Полная не самостоятельность ребенка. Советы родителям детей всех возрастов. Развитие самостоятельности в трудовой деятельности

Самостоятельность ребенка для многих родителей - очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к автономности?

Давайте сначала уточним, что мы будем понимать в этой статье под самостоятельностью. Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

  • «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;
  • «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;
  • «свободный от посторонних влияний, помощи, добытый личными усилиями».

Обращаю на это ваше внимание, так как часто приходящие на консультацию с жалобой на несамостоятельность родители, смотрят на проблему в несколько ином ракурсе. В ходе уточнения запроса выясняется, что идеальная картина для многих: ребенок самостоятельно делает то, что ему скажут взрослые. Но это все-таки больше про умение следовать указаниям и инструкциям, то есть - про послушность. Об этом как-нибудь в другой раз. А сейчас, все-таки, про автономность и отдельность.

Как формируется самостоятельность у детей

Вопросом пассивности, безынициативности своих детей чаще озабочены родители подростков, реже - младших школьников. Если ребенку меньше семи лет, то окружающие его взрослые редко придают значение такой проблеме как отсутствие самостоятельности или, как минимум, не считают ее достаточно серьезной. Из одной консультации: «мы все ждали, когда же он (ребенок) дозреет, надеялись, что перерастет, до школы все делали за него сами. Добиться от него инициативы просто невозможно. Первый класс еще смогли преодолеть, но когда начали задавать домашние задания - это просто стало кошмаром для всей семьи, он ничего не делает без моего напоминания».

К сожалению, начало школьного возраста не является тем волшебным временем, когда ребенок вдруг становится самостоятельным и начинает брать на себя ответственность. Так, когда же вообще закладывается это качество?

Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуждается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окружающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного. Хватило младенцу любви, внимания, поддержки - он будет воспринимать жизнь с активностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доброжелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали (обнимали, разговаривали, носили, часто «не слышали» их потребности), окружающая среда может казаться враждебной. И основная цель у такого ребенка не активное познание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.

Как только малыш начал ходить, он начинает осознавать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг. Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игрушку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и появляются первые запреты: не лезь, отойди, не тронь, отдай. Постоянный и неусыпный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоятельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование познавательных интересов в будущем.

В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил - это одно, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие - совсем другое.

Если ваш ребенок сейчас в таком возрасте, постарайтесь пространство вокруг него сделать максимально безопасным и одновременно увлекательным для исследования. Это самое лучшее, что можно сделать в этом возрасте.

Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет. Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия могут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие. Начинается пора активного сопротивления, когда кроха испытывает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.

На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и однозначные требования - с одной стороны. На практике это выглядит как свод правил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. Способность понимать, что серое при разных условиях может быть и черным, и белым - за гранью возможного для трехлетнего карапуза. С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последовательности собирать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т.д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи. Этот принцип актуален на протяжении всего детства.

Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полученный результат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность, - основные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.

Приучение ребенка к порядку

Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.

Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику - раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет . После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после - обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

Немного о самостоятельности подростков

Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности - подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами. Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка. Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока.

Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:

  • предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
  • понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
  • умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
  • руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).

Таким образом, пубертатный период - это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.

Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:

  • ваш ребенок - уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
  • все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу , так как несамостоятельность - лишь составляющая существующих проблем;
  • ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
  • ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).
Тогда читайте продолжение в статье:

Многие родители сегодня сталкиваются с проблемой, когда ребёнок уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель. Как же приучить ребёнка к самостоятельности?

Причины несамостоятельности

Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него? Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к жизни, в которой он будет сам отвечать за свои поступки, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность, как черта характера, очень важна для будущего формирования личности. Для того, чтобы разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:

  • Воспитание — первая причина. Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Рассмотрим основные НЕ правильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
  • — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек уже будучи в возрасте 30-40 лет всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом.

  • Авторитарное воспитание , при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно “вылезает боком” в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
  • Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле “кто в лес кто по дрова” и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
  • Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам плевать на успеваемость ребёнка в школе, а завтра ваш вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей безусловно есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..

  • Попустительство со стороны родителей и вседозволенность для ребёнка , также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком “воспитании” ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами “дай-подай”.
  • Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Основные необходимые моменты в воспитании самостоятельности у детей:
  1. требовательность к ребёнку
  2. принятие ребёнка и развитие его индивидуальных качеств
  3. воспитание личности ребёнка и воспитание осознания своей ответственности за реализацию идей

Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем методы воспитания помогают по разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность. Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность. В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.

При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в . Ведь будет способен позаботиться и о себе и младшем родственнике 🙂

Самостоятельность ребёнка — естесственное заложеное с детства качество каждой личности

  • Как воспитать самостоятельность у ребёнка? Самостоятельность изначально заложена в каждом ребёнке. Развитие самостоятельности у детей должно начинаться с рождения. Малыш с первых дней жизни самостоятельно учиться всему вокруг. Задача родителей укрепить веру в себя у ребёнка и развить в нём самостоятельность. Не мешайте ребёнку быть самостоятельным и не мешайте получать результат от самостоятельной деятельности. Даже если ребёнок ошибается, дайте довести до конца. Поддерживайте, давайте советы, но не мешайте.Обязательно хвалите ребёнка, какой молодец и как хорошо поступил. Дайте ребёнку какую-то взрослую задачу: пусть поможет Вам с уборкой или мытьём посуды. Конечно, самостоятельность ребёнка и её границы всё равно должны задавать родители, но всё же наберитесь терпения и не ругайтесь, если ребёнок делает что-то не так. Постепенно шаг за шагом вы вырастите достойного помощника. Вы обязательно будете гордиться своим ребёнком, в хорошем смысле слова! 🙂
  • Также, чтобы научить ребёнка самостоятельности, важно знать , чтобы он был способен адекватно выразить свои мысли.
  • В начальных классах, хорошо бы начать давать — это залог правильного финансового воспитания и самостоятельности.
  • Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком жёстко, будьте мягче , иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду вообще. Если итог вышел не очень, но не концентрируйте внимание на результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался когда помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании самостоятельности у ребёнка.
  • Кстати ещё один очень хороший способ приучить ребёнка к самостоятельности и ответственности — это подарить ему домашнего питомца, чтобы малыш за ним ухаживал и заботился. Однако нужно разобраться , ведь у каждого свой темперамент.
  • Также если Вы к примеру не знаете , спросите его об этом и дайте решить самому — это так же лишний раз даст почувствовать себя самостоятельным. Если конечно ваше мировоззрение не конфликтует вообще с такой идеей 🙂

Напоследок хотелось бы сказать, что чаще всего, как это не печально, родители видят проблему, когда она уже плотно укоренилась в сознании ребёнка. Так что обязательно будьте бдительны и не забрасывайте воспитание, будьте последовательны каждый день и ваш малыш обязательно будет самостоятельным и способным принимать решения и отвечать за них. А ещё, если у Вас самостоятельные дети, то вряд ли зададитесь вопросом: « ?», так как самостоятельные дети в состоянии решить свои проблемы сами. Надеемся наша статья помогла Вам понять как привить и развить самостоятельность у ребёнка. Не делайте за ребёнка его работу, дайте почувствовать ему вкус созидания чего-либо.

На чтение 11 мин.

Прежде чем изучить , нужно дать определение понятию «самостоятельность».

Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Поведение человека тесно связано с работой его мыслей, с чувствами и с его волей.

Связь эта имеет две стороны:

  • для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы;
  • развитие самостоятельности постепенно делает более крепкими и развивает способности к принятию собственных высокомотивированных решений и к их выполнению невзирая на трудности.

Понятие самостоятельности в литературе

Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность. Этому уделялось внимание еще в конце 19 века.

В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста.

Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность ребенка в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности.

Согласно С.Л. Рубинштейну самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке.

В.Д. Иванов отмечал в своих работах, что самостоятельности присуща абсолютность, ведь быть свободным и самостоятельным, живя среди людей, просто невозможно. Т.е. так или иначе человек всегда ведом кем-то или чем-то, а это значит, что самостоятельно находиться в социуме просто невозможно.

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности. Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать.

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Самостоятельность как психическое состояние

Также есть точка зрения, что самостоятельность – это особое психическое состояние, при котором человек:

  • ставит перед собой цель;
  • держит в голове конечную цель своих действий и организует себя так, чтобы достичь этой цели;
  • способен действовать даже в сложных обстоятельствах без помощи других людей. Сверяет полученный результат с тем, что планировал достичь ранее.

Проанализировав все возможные определения для понятия «самостоятельность», мы сделали вывод, что под самостоятельностью нужно понимать такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за осуществление деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит перед собой конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Еще интересное определение самостоятельности у А.А.Люблинской, которая утверждает, что самостоятельность ребенка не возникает сама по себе, и не рождается маленький человек самостоятельным. Это качество необходимо развивать. Развитие самостоятельности можно и нужно начинать уже в дошкольный период детства.

Признаки самостоятельности у детей

Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью:

  1. Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность ребенка в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
  2. Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
  3. Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.

Этапы развития самостоятельности у ребенка

Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.

Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами.

Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее.

Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.

Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте

Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.

Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.

Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.

Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. Ж.Пиаже пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.

Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.

Игра как средство формирования детской самостоятельности

Игра – это главный вид деятельности ребенка в дошкольный период. Однако и в дальнейшем ее значимость не снижается.

Согласно Л.С. Выготскому в дошкольном возрасте существует два главных русла, по которым течет жизнь ребенка: это игры и труд. Он писал о том, что игра – это богатейший источник для формирования личности ребенка. Благодаря игре у ребенка рождаются положительные эмоции, что способствует более активному и благоприятному протеканию всех психических процессов.

Применение игровых методик оказывает огромное влияние на формирование самостоятельности и . Также она развивает качества его личности. Также игра является привлекательной для детей тем, что в ней возникает множество разнообразных ситуаций, которые заставляют его действовать творчески и самостоятельно, а также проявлять находчивость и сообразительность.

Развитие самостоятельности в трудовой деятельности

Трудовая деятельность содержит множество возможностей для развития у ребенка осознанности и целенаправленности в своих действиях. Труд учит быть настойчивым в достижении поставленной цели.

Уже в самом раннем возрасте дети испытывают потребность в том, чтобы взаимодействовать с предметами из мира взрослых: они хотят мыть посуду, сами хотят пылесосить, накрывать на стол и др. Это желание проявляется во многих простых бытовых задачах. Бытовой труд – это очень хорошее средство воспитания самостоятельности у детей.

Старшие дошкольники начинают менять свое отношение к имеющимся у них обязанностям. Они начинают ответственно относится к своей работе. Ребенок учиться теперь делать что-либо не для себя, а для других. Он начинает проявлять инициативу, у него становится другое отношение к самому себе. Его самооценка становится более объективной.

Выполняя простейшие трудовые задачи, дошкольники начинают взаимодействовать друг с другом: они вместе распределяют свои обязанности, учатся договариваться, действовать так, чтобы у товарища была возможность продолжить это действие.

Дошкольники старшего возраста способны помогать друг друга, осуществлять контроль друг над другом и поправлять друг друга. Они любят проявлять инициативу и быть самостоятельными. Они не обижаются на оценку их труда, не склонны расхваливать самих себя, очень скромны при оценивании своей работы.

Очень важно приучать ребенка к элементарным бытовым работам, так как это позволяет привить самостоятельность ребенка, установить со взрослым особые отношения. Дети и взрослые оказывают друг другу настоящую взаимопомощь, координируют свои действия, распределяют роли. Если это отношения возникнуть до школы, то в дальнейшем они будут только развиваться.

Самостоятельность в продуктивной деятельности

Во время продуктивной деятельности ребенок формирует свою независимость от взрослых, он учится самостоятельно находить адекватные методы самовыражения.

Во время общения в дошкольный период начинает появляться развернутая форма общения с ровесниками. Основу общения составляет уважение друг к другу, которое может появиться только к равному человеку. В пять-семь лет ребенок начинает воспринимать своих товарищей, как индивидуальные личности. У него есть острая потребность в том, чтобы подражать своим ровесникам, либо соперничать с ними.

Старшие дошкольники имеют и другие особенности проявления своей индивидуальности. В шестилетнем возрасте ребенок начинает более тонко и разнообразно проявлять инициативу и самостоятельность ребенка.

Это проявляется в том, какой замысел строит ребенок, насколько широко разворачиваются сюжеты групповых игр.

Ребенок начинает стараться самостоятельно выполнять сложные и ответственные задачи. Дети гораздо лучше справляются с тем, чтобы давать оценку чужой работе и чужому поведению.

Самостоятельность ребенка старшего дошкольника

Самостоятельность старших дошкольников проявляется еще и в том, что они учатся организовывать свою деятельность.

Они проявляют инициативу уже не в том, чтобы действовать вопреки требованиям родителей. Старшие дошкольники используют собственную инициативу на то, чтобы лучше и качественнее выполнять то, что им поручено, выполнять работу так, чтобы она соответствовала требованиям взрослого.

Ребенок начинает проявлять умственную критичность, склонен высказывать свою собственную позицию, которая независима от точки зрения других людей.

Согласно работам Г.А. Урунтаевой, сначала ребенок проявляет самостоятельность в том, что подражает другим. В этом его собственная инициатива, его желания и стремления. Это обусловлено тем, что в мозгу у ребенка протекают естественные процессы. Он учится подражать, у него появляются чувства симпатии к другим людям, он учится им сопереживать, желает их эмоционально поддержать, заинтересован в других людях.

Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным.

Как определить уровень детской самостоятельности?

Также у старших дошкольников достаточный уровень самостоятельности проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Самостоятельность ребенка – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит количество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность ребенка в самых разных жизненных условиях.

Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в одной из следующих статей.

Детская самостоятельность – это необходимость.

Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математики, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.

В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:

Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не - о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая.

Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.

Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.

Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».

И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности - это не воспитывать несамостоятельность . Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

"Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить" - ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: "- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? - Конечно, могу. - А сестру Настю накормить? - Я и так ее кормлю. - А палатку поставить? - И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. - Данила, почему же ты все можешь? - Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: "Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать". А что такого делает с ребенком муж? "Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает".

Важный момент самостоятельности - привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?

Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».

"Учить плавать, бросая ребенка в воду" - тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос - разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких - ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
  • Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных , успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. "Какой тебе годик? - Седьмой миновал..." (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции - лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. - Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→

Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине

Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: "Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал..." См.

Часто родители сталкиваются с тем, что их чаду уже 8 лет, но он до сих пор без помощи мамы не может собрать портфель в школы, почистить туфли и заправить постель.

Когда ребенок просит помощи у родителей или у кого-либо из взрослых, чтобы решить простые вопросы: как убрать за собой игрушки, тарелку, как почистить обувь от грязи и т.д., это означает, что он растет несамостоятельным человеком. С другой стороны, вины ребенка в этом нет. Ведь, зачем самому что-то делать, если под рукой есть любимая бабушка, которая готова, в прямом смысле этого слова, носить внука на руках и мама с папой, которые не чают души в своем ребенке.

Часто такое отношение к своему чаду приводит к большим проблемам в будущем: ребенок абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. И будучи взрослой женщиной или мужчиной будет прибегать к элементарной помощи родителей.

Какие причины того, что дети растут несамостоятельными? Корни лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения. Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины. Несамостоятельный ребенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым. Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную. Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей - закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей. Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких. Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми. У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

- Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка. Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью. Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.

Самостоятельность, как код прошита в стремлениях каждого ребенка. Чтобы развить ее и укрепить внутреннюю позицию ребенка в этом вопросе, необходимо ее поощрять, поддерживать и конечно развивать. Все дети проявляют самостоятельность, поэтому искусственно ничего создавать не надо. Главное не мешать, и способствовать даже тогда когда результаты самостоятельности ребенка были неудачны. Поддерживать, верить и говорить ему об этом. Например: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, какая ты самостоятельная». Приобщайте детей накрывать стол перед едой, ходить на дачу, заботиться о животных. И позитивно оценивайте, но не преувеличивая – хвалить надо за реально достигнутые результаты. Если мальчик хочет помочь папе в гараже, надо брать его с собой, но при этом не кричать и говорить что он его напрягает, а наоборот дать ему такое задание, которое ребенку будет по силам и он с ним легко справится. Потом оценить его старания и поблагодарить. Через некоторое время он будет хорошим помощником. И заслуга в этом именно родителей.

Самостоятельное проявление ребенком активности всегда ориентировано на похвалу, на желание угодить родителям. Поэтому больше всего на свете самостоятельность ребенка боится критики. Избегайте ее. Акцентируйте свое внимание не на результатах, а на том, что ребенок активно участвовал, хотя иногда это участие усложняет жизнь родителей. Терпение и любовь помогут Вам воспитать своего ребенка самостоятельным.

Обычно, родители сталкиваются с несамостоятельностью ребенка, когда он начинает ходить в школу. И в этом возрасте родители начинают заниматься (или не заниматься) воспитанием. Важно отметить, что это нужно делать намного раньше, тогда можно достичь больших успехов в этом нелегком деле.

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек. Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.