Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами. Как правильно поощрять детей? Формы поощрения Какие способы поощрения ребенка вы применяете

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно поощрять ребенка.

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями.

Во-первых, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение ребенка. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый» -пытается опровергнуть похвалу своим поведением.
Поэтому похвала всегда должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Во-вторых, не хвалите ребенка за естественные вещи. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

В-третьих, не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то полностью поменяет характер поведения - из «творчества» превратится в «зарабатывание денег».

Какие возможны формы поощрения детей:

Поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением.

Выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может носить личный характер: «Спасибо, Саша, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

И главное, не забывайте о том, что для ребенка по-настоящему важно. Ведь, кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение - словом, все то, на чем строится настоящий язык любви и доверия…


Говоря о поощрении, у любого человека возникают ассоциации с чем-то особенно хорошим. Однако не все точно знают, как правильно организовать поощрение и стоит ли вообще это делать. Психологи единогласно утверждают, что данный метод очень эффективен и находит отклик среди детей, равнодушных к другим способам воспитания. Главное – научиться правильно и своевременно использовать поощрения.

Поощрение ребенка в семье: виды, поводы

Дети радуют вас своими успехами в школе и хорошим поведением? Это несомненно подходящий повод для похвалы. Делать это не обязательно только после достижения конечного результата. Хорошо, если родители поддерживают свое чадо на протяжении всего пути к успеху, мотивируя его и подчеркивая трудолюбие, целеустремленность и желание сделать что-то хорошее.

Поощрение ребенка дома требуется не только особо успешным детям . Если ребенку приходится сделать немало ошибок, чтобы чего-то достичь, ему тоже нужна своевременная похвала. Но зачастую родители почему-то чаще ругают их, чем поддерживают. Поощрения можно разделить на две категории: словесные похвалы и подарки.

СПРАВКА! Есть универсальная награда, которая обязательно понравится малышу. Это время, проведенное вместе с родителями. Можно объяснить, что, если он будет слушаться в данный момент, у родителей останется больше времени, которое они с радостью с ним проведут.

В каждой семье есть виды поощрений, которые наиболее действенны. Среди них обычно встречаются:

  • совместная прогулка;
  • чаепитие;
  • подвижные игры;
  • поход в парк, цирк, театр и т.д.;
  • чтение книги, совместное рисование, лепка и пр.;
  • семейный просмотр телевизора.

Последний пункт лучше использовать именно в качестве совместного времяпровождения . Многие родители используют мультфильмы и видеоигры для поощрения, но это в корне неверно. Такой метод формирует у ребенка понимание, что просмотр телевизора и игры на планшете или компьютере – нечто очень хорошее, способное даже быть наградой. Психологи советуют формировать в семье мнение, что телевизор и гаджеты – вещи обыденные.

То же можно сказать о десертах и других вредных вкусностях. Используя их в качестве поощрения, дети начинают ассоциировать сладкую еду с чем-то благоприятным. Отсюда проблемы со здоровьем (в том числе, лишний вес) в будущем. В стрессовых ситуациях человек начинает «заедать» свое состояние.

Популярна система меток . К примеру, можно повесить на стену чистый бумажный лист и рисовать на нем солнышко или улыбающийся смайлик каждый раз, когда нужно похвалить ребенка. Объясните малышу, что он может обменять, к примеру, 20 смайликов на желанную машинку. Или, как только накопится 15 солнышек, вы вместе пойдете в гости. Родители перешагнувших трехлетний рубеж малышей в восторге от этого метода, ведь он позволяет мирно договориться со взбунтовавшимся капризулей. Однако, именно трех лет ждать не стоит. Лучше как можно раньше начать внедрение системы меток в привычный порядок дня.

По мере взросления дети становятся более упрямы, и система наказаний быстро перестает действовать. Ребенок адаптируется к любой обстановке, и даже под угрозой возмездия может продолжать проказничать. Поощрения же позволяют сделать воспитательный процесс приятными как для маленьких сорванцов, так и для взрослых. Малыши воспринимают эту систему как увлекательную игру, и поэтому с радостью сотрудничают с родителями.

ВНИМАНИЕ! Случается, что взрослые впадают в крайности и начинают захваливать ребенка по всяким пустякам . К примеру, съел ведь завтрак – молодец, умылся – умничка. Такое поведение ни к чему хорошему не приведет. Ведь хвалить следует за достижения, а не за обычные каждодневные дела.

Если поощрений слишком много, ребенок перестает стремиться их получить. Пропадает «азарт» сделать что-то хорошее. Поэтому, взаимодействие с детьми должно быть внимательным, не без грамотных замечаний. К примеру, перед тем, как похвалить сына или дочь, попросите его рассказать, как он выполнил то или иное дело. Перехваленные дети остро воспринимают замечания посторонних людей, ведь дома они не привыкли выслушивать критику. Внешний мир гораздо более бесцеремонен и жесток, малышу будет сложно адаптироваться в нем после беспрерывной атмосферы мягкой доброжелательности. Даже самое невинное замечание со стороны воспитателя в детском саду может быть воспринято ребенком как трагедия.

Также существует материальное поощрение ребенка . Все о том, нужно ли поощрять чадо таким образом, расскажет видео:

Поощрение ребенка учителем за хорошую учебу

Работникам образовательных организаций тоже можно использовать метод поощрения. Это мотивирует учеников, стимулирует их относиться к учебе более ответственно.

Есть несколько вещей, заслуживающих поощрения учителем.

  1. Хорошие оценки.
  2. Призовые места в различных предметных олимпиадах.
  3. Успехи в спорте.
  4. Достижения в любой сфере, связанной со школой.

Для поощрения, помимо стандартных слов «Умница», «Молодец», «Правильно», «Верно» и «Супер» педагоги активно используют несколько методов.

  1. Вручение благодарственного письма ученику или родителям.
  2. Вручение почетной грамоты.
  3. Подарок.
  4. Золотая или серебряная медаль.

Сейчас почти каждое учебное заведение имеет свой сайт. Некоторые педагоги для поощрения размещают на таких порталах информацию о достижениях своих учеников. Впрочем, не только учителя могут выделять успехи подопечных. Директор и члены педсовета тоже могут поощрять особо старательных школьников.

Одно из главных правил – осуществлять поощрение систематически . Учителю следует объяснить, за что он хвалит ученика. При этом, педагог не должен иметь личной заинтересованности в успехах конкретного ребенка. Учащийся должен понимать, что его достижения – результат его же упорных стараний (а не действий учителя) и получать эмоциональное удовлетворение от своих побед. Поощрения не должны отвлекать от работы. Их предназначение – стимулировать детей на более продуктивную деятельность.

Поощрение ребенка за хорошее поведение: полезное видео

Советы психолога о том, как правильно поощрять ребенка:

Родители каждого ребенка, желая воспитать его послушным, прибегают к различным методам: объяснениям, наказаниям, убеждениям и, конечно, поощрениям. Но для того чтобы достичь по-настоящему достойные результаты, необходимо знать, как правильно вознаграждать малыша. Можно ли перехвалить детей? Следует ли использовать деньги в качестве поощрения? Как и за какие поступки нужно хвалить ребенка?

Мы покупаем детям мороженое, если они послушны, шоколад, если они тихо себя ведут, иногда даже выдаем деньги, если они приносят из школы хорошие отметки. Мы называем их «хороший мальчик» или «хорошая девочка», если они делают то, что нас радует. Для современных и взыскательных родителей дисциплинарные методы воздействия – уже пережитки прошлого. Зачем использовать кнут, если под рукой есть пряник? Между тем, вознаграждение и похвала таят в себе много хитрых и подчас коварных моментов.

Когда поощрения могут навредить ребенку

Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.

  1. Награды заставляют детей искать одобрения. Вместо того чтобы получать удовольствие от процесса творчества или получения знаний, они стараются произвести впечатление на других людей. Слушая же восклицания обожающих его бабушек: «Умница! Самый умный ребенок на свете!» – ребенок рискует стать эгоистом.
  2. Когда детей подкупают вознаграждениями за «хорошее» поведение, то они скоро учатся понимать, как манипулировать родителями, играя ту роль, которую от них ждут. Они становятся послушными поверхностно, чтобы польстить взрослым или произвести на них впечатление. Честность же при этом страдает.
  3. Не принижайте при похвале достоинства другого ребенка: «Твой рисунок в тысячу раз лучше, чем у Димы». Если малыш и будет соревноваться, то пусть он делает это только с самим собой, улучшая каждый раз свои результаты.

Правила поощрения детей

Если вы хотите добиться действительно достойных результатов в воспитании своего малыша, следует знать, как правильно его поощрять.

  • Хвалите не самого ребенка, а его поступки

После чрезмерных восхвалений у ребенка может появиться и высокое самомнение. Если вы хотите похвалить его за убранные игрушки, не спешите говорить: «Какой ты молодец!» Лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.

Если ваша дочка принесла вам красивый рисунок, не говорите опрометчиво: «Ты настоящая художница и рисуешь лучше всех!» Девочка может расстроиться, если следующий рисунок не получит столь высокой оценки или выйдет не таким удачным. Обратите ее внимание на те моменты, которые вам особенно понравились: «Какое красивое дерево ты нарисовала. Оно совсем как живое. А сколько рядом с ним забавных зайчат!» Так вы не только проявляете неподдельный интерес к творческим способностям ребенка, но и избегаете оценки его личности.

Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях. Если ваш сын помог перенести тяжелую коробку, можно вместо утверждения «какой же ты сильный у меня» сказать о том, как непросто было ее поднять. Ребенок самостоятельно сделает вывод: он сильный, мама и папа в нем нуждаются.

  • Укажите ребенку на его собственные чувства при достижении результата

Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения. Дети рождаются с естественным интересом к творчеству и деятельности, а каждое новое достижение наполняет их восхищением и радостью. Именно эти эмоции подпитывают детскую настойчивость и стремление достичь цели. Когда вы видите, что малыш научился кататься на «железном коне», поддержите его: «Я вижу, тебе понравилось, что ты теперь ездишь сам на велосипеде» или «Я рада, что у тебя это получилось. Ты выглядишь очень довольным собой!» Ну а в качестве закрепления навыков можно организовать велосипедную прогулку в парке. Кстати,

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Не хвалите детей за естественные вещи

Психологи и педагоги не рекомендуют считать социальность маленького ребенка чем-то необычным. Если малыш совершил что-то полезное, например, сам оделся, убрал за собой посуду, не выражайте восхищенными восклицаниями удивление его социальными навыками. Хвалебные фразы: «Ты у меня такая умница!», «Надо же, ты смог помыть посуду!» – заставляют ребенка усомниться, что вы верите в его силы. Он должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.

  • Не поощряйте деньгами

Дети, которые получают деньги за вымытую посуду или вынесенный мусор, часто ориентированы лишь на внешний результат. Тарелки могут быть помыты некачественно, мешок с мусором выброшен рядом с домом – главное, родители должны выдать им оговоренную сумму. Гораздо важнее, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.

Если вы хотите, чтобы старший дошкольник учился распоряжаться деньгами, не стоит платить за творческую деятельность или помощь по дому. Когда он станет школьником, то вы сможете давать карманные деньги на ежедневные расходы.

Что можно использовать для поощрения вместо денег

Если вам нравится сама система награды за правильное поведение, но вы не хотите, чтобы ребенок «зарабатывал» деньги, попробуйте подобрать любой удобный для вас аналог. Это могут быть пуговицы, яркие бусины или кофейные зерна. Затем нужно выработать вместе с малышом систему, согласно которой, например, уборка в комнате будет «стоить» два кофейных зерна. И обязательно заведите ему специальную баночку, в которой он будет прятать свои сокровища.

Помните, что поощрение обязательно должно быть разумным. Малыш должен суметь за неделю заработать на что-то крупное, иначе у него не будет стимула двигаться дальше. В качестве поощрения может выступать совместное посещение детского центра, поход в цирк или кинотеатр.

И все же у данного метода немало противников, которые считают, что таким образом ребенок может вырасти избалованным и будет слушаться родителей только тогда, когда получает вознаграждение.

При выборе формы поощрения ребенка всегда учитывайте его индивидуальность. Похвалу и награду нужно применять крайне осторожно, так как чрезмерное их использование может превратиться в прямую обязанность взрослых. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши благие намерения не стали причиной избалованности малыша.

Каждый ребенок со временем станет взрослым. Чтобы он не потерялся в этом огромном мире и смог добиться успехов, с ранних лет ему нужно прививать уверенность в себе и самостоятельность. Что для этого может сделать родитель? Поощрять его, учить добиваться поставленных целей и не сдаваться. А как это сделать? Предлагаем действенные методы развития и поощрения самостоятельности ребенка.

Замечайте хорошее поведение

Мы много внимания уделяем разбору причин и последствий плохого поведения, объясняя ребенку, почему так вести себя нельзя.

Но крайне важно замечать и те моменты, когда он ведет себя хорошо. Обязательно похвалите его за это.

Играйте в «Лего»

Ребенок, который строит какие-то объекты с помощью разноцветных блоков, получает первые навыки в архитектуре и инженерии.

Также у него развивается креативность и укрепляется уверенность в себе.


Играйте в шашки

Обязательно играйте со своим ребенком.

Когда малыш играет со взрослым, он быстрее усваивает все особенности игры.

Игра «Что, если...»

Спросите у ребенка, например, о том, что было бы, если бы мы могли дышать под водой.

Дети могут творчески мыслить, и не исключено, что ваш непоседа вас удивит.

Дайте задание

Предложите ребенку конкретный проект, который будет развивать его навыки. Например, попросите его помочь вам составить меню на неделю или построить дом для трех поросят.

Так вы создаете возможности для критического мышления и решения проблем.

Хвалите ребенка, когда он пытается сделать что-то сложное

Дети должны знать, что они умны и способны. Похвалите малыша за то, что он отдал младшей сестренке игрушку, ведь ему было сложно с ней расстаться.

Позвольте решать свои проблемы

Если любимый наряд малыша испачкан, а ему нужно идти в детский сад, спросите у него о том, что нужно сделать.

Пусть он сам подберет себе подходящий костюм. Вы можете вмешаться, если ему нужна будет подсказка, но не пытайтесь сделать все за него.

Ограничьте использование гаджетов

Дети, которые не сидят целый день со смартфонами, планшетами и ноутбуками, более любопытны в отношении окружающего мира.

Избыток медиа-контента может негативно отразиться на социально-эмоциональном и даже физическом развитии ребенка.

Пусть поскучает

Позволив ребенку скучать, вы создаете условия для того, чтобы он сам находил способы развлечь себя и проявлял свои творческие способности.

Помогите сформировать режим дня

В детском возрасте хорошо закрепляются привычки.

Ежедневно помогайте малышу выстраивать повседневную жизнь, чтобы он всегда знал, чего ожидать дальше, и чувствовал себя в безопасности.

Помогите определить цель

Постановка и достижение целей - один из самых важных навыков, которые развиваются в детском возрасте. Начните с малого. Помогите ребенку поставить цель, достичь которой он сможет, например, за неделю. Здесь очень важным будет родительское поощрение.

И не забудьте похвалить ребенка в случае успеха или помочь пережить неудачу, если не получилось достичь желаемого.

Предоставьте выбор

Выбор заставляет детей чувствовать себя более самостоятельными. Позвольте малышу выбрать ту рубашку, которую он хочет надеть, или то блюдо, которое он хочет съесть на обед.

Хвалите за усилия, а не только за результат

Если ваш ребенок пытается чему-то научиться, хвалите его уже в процессе освоения новых умений, а не только тогда, когда увидите результат.

Но и в конце не забудьте отметить, какой он молодец, это будет мотивировать его на новые свершения.

Отдайте ребенка в музыкальную школу

Игра на музыкальном инструменте помогает ребенку развивать мотивацию, настойчивость и повышает уверенность в себе.

Метод «розы и шипы»

Метод заключается в том, что каждый день ваш ребенок рассказывает об одном своем успехе или хорошем деле («роза») и одной ошибке в поведении («шип»). Еще лучше, если каждый человек в семье выскажется подобным образом. Например, за ужином.

Работайте над сложной загадкой

Если вы даете детям сложные головоломки, это означает, что вы считаете их достаточно умными для решения поставленной проблемы. Ни в коем случае не делайте все за них.

Вместо этого поощряйте ребенка словами о том, что вы уверены в его силах, что он сможет решить эту задачу.

Обнимайтесь

Очень важно показывать свою привязанность к ребенку. Это могут быть ежедневные объятия, поцелуи, слова о том, как вы любите его, игры с ним и т. д.

Расскажите о том времени, когда вы пробовали наркотики или слишком много пили

Когда вы разговариваете с подростками, важно делиться теми переживаниями, которые вы испытывали в таком же возрасте, рассказывать о том, что вы узнали. Подготовьте их к успехам и неудачам, а также последствиям их решений.

Отведите ребенка на скалодром

Помогите детям научиться оценивать риски. Ваша основная задача - подготовить ребенка к тому, каков на самом деле мир. Выберите подходящий вариант риска и предоставьте своему сыну или дочери возможность самому с ним справиться. Это может быть спорт или что-то еще, что вам кажется немного страшным.


Признайтесь, если вам грустно

Не скрывайте свои эмоции. Говорите о чувствах, используя соответствующие слова.

Дети будут учиться на вашем примере, ведь они не всегда обладают достаточными языковыми навыками, чтобы объяснить, как они себя чувствуют.

Дайте ребенку задание

Определите для малыша одно дело, которое он должен будет делать ежедневно. Это может быть кормление или прогулка с собакой, загрузка и запуск стиральной машины или что-то еще.

Важно, чтобы это дело не выполнял никто другой. Таким образом ребенок почувствует, что приносит пользу семье, благодаря чему укрепится его чувство собственного достоинства.

Говорите «Я тебя люблю»

Нет лучшего способа повысить самооценку ребенка, чем заставить его чувствовать себя безоговорочно любимым.

Если родитель может помочь ему справиться с негативными чувствами, такими как гнев и грусть, затем ребенку будет легче справляться с трудными ситуациями.

Пусть они ходят домой из школы самостоятельно

Необходимым условием для создания адекватной самооценки является ощущение независимости.

Замечайте любые признаки проблем в общении

Бывает, что в школе одноклассники дразнят или издеваются над ребенком. Эти переживания крайне негативно влияют на его самооценку.

Разговаривайте со своими детьми и внимательно слушайте, когда они говорят о своих проблемах.

Не называйте себя толстым

Ваш ребенок будет во всем равняться на вас, поэтому дайте ему пример хорошей самооценки.

Замечая только свои недостатки, вы способствуете тому, что ваши дети будут вести себя так же.

Придумайте праздник вместе

Дети любят различные вечеринки. Спросите их о том, что можно отпраздновать именно сегодня. Это поможет развить их творческие способности и, несомненно, повысит настроение.

Прочитайте вместе книгу

Один из лучших способов, которые помогут вашему ребенку стать уверенным в себе и самодостаточным, - ежедневное развитие и совершенствование навыков.

Прочитайте книгу, выучите новое слово из словаря, научите малыша пришивать пуговицу или делать что-то еще. Это работает, потому что дает ребенку новый повод, чтобы он мог гордиться собой.

Уберите свой телефон, когда разговариваете с ребенком

Отведите время на общение со своим малышом. В этот период ваш телефон должен быть далеко, все дела отложены на потом. Вы должны просто быть вместе с ребенком.

Скажите ему, что вы хотите знать, как он провел свой день, о чем думает и что его волнует. Даже 10-15 минут такого общения в день сыграют большую роль.

Научите ребенка мыть голову

Вовлекайте детей в повседневную деятельность, которая их касается. Например, пусть малыш сам оденется или искупается. Это помогает детям стать более активными, самостоятельными и уверенными в себе.

Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение . Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

Лева! - умоляет мать плачущего малыша, - ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

Мама, - спрашивает он, - будут мне подарки ко дню рождения?
- Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
- Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
- А для чего тебе?
- Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.

За одни способности поощрять не следует - это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой - потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий- из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого - оно быстро ему надоест; хвалите его чаще- он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение - не обязанность его, а заслуга.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения - похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей - выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды - подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования - более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей - прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.