Порядок подготовки и проведения примерок для уточнения конструкции изделия на фигуре человека. Подготовка к примерке изделий верхней одежды Правила и требования к проведению примерки изделия

Если вы шьете одежду по выверенным лекалам, и абсолютно уверены в том, что посадка по фигуре и баланс изделия будут соблюдены практически идеально, несколько примерок выполнить все равно нужно. А что говорить о нестандартных фигурах? В этом случае примерки просто необходимы и их количество определяется при пошиве и зависит не только от сложности модели, ткани, из которых шьется изделие, но и от профессионализма портного. Мы расскажем вам как подготовить изделие к примерке и правильно ее провести.

Важные моменты при примерке изделий: примерку платьев и блузок производят в нижнем белье, жакетов – в рубашке, пальто – в свитере или жакете.

Первая примерка: все по правилам!

Для того чтобы подготовить изделие к первой примерке необходимо сметать вытачки, швы, наметочными стежками перенести на лицевую сторону линии полузаноса полочек, перегибы лацканов, расположение петель (если они предусмотрены в изделии), расположение карманов, пат и т. п. Если по спинке платья предусмотрены застежка-молния, ее следует вметать. Также необходимо вметать рукава. Припуски по низу изделия заметать. Если в изделии предусмотрены подплечники, примерку следует производить с ними.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Желательно перенести наметочными стежками линии груди, талии, бедер на лицевую сторону. Это упростит процесс корректировки баланса изделия, если таковой потребуется.

Наденьте подготовленное изделие на заказчика (под заказчиком мы понимаем того, на кого шьется изделие), застегните молнию на платье, на жакете или пиджаке сколите обе полочки по линии полузаноса, совместив детали по линии талии и по низу изделия.

Не спешите сразу приступать к перекалыванию швов, сначала внимательно оцените посадку изделия, баланс передней и задней части изделия, совпадение горизонтальных линий (груди, талии, низа изделия).

Что следует делать на первой примерке?

На первой примерке следует оценить общий вид изделия и посадку по фигуре, ширину и длину спинки и полочки, рукавов, длину и раствор вытачек, расположение рельефных швов и декоративных деталей. Если в изделии есть рукава, на первой примерке следует проверить ширину и длину рукава, подогнуть и заметать рукава до нужной длины, затем отделите рукав от изделия и переходите к устранению дефектов посадки, если это требуется.

Баланс изделия – важный показатель!

Баланс изделия – многих пугает это определение, однако сложного тут ничего нет, главное понять как правильно оценить баланс изделия и как исправить дефекты посадки, если они возникли.

ВАЖНО! Если при построении базовой выкройки изделия вы точно сняли мерки, проблем с балансом изделия быть не должно.

Многие опытные портные при снятии мерок используют плечевую накладку, которую очень просто сшить, однако она будет незаменимым помощником при снятии самых важных мерок, формирующих баланс изделия.

Рис. 1. Выкройка и детали кроя плечевой накладки

Выкроите из плотной ткани 2 детали передней и задней половинок накладки без припусков на швы. Сложите обе детали изнаночными сторонами друг к другу и обметайте по контуру швом зиг-заг или оверложным швом.

Сшейте 4 бейки шириной 0,5 см и длиной 0,5 м и притачайте по разметке. Линию плечевого шва обозначьте машинной строчкой контрастными нитками.

Для фиксации обхвата талии сшейте бейку шириной 0,5 см и длиной равной 2-м обхватам талии. При снятии или контроле мерок повяжите на шею накладку, а по талии бейку, зафиксировав ей бейки, притачанные к накладке на полочке и спинке.

Рис. 2. Плечевая накладка на манекене

При помощи такой накладки очень удобно снимать мерки, сопряженные с линией талии, длину плеча и обхват шеи.

Рис. 3. Снятие мерки Длина плеча с помощью плечевой накладки

Так что же такое баланс изделия? Это уравновешенность всех частей изделия, надетого на фигуру — соответствие плечевых и боковых швов, линии талии и линии груди и их полное соответствие фигуре заказчика.

Мерки, которые составляют основу баланса изделия – Длина переда до талии (ДТП) и Длина спинки до талии (ДТС). Еще их называют балансовыми мерками.

Рис. 4. Снятие мерки Длина переда до талии (ДТП)

Рис. 5. Снятие мерки Длина спинки до талии (ДТС)

Есть 3 вида баланса: переднезадний, боковой и баланс, характеризующий разновидность сочетания опорной части детали с ее нижней частью.

Самые распространенные дефекты изделия связаны с нарушением переднезаднего (или вертикального) баланса (определяется линией талии) и бокового (или горизонтального) баланса – определяется углом наклона плечевых срезов.

Если при примерке видны балансовые дефекты, необходимо переколоть плечевые швы, (используйте булавки), а расположение самого шва наметить мелом.

ВАЖНО! При нарушении переднезаднего баланса требуется более сложная корректировка, о которой мы расскажем подробно чуть позже.

Уточните длину изделия, расположение рельефных швов, расположение карманов и петель. Вырез горловины переда, спинки и пройм (без припусков) обмелите мелком по лицевой стороне ткани, в горловину вколите воротник. Все изменения, внесенные при примерке, перенесите на парные детали.

Вторая примерка — повышенная готовность

При подготовке изделия ко второй примерке необходимо стачать и проутюжить вытачки и рельефные швы (кроме плечевых и боковых), вшить молнию, обработать карманы.

Проводить вторую примерку следует аналогично первой, но уровень готовности изделия гораздо выше, поэтому вы сможете с большей уверенностью внести изменения, если это потребуется, сравнить полученный силуэт с эскизом модели и скорректировать силуэт заужением или расширением боковых швов.

Совет! При примерке боковые швы платья будет проще скорректировать, если надеть изделие изнаночной стороной наверх. Сколите припуски швов булавками, затем аккуратно снимите изделие и стачайте по наметке.

Необходимость третьей и последующих примерок зависит от сложности модели, качества ткани и уровня вашего профессионализма. После завершения пошива изделия удалите все наметочные стежки, булавки и проведите влажно-тепловую обработку изделия.

Мы желаем вам совершенствовать ваше швейное мастерство, ведь даже опытным мастерам всегда есть чему учиться. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!

Тема: Подготовка швейных изделий к примерке.

Цель:

    Научить учащихся подготовке изделия к примерке;

    Ознакомить с приёмами соединения плечевых срезов, из которых один должен иметь посадку;

    Мультимедийный проектор;

    Манекен;

    Образец плечевого изделия;

    Презентация «Подготовка изделия к первой примерке»;

    Крой изделия;

    Швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

Методы обучения:

Тип урока: комбинированный

Ход урока: (1 час)

I . Организационный момент:

II. Повторение пройденного материала 1. К каким изделиям по способу носки относят блузку? Почему?

2.Какие ткани используют для пошива блузок?

3.Как можно отделать блузку?

4. Какие основные детали имеет блузка?

5. Какие швы применяют при пошиве блузки?

6. Как можно обработать нижний срез блузки?

7.Работа по карточкам(подписать датали блузки и линии срезов)

8.Работа в парах. (собрать план пошива по порядку)

III. Изучение нового материала сопровождается презентацией:

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. На прошлом уроке чем мы с Вами занимались? Занимались подготовкой деталей кроя к обработке. Сегодня подготовим изделие к первой примерке, И так запишите тему сегодняшнего урока: «Подготовка изделия к примерке.»

Цель урока

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы во время её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

На фабриках индивидуального пошива прогрессивная технология рекомендует применять С-М 1822 кл. для смётывания изделия к примерке из тканей не обладающих повышенной растяжимостью, скольжением, прорубаемостью под иглой. Применение С-М 1822кл. снижает объём ручных работ в среднем на 30 минут на ед. изделия.

Мы с вами будем готовить изделие к примерке ручным способом последующей последовательности.

Подготовка изделия к примерке

Последовательность выполнения работ

Длина стежка, см

Подготовить крой к смётыванию: сколоть срезы деталей лицом внутрь; начинать от талии (вверх и вниз), от середины переда или спинки – влево и вправо, совмещаем контрольные знаки. Булавки ставить поперёк линии с интервалом 5-6 см. на прямых участках и 1-2 см. - на кривых.

Сметать плечевые срезы спинки и полочки, сделав посадку по плечевому срезу спинки. Смётывать со стороны спинки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть.

Сметать боковые срезы спинки и полочки, совмещая линию талии. Смётывать со стороны спинки.

Подогнуть низ рукава по линии низа на изнаночную сторону и заметать.

Подогнуть низ изделия по лини низа на изнаночную сторону и заметать.

0,5

0,7 – 1,0

1,5-2,0

1,5–2,0

IV . Повторение техники безопасности с иглой, ножницами.

V . Физминутка

V I . Практическая работа

Учащиеся выполняют практическую работу «Подготовка изделия к примерке» по инструкционным картам.

V II .Продолжение практической работы (2 час)

Самоконтроль качества работы.

VIII . Индивидуальная работа с отстающими учащимися по данной теме.

X . Итог урока

Оценки за урок.

Д.З. стр.62

Уборка рабочих мест.

Таблица 14. Дефекты плечевого изделия и способы их устранения

Описание дефекта
и его графическое
изображение

Причина
возникновения

Способ устранения
и его графическое
изображение

1. Изделие узко по линии груди, талии или бедер

Неправильно сняты мерки С г , С т и С 6 и определен размер изделия

Распороть боковой шов. Расширить изделие за счет припусков боковых швов

2. Изделие широко по линии груди, талии или бедер

Неправильно сняты мерки С т , С г и С 6 и определен размер изделия

Заколоть булавками излишек ширины изделия. Распороть боковой шов. Заузить изделие. Отметить мелом новую линию проймы.

3. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается выше нее

Особенности фигуры

Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вниз параллельно (а) или опустить только вершину вытачки (б)

4. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается ниже нее

Особенности фигуры

Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вверх параллельно (а) или только вершину вытачки (б)

5. Изделие не прилегает к фигуре по пройме, образуются наклонные складки от плеча к пройме

Особенности фигуры -покатые плечи

Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у горловины. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча

6. Изделие не прилегает к фигуре по вырезу горловины, образуются складки у горловины

Прямые плечи

Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у проймы. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча

Во время проведения примерки проверяют:

    ширину изделия;

    положение плечевых и боковых швов;

    направление и длину вытачек;

    прилегание в области горловины;

    положение застежки;

    длину изделия;

    положение шва соединения лифа с юбкой.

Если обнаружены дефекты, сметочные строчки распарывают и забирают (или выпускают) ткань в вытачку или шов.

Устранение дефектов после примерки

После примерки изделие раскладывают на столе и приступают к устранению выявленных дефектов:

    прокладывают прямые стежки, удаляют булавки;

    распарывают старые сметочные швы, отутюживают детали изделия;

    складывают детали лицевыми сторонами внутрь, совмещая вытачки, срезы, и скалывают булавками;

    все исправления переносят на парные детали или симметричные стороны цельных деталей любым из способов:

    сметывают изделие по новым линиям;

    повторяют примерку.

Тема: Проведение примерки. Устранение дефектов.

Цель:

    Научить правильно проводить примерку, устранять недочёты, выявленные в результате примерки;

    Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Умение работать с инструкционными картами, приспособлениями;

    Развивать творческие способности, координацию движения рук;

    Воспитывать у учащихся внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность, любовь к швейному делу.

Методическое оснащение урока:

    Мультимедийный проектор;

    Манекен;

    Образец плечевого изделия, подготовленного к примерке;

    Инструкционные карты: «Проведение первой примерки», «Устранение дефектов после первой примерки»;

    Презентация «Примерка изделия, исправление дефектов»;

    Таблицы основных недочётов плечевого изделия;

    Крой изделия;

    Коробочки с швейными принадлежностями;

    Рабочие тетради;

    Линейка.

Методы обучения: объяснение, показ трудовых приёмов, показ наглядного материала, практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I . Организационный момент :

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

II. Актуализация прежних знаний :

    В чем заключается подготовка кроя к пошиву?

    Какие контрольные линии и знаки проставляют на деталях кроя и каково их назначение?

    Назовите технические условия на выполнение ручных работ при подготовке блузки к первой примерке.

    Какова степень готовности изделия к примерке?

III. Изучение нового материала.

Сегодня подготовим изделие к первой примерке, проведём первую примерку, устраним дефекты после первой примерки, если они возникли.

Учитель: Итак, мы выяснили, что для того чтобы «костюмчик сидел» нужно подогнать его по фигуре, а этого не сделаешь без примерки. Вот сегодня мы и познакомимся, как проводят I-ую примерку. Это магическое действо мастера-портного. Также мы вспомним как правильно подготовить изделие к I-ой примерке, ее назначением, отработаем умение по сборке изделия на практике. Будем учиться работать аккуратно, а без внимательности этого не достичь.

Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы вовремя её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.

Учитель: вы подготовили изделие к первой примерке, теперь давайте её проведём. Кто делает примерку, как называется профессия? (закройщица). Примерку женского плечевого изделия выполняют по правой стороне фигуры. Места, где необходимо внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперёк шва. После примерки все исправления, если они имеются, переносят на левую сторону изделия.

Надеть изделие; сколоть застежку, совмещая средние линии, начиная от талии, вверх и вниз.

Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра фигуры.

Проверить посадку изделия по фигуре – прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди, талии, бёдер.

Уточнить ширину изделия.

Уточнить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке.

Уточнить положение бокового шва.

Отметить мелком форму и глубину выреза горловины.

Уточнить длину и ширину рукава.

Проверить положение линии талии.

Уточнить длину изделия по всему нижнему краю от пола с помощью линейки.

Показ трудовых приёмов по проведению первой примерке.

Задача примерки – добиться правильности объёма, баланса изделия, правильной посадки его деталей.

Физминутка

VI. Практическая работа:

Учащиеся проводят первую примерку группами из двух человек используя инструкционные карты «Проведение первой примерки». Разрешение на переколку даёт учитель.

VII. Текущий инструктаж:

Учитель проверяет правильность выполнения работ, соблюдение ТБ, оценивает работы.

VIII. Закрепление материала:

1). Этапы подготовки изделия к первой примерке.

2). Плечевые срезы смётывают со стороны спинки или полочки?

3). По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия?

4). Если изделие узко, что необходимо сделать?

5). Как устранить перемещение плечевых швов в сторону спинки?

Конкурс. “Кто внимательнее?”

Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)

На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).

IX. Подведение итогов урока:

1). Чему научились на уроке?

2). Анализ ошибок при выполнении работ и их причины.

3). Сообщение оценок за урок.

X. Домашнее задание:

XI. Рефлексия:

Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

XII. Уборка рабочих мест:

Подготовка к примерке. Примерка — ответственная и сложная операция, благодаря которой устраняют все неточности раскроя, "подгоняют" фасон к данной фигуре.

Работа сводится к трем основным моментам:

уточнение посадки изделия на фигуре;

уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

уточнение формы, размера и размещения отделочных деталей изделия.

Количество примерок может быть разным (обычно от одной до трех) и зависит от того, насколько точно было скроено изделие, от особенностей фигуры, а также от сложности выбранного фасона.

Не следует делать слишком много примерок, так как необработанные края деталей

деформируются, что испортит вид готового изделия. Особенно осторожно надо обращаться с легко растягивающимися тканями из искусственного шелка и штапеля. В изделиях из этих тканей полезно до примерки проложить по краям отдельных деталей стежки или приметать кромки, которые предохранят вырезы от растягивания.

Во время подготовки изделия к примерке используйте булавки, нитки, остро заточенный мел, остаток (омылок) туалетного мыла. Для хлопчатобумажных тканей применяют резец, для шерсти и шелка — мел, мыло или силки из ниток.

После раскроя, перед примеркой на изделии прокладывают нити, обозначающие центры переда и спинки, контрольные точки для соединения отдельных деталей, обозначают все линии фасона. Резцом или мелком линии прокладывают сразу на двух слоях ткани. Сначала нужно обвести выкройку, потом отколоть ее, сложить правую часть детали с левой, чтобы контуры их строго совпадали, и "отбить" мел на нижнюю деталь. Если линии обозначились плохо, обвести их еще раз. Есть и другой способ перенесения линий. Обметку делают мелом или мылом и линии на вторую деталь переводят при помощи булавок. По их отметкам вновь. проводят линии.

По проложенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем плечевые и боковые швы, воротник, а затем правый рукав. При необходимости заготавливают подплечики и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.). При сметке плечевых швов (если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы) ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки.

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали стежке. Если платье цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Плечевые швы складывают с концов к центру, рукава — сверху и снизу к центру шва, верхний воротник с нижним — от середины к концам, лиф с юбкой — от середины спинки и полочки к боковым швам, юбку — от линии бедер вверх и вниз, вытачки — от узкого конца к широкому.

Первая примерка. При примерке лучше надеть такое же белье, какое было надето при снятии мерки. Большое значение имеют также обувь, прическа и украшения: это позволит более полно представить внешний вид будущего изделия.

Сметанную вещь надевают осторожно, чтобы не распороть швов и не растянуть открытых срезов. После этого расправляют материю на фигуре, прикалывают посередине спинку и полочки к белью и затем приступают к примерке, то есть подгонке изделия к фигуре. Примерку начинают с правой стороны человека, примеряющего изделия.

Во время примерки булавки вкалывают поперек швов и линий, тогда они меньше деформируются, булавки не мешают снимать и надевать изделие. Булавки — подсобное средство, годное для любой ткани. Для пометки отдельных контрольных точек на срезах делают надсечки (небольшие надрезы тканей).

Если на спинке нет сложных линий, можно сделать переколку на ней, а затем уже на полочке. Основные изменения намеченных линий на спинке обычно касаются плечевых швов (запасы в швах, посадка со стороны спинки), боковых швов и вытачек по линии талии.

Устранив эти неточности, приступают к подгонке полочки на фигуру. Начать лучше с вытачек. Перекалывая их, не забывайте о соблюдении фасона. Закончив основные исправления, определяют линию талии, как и при снятии мерки (обвязывают талию узким шнурком, по которому затем прикалывают юбку).

Когда линии фасона лифа имеют связь с линиями на юбке, их совмещают по линии талии. Вытачки на юбке и лифе могут и не совпадать, так как расположение их зависит от особенностей фасона или фигуры. Обычно вытачки на юбке располагаются дальше от центра, чем вытачки на лифе, или совпадают с ними. Исправив линии на всех деталях юбки, устанавливают длину (измеряют расстояние от пола до низа юбки). Затем подкалывают воротник и рукав. Воротник подкалывают от середины спинки к середине переда, слегка натягивая его к горловине. Окат рукава предварительно собирают на нитку, один конец которой остается незакрепленным, чтобы, примерив, можно было легко изменить посадку в зависимости от фигуры. Вытачка, предусмотренная в окате рукава, должна служить продолжением линии плечевого шва.

Положение рукава в пройме считается правильным, если линия длины рукава (по центру оката) расположена вертикально (отвесно). Для этого рукав начинают накалывать сверху к плечевому шву или рядом с ним, а затем уже по лифу и боковым сторонам.

Наибольшая посадка в рукаве обычно приходите* на переднюю часть оката, несколько меньшая — на заднюю; под рукой посадки не делают.

На примерке окончательно располагают отделку на лифе и юбке и намечают места разреза для петель.

Подготовка ко второй примерке. Прежде чем снять вещь после примерки, откалывают булавки по центрам и проверяют, не осталось ли булавок, прикрепляющих платье к белью. Затем все новые линии помечают нитками на лифе и на юбке, откалывают лиф от юбки; на рукаве отмечают середину рукава напротив плечевого шва, линию вметывания рукава по пройме, места ограничения посадки., На воротнике намечают положение плечевого шва и середину переда, затем рукав и воротник откалывают.

Прокладку новых линий на лифе и юбке начинают с боковых и плечевых срезов, затем вытачек и линий фасона; по мере надобности швы раскалывают.

После уточнения линий и швов на деталях правой стороны все новые линии аккуратно прокладывают нитками. Они как бы служат заменой обмелки (чтобы не чертить мелом по лицевой стороне). При прокладывании ниток следят, чтобы детали не скреплялись, нитки должны идти по одному слою ткани, а деталь при этом остается плоской. По этим ниткам с изнаночной стороны вновь делают обмелку, нитки удаляют. Все новые меловые линии переносят на вторую сторону детали. Изделие вновь сметывают, стачивают рельефы, вытачки, отутюживают, сутюживают слабину на вытачках, а затем стачивают боковые и плечевые швы. Обрабатывают застежку.

Ко второй примерке оставляют только вметанными (не пришитыми) воротник и рукава, а также не подшивают низ юбки. Иногда остаются сметанными лиф с юбкой по линии талии и отделочные детали.

Вторая примерка. Цель второй примерки — проверка качества обработанных линий, правильности вметки воротника, рукавов и наметки отделочных деталей.

Все исправления линий на изделии выполняют в том же порядке, что и на первой примерке. Втачивают воротник, рукава, обрабатывают и приутюживают отделочные детали, изготавливают подплечики. Изделие отутюживают полностью и в последнюю очередь пришивают пуговицы и подплечики.

Чтобы уточнить правильность посадки на фигуре, подготовленное к примерке изделие надевают и тщательно расправляют. Затем подкладывают и прикрепляют плечевые накладки. Если изделие с застежкой, совмещают линии середины переда и линии талии (в полуприлегающих и приталенных изделиях) и скалывают булавками на уровне расположения петель.

Если изделие имеет правильную посадку, на фигуре не должно быть никаких перекосов, заломов. У переда и спинки должен быть правильный отвес, о чем свидетельствует вертикальное положение их середин.

При наличии недостатков необходимо в первую очередь установить причины их возникновения, затем устранять.

Примерку женских изделий выполняют по правой стороне. В первую очередь уточняют баланс изделия. Уточнение рекомендуется проводить путем переколки плечевых швов, выпуская или забирая их в высших точках горловины. Для этого необходимо распороть плечевой шов, выправить рукав, предварительно уточнив его форму, ширину вверху и внизу. При переколке плечевых швов следует обратить внимание на правильность облегания переда на плечевом участке в области горловины, проймы, груди и спинки.

Также необходимо уточнить величину раствора и длину нагрудной и плечевой вытачек. Затем следует обратить внимание на соотношение ширины горловины спинки и полочки (переда) и правильность расположения плечевого шва. Наколку плечевых швов следует производить накладным швом, подгибая обрезной край спинки. Булавки вкалывают поперек шва, что позволяет правильно сосредоточить посадку в необходимом месте

и обеспечивает точное определение направления шва.

В тонких тканях неправильный баланс изделия можно исправить, закалывая излишки ткани на спинке и полочке параллельно плечевому шву, если плечевые срезы не требуется смещать по горловине.

Баланс уточняют путем смещения спинки и полочки по боковому шву в том случае, когда припуски по плечевому срезу оказались малы для исправления недостатков и при неправильном определении припуска на свободное облегание к длине спины до линии талии при наличии большой кривизны спины или выпуклости лопаток. Если достаточно уточнить форму и объем изделия за счет бокового шва, его скалывают, подгибая обрезной край спинки и вкалывая булавки поперек шва.

Иногда даже в правильно сбалансированном изделии требуется уточнение участка вершины проймы из-за неточно снятого измерения — высоты плеча косая. В этих случаях плечевой шов также распарывают по всей длине, выпустив запасы или забрав излишки ткани, сохраняя правильное направление шва от проймы к горловине.

На фигурах, имеющих отклонение от условно пропорциональной, а также в случаях несимметричности сторон фигуры, следует производить уточнение обеих сторон изделия.

В прилегающих и полуприлегающих изделиях намечают линию талии в соответствии с пропорциями, диктуемыми формой изделия и особенностями телосложения фигуры.

После уточнения на фигуре основных конструктивных участков приступают к уточнению формы с выбранным силуэтом и с учетом индивидуальных особенностей фигуры.

Форму изделия уточняют, изменяя вытачки, рельефы, определяя их правильное направление и положение, а также величину и уровень растворов. Если изменяют только направление рельефов или других декоративных линий без изменения растворов, то новое положение целесообразнее отмечать мелом, не распарывая сметанных швов.

Для окончательного уточнения общей формы изделия рекомендуется вновь приколоть рукав, предварительно намелив линию втачивания рукава, при этом необходимо обратить особое внимание на правильность отвеса рукава и форму оката.

Окончательно уточняют длину изделия и рукава, определив при этом правильность пропорций изделия.

Последним этапом проведения примерки является определение месторасположения, размеров и формы деталей (воротника, карманов, клапанов, манжет и др.).

Если плечевые швы перекалывались, то, прежде чем найти форму воротника, уточняют вырез горловины. Воротник прикалывают по линии выреза горловины, уточняют его форму, высоту стойки, степень отставания или прилегания к шее.

Размеры, форму и расположение отдельных деталей уточняют в соответствии с фасоном, особенностями и пропорциями фигуры, подчиняя все детали общей форме и характеру изделия, одновременно намечают места петель.

При примерке костюмов" вначале уточняют линии и качество посадки юбки, затем верхней части комплекта. После примерки изделие снимают с фигуры, уточняют меловые знаки, сделанные во время примерки. По уточненным линиям правой стороны изделия вдоль булавок проводят четкие меловые линии или прокладывают нитки сметочными стежками. Меловые линии (или нитки) прокладывают по всем измененным линиям, а также по линиям оката рукава и пройм, горловины, талии, низа изделия и рукава. Затем удаляют ненужные стежки, булавки, детали приутюживают, скалывают симметричные детали правой стороной вверх и окончательно намеляют все детали, а затем переносят копировальными стежками на симметричную деталь.

Подготовка изделия ко второй примерке. Ко второй примерке в изделии должны быть обработаны все вытачки, рельефные линии, складки, сборки, защипы лифа.

карманы, борта, воротник, рукава, стачаны боковые и плечевые срезы, вметаны рукава. Вторую примерку проводят в той же последовательности, что и первую. Изделие надевают на фигуру, проверяют правильность посадки, ширину и длину изделия, правильность выполнения линий, соединения воротника с горловиной, рукава с проймой.В случае необходимости вносят соответствующие исправления в изделие.

К первой примерке сметывают сметочными стежками вытачки, боковые и плечевые срезы деталей кроя. При сметывании детали складывают лицевыми сторонами внутрь, совмещая копировальные стежки, контрольные точки. Детали сложной конфигурации сметывают со стороны детали, имеющей вогнутую линию. Плечевые срезы сметываются со стороны спинки.

Практическая работа

Инструкционная карта:

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, детали кроя.

Последовательность выполнения работы

1. Сметать плечевые и нагрудные вытачки, начиная от острого конца, совмещая копировальные стежки.

2. Сметать плечевые срезы, совмещая копировальные стежки на деталях спинки и полочки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть.

3. Сметать боковые срезы, совмещая копировальные стежки на спинке и полочке, контрольные точки по линии талии, бедер (сметывают со стороны спинки).

4. В изделии без застежки подогнуть низ изделия по копировальным стежкам в сторону изнанки и заметать его.

Самоконтроль

Проверьте:

  1. точность и аккуратность сметывания вытачек;
  2. длину плечевых, нагрудных вытачек;
  3. точность сметывания плечевых и боковых швов;
  4. совмещение высших точек горловины спинки и полочки;
  5. аккуратность заметывания низа изделия.

Вопросы и задание

  1. Как сметывают вытачки?
  2. С какой стороны сметывают плечевые швы?
  3. Расскажите о последовательности подготовки изделия к первой примерке.

Первая примерка изделия

Изделие примеряют по правой стороне фигуры. Места, где нужно внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперек шва. После проведения первой примерки все исправления переносят на левую сторону изделия.

Дефекты спинки и переда изделия и способы их устранения

Дефект Причина возникновения дефекта Способы устранения
Изделие широко по линии груди. Увеличена мерка ПОгII Забрать ткань в боковой шов под проймой, сводя книзу на нет
Изделие узко по линии груди Уменьшена мерка ПОгII Выпустить ткань в боковом шве под проймой, сводя книзу на нет
Изделие по пройме спинки (полочки) не прилегает к фигуре Недостаточный раствор плечевой (нагрудной) вытачки, не-достаточный наклон плеча Увеличить раствор плечевой (нагрудной) вытачки, увеличить наклон плечевого среза (смотрите рисунок – )
Изделие не прилегает к фигуре по вырезу горловины Неправильно рассчитана высота горловины
Поперечные заломы полочки у горловины на уровне плеч Увеличена высота горловины Уменьшить высоту горловины, забирая излишки ткани в плечевой шов (смотрите рисунок – )
Наклонные заломы на спинке под проймой Недостаточный наклон плечевых срезов Увеличить наклон плечевых срезов и в случае необходимости углубить пройму (смотрите рисунок – )

Во время примерки нужно линии середины спинки и переда изделия совместить с серединой фигуры; обратить внимание на плечевой и боковой швы; плечевой шов должен проходить посередине плеча, боковой — вертикально по прямой линии, без перекоса. Если необходимо, то шов распарывают и располагают в нужном направлении. Булавки вкалывают перпендикулярно срезу.


а — изделие по пройме не прилегает к фигуре,
б — изделие не прилегает к фигуре по вырезу горловины.

а — поперечные заломы переда у горловины на уровне плеч,
6 — исправление дефекта — наклонные заломы на спинке под проймой.


а — изделие подготовлено к первой примерке,
6 — уточнение длины изделия,
в — изменение бокового шва.

Практическая работа

Инструкционная карта:

Выполнение первой примерки

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, сметанное изделие, линейка.

Ход работы

  1. Надеть халат, сколоть булавками по линии застежки, совмещая средние линии.
  2. Проверить посадку изделия на фигуре — прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди. Уточнить положение плечевого и бокового швов.
  3. Проверить направление вытачек, их длину и глубину.
  4. Уточнить ширину и глубину горловины в соответствии с эскизом модели . В случае необходимости отметить (мылом) новые контуры горловины.
  5. Проверить прилегание изделия по пройме.
  6. Уточнить длину изделия (от пола с помощью линейки сзади, по боку, спереди).

Вопросы

  1. По какой стороне выполняют примерку изделия?
  2. В какой последовательности выполняют первую примерку?
  3. Как закалывают булавки, если изменилось направление шва?

Практическая работа

Исправление дефектов после первой примерки

Смотрите таблицу выше.

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, изделие.

Ход работы

1. По всем уточненным срезам проложить сметочные стежки.

2. Удалить нитки сметывания из швов, которые подверглись изменениям.

3. Сложить изделия изнанкой внутрь, перегнув по средним линиям спины и переда, совместить вытачки, сколоть изделие булавками.

4. Проложить копировальные стежки по новым, измененным линиям.

5. Разрезать копировальные стежки.

6. Сметать срезы по новым линиям.

Примечание:

Если в результате примерки внесены изменения в направление вытачек, изменилась их глубина, переместилось место расположения кармана, то в этих местах необходимо выполнить операции, описанные выше.

7. Уравнять припуск на шов, излишки ткани срезать.

Самоконтроль

Проверьте:

  1. длину и глубину вытачек;
  2. ширину припусков ткани по плечевому и боковому срезам;
  3. ровность и аккуратность линий сметывания.

«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова

Практические работы Инструкционная карта Выполнение второй примерки Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, изделие. Ход работы: Надеть изделие, сколоть булавками по линии застежки, совмещая средние линии. Проверить правильность обработки боковых и плечевых срезов, их направление. Проверить длину, направление вытачек, точность их обработки. Проверить прилегание изделия по пройме, горловине. Проверить симметричность расположения накладных карманов. Проверить длину изделия….


Карманы бывают различных видов: накладные, прорезные, в швах, внутренние. Чаще всего применяются карманы накладные и прорезные. По виду накладные карманы бывают простые и сложные, могут состоять из одной, двух или нескольких деталей. На рисунке ниже показаны наиболее распространенные виды накладных карманов: а — простой, б — с обтачкой, имитирующей клапан, в — со встречной складкой,…


Подкройные обтачки применяются для обработки пройм, горловины и других срезов, имеющих форму овальных линий, углов и т.д. (вырезы мысом, каре). Выкраиваются они после примерки изделия, когда форма и размер выреза на детали уже уточнены. Направление долевой нити в обтачке и детали должны совпадать. Практические работы: Инструкционная карта Изготовление подкройной обтачки горловины Инструменты и принадлежности: рабочая…


Инструкционная картаИнструменты и принадлежности: рабочая коробка, крой изделия. Последовательность выполнения работы Обработка борта цельнокроеными подбортами 1. Обметать срезы подбортов на швейной машине швом зигзаг или швом вподгибку с открытым срезом. 2. Подборта отогнуть на лицевую сторону по линии сгиба борта, сметать нижние срезы подбортов, обтачать. Выправить уголки, вывернуть на лицевую сторону, выметать борта по линии…


Инструкционная карта Обработка вытачек Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, крой изделия. Последовательность выполнения работы 1. Стачать плечевые вытачки, начиная от плечевого среза к концу. Приутюжить плечевые вытачки с обеих сторон. 2. Заутюжить плечевые вытачки к центру спины, сутюживая слабину в конце вытачек через слегка увлажненный проутюжильник. Примечание: Аналогично обрабатывают нагрудные. вытачки. Их заутюживают в…

Урок на тему: «Подготовка юбки к примерке.

Проведение примерки. Исправление дефектов». 6 класс

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с последовательностью проведения примерки; научить учащихся сметывать юбку к примерке; научить распознавать возникшие дефекты, причины возникновения и способы их устранения.

Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.

Развивающая – развить логическое мышление, самостоятельность учащихся, пространственные представления.

Тип урока – комбинированный с применением проектора.

Методы проведения занятий:

Объяснительно – иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебными пособиями.

Репродуктивные методы: упражнение, практическая работа, инструктажи

Межпредметная связь : математика, черчение.

Оборудование: детали кроя юбки, нитки, набор ручных инструментов, плакаты, проектор, наглядные пособия.

Литература для учителя:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек), под редакцией В.Д. Симоненко;

Тесты по технологии 5 - 7 класс, С.Э. Маркуцкая

Тестовые задания по технологии М.И. Девятова

Программа по технологии

Литература для учащихся:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек)

Рабочая тетрадь по технологии 6 класс О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова

Ход урока:

Организационный момент. (3 мин.)

А) Сообщение темы и цели урока

Б) Проверка отсутствующих

В) Проверка готовности учащихся к уроку

Повторение пройденного материала (5 мин.)

Повторение пройденного материала проходит в виде разгадывания кроссворда и решения теста. Приложение 1

Изучение нового материала. I часть (5 мин.)

Темы для изучения и практической работы: I часть – подготовка юбки к примерке, II часть – проведение примерки, исправление дефектов.

Основные теоретические сведения.

Учитель рассказывает и показывает учащимся слайд «Схема сборки поясного изделия» Приложение 2

К примерке детали должны быть лишь сметаны, а стачивание их производят после того, как сметанное изделие будет соответствовать фигуре.

Отметим линию бедер, середину переднего и заднего полотнищ прокладочными стежками. Проложим силки по основным контурам и фасонным линиям. Если посередине переднего или заднего полотнищ проходит шлица или складка, заметаем ее от линии талии до линии низа.

Если у учащихся есть юбки со складками, то необходимо рассказать и показать, как сметывают складки (сметываются для примерки по всей длине).

Вытачки сметывают небольшими, прямыми стежками от узкого конца к широкому, обращая внимание на совмещение копировальных строчек.

Для сметывания боковых срезов оба полотнища юбки складывают лицевыми сторонами внутрь, срезами к работающему, уравнивают копировальные строчки и сметывают на столе по заднему полотнищу, совмещая контрольные знаки на линии бедер и рисунок ткани. Левый боковой шов оставляют не сметанным до верха на участке 14 – 18 см. для застежки.

При сметывании боковых швов делают закрепки через каждые 10 – 15 см., чтобы в процессе примерки при распарывании участка шва для внесения уточнений остальной шов не распарывался.

Нижний срез юбки заметывают двумя строчками: первый – на расстоянии 3 – 5 мм от сгиба, второй – на расстоянии 7 – 10 мм от среза. Не широкий подгиб низа можно заметать одной строчкой посередине. При заметывании низ юбки располагают на столе сгибом к работающему. Заметывают прямыми стежками длиной 10 – 15 мм.

По верхнему срезу юбки, с изнаночной стороны, прямыми стежками длиной 0,7 – 1 см приметывают узкую полоску плотной тесьмы.

Практическая работа (25 мин)

Подготовка юбки к примерке.

Изученный материал закрепляется практической работой

IV. I. Вводный инструктаж

Учитель на примере показывает последовательность подготовки юбки к примерки, напоминая о соблюдении правил техники безопасности.

IV. II. :

Учащиеся используя инструкционные карты выполняют практическую работу: готовят юбку к примерке, соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности.

А) сметывание вытачек;

Б) сметывание складок;

В) сметывание боковых срезов.

IV. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует поэтапную работу учащихся, соблюдение технологии изготовления, техники безопасности, правильность положения рук, приемов выполнения работы, помогая отстающим ученикам.

Физкультминутка (2 мин)

Изучение нового материала. II часть (7 мин)

Учитель рассказывает и показывает, как проводится примерка юбки, обращает внимание на возможные дефекты и способы их устранения.

Проведение примерки юбки – достаточно сложная работа. Она требует большого внимания, творческого подхода и умения применять знания о конструкции юбки в процессе примерки для выявления недостатков, установления соответствия изделия фигуре и для нахождения способов устранения выявленных дефектов. Во время примерки необходимо стоять прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками.

Примерку выполняют по правой стороне фигуры, начиная с проверки и уточнения баланса изделия. Баланс – это правильное расположение боковых швов в изделии. Затем проверяют прилегание юбки по талии и бедрам и ее длину.

При уточнении юбки по линии талии проверяют, на месте ли вытачки, достаточна ли их длина и глубина, за счет которых можно получить более плотное или свободное прилегание юкки к фигуре. При уточнении изделия по линии бедер проверяют положение боковых швов и складки, степень прилегания. В случае необходимости распарывают вытачки, правый боковой шов, изменяют глубину вытачек, укорачивают или удлиняют вытачки, уточняют длину стачивания складки, положение и ширину бокового шва. При перекалывании булавки вкалывают острием вниз, в концах вытачек горизонтально.

Затем уточняют длину юбки спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой расстояние от пола до линии подгиба низа или с помощью специального приспособления.

Практическая работа (20 мин)

Проведение примерки. Исправление недочетов.

VI. I. Вводный инструктаж

В ходе объяснения и показа приемов проведения примерки необходимо проанализировать причины возможных дефектов, отметив при этом, что они могут возникнуть от невнимательности во время снятия мерок, из – за неточностей в расчетах конструкции, при небрежной подготовке юбки к примерке.

VI. II. Самостоятельная работа учащихся :

Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике, выполняют практическую работу, предварительно разбившись на пары. Учитель проверяет. Такая форма выполнения работы дает возможность каждой учащейся поупражняться в проведении примерки и устранить выявленные дефекты.

После примерки учитель объясняет и показывает на одной из работ учащихся порядок уточнения параметров изделия после примерки.

Учащиеся уточняют параметры своих изделий.

VI. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, контролирует поэтапную работу учащихся, правильность приемов выполнения работы, консультирует отстающих учеников.

VI. IV . Заключительный инструктаж

Анализ дефектов проводится в форме беседы, с использованием слайда «Дефекты юбки».

Закрепление нового материала (5 мин)

Вопросы к классу:

Для чего проводится приметка юбки?

(Чтобы добиться правильной посадки юбки на фигуре человека).

По какой стороне выполняют примерку юбки?

(По правой стороне).

Как уточняют длину изделия?

(Спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой от пола до линии подгиба низа).

Что нужно сделать, если юбка узка?

(Выпустить запас в боковом шве).

Причины возникновения дефектов в юбке?

(невнимательность во время снятия и записи мерок,

из-за неточности в расчетах конструкции,

при небрежной подготовке юбки к примерке.)

Как проверяют юбку по линии бедер?

(Уточняют положение боковых швов, степень прилегания.)

Подведение итогов урока (5 мин)

А) Показ лучших работ учащихся, разбор типичных недостатков встретившихся в ходе проведения примерки юбки;

Б) Оценивание работ.

IX. Домашнее задание (3 мин)

Ответить на контрольные вопросы:

Возможные дефекты полученные при пошиве юбки?

Причины возникновения дефектов?

Способы устранения дефектов?

Приложение 1.

Карточка №1

Кроссворд «Изготовление швейного изделия»

Создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки.

Чертеж швейного изделия в натуральную величину.

Процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

Инструмент для шитья.

Второе название копировальных стежков.

Соединение двух деталей, примерно равных по величине по намеченным линиям стежками временного назначения.

Соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам машинной строчкой.

Порок, брак ткани.

Ответы:

1. Моделирование. 2. Выкройка. 3. Раскрой. 4. Игла. 5. Силки.

6. Сметывание. 7. Стачивание. 8. Дефект.

Карточка №2

Решить тест

Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани

разложить мелкие детали;

разложить крупные детали;

сколоть ткань булавками;

приколоть мелкие детали;

приколоть крупные детали;

определить лицевую сторону ткани;

нанести контрольные линии и точки;

разметить припуски на обработку;

обвести детали по контуру.

Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи

сметочных стежков

резца;

копировальных стежков;

портновского мела;

косых стежков

Установите соответствие

Составьте правильную последовательность изготовления юбки

подготовка юбки к примерке;

обработка юбки после примерки;

раскрой;

проведение примерки;

подготовка деталей кроя к обработке;

обработка застежки;

исправление недочетов;

обработка верхнего среза поясом;

обработка нижнего среза;

обработка пояса;

окончательная обработка изделия.

Найдите правильный ответ. Вытачки

А) сметывают;

Б) заметывают;

Выметывают.

Что означает «Подготовить детали кроя к обработке»?

А) проложить копировальные стежки по контурам деталей, вытачкам, местам расположения карманов, контрольным точкам по линии бедер и талии, проложить прокладочные стежки по середине спинки и переда;

Б) сметать изделие по боковым и плечевым срезам;

В) сметать плечевые, нагрудные и талевые вытачки.

Приложение 2.

Схема сборки поясного изделия.

Начальная сборка основных деталей

Прокладывание копировальных стежков и контрольных линий

Придание деталям нужной формы с помощью ВТО

Временная сборка изделия

Подготовка верхнего и нижнего срезов к примерке

Сметывание вытачек,

кокеток, складок

Примерка изделия

Устранение недочетов

Обработка поясного изделия после примерки

Влажно – тепловая обработка (11)

Соединение карманов с основным изделием (5)

Обработка застежки (8)

Обработка нижнего среза (10)

Обработка пояса (7)

Обработка верхнего среза (9)

Обработка вытачек (1)

Соединение основных деталей изделия (6)

Сметывание основных деталей

Обработка складок (2)

Обработка кокеток (3)

Обработка карманов (4)