Моделирование для мальчиков своими руками. О пользе моделирования. Как мы понимаем, что учащийся освоил программу
МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
«Творческое моделирование, как средство развития личности ребенка».
Педагог дополнительного образования: Миронова Людмила Александровна.
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.
Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.
Развитию у дошкольников способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.
Выполнение заданий творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.
Занятия искусством, моделированием и макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении - это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей - их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.
Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению
как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация, лепка, нетрадиционные художественные техники), право на творческий поиск и на ошибку.
Для того чтобы отразить все многообразие связей между явлениями, событиями и самими людьми, нужен не только словесно- логический, но и образный способ мышления. Особенностью образного мышления является одномоментное и одновременное «схватывание» всех возможных связей между предметами и явлениями. Развитие образного мышления предполагает решение таких задач, как абстрактное изображение, связанное с формой, передача объема, пространства, выражение настроения и чувства цветом, ритмом и др. Все преуспевающие инженеры, дизайнеры, ученые мира обязательно прошли школу художественно- эстетического воспитания и специальную подготовку по развитию образного мышления.
Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности творческого моделирования. Испокон веков русские люди проводили долгие вечера (досуг) за рукоделием. Взрослые и дети вместе ткали, вышивали, вязали, водили хороводы, при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение, «из рук в руки», «из уст в уста» песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы- секреты мастерства, которые вырабатывались и шлифовались веками. Народные мастера, изучая опыт прошлых поколений, создавали произведения искусства, привнося личное восприятие, ощущение, понимание с позиций современности, вкладывая частицу своего таланта. Поэтому сделанное с душой веками хранит свет духа и тепло рук своего творца. Народная культура- это питающая основа для творческого саморазвития человека.
При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов как частью материальной культуры ребята открывают для себя наиболее характерные черты русского народного творчества. Это яркая образность, добрый юмор, прекрасное чувство материала и т.д. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности. Это четкость силуэта и пропорций, использование цвета и узора.
Очень полезно детям на начальной стадии занятий моделированием изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции по мотивам и «в стиле».
Главная цель выполнения работы «в стиле»- не точно повторить детали, а
С моей точки зрения, наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.
Создание благоприятных для развития и самореализации личности ребенка
условий становится главной целью поддерживающей педагогики. Этому способствуют сотрудничество, взаимодействие педагога и ребенка, совместная с ребенком постановка целей деятельности, оценка его возможностей. Осознание, свободный выбор приводят ребят к осмысленному отношению к деятельности. Дети продвигаются от повторения чужого к производству своего, применяя на практике полученные знания.
Продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.
Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус. Свои творения дети оставляют в группе, уносят домой, дарят близким и т.д.
Главным результатом занятий творческим моделированием, по-моему
мнению, являются не столько готовые изделия и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях.
Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.
Анна Цареградская
Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей развиваются конструкторские способности, техническое мышление , происходит процесс познания окружающей действительности.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к различной технике .
И часто задают вопросы : «А из чего сделаны машины?» , «Как летаю самолеты? и другие» Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели , проявляя интерес.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов . Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное.
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти , он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов , в том числе и бросового , способствует развитию у детей творческих способностей.
Публикации по теме:
Дети, народ творческий. Любят что - то творить, придумывать, делать. Весна запаздывала, а хочется тела, солнца, улыбок. И мы решили.
Хочу предложить Вашему вниманию дидактические игры для детей раннего возраста, не требующие особых затрат, которые можно приготовить из.
Мастер – класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста. «Новогодние игрушки из бросового материала в технике декупаж». Эту.
НОД с детьми подготовительной группы «Овечка. Поделки из бросового материала» Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Овечка - поделки из бросового.
Начальное техническое моделирование (Лего-конструирование) Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения.
«Оздоровительный бег». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста Скобелева Татьяна Анатольевна. г. Кашин, тверская область,МБДОУ детский сад №10 "Солнышко" Цель: формирование интереса и ценностного отношения.
(можно использовать с детьми старшей гр.)"Цветочная фантазия" Для создания этих цветов я использовала пластиковые стаканчики из под йогурта. Обрезала.
Агинский район
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Новоорловский Дом детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД «Новоорловский ДДТ»
______________ /Н. Б. Мункуева/
«__» _____________ 20 год.
Рассмотрена и принята
решением педагогического совета
протокол №__
« »_____________20___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Моделирование и конструирование»
для детей 7-12 лет
Срок реализации программы: 3 года.
Елина Елена Васильевна
Педагог дополнительного образования
I квалификационная категория
Образование средне-специальное
Педагогический стаж-31 год
пгт. Новоорловск
1.Пояснительная записка
2.Учебно - тематический план 1 года обучения
3. Содержание программы 1 года обучения 4.Учебно - тематический план 2 года обучения
5. Содержание программы 2 года обучения
6.Учебно - тематический план 3 года обучения
7. Содержание программы 3 года обучения
8. Методическое обеспечение программы:
8.1. список литературы для педагога;
8.2. список литературы для детей и родителей;
Приложение:
Словарь специальных терминов к программе.
Тесты.
Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Мы живем в эпоху социальных перемен и нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслящие личности. А формировать такую современную личность с творческими способностями, помогают занятия моделированием и конструированием. Уникальность моделирования и конструирования заключается в том, что, начиная с элементарного превращения плоского листа бумаги, в объемную композицию не оставляет равнодушным не только детей, но и взрослых. И не сложные приемы работы с разным материалом, дают возможность привить у детей младшего школьного возраста интерес к творчеству. Именно здесь предоставляется детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, труд, окружающего мира, математике, а также использовать свои собственные наблюдения. Первые шаги детей в самостоятельности, по созданию макетов и моделей, основано на желание сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, сделать по – своему, лучше. Здесь он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие не видят; у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Интерес к познавательной деятельности требует особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Конструкторско-изобретательская, художественная деятельность формирует в ребенке то самое чувство мироощущения, мировосприятия не только вокруг, но и внутри самого. Позволяет увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломинки, кусочке бересты…..
Работа над моделями, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным усилиям, тренирует и закаливает нервно - мышечный аппарат ребенка. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями. Украшая свое изделия, дети приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, макеты, конструкции, но невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного мышления, не стандартного мышления. И все это происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроя детей, наслаждения, их радостного общения,поведения в коллективной созидательной деятельности. Коммуникативная способность детей находит вербальное отражение в оценке творчества друг друга, своей самооценки. Нередко бывает так, что самостоятельно выполненный зверек или человечек надолго становится любимой игрушкой, затмевая дорогостоящие покупные.
Программа «Моделирование и конструирование» модифицированная, реализует техническую, художественную направленность . Является первой ступенью в освоении программ технической направленности. По окончании обучения в объединение « Моделирование и конструирование» выпускники могут продолжить обучение, по программам технической направленности более высокого уровня.
За основу данной программы частично взята типовая программа А.П.Журавлева «Кружок начального технического моделирования», « Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Технология. Трудовое обучение. М. Просвещение.1988».
Труды выдающихся педагогов 20-х, 30-х годов: А. В, Луначарского, С.Т. Шацкого, Н.Л. Гродзенской, М. А. Ромер, Н.И, Сац, Г.Л. Рошалем.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования;
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Типовое положение « об образовательном учреждении дополнительного образования детей»(в ред. Постановлений ПравительстваР. Ф.от)01.02. 2005 года.
Актуальность программы: Программа гармонизирует развитие детей, формирует базовые математические, художественные способности, развивает техническую изобретательность, художественную-изобразительную одаренность, талант, индивидуальность, увлечение.
Подготавливает обучающихся к планированию и проектированию разно уровневых проектов, умению работать с литературой, интернет ресурсами, к культурному наследию родного края, традициям, этикету, принимать участие в народных праздниках, играх.
Развивает познавательную мотивацию, к разным видам деятельности (радиотехника, авиа моделирование, дизайн) что позволит в дальнейшем повлиять на мир общения, самовыражение, этику, выбора будущей профессии.
Новизна образовательной программы «Моделирование и конструирование» заключается в интеграции разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, художественное конструирование, моделирование).
Педагогическая целесообразность. Особенности программы.
В младшем школьном возрасте происходит становления личности, самоопределение, осознание своего «Я» к познаваемому окружающему миру, Здесь важно помочь ребенку самоутвердиться, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме. Включение в программу регионального компонента способствует раскрытию детям, всю глубину культурного наследия края, прошлого и настоящего времени – даст то нравственное, духовное, осознанное основание на котором формируется личность.
Цель программы : Развитие творческих способностей детей посредством изготовления макетов и моделей.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами.
Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей.
Расширять политехнический кругозор обучающихся;
Пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам.
Знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями.
Развивающие:
Развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
Развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;
Развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда.
Развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность, самоорганизацию.
Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Воспитывать духовно – нравственные качества личности, чувство патриотизма, гражданственности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте от 8 до12лет. Срок реализации 3 года.
Этапы программы:
1этап программы: начальный уровень « Ищу себя»
1 год обучения 144 часа – занятия 2 раза в неделю, количество детей 12 в возрасте 7-8 лет, по 2 часа с перерывом. 2 этап программы «Мое увлечение».
2 год обучения 216 часов – занятия 3 раза в неделю, количество детей 8-10 человек, по 2 часа с перерывом, возраст 9-10 лет. 3 этап программы «Я сам»
3 год обучения 216 часов -3 раза в неделю, количество детей, по 2 часа с перерывом, возраст 10 -12.
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуются поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения (Ознакомительный 1 год) у детей формируются начальные знания, умения и навыки, изучают первые модели жизненного окружения,построенные на пространственных законах. Дети работают по образцу. На основном этапе (Познавательно – развивающий 2 год) продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний и навыков. Задания направлены на активизацию образной активности, умение пользоваться различными материалами, качество выполнения изделий, несложные композиции, макеты, сооружения.
На завершающем этапе (познавательно - творческий 3 год) воспитанники могут работать по собственному замыслу, над созданием собственного проекта и его реализации. Совершенствуются навыки по изготовлению сувениров, макетов, конструкций. Проект но – исследовательская деятельность
Занятие состоит из теоритической и практической деятельности. В программу включен комплекс практических работ(эксперименты - опыты), которые обеспечивают усвоение новых теоритических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, шило, циркуль) а также с разными материалами (бумага, картон, бросовый и природный материал). Анализ работ позволяет вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенного опыта и знаний. Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, изобретателям исследователям, художникам, местным мастерам и умельцам. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины, родного края, поселка.
Принципы:
- систематичность
- последовательность
-наглядность и доступность
- от простого к сложному
-индивидуальность
-доверия и поддержки .
Методическое обеспечение программы
Формы обучения : Инструктаж, коллективно - творческая игра, беседа, индивидуально – дифференцированный подход. Методы обучения: - словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, дискуссия, консультация, диалог;
Наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;
Практические: практическая и самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;
Метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;
Метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии.
Методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;
Метод оценки: анализ, самооценка, взаимоконтроль;
Метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами.
Метод проектов и исследовательских работ Виды занятий - практическое занятие;
Занятие с творческим заданием;
Занятие – опыт;
Игра - путешествие; встреча с интересными людьми;
Занятие – мастерская;
Занятие – соревнование;
Конкурс;
Выставка;
Праздники
экскурсии
Методы воспитания.
1 Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют, внешний вид, дежурство). 2 Метод организации воспитывающей деятельности (доверительный и уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера принятия человека и доброго отношения друг к другу). Воспитательная работа.
Программой предусмотрены:традиционные мероприятия, в объединении планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Праздник русского валенка», «Вот и стали мы на год взрослее». Экскурсии в краевой музей, на районные выставки творческих работ учащихся и педагогов, конкурсы - соревнования ко дню защитника Отечества: «На страже Родины», «Молодой боец», ко дню Победы: «Подвигу народа - жить в веках», «День Победы», «Милая берёза», ко дню народного единства: «Я люблю тебя, моя Россия». Персональные выставки.
Работа с родителями
Учебно-воспитательные задачи программы решаются в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года в Дом детского творчества проводится день открытых дверей для детей и родителей, где они знакомятся с режимом работы, программой учебного объединения, даются рекомендации родителям. Посещение родительских собраний в объединении, совместные обсуждения с педагогом помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективу его развития. Работа с родителями проводится в форме:
Индивидуальных и тематических консультаций с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении с учетом его возможностей;
Обсуждения результатов продвижения ребенка по образовательному маршруту и перспективу его развития
Образовательные события на проблемные темы
Экскурсии (музей, природу, по памятным местам)
Круглый стол
Просмотр фильмов
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитар но – гигиеническим требованиям;
стол педагога – 1шт;
ученическая доска – 1шт;
музыкальный центр, телевизор, компьютер, мультимедиа, видеомагнитофон, фотоаппарат, интерактивная доска;
инструменты и материалы: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей - карандаш, клей момент, проволока, шило, циркуль, стиплер, канцелярский нож, бумага (цветная, самоклеющаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фантики, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), природный и бросовый материал.
Дидактическое обеспечение
С учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста, широко применяются:
Методическая литература; методические разработки и планы - конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы, сценарии;
Детская литература, журналы(стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания) журналы «Я дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество»;
Технологические и инструкционные карты. Наглядно-демонстрационный материал: (иллюстрации, открытки, журналы, буклеты, видеофильмы, электронные презентации, готовые образцы поделок).
Схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны;
СД диски с подбором мелодий, соответствующих теме занятия, способствующих созданию и поддержанию спокойной, творческой атмосферы.
Механизм оценки получаемых результатов
Контроль ЗУН обучающихся проводится в следующих формах: самостоятельная работа, практическая работа, контрольное занятие, конкурс, выставка творческих работ. Методы: тестирование, наблюдение, экспресс - опрос, самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.
Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Мониторинг личностной и поведенческой сферы, познавательных способностей обучающихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для мониторинга применяется диагностическая карта. Проводится диагностика: сформированных представлений об индивидуальных и коллективных ценностях. Результаты отслеживания заносятся в карту обучающихся. Проводятся тесты: уровня удовлетворенности родителей от сотрудничества «педагог-ребенок-родитель».
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по 4 бальной системе, (2 балла – минимум, 5 баллов – максимум).
1 год обучения:
Оригинальность поделки.
Аккуратность и точность выполнения работы.
Умение работать с инструментом.
Правильность разметки по шаблонам.
Знание правил ТБ.
Знание способов обработки разных материалов.
Экономная разметка материала по шаблонам и линейке.
Творческая самостоятельность в оформлении поделки.Декор.
2 год обучения:
Приёмы разметки с помощью линейки, циркуля.
Навыки самостоятельности, творчества.
Умение усовершенствования поделки, конструкции.
Выбор способов соединения деталей.
Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.
Гармоничность цветовых сочетаний, эстетичность.
3 год обучения:
Эстетичность и аккуратность оформления работы.
Способы изготовления разных поделок.
Уровень графических умений и навыков.
Приёмы складывания из геометрических фигур силуэта желаемого технического объекта.
Правильность и оригинальность выбора материала для разных конструкций.
Соответствие способа соединения выбранному материалу.
Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющихся технических возможностей и материалов.
Соответствие конечного результата деятельности поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.
Ожидаемые результаты 1 года обучения.
Знать:
Правила безопасного пользования инструментами;
Линии на чертежах;
Виды соединений на модели;
Способы изготовления моделей;
Основные термины в технике, моделирование;
Название материалов, ручных инструментов, приспособлений;
Правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой и другими ручными инструментами;
Правила разметки по шаблонам, линейке;
Общие сведения разных материалов (свойства и возможности, способы их обработки);
Основные техники работ с бумагой (вырезание, плетение, оригами, аппликация, объемное конструирование);
Названия и назначение техники, используемой человеком; - названия геометрических фигур;
Историю оригами;
Уметь:
Соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно пользоваться клеем;
Экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;
Самостоятельно по образцу изготовить изделие;
По собственному замыслу сделать и оформить поделку, проявлять творчество и фантазию в оформлении;
Владеть основными приёмами работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);
Последовательно и правильно выполнять работу, технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие, самооценка и самоанализ поделки);
Складывать простейшие поделки из бумаги (оригами); находить линии сгиба.
Выполнять аппликации в разной технике и из различного материала, изготавливать силуэтные игрушки;
Составлять из геометрических фигур по собственному замыслу домик, животных, человека и др.;
Изготавливать поделки из готовых форм (коробок и т.д.)
Ожидаемые результаты 2 года обучения.
Знать:
- Правила безопасного пользования инструментами
Линии на чертежах;
Виды соединения на моделях;
Основные термины в технике, моделировании;
Способы обработки различных видов бумаги и картона;
Правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
Способы соединения деталей;
Понятия гармоничность, цветовые сочетания, этика и эстетика;
Графические обозначения, операции разметки;
Различные техники, историю;
Знать основы проектной деятельности.
Уметь:
Правильно пользоваться ручными и чертежными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
Разбирать, рационально использовать и экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки и угольника;
Подбирать материал для моделей;
Усовершенствовать конструкцию по собственному замыслу;
Понимать простейшие графические изображения (определить название материала, форму, размер);
Самостоятельно планировать свою деятельность;
Составлять мини – проекты;
Ожидаемые результаты 3 года обучения. Знать:
Правила безопасного пользования чертежными инструментами;
Профессии людей;
Историю развития разных технологий(оригами, квиллинг, папье-маше, торцевания) способы изготовления;
Историю развития различной техники, космонавтики;
Уметь:
Соблюдать технику безопасности;
Пользоваться чертежными инструментами;
Изготавливать простые развертки;
Выполнять сложные модели;
Находить рациональный способ использования материала;
Находить способы соединений в моделях;
Работать с литературой;
Изготавливать изделия в разных техниках;
Самостоятельно выбирать дизайн модели;
Конструктивно работать в коллективе;
Ожидаемые результаты:
Наличие положительной мотивации к обучению и творчеству;
Проявление устойчивого интереса к технике, знаниям, устройству технических объектов.
Знание основных сведений об истории развития отечественной мировой техники, ее создателей.
Знания различных технологий, способы изготовления
Учебно-тематический план.
1 год обучения
281
Оригами. История. Базовые формы. Основные приемы складывания.
1
1
2
16
2
14
3
10
1
9
2раздел: Природный материал
10
1
2
1
1
2
Конструирование и моделирование.
8
1
7
3 раздел: Бумага. Картон.
62
1
История. Виды бумаги, картона. Производство. Бумагопластика. Изготовление поделок из бумаги, картона.
10
2
8
2
12
2
10
3
Ракеты. Военная техника. Изготовление различных моделей по шаблону.
24
2
22
4
Аппликация. Изготовление поделок к праздникам.
16
2
14
4 раздел: Декоративная лепка
24
Соленое тесто. Пластилин. Глина. Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б.
2
1
1
22
1
21
5 Раздел: Бросовый материал.
16
6
1
5
10
1
9
Итоговое занятие.
2
1
1
итого
144
20
124
Учебно-тематический план.
2 год обучения
361
Оригами (2-ой уровень сложности) Базовые формы. Основные приемы складывания.
1
1
2
Юный техник. Авиамодели. Судомодели.
18
3
Изготовление технических объектов в технике оригами
2раздел: Природный материал
1
Материалы и инструменты. Способы заготовки. Хранение.
2
Конструирование и моделирование из готовых форм.
26
3 раздел: Бумага. Картон.
92
1
Технические термины. Графические понятия. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования.
2
Юный изобретатель. Элементы конструирования Художественное конструирование.
30
3
Моделирование из бумаги. Автомодели. Ракеты. Военная, специальная техника.
4
4
Торцевание, квиллинг, папье-маше, бумагопластика. Изготовление поделок к праздникам.
4 раздел: Декоративная лепка
32
Соленое цветное тесто. Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б. Раскрашивание изделий.
2
1
1
Моделирование и конструирование игрушек - сувениров.
30
1
29
5 Раздел: Бросовый материал.
22
Моделирование конструирование из бросового материала
2
1
1
Изготовление выставочных моделей.
20
1
19
Заключительное занятие
2
1
1
итого
216
24
192
Учебно-тематический план.
3 год обучения
361
Оригами. (3-ий уровень сложности) Базовые формы. Модульное оригами. Оригамные обозначения на чертежах. Основные приемы складывания.
1
1
2
Юный техник. Авиамодели. Судомодели.
18
2
16
3
Изготовление технических объектов в технике оригами
14
2
12
2раздел: Природный материал
30
1
Материалы и инструменты. Камыш. Способы заготовки и хранение бересты. Рисунки на бересте. Основные замки. Берестяные чудеса.
2
1
1
2
Конструирование и моделирование объемных изделий из бересты.
28
2
26
3 раздел: Бумага. Картон.
92
1
Технические термины.
6
2
4
2
Юный изобретатель. Работа конструктора и конструкторского бюро. Способы изготовления разверток. Элементы конструирования Художественное конструирование.
30
4
26
3
Ракеты. Человек и космос. Изготовление космических объектов.
30
4
26
4
Торцевание. Квилинг. Папье-маше. Бумагопластика. Изготовление поделок к праздникам.
26
2
24
4 раздел: Декоративная лепка
32
Соленое тесто. Холодный форфор.Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б.
2
1
1
Моделирование и конструирование изделий.
30
2
28
5 Раздел: Бросовый материал.
22
Моделирование конструирование из бросового материала
2
1
1
Изготовление выставочных моделей.
20
1
19
3
Итоговое занятие.
2
1
1
итого
216
26
190