Каким термином обозначается выразительная подробность

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся вы­ра­зи­тель­ная подробность, име­ю­щая важ­ное смыс­ло­вое на­пол­не­ние (например, же­стя­ные пе­ту­хи на крыше ме­ле­хов­ско­го амбара)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой. Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, зверова- тое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем — вот и вся мелеховская семья.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, глав­ным прин­ци­пом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся объeктивное изоб­ра­же­ние жизни и в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось твор­че­ство М. А. Шолохова.

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализм. Дадим определение.

Реализм - прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности.

Центральное место в ро­ма­не «Тихий дон» за­ни­ма­ют со­бы­тия граж­дан­ской войны на Дону, и в част­но­сти ис­то­рия верх­не­дон­ско­го контр­ре­во­лю­ци­он­но­го вос­ста­ния казаков. Эта стра­ни­ца граж­дан­ской войны до Шо­ло­хо­ва была плохо изу­че­на историками. Пи­са­тель про­де­лал гро­мад­ную работу, со­брав боль­шое ко­ли­че­ство под­лин­ных документов, вос­со­здал дей­стви­тель­ную кар­ти­ну тех тра­ги­че­ских событий.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Назовите жанр, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит шо­ло­хов­ский «Тихий Дон».

Пояснение.

Данное про­из­ве­де­ние при­над­ле­жит к жанру «роман-эпопея». Роман-эпопея — это об­шир­ное по­вест­во­ва­ние в сти­хах или прозе о вы­да­ю­щих­ся национально-исторических событиях. Сложная, про­дол­жи­тель­ная ис­то­рия чего-либо, вклю­ча­ю­щая в себя ряд круп­ных событий.

В ро­ма­не «Тихий Дон» Шо­ло­хов по­ка­зал судь­бы на­ро­да в годы ре­во­лю­ции и граж­дан­ской войны.

Ответ: роман-эпопея.

Ответ: романэпопея|роман|эпо­пея|роман-эпопея

Александр Рыбаков 21.05.2016 19:05

Скажите, пожалуйста, почему не засчитан ответ с дефисом "роман-эпопея"? Разве так нельзя в КИМах писать? Не первый раз такое задание вижу и всегда засчитывали правильный ответ только с дефисом... И как быть?

Татьяна Стаценко

Выдержка из инструкции в КИМах: «Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов».

Однако, предполагается, что если в ответ нужно внести слово, которое по правилам пишется через дефис, то в бланке возможно и такое написание. Будут засчитаны любые варианты написания слова.

В пред­ло­жен­ном фраг­мен­те зна­чи­тель­ное место за­ни­ма­ет опи­са­ние внеш­но­сти Пан­те­лея Про­ко­фье­ви­ча и его детей. Как на­зы­ва­ет­ся такое сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки персонажей?

Пояснение.

Такое сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей на­зы­ва­ет­ся портрет. Дадим определение.

Портрет в ли­те­ра­ту­ре одно из средств художественной характеристики, со­сто­я­щее в том, что пи­са­тель рас­кры­ва­ет ти­пи­че­ский ха­рак­тер своих ге­ро­ев и вы­ра­жа­ет свое идей­ное от­но­ше­ние к ним через изоб­ра­же­ние внеш­но­сти героев: их фигуры, лица, одежды, движений, же­стов и манер.

Ответ: портрет.

Ответ: Портрет

Пояснение.

Эти гла­го­лом яв­ля­ет­ся гла­гол «въелся». Пе­ре­чис­лим зна­че­ния этого глагола: про­ни­кать во что-либо, пропитывать, на­сы­щать собой, глубоко, на­дол­го западать, про­ни­кать (в память, в сознание).

Ответ: въелся.

Ответ: Въелся

Назовите имя упо­мя­ну­то­го в дан­ном фраг­мен­те персонажа, ко­то­рый яв­ля­ет­ся глав­ным ге­ро­ем «Тихого Дона».

Пояснение.

Главный герой «Тихого Дона» — Гри­го­рий Мелехов.

Ответ: Григорий.

Ответ: Григорий|ГригорийМелехов

Как на­зы­ва­ет­ся на­ме­рен­ное на­ру­ше­ние при­выч­но­го по­ряд­ка слов в фразе («Веселили они ме­ле­хов­ский баз бес­печ­ным своим видом, при­да­вая и ему вид са­мо­до­воль­ный и зажиточный»)?

Пояснение.

Такое на­ру­ше­ние на­зы­ва­ет­ся инверсия. Дадим определение.

Инверсия — на­ру­ше­ние об­ще­при­ня­той грам­ма­ти­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти речи; пе­ре­ста­нов­ка ча­стей фразы, при­да­ю­щая ей осо­бую выразительность; не­обыч­ная по­сле­до­ва­тель­ность слов в предложении.

Ответ: инверсия.

Ответ: Инверсия

Чем внут­рен­не вы­де­ля­ют­ся Ме­ле­хо­вы в ка­за­чьей среде?

Пояснение.

Родная земля, семья, дом – вечные человеческие ценности. Дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич ради внуков и детей стремится до последнего своего вдоха сохранить дом, ибо понимает, что в любое лихолетье дом должен быть крепостью и опорой. История жизни Григория подтвердила принципы отца.

«Мысль семейная» звучит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Идеалом семейных отношений была для писателя семья Ростовых, в которой царят взаимопонимание, доверие, взаимопомощь. Здесь все просто, все любят друг друга и готовы в любую минуту подставить плечо поддержки. У Ростовых, подобно Мелеховым, дом – пристанище в любую непогоду.

Старается сохранить дом с его домостроевским укладом Кабаниха, героиня пьесы Островского «Гроза». Но для неё в доме ценны не дети, не семья как таковая, а её личный оплот, опора её безраздельной власти над детьми, которых она замучила своими наставлениями и упрёками. Из такого дома убежать хочется, а не сохранять его. В этом позиция Кабаниха отличается от принципов домоустройства Ростовых и Мелеховых.

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­таль или ху­до­же­ствен­ная деталь. Дадим определение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1, С2.

Жена Прокофия умерла вечером того же дня. Недоношенного ребёнка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал не хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но всё же выглядел стриком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитём — вот и вся мелеховская семья.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

При выполнении заданий В1-В2 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.

В1. Укажите литературное направление, главным принципом которого является объективное изображение жизни и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.

В2. Назовите жанр, к которому принадлежит шолоховский «Тихий Дон».

В3. В предложенном фрагменте значительное место занимает описание внешности Пантелея Прокофьевича и его детей. Как называется такое средство характеристики персонажей?

В4. Каким термином обозначается выразительная подробность, имеющая важное смысловое наполнение (например, жестяные петухи на крыше мелеховского амбара)?

В5. Установите соответствие между тремя персонажами «Тихого Дона» и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) пан Листницкий
Б) Михали Кошевой
В) Степан Астахов

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) муж Аксиньи
2) большевик-агитатор
3) убийца Петра Мелехова
4) хозяин имения Ягодное

В6. Назовите имя упомянутого в данном фрагменте персонажа, который является главным героем «Тихого Дона».

В7. Как называется намеренное нарушение привычного порядка слов в фразе: «Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный»?

Для выполнения задания С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

С2. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во все вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт — лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принёс — и ослабел и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

А. С. Пушкин, 1828

При выполнении заданий В8-В12 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.

В8. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

В9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в ПЕРВОЙ строфе стихотворения (укажите их номера в любой последовательности).

1) инверсия
2) гипербола
3) метафора
4) сравнение
5) анафора

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь чёрный», «песок горючий» и т. п.)?

В11. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек».

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Для выполнения задания С3-С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С3. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?

С4. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями.

С5.1. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».)

С5.2. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А. Н. Островского «Гроза».)

С5.3. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака?

Часть 1 - анализ художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 – С2), требующие написания ответа в объеме 5 – 10 предложений (С1 - развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента, С2 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков).

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания B1 – B7; C1 – С2.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно; – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке; – сейчас неси сюда тулуп.

Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился, и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

B1

Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.

Ответ: _____Вожатый ______________ .

B2

Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)

Ответ: __Пугачев _________________ .

B3

Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на 2-ю половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

Ответ: _____реализм______________ .

B4

Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

Ответ: ______пейзаж _____________ .

B5

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?

Ответ: ___ деталь ________________ .

B6

Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Ответ: ______диалог _____________ .

B7

Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

Ответ: ______ирония _____________ .

C1

Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном эпизоде «Капитанской дочки»?

C2

Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Часть 2 - анализ лирического произведения (5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3 – С4) в объеме 5 – 10 предложений: С3 - развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста, задание С4 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков).

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания B8 – B12; C3 – С4.

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

(С.А. Есенин, 1924)

B8

Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

Ответ:___просторечия ________________.

B9

Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)?

Ответ:____инверсия _______________.

B10

Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:

Не буди , как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось…

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу… ?

Ответ: ____анафора _______________ .

B11

Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»?

Ответ: ____метафора _______________ .

B12

Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)?

Ответ: ___деталь _______________ .

C3

В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о «малой родине»?

C4

Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»?

Таким образом, при выполнении заданий 1 и 2 частей экзаменационной работы обеспечивается «ступенчатая» схема разбора как фрагмента, так и стихотворения (от проблематики эпизода и авторской идеи произведения – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, установлению связей произведения с другими литературными произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям).

В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору: С5.1-С5.3).

Часть 3

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий

(С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный

вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые

теоретико-литературные знания, опираясь на литературные

собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер

выбранного вами задания.

C5.1

C5.2

Что сближает и что разобщает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

C5.3

Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

1.1. Типичные вопросы по эпическим произведениям

(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)

1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог

2. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет

3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик

4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос

5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор

6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? Психологизм

7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? Деталь

8. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция

9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора

10. Укажите жанр, которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…

В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет

В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж

11. К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…

12. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Перифраз

13. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ

14. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

15. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет

16. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог

17. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом

19. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория

20. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск

21. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? Интерьер

1.2. Типичные вопросы по драматическим произведениям

1. В рамках какого литературного направления создавалось данное (которое представлено в тесте) произведение? Классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм

2. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

3. Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия

Чехов «Вишневый сад» - комедия

Грибоедов «Горе от ума» - комедия

Горький «На дне» - драма

Гоголь «Ревизор» - комедия

Островский «Гроза» - драма

4. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие

5. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические

6. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр

7. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт

8. Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

9. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

10. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

12. Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

13. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика

14. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена, явление

15. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

16. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

17. Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь

1 .3. Типичные вопросы по лирическим произведениям

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…

2. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия

3. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора

4. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора

5. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная <парная>

6. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение <послание>, эпиграмма…

7. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс

8. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? Аллитерация

9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

10. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет

11. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение

12. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?

Тоническая, силлабо-тоническая

13. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа

14. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма

15. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон

16. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение

17. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив

18. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен

19. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория

20. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ

22. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз

23. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос

24. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая

25. К какому литературному направлению относится творчество (имя поэта или писателя)…?

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

26. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении?

Антитеза//контраст

27. Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? Сравнение//Параллелизм

28. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор

30. Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства