Грудничок 8 мес. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

На восьмом месяце малыш готов к исследованию квартиры и окружающей обстановки!

Ребенок уже сидит без поддержки, начинает активно ползать. А маме приходится прятать вещи от карапуза и завязывать шкафчики. Уже пора объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо.

Малыш отлично понимает, что делать, если что-то не получается: попросить помощи у взрослых! Интеллект ребенка развивается стремительно, а занятия с малышом становятся все увлекательнее.

Вес малыша в семь месяцев-8-9 кг, а рост - 68-72 см.

Прикорм ребенка на восьмом месяце жизни

На восьмом месяце жизни в прикорм ребенка вводится творожок. Добавьте в кастрюльку равное количество молока и кефира, доведите до кипения. Затем покрошите туда печенье, чтобы оно размокло. Выловите гущу шумовкой. Добавьте любимое фруктовое пюре малыша. Творожный десерт готов!

К концу восьмого месяца можно делать запеканку с фруктами в духовке из магазинного творога. Как и в случае введения в рацион ребенка фруктового пюре, первый раз давайте малышу крохотную часть приготовленного: всего половину чайной ложечки, постепенно, день за днем, увеличивая порцию.

Так же в семь месяцев в рацион ребенка добавляется мясное пюре. Можно использовать как детские консервы из магазина, так и приготовить мясное пюре в домашних условиях. Для этого хорошенько проварите мясо говядины, затем измельчите в блендере, добавьте немного бульончика, и пюре для крохи готово!


Что умеет малыш на восьмом месяце жизни?

  • Ребенок умеет сидеть без поддержки.
  • Из положения сидя может лечь на животик.
  • Многие малыши в семь месяцев уже умеют ползать. Но это вовсе необязательный навык этого возраста, некоторые карапузы сразу начинают ходить, минув стадию ползания.
  • Малыш на восьмом месяце жизни твердо стоит у опоры до 2 минут.
  • Из положения стоя у опоры ребенок может опуститься на четвереньки, а затем сесть.
  • В семь месяцев малыш может делать один-два шага в сторону у опоры, формируются первые навыки ходьбы.
  • Ребенок умеет вкладывать маленькие предметы в большие, например, кубики в ведерко. Также малыш умеет их и выкладывать.
  • На восьмом месяце жизни ребенок берет большие предметы всей ладошкой, а маленькие - пальчиками.
  • Если родители учили малыша, то он уже самостоятельно справляется с ложкой за обедом, умеет пить из кружки.
  • Ребенок переживает страх расставаясь с мамой, становится очень привязан к ней.
  • На восьмом месяце жизни малыш понимает смысл многих слов, выполняет просьбы «дай», «попей»…
  • Жестами может показывать на интересующие его вещи, выпрашивая их.
  • По памяти выполняет заученные действия под слова потешек.
  • На восьмом месяце жизни малыш с интересом рассматривает других детей, говорит с ними на своем языке.
  • Добивается похвалы родителей. Важно не просто ласкать малыша, как это было раньше, сейчас ребенок уже ждет похвалу за выполненные действия.

Игры и занятия с малышом на восьмом месяце жизни ребенка

  • Для закрепления навыка ползания играйте с ребенком в поиск игрушки. Ребенок лежит на животе, по периметру от него на недосягаемом расстоянии положите игрушки (колокольчик, пищалка и прочие звуковые), накрытые салфеткой. Позвоните в колокольчик под салфеткой, малышу станет интересно, и он будет стараться доползти до игрушки. Когда ему это удастся, ребенок сбросит салфетку. Похвалите его и разрешите поиграть с игрушкой, прежде чем приступать к новой задаче.
  • Называйте слоги, которые малыш знает. Он с удовольствием будет повторять, отвечать вам. Таким образом тренируется речевой аппарат ребенка.
  • Собирайте вместе с малышом пирамидку и разбирайте. Стройте башенки из кубиков.
  • Играйте в жестовые игры.
  • Читайте малышу книги с картинками, показывайте при чтении на рисунки героев, называйте их.
  • Изучайте мир животных с помощью игрушек ребенка. Например, зайка прыгает, говорите «прыг-скок» и показывайте это действие.
  • Можно купить пальчиковые игрушки, на восьмом месяце жизни ребенок с удовольствием будет смотреть театр в мамином исполнении.
  • На восьмом месяце жизни ребенок очень интересуется предметами с кнопочками: пульты, телефоны и пр. Позволять малышу переключать телевизор не стоит, так как эта игра может понравится крохе больше других, а пользы от нее немного. Лучше подарить ребенку ненужный пульт или старый телефон, предварительно его протерев, пусть малыш нажимает на кнопочки и развивает моторику. Только следите за тем, чтобы кнопки не вынимались из новой игрушки.

Прививки ребенку в 7 месяцев не назначают.

Какой прикорм вы давали своему малышу в семь месяцев? Ваш малыш был спокойным ребенком или же постоянно требовал внимания?

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.

Постройте башенку из мягких кубиков большого размера - малыш разрушит ее ударом руки. Повторите эти действия многократно, и это доставит ребенку большую радость от совместной игры. При этом, когда вы снова и снова будете отстраивать башню, он будет отслеживать очередность выполняемых вами действий, понимать взаимосвязь предметов, анализировать результат своего действия.

  • Чудесные бутылочки.

Поместите в прозрачные ПЭТ бутылки небольшого размера различные мелкие предметы (пуговицы, монетки, яркие бусины, горошины и др.). 8-ми месячный малыш с неподдельным интересом будет рассматривать такую игрушку, наклонять и трясти ее, разглядывая, как перемещаются находящиеся внутри предметы.

  • Игрушки на шнурке.

Привяжите к кроватке игрушку на шнурке или на бельевой резинке. Ребенок будет перемещать ее по кровати, просовывать сквозь прутья и пытаться выбросить. Но игрушка повиснет на шнурочке и не упадет, ее снова можно будет подтянуть и бросить.

Развитие слухового внимания

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.



Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.
  • Комментируйте все действия , когда играете с сюжетной игрушкой. Рассказывайте малышу: машина приехала, развернулась, посигналила «би-би!», уехала. А тут птичка прилетела «чив-чив» и стала клевать крошечки «клю-клю, клю-клю».
  • Расширяйте знания об игрушках , которые изображают реальных существ: собачка, свинка, мишка, кукла. Уделяйте больше внимания общим деталям - таким, как носик, ушки, глазки.

И не забывайте делать побольше фото ваших замечательных 8-ми месячных деток. Они так быстро меняются!

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Восьмимесячный малыш уже активно познает мир, осваивает собственную территории. Он ползает, пытается подняться на ножки, интересуется всем вокруг. В то же время маленький член семьи начинает проявлять характер, отстаивать свою «точку зрения», становится требовательным.

Умственное и физическое развитие ребенка в 8 месяцев претерпевает много изменений, все вокруг ему кажется очень интересным, но в то же время пугающим. Зависимость малыша от мамы возрастает, он чувствует большую уверенность, когда она рядом с ним.

Физическое развитие ребенка

Восьмимесячный малыш весит приблизительно 8,5 кг — 8,7 кг. Мальчик может быть чуть тяжелее, чем девочка. Рост ребенка к этому возрасту немного замедляется, так как основная энергия тратится на развитие мускулатуры. Дети к восьми месяцам вырастают до 70-72 сантиметров. У многих уже есть несколько зубов, хотя их отсутствие ни о чем не говорит, первые зубки могут появиться и попозже. Ребенок продолжает питаться грудным молоком, хотя уже получает прикормы.

Для родителей наступает очень интересное время, ведь дома появляется настоящий исследователь, который хочет проникнуть всюду. Большинство детей в 8 месяцев прекрасно умеют ползать и быстро передвигаются. Их интересует буквально все, потому желательно спрятать опасные предметы туда, куда ребенку трудно дотянуться. Некоторые детки начинают в этом возрасте вставать на ножки с помощью опоры, приподниматься на носочках и приседать в таком положении. Правда опуститься обратно на пол самостоятельно у них получается не всегда. Первые разы у ребенка может начаться паника и он начнет звать маму с папой. Потом попытается сесть сам, шлепнувшись на попу. Чтобы ребенку не было больно падать, попробуйте научить его сгибать коленки и опускать на пол с меньшей высоты.

Малыш может самостоятельно сесть, находиться в таком положении не поддерживая себя. Руки его остаются свободными для игры. Он с удовольствием будет повторять за вами ритмичные движения, хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачки, вытягивать ручки над головой. Игрушки он активно изучает, пробует на зуб, сжимает пальчиками и ладошками, трясет, бросает. Если вы протянете ему какой-либо интересный предмет, он постарается отнять его у вас. При чем вы сами удивитесь, как окрепли его ручонки. Не менее активно идет развитие мелкой моторики. Ребенок уже может поднять совсем маленькую крошку двумя пальчиками. По назначению использует указательный палец, требует ту или иную игрушку, при чем показывает в нужную сторону, даже если ее не видит.

Ребенок в 8 месяцев уже умеет карабкаться по ступенькам и другим возвышенностям, правда не всегда способен слезть обратно. Он может залезть под стол, под шкаф или под стул. Начинает понимать, что с кровати или дивана можно упасть, потому останавливается у краешка. Правда надеяться слишком на его сообразительность, и оставлять одного не стоит. Ребенку еще не полностью удается контролировать свои движения, он может упасть, неосторожно развернувшись. Вообще, восьмимесячный карапуз очень активный. Он ни секунды не может усидеть на месте. Даже если взять его на руки, он изворачивается, мотает и кивает головой, машет ручками, иногда старается высвободиться из объятий и уползти по своим делам, узнавать «что?», «где?» и «почему?».

Итак, в 8 месяцев ребенок умеет делать следующие вещи:

  • Самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть, не поддерживая себя ручками
  • Активно ползает
  • Может подниматься на возвышенности, залезать под стулья
  • Встает на ножки с опорой
  • Активно развивает мелкую моторику рук
  • Начинает понимать опасность, останавливается на краю кровати

Не стоит форсировать события, пытаться в этом возрасте учить малыша ходить, слишком интенсивно заниматься с ним физическими упражнениями. Пусть его развитие идет своим естественным путем.

Зрение, слух и нервная система

К восьми месяцам жизни у ребенка значительно улучшается острота зрения, у большинства проходит физиологическое косоглазие. Дети начинают замечать мелкие детали на картинках, игрушках. Они могут подолгу рассматривать маленькие рисунки на простыне, обоях. Иногда малыш их щипает, пытается взять двумя пальчиками. Важным навыком в этом возрасте является понимания расположения предметов в пространстве. Ребенок соображает, что два кубика, поставленных друг на друга, могут бать разными предметами, а не одним. Больше всего его интересуют вещи круглой формы, например, мячики, он может подолгу катать их по полу, подбрасывать, сжимать рученьками. Также карапуз понимает, что предметы и люди не исчезают из поля зрения навсегда. Потому не пугается, если мама, играя с ним спрячется, а наоборот, веселится.

Звуки – это то что способно заинтересовать, отвлечь ребенка, не меньше ярких игрушек. Он подолгу трясет ключами или колокольчиком, чтобы услышать звон, шуршит полиэтиленовым пакетом, стучит погремушкой по стулу. Очень нравятся некоторым деткам резкие звуки, они приходят в восторг от грохота упавших кастрюль или столовых приборов, часто самостоятельно этот грохот устраивают.

Не менее важен для малышей голос мамы и папы, они любят чтобы с ними разговаривали. «Словарный» запас к этому возрасту уже увеличивается. Кроха может уверено произносить «мама» иногда «папа». Свои желания и эмоции выражает разными слогами, например, «ми», «ба», «ка». При чем повторяет их несколько раз подряд, говорит вместе разные слоги. В образовании звуков уже активно начинают брать участие губы и язык, хотя пока что-то внятное не очень получается.

Развитие нервной системы, к сожалению, не успевает за активным усвоением мира. Потому у восьмимесячного ребенка может нарушаться сон, хотя до этого все было в порядке. В норме ребенок в 8 месяцев должен спать 10-11 часов в ночное время, и два раза по 1,5-2 часа днем. Но бывает, что малыш просыпается ночью или просто начинает вертеться в кроватке, дергать ручками и ножками. Это значит, что его нервная системы перевозбуждена, процессы торможения не срабатывают во сне. Чтобы кроха была спокойней, можно вечером сделать массаж, включить перед сном спокойную музыку, спеть колыбельную. Активными играми лучше заниматься в первой половине дня, тогда ребенку будет спокойнее отдыхать ночью.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие малыша в 8 месяцев жизни значительно ускоряется. У него хорошо развивается память. Он способен вернуться к тому, чем занимался пару минут назад, если его отвлечь. Может спокойно повторить на следующий день простенькую игру, например, «тоси-тоси». Ребенок прекрасно различает лица родителей и свое, может узнавать себя и близких на фотографии. У него хорошо получается запоминать свойства предметов и использовать их. Он уже знает, что на кнопочки нужно нажимать, крышкой что-то закрывать.

Манипулирование с разными предметами – любимое занятия восьмимесячного малыша. Он начинает понимать местоположение предметов в пространстве, и постоянно с ними манипулирует. Особый интерес у него вызывают игрушки, которые могут раскладываться на множество частей. С удовольствием пытается сложить пирамидку или кубики. Если у него получается – бурно проявляет свою радость. Когда же его постигает неудача, может расплакаться. Также ему нравится складывать предметы в разные емкости, например, кубики или шарики в чашку. Если ребенку показать, как играть с тем или иным предметом, он с удовольствием будет это повторять, при чем даже через день два, без дополнительной подсказки.

Малыш к 8 месяцам жизни становится все более требовательным. Он нередко капризничает, если не удовлетворить его желание, но быстро успокаивается, когда его отвлекают на что-то другое. В этом возрасте появляются страхи. Некоторые дети боятся бытовой техники, громких резких звуков, машин. Они очень неуверенно чувствуют себя рядом с чужими, особенно если мамы нет в поле зрения. Такое эмоциональное состояние требует постоянного присутствия рядом папы и мамы. Не оставляйте ребенка самого с людьми, которых он плохо знает. Вместе с тем, покажите свое хорошее отношение к гостю, это позволит малышу скорее адаптироваться. Бытовую технику можно попробовать включать вместе, демонстрируя карапузу, что она совсем не страшная.

Если подбить итог умственных и эмоциональных навыков у малыша 8 месяцев, получится следующее:

  • У ребенка активно развивается память
  • Он хорошо манипулирует предметами, понимает их положение в пространстве
  • Становится требовательным, проявляет характер
  • Настороженно относится к чужим
  • У малыша появляются страхи, он нуждается в постоянном присутствии родителей.

Чтобы ум и эмоции ребенка развивались нормально, в доме должна быть спокойная атмосфера. Это даст младенцу чувство уверенности и позволит быстрее осваивать окружающий мир.

Уход за восьмимесячным малышом

Кормление ребенка в восемь месяцев уже смешанное, он получает в качестве прикорма овощное и фруктовое пюре, кашу, мяско. В этом возрасте начинают вводить мясной бульон. Все блюда прикорма должны быть протертыми, даже если у малыша уже есть зубки, у детей еще плохо развиты навыки жевания. Желательно давать младенцу продукты, которые редко вызывают аллергию. Это кабачки, шпинат, морковка, огурчики, картошка, капуста цветная и брюссельская. Из каш подойдут рисовая, гречневая, кукурузная, ячменная. Из меню нужно исключить цитрусовые, красные ягодки, помидорчики, сою, ни в коем случае нельзя давать шоколад. Смесь или грудное молоко дают 2-3 раза в день, остальное кормление заменяется прикормом. Если ребенок часто просыпается ночью из-за перевозбуждения, можно сохранить еще одно ночное кормление.

Одежда грудничка должна быть удобной для активных игр и ползанья. Не покупайте ребенку слишком большой размер на вырост, чтобы он не запутался в своих одежках, и не упал случайно. Не следует малыша кутать, пусть немножко закаляется. Надо только следить, чтобы пол был не очень холодным и чистым. Лучше, если на полу будет дерево, ковролин, а не плитка. Подгузники нужно менять регулярно, некоторое время ребенка можно подержать без них. В это время можно понемножку приучать кроху к горшочку. Стул у нее уже сформирован, и мама по поведению может проследить, когда она хочет какать. Не следует ждать быстрого результата, пока это для ребенка только игра и вырабатывание условного рефлекса.

Купание и общая гигиена в 8 месяцев не особенно изменяются. Ребенок дальше нуждается в ежедневных ваннах. Водные процедуры уже давно превратились для него в игру, так что принимает он их с удовольствием. В ванной он хватает резиновые игрушки, «топит» их и смотрит, как они всплывают, щипается, кусается, брызгает водой и радуется, когда мама станет мокрой. После смены подгузника нужно тщательно очищать кожу. Важно правильно подбирать детскую косметику, чтобы не возникало опрелостей. Внимательно следите за кожей, особенно если ввели в рацион новый продукт, мелкие высыпания, покраснение, могут быть проявлениями аллергии.

Занятия с ребенком в 8 месяцев

Как развивать ребёнка правильно, чтобы он не переутомился и получал от занятий удовольствие? Прежде всего нужно следить за его реакциями. Если малыш радуется всему, что вы ему показываете, значит можно смело продолжать. Когда он теряет интерес, лучше оставить его в покое. Ребенок очень активен, потому специальная гимнастика ему не понадобится. Попробуйте установить в детской комнате специальную безопасную горку, по которой карапуз сможет карабкаться. Переведите ребенка в вертикальное положение, поддерживая его под мышками, учите понемножку ходить. Можете купить специальные ходунки на колесиках, если есть место. Не забывайте подбрасывать и кружить малыша, для развития вестибулярного аппарата. Перед сном сделайте легкий успокаивающий массаж.


    Развитие ребенка по месяцам. Ребенку 8 месяцев. Почему он начал капризничать?

Развитие ребенка в 8 месяцев жизни идет чрезвычайно интенсивно: малыши окончательно осваивают новые способы передвижения, хорошо владеют рукой, у них появляются зачатки осознанной речи. В этом возрасте младенец активно подражает взрослым и легко обучается простейшим действиям. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев – читайте далее в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

Средний вес ребенка в 8 месяцев находится в пределах от 8,7 до 9,5 кг, а рост составляет от 70 до 71,2 см. По сравнению с прошлым месяцем, малыш должен прибавить в весе около 300–500 г и вырасти на 1,5 – 2 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 8 месяцев окружность головки составляет около 45,1–46 см, а груди – от 46,8 до 47,3 см.

Психомоторное развитие

В период с 8 до 9 месяцев у детей продолжают совершенствоваться навыки двигательной активности.

Движения. К 8 месяцам ребенок должен сидеть, удерживая спинку ровной без дополнительной опоры, «не заваливаясь» в течение 10 минут и дольше. При этом малыш способен самостоятельно садиться из положения лежа на спине и ложиться из положения сидя. Отсутствие умения уверенно сидеть – тревожный знак, который не всегда свидетельствует о серьезной патологии, но требует обязательного осмотра специалистов – педиатра, детского невролога и ортопеда.

В 8 месяцев укрепляются мышцы спины и ног, вследствие чего ребенок может вставать у опоры и ходить с поддержкой. Ползание на четвереньках также становится уверенным, однако дети, хорошо освоившие ходьбу вдоль опоры, от ползания могут отказываться.

Развивается мелкая моторика и движения рук: малыш может захватывать мелкие предметы указательным и большим пальцем, легко перекладывает игрушку из одной руки в другую; может взять предмет одной рукой, когда вторая рука занята. Он уверенно пользуется ложкой, способен есть сам и любит «кормить» взрослых.

Психоэмоциональное развитие. К 8 месяцам ребенок легко вовлекается в общение со взрослыми, «отвечая» на беседу и вопросы жестами и мимикой. Малыш может выражать свои эмоции, желания и мысли определенными, стереотипными движениями: закрывает ладошками глаза при испуге, машет рукой при прощании, хлопает в ладошки от радости и т.д.

В 8 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, и выполняет простые просьбы: «принеси мячик», «открой ротик» и т.д.; показывает пальчиком на названный предмет (при условии, что он ему знаком). Малыш способен понимать запреты и недовольные интонации взрослых и обижается, если его ругают.

Речь – происходит дальнейшее освоение произношения простых слов и повторяющихся слогов. Но уровень речевого развития может существенно отличаться у разных детей: кто-то произносит уже несколько слов, а кто-то лишь продолжает лепетать. Темпы развития речи зависят, главным образом, от активности общения с ребенком: чем чаще с ним говорят и читают ему, тем раньше заговорит и он. Однако это не единственный фактор: замедлить появление первых слов могут индивидуальные особенности малыша (флегматичность, замкнутость), нарушения созревания центральной нервной системы и связей в коре головного мозга, некоторые хронические заболевания.

Режим дня

К 8-месячному возрасту многие дети спят не 3, а 2 раза в день. Продолжительность дневного сна различная, и во многом зависит от эмоциональности, подвижности и режима ребенка. Если перед сном малыш гуляет на улице, то спать он, скорее всего, будет достаточно долго – от 1 до 2–3 часов. Общая продолжительность сна за сутки (дневной + ночной) – не менее 13 часов, из них 10 часов должно приходиться на ночной.

Чтобы избежать нарушений сна, с ребенком нужно обязательно гулять на свежем воздухе. При невозможности прогулок, когда не позволяет погода или состояние малыша, следует обязательно проветривать комнату перед тем, как укладывать младенца.

Другие вопросы

Питание. К 8 месяцам ребенок по-прежнему нуждается в 5-разовом кормлении, однако лишь 2 из них (утреннее и вечернее) должны быть молочными (грудное молоко или смесь). Остальные кормления к этому возрасту уже желательно заменить блюдами прикорма:

  • каши – глютеновые и безглютеновые, молочные (при отсутствии аллергии на молоко);
  • овощные и фруктовые пюре;
  • супы;
  • мясо и рыба;
  • сливочное и растительное масло;
  • яичный желток;
  • хлеб и печенье;
  • детские макаронные изделия;
  • компоты, травяные чаи, соки (при хорошей переносимости);
  • кисломолочные продукты – творог, к концу 8 месяца можно начинать вводить специальный детский кефир и йогурт (постепенно, до 100 мл за 1 раз).

Постепенно осуществляется переход на питание крупноизмельченной пищей: мясо подается в виде изделий из фарша (тефтельки, фрикадельки), овощи не взбивают блендером, а разминают вилкой.

Примерное меню малыша в 8 месяцев :

6.00 – смесь или грудное молоко;

10.00 – каша овсяная молочная со сливочным маслом, можно с фруктами;

14.00 – суп овощной, тефтели и хлеб, компот;

18.00 – творог или йогурт, фруктовое пюре, печенье, сок или вода;

22.00 – грудное молоко или смесь.

Игры и развитие. Становление умения уверенно сидеть является стимулом для приучения ребенка к горшку. Но следует знать, что понимать и осознавать свои действия, контролируя процесс мочеиспускания, малыш не сможет примерно до 1,5–2 лет. Тем не менее, попытки к высаживанию уже вполне можно предпринимать, стараясь «подловить» ребенка в моменты, когда он должен сходить в туалет.

Из игрушек лучшим выбором станут те, которые ребенок сможет самостоятельно собирать–разбирать (пирамидки, простейшие конструкторы, кубики), и те, которые позволяют увидеть (или услышать) результат после действия – детские музыкальные инструменты (барабан, ксилофон и др.), игровые центры, всевозможные пищалки и игрушки с загорающимися лампочками.

Учитывая возросшую активность 8-месячного ребенка, его способность к самостоятельному передвижению и стремление к исследованию всех окружающих вещей, нельзя забывать о технике безопасности. Все мелкие, острые, бьющиеся предметы должны быть убраны из детской зоны. Для защиты от бытовых травм можно использовать специальные закрепители для полок и выдвижных ящиков, смягчающие уголки для мебели и заглушки для розеток.