План проведения утренника в детском саду. Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду. Особенности организации мероприятий

Эмоции, полученные за период обучения в школе, остаются в памяти человека на всю оставшуюся жизнь. Особенный вклад в картину приятных воспоминаний вносят школьные торжества и мероприятия, открывающие возможности для всестороннего развития личностных качеств.

Определение 1

Праздник – форма организации коллективной деятельности, имеющая колоссальное значение в процессе воспитания, посредством знакомства обучающихся с жизнью страны, эмоционального обогащения, создания эффекта удовлетворенности от коллективной работы, культурного отдыха.

Организация и проведение фестивалей различных направлений активизирует учеников, оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.

Принимая участие в подготовке того или иного мероприятия дети неизбежно познают новые стороны жизненных ситуаций, расширяют кругозор, пополняют багаж духовных и культурных знаний. Чувство торжественности, насыщенности, красочности театральных представлений и музыкального оформления мероприятий формируют морально-эстетическое восприятие эмоций. Дети учатся испытывать гордость, восторг, удовлетворенность и восхищение.

Долг преподавателя в этом процессе – погрузить своих воспитанников в мир духовных ценностей, научить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с прекрасным. При этом, чем обширнее область применяемых воспитательных средств, тем более полноценное развитие получают воспитанники. Насыщенность и содержательность общения педагога с детьми увеличивается, атмосфера в коллективе становится благоприятнее.

Компонентами любого праздника, как правило, являются различные виды искусства, а именно:

  • Литература.
  • Музыка.
  • Живопись.
  • Театр.

Основываясь на данном факте, любой праздник можно считать синтезом культурных направлений. Помимо этого, дополнительный аспект любого праздника, требующий особого внимания – это общение.

Методика организации торжества в стенах учебного заведения, неизменно сводится к решению некоторых воспитательных задач:

  • Содействие внутри коллективной сплоченности.
  • Развитие эстетического вкуса, творческой активности, навыков коммуникации.
  • Воспитание ответственной дисциплинированности.

Школьный праздник имеет деление на три составляющих части, каждая из которых становится неотъемлемым элементом создания общей положительной картины:

  • Торжественная часть. Сюда включены все официальные мероприятия, включающие поздравления, подведение итогов, награждение и прочее.
  • Художественная. На данном этапе стоит задача в оригинальной форме раскрыть идею торжества и обогатить эмоциональную составляющую личности присутствующих. Данная часть, как правило, проходит в формате выступления, концерта, театральной постановки и т.д.
  • Заключительная. Позволяет поставить логическую точку, сохранить эмоциональный подъем и удовлетворенность. Преподносится в формате танцевальной или конкурсной программы, игр, лотерей.

В процессе подготовки праздничного мероприятия нельзя обойтись без соответствующего оформления помещения. Это, в комбинации с актуально подобранным музыкальным рядом, позволяет создать у присутствующих положительный настрой, подготовить эмоциональную сторону личности к предстоящему эстетическому удовольствию.

Типы праздничных мероприятий

Безусловно, праздников, которые заслуживают внимания школьного коллектива, огромное множество, однако, всех их можно выделить в определенные группы:

  • Общественные. К ним относится 8 марта, 23 февраля, 9 мая и прочие дни, имеющие городскую, государственную, национальную и мировую значимость. Подготовка и проведение торжеств такого типа выполняется с размахом, актуально теме оформляется зал, подбирается аккомпанемент, готовится программа отражающая тематику мероприятия.
  • Бытовые. Связаны с обстановкой и жизнью детей. В художественном оформлении таких мероприятий много больше непосредственности и чуть меньше торжественности. Особое место в этой группе занимает Новый Год – излюбленный праздник всех детей. В центре событий новогодняя елка, основные герои торжества – Дед Мороз и Снегурочка всячески стараются развлечь присутствующих и создать у них незабываемые впечатления о мероприятии.
  • Сезонные. В них находят отражение особенности конкретного времени года. Среди сезонных праздников можно назвать праздник урожая, день птиц, праздник весны и т.д. Как правило, отмечать сезонные праздники принято на открытой местности. Оформление используется также сезонное. Так, праздник лета можно провести на полянке украсив стволы деревьев цветами, гирляндами из зелени, воздушными шарами и разноцветными фонариками.

Подготовка к празднику и его проведение напрямую зависит от возможности педагога организовать своих воспитанников, личного творческого потенциала и умения применить способности каждого ученика.

Особенности организации мероприятий

В процессе подготовки и проведения праздника от педагога, в первую очередь, требуется личная заинтересованность. Это длительная и трудоемкая работа, подразумевающая активное взаимодействие учителей, учеников и других участников. Для организации соответственно нормам и ожиданиям следует придерживаться последовательности плана действий, который выглядит следующим образом:

  • I – планирование.
  • II – проработка сценария.
  • III – введение детей в курс торжества.
  • IV этап – репетиционная работа.
  • V шаг – проведение мероприятия.
  • VI этап – итоговый анализ.

В начале каждого учебного года, на собрании педагогического коллектива, обсуждается проект работы на год, намечаются праздничные даты и сроки проведения соответствующих мероприятий.

В процессе подготовки педагог выбирает необходимый материал, распределяет роли, подготавливает оборудование и музыкальное оформление. в процессе данной работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей и коллектива в общем. Таким образом, происходит последовательное формирование сценария торжества, включающего полный план и необходимый материал по теме.

После утверждения окончательного плана сценария, между участниками торжества распределяются роли и обязанности. Начинается работа по подготовке номеров самодеятельности, созданию декораций, костюмов, оформлению зала. На данном этапе в сценарий могут вноситься незначительные корректировки.

После завершения программы праздничного мероприятия проводится тщательный анализ. Все участники процесса в формате дискуссии выявляют слабые и сильные стороны подготовки, делятся эмоциями и впечатлениями, планируют идеи праздников на будущее.

Замечание 1

Хотелось бы отметить, что праздник является не только методом воспитания среди детей, но и средством педагогической пропаганды среди родителей. В связи, с чем педагог обязан заранее проинформировать родителей учащихся о планируемом мероприятии и предоставить возможность оказать помощь или непосредственно поучаствовать в торжественной программе.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Подготовка к праздникам - занятие не менее интересное чем само торжество!

Готовиться к торжественному мероприятию можно по-разному, кто-то доверяет организацию специальным адвент-агенствам, а кто-то предпочитает проводить подготовку самостоятельно. Как организовать праздник, чтоб он запомнился положительными эмоциями?

Яркий и запоминающийся праздник можно провести только тщательно к нему подготовившись. Возьмите в свои руки все этапы подготовки, и ваше торжество останется в памяти гостей на долгие годы. Главное, не откладывайте все дела на последний день, а начните готовиться к предстоящим хлопотам за несколько недель до даты праздничного события.

На первый взгляд, подготовка и проведение праздников дело хлопотное и утомительное. Это совсем не так! Приложив некоторые усилия, от организации мероприятия можно получить не меньшее удовольствие, чем от самого праздника.
Прежде, чем начать подготовительные работы, составьте точный план, руководствуясь которым вы сможете не упустить ни одного важного момента.

Приглашения и выбор гостей

Определитесь с количеством человек, которых вы хотите видеть в этот необычный день. Это могут быть близкие друзья и родственники, знакомые или коллеги. Подумайте, хотите ли вы собрать их всех за одним столом или проведете торжество в несколько этапов, чтобы уделить больше внимания каждой компании отдельно.
Приглашать на праздник можно разослав приглашения, при личной встрече или по телефону.

Дата торжества

Выбирая дату празднования, ориентируйтесь на возможности гостей посетить ваше торжество в этот день. Если она выпала на рабочие будни - постарайтесь перенести массовые гулянья на выходные, чтобы никого не обидеть.

Оформление комнаты

Торжественную атмосферу помогут создать праздничные атрибуты. Для празднования Нового года приготовьте для гостей карнавальные маски или украшения из блестящей мишуры. Особым украшением к этому празднику будет нарядно украшенная елочка и разноцветные гирлянды.
Если отмечаете День рождения - обязательно наденьте на каждого приглашенного яркий колпак. На стенах можно развесить плакаты с поздравлениями и чистые ватманы, на которых гости смогут оставить свои пожелания виновнику торжества.
Какой же праздник без воздушных шаров? Они уместны на любое торжество. Современные технологии и умелые руки позволяют не просто развесить отдельные шарики по всему дому, но и соорудить из них фигуры любимых героев или праздничные воздушные букеты.

Сервировка стола

Убранство стола зависит от события, которое будет отмечаться. В любом случае, вся посуда и принадлежности должны быть идеально чистыми, без повреждений и дефектов.
В день празднования Дня рождения старшего члена семьи, застелите стол белоснежной скатертью, достаньте праздничный набор посуды и столовых приборов. По правилам этикета, гостям следует предложить и бумажные, и тканевые салфетки. Накрывайте стол по правилам сервировки и не забудьте о живых цветах для украшения, чтобы еще более подчеркнуть торжественность момента.
На детском празднике таких тонкостей не требуется. Для маленького народа вполне подойдут одноразовые тарелки и стаканчики с изображением любимых мультяшных героев. В таком же стиле можно подобрать скатерть и салфетки.
Составление меню

Выбирая блюда для застолья, старайтесь составить меню из совершенно разных продуктов. Если компания собирается большая, то и блюд должно быть соответствующее количество, чтобы удовлетворить потребность каждого гостя.
Не рекомендуется на праздник экспериментировать с новыми рецептами - пользуйтесь только проверенными, чтобы не поставить себя в неловкое положение, если блюдо будет испорчено.
Спиртные напитки подбираются по пожеланиям участников гуляния. Если нет возможности узнать предпочтения гостей - подберите алкогольный ассортимент, полагаясь на свой вкус.

Развлекательные перерывы

Продумайте программу с конкурсами, песнями и шутками, чтобы ваши гости не заскучали после плотного обеда. Это могут быть шарады, веселый «Крокодил», караоке. Если позволяет место - устройте танцевальную разминку. Следить за настроением гостей - главная обязанность гостеприимного хозяина.

Как провести праздник на высшем уровне

Когда все подготовительные моменты закончены и подошла долгожданная дата праздника, остался последний рывок - провести его так, чтобы все гости остались довольны. В день торжества постарайтесь хорошенько отдохнуть до прихода гостей и не спеша привести себя в порядок. Постарайтесь сохранять спокойствие и не терять веселого расположения духа.
Встречайте гостей с улыбкой, говорите, что рады всех видеть и благодарите за подарки от всей души. Во время самого праздника, уделяйте понемногу внимания каждому гостю, проявляя уважение.
Если чувствуете, что сами не справитесь - можно обратить к услугам настоящего тамады. Специалист этого профиля удачно проведет любое мероприятие, от свадьбы до юбилея, а вам останется лишь наслаждаться общением с приглашенными.

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.
Поэтому, отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.
Сценарий утренника, посвященного празднованию 7 Ноября, строится на очень простом материале: в него включается больше игр, зрелищ, так как это начало учебного года и дети еще не успели приобрести необходимые навыки для исполнения более сложного репертуара. Если есть необходимость добавить в программу праздника дополнительные песни, пляски, надо, чтобы они соответствовали имеющимся у детей навыкам и были легко ими усвоены.
Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.
Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35—45 минут в старшей и подготовительной группах и 25—30 минут в младших группах.
В хорошо составленной программе правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят.
Самых маленьких дошкольников радуют прежде всего атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу,
к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.
В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.
На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
При хорошо организованной работе по музыкальному воспитанию все дети осваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы. Вместе с тем в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности. В группе могут быть и воспитанники, затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участвовать в общем веселье, для них необходимо придумать простые интересные выступления.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с деть ми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные народные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песни. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления.
Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.
В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова роль музыки на детских утренниках?
2. Расскажите о взаимосвязи различных видов искусства на утренниках.
3. Сравните построение программ общественно-политического и новогоднего праздника. В чем их отличие?
4. Расскажите о коллективных и индивидуальных выступлениях детей на утренниках
5. Какие виды детской музыкальной деятельности включаются в праздничную программу?
6. Как организуется подготовка детей к празднику?
7. Какова роль воспитателей на утреннике?
8. Назовите программный песенный репертуар, который исполняется в разных возрастных группах на октябрьском утреннике.
9. Какие подвижные игры с пением можно включить в программу новогоднего утренника для каждой возрастной группы?
10. Подумайте, как привлечь к активному участию в утреннике ребенка, не посещавшего детский сад.
11. Составьте программу сольного или коллективного выступления взрослых на детском утреннике.
12. Расскажите об оформлении зала к праздникам.
13. Каково место театрализованных представлений на праздничных утренниках?
14. Составьте план праздничного утренника для любой возрастной группы.
15. После праздничного утренника проведите с детьми беседу. Выясните, какие впечатления остались у детей, что запомнилось им больше всего.
16. Расскажите о возможностях использования аудиовизуальных средств обучения (электропроигрыватель, магнитофон, диапроектор, кинопроектор) на праздничных утренниках.

МУЗЫКА НА ПРАЗДНИКАХ

РОЛЬ МУЗЫКИ

Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники - торжественные события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности и тем самым оставляют глубокий след в их памяти. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в об­разной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содер­жание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно про­думывать сочетание на празднике различных видов искусств. До­полняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей.

Основная идея праздников, переданная в ярких, художествен­ных образах, оказывает на детей неизгладимое впечатление, объе­диняет их общностью переживаний радостных чувств, празднич­ного подъема. Воспоминания о детских праздниках проходят через всю их жизнь. Они способствуют зарождению любви к Родине, ува­жению ее прекрасных традиций и обычаев.

Праздничный подъем обостряет чувства детей. Они искренне радуются, наблюдая приготовления к празднику дома и в детском саду, видя, как украшают здания, улицы. Это вызывает у них жела­ние самим принимать активное участие в подготовке праздника в детском саду.

Украшение помещения, заучивание стихов, песен, плясок, при­глашение гостей - врача, медицинских сестер, поваров, а затем уча­стие в празднике содействуют сплочению детей в дружный коллек­тив, где каждый переживает за общее дело, заботится об общем успехе. Дети привыкают говорить: «Мы сделали, мы украсили» и т. д. Праздники сближают их с воспитателями, со всеми сотрудниками детского сада, ибо здесь нет главных и второстепенных лиц. Дети видят, как взрослые готовят им костюмы, пособия, наводят чисто­ту и блеск в помещениях. Это вызывает у них чувство признатель­ности и желание подражать взрослым. Таким образом, педагоги­ческое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравствен­ное и эстетическое воспитание.

Все усилия педагогического коллектива должны быть направ­лены на то, чтобы праздник надолго запомнился детям. Нужно заботиться не об эффектном зрелище, которое зачастую готовится за счет нарушения режима, перегрузки нервной системы детей, а о том, чтобы праздники, радуя детей, в то же время обогащали их новыми знаниями, формировали у них художественный вкус. На празднике дети поют, танцуют, читают стихи, смотрят и слушают выступления своих товарищей и взрослых. Со вкусом убранное помещение, удачно подобранные песни, инструментальные пьесы, стихи, пляски и гимнастические движения, костюмы - все это вос­питывает у детей любовь к искусству, желание не только смотреть и слушать, но и самим принимать активное участие во всех номе­рах праздника.

Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начина­ется и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углуб­ляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, дол­жен быть высокохудожественным. Особые требования необходи­мо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторения отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджированных аккордов в его начале и в конце и т. д.

Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Музыкального произ­ведения нужно исполнять в соответствии с их характером, сред­ствами выразительности и указаниями композитора. Громкое зву­чание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению.

Музыкальные произведения, подобранные для праздника, дол­жны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не сле­дует стремиться к использованию на праздниках произведений, сложных по строению и соответственно многосоставных, сложных по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь только тогда ребе­нок сможет выразить в движениях свое настроение, когда овладеет способом их выполнения и запомнит их последовательность.

Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка толь­ко тогда, когда ему понятно его содержание. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен про­думать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навы­кам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступ­лений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению и праздничный подъем. Музыкальный руководи­тель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, чтобы возникала перегрузка занятий дополнительным музыкальным материалом, не отодвига­лось, а то и совсем исключалось разучивание программного мате­риала. Один и тот же веселый танец или песню можно исполнить и в день осеннего праздника, и в концерте, посвященном выпуску в школу, и на празднике новогодней елки. Конечно, на каждом из этих празднований будет и новый, созвучный его теме материал, но повторять песни, игры и танцы необходимо. Празднование - это не только зрелище, но и событие, объединяющее коллектив детей и взрослых общим чувством радости. Такие привлекательные для детей песни, как «Хорошо у нас в саду» В. Герчик, «Детский сад» А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко, «Елочка» Л. Бекман и др., вполне могут повторяться многократно и с каждым разом испол­няться все более выразительно. На празднике не должно быть бо­лее одного-двух новых произведений. Не следует также разучивать к празднику пляски, содержание которых детям не понятно. При их исполнении дети лишь копируют движения взрослых, приучаются позировать. Пропадает главное - искренность, непосредственность, естественность и простота. Понятны и доступны детям пляски сла­вянских народов, пляски-импровизации, пляски-показы персона­жей и др. Выступления взрослых вносят большое разнообразие в программу праздников. Они повышают настроение детей, обога­щают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагоги­ческий коллективы общими чувствами.

Структура праздника зависит от его темы. Обычно традицион­ные праздники, посвященные общественно-политическим событи­ям, начинаются торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, иногда с участием взрослых или под исполнение взрослых праздничной маршевой песни, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений-композиций, чтение стихов на праздничную тематику.

После торжественной следует концертная часть - групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы.

Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они уси­ливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением де­тей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате.

На новогоднем празднике торжественного шествия не бывает. Все выступления детей сосредоточиваются вокруг нарядно укра­шенной елки. К ним в гости приходят сказочные персонажи - Дед Мороз, Снегурочка, Метелица, Снежная баба и др., которые прово­дят с детьми забавные игры, хороводы, приносят красочно оформ­ленные подарки.

Содержание и построение празднования проводов детей в школу также имеет свои особенности. По возможности в этот день в дет­ский сад приглашаются родители уходящих в школу детей. Буду­щие школьники демонстрируют свои достижения в упражнениях, играх, плясках, поют песни о школе, читают стихи. Их приветству­ют заведующая, воспитатели, остающиеся в саду товарищи; жела­ют им хорошо учиться, не забывать детский сад. Все дети исполня­ют свои любимые игры и пляски.

Большое значение имеют время проведения праздника и его продолжительность. Праздник лучше проводить в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шест­надцати часов, так как дети к вечеру утомляются. Продолжитель­ность праздника для детей старших групп должна быть не более 45-50 минут, для младших и средних групп - 30-35 минут. В про­грамму праздника включаются коллективные и индивидуальные вы­ступления детей с песней, пляской, игрой, художественным словом.

Костюмы должны быть удобными, не стесняющими движений детей, легкими, сшитыми со вкусом, по росту. Можно использовать не полные костюмы, а лишь их характерные детали: венки с лен­точками для украинок; шапочки на голову для зверушек, цветов; платочки для русского танца. Не рекомендуется закрывать лица де­тей масками. Чем проще и легче костюм, тем удобнее он для ребенка.

Праздники для детей трех-четырех лет проводятся отдельно от праздников для детей пяти-шестилетнего возраста, потому что про­грамма, рассчитанная на старших детей, не всегда понятна малы­шам и утомительна для них. В свою очередь, игры, песни, пляски малышей мало интересны старшим детям. Кроме того, большое ко­личество присутствующих на празднике детей и взрослых стесняет малышей. В праздничную программу для малышей, кроме их выс­тупления, следует включать несложные зрелища: сценки куколь­ного театра, выступления старших детей, показ сказок-инсцениро­вок силами взрослых или детей старшего возраста. Желательно, чтобы знакомые детям игры, пляски содержали сюрпризные мо­менты. Например, перед проведением пляски с платочками веду­щий обращает внимание детей на большую бутафорскую трубу и хочет поиграть на ней. Но труба не звучит. Ведущий говорит, что она, очевидно, засорилась, хочет прочистить ее и вынимает из рас­труба гирлянду платочков, предлагает детям с ними поплясать. При проведении празднований в группах смешанного возраста матери­ал подбирается в ориентации на каждую возрастную подгруппу.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ

Поведение и настроение детей на празднике зависит от его чет­кой организации, продуманного сценария, формы проведения, сво­евременной подготовки.

Содержание любого праздника доводится до сознания ребенка, главным образом, в процессе всей подготовительной работы. Праздник - кульминационный пункт этой работы. Он ни в коем случае не должен готовиться специально, в спешке, а вытекать из всей предшествующей общевоспитательной деятельности. В процессе обычных музыкальных занятий дети разучивают и праздничный материал, а на других занятиях получают необходимые сведения о подготовке к празднику в родном городе, о труде людей, событиях общественной жизни, явлениях природы, приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях. Эмоциональный подъем у детей нарастает с при­ближением праздника. Педагогический коллектив должен береж­но сохранить нарастающую радость и в полной мере дать ей развер­нуться в день празднования.

Если музыкальная работа в детском саду поставлена методи­чески верно и способствует развитию детей, то каждому из них в те­чение года будет предоставлена возможность почувствовать себя исполнителем индивидуальной роли. Конечно, при выборе ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности и желание ребенка.

Чтобы к моменту праздника дети не утратили яркости впечат­лений, его подготовка не должна начинаться слишком рано. Обыч­но новый материал включается в музыкальные занятия за полтора-два месяца до праздника, но дети не знают, что данную игру или пляску они будут исполнять на празднике. Праздничный материал может разучиваться не только на групповых занятиях, но и на ин­дивидуальных (по 5-7 минут), занятиях по подгруппам. За не­сколько дней до праздника проводятся одно-два объединенных за­нятия для групп, которые будут участвовать в празднике. Такие занятия не должны повторять всю программу праздника. На них исполняются лишь общие песни, пляски, построения. Их продол­жительность не должна превышать 15 минут.

Содержание праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитате­лями. Программу представляет музыкальный руководитель. В про­цессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, а также назначаются ответ­ственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Если по какой-либо причине консультации с ро­дителями не состоялись, то свои рекомендации следует изложить в письменной форме и оставить в уголке для родителей.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведуще­го. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музы­кальном материале и, следовательно, посещать музыкальные за­нятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться. От ведущего требуется ини­циативность, находчивость, умение выйти из затруднительного по­ложения, держаться свободно и естественно. Объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо по­шутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиден­ной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Занятия в день праздника не проводятся. После завтрака воспи­татели вместе с нарядно одетыми детьми обходят детский сад, рас­сматривают праздничные украшения, приготовленные накануне. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недо­пустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помога­ют детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей. Обычно они сидят по трем сторонам зала, ос­тавляя центр свободным - «сцену» - для выступлений. Стулья рас­ставляются до начала праздника по количеству детей. Если стулья ставятся в несколько рядов, то задние должны быть выше передних, чтобы все дети могли хорошо видеть то, что происходит на «сцене».

После праздника желательно провести педагогическое совеща­ние, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение помогает избежать ошибок при подго­товке и проведении последующих праздников, повышает эффек­тивность педагогической работы.

Опыт организации празднований показывает, что присутст­вие родителей снижает общий эмоциональный тонус их участни­ков. В состоянии напряжения находятся заведующая и персонал, стесняются выступать с номерами воспитатели, каждый из детей видит лишь своих родственников, родители, в свою очередь, следят только за выступлением своего ребенка, зачастую высказывают за­ведующей претензии из-за того, что он не пел соло, не читал сти­хотворение. Приходят родители на детский праздник в сапогах, си­дят в зале в головных уборах, занимая почти треть помещения. Становится душно, жарко, детям негде вволю поплясать, побегать в аттракционах. Это недопустимое явление. В плане работы дет­ского сада всегда указаны даты проведения открытых музыкаль­ных занятий, вечеров развлечений, куда могут прийти родители, чтобы ознакомиться с достижениями своего ребенка в области му­зыкально-художественной деятельности. Планируются и дни откры­тых празднований, которые повторяют весь ход детского праздника, но в более позднее время дня. Методически привлекательны сле­дующие темы таких празднований: «Наш праздник», «Дорогим ма­мам и бабушкам», «Праздник дружбы и весны» и т. д. Разумеется, отдельные сюрпризные моменты, аттракционы здесь могут отсутст­вовать, так же как и раздача подарков. Заблаговременно зная о дне открытого праздника, родители успевают к нему подготовиться.

Желательно с участием родителей проводить в группах различ­ные праздники на бытовую тематику, посвященные народным традициям, бытующим в данной местности, регионе. Например, «Папа, мама, ты и я - мы спортивная семья», «День рыбака», «Все спортом занимаются», «Масленица», «Ярмарка» и т. д.

Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных заня­тиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. На них про­водятся игры, пляски, из программы праздника исполняются пес­ни по желанию детей. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меня­ются ролями. Особенно любят дети повторно смотреть инсцениров­ки сказок и песен. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им интересен и близок.

Предлагаем сценарий празднования Нового года , не требующий длительной подготовки к детскому празднику.

Под звучание нежной спокойной мелодии дети входят в зал, свет в котором приглушен, горят лишь огоньки на елке. С помощью ведущей дети встают в круг вокруг елки, обходят ее, рассматривая игрушки. Загорается верхний свет.

Ведущий

Здравствуй, праздник Новогодний,

Праздник елки и зимы.

Всех друзей своих сегодня

Позовем на елку мы!

В. Лебедев-Кумач

Вместе с ведущим дети водят хоровод вокруг елки, музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской.

Затем дети садятся на места. Ведущий предлагает желающим прочитать стихи о елке и зиме, а затем еще раз полюбоваться елочными огоньками и спеть песню «В лесу родилась елочка», музыка Л. Бекман, слова О. Куда-шевой. (В дальнейшем огоньки на елке гасятся и зажигаются при появлении Деда Мороза.)

Внезапно раздается стук в дверь и входит Снежная Баба, роль которой исполняет взрослый.

Снежная Баба.

Я кукла из снега, Я снежная баба!

На праздник пришла к вам

Из тихого сада.

В окне увидала нарядную елку,

Поправила шляпу, швырнула метелку,

В окно постучала, протиснулась в дверь

И с вами, ребята, станцую теперь.

Л. Пеньевская

Снежная баба водит с детьми хоровод «Метелица», русская народная мелодия, слова Л. Пеньевской и О. Окунь. (Песня была разучена заранее, а движения показывает Снежная Баба.)

Вот и зимушка веселая пришла,

(Дети идут по кругу.)

Ой, жги, жги, жги, говори,

Все тропинки, все дорожки замела.

(Дети кружатся вокруг себя.)

Запряжемте-ка мы в сани лошадей,

Ой, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

(Каждая пара образует «упряжку» и шагом продвигается вперед.)

Рысью, рысью друг за другом поспешим

Ой,жги,жги,жги,говори,

И скорехонько до леса докатим.

(Пары переходят на легкий бег.)

Топорами мы ударим дружно в лад,

Ой, жги, жги, жги, говори,

Только щепочки по лесу полетят.

(Дети поворачиваются лицом к центру круга и изображают взмахи топорами.)

А из леса мы тихонечко пойдем,

Ой, жги, жги, жги, говори,

А руками мы прихлопывать начнем.

(Дети идут и хлопают.)

А ногами-то притопнем дружно враз,

(Останавливаются, топают.)

Ой, жги, жги, жги, говори,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

(Кружатся вокруг себя.)

Затем проводится свободная пляска детей под любую веселую танце­вальную мелодию. Каждый ребенок импровизирует движения. После пляс­ки дети садятся.

Снежная Баба. Ой, как жарко мне, ребята, стало, боюсь, растаю. (Уходит-.)

Ведущий. Ребята, к нам в гости обещал прийти Дед Мороз. Давайте споем песню, попросим его скорее появиться.

Дети поют песню «Просим Деда Мороза», музыка В. Верменича, слова М. Сингавского.

Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз. Здравствуйте, дорогие дети! Поздравляю вас с Новым годом! Какие вы все нарядные! А елка-то красивая какая! Становитесь вок­руг нее в хоровод!

Исполняется любой знакомый детям хоровод. По окончании его Мороз встает под елку.

Ведущий. Дедушка Мороз, а мы тебя из круга не выпустим!

Мороз пытается «разорвать» круг, бегает, приседает, пробует перешаг­нуть через сцепленные руки детей, но «не может».

Ведущий. Спляши, дедушка, тогда выпустим!

Он обещает. Дети садятся. Идет пляска Мороза под бодрую, веселую народную музыку.

Дед Мороз. Ох, устал, сяду на пенек, отдохну!

Проводится забава «Сяду на пенек». Пенек - замаскированный ребе­нок - все время «переползает» на другое место. Ведущий подает Морозу стульчик и просит сесть. Пенек останавливается перед ним, и из него выходит мальчик, кланяется Деду. Ведущий предлагает детям почитать стихи о Деде Морозе. Исполняются 2-3 стихотворения.

Появляется Снегурочка.

Снегурочка. Дети, я привела к вам на елку зверей.

Проводится их шествие вокруг елки под музыку песни М. Красева «Мох­натые гости», слова О. Высотской. После последних слов: «Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями, чтобы лапы у зверей заплясали сами», - «звери» пляшут, затем садятся. Дед Мороз и Снегурочка загадывают детям загадки М. Сингавского.

В теплый край не улетают,

На морозе распевают,

Это - птички невелички,

Называются... (синички).

Рыжий маленький зверек

С ветки прыгнул на пенек.

Он грызет орешек мелко.

Всем известно: это... (белка).

Кто в пушистой рыжей шубе?

Кто цыпляток очень любит?

Волку серому сестрица,

Это - хитрая... (лисица).

Он большой и косолапый.

Мед он ест из улья лапой.

Он веселый шалунишка.

Ну, конечно, это... (мишка).

Затем загадки загадывают дети, а Дед Мороз делает вид, что не может их отгадать. В награду предлагает научить детей играть в игру «Не обожгись!», слова Л. Яхина. Дети сопровождают игру движениями, которые показывает Снегурочка. Ведущий берет в руки две красные ленты и присаживается перед елкой.

Ведущий.

Под горой стоит шатер,

У шатра горит костер,

Пламя светится в ночи,

Ай-я, яй! Не затопчи!

(Дети идут по кругу, «костер» (его роль исполняет взрослый) пома­хивает лентами)

Выше елей, выше гор

Разгорелся наш костер.

Улетают искры ввысь,

Ай-я-яй! Не обожгись!

(Дети расширяют круг, поднимая сплетенные руки вверх, а «костер» медленно поднимается, помахивая лентами.)

Сильный ветер налетел,

Наш костер задуть хотел.

Раздувай, еще, еще,

Осторожно! Горячо!

(Дети сужают круг и дуют на «костер», а он кружится. На последние слова дети убегают, а «костер» их догоняет, стараясь осалить кого-либо лентой.)

Игра повторяется 2-4 раза уже с детьми в роли «костра». После игры дети садятся. Мороз рассказывает им сказку А. Зиминой, музыка Ф. Гершовой «В новогоднюю ночь». Под ее изложение, перемежающееся музы­кой, дети, одетые заранее в костюмы петрушек, лошадок, кукол, мячей, сне­жинок, исполняют произвольные танцевальные композиции.

После сказки Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми, обещают на прощание выполнить любое их желание. Ведущий подходит к детям, тихо с ними совещается, затем говорит Деду Морозу, что все просят подарить им волшебные новогодние подарки. Дед Мороз достает красивый маленький мешочек, достает оттуда елочные иголки, раздает их детям, приговаривая, что они волшебные. Надо только всем вместе сказать: «Станьте иголки подарками с елки» и бросить их на елку, тогда они в подарки и превратятся. Свет гаснет. Из-под елки быстро убираются белые простыни. Свет зажига­ется - под елкой подарки! Дед Мороз и Снегурочка раздают их и уходят. Дети еще раз обходят елку и направляются в группы.