна. СМИ представляют ее чуть ли не убийцей детей, а в то же время благодарные мамочки, которым она когда-то помогла, вообще не в курсе о втором направлении ее деятельности…

Как можно увидеть из блога Цареградской, последние несколько лет она одержима идеями избранности, жаждой власти и непоколебимой уверенностью в своей правоте. Откуда это взялось и в чем именно она обвиняется сегодня?

По образованию педагог, работающий с маленькими детьми, а впоследствии медицинская сестра, начала свою деятельность в 90-х годах. В то время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) совместно с ЮНИСЕФ озаботились тем, что стремительно уменьшается процент матерей, кормящих грудью, а смесь подается чуть ли не как равноценная альтернатива грудного вскармливания, между тем, как смертность от искусственного питания стала зашкаливать.

Эти организации начали глобальную кампанию, призванную исправить положение и увеличить количество матерей, кормящих грудью. Для этого были разработаны правила грудного вскармливания , а впоследствии целый курс консультирования, давший начало новой профессии – консультант по грудному вскармливанию.

Так вот, в то время (а это более 20 лет назад) Цареградская и ее центр «Рожана» занимались тем, что оказывали помощь по грудному вскармливанию. Жанна Владимировна одной из первых в России стала консультантом, сотрудничала с первым роддомом, получившим от ВОЗ/ЮНИСЕФ звание «Больница, доброжелательная к ребенку», написала на эту тему множество статей и книг, одна из них – пособие для медицинских учреждений в соавторстве с к.м.н., педиатром Фатеевой Е.М. (научный консультант НИИ питания РАМН).

Потом Цареградская дополнила консультирование по грудному вскармливанию другими аспектами ухода за новорожденными в рамках естественного родительства. В основе этого подхода — разработки психологов (русских и зарубежных), практиков этого подхода (таких, как Марта и Уильям Сирзы, а у нас – Никитины), а также этнографические данные. В то время Цареградская действительно буквально спасала многих мамочек от многочисленных проблем, их поджидающих. Поток благодарных клиенток не иссякал, а «Рожана» пополнилась большим количеством опытных консультантов по грудному вскармливанию и уходу (все многодетные успешные мамы), которые проводили собственные наблюдения и копили положительный опыт материнства.

Где и на каком этапе благодарность матерей вскружила голову Цареградской?

В какой момент она вдруг вообразила себя божеством, имеющим право определять, кто хорош, а кто плох? Откуда пришла идея о том, что все должны поклоняться и служить ей? Но именно поэтому несколько лет назад она задумала создать секту, куда вошли мы – благодарные мамы, еще ничего не подозревающие о том, какие планы вынашивает Ж.В.

Почему мы попали туда? Да потому, что все начиналось вполне невинно: модное нынче экопоселение, жизнь на природе, хорошие отношения. И вдруг стали появляться странные идеи, излишние финансовые требования и притязания на поклонение. Цареградская стала настаивать на просмотрах всяких «обличительных» фильмов, внушая идею, что Россию хотят уничтожить и надо искать спасения. Жанна Владимировна все больше манипулировала доверием и все больше требовала, пытаясь внушить, что у всех нас проблемы со здоровьем. Причем делала это завуалированно, но настойчиво. Она тонко ссорила мужей с женами, настраивала одних против других, надавливала каждому на его больное место или недостаток, поэтому создавалось ощущение, что она знает все про тебя.

Она могла давить на родителей с помощью детей. Например, одной семье, которая в силу финансовой обеспеченности была необходима ей в поселке, Цареградская говорила, что переезд необходим их маленькой дочери, которая много болеет.

И вот в какой-то момент мы оказались должны организации огромные суммы, причем уже не на общие нужды, а такие вещи, как организацию широкомасштабного праздника, подарков для Жанны Владимировны и ее семьи, строительство большого дома для нее и т.д. Позже мы узнали, что и прежние наши «хозяйственные» средства шли прямиком в ее карман.

Некоторых особо внушаемых родителей затиранили до того, что они уж и не знали, как они обойдутся без помощи Цареградской. А последней каплей стали ее рассуждения о том, что надо всем лечиться у ее знакомого психиатра, который по сговору с ней объявлял приходящих к нему мам и детей ненормальными и выписывал им сильнодействующие препараты (которые, к слову, нельзя давать детям). Это было уже вопиющим вредительством, и тогда мы окончательно поняли, что за человек Цареградская. Ее основная цель – деньги и власть, причем власть даже, наверно, больше… И тогда мы ушли.

Но на этом дело не кончилось. Приехав месяцем позже за своими вещами, мы были обстреляны из травматических пистолетов ее мужем и сыном. Без сомнения, это было спровоцировано ею, потому что мне доподлинно известно: весь этот месяц в ее семье нагнеталась паранойя о том, что страшные и опасные люди приедут убивать ее и ее детей по приказу каких-то высших органов власти.

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Не сотвори себе кумира – это, конечно, на все времена.

Наверно, эта участь закономерна. Но сейчас по факту важно не выплеснуть с водой младенца и отделить личность Цареградской от той полезной деятельности, которой она когда-то занималась. Ведь естественное родительство придумала не Жанна Цареградская, она лишь популяризировала этот подход в России, собрав воедино многочисленные источники – от психологов до исследований своих сотрудников.

«Рожана» существовала более 20 лет. Из нее вышло множество прекрасных специалистов, которые и до сих пор успешно помогают мамам. Многие из них теперь стыдятся того, что учились и работали в «Рожане», потому что последние годы существования этой организации были омрачены амбициозностью, заносчивостью и категоричностью руководителя… Поэтому не стоит бросать грудное вскармливание или методы, обеспечивающие и маме и ребенку комфорт и спокойствие только потому, что Цареградская когда-то была носителем этих идей.

Дениза: Во-первых, хочу сказать, что я благодарна Рожане за то, что она привела меня к осознанному материнству и многому научила (и даже отрицательный опыт — это тоже бесценный опыт).

Я, как и многие, познакомилась с «Рожаной» после рождения ребенка, когда обратилась к их специалистам с проблемами в грудном вскармливании. Консультант центра помог мне справиться с нашим вопросом, а также открыл для меня много нового в области материнства. Дальше к нам приезжал инструктор по уходу, потом курсы, а за ними тренинги. Вся информация, которую я получала на тот момент в «Рожане», находила отклик у меня внутри, советы и рекомендации были дельными и хорошо работали. На каком-то этапе я поняла, что мне настолько нравится это направление, что я тоже хочу в нем участвовать.

И я пошла сначала на курс консультантов по грудному вскармливанию, а потом и на инструкторский курс. Параллельно я много бывала в Николаевке, и все больше увлекалась идеями продвижения естественного материнства в массы. Цареградские много рассказывали нам о их желании создать экопоселение, которое будет благоприятной средой для молодых родителей для обмена опытом. Логичным продолжением был переезд в Николаевку и участие в развитии проекта. На первом этапе, если у нас и возникали вопросы и нестыковки, то они объяснились отсутствием опыта, и, вследствие этого, невозможностью увидеть всю картину в целом.

Наверное, всякий процесс обучения в любой области начинается с того, что человек берет на веру, то что ему дает учитель. А потом по ходу жизни ты проверяешь полученную информацию и делаешь свои выводы.

Будучи на первых этапах обучения и еще полностью доверяя учителю, я наблюдала, что происходило с теми, кто уже от нее отделялся. Надо заметить, мало кто уходил из «Рожаны» без скандала. Цареградская говорила, что все, кто уходят из «Рожаны», должны получить ее разрешения на использование методики и материалов, чтобы работать самостоятельно. Но никто и никогда не был достоин этого. А те, кто продолжали без разрешения, становились врагами.

Тем временем в Николаевке собрался коллектив единомышленников, которые были настолько увлечены идей экопоселения, что на многие вещи закрывали глаза или находили друг для друга объяснения. Просто очень хотелось сотворить мечту. В тоже время сама Жанна Цареградская стала меняться прямо на глазах. Чувствуя поддержку коллектива, она стала действовать более агрессивно. Я наблюдала, как она могла обругать по телефону консультанта, который хотел уйти из «Рожаны». Могла собрать консультантов и сотрудников на общее собрание и публично оскорблять и обвинять во всех бедах организации.

Также она начала крестовый поход против жителей деревни Николаевка: писала многочисленные заявления в полицию, безосновательно обвиняя людей. Например, человек спрашивает: «кто вы такая?», она пишет в заявлении «такой-то оскорблял меня и замахивался палкой». Это уже был тревожный звоночек для нас.

Следующим шагом Цареградской стало «увлечение психиатрией»: она начала ставить диагнозы направо и налево, убеждать всех посетить ее знакомого психиатра, к которому она водит своих старших детей и лечит их таблетками. Потом пошли предложения о сборе огромных сумм (речь идет о миллионах рублей) для дальнейшего развития проекта. События накатывались как снежный ком.

И у меня, и у других, возникало все больше и больше вопросов без ответов. Мы стали искать ответы у тех, кто работал в «Рожане» до нас. Постепенно удалось сложить картинку, и стало понятно, что от Цареградских нужно держаться подальше. Мы быстро собрались и уехали в Москву. А когда вернулись за своими вещами, по нам открыли огонь из травматического оружия (как будто мы воруем «их» вещи), и несколько человек пострадали.

Хочу обратить внимание, что центр «Рожана» и лично Жанна Цареградская — не одно и тоже. «Рожана» — это большое количество талантливых, бескорыстных мам, которые стали замечательными специалистами в области естественного материнства. Это также целое движение и направление доброжелательного отношения к ребенку.

«Рожана» стояла у истоков естественного родительства в России. И я нисколько не умоляю вклад организации, и благодарна ей за возможность окунуться в осознанное материнство.

Также хочу отметить, что большинство мифов о жестких методах в «Рожане» не имеют под собой реальной основы. И каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Да, имело место некоторая жесткая позиция по многим вопросам, но она исходила в основном от Жанны Владимировны. А многие консультанты центра, поначалу проецируя взгляды Цареградской как учителя, впоследствии меняли свою точку зрения.

Безусловно, Жанна Цареградская — человек неординарный, и только сильная личность могла поднять такое дело. Но как это можно часто наблюдать в истории, редко кому удается справиться с таким грузом ответственности. И Цареградская в данном случае не исключение. Она сильно изменилась за последние годы…

И я считаю, что на данный момент Цареградская использует «Рожану» и естественное родительство, чтобы реализовать свои личные цели. Она неглупый человек, именно поэтому действует через других людей: ее трудно поймать с поличным. В частности, она никогда не была директором «Рожаны», всегда кто-то другой, она пряталась за должностью методиста — никакой ответственности.

Стрельба, которая была в Николаевке, целиком и полностью на ее совести. Позже мы узнали, что в течение месяца после нашего отъезда она настраивала своего сына и мужа, что если кто-то из «сбежавших» вернется, их нужно отстреливать и закапывать в соседнем лесу. Она практически вложила в руки сыну и мужу пистолеты, а в результате снова вышла чистой из воды, так как подстрекательство очень тяжело доказать. Именно поэтому следственный комитет сегодня разрабатывает версию секты — это единственная возможность как-то остановить Цареградскую и привлечь ее хоть к какой-то ответственности. Но поскольку правоохранительные органы (также как и многие в нашей стране), плохо разбираются в аспектах естественного родительства, они сваливают все в одну кучу.

Очередная волна сюжетов на нашем телевидении снова ужасает своей безграмотностью и жаждой «горяченького». Сюжеты наполнены бессмысленными фразами и старыми кадрами, никак не связанными с реальными событиями. Очень забавно и в тоже время грустно видеть, как телевизионщики связывают кадры водных родов с «Рожаной», которая, как известно, всегда была против водных родов. Перечислять ляпы можно очень долго. Похоже, что сама по себе «Рожана» или Жанна Цареградская никому не интересны, а вот возможность в очередной раз напасть на домашние роды и естественное родительство упустить не могут. Очень жаль, что наши масс-медиа даже не пытаются разобраться в ситуации.