Профессия: чистильщик обуви. О сияющих ботинках от первого лица. Чистильщики обуви требуют вернуть им бизнес Как называют человека который чистит обувь

Уличные чистильщики обуви, предлагающие прохожим свои услуги, исчезли на Западе и в России. В столице услуги чистильщиков обуви пользуются колоссальным спросом. И ничего не доказать. Вообще-то это было в «Гасиенде»1. Бутблекер - чистильщик обуви. Профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином). Свечники, ткачи, чистильщики обуви - список можно долго продолжать.

В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, встречаясь в основном как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Однако в Китае все еще можно встретить представителей данной профессии.

Профессия: чистильщик обуви. О сияющих ботинках от первого лица

В Гуанчжоу она переехала со своей семьей лет 10 назад. Ее муж работает плотником, сын также трудоустроен, поэтому ее работа чистильщицей обуви не является необходимым условием их выживания. Для чистки обуви она последовательно использует три разных тряпки и две разных щетки. После чего она натирает обувь бесцветным воском, а потом уже и кремом.

В Китае почти каждый может позволить себе золотые украшения, однако, это не означает, что человек богат», - говорит она и придирчиво осматривает обувь следующего клиента. Разумеется, работает закон больших чисел - где-то сохранились представители этой профессии, но смысл в них скорее декоративный. Теперь перенесёмся в Париж 2015-го. Первые в очереди на выбывание. Потому что есть радары, есть камеры, есть гироскопы и есть навигационные системы.

Исчезнувшие профессии

Эта профессия своим появлением обязана эксперименту, который в 1970-х годах провели два американских ученых в Гватемале. Это может показаться странным, но я действительно очень люблю чистить обувь, даже разговариваю с ней, когда работаю, — улыбается Константин.

Да и я сам был кадетом, учился в академии МВД, потом служил в армии. Так что «пунктик» держать обувь в отличном состоянии вполне оправдан. Сначала с обуви убирают пыль, затем моют специальным шампунем, используют лосьон-пропитку и крем. Мастер работает двумя щетками одновременно, — рассказывает Константин. Я считаю, что рабочие профессии тоже важны и нужны. Главное — это стараться делать свою работу, и тогда вам будет нечего стыдиться.

С понедельника по пятницу белые воротнички в Гуанчжоу топчут ботинками широкие тротуары центрального делового района. Ли дежурит на улице каждый день с 7:30 утра и до 6 вечера. Жарким летом и дождливой весной ее можно встретить на своем «рабочем месте». За один рабочий день, как правило, я зарабатываю 70 или 80 юаней. В иные дни я могу заработать и 120 юаней, но это, конечно, большая редкость.

Ли родилась в Чунцине. Гладкая кожа ботинок искрится в лучах полуденного солнца, когда Ли заканчивает свою работу. Я люблю свою работу, - продолжает она. - За что? Ну, прежде всего за гибкий график».

Правда в чае — ежедневный интернет-журнал о бизнесе с Китаем. Люди учатся, получают дипломы, работают… А потом оказываются на улице, потому что профессия, которой они зарабатывали деньги, перестала быть необходимой бизнесу. В этом материале мы попробуем разобраться, почему это происходит и как избежать обивания порогов работодателей. Современный мир существует в условиях рыночной экономики, когда труд оплачивается деньгами.

Как нетрудно догадаться, последних очень мало. Большинство профессий оплачиваются либо из государственного бюджета, либо из бюджета компании. Бизнес, как и государство, не содержит в себе благотворительной функции - это институт, основанный на эффективности, где расходы не должны превышать доходы. В 1760-х годах в Великобритании началась промышленная революция - переход от ручного труда к машинному. Тысячи людей громят автомобили, которые зарегистрированы в такси-сервисе Uber. Последний за счёт технологий выстроил систему, при которой каждый человек может работать таксистом.

Причина исчезновения профессий

Это подтверждает, что за прошедшие почти 300 лет в сознании людей ничего не изменилось - они недовольны, когда остаются без работы. Если вашу работу можно описать алгоритмом или скриптом, поздравляю - вы в очереди на выбывание. Второй мощный двигатель в сторону автоматизации - надёжность и качество. У хирурга может дрогнуть рука, у водителя, который поругался с женой - руль. Если от вашей работы зависят жизни людей - в очередь.

Это всё было о роботах - станках нового тысячелетия. Помните, как компьютер обыграл Гарри Каспарова в шахматах? Так вот, это был 1997 год. В шахматах количество возможных уникальных партий - 10 в 118 степени. Количество атомов в обозримой вселенной - 10 в 80 степени. А ещё и облачные вычисления набрали популярность - это значит, что я могу пользоваться услугами супер-компьютеров колоссальной мощности со своего смартфона.

Назад в настоящее

Видели, что в Калифорнии делают ребята из России с проектом Luka.ai? Видели, с какой скоростью апгрейды получает Siri и прочие ассистенты? Печально, но профессия автора тоже катится к чертям - уже сегодня перфоманс маркетинг больше напоминает управление вычислениями, чем олдскульный маркетинг. Первыми уйдут те ребята, которые не дружат с цифрами, и не умеют играть на новых крутых инструментах.

ПАМЯТЬ О РОДАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЯТНОЙ

Если судья симпатизирует подсудимому, то будет пытаться вынести решение в пользу последнего. Но вот в хирургии, где требуется идеальные движения и полная сфокусированность, людям делать нечего. Например, работа в условиях отсутствия данных. Но важнее и востребованнее всего те, кто все эти системы будет разрабатывать и проектировать. Сегодня стоит получить хотя бы базовые навыки в программировании. Это поможет в случае чего оставаться на плаву, это поможет быть в эпицентре прогресса, а не волочиться за ним по пыльной и безжизненной дороге.

Профессия чистильщика обуви, или бутблекера, была особенно популярна в 19 веке, но со временем в Европе и России встретить на улице мальчиков с щеткой и гуталином стало практически невозможно. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов.

В Чистка обуви

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

Трудно спорить с общим мнением, что в большом городе множество возможностей для бизнеса и для того чтобы найти своего клиента, покупателя. Но не стоит забывать, что сейчас все рыночные ниши заняты, поделены и хорошо освоены, и малому предпринимателю всё труднее найти своего потенциального потребителя.

О бизнесе чистильщика обуви в новом формате, как идея бизнеса в большом городе в России, будет рассказано в этой статье, как показательный пример того, что иногда старые идеи могут принести и неплохой доход.

Немного истории

Профессия чистильщик обуви, несмотря на то, что люди не одну тысячу лет до этого ходили не босиком, появилась всего лишь в середине 19 века. Это было связано с модой на новый стиль одежды и обуви, который всё более и более соответствовал новому капиталистическому укладу жизни в европейских странах. Кроме этого, появление новых технологий обработки кожи, появление кожзаменителей обусловило выход на рынок средств ухода за ними. Так появление гуталина, первого по настоящему чистящего средства для обуви, было обязано тому, что возникла необходимость чистки фасонной обуви из натуральной кожи.

Первые чистильщики обуви появились в Великобритании, Франции и других странах Европы, которые обслуживали своих клиентов на улицах крупных городов. Кстати, именно чистильщик обуви по имени Гаврош был символом Французской Революции 19 века. Чистильщики работали чаще всего в так называемых присутственных местах, т. е. в центральной части города, где располагались обычно конторы, офисы, банки.

К тому же, мода на посещение разнообразных театральных и музыкальных салонов, а позднее и кинотеатров, потребовало соблюдение особого этикета и в первую очередь – чистой обуви. Бурное развитие бизнеса чистильщиков обуви получила в Америке (в США), где даже были свои профсоюзы. Именно в Америке впервые были сделаны автоматы по чистке обуви. Стоит, например, вспомнить кадры из советского фильма «Начальник Чукотки», когда главный герой фильма попал в Сан -Франциско (дело происходило в 20-х годах) и впервые столкнулся с чудесами капиталистической экономики – аппаратом по чистке обуви, стоящий прямо на улице.

С ростом массового производства обуви, смена приоритетов моды в частности, преобладание легкого спортивного стиля, спрос на услуги чистильщиков обуви постепенно в Европе и Америке сошёл на нет. Тем не менее, довольно прилично развит этот тип сервиса в странах Латинской Америки, особенно в странах Среднего Востока (Афганистан, Пакистан, Иран Ирак,) и в Индии, где почти на каждом углу больших и малых городов можно встретить чистильщика обуви, где профессия бутблекер считается по прежнему почётной.

Как открыть бутблекерсий бизнес и с чего начать

Успех дела по чистки обуви, как бизнес-идея на улице, во многом зависит от нескольких важных факторов, таких как:

  1. Целевой сегмент клиентов. Основу этого сегмента потребителей будут составлять люди так или иначе, связанные с бизнесом, с работой на госслужбе или в коммерческих учреждениях, где требуется деловой , и чистая обувь занимает в нём не последнее место. Также к целевому сегменту клиентов можно отнести всех тех, кто посещает публичные места, связанные с проведением культурных мероприятий, где также требуется определённый выдержанный строгий стиль одежды. Это кинотеатры, театральные салоны, выставки или конференц-залы, а также некоторые учебные заведения, например, военные училища, где появление курсанта в грязной обуви просто немыслимо.
  2. Место расположения. Исходя из того, что целевая аудитория связана с посещением офисов и учреждений, банков, то приоритетным местом размещения точки чистильщика обуви или установки автомата, будут именно деловой центр города или места, где наибольшая концентрация культурных учреждений. Также местом размещения для охвата наибольшего траффика клиентов могут быть автовокзалы, жд вокзалы, аэропорты, где чистая обувь не менее востребована, чем при посещении Эрмитажа, местного оперного театра или банка.
  3. Ценовая политика. Цена предоставляемых услуг, от которой зависит выручка предпринимателя, формируется тем, каким образом осуществляется чистка обуви. Так, ручная чистка находится в ценовом диапазоне от 200 до 1500 рублей, в зависимости от типа обуви – простые ли это ботинки государственного служащего или же это модельная замшевая обувь светской дамы, посещающей премьеру в театре. Если использовать автоматическую чистку обуви, то цена услуг будет находиться в переделах от 30 до 50 рублей.

Кроме этого, можно одним из форматов подобного бизнеса использовать установку чистящих автоматов непосредственно в учреждениях.


К основным достоинствам бизнеса по чистке обуви можно отнести следующие:

  • мобильность – можно переориентироваться на любую клиентскую группу почти мгновенно, заменив только чистящие средства. Также можно использовать передвижной мобильный вариант точки, сопровождая какие-либо массовые мероприятия, например, какие то концерты, выставки или официальные встречи.
  • отсутствие конкурентов. Это важное преимущество, так как сейчас мало кому придёт в голову, что на чистке обуви можно вообще что-то заработать.
  • работать в этом бизнесе можно как самому, так и привлекая наёмных работников.
  • отсутствие необходимости получать разрешения и лицензии на ведение подобного рода предпринимательской деятельности.

Стоимость открытия

Для того чтобы окончательно просчитать весь бизнес – план по открытию бизнеса по чистке обуви, необходимо учесть все первоначальные затраты.
Исходя из имеющегося предварительного анализа опыта ведения подобного формата бизнеса, в состав начальных расходов (инвестиции) необходимо включить:

  • регистрация ИП и постановка на налоговый учёт – 10000 рублей.
  • расходные материалы – кремы, полироли, пасты, протирочная ветошь, щётки – из расчёта 3000 рублей на каждые 50 – 60 клиентов.
  • приобретение рабочего места – т. е. специальное кресло для клиента – 10 – 20000 рублей.
  • расходы на рекламу (ежемесячно) – от 5000 рублей.
  • транспортные расходы в случае организации мобильной точки – 3000 руб. в месяц.

Таким образом, суммы первоначальных вложений плюс расходы на первый месяц работы могут составить порядка 31000 рублей минимум .

Если же предполагается установка автоматической системы чистки обуви такие, например, как Harder (Германия) или отечественных фирм АМИДА, Eco Line, то следует предусмотреть ещё сумму в 40 – 50 тысяч рублей.

Что касается того, как и где приобрести подобный набор материалов и оборудования, то всё это можно купить через интернет-магазины, причём вся доставка обойдётся не более чем в 3 – 5 тысяч рублей.

Примерный расчёт бизнес-плана

Для полного представления, сколько можно заработать на бизнесе по чистке обуви, необходимо сделать предварительный расчёт.

Для начала нужны исходные данные:

  • цена услуги по ручной чистке обуви в среднем – 300 рублей.
  • число клиентов в течение дня с учётом среднего траффика в деловой части города – 30 (среднее время обслуживания одного клиента 10 – 15 минут, т. е. чистой работы примерно 5 – 5.5 часов в рабочий день).
  • учитываем коэффициент сезонности и погодный фактор – 30%, влияющий на снижение выручки.

Таким образом, получаем первую оценку валовой выручки, которая составит: 300 рублей (средний чек) х 30 клиентов в день = 9000 рублей в день.

С учётом поправки коэффициента сезонности получаем окончательную сумму дневной выручки в 6000 рублей в день.

Если принять, что в течение месяца будет использовано только 20 рабочих дней (рабочий график офисов и учреждений), то валовая выручка в месяц составит 120000 рублей.

  • расходые материалы из расчёта 3000 рублей на каждые 50 человек при числе клиентов в месяц 600 (30 чел. в день х 20 дней = 600), составят 36000 рублей.
  • транспорт – 3000 руб.
  • реклама – 5000 руб.
  • налоги (при УСН – 6 %) – не более 6000 рублей в месяц.
  • расходы на персонал (если предусматривается найм) – 25000 рублей.

Итого, ежемесячных расходов – 76000 рублей.

Теперь можно вывести окончательную сумму потенциальной прибыли в месяц от бизнеса по чистке обуви.

Прибыль = Выручка – расходы = 120000 – 71000 = 44000 рублей в месяц.

Вот на эту цифру можно уже ориентироваться для того, чтобы выбрать свою стратегию ведения бизнеса. Правда придётся учесть ещё и дополнительные местные факторы, но это уже следует делать при более детальном анализе по конкретному городу.

Маркетинговая кампания

Среди маркетинговых инструментов, которые более всего подходят для подобного рода бизнеса, как чистка обуви, такие как:

  1. рекламная акция непосредственно в месте обслуживания с раздачей визитных карточек и небольших буклетов.
  2. рассылка или расклейка объявлений в офисах и прочих учреждениях города.
  3. реклама через интернет-сайт, профиль в Инстаграм и прочие соц. сети.

Во многом методы маркетинга зависят от того, на какого клиента ориентирован будет дальше бизнес – на группу стабильных клиентов каких-то учреждений, или же на массовый трафик клиентов, с разовым обслуживанием.

Возможные риски

Кроме преимуществ бизнеса по чистке обуви также следует учесть и риски. К таковым относятся:

  • сезонный фактор. Естественно, что самыми прибыльными для чистильщика являются сезоны, связанные с грязью и снегом – это весна и осень. А в летний сезон придётся оказывать услуги клиентам, преимущественно посещающих какие-либо культурные или строго официальные мероприятия.
  • риск того, что многие учреждения могут сами начать устанавливать аппараты по чистке обуви, что несколько уменьшит объём рынка.

Несмотря на то, что рынок бутблекера неконкурентный и даже в чём-то для нашего времени экзотический, однако стоит опасаться того, что по мере роста бизнеса, получения неплохой прибыли у некоторых возникнет желание повторить подобную успешную бизнес-модель. Поэтому необходимо постоянно отслеживать рынок.

А может быть, нам стоит вернуть чистильщиков обуви на улицу?

1.
Крым 1900-е гг.

***
Подойди ко мне поближе,
Крепче ногу ставь сюда,
У тебя ботинок рыжий,
Не годится никуда.

Я его почищу кремом,
Чёрной бархаткой натру,
Чтобы жёлтым стал совсем он,
Словно солнце поутру.

Осип Эмильевич Мандельштам. 1926

2.


Крым 1900-е гг.

3.


Крым 1900-е гг.

"Этим архивным фотографиям Крыма, вероятно, более ста лет. Мы спасли их от полного уничтожения, выхватив из мусорного контейнера. Фотографии были упакованы в пакетик с надписью «Крым 1900-е гг.». Судя по штампам с инвентарными номерами, они хранились в каком-то учреждении: издательстве или архиве. Потом эти архивные фотографии Крыма кто-то вынес на помойку.

Листовая фотопленка была сильно повреждена временем и небрежным обращением. Понимая, что полноценная реставрация невозможна, и эти фотопленки из Крыма, все равно, погибают, мы оцифровали то, что хоть как-то поддавалось сканированию и пересъемке. И вот перед нами цифровой альбом «Крым 1900-е гг.». Выборочные фотографии из этого альбома мы решили вам показать".
Авторы текста Игорь и Лариса Ширяевы. http://www.interesmir.ru/arhivnyie-fotografii-kryima
Подробнее Архивные фотографии Крыма 1900-е гг., спасенные от уничтожения (33 фото)

4.

Чистильщик обуви
***
А я сожгу все акции свои
И лимузин свой подарю шоферу.
Сотрудникам проблею о любви.
Нахлебников оставив глупых свору.

Куплю себе огромный черный ящик,
Две пары щеток, ваксы про запас
И обувь стану чистить, в настоящем
Пусть блеск ее людской ласкает глаз.

В моих руках пускай гарцуют щетки,
Туфлям пусть предают небесный свет.
Я буду пьян, от воска, как от водки.
Сияния ботинок лучше нет...

Блестят штиблеты, как огни Бродвея.
Даруют дикий шик и аромат
И счастьем этим бешено хмелея
Я буду счастлив, от того богат.

В мои карманы потекут монетки
От всяких франтов в черных башмаках.
И несомненно местные кокетки
Узнают, что весь блеск в моих руках.

Ну вот и все, о чем мечтать могу я.
Меня слепят огни ваших штиблет
И щетки кружат, бешено танцуя,
Даруя мне мой к счастию билет.
Игнатовы http://www.stihi.ru/2014/05/08/11135

5.

7.

8.

9.


.

10.


Жюль Бастьен Лепаж (1848-1884) – французский художник. В 1879-1882 годах путешествовал по Англии, там написал картину «Чистильщик обуви в Лондоне»

Если я не ошибаюсь, читателям не приходилось пользоваться услугами уличного чистильщика. Они исчезли, их больше нет. А было время, когда вам позарез нужна была чистая обувь и тут рядом вы видели будку, в которой за небольшую плату (уже не помню, сколько) вы могли получить желаемое.

Вы садились на стул, ставили ногу на специальную подставку, мастер своего дела вставлял в ваш туфель или ботинок защитные козырьки с боков и начинал работать щетками. Потом в ход шла бархотка, которая придавала вашему (иногда порядком поношенному) туфлю-ботинку сказочный зеркальный блеск. Потом он стучал щеткой по подставке, что означало: «Смени ногу!»

11.


На эти воспоминания наводит картина Жюля Бастьен-Лепажа «Чистильщик обуви в Лондоне» (1882 год). Симпатичный мальчик в униформе стоит, опершись на столбик. Возле него слева – подставка для ноги клиента. На нем – красный пиджак с темно-коричневым воротником и такого же цвета манжетами.
Самая интересная деталь – на пиджаке слева висит бляха с надписью и номером. Надпись обозначает организацию, от которой этот мальчик работает – «Black Shoe Home» («Дом Черного Ботинка»), и место его работы, Марилебон – богатый район Лондона.

12.

Номер на бляхе говорит о том, что таких чистильщиков несколько. Историки пишут, что с 1851 года лондонская Бригада Черного Ботинка, основанная Джоном МакГрегором и лордом Шефтсбери, обеспечила постоянной и хорошо оплачиваемой работой детей, которые зарабатывали себе на жизнь чисткой обуви. Вечером они учились в школе для обездоленных детей – это бесплатные школы, существовавшие в Англии с 19 века, в которых дети получали питание и одежду.

Через эти школы в 1844-1881 годах прошли – по приблизительным оценкам – около 300 000 детей. Сегодня в Лондоне существует музей таких школ. А создавалась бригада так: однажды три учителя одной из таких благотворительных школ шли по улице, и один из них сказал, что в Париже видел чистильщиков обуви.

«А может быть, нам стоит вернуть этих мальчиков на улицу?»

Идея была воспринята, пятерых мальчиков обучили чистить ботинки, и в последний день марта 1851 года они в первый раз вышли на работу в ярко-красной униформе (почистить туфли стоило один пенни). Нельзя было назвать эту работу легкой: над мальчиками издевались их нищие сверстники, давали им обидные клички, весьма вероятно, иногда их били ни за что, просто так.

В 1869 году общество Черный Ботинок насчитывало 377 чистильщиков, которые в 1869 году принесли доход 8 830 фунтов стерлингов. В этом же году 50 мальчиков в красной униформе работали в центральной бригаде, 10 – в бригаде Марилебон (униформа – красное и черное), 6 – в Айлингтоне (коричневая униформа), 11 – в лондонском Сити. Вернемся к картине Бастьен-Лепажа.

Нельзя сказать, что у мальчика радостная жизнь: в его глазах читается тоска, руки в ваксе, пятно от ваксы на лице, под правым глазом – след синяка. Его не радует, что после рабочего дня (сколько он длился в то время – не меньше восьми часов, а сейчас только полдень) ему надо еще сидеть за партой.

Ни один человек не мог бы предсказать будущее чистильщика обуви. Сегодня известно, что чистильщиками были Луис да Сильва – президент Бразилии, Алехандро Толедо – президент Перу, Род Благоевич – губернатор штата Иллинойс, США.

Что сталось с этим печальным мальчиком? Нет ответа...
Автор: Борис Рохленко
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71351/

Почему в России из-за повсеместной грязи автомойки на каждом шагу, а чистильщиков обуви я ни разу не видел?
Ответ на этот вопрос кроется в наших понтах. В нашем "православном" обществе люди предпочтут сидеть на пособиях, вымогать, просить милостыню, грабить, убивать, вступать в МММ, но пасть столько низко, что бы чистить кому-то обувь - это ниже нашего достоинства.
Кстати, именно из-за этих понтов - бизнес будет супердоходным.

* Нет ничего зазорного в том, что бы почистить обувь другому человеку. Если ты воспринимаешь другого как равного, то у тебя даже мысли такой не появится. А вот именно этого и нет в нашем обществе. Каждый из кожи лезет, что бы доказать, что он король, а все остальные говно. И ты это называешь достоинством?
(Reply) (Parent) (Thread)

13.


Памятник чистильщику обуви в Баку, Азербайджан
Современные чистильщики обуви:

14.

Фото с сайта http://www.sunhome.ru/foto/chistiljshhik-obuvi

15.


Фото с сайта http://ruvesna.ru/obshchestvo/1249253806?page=117
http://www.antisled.ru/clauses/chistka-obuvi/

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

16

17.


Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка..

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

18.

Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.
Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?

Цели показать все подобные палатки в Москве у меня не было, их слишком много:)